Коллективный способ обучения.
В процессе работы в вечерней школе приходится сталкиваться с проблемой необходимости обучения детей с очень низким уровнем интеллекта , плохой памятью и отсутствием интереса к учёбе . Кроме того ,многие ученики вечерних школ приходят на занятия не за знаниями , а за общением , которого им не хватает дома . Ведь абсолютное большинство учащихся вечерних школ воспитываются в асоциальных семьях .КСО дают возможность совместить процессы обучения и общения .
Важным преимуществом использования методики Ривина в вечерней школе является возможность гибкого подхода к выбору форм обучения. КСО включает 4 организационные формы:
-индивидуальная;
-парная;
-групповая;
-коллективная.
В зависимости от числа учащихся в классе, их умственных возможностей , особенностей психологии каждого конкретного ученика и эмоциональной атмосферы в классе в каждой конкретной ситуации можно использовать разные формы обучения ( а иногда и несколько форм одновременно ).
У учащихся в процессе обучения воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорства и настойчивости достижения целей. В ходе работы с текстом идет сложная мыслительная деятельность учащихся, которая определяет развитие как содержательной стороны мышления (знаний), так и действительной операции, действия. Теснейшее взаимодействие знаний и действий является основой формирования различных приемов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.
Практика показывает, что при внедрении методики Ривина в учебный процесс, что именно организационная форма обучения «ученик-ученик» (учебное сотрудничество) предоставляет значительные резервы для формирования познавательной мотивации, способствующей повышению эффективности обучения, самооценки и развития личности ребенка в целом.
Можно выделить следующие преимущества КСО:
В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.
В процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе.
Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.
Отпадает необходимость сдерживания темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.
Формируется адекватная самооценка личностных качеств учащихся, собственных возможностей, достоинств и ограничений.
Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
Подготовка учебного материала. Методика Ривина.
Выбирается небольшая тема. Весь материал ее разбивается на порции, и каждая порция оформляется на карточку. Набор карточек, содержащий всю информацию, назовем блоком заданий, в котором содержится 4 карточки (т.к. в группе работает 4 ученика), каждая карточка содержит идею, отличную от идеи другой карточки.
Структура карточек.
Карточка состоит из двух частей: первая для ввода, она же для взаимообмена. Задание для ввода носит репродуктивный характер, это материал, который ученик должен разобрать, научиться объяснять товарищу, записать самое главное ему в тетрадь. Здесь идет работа над текстом параграфа, часто с использованием дополнительной литературы, справочников.
Во второй части (задание второго уровня)- задания на закрепление и отработку полученных знаний. Эти задания предусматривают элементы творческого характера.
Карточка №1
Тема
| Задания первого уровня | Задания второго уровня |
Основные биологические молекулы живой материи. | Прочитать §44 автор Пономарева И.Н., § 37 Полянский Ю.И. Ответьте на вопросы, 1.Какие химические элементы относят к макроэлементам. Почему? 2.Какова биологическая роль воды в клетке? 3.Каковы основные функции углеводов. 4.Перечислите основные биологические функции липидов и белков. 5.Дайте сравнительную характеристику ДНК и РНК. | 1.В чем вы видите единство живого и неживого? 2.Каждый вид живых организмов имеет свой универсальный набор белковых молекул. Чем объясняется многообразие белковой молекулы? |
Конструирование дидактического материала.
Опыт проведения коллективных занятий по методике Ривина показал, что работа с текстами проходит успешно, если при их разработке учитывать следующие требования:
1..В текстах должны содержаться достоверные научные факты, и они должны удовлетворять требованиям программы.
2.Тексты должны быть интересными, включать современный материал, отражать жизненный опыт учащихся.
3.В текстах должна проявляться связь с имеющимися знаниями учащихся, в них должны содержаться региональные сюжеты (народнохозяйственные, экологические, краеведческие).
4.Между частями текста и между самими текстами по изучаемой теме должна прослеживаться связь. Части текста должны быть небольшими по объему (15-18 строк машинописного текста через 2 интервала).
5.Тексты не должны быть перегружены цифровой информацией. Количество незнакомых терминов должно быть сведено к минимуму.
