Коллективный способ обучения.

Денисова Нина Васильевна

В процессе работы в вечерней школе приходится сталкиваться с проблемой необходимости обучения детей с очень низким уровнем интеллекта , плохой памятью и отсутствием интереса к учёбе . Кроме того ,многие ученики вечерних школ приходят на занятия не за знаниями , а за общением , которого им не хватает дома . Ведь абсолютное большинство учащихся вечерних школ воспитываются в асоциальных семьях .КСО дают возможность совместить процессы обучения и общения .

Важным преимуществом использования методики Ривина в вечерней школе является возможность гибкого подхода к выбору форм обучения. КСО включает 4 организационные формы:

-индивидуальная;

-парная;

-групповая;

-коллективная.

В зависимости от числа учащихся в классе, их умственных возможностей , особенностей психологии каждого конкретного ученика и эмоциональной атмосферы в классе в каждой конкретной ситуации можно использовать разные формы обучения ( а иногда и несколько форм одновременно ).

У учащихся в процессе обучения воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорства и настойчивости достижения целей. В ходе работы с текстом идет сложная мыслительная деятельность учащихся, которая определяет развитие как содержательной стороны мышления (знаний), так и действительной операции, действия. Теснейшее взаимодействие знаний и действий является основой формирования различных приемов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.

Практика показывает, что при внедрении методики Ривина в учебный процесс, что именно организационная форма обучения «ученик-ученик» (учебное сотрудничество) предоставляет значительные резервы для формирования познавательной мотивации, способствующей повышению эффективности обучения, самооценки и развития личности ребенка в целом.

 

 

Можно выделить следующие преимущества КСО:

               В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.

               В процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

               Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе.

               Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.               

                Отпадает необходимость  сдерживания темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.

                Формируется адекватная самооценка личностных качеств учащихся, собственных возможностей, достоинств и ограничений.

                Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

 

Подготовка учебного материала. Методика Ривина.

   

              Выбирается небольшая тема. Весь материал ее разбивается на порции, и каждая порция оформляется на карточку. Набор карточек, содержащий всю информацию, назовем блоком заданий, в котором содержится 4 карточки (т.к. в группе работает 4 ученика), каждая карточка содержит идею, отличную от идеи другой карточки.  

       

                      Структура карточек.

         Карточка состоит из двух частей: первая для ввода, она же для взаимообмена. Задание для ввода носит репродуктивный характер, это материал, который ученик должен разобрать, научиться объяснять товарищу, записать самое главное ему в тетрадь. Здесь идет работа над текстом параграфа, часто с использованием дополнительной литературы, справочников.

       Во второй части (задание второго уровня)- задания на закрепление и отработку полученных знаний. Эти задания предусматривают элементы творческого характера.

                                      Карточка №1

 Тема                      

 

Задания первого уровня

Задания второго уровня

Основные биологические молекулы живой материи.

Прочитать §44 автор Пономарева И.Н., §  37 Полянский Ю.И.

Ответьте на вопросы, 1.Какие химические элементы относят к макроэлементам. Почему? 2.Какова биологическая роль воды в клетке? 3.Каковы основные функции углеводов.      4.Перечислите основные биологические функции липидов и белков.    5.Дайте сравнительную характеристику ДНК и РНК.

   1.В чем вы видите единство живого и неживого?       2.Каждый вид живых организмов имеет свой универсальный набор белковых молекул. Чем объясняется многообразие белковой молекулы?

 

 

Конструирование дидактического материала.

              Опыт проведения коллективных занятий по методике Ривина показал, что работа с текстами проходит успешно, если при их разработке учитывать следующие требования:

                             1..В текстах должны содержаться достоверные научные факты, и они должны удовлетворять требованиям программы.

                   2.Тексты должны быть интересными, включать современный материал, отражать жизненный опыт учащихся.

               3.В текстах должна проявляться связь с имеющимися знаниями учащихся, в них должны со­держаться региональные сюжеты (народнохозяйственные, экологические, краеведческие).

                  4.Между частями текста и между самими текстами по изучаемой теме должна прослеживаться связь. Части текста должны быть небольшими по объему (15-18 строк машинописного текста через 2 интервала).

                     5.Тексты не должны быть перегружены цифровой информацией. Количество незнакомых терминов должно быть сведено к минимуму.

