Литературное чтение
"Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя"
В.А.Сухомлинский
Примерные нормы техники чтения
1 класс - 25-30 слов в минуту;
2 класс - 1 полугодие: 35-45 слов в минуту;
2 полугодие: 45-55 слов в минуту;
3 класс - 1 полугодие: 55-65 слов в минуту;
2 полугодие: 65-75 слов в минуту;
4 класс - 1 полугодие: 75-85 слов в минуту;
2 полугодие: 85-95 слов в минуту;
СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ УЧАЩИМСЯ 3 КЛАССА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ |
1. Г.Х.Андерсен "Дикие лебеди”, "Снежная королева” 2. А.Гофман "Щелкунчик и мышиный король” 3. В.Губарев "Королевство кривых зеркал” 4. В.Бианки "Синичкин календарь” «Неслышимка», и др 5. Н.Сладков "Сказки” 6. В.Чаплина "Ежиное семейство”, "Пуська” и др. 7. А.Волков "Волшебник Изумрудного города” 8. А. П. Гайдар «Тимур и его команда», «Голубая чашка» 9. Мифы Древней Греции. Золотое руно. Двенадцать подвигов Геракла 11. Д. Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки" 12. И.Токмакова "Счастливо, Ивушкин” и "Аля, Кляксич и другие” 13. Л.Чарская "Записки маленькой гимназистки” Царевна Льдинка. Чародей Голод. Дочь Сказки. Подарок феи. 14. Н.Носов "Дневник Коли Синицына”, "Веселая семейка”, "Приключение Незнайки и его друзей", «Витя Малеев в школе и дома» 15. Стихи и рассказы о войне 16. Былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич» и др. 17. Л.В. Дуров Мои звери. 18. А.П.Чехов "Белолобый", "Ванька", «Каштанка» 23. К.Г. Паустовский. Прощание с летом. Корзина с еловыми шишками. Подарок. Теплый хлеб. Барсучий нос. 24. Киплинг "Маугли" 25. Л. Толстой. Акула. Прыжок. Лев и собачка. Птичка. 26. Л. Гераскина. В стране невыученных уроков. 27. Дж Родари "Путешествие Голубой стрелы", "Приключение Чиполлино" 28. В. Голявкин, Э. Успенский – разл. произведения. 29. А.С.Пушкин, сказки. Данный список носит не обязательный характер, а рекомендательный. Список литературы можно добавлять, изменять с учетом индивидуальных интересов ребенка. Еще можно посмотреть ЗДЕСЬ
Где можно почитать? Круг чтения на Солнышке Экономика для малышей на Солнышке Книга сказок на Солнышке Словари http://www.slovari.ru/ Библиотека на сайте Детство
|
Материалы к урокам литературного чтения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Литературное чтение.
Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"»
2 класс (1-4)
Учитель: Шиблева Ю.П.
Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тотальность произведения.
Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать произведение; развивать коммукативные умения; участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования; воспитывать чувства доброты и сопереживания.
Оборудование: иллюстрации с изображениями лебедей, глухаря, осеннего леса; лепестки цветка с напечатанными видами устного народного творчества; карточки с цитатами из сказки; экран с «бегущей строкой»; индивидуальные доски; разноцветные мелки. Учебник «Литературное чтение». Автор - Л.А. Ефросинина.
Ход урока:
1 этап: Организационный.
—Долгожданный дан звонок. Все ли правильно сидят?
Поскорей проверь дружок, Все ль внимательно глядят?
Ты готов начать урок? Начинается урок.
Всё ль на месте, Он пойдёт ребятам впрок.
Всё ль в порядке: Постарайтесь всё понять
Ручка, книжка и тетрадка? И внимательно читать.
- Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями мы познакомились за последние две недели?
(Ответы детей: песни, загадки, считалки, скороговорки, сказки)
- К какому виду творчества относятся все эти произведения?
(К устному народному творчеству)
—Есть у русского народа « живой цветок», который сказки сказывает, потешает, развлекает, веселит и учит.
У этого цветка вместо лепестков - сказки,
загадки ...
(на доске прикрепляются названные лепестки)
—Каких лепестков не хватает в нашем цветке?
(Ответы детей: потешки, были и небылицы, заклички, пословицы)
(по мере того, как дети называют виды устного народного творчества, прикрепляются остальные лепестки)
—У нашего цветка не хватает сердцевинки.
—Как по-другому можно назвать устное народное творчество?
(Ответы детей: фольклор)
(на доске крепится сердцевина) —Теперь живой цветок собран.
Упражнения для развития голоса:
Учитель:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Дети:
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
—Давайте вспомним ваши любимые считалки. Дети:
Мы делили апельсин
Много нас, а он - один.
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для чижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра.
А для волка - кожура!
Чтобы дом построить новый Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску, Гвозди, паклю и замазку. А потом, потом, потом, Начинают строить дом. Щёчка, щёчка - два мешочка; Три-четыре корешочка, Пять брусничек, шесть морошек, Семь букашек, восемь мошек... Лапкой в щёчку - стук, стук: ~ На здоровье, бурундук!
Тили-тили, тили-бом, Сбил сосну зайчишка лбом. Жалко мне зайчишку: Носит зайка шишку. Поскорее сбегай в лес, Сделай заиньке компресс!
—Чистоговорки, которые вам больше всего понравились:
Оксана: На-на-на - в лесу растёт сосна.
Денис: Ло-ло-ло- на улице тепло.
Ксения: Су-су-су - ты не зли осу.
Никита: Оль-оль-оль - мы купили соль.
Лена: Ор-ор-ор - Маша ушла в бор.
Кристина: Ул-ул-ул - у нас сломался стул.
2 этап: Постановка темы урока, формулирование учебной задачи
- Знакомство с темой произведения (Слушание сказки «Белые перышки»)
- Беседа на выявление впечатления:
- Понравилось ли вам произведение?
- Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение?
3) Моделирование обложки.
- Подумайте, к какому жанру относится услышанное вами произведение и
покажите условным значком на листочка тему и жанр произведении.