6.Главная мысль каждой части текста должна быть "видимой" для школьников. Примеры, иллюстрирующие главную мысль абзаца, должны быть понятными и значимыми. Целесообразно в тексты включать интересные высказывания ученых.
7. Тексты должны содержать достаточно материала для самостоятельных выводов.
8. Тексты должны быть написаны простым запоминающимся языком и легко восприниматься на слух, располагая, слушателя к общению. Коллективному занятию по методике Ривина должна предшествовать обзорная лекция, на которой учитель знакомит школьников с темами текстов. Поэтому, несмотря на различные темы, ученик может начать работу с любого текста.
Итак, на коллективном занятии по методике Ривина решается дидактическая задача изучения материала, а не его отработка, поэтому подготовка учителя к проведению таких занятий будет иная.
Организация работы по методики Ривина.
Содержание урока | Организация работы |
1.Организационный момент. | Настраивание на учебную деятельность. |
2.Постановка целей и задач. | Сообщение задач урока учителем, мотивирование планируемых результатов. |
3.Работа учащихся. | По алгоритму учащиеся отрабатывают варианты заданий одного вида. |
4.Выход на контроль. | В диагностиках или контрольных работах плюс самоконтроль, взаимоконтроль во время занятий по МР. |
Учет выполнения работы.
С данными работы по методике Ривина учащиеся знакомятся на предыдущем уроке - уроке подготовки к коллективному занятию. Учащиеся заранее готовят таблицу, в которой будут отражать результаты своей работы. Приведем образец такой таблицы:
Таблица 1 Методика Ривина Тема: «Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах» Цвет сигнала.
Фамилия, имя партнера | Цветовой сигнал | Ответ на вопрос: "О чем здесь говорится? " (Записывает партнер) | Ответ на вопрос: "Что об этом говорится?" (Записывает хозяин текста) |
На таких коллективных занятиях у школьников приобретаются умения формулировать главные мысли прочитанных абзацев (частей текста), составлять план и краткий конспект прочитанного, передавал содержание проработанного текста, находить в тексте полезную информацию, которая может быть использована в повседневной жизни. Кроме того, ставится задача учить школьника культуре общения: слушать и слышать друг друга, считаться с мнением партнера, приходить к согласию: по обсуждаемым вопросам, оказывать помощь друг другу.
Результаты деятельности.
На занятиях по методике Ривина формируются способности школьников к самооценке, развиваются навыки сотрудничества и делового общения, формируется чувств ответственности, долга, терпимости, умения выслушать партнера, прийти к единому мнению. Все это приводит к повышению уровня культуры общения учащихся.
Обучающие находятся в постоянной деятельности по добыванию знаний, в результате у обучающихся развивается внимание, мышление, память и речь.
Школьники лучше и быстрее узнают друг друга, а учитель лучше узнает индивидуальные особенности и интересы учащихся, следовательно, осуществляется индивидуальный подход к обучению и развитию ребенка;
Учитель имеет больше возможности для выявления причин затруднения в обучении и особенностей работоспособности своих учащихся, что позволяет вносить обоснование и своевременные коррективы в методику обучения. Прослеживать развитие, как отдельных учащихся, так и класса в целом.
Проведение коллективного занятия по методике Ривина
Вначале необходимо правильно определить структурные формы организации обучения.
1.Вначале учащихся надо научить работать в парах постоянного состава. Перед учащимися ставится задача: научиться общаться в конструктивном диалоге, научиться говорить, выражать свои мысли. Учащиеся читают друг другу текст, анализируют и изучают его. На данном этапе используется методика по абзацной проработки текста . Получив тему, ученик находит себе партнера (чаще это сосед по парте, но можно выбрать партнера и произвольно) и работать с ним над первым абзацем своей темы. Учащиеся вместе читают абзац, находят не знакомые и малопонятные слова и словосочетания, обсуждают их, выясняют значения. Ученик, над темой которого идет работа, записывает их в тетрадь. Затем ребята вместе выделяют основную мысль абзаца, озаглавливают его. Заголовок абзаца хозяин темы записывает себе в тетрадь. После этого он работает над первым абзацем своего партнера, т.е. вместе с ним читает, обсуждает, озаглавливает абзац, помогает объяснить значение новых слов. Когда тема проработана в парах совместного состава, ученик, также в паре, пересказывает свою тему по заголовкам абзаца и письменно выполняет задание к теме. После этого в таблице учета делается отметка о прохождении учащимися данной темы. И он берет следующую тему.