                  6.Главная мысль каждой части текста должна быть "видимой" для школьников. Примеры, иллюстрирующие главную мысль абзаца, должны быть понятными и значимыми. Целесообразно в тексты включать интересные высказывания ученых.

                 7. Тексты должны содержать достаточно материала для самостоятельных выводов.

                 8. Тексты должны быть написаны простым запоминающимся языком и легко восприниматься на слух, располагая, слушателя к общению. Коллективному занятию по методике Ривина должна предшествовать обзорная лекция, на которой учитель знакомит школьников с темами текстов. Поэтому, несмотря на различные темы, ученик может начать работу с любого текста.

                     Итак, на коллективном занятии по методике Ривина решается дидактическая задача изучения материала, а не его отработка, поэтому подготовка учителя к проведению таких занятий будет иная.

Организация работы по методики Ривина.

Содержание урока

Организация работы

1.Организационный момент.

Настраивание на учебную деятельность.

2.Постановка целей и задач.

Сообщение задач урока учителем, мотивирование планируемых результатов.

3.Работа учащихся.

По алгоритму учащиеся отрабатывают варианты заданий одного вида.

4.Выход на контроль.

В диагностиках или контрольных работах плюс самоконтроль, взаимоконтроль во время занятий по МР.

Учет выполнения работы.

С данными работы по методике Ривина учащиеся знакомятся на предыдущем уроке - уроке подготовки к коллективному занятию. Учащиеся заранее готовят таблицу, в которой будут отражать результаты своей работы. Приведем образец такой таблицы:

Таблица 1  Методика Ривина Тема:   «Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах» Цвет сигнала.

 

Фамилия, имя партнера

Цветовой сигнал

Ответ на вопрос: "О чем здесь говорится? " (Записывает партнер)

Ответ на вопрос: "Что об этом говорится?" (Записывает хозяин текста)

 

 

 

На таких коллективных занятиях у школьников приобретаются умения формулировать главные мысли прочитанных абзацев (частей текста), составлять план и краткий конспект прочитанного, передавал содержание проработанного текста, находить в тексте полезную информацию, которая может быть использована в повседневной жизни. Кроме того, ставится задача учить школьника культуре общения: слушать и слышать друг друга, считаться с мнением партнера, приходить к согласию: по обсуждаемым вопросам, оказывать помощь друг другу.  

Результаты деятельности.

 

               

                 На занятиях по методике Ривина формируются способности школьников к самооценке, развиваются навыки сотрудничества и делового общения, формируется чувств ответственности, долга, терпимости, умения выслушать партнера, прийти к единому мнению. Все это приводит к повышению уровня культуры общения учащихся.

                   Обучающие находятся в постоянной деятельности по добыванию знаний,  в результате у обучающихся развивается внимание,  мышление, память и речь.

                 Школьники лучше и быстрее узнают друг друга, а учитель лучше узнает индивидуальные особенности и интересы учащихся, следовательно, осуществляется индивидуальный подход к обучению и развитию ребенка;

                  Учитель имеет больше возможности для выявления причин затруднения в обучении и особенностей работоспособности своих учащихся, что позволяет вносить обоснование и своевременные коррективы в методику обучения. Прослеживать развитие, как отдельных учащихся, так и класса в целом.                      

 

 

  

 

 

 

 

Проведение коллективного занятия по методике Ривина

 

Вначале необходимо правильно определить структурные формы организации обучения.

1.Вначале учащихся надо научить работать в парах постоянного состава. Перед учащимися ставится задача: научиться общаться в конструктивном диалоге, научиться говорить, выражать свои мысли. Учащиеся читают друг другу текст, анализируют и изучают его. На данном этапе используется методика по абзацной проработки текста . Получив тему, ученик находит себе партнера (чаще это сосед по парте, но можно выбрать партнера и произвольно) и работать с ним над первым абзацем своей темы. Учащиеся вместе читают абзац, находят не знакомые и малопонятные слова и словосочетания, обсуждают их, выясняют значения. Ученик,  над темой которого идет работа, записывает их в тетрадь. Затем ребята вместе выделяют основную мысль абзаца, озаглавливают его. Заголовок абзаца хозяин темы записывает себе в тетрадь. После этого он работает над первым абзацем своего партнера, т.е. вместе с ним читает, обсуждает, озаглавливает абзац, помогает объяснить значение новых слов. Когда тема проработана в парах совместного состава, ученик,  также в паре, пересказывает свою тему по заголовкам абзаца и письменно выполняет задание к теме. После этого в таблице учета делается отметка о прохождении учащимися данной темы. И он берет следующую тему.