(дети рисуют варианты моделей)
- Кто хочет объяснить свой выбор?
(Ответы детей: Оксана: Я нарисовала круг, потому что это сказка и закрасила его коричневым цветом, потому что произведение о животных.
Никита: Я нарисовал круг и закрасил его синим цветом, так как это сказка о волшебстве.
Алёна: Я нарисовала круг и закрасила его коричневым и синим цветами, так как это сказка о приключениях птиц.)
- Докажите, что это сказка.
- Откройте учебники на с.30, прочитайте название сказки и дополните
модель обложки.
(Дети дополняют модель обложки и получаются следующие варианты):
- Так с каким произведением мы познакомились?
(Ответы детей: Русская народная сказка «Белые перышки»). - Как вы думаете, чем мы дальше будем заниматься на уроке?
(Ответы детей: учиться выразительно читать сказку)
4) Воспроизведение последовательности сказки по иллюстрациям.
- Посмотрите внимательно на
иллюстрации. Вспомните, как начинается
сказка. - Какая иллюстрация соответствует
началу сказки? - Какими строчками из
произведения можно подписать эту иллюстрацию?
(Дети зачитывают строчки из сказки, учитель подписывает указанную детьми иллюстрацию. Таким образом разбирают шесть рисунков, располагая их в последовательности, соответствующей сюжету сказки и подписывая каждую цитатой из сказки).
3 этап: Аналитическое чтение.
- Подумайте, в каком темпе, с какой интонацией нужно прочитать начало
сказки? - Сколько абзацев можно прочитать так?
(Плавно, со спокойной интонацией можно прочитать шесть абзацев, так как идёт описание зимы, на смену которой приходит весна, лето, осень...)
- Как развиваются события дальше?
(лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остаётся зимовать.)
- Глухарь обращается к лебедям. Как вы думаете нужно прочитать слова
глухаря?
(Ответы детей: Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближающейся зимы.)
- Какая интонация уместна при прочтении слов лебедя? Почему?
(Ответы детей: Лебеди не знают, что такое суровая зима, поэтому их
слова можно прочитать неторопливо, рассудительно, с достоинством).
- Давайте прочитаем диалог глухаря с лебедями, стараясь выдержать
нужную интонацию и темп чтения.
(дети упражняются в чтении диалога)
- В какой момент, почему глухарь обрадовался?
(Ответы детей: Когда лебеди решили взять его с собой). - Изменился ли тон лебедя, когда он предложил помощь глухарю?
(Ответы детей: Нет, он говорит всё так же спокойно и размеренно, ведь
полёт лебедей на юг не зависит от глухаря)
- Прочитайте этот диалог и постарайтесь донести до слушателей радость
глухаря.
(дети упражняются в чтении диалога).
- А как бы вы прочитали слова берёзок, которые машут вслед лебедям
ветками?
(Ответы детей: С грустью, так как они прощаются с друзьями), (упражнения в чтении соответствующего отрывка сказки.)
- Как дальше развивались события? Что изменилось в поведении птиц?
(Ответы детей: Глухарь очень устал, Он еле -еле машет крыльями,
поэтому нужно интонацией постараться передать огромную усталость;
Лебедь видит, что глухарь летит с большим трудом и начинает волноваться, значит его слова должны звучать с интонацией переживания, волнения за глухаря).
(упражнения в чтении).
- Прошёл час, прошёл другой. Лебеди опустились отдохнуть. А что же
глухарь?
Найдите нужный отрывок в тексте и прочитайте. (Дети находят нужное место в сказке и зачитывают: «Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл»). 4 этап: Физ. минутка.
- Ребята, пока лебеди и глухарь отдыхают, давайте и мы передохнём.
Мы - листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер - полетели И на землю тихо сели. Ветер снова побежал
И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели.
5 этап: Аналитическое чтение.
- Вот сидит глухарь, глаза закрыты от усталости. А что же лебедь?
(Ответы детей: Лебедь предложил глухарю всё-таки не лететь дальше,
остаться на месте).
- Как вы думаете, почему лебеди решили оставить глухаря?
(Ответы детей: Глухарь очень устал, а лететь ещё далеко и он мог просто рухнуть на землю во время полёта).
- А мог бы лебедь дотащить до юга глухаря на верёвочке?
(Ответы детей: Нет, лететь очень далеко, и птицы без всякого груза очень устают за время перелёта).
- С какой интонацией, как вы думаете нужно прочитать слова-прощания
лебедя?
(Ответы детей: С грустью, с жалостью, может быть даже с чувством вины: позвали с собой на юг, а теперь оставляют).
- Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки?
(Ответы детей: Он чувствовал себя виноватым, жалел глухаря, хотел его хоть как-то порадовать).
- Кто хочет прочитать эти строки и донести до нас, до слушателей, чувства
лебедей?
(упражнения детей в чтении).
- Чем же заканчивается сказка? С какой интонацией, в каком темпе вы
хотели прочитать бы этот абзац?
(Ответы детей: Спокойная интонация, плавный темп чтения — передача факта действия:
С тех пор глухари на юг больше не улетают), (упражнения в чтении детей)
- Скажите, что в этой сказке правда, а что вымысел?
(Ответы детей: Правда то, что каждую осень лебеди улетают на юг. Вымысел то, что лебеди взяли с собой на верёвочке в полёт глухаря).
- Не напоминает ли вам путешествие глухаря с лебедями какую-то другую
сказку?
(Ответы детей: Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница»).
6 этап: Чтение пословиц.
- Сейчас я предлагаю вам прочитать по
«бегущей строке» две пословицы, подумать,
подходят ли они к нашей сказке?
(дети читают первую пословицу: Ошибся, что ушибся - вперёд наука.)
Никита: Глухарь понял, что перелёт на большие расстояние ему не по силам, но понимание
далось ему очень тяжело: он не рассчитал свои силы и сильно поэтому плакал, но с тех пор, он больше не пытался летать на юг,то есть «вперёд наука».
(дети читают вторую пословицу: Жизнь - как небо: то светит солнышко, то тучами заволокёт.)