2.После того, как записан состав крови, нужно поработать со схемой кровообращения или рисунками.
3.Диктант со следующим письменным выполнением. Например: из множества продиктованных слов выбрать те, которые характеризуют данный процесс.
4.Затем учащиеся переходят к работе в парах сменного состава. Работать в паре, т.е. научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказывать свое мнение и выслушать мнение товарища;
Работать с карточкой: читать и формулировать прочитанное, ставить вопросы к тексту, выделять главную мысль, объяснять значение слов, озаглавливать текст, четко свое понимание и мысль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальные консультации по биологии | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
12-7-1.
Тема 7. Информационная карта урока
Урок 1. Молекулярный уровень жизни
Задачи | ||
Обучающие | Развивающие | Воспитывающие |
1.Сформировать представления учащихся о молекулярном уровне жизни, химическим составом клетки, раскрыть свойства и значение воды, солей и органических веществ. 2.Ознакомить учащихся с видами нуклеиновых кислот, их строением и функциями, АТФ. Процессами в живых системах молекулярного уровня. 3.Сформировать понятия «биополимеры», «биомолекула», «углеводы», «липиды», «биосинтез» и др. | Развивать у учащихся: -логическое мышление через умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; -эмоциональность, используя яркие примеры и иллюстрации; -познавательный интерес. | Содействовать формированию: -убежденности в познаваемости мира и его закономерностей; - основных мировоззренческих идей: причинно-следственной связи между явлениями. Воспитывать экологическую грамотность. |
Содержание урока | Методический инструментарий | Результаты |
1.Организационный момент. 2.Постановка целей и задач. 3.Изучение нового материала. 1.Структурные элементы молекулярного уровня жизни: белки; биомолекулы; углеводы; ДНК и РНК; липиды; АТФ; полимеры; мономеры. 2.Уникальность макромолекулы. 3.Основные процессы (синтез и распад). 4.Организация молекулярного уровня жизни. 5.Значение молекулярного уровня живой материи. 4.Задание на дом. Записи в тетрадях.. | Методы 1.Общие: объяснительно-иллюстративный. 2. Частные: словесно-наглядный 3.Конкретные: рассказ с элементами беседы. Средства 4.Предметные: учебник, рабочая тетрадь, таблица. 5.Практические: письменные упражнения, трудовая деятельность. 6.Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, синтез. 7.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение. Форма Групповая. | Учащиеся должны уметь: характеризовать физико-химические и биологические особенности биологических молекул; определять понятия «биополимеры», «биомолекула», «углеводы», «липиды», «биосинтез» и др. уметь применять знания по биологии для объяснения функций живого вещества. производить самоконтроль и взаимоконтроль
|
Технологическая карта урока по теме «Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе»
Урок – 1.
Этапы | Задачи урока | Методы, средства, формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Прогнозируемые результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Подготовить учащихся к работе. | м: словесный. |
|
| Полная готовность, быстрое включение в работу. |
| Организовать и направить познавательную деятельность, сформулировать задачи урока. | м: эвристическая беседа; с: эмоциональные, интерес; ф: фронтальная. | Наводит на значимость новых знаний в жизненно-познавательном опыте, объясняет микроцели урока. | Слушают, записывают тему урока в тетрадь, формулируют задачи. | Сформулированные учебные задачи. |
Ш.Усвоение новых знаний.. | Обеспечить:
уметь применять знания по биологии для объяснения функций живого вещества. производить самоконтроль и взаимоконтроль
| м: словесный беседа с элементами средств наглядности ср:
ф: групповая |
На основании беседы делает совместно с учащимися вывод о свойствах и значение воды, солей и органических веществ клетки.