2.После того, как записан состав крови, нужно поработать со схемой кровообращения или рисунками.

3.Диктант со следующим письменным выполнением. Например: из множества продиктованных слов выбрать те, которые характеризуют данный процесс.

 4.Затем учащиеся переходят к работе в парах сменного состава. Работать в паре, т.е. научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказывать свое мнение и выслушать мнение товарища;

Работать с карточкой: читать и формулировать прочитанное, ставить вопросы к тексту, выделять главную мысль, объяснять значение слов, озаглавливать текст, четко свое понимание и мысль.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                 12-7-1.                                                          

Тема 7.        Информационная карта урока

Урок 1.        Молекулярный уровень жизни

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

                1.Сформировать представления учащихся о молекулярном уровне жизни, химическим составом клетки, раскрыть свойства и значение воды, солей и органических веществ.

               2.Ознакомить учащихся с видами нуклеиновых кислот, их строением и функциями, АТФ. Процессами в живых системах молекулярного уровня.

               3.Сформировать понятия «биополимеры», «биомолекула», «углеводы», «липиды», «биосинтез» и др.

Развивать у учащихся:

     -логическое мышление через умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

     -эмоциональность, используя яркие примеры и иллюстрации;

     -познавательный интерес.

  Содействовать формированию:

   -убежденности в познаваемости мира и его закономерностей;

   - основных мировоззренческих идей: причинно-следственной связи между явлениями.

   Воспитывать экологическую грамотность.

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

  1.Организационный момент.

  2.Постановка целей и задач.

  3.Изучение нового материала.

           1.Структурные элементы молекулярного уровня жизни: белки; биомолекулы; углеводы; ДНК и РНК; липиды; АТФ; полимеры; мономеры.

    2.Уникальность макромолекулы.

    3.Основные процессы (синтез и распад).

    4.Организация молекулярного уровня жизни.

    5.Значение молекулярного уровня живой материи.  


    4.Задание на дом. Записи в тетрадях..

Методы

1.Общие: объяснительно-иллюстративный.

2. Частные: словесно-наглядный

3.Конкретные: рассказ с элементами беседы.

Средства

4.Предметные: учебник, рабочая тетрадь, таблица.

5.Практические: письменные упражнения, трудовая деятельность.

 6.Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, синтез.

 7.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

Групповая.

Учащиеся должны уметь:

   

           характеризовать физико-химические и биологические особенности биологических молекул;

      определять понятия «биополимеры», «биомолекула», «углеводы», «липиды», «биосинтез» и др.

     уметь применять знания по биологии для объяснения функций живого вещества.

    производить самоконтроль и взаимоконтроль

   

Технологическая карта урока по теме «Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе»

Урок – 1.

                         


Этапы


Задачи урока


Методы, средства, формы


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Прогнозируемые результаты

1

2

3

4

5

6

  1. Организа-
    ционный.

Подготовить учащихся к работе.

м: словесный.

  1. Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку.
  2. Учитель сдержан, терпелив,
    требователен.

  1. Приветствие.
  2. Полная готовность к уроку.

Полная готовность, быстрое включение в работу.

  1. Постановка цели и задач.

Организовать и направить познавательную деятельность, сформулировать задачи урока.

м: эвристическая беседа;

с: эмоциональные, интерес;

ф: фронтальная.

Наводит на значимость новых знаний в жизненно-познавательном опыте, объясняет микроцели урока.

Слушают, записывают тему урока в тетрадь, формулируют задачи.

Сформулированные учебные задачи.

Ш.Усвоение новых знаний..

Обеспечить:

  1. усвоение понятий «биомолекула», «углеводы», «липиды», «биосинтез»;

уметь применять знания по биологии для объяснения функций живого вещества.

    производить самоконтроль и взаимоконтроль

  1. характеризовать физико-химические и биологические особенности биологических молекул; основными процессами (синтез и распад).


м: словесный

беседа с элементами средств наглядности

ср:

  1. наглядные пособия:
  1. таблицы;
  2. учебник;
  1. интеллектуальные:
  1. сравнение;
  2. анализ;
  3. обобщение;
  1. эмоциональные:
  1. интерес.