Женя: Эта поговорка подходит очень хорошо к сказке, потому что жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого.
Алёна: Когда тепло и светит солнышко, глухарь радуется жизни, а когда холодно и голодно, ему надо потерпеть, ведь зима кончится и опять будет тепло.
7 этап: Закрепление учащимися нового материала.
1) Воспроизведение новых знаний.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Какие ещё русские народные сказки вы знаете?
- Какие сказки других народов вы знаете?
2) Творческая работа на индивидуальных
досках.
- Сейчас мы будем работать на
индивидуальных досках. Нарисуйте тот эпизод из
сказки, который вы запомнили или который вам
понравился больше всего.
(дети рисуют, затем показывают свои рисунки друг другу)
8 этап: Подведение итогов. Информирование учащихся о домашнем
задании.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Как вы думаете, можно назвать эту сказку поучительной?
(Кристина: да, можно. Эта сказка учит тому ,что всегда нужно правильно
рассчитывать свои силы.
Денис: Надо жить с верой в лучшую жизнь).
- Как вы считаете, нужно ли нам продолжать работу по изучению устного
народного творчества или можно остановиться на достигнутом?
(Дети: нужно продолжать изучать произведения фольклора, так как таких произведений очень много, а мы познакомились лишь с небольшой их частью.)
- Ребята, оцените свою работу на уроке.
(Дети: вытянутая рука лежит на парте—ребёнок считает, что поработал плохо; рука приподнята под некоторым углом над поверхностью парты— ребёнок считает, что поработал хорошо; рука поднята вертикально вверх— ребёнок считает, что поработал очень хорошо)
Домашнее задание:
1.Всем: выполнить задание в тетради на стр. 16
2.По желанию: подготовить пересказ сказки или выразительное чтение.
Предварительный просмотр:
Тема: Анализ лирических стихотворений Н.А.Заболоцкого “Весна в лесу” и «Лебедь в зоопарке»
Учитель: Шиблева Ю.П.
Система: Традиционная, УМК «Начальная школа XXI века»
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4
Авторы учебника: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова
Тип: урок нового материала
Вид: беседа, самостоятельная работа, исследование
Методы: поисковый, исследовательский
Форма: индивидуальная, групповая
Цели:
1. Формировать мыслительную деятельность учащихся; совершенствовать навыки чтения через анализ поэтического произведения. Максимально выявить и использовать индивидуальный опыт ребёнка.
2. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика. Развивать монологическую речь, способность вести диалог.
3. Вызвать желание и интерес к наблюдению за природой; уверенность в своих силах.
Оборудование: А.Вивальди «Весна», «Зима»; толковый словарь Ожегова, ватман, фломастеры, презентация биографии Н.А.Заболоцкого, презентация стихотворения «Весна в лесу», презентация стихотворения «Лебедь в зоопарке».
“Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять”. (Р.Декарт.)
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся (слайд 1.На слайде - яркое лучистое солнышко)
- На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее!
А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно.
II. Обращение к эпиграфу.
- Кто такой Декарт? (Французский философ, математик, физик, физиолог.)
- Как вы понимаете это высказывание Декарта?
Сегодня на уроке мы будем учиться думать.
III. Знакомство с биографией Н.А. Заболоцкого.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями Николая Алексеевича Заболоцкого. Но начнём урок со знакомства с биографией поэта.
Презентация биографии поэта.
IV. Погружение в урок.
- Какое время года сейчас на дворе? Весна.
- Как вы можете доказать, ведь кругом лежит снег?
- Отличается ли весенний снег от зимнего? Чем?
Выберите слова на доске, которые характеризуют весенний снег: последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, свежий, пушистый, серебристый, мягкий, серый, рыхлый, белый.
- Послушайте отрывки из двух произведений (А.Вивальди «Зима» и А.Вивальди «Весна») и скажите, какая музыка больше подойдёт ко времени года «весна»? Почему?
Звучит музыка А. Вивальди «Весна»
Закрыли глаза.
-Вспомним красавицу весну, которая стучится в окно и гонит зиму вон. Ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах. Запах чего? высказывания детей.
(талого снега, влажной земли, свежего ветра)
V. Сообщение цели урока.
На смену холодной зиме приходит весна. (На доске появляется название темы “Весна в лесу”). Сейчас мы с вами совершим путешествие в это прекрасное время года. И поможет нам в этом стихотворение Н.А.Заболоцкого “Весна в лесу”.
Знакомство с произведением и его анализ.
- Послушайте стихотворение Н.Заболоцкого «Весна в лесу».
Презентация стихотворения (читает ученица Плотникова Оксана)
- Какие чувства вы испытывали, слушая стихотворение? (Работа с таблицами «Словарь чувств и эмоций»)
Групповая работа.
- Прочитайте стихотворение ещё раз и отметьте непонятные слова.
- Найдите непонятные слова в словаре и поясните всем их значение (Работа с толковым словарём).
- Какие литературные средства использует автор при описании весны? (Олицетворение, сравнение).
- Какие образы-сравнения придумал Николай Алексеевич Заболоцкий, чтобы рассказать о весне?
Он сравнивает весенние дни с лабораторией, в которой растения и животные, словно колбочки, в которых кипит солнечная энергия. Весна представляется поэту наполненной сказками, чудесами. Поэтому животные у него поют, играют, занимаются важными делами.
( природа – лаборатория, маленькое растеньице – колбочка живая, грач – химик или врач, поле – тетрадка, глухарь – невидимый дикарь, зайцы – маленькие ребятки)
- Какие образы – олицетворения использует поэт, чтобы рассказать о весне?
(Пламенеет солнца лик; Солнце невольно улыбается на лесные чудеса)
- Чем заняты в весеннюю пору обитатели леса – растения и животные?
(растения пробуждаются от зимнего сна, в них начинает кипеть солнечная влага, грачи собирают на полях червяков для своих деток, в глуши леса начинают петь глухари, зайцы водят хороводы под осинами на кочках)
-Почему всё живое радуется наступлению весны?