4.Предлагает проанализировать материал учебника § 43 стр.177 .Организация молекулярного уровня жизни. 5. Обсуждает с учащимися о значение молекулярного уровня живой материи. | Анализируют состав, делают вывод о свойствах и значение воды, солей и органических веществ клетки.
| Активность познавательной деятельности учащихся Эффективность восприятия и осмысления новых знаний Составление конспекта Развитие интеллектуальных умений:
делать выводы |
IУ.Закрепление знаний. | 1. Закрепить в памяти знания:
уметь применять знания по биологии для объяснения функций живого вещества. 2. Формировать умения:
делать выводы | м: словесно-наглядный:
работа с учебником
ср:
ф: групповая |
Задает вопросы. |
Проверяют правильность выполнения работы. |
Устранение ошибок. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Сообщить учащимся домашнее задание.
| ф: групповая |
|
|
|
12-7-2.
Тема 7. Информационная карта урока
Урок 2. . Изучение текстов по алгоритму М.Р. Диагностика 1 Тема «Основные биологические молекулы живой материи»
Задачи | ||
Обучающие | Развивающие | Воспитывающие |
Сформировать умения: Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о молекулярном уровне жизни. Основные биологические молекулы живой материи. Процессы синтеза в живых системах молекулярного уровня. Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах. Регуляторы биомолекулярных процессов Продолжить формировать умения самостоятельно работать с алгоритмом по МР; оценивать свои результаты. | Развивать: - умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сообщать изученные понятия; -стремление самостоятельно добывать знания; -познавательный интерес школьников, используя данные об изучаемых явлениях в окружающей природе; -предметную речь, устойчивость и переключаемость внимание, слуховую и зрительную память. При работе учащихся наиболее подготовленных по биологии, обратить особое внимание на развитие определенных сторон их интеллекта, способностей.
| Содействовать формированию: -мировоззренческих взглядов учеников; -нравственных качеств, как сотрудничество и товарищеская взаимопомощь. Формировать коммуникационные умения (умение работать в паре, группе), качества, необходимые для делового партнерства. Заботиться о рациональной организации труда. Воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию. |
Содержание урока | Методический инструментарий | Результаты |
1.Организационный момент. 2.Прстановка цели и задач урока. 3.Повторение алгоритма работы по МР 4. Индивидуальная работа по алгоритму. Основные биологические молекулы живой материи. 5. Проверка выполнения заданий. 6.Работа по алгоритму МР в ППС (работа в группах, согласно алгоритму) Процессы синтеза в живых системах молекулярного уровня. Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах. Регуляторы биомолекулярных процессов. 7. Диагностика 1 8.Задание на дом. Конспект. | Методы 1.Объяснительно-иллюстративные. 2.Словесно-наглядно-практический 3.Самостоятельная работа по модели, Средства
Форма .Форма устного контроля: групповая | Учащиеся должны уметь: характеризовать принципиальное отличие биосинтеза белков и углеводов; пояснять свойства биологических молекул; называть сходство и различие клеточного дыхания и фотосинтеза; характеризовать значение регуляторов биохимических процессов клетки как свойство молекулярного уровня живой материи; . самостоятельно выполнять задания по алгоритму МР; производить самоконтроль и взаимоконтроль |
Технологическая карта урока по теме «Основные биологические молекулы живой материи» Изучение текстов КСО по МР.
Урок 2.
Этапы | Задачи урока | Методы, средства, формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Прогнозируемые результаты |
I.Организационный. | Подготовка учащихся к работе. | м: словесный. ф: групповая |
|
| Полная готовность, быстрое включение в работу. |
II. Постановка целей и задач. | Организовать познавательную деятельность учеников: процессах синтеза и расщепления живых системах молекулярного уровня регуляторах биомолекулярных процессов.
| м: словесный ср: интеллектуальные ф: групповая | Сообщение темы, цели и задач урока, формы работы. | Учащиеся точно представляют результат своей деятельности, форму отчета о работе. | Понимание цели активная деятельность результат. |
III. Повторение алгоритма работы по МР. | Определить алгоритм работы в ППС по МР. | м: объяснительно-иллюстративный ср: алгоритм, ф: групповая |
| Осознают порядок своей деятельности в процессе работы по МР. | Полная готовность к работе в ППС. |
IV. Индивидуальная работа по алгоритму. |
| М: самостоятельная работа ср: учебные пособия. Ф: групповая | При необходимости оказывает помощь учащимся в выполнении заданий. | Выполняют письменно задания по алгоритму с текстом учебной темы. | Выполнены задания по первому абзацу.