ф: групповая

  1. Ставит задачу: о молекулярном уровне жизни, химическом составе клетки (запись на доске) и объяснить название соединений.

На основании беседы делает совместно с учащимися вывод о свойствах и значение воды, солей и органических веществ  клетки.

  1. Знакомит с уникальностью макромолекул.


  1. Знакомит с основными процессами (синтез и распад).


4.Предлагает проанализировать материал учебника § 43 стр.177 .Организация молекулярного уровня жизни.


5. Обсуждает с учащимися о значение молекулярного уровня живой материи.  



Анализируют состав, делают вывод о свойствах и значение воды, солей и органических веществ  клетки.



  1. Вспоминают строение и свойства белков, липидов, нуклеиновых кислот.


  1. Анализируют, называют основные процессы и их свойства.
  2. Сравнивают и делают вывод о организации молекулярном уровни жизни.


  1. Характеризуют отличие стратегии молекулярного уровня жизни от стратегии клеточного уровня жизни.



Активность познавательной деятельности учащихся Эффективность восприятия и осмысления новых знаний Составление конспекта 

Развитие интеллектуальных умений:

  1. анализировать
  2. сравнивать

делать выводы



        

IУ.Закрепление знаний.

1. Закрепить в памяти знания:

  1. определение понятий «биомолекула», «углеводы», «липиды», «биосинтез»;

уметь применять знания по биологии для объяснения функций живого вещества.

2. Формировать умения:

  1. анализировать
  2. сравнивать

делать выводы


м: словесно-наглядный:

  1. самостоятельная

работа с учебником

  1. конспекты.

ср:

  1. предметные:
  1. учебник
  2. тетрадь
  1. интеллектуальные:
  1. анализ
  2. синтез
  3. сравнение
  4. выводы

ф: групповая

  1. Дает задание.

   Задает вопросы.

  1. Выполняют задания, пользуясь конспектом.
  2. Обговаривают результаты с соседом по парте, при возникновении вопроса или противоречия консультируются у учителя.

Проверяют правильность выполнения работы.

  1. Качественное выполнение заданий

Устранение ошибок.

1

2

3

4

5

6

  1. Домашнее задание.

 Сообщить учащимся домашнее задание.

  1. Разъяснить методику выполнения.


ф: групповая

  1. Дает задания, комментирует методику выполнения их (некоторых)
  1. Записывают домашнее задание. Понимают его содержание
  1. Правильное выполнение всеми учащимися домашнего задания.

                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                            12-7-2.

Тема 7.        Информационная карта урока

Урок 2. . Изучение текстов по алгоритму М.Р. Диагностика 1 Тема «Основные биологические молекулы живой материи»

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

Сформировать умения:

                                               Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о молекулярном уровне жизни. Основные биологические молекулы живой материи. Процессы синтеза в живых системах молекулярного уровня. Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах. Регуляторы биомолекулярных процессов

                       Продолжить формировать умения самостоятельно работать с алгоритмом по МР; оценивать свои результаты.


   Развивать:

     - умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сообщать изученные понятия;

     -стремление самостоятельно добывать знания;

     -познавательный интерес школьников, используя данные об изучаемых явлениях в окружающей природе;

      -предметную речь, устойчивость и переключаемость внимание, слуховую и зрительную память.

   При работе учащихся наиболее подготовленных по биологии, обратить особое внимание на развитие определенных сторон их интеллекта, способностей.

 

Содействовать формированию:

   -мировоззренческих взглядов учеников;

   -нравственных качеств, как сотрудничество и товарищеская взаимопомощь.

 Формировать коммуникационные умения (умение работать в паре, группе), качества, необходимые для делового партнерства.

   Заботиться о рациональной организации труда.

   Воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

     

     1.Организационный момент.

     2.Прстановка цели и задач урока.

     3.Повторение алгоритма работы по МР

     4. Индивидуальная работа по алгоритму. Основные биологические молекулы живой материи.

     5. Проверка выполнения заданий.

     6.Работа по алгоритму  МР в ППС (работа в группах, согласно алгоритму)

         Процессы синтеза в живых системах молекулярного уровня.

         Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах.

          Регуляторы биомолекулярных процессов.

      7.  Диагностика 1

     8.Задание на дом. Конспект.

Методы

     1.Объяснительно-иллюстративные.