(становится тепло, растения пробуждаются от зимнего сна, птицы начинают строить гнёзда и выводить потомство, появляется пища для животных)
- Определите рифму стихотворения «Весна в лесу»
(перекрёстная)
Повторное чтение по строфам: расстановка пауз, определение тона и темпа, выделение логических ударений.
(Дети читают, интонационно выделяя паузы и делая логические ударения.)
- Какие чувства поэта необходимо передать при чтении?
При чтении необходимо передать чувства поэта: восхищение, удивление, нежность.
VI. Самостоятельная работа в тетрадях (по группам)
Физминутка.
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением Николая Алексеевича Заболоцкого - «Лебедь в зоопарке».
VII. Самостоятельное чтение стихотворения.
Беседа по выявлению первичного восприятия:
- Скажите, похоже ли это стихотворение на предыдущее?
(Да, похоже, так как в нём тоже говорится о приходе весны)
- Почему это стихотворение нужно читать плавно, неторопливо?
(чтобы подчеркнуть плавность движений лебедя, неторопливость скольжения по воде)
- После прочтения произведения возникает ли перед вами образ лебедя?
- Опишите, каким вы себе представляете лебедя.
-Лебедь в стихотворении Заболоцкого — воплощение …чего? (красоты).
- Восхищение этой красотой передаётся перифразами (т.е. выражениями, описательно передающими смысл другого выражения или слова): “красавица, дева”, “белоснежное диво”, “крылатое диво”, “животное, полное грёз”.
- И тут же — дикарка. Как это понять? (высказывания детей)
- Царственная, но застенчивая лебедь плавает по краю искусственных вод, не желая общаться ни с кем в зоопарке: ни с истошно кричащими попугаями, ни со зверями, которые сидят в отдалении. Сразу вспоминаются картина Михаила Врубеля “Царевна-лебедь” и слова из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”: “Лебедь белая плывёт”, создавшие сказочный образ лебедя.
- И А.С. Пушкин, и Н.Заболоцкий применили устаревшую поэтическую форму женского рода, подчёркивающую сказочность, поэтичность образа.
-Образ лебеди-красавицы создаётся множеством поэтических средств. Кроме названных перифраз, автор употребляет эпитеты. Какие?
(высокая лебедь, шелковиста, дивные; среди них особенно активны слова со значением белизны и света, подчёркивающие светоносность образа: белоснежное диво, светлое сияние, над белым изгибом спины)
-Это же значение подчёркивается сравнением, которое, в свою очередь, входит в метафору: “мантия снега белей”. Метафорически представлены глаза: “и дивные два аметиста мерцают в глазницах у ней”.
-Все эти средства создают не просто красивый, а царственный образ лебедя, как бы приподнятого над миром. Не случайно дважды подчёркнута эта высота образа эпитетом “высокая лебедь” и сравнением: “И вся она, как изваянье // Приподнятой к небу волны”.
-Вместе с автором мы любуемся тонкой игрой света, наслаждаемся, слушая, как “светлое льётся сиянье”. Как же поэту удаётся нарисовать эту простую, но полную прелести картину плавающей белоснежной дивы по краю искусственных вод?
-Прежде всего — благодаря точному подбору слов. Николай Заболоцкий использует слова с конкретным лексическим содержанием, что особенно заметно на примере имён существительных, тем самым создаётся впечатление реальности происходящего. Сочетание согласных “л”, “н” создаёт сложное ощущение плавности, обволакивающей душу нежности и высокого чистого звона. Так с образом неба в тему земного мира, мира человеческой души входит тема вечности, бытия.
-Может быть, автор, глядя на лебедя в зоопарке, вспомнил о предании, где говорится о том, что души поэтов после смерти превращаются в лебедей. Точно подбирая слова, изобразительно-выразительные средства — показывает картину земного мира, в звуках — передаёт музыку мироздания, ощущая себя частицей этих миров.
-Также обратим внимание на перифраз “крылатое диво”. Крылья всегда соотносятся с представлением высоты, возможности свободного полёта. Лебедь, плывя по заливу, не собирается лететь, но весь прекрасный облик поэтичен, он воплощает в себе красоту мира и духовную, поэтическую высоту. Лира — символ высокой поэзии. Петь “о счастье весны” — значит о возрождении прекрасного живого мира, о солнце, надеждах, о счастье самой жизни, о вечности этой жизни, о её красоте.
-Во второй части стихотворения (с.96) представлен контрастный образ мира за пределами красоты и гармонии. Этот контраст передаётся звуковым строем следующей же, пятой строфы:
Скрежещут над парком трамваи,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.
-Здесь создан контраст при помощи глаголов, которые указывают на одновременные действия: скрежещут, скрипит, истошно кричат.
-Контраст даётся и при сопоставлении миров: звери в клетках, норах изображены неподвижными — как бы застыли; а красавица лебедь движется свободно. Замкнутый маленький мир лебедя противопоставляется огромному городу:
И вся мировая столица,
Весь город сверкающий наш,
Над маленьким парком теснится,
Этаж, громоздя на этаж.
-Лебедь в стихотворении Заболоцкого — это образ вечно живой красоты, которая поэтическим обликом своим вселяет надежду на просветление и возрождение гармоничного мира из суеты и хаоса, пробуждает чувства поэта, его глубокие размышления о смысле земного бытия, о вечном, о непостижимости мира, о любви, которая связывает человека с этим миром, вносит в его душу гармонию.
- А сейчас стихотворение Заболоцкого «Лебедь в зоопарке» нам прочитает Галя. (Презентация стихотворения.)
VIII. Задание по группам
Распределение по группам в зависимости от выбора задания.
- Составить кроссворд по стихотворению “Весна в лесу”. 4-5 слов.
- Составить кроссворд по стихотворению «Лебедь в зоопарке» 4-5 слов.
- Сочинить своё стихотворение о весне.
- Дать характеристику весны, используя слова из стихотворения. (Любое стихотворение).
IX. Рефлексия.
- Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?
- Продолжите мои предложения (слайд 9:на слайде начала предложений, учащиеся продолжают их, делясь впечатлениями об уроке)
- Меня удивило…
- Мне пришлось по душе….
