Средства оценивания
Содержатся средства оценки достижений обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оценка предметных результатов | 19.47 КБ |
Критерии оценки доклада (сообщения) | 15.18 КБ |
Самооценка деятельности ученика на уроке | 18.33 КБ |
Паспорт КИМ | 28.41 КБ |
Итоговая контрольная работа по истории для 7 класса | 34.39 КБ |
Критерии оценки ученической презентации | 50 КБ |
Критерии оценки знаний по истории и обществознанию | 19.06 КБ |
Портфолио как технология оценки индивидуальных учебных достижений | 20.59 КБ |
Модель портфолио ученика | 710.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки образовательных результатов.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по истории и обществознанию.
Оценка достижения предметных результатов ведётся в форме персонифицированных процедур:
- проверочные и контрольные работы;
- тестовые диагностические работы;
- тематические проверочные работы;
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Текущий, тематический контроль успеваемости и промежуточная аттестация могут проводится в устной и письменной формах:
устно - в форме устного опроса, собеседования, ответов на вопросы, выступления с сообщением по теме, защиты рефератов и творческих работ и др.;
письменно - в форме контрольной работы, проверочной работы, тестирования, творческой работы.
Содержание контрольно-измерительных материалов (КИМы) должно соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов общего образования, рабочей программе по предмету. КИМы включают две группы заданий: базовый и повышенный.
Тематический контроль проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и тестовых работ, итоговой диагностической работы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы;
- неумение ориентироваться на карте, затруднения в правильном показе изученных исторических объектов.
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется по 5-ти балльной системе оценивания.
«5» - владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения бучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 85 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.
«4» - обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимой для продолжения образования и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 65 % заданий базового уровня и не менее 50% заданий повышенного уровня.
«3» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 50 % заданий базового уровня.
«2» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет менее 50 % заданий базового уровня.
«1» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ не выполняет задания базового уровня.
Отметки за контрольные работы и творческие работы в начальных классах выставляются к следующему уроку.
Допускается пересдача работы при проведении текущего контроля, оцененной отметкой "2" (неудовлетворительно), "3" (удовлетворительно), "4" (хорошо).
Отметка обучающегося за четверть (полугодие) выставляется с учетом текущего контроля успеваемости как средний арифметический результат:
- отметка "5" при среднем арифметическом показателе от 5 до 4,60;
- отметка "4" при среднем арифметическом показателе от 4,59 до 3,60;
- отметка "3" при среднем арифметическом показателе от 3,59 до 2,60;
- отметка "2" при среднем арифметическом показателе менее 2,60.
Отметки за работы, носящие контролирующий характер, при рубежной (четвертной, полугодовой) аттестации имеют первостепенное значение.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение).
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик обучающегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также устранения недочетов и ошибок.
Предварительный просмотр:
Критерии оценки докладов (сообщений)
№ п/п | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах |
1 | Качество доклада (сообщения): - сопровождается иллюстративным материалом; - чётко выстроен; - рассказывается, но не объясняется суть работы; - зачитывается. | 3 2 1 0 |
2 | Использование демонстрационного материала: - автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нём ориентируется; - использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности; - представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно. | 2 1 0 |
3 | Качество ответов на вопросы: - даёт полные ответы на все вопросы; - не может чётко ответить на вопросы; - не отвечает на вопросы. | 2 1 0 |
4 | Владение научным и специальным аппаратом: - показано владение специальным аппаратом; - использованы общенаучные и специальные термины; - показано владение базовым аппаратом. | 3 2 1 |
5 | Чёткость выводов: - полностью характеризуют работу; - имеются, но не доказаны. | 2 1 |
итого | 12 |
Оценка «5» - от 10 до 12 баллов
Оценка «4» - от 7 до 9 баллов
Оценка «3» - от 4 до 6 баллов
При количестве баллов менее 4 – рекомендовать учащемуся дополнительно поработать над данным докладом (сообщением).