     2.Словесно-наглядно-практический

     3.Самостоятельная работа по модели,
рассказ, беседа.

Средства

  1. Предметные: карточки с текстами, алгоритм по МР, конспект
  2. Практические: заполнение таблицы, выполнение письменных упражнений;
  3. Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;
  4. Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

.Форма устного контроля: групповая


Учащиеся должны уметь:

    характеризовать принципиальное отличие биосинтеза белков и углеводов;

      пояснять свойства биологических молекул;  

      называть сходство и различие клеточного дыхания и фотосинтеза;

     характеризовать значение регуляторов биохимических процессов клетки как свойство молекулярного уровня живой материи;

  .    самостоятельно выполнять задания по алгоритму МР;

    производить самоконтроль и взаимоконтроль

Технологическая карта урока по теме «Основные биологические молекулы живой материи» Изучение текстов  КСО по МР.

Урок 2.


Этапы


Задачи урока


Методы, средства, формы


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Прогнозируемые результаты

I.Организационный.

Подготовка учащихся к работе.

м: словесный.


ф: групповая

  1. Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку.
  2. Учитель сдержан, терпелив,
    требователен.

  1. Приветствие, полная готовность к уроку: учащиеся сидят по группам в 4 человека.

Полная готовность, быстрое включение в работу.

II. Постановка целей и задач.

Организовать познавательную деятельность учеников: процессах синтеза и расщепления живых системах молекулярного уровня регуляторах биомолекулярных процессов.

 

м: словесный

ср: интеллектуальные

ф: групповая

Сообщение темы, цели и задач урока, формы работы.

Учащиеся точно представляют результат своей деятельности, форму отчета о работе.

Понимание цели   активная деятельность  результат.

III. Повторение алгоритма работы по МР.

Определить алгоритм работы в ППС по МР.

м: объяснительно-иллюстративный

ср: алгоритм,

ф: групповая

  1. Организует проработку алгоритма работы по МР.
  2. Добивается полного понимания учениками порядка их деятельности.

Осознают порядок своей деятельности в процессе работы по МР.

Полная готовность к работе в ППС.

IV. Индивидуальная работа по алгоритму.

  1. Выполнить индивидуальное задание по первому абзацу.
  2. Развитие умственной самостоятельной деятельности учащихся.

М: самостоятельная работа

ср:  учебные пособия.

Ф: групповая

При необходимости оказывает помощь учащимся в выполнении заданий.

Выполняют письменно задания по алгоритму с текстом учебной темы.

Выполнены задания по первому абзацу.

 

 V. Проверка выполнения заданий.

Организовать проверку выполнения заданий.

м: репродуктивный

ср: тетради с записями учащихся.

Организует проверку, оказывает помощь при необходимости.

Проверяют правильность выполнения заданий, готовятся к передаче информации партнеру.

Задания выполнены верно.

  VI. Работа в ППС по алгоритму МР.

  1. Развитие коммуникативной культуры учащихся.
  2. Формирование биологического языка.
  3. Закрепление знаний, умений по теме.

М: словесно-наглядный

ср: записи учащихся

ф: групповая

  1. Координирует при необходимости работу в ППС.
  2. Организует проверку выполнения заданий по текстам учебника

  1. Обмениваются информацией – обучают друг друга.
  2. Выполняют задания по новым карточкам, проверяют, передают информацию новому партнеру, получают информацию от него.
  3. Выставляют оценки в лист учета.
  1. Активность
  2. Познавательный интерес
  3. Удовлетворение от работы с разными партнерами в группе
  4. Качественное усвоение знаний
  5. Формирование умений.

VII.Диагностическая работа № 1.

Проверить степень сформированности умений, усвоения знаний по теме.

М: самостоятельная работа

ср: интеллектуальные

ф: индивидуальная

Задает вопросы учащимся.

Отвечают на вопросы.

Усвоение изученного материала.

VIII.Подведение итогов урока.

Подвести итоги урока

м: словесно-наглядный

ср: лист учета

ф: групповая

  1. Объявляет результаты работы, анализируя Лист учета.
  2. Благодарит за работу.

Воспринимают информацию, получают удовлетворение полученными результатами.

Удовлетворение от проделанной работы и полученных результатов.

1Х. Домашнее задание.

Сообщить учащимся о ДЗ, разъяснить методику выполнения ДЗ 

М.беседа

Комментарий по выбору и выполнению ДЗ 

Запись ДЗ, понимание содержания и способа выполнения ДЗ 

Правильное выполнение ДЗ всеми учащимися 

12-7-3.