- Меня поразило…
- Мне кажется, что….
X. Итог урока
- С творчеством, какого поэта мы познакомились на уроке? (Николая Алексеевича Заболоцкого)
- Какие стихотворения анализировали и учились читать? (стихотворения «Весна в лесу» и «Лебедь в зоопарке»)
- Вот и подошел к концу наш урок. Солнышко по–прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке? У вас на столе лежат солнышки – грустные и веселые, покажите мне то солнышко, которое соответствует вашему настроению после проведенного урока.
Оценки (комментирование)
XI. Домашнее задание: выучить наизусть и уметь выразительно прочитать одно из стихотворений (по выбору)
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения Э.Шим "Всем вам крышка"
2 класс
Учитель: Шиблева Ю.П.
Цели:
- Познакомить с произведением Э. Шима о зимних явлениях в природе.
- Учить анализировать художественный текст.
- Расширять кругозор учащихся, воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: проектор (презентация), учебник "Литературное чтение" 1 часть, автор Л. А. Ефросинина, раздаточный материал: конверты с иллюстрациями, клей, листы формата А 3.
Содержание урока:
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
I. Организационный момент. Приветствие и подготовка учащихся к работе на уроке. II. Мотивация. (создание эмоционального фона урока). 1 слайд: на экране зимняя картина и стихотворение. Учитель выразительно читает стихотворение. -Ночью ветер волком выл - Почему зимнее время года называют волшебным? Предварительная работа: на предыдущих уроках составлялись красивые предложения о зиме. - Такому волшебному времени года посвящены художественные произведения, с которыми мы знакомились на уроках литературного чтения. III. Актуализация знаний. - Что было задано на дом? - Какие картинки нарисовал нам И. Соколов- Микитов? На доске картинный план. IV. Знакомство с новым произведением. 2 слайд: портрет писателя Э. Шима и обложки его книг. - Познакомимся с ещё одним писателем и его произведением о зиме. - Прочитайте названия книг. - О чём пишет Э. Шим? - Э. Шим рассказывает детям в занимательных формах, с помощью необычных образов о природе, которая нас окружает. - Хотите прочитать такое произведение? - Тогда слушайте! - Э. Шим "Всем вам крышка!" 3 слайд: фамилия автора и название произведения. - Вот так название! - Как вы понимаете такое высказывание: "Всем вам крышка!"? Словарная работа. - В этом произведении встретятся такие слова: Властелин, вмиг, мальки-сеголетки, неспособно. Значение этих слов сначала не дано, оно появляется после того, как учащиеся сами объясняют его. -Объясните значение этих слов. V. Постановка проблемы. Учитель читает самое начало: "Шёл Морозко первый раз по лесу:" -Ребята, кто такой Морозко? -В каких произведениях встречается? -Каким он обычно бывает в сказках? -Слушайте дальше. Учитель читает 1 и 2 абзац текста до слов: "рассердился". -Ребята, Морозко всегда такой весёлый, добрый, справедливый. -А здесь он какой? -Да ещё обещает: "Всем вам крышка!". - А как вы, ребята, думаете, кому мог грозить Морозко? - А что ещё можно предположить? -На какой вопрос нам надо найти ответ? 5 слайд: проблемный вопрос Кому Морозко грозит? VI. Проверка гипотезы. -Как мы поступим, чтобы найти ответ на этот вопрос? 6 слайд: Кому Морозко грозит? План. Читать. Наблюдать. Рассуждать. Вывод. - План наших действий наметили? Смысловое (аналитическое) чтение текста. -Откройте учебники на стр.123. -Прочитайте ещё раз автора и название. -Вы, помните, почему Морозко рассердился? -Найдите ответ в тексте. - С этого всё и началось. Ставится карточка с названием части сюжета. - Зачем Морозко начал рукавицами друг о дружку похлопывать? - Для чего? На 6 слайде появляются замороженные лужицы. -Дочитайте 1 часть до конца и узнаете, какое необычное происшествие случилось. -Что же произошло? - Как поступил Морозко? -Каким вам представляется вам Морозко? -Хотите узнать, что ещё сделал Морозко? -Понравились ли вам поступки Морозко? Дополняется схема. -Так развивалось действие сюжета. Учитель читает самое начало 3 главы: "Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает. -Я один тут властелин! - Ребята, как, вы, думаете, удалось ли Морозко расправиться с жителями водоёмов? Учитель читает следующее предложение: "И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались." Схема дополняется. - Кто из вас был прав? -Как, вы, думаете, удалось ли спастись водяным жителям? -Давайте проверим ваши версии. -Чем всё закончилось? VII. Выражение решения. - Нашли ли мы ответ на наш главный вопрос? - На кого же рассердился Морозко? - А теперь, я, хочу задать вам такой вопрос: "Что могло произойти, если бы болота и озёра не замерзали?" - Так ли неправильно поступил Морозко? - Так какими мыслями хотел поделиться с вами Э. Шим? - Э. Шим в занимательной форме рассказал детям о таком явлении природы как замерзание водоёмов. Всё в природе продумано, никто не погибнет зимой. Водоёмы не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители водоёмов спокойно переживают зиму. - В произведении Э. Шима Морозко- юмористический персонаж , а совсем не жестокий и безжалостный. А сердитый он был, потому что слякотно и сыро кругом. - Так какая же тема урока была сегодня? - К какому жанру относится это произведение? - На сколько частей разделена сказка? - А теперь, я, хочу проверить, как вы запомнили сюжет сказки. VIII. Реализация продукта. - Какая группа справилась с заданием? - Почему им это удалось? - Интересно было читать такое произведение? - Хотите услышать его ещё раз? Повторное выразительное чтение учителем. IX. Рефлексия. - Выполнили ли мы план наших действий? - Сумели ли проследить за развитием сюжета? - Морозко приготовил вам сюрприз: снежинки. Если вам понравилась сказка и наш урок, то на переменке можно взять себе на память снежинку. X. Дом. задание. Прочитать сказку, приготовить пересказ любой части по плану. | Учащиеся приветствуют гостей и занимают рабочие места.