|
V. Проверка выполнения заданий. | Организовать проверку выполнения заданий. | м: репродуктивный ср: тетради с записями учащихся. | Организует проверку, оказывает помощь при необходимости. | Проверяют правильность выполнения заданий, готовятся к передаче информации партнеру. | Задания выполнены верно. |
VI. Работа в ППС по алгоритму МР. |
| М: словесно-наглядный ср: записи учащихся ф: групповая |
|
|
|
VII.Диагностическая работа № 1. | Проверить степень сформированности умений, усвоения знаний по теме. | М: самостоятельная работа ср: интеллектуальные ф: индивидуальная | Задает вопросы учащимся. | Отвечают на вопросы. | Усвоение изученного материала. |
VIII.Подведение итогов урока. | Подвести итоги урока | м: словесно-наглядный ср: лист учета ф: групповая |
| Воспринимают информацию, получают удовлетворение полученными результатами. | Удовлетворение от проделанной работы и полученных результатов. |
1Х. Домашнее задание. | Сообщить учащимся о ДЗ, разъяснить методику выполнения ДЗ | М.беседа | Комментарий по выбору и выполнению ДЗ | Запись ДЗ, понимание содержания и способа выполнения ДЗ | Правильное выполнение ДЗ всеми учащимися |
12-7-3.
Тема 7 Информационная карта урока
Урок 3. Изучение текстов по МР. Диагностика 2 «Процессы синтеза в живых системах молекулярного уровня».
Задачи | ||
Обучающие | Развивающие | Воспитывающие |
Сформировать умения: Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о биохимических реакциях, протекающих на молекулярном уровне: фотосинтезе и биосинтезе. Последовательностью процессов синтеза их сходством и различием; ролью ферментов и нуклеиновых в этих процессах. Продолжить формирование умения самостоятельно работать с алгоритмом по МР; оценивать свои результаты. | Развивать логическое мышление через умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение самостоятельно выполнять задания. Развивать произвольное внимание, предметную культуру речи. | Воспитывать уважительное отношение к труду, аккуратность и четкость. Коммуникативную культуру учащихся, содействовать рациональной организации учебного труда. |
Содержание урока | Методический инструментарий | Результаты |
1.Организационный момент. 2.Постановка целей и задач. 3.Подготовительная работа к коллективному занятию по методике Ривина: повторение алгоритма работы по МР; объяснение объема работы. 4.Работа по методике Ривина -индивидуальная письменная работа по карточкам двух видов; -проверка учителем выполненных заданий; -работа в парах - объяснение хода решений своих заданий. 5.Диагностика 2. 6.Подведение итога работы. 7.Домашнее задание. | Методы Общие: объяснительно-иллюстративный; Частные: словесно- практический; Конкретные: беседа, самостоятельная работа. Средства 1.Предметные: учебник, рабочие тетради, карточки 2-х видов заданий, по МР 4-х видов, алгоритм работы по МР. 2.Практические: письменные упражнения; 3.Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей; 4.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение. Форма -парная; -коллективная. | Учащиеся должны уметь: пояснять различия искусственных и естественных полимеров; . называть экологические проблемы, связанные с накоплением в биосфере пестицидов, диоксина; называть проблемы связанные с применением и переработкой отходов искусственных полимеров; назвать болезни связанные с нехваткой или избытком микроэлементов у организмов; самостоятельно выполнять задания по алгоритму МР; производить самоконтроль и взаимоконтроль
|
Технологическая карта урока по теме «Процессы синтеза в живых системах молекулярного уровня». МР. КСО.
Урок – 3. .