Тема 7         Информационная карта урока

Урок 3.        Изучение текстов по  МР. Диагностика 2  «Процессы синтеза в живых системах молекулярного  уровня».

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

Сформировать умения:

                        Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о биохимических реакциях, протекающих на молекулярном уровне: фотосинтезе и биосинтезе. Последовательностью процессов синтеза их сходством и различием; ролью ферментов и нуклеиновых в этих процессах.

Продолжить   формирование умения самостоятельно работать с алгоритмом по МР; оценивать свои результаты.


  Развивать логическое мышление через умение сравнивать, анализировать, обобщать,   умение самостоятельно выполнять задания.

  Развивать произвольное внимание,  предметную культуру речи.                      

     Воспитывать уважительное отношение к труду, аккуратность и четкость.

      Коммуникативную культуру учащихся,

 содействовать рациональной организации

       учебного труда.

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

  1.Организационный момент.

  2.Постановка целей и задач.

  3.Подготовительная  работа к коллективному занятию по методике Ривина: повторение алгоритма работы по МР;  объяснение объема работы.

    4.Работа по методике Ривина

-индивидуальная письменная работа по карточкам двух видов;

   -проверка учителем выполненных заданий;

   -работа в парах - объяснение хода решений своих заданий.

  5.Диагностика 2.

  6.Подведение итога работы.

  7.Домашнее задание.


Методы

Общие: объяснительно-иллюстративный;

Частные: словесно- практический;

Конкретные: беседа, самостоятельная работа.

Средства

1.Предметные: учебник, рабочие тетради,   карточки 2-х видов заданий, по МР 4-х видов, алгоритм работы по МР.

2.Практические: письменные упражнения;

3.Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

 4.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

  -парная;

  -коллективная.

Учащиеся должны уметь:

         пояснять различия искусственных и естественных полимеров;

  .   называть экологические проблемы, связанные с  накоплением в биосфере пестицидов, диоксина;

      называть проблемы связанные с применением и  переработкой отходов искусственных полимеров;

      назвать болезни связанные с нехваткой или избытком микроэлементов у организмов;  

    самостоятельно выполнять задания по алгоритму МР;

    производить самоконтроль и взаимоконтроль

 

Технологическая карта урока по теме «Процессы синтеза в живых системах молекулярного уровня». МР. КСО.

   Урок – 3.        .


Этапы


Задачи урока


Методы, средства, формы


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Прогнозируемые результаты

I.Организационный.

Подготовка учащихся к работе.

м: словесный.


ф: групповая

  1. Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку.
  2. Учитель сдержан, терпелив,
    требователен.

  1. Приветствие, полная готовность к уроку: учащиеся сидят по группам в 4 человека.

Полная готовность, быстрое включение в работу.

II. Постановка целей и задач.

Организовать познавательную деятельность учеников: усвоение знаний

о биохимических реакциях: фотосинтезе и биосинтезе. Последовательностью процессов синтеза их сходством и различием; ролью ферментов и нуклеиновых в этих процессах

м: словесный

ср: интеллектуальные

ф: групповая

Сообщение темы, цели и задач урока, формы работы.

Учащиеся точно представляют результат своей деятельности, форму отчета о работе.

Понимание цели   активная деятельность  результат.

III. Повторение алгоритма работы по МР.

Определить алгоритм работы в ППС по МР.

м: объяснительно-иллюстративный

ср: алгоритм, карточки- задания

ф: групповая

  1. Организует проработку алгоритма работы по МР.
  2. Добивается полного понимания учениками порядка их деятельности.

Осознают порядок своей деятельности в процессе работы по МР.

Готовы к работе в ППС.

  IV. Работа в ППС по алгоритму МР.

  1. Развитие коммуникативной культуры учащихся.
  2. Формирование биологического языка.
  3. Закрепление знаний, умений по теме.

М: словесно-наглядный

ср: записи учащихся

ф: групповая

  1. Координирует при необходимости работу в ППС.
  2. Организует проверку выполнения заданий по очередным карточкам.

  1. Обмениваются информацией – обучают друг друга.
  2. Выполняют задания по новым карточкам, проверяют, передают информацию новому партнеру, получают информацию от него.
  3. Выставляют оценки в лист учета.
  1. Активность
  2. Познавательный интерес
  3. Удовлетворение от работы с разными партнерами в группе
  4. Качественное усвоение знаний
  5. Формирование умений.