Учащиеся вспоминают составленные предложения о зиме.
- И. Соколов-Микитов "Зима в лесу". Пересказ по плану. Учащиеся формулируют 3 пункта плана: План. Зайцы-беляки. Охотник и следы. Медведь-лежебока. Пересказывают по плану.
Дети читают названия книг на слайде. - Э. Шим пишет о природе.
- Кого-то накажут, всем вам конец.
Ответы учащихся.
-Мороз, Мороз Иванович, Дед Мороз. - В сказочных. - Добрым, любит детей, весёлый, дарит всем подарки, украшает деревья, разрисовывает окна домов:
-Злой, сердитый.
- Птицам, рыбам, животным, людям, весне, насекомым. - Кому грозит Морозко? -Должны сначала прочитать. - Читая, будем наблюдать. - Обязательно порассуждаем. - В конце сделаем вывод.
-Наметили.
Готовятся к чтению произведения. Читают 1 и 2 абзац про себя, ищут ответы и зачитывают.
Читают вслух 3 абзац (3 предложения) - Пошёл воду запечатывать.
Самостоятельно читают про себя. - Морозко заморозил всех обитателей лужицы. Перечитывают эту часть главы вслух. -Плохо, безжалостно, жестоко. - Злой, сердитый, жестокий, безжалостный. -Хотим. Вторую главу читают 2 ученика вслух. Один про болото, другой - про озеро. Ответы учащихся. Высказывают своё мнение. Дочитывают текст до конца. -Все остались живы и ждут прихода весны. -Нашли. - На обитателей водоёмов: насекомые, земноводные, рыбы. - Все жители водоёмов замёрзли бы.
Ответы детей.
-Хотел рассказать, что всё в природе благоразумно. Хотел, чтобы все узнали как зимуют водяные жители. - Э Шим "Всем вам крышка". - К сказкам. - На 3 части. Работа в группах. Учащиеся в группе создают картинный план. С помощью клея на листе А3 собираются разрезанные части 3 глав. Полученные работы вывешиваются на доску. - Внимательно читали, легко удавалось находить ответы на вопросы в тексте.
Ответы детей.
|
Предварительный просмотр:
для учеников 2-5 классов
2 класс
- Сказки и былины об Илье Муромце и русских богатырях
- Сказки разных народов о животных
- Русские литературные сказки (П.Ершов, А.Пушкин, В.Одоевский, П.Бажов, В.Берестов, В.Хмельницкий, Б.Сергунков)
- Зарубежные литературные сказки (А.де Сент-Экзюпери, Д.Родари)
- Аким Я. Стихи
- Барто А. "Знаю, что надо придумать" (стихи)
- Граубин Г. "Незнакомые друзья" (стихи)
- Демьянов И. "Ребятишкина книжка"
- Драгунский В. "Заколдованная буква" (рассказы)
- Заходер Б. Стихи и сказки
- Зощенко М. "Самое главное" (рассказы)
- Коваль Ю. "Воробьиное озеро" (рассказы)
- Коршунов М. "Петька и его, Петькина, жизнь" (рассказы), "Дом в Черёмушках" (повесть)
- Ладонщиков Г. "Скворец на чужбине"
- Маршак С. Стихи для детей
- Михалков С. "Аисты и лягушки"
- Мориц Ю. "Попрыгать-поиграть" (стихи), "Малиновая кошка" (стихи)
- Носов Н. "Приключения Незнайки", "Фантазёры" (рассказы)
- Остер Г. "Вредные советы"
- Пермяк Е. "Волшебные краски", "Торопливый ножик"
- Пришвин М. Рассказы
- Скребицкий Г. Рассказы
- Сладков Н. Рассказы
- Токмакова И. Стихи
- Успенский Э. "Крокодил Гена и его друзья"
- Ушинский К. "Кто дерёт нос кверху"
- Цыферов Г. "Что у нас во дворе?"
- Чарушин Е. "Никита и его друзья", "Страшный рассказ"
3 класс
- Русские народные сказки: "Сивка-Бурка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Василиса Прекрасная", "Перышко Финиста - Ясна Сокола", "Сказка о молодильных яблоках и живой воде"
- Былины: "Добрыня Никитич", "Добрыня и Змей", "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
- Сказки народов мира
- Мифы и легенды Древней Греции
- Русские литературные сказки:
- Аксаков С. "Аленький цветочек"
- Гаршин В. "Лягушка-путешественница"
- Заходер Б. "Серая звездочка"
- Катаев В. "Дудочка и кувшинчик"
- Маршак С. "Двенадцать месяцев"
- Паустовский К. "Растрепанный воробей"
- Шварц Е. "Сказка о потерянном времени"
- Зарубежные литературные сказки:
- Андерсен Г.-Х.
- Линдгрен А. "Крошка Нильс Карлсон"
- Перро Ш. "Мальчик-с-пальчик" и другие сказки
- Басни И. Крылова
- Рассказы:
- Куприн А. "Слон"
- Толстой Л. "Акула", "Прыжок", "Лев и собачка"
- Рассказы о природе (М.Пришвин, И.Соколов-Микитов, Б.Житков, В.Бианки,
- В.Дуров, В.Астафьев)
- Поэзия: А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, Ф.Тютчев, А.Фет, А.Плещеев, А.Толстой, К.Бальмонт, И. Бунин, С.Черный, А.Блок, С.Есенин, С.Михалков, Е.Благинина.