Этапы | Задачи урока | Методы, средства, формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Прогнозируемые результаты |
I.Организационный. | Подготовка учащихся к работе. | м: словесный. ф: групповая |
|
| Полная готовность, быстрое включение в работу. |
II. Постановка целей и задач. | Организовать познавательную деятельность учеников: усвоение знаний о биохимических реакциях: фотосинтезе и биосинтезе. Последовательностью процессов синтеза их сходством и различием; ролью ферментов и нуклеиновых в этих процессах | м: словесный ср: интеллектуальные ф: групповая | Сообщение темы, цели и задач урока, формы работы. | Учащиеся точно представляют результат своей деятельности, форму отчета о работе. | Понимание цели активная деятельность результат. |
III. Повторение алгоритма работы по МР. | Определить алгоритм работы в ППС по МР. | м: объяснительно-иллюстративный ср: алгоритм, карточки- задания ф: групповая |
| Осознают порядок своей деятельности в процессе работы по МР. | Готовы к работе в ППС. |
IV. Работа в ППС по алгоритму МР. |
| М: словесно-наглядный ср: записи учащихся ф: групповая |
|
|
|
V. Проверка выполнения заданий. | Организовать проверку выполнения заданий по карточкам-подсказкам. | м: репродуктивный ср: тетради с решением, карточки для проверки заданий. | Организует проверку, оказывает помощь при необходимости. | Проверяют правильность выполнения заданий, готовятся к передаче информации партнеру. | Задания выполнены верно. |
VI.Диагностическая работа № 2. | Проверить степень сформированности умений, усвоения знаний по теме. | М: самостоятельная работа ср: карточки с диагностической работой № 2, тетради ф: индивидуальная | Контроль над выполнением заданий 1.Охарактеризуйте принципиальное отличие биосинтеза углеводов от биосинтеза белков. 2.Объясните, в чем проявляется системный характер биосинтеза. 3.Охарактеризуйте первую и вторую стадию фотосинтеза. | Выполнение заданий. | Усвоение изученного материала. |
VII.Подведение итогов урока. | Подвести итоги урока | м: словесно-наглядный ср: лист учета ф: групповая |
| Воспринимают информацию, получают удовлетворение полученными результатами. | Удовлетворение от проделанной работы и полученных результатов. |
УШ. Домашнее задание | Сообщить учащимся домашнее задание.
| ф: групповая |
|
|
|
12-7-7
Тема 7. Информационная карта урока
Урок 7. Отработка содержания уроков 1-6 «Молекулярный уровень жизни».
Задачи | ||
Обучающие | Развивающие | Воспитывающие |
1. Закрепить умения работать с учебной литературой. 2.Обеспечить в ходе урока закрепление знаний о молекулярном уровне жизни. 3.Формирование умений и навыков прогнозирования экологически опасных явлений в природе. 4.Продолжить формирование умений характеризовать физико-химические и биологические особенности биологических молекул |
выделять главное; сравнивать; обобщать; устанавливать причинно-следственные связи
. | 1. Воспитывать стремление к самообразованию, аккуратность и четкость, коммуникативную культуру учащихся. 2.Формировать диалектико- материалистическое мировоззрение 3.Содействовать рациональной организации учебного труда. |
Содержание урока | Методический инструментарий | Результаты |
1.Организационный момент. 2.Постановка целей и задач. 3.Контроль знаний. 1. Обсуждение вопросов 2.Фронтальный опрос. 3.Тестирование. 4Подведение итогов урока. 5.Задание на дом. | Методы 1.Частично-поисковый 2.Словесно-наглядно-практический 3.Самостоятельная работа, рассказ, беседа. Средства 4.Предметные: дидактический материал; 5.Практические: выполнение письменных упражнений; решение задач. 6.Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей; 7.Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение. Форма Групповая. | Учащиеся должны уметь: - характеризовать физико-химические и биологические особенности биологических молекул; - прогнозировать экологические проблемы; - определять понятия «биополимеры», «биомолекула», «углеводы», «липиды», «биосинтез» и др. - уметь применять знания по биологии для объяснения функций живого вещества. - обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; |
Тема 7. Урок 7 Технологическая карта урока Отработка содержания уроков 1-6 «Молекулярный уровень жизни».