 V. Проверка выполнения заданий.

Организовать проверку выполнения заданий по карточкам-подсказкам.

м: репродуктивный

ср: тетради с решением, карточки для проверки заданий.

Организует проверку, оказывает помощь при необходимости.

Проверяют правильность выполнения заданий, готовятся к передаче информации партнеру.

Задания выполнены верно.

VI.Диагностическая работа № 2.

Проверить степень сформированности умений, усвоения знаний по теме.

М: самостоятельная работа

ср: карточки с диагностической работой № 2, тетради

ф: индивидуальная

Контроль над выполнением заданий

1.Охарактеризуйте принципиальное отличие биосинтеза углеводов от биосинтеза белков.

2.Объясните, в чем проявляется системный характер биосинтеза.

3.Охарактеризуйте первую и вторую стадию фотосинтеза.

Выполнение заданий.

Усвоение изученного материала.

VII.Подведение итогов урока.

Подвести итоги урока

м: словесно-наглядный

ср: лист учета

ф: групповая

  1. Объявляет результаты работы, анализируя Лист учета.
  2. Благодарит за работу.

Воспринимают информацию, получают удовлетворение полученными результатами.

Удовлетворение от проделанной работы и полученных результатов.

УШ.

Домашнее задание

 Сообщить учащимся домашнее задание.

  1. Разъяснить методику выполнения.


ф: групповая

  1. Дает задания, комментирует методику выполнения их (некоторых)
  1. Записывают домашнее задание. Понимают его содержание
  1. Правильное выполнение всеми учащимися домашнего задания.

                                                                                                                                                                                                                     12-7-7                                                                                                                  

Тема 7.        Информационная карта урока

Урок 7.        Отработка содержания уроков 1-6 «Молекулярный уровень жизни».

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

          1. Закрепить умения работать с учебной литературой.

          2.Обеспечить в ходе урока закрепление знаний о молекулярном уровне жизни.

            3.Формирование умений и навыков прогнозирования экологически опасных явлений в природе.

            4.Продолжить формирование умений            характеризовать физико-химические и биологические особенности биологических молекул

           

   

  1. Развивать логическое мышление через формирование умений:

          выделять главное;

          сравнивать;

           обобщать;

           устанавливать причинно-следственные связи        

  1. Развивать интерес к познанию окружающего мира веществ и явлений.

.                      

     1. Воспитывать стремление к самообразованию,       аккуратность и четкость,  коммуникативную культуру учащихся.

   2.Формировать диалектико-

 материалистическое мировоззрение

   3.Содействовать рациональной организации

       учебного труда.

Содержание урока

Методический инструментарий

Результаты

 1.Организационный момент.

 2.Постановка целей и задач.

 3.Контроль знаний.

   1. Обсуждение вопросов

   2.Фронтальный опрос.  

   3.Тестирование.

4Подведение итогов урока.

 5.Задание на дом.

Методы

   1.Частично-поисковый

   2.Словесно-наглядно-практический

   3.Самостоятельная работа, рассказ, беседа.

Средства

    4.Предметные: дидактический материал;

    5.Практические: выполнение письменных упражнений; решение задач.

    6.Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

    7.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Форма

Групповая.

Учащиеся должны уметь:

   - характеризовать физико-химические и биологические особенности биологических молекул;

   - прогнозировать экологические проблемы;

   - определять понятия «биополимеры», «биомолекула», «углеводы», «липиды», «биосинтез» и др.

    - уметь применять знания по биологии для объяснения функций живого вещества.

   - обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе;

Тема 7. Урок 7   Технологическая карта урока  Отработка содержания уроков 1-6  «Молекулярный уровень жизни».

Этапы

Задачи урока

Методы, средства, формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прогнозируемые результаты

1.Организационный

Подготовка учащихся к работе.

М.словесный

  1. Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Приветствие, полная готовность к уроку: учащиеся

Полная готовность, быстрое включение в работу.

II. Постановка целей и задач

Организовать познавательную деятельность учеников

м: убеждение

ср: аргументированность, доказательность

ф: групповая

Сообщение темы, цели и задач урока, формы работы.

Учащиеся точно представляют результат своей деятельности, форму отчета о работе.