- Детские энциклопедии
- Детские журналы: "ГЕОлёнок", "Древо познаний"
4 класс
- Русская литература:
- Русские народные сказки
- Барто А. "Думай, думай..." (стихи)
- Волков А. "Волшебник Изумрудного города"
- Голицын С. "Сорок изыскателей"
- Григорьев О. "Говорящий ворон" (стихи)
- Гераскина Л. "В Стране невыученных уроков"
- Дик И. "В дебрях Кара-Бумбы"
- Драгунский В. "Денискины рассказы"
- Заходер Б. Избранное
- Зощенко М. "Ёлка"
- Кассиль Л. "У классной доски"
- Ким Ю. "Летучий ковёр" (стихи)
- Крылов И. Басни
- Коринец Ю. "Там вдали, за рекой"
- Куликов Г. "Как я влиял на Севку"
- Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки
- Маяковский В. "Тучкины штучки" и другие стихи для детей
- Михалков С. Басни
- Мориц Ю. "Малиновая кошка" (стихи)
- Носов Н. "Витя Малеев в школе и дома", рассказы
- Пантелеев Л. "Честное слово"
- Паустовский К. "Золотой линь", "Мещерская сторона", "Корзина с еловыми шишками", "Заячьи лапы"
- Пришвин М. "Золотой луг"
- Сапгир Г. "Четыре конверта" (стихи)
- Толстой А.Н. "Детство Никиты"
- Толстой Л. Басни
- Тургенев И. "Воробей"
- Успенский Э. "Дядя Федор, пес и кот", "Школа клоунов", стихи
- Фраерман Р. "Девочка с камнем"
- Цыферов Г. "Тайна запечного сверчка"
- Чехов А. "Ванька"
- Зарубежная литература
- Мифы Древней Греции: "Герои Эллады"
- Андерсен Г.-Х. Сказки
- Перро Ш. Волшебные сказки
- Твен М. "Приключения Тома Сойера"
- Познавательная литература:
- Губарев В. "В открытом космосе"
- Кун Н. "Олимп"
- Сегал Е., Ильин М. "Что из чего"
- Детские журналы: "ГЕОлёнок", "Древо познаний"
5 класс
- Русская литература:
- Русские народные сказки: "Василиса Прекрасная", "Финист – Ясный Сокол"
- Жуковский В. "Спящая царевна"
- Пушкин А. Сказки
- Гоголь Н. "Майская ночь, или Утопленница"
- Куприн А. "Чудесный доктор"
- Зощенко М. "Великие путешественники"
- Платонов А. "Волшебное кольцо"
- Паустовский К. "Кот-ворюга"
- Астафьев В. "Васюткино озеро"
- Белов В. "Скворцы"
- Зарубежная литература
- Легенды и мифы Древней Греции (под редакцией Н.Куна)
- Андерсен Г.-Х. "Соловей"
- Гауф В. "Карлик Нос"
- Дефо Д. "Жизнь и приключения Робинзона Крузо…"
- Киплинг Р. "Кошка, которая гуляла сама по себе"
- Линдгрен А. "Приключения Калле Блюмквиста"
- Родари Д. "Сказки по телефону" или "Говорящий сверток"
- Твен М. "Приключения Тома Сойера"
- Толкин Д.Р.Р. "Хоббит, или Туда и обратно"
- Уайльд О. "Соловей и роза"
Предварительный просмотр:
Автор: Шиблева Ю.П.
Тема урока: «Журавль и цапля» русская сказка. (2 класс)
УМК «Начальная школа ХХI века»
Продолжительность урока: 45 минут.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Цель: формировать умение полноценного восприятия художественного произведения на уровне главной мысли.
Задачи:учить давать характеристику персонажа на основе его поступков, развивать умение выделять художественные детали текста, помогающие раскрыть образы героев, определять главную мысль сказки; формировать систему духовно-нравственных ценностей, расширять социальный опыт учащихся.
Формируемые УУД (способы деятельности)
Познавательные:анализировать текст: объяснять образные слова и выражения; различать слова устаревшей лексики, выделять их в тексте, объяснять значение по контексту; пересказывать текст выборочно; читать по ролям, учась голосом передавать характер и настроение героев.
Регулятивные:запоминать и воспроизводить информацию из текста в соответствии с учебной задачей, оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее во время работы, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста), учиться работать в парах и группах, ставить цель, планировать деятельность на учебном занятии.
Личностные: высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Методы: частично-поисковый, проблемно-сообщающий, репродуктивный.
Приёмы: анализ, сравнение, создание проблемных ситуаций.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока:
1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. (3 мин.)
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Отгадайте загадки:
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок, голый, красный.
Бродит по болотам грязный,
Ловит в них лягушек,
Бестолковыхпопрыгушек. (журавль)
(Вывешивается иллюстрация журавля)
- Что знаете о журавле: где живёт? Чем питается?
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (цапля)
(Вывешивается иллюстрация цапли)
- Что знаете о цапле: где живёт? Чем питается?
- Как вы думаете, почему я начала урок с разговора об этих птицах?
(Мы продолжим работу над сказкой «Журавль и цапля».)
- Как вы считаете эта сказка грустная или весёлая? Что вас огорчило в сказке? Покажите мимикой, как вы огорчаетесь.
- Какой конец сказки вас бы порадовал? Почему? Покажите мимикой, как вы радуетесь?
Речевая разминка.
Старик спросил старуху:
Сколько стоит стог старого сена?
Старуха сказала старику:
Стог старого сена стоит сто рублей.
- Кто лучше? Прочитать – выразительно; весело; грустно; быстро, как скороговорку; медленно.
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. (10 мин.)
- Какое произведение читали на прошлом уроке? (Сказку «Журавль и цапля»)
- Кто автор? (Русский народ.)
- Назовите жанр произведения. (Сказка)
- По каким признакам определили, что это сказка? (Есть присказка, зачин «жили-были», животные разговаривают.)
- Сказка литературная или народная? Докажите. (Это народная сказка, т.к. у неё автор – народ.)
- Является ли она произведением устного народного творчества?
- Почему сказка названа «Журавль и цапля»? (Журавль и цапля – главные герои, с ними происходят все события, описанные в сказке)
Рефлексия ( проектирования своей деятельности) на пером этапе.
Карточка самооценка с заданиями (у каждого ученика)
Что мне нужно делать? | Что я могу сделать? | Что я не смогу сделать? | Оценка действия |
Что такое присказка? Как герои сказки говорят друг о друге? Найди слова в тексте и прочитай? | |||
Дать характеристику главным героям сказки. Составить модель описания цапли и журавля. | |||
Определить основную мысль сказки. | |||
Прочитать по ролям сказку. | |||
Ответить на вопросы: - Выскажите своё отношение к поведению журавля, цапли. - На какие недостатки людей указывает сказка? |
Проверка домашнего задания.