Этапы | Задачи урока | Методы, средства, формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Прогнозируемые результаты |
1.Организационный | Подготовка учащихся к работе. | М.словесный |
| Приветствие, полная готовность к уроку: учащиеся | Полная готовность, быстрое включение в работу. |
II. Постановка целей и задач | Организовать познавательную деятельность учеников | м: убеждение ср: аргументированность, доказательность ф: групповая | Сообщение темы, цели и задач урока, формы работы. | Учащиеся точно представляют результат своей деятельности, форму отчета о работе. | Понимание цели активная деятельность результат. |
Ш.Этап проверки знаний | Организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся | м: словесный ср: эмоциональные: интерес, практические. ф: групповая | 1.Учитель контролирует деятельность учащихся; обсуждение вопросов. 2.Учитель проводит фронтальный опрос. 3.Учитель проводит самостоятельную работу. 4.Выступление учащихся. | Учащиеся обсуждают вопросы. Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся выполняют самостоятельную работу. | Развитие интеллектуальных умений:
делать выводы |
1У. Этап Подведение итогов урока | Подвести итоги урока | м: словесно-наглядный ср: лист учета ф: групповая |
|
|
|
У. Этап домашнего задания. | Сообщить учащимся домашнее задание. Разъяснить методику выполнения. | ф: групповая | Дает задания, комментирует методику выполнения их (некоторых) | Записывают домашнее задание. Понимают его содержание | Правильное выполнение всеми учащимися домашнего задания. |
Лист учителя.
1.Обсуждение вопросов:
1.Что ожидает человечество в ХХ1 веке? Предложите ваши модели развития мира.
2.Экологическая культура - насущная задача человечества.
3.Внешние и внутренние стороны культурности человека.
2.Устный опрос (фронтально).
1.Что такое мономер?
2.Что называется полимером?
3.Назовите соединения, которые относятся к полимерам.
4.Какое соединение является мономером крахмала?
5.Чем образована первичная структура белка?
6.Что такое ферменты? Какова их роль в клетке?
7.Что такое витамины?
8.Перечислите разновидности РНК.
3.Письменный опрос по вариантам:
1.Вода обладает способностью растворять вещества, потому что
а) ее молекулы полярные;
б) атомы в ее молекуле соеденены ионной связью;
в) между ее молекулами образуются водородные связи.
2.Какой нуклеотид комплементарен аденину в молекуле ДНК:
а) гуанин;
б) урацил;
в) тимин;
г) цитозин.
3.Какие объекты относятся к молекулярному уровню организации живого:
а) клевер;
б) гемоглобин;
в) амеба;
г) болото;
д) бактерия.
4.Наиболее энергоемкими являются:
а) жиры;
б) нуклеиновые кислоты;
в) белки;
г) углеводы.
5.Из перечисленных ниже выберите моносахариды:
а) рибоза;
б) сахароза;
в) целлюлоза;
г) глюкоза.
Презентация учащихся своих творческих работ.
1. «Вода – чудо природы». Приложение №4
2. «Самоочищение водоемов». Приложение №5
3. «Многообразие белков и их функций».
4. «Нуклеиновые кислоты и наследственные заболевания»
5. «Нуклеиновые кислоты и народное хозяйство»
6. «ВИЧ/СПИД культура половых отношений» Приложение №6
7. «Анализ воды органолептическим методом» Приложение №7
Подведение итогов занятия.
( В процессе подготовки творческих работ учащимися провожу консультации приложение №8)
Комментарии
Коллективный способ обучения
Деятельность учащихся на уроках КСО обеспечивает:
Более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса;
Повышение уровня осмысления материала;
Рост числа нетрадиционных решений;
Перенос знаний и умений( «То, что дети могут сделать сегодня только вместе, они завтра в состоянии сделать самостоятельно»)
Формирование положительного отношения к изучаемому материалу и к самому предмету в целом (Учащиеся с большой готовностью возвращаются к пройденному материалу, углубляют и расширяют полученные знания);
Формирование готовности не отвлекаться от решаемой задачи (больше занимаются темой в отведенный промежуток времени);
Формирование более дружественной, доброжелательной обстановки в классе;
Повышение самооценки и коммуникационной компетентности школьника и, в конечном счете, большее психическое здоровье.