Понимание цели   активная деятельность  результат.

Ш.Этап проверки знаний

Организовать целенаправленную

познавательную деятельность учащихся

м: словесный

ср: эмоциональные: интерес, практические.

ф: групповая

1.Учитель контролирует деятельность учащихся; обсуждение вопросов.


2.Учитель проводит фронтальный опрос.

 

3.Учитель проводит самостоятельную работу.

4.Выступление учащихся.

Учащиеся обсуждают вопросы.



Учащиеся отвечают на вопросы.


Учащиеся выполняют самостоятельную работу.

Развитие интеллектуальных умений:

  1. анализировать
  2. сравнивать

делать выводы


1У. Этап Подведение итогов урока

Подвести итоги урока

м: словесно-наглядный

ср: лист учета

ф: групповая

  1. Объявляет результаты работы, анализируя «Лист учета».
  2. Благодарит за работу.

  1. Воспринимают информацию, получают удовлетворение полученными результатами
  1. Удовлетворение от проделанной работы и полученных результатов.

У. Этап домашнего задания.

Сообщить учащимся домашнее задание.

Разъяснить методику выполнения.

ф: групповая

Дает задания, комментирует методику выполнения их (некоторых)

Записывают домашнее задание. Понимают его содержание

Правильное выполнение всеми учащимися домашнего задания.

                                             Лист учителя.

                                            1.Обсуждение вопросов:

              1.Что ожидает человечество в ХХ1 веке? Предложите ваши модели развития мира.

              2.Экологическая культура - насущная задача человечества.

              3.Внешние и внутренние стороны культурности человека.

         2.Устный опрос (фронтально).

              1.Что такое мономер?

              2.Что называется полимером?

              3.Назовите соединения, которые относятся к полимерам.

              4.Какое соединение является мономером крахмала?

              5.Чем образована первичная структура белка?

              6.Что такое ферменты? Какова их роль в клетке?

              7.Что такое витамины?

              8.Перечислите разновидности РНК.            

             

        3.Письменный опрос по вариантам:

                1.Вода обладает способностью растворять вещества, потому что

                    а) ее молекулы полярные;

                    б) атомы в ее молекуле соеденены ионной связью;

                    в) между ее молекулами образуются водородные связи.

                2.Какой нуклеотид комплементарен аденину в молекуле ДНК:

                    а) гуанин;

                    б) урацил;

                    в) тимин;

                    г) цитозин.

                3.Какие объекты относятся к молекулярному уровню организации живого:

                    а) клевер;

                    б) гемоглобин;

                    в) амеба;

                    г) болото;

                    д) бактерия.

                4.Наиболее энергоемкими являются:

                    а) жиры;

                    б) нуклеиновые кислоты;

                    в) белки;

                    г) углеводы.

                 5.Из перечисленных ниже выберите моносахариды:

                     а)  рибоза;

                     б) сахароза;

                     в) целлюлоза;

                     г) глюкоза.

                   Презентация учащихся своих творческих работ.

              1. «Вода – чудо природы». Приложение №4

              2. «Самоочищение водоемов». Приложение №5

              3. «Многообразие белков и их функций».

              4. «Нуклеиновые кислоты и наследственные заболевания»

    5. «Нуклеиновые кислоты и народное хозяйство»

    6. «ВИЧ/СПИД культура половых отношений» Приложение №6

    7. «Анализ воды органолептическим методом»  Приложение №7

                 

                        Подведение итогов занятия.

                   

( В процессе  подготовки творческих работ учащимися провожу консультации приложение №8)


 

Комментарии

Денисова Нина Васильевна

Деятельность учащихся на уроках КСО обеспечивает:
Более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса;
Повышение уровня осмысления материала;
Рост числа нетрадиционных решений;
Перенос знаний и умений( «То, что дети могут сделать сегодня только вместе, они завтра в состоянии сделать самостоятельно»)
Формирование положительного отношения к изучаемому материалу и к самому предмету в целом (Учащиеся с большой готовностью возвращаются к пройденному материалу, углубляют и расширяют полученные знания);
Формирование готовности не отвлекаться от решаемой задачи (больше занимаются темой в отведенный промежуток времени);
Формирование более дружественной, доброжелательной обстановки в классе;
Повышение самооценки и коммуникационной компетентности школьника и, в конечном счете, большее психическое здоровье.