- Как начинается эта сказка? Прочитайте.
- Чем необычно начало этой сказки? Объясните. (Сказка начинается с присказки.)
-Что такое присказка?
- А теперь обратимся к карточке самооценке. В ней находятся задания, которые вам предстоит выполнить. Ответ на первый вопрос задания вы должны записать в тетради с.18 №1.
- Как герои сказки говорят друг о друге? Найдите слова в тексте и прочитайте?
- Оцените свою деятельность в первой строке карточки самооценки.
3. Этап локализации индивидуальных затруднений. (2 мин.)
- Как вы думаете, почему получились разные ответы в карточке самооценке? ( У каждого свои затруднения.)
- Предлагаю вам самим подумать и выбрать вариант ответа на вопрос: в чём заключаются затруднения? (Схема-опора, карточка с вариантами ответов: плохо знаю текст, невнимательно читал, затрудняюсь передать содержание.)
- Посмотрите на оставшиеся три строчки карточки самооценки и скажите, что из того, что предстоит вам выполнить, у вас вызывает затруднение? (Затруднения в характеристике героя, оценке его поступков, в определении главной мысли сказки)
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. (2 мин.)
- Попробуйте поставить перед собой цель урока. (Учиться давать характеристику героям, оценку их поступкам, уметь выделять художественные детали текста, определять главную мысль сказки.)
Словарная работа (слова на доске на карточках):
Семь вёрст болото месил, худо летаешь, несолонохлебавши, по сию пору.
- Прочитайте слова, как понимаете их значение?
5.Этап реализации построенного проекта. (15 мин.)
1.Работа над образом цапли и журавля.
Составление модели - описания.
- Где живёт цапля?
- Как ей там живётся? (одиноко)
- Почему же она одинока? В чём причина? ( Нерешительная, расчётливая, чёрствая, невоспитанная, несговорчивая.)
Карточки со словами вывешиваются на доску.
- Можно назвать одиноким журавля? Почему? (Не умеет прощать, злопамятный, грубый.)
Карточки со словами вывешиваются на доску.
- Посмотрите на полученную характеристику каждого из героев и скажите, из-за кого журавль и цапля не вместе: из-за журавля, из-за цапли, а может быть, у вас есть другой вариант ответа? (Виноваты оба.)
- Докажите свою точку зрения, используя слова, которые мы подобрали для характеристики героев. (1 ученик делает вывод)
- Выполните в тетради с. 18 №2 (Какими изображены в сказке журавль и цапля.Отметь ответ + или запиши свой.)
- Оцените свою работу в третьем ряду карточки самооценки.
2.Выделение главной мысли произведения.
- Какие отрицательные черты характера есть у журавля и цапли, которые мешают им жить вместе? (Несговорчивость, нерешительность.)
- Чему учит сказка? (С пониманием относится друг к другу; уметь дружить; думать, что говоришь.)
- Подумайте, что же является основной мыслью сказки? Выскажите своё предположение.
- Оцените свою работу в четвёртом ряду карточки самооценки.
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. (2 мин.)
- Почему же никак не поженятся журавль и цапля?
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (4 мин.)
Самостоятельная работа в группах:
- Вы разобьётесь на тройки и распределите, кто чьи слова читает.
Проверка: вызвать трёх обучающихся с чтением по ролям.
- Оцените свою работу в пятом ряду карточки самооценки.
8. Этап включения в систему знаний и повторения. (2 мин.)
- Скажите, на какие недостатки людей указывает сказка?
- Выскажите своё отношение к поведению журавля, цапли.
- Назовите сказки, в которых животные являлись главными героями. Как называются такие сказки? Кто их автор?
Выставка книг со сказками о животных.
9.Рефлексия учебной деятельности.(5 мин.)
Итог урока.
- Давайте вернёмся к целям сегодняшнего урока и посмотрим, достигли ли мы их. (Учились давать характеристику персонажа на основе его поступков, развивать умение выделять художественные детали текста, помогающие раскрыть образы героев, определять главную мысль сказки.)
- Какую пользу вам принёс сегодняшний урок?
- Оцените свою работу в пятом ряду карточки самооценки.
- Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению: (карточка).
сегодня я узнал…, было интересно…, было трудно…, я выполнял задания…, я понял, что…, теперь я могу…, я почувствовал, что…, я приобрел…,я научился…, у меня получилось …, я смог…, я попробую…, меня удивило…, урок дал мне для жизни…, мне захотелось…
-Какую самооценку вы дадите своему труду на уроке?
-Определите свою деятельность по шкале успеха и покажите выбранный символ. (Я сегодня плохо работал (а), я мог(ла) бы работать и лучше, сегодня я работал(а) в полную силу.)
Домашнее задание: по выбору:
Задание на «пятёрку»
1. Подготовлю пересказ сказки от имени:
а) журавля;
б) цапли;
2. Составлю кроссворд по сказке.
Задание на «четвёрку»
1. Подготовлю чтение сказки по ролям.
2. Придумаю другой конец сказки.
Приложение:
1.Карточки со словами:
Нерешительная, расчётливая, чёрствая, невоспитанная, несговорчивая
Не умеет прощать, злопамятный, грубый
2.Схема: Затруднение – Причина - Цель
Я не могу? – Я не знаю? – Узнать!
Плохо знаю текст, невнимательно читал, затрудняюсь передать содержание.
3.Карточка. Закончи предложение (интервью):
сегодня я узнал…, было интересно…, было трудно…, я выполнял задания…, я понял, что…, теперь я могу…, я почувствовал, что…, я приобрел…,я научился…, у меня получилось …, я смог…, я попробую…, меня удивило…, урок дал мне для жизни…, мне захотелось…
4.Шкала успеха.
5. Карточка самооценка.
6. Книги со сказками о животных.
Список литературы:
Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 кл. Ч.2. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 160 с.: ил. – (Начальная школа ХХI века).