Предварительный просмотр:
Критерии самооценки деятельности ученика на уроке
1. Участие в работе группы | Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Представлял результаты работы группы. 3 балла | Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Дополнял ответы выступающих. Отвечал на вопросы учителя. 2 балла | Участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Не отвечал. 1 балл | Не участвовал в работе над заданием. 0 баллов |
2. Работа в тетради, заполнение карточки, оформление презентации | Задание в тетради выполнено полностью самостоятельно, без ошибок, аккуратно и грамотно оформлено. 3 балла | Задание в тетради выполнено полностью, аккуратно и грамотно оформлено. Имеются 1-2 исправления. Работа выполнялась с консультационной помощью учителя. 2 балла | Задание в тетради выполнил полностью, с 3 и более исправлениями. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя. 1 балл | Не выполнил работу. 0 баллов |
3. Выполнение теста. | справился полностью 3 балла | 1ошибка 2 балла | 2 ошибки 1 балл | 3 и более ошибок 0 баллов |
Итого. Подсчитай количество баллов и оцени свою работу за урок: 8 – 9 баллов – «5»; 6 – 7 баллов – «4»; 4 – 5 баллов – «3»; 3 и менее – «2»
Что ты чувствуешь? Отметь вариант ответа, с которым ты согласен и поставь соответствующий знак.
+ С заданиями справился легко и успешно! Я доволен собой!
V Было трудно, но я справился!
! Задания для меня трудные. Мне нужна помощь!
Оценочный лист
Ф.И. ученика | ||||||
1. Участие в работе группы | ||||||
2. Работа в тетради | ||||||
3. Выполнение теста. | ||||||
Итого баллов | ||||||
Оценка | ||||||
Что ты чувствуешь? |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский"
СОГЛАСОВАНО Руководитель лаборатории качества образования МБОУ СОШ № 2 г. Советский _______________ Дунаева Н.А. _______________ 2017 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом № _______ от ____________2017 г. |
Контрольно-измерительные материалы
для проведения промежуточной аттестации
по истории России в 7 классе
Составил: Зубарев Андрей Александрович,
учитель истории и обществознания
высшая квалификационная категория
2017 г.
Паспорт
контрольно-измерительных материалов
для проведения промежуточной аттестации в 2017 г.
по истории России в 7 классе
Ключи к тексту КИМ
№ задания | Ответ | |
1 вариант | 2 вариант | |
1 | 3 | 1 |
2 | 3 | 4 |
3 | 2 | 2 |
4 | 1 | 1 |
5 | 4 | 4 |
6 | 4123 | 3142 |
7 | 413 | 432 |
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом:
1 вариант
Задание 8
В ответе должно быть указано: Время события: II половина XVII в.; Имя царя: Алексей Михайлович | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Правильно указано время события и имя царя | 2 |
Правильно указано только время события ИЛИ имя царя | 1 |
Ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задание 9
В ответе должно быть указано предложение: «Летом в Москве начался Медный бунт, в котором приняли участие посадские люди и стрельцы». Могут быть указаны следующие причины: 1.Усиление налогового гнёта приводило к снижению и без того невысокого уровня благосостояния населения. 2. Налоги собирались серебром, а жалованье раздавалось медью. | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Правильно указаны две причины | 2 |
Правильно указана одна причина | 1 |
Причины не указаны или указаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 2 |
2 вариант
Задание 8
В ответе должно быть указано: Указан век: XVII в.; Названа династия: Романовы | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Правильно указано время события и имя царя | 2 |
Правильно указано только век ИЛИ названа династия | 1 |
Ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задание 9
В ответе должно быть указано предложение: «Для восстановления утраченных в годы Смуты международных позиций Россия на протяжении всего века вела войны как с европейскими государствами (Речью Посполитой, Швецией), так и со странами Востока (Крымским ханством и Турцией), что во многом способствовало усилению западного влияния на внутреннюю жизнь страны». Могут быть указаны следующие факты: чтобы получить возможность использовать европейский опыт, как при подготовке к войнам, так и для организации производства, на русскую службу начали приглашать иностранных специалистов; первый в русской армии воинский устав был принят на основе западноевропейских образцов; голландские специалисты помогали организовать производство оружия(пушечный завод) в Москве и построить первый русский военный корабль «Орёл»; в середине века в Москве проживало около 1,5 тысяч западноевропейцев; | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Правильно указаны две причины | 2 |
Правильно указана одна причина | 1 |
Причины не указаны или указаны неверно | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задание 10 (общее для обоих вариантов)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1.Имя царевича: Дмитрий 2. Город: Углич 3. Последствия: Пресечение династии Рюриковичей на русском престоле; Смутное время. | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Правильно указаны три элемента ответа | 3 |
Правильно указаны два любых элемента ответа | 2 |
Правильно указан один любой элемента ответа | 1 |
Ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Критерии перевода количества баллов, набранных в результате выполнения КИМ, в отметку по пятибалльной шкале.
Например:
«5» - 100 % - 80 % (12 - 15 баллов)
«4» - 79 % - 60 % (9 - 11 баллов)
«3» - 59 % - 47 % (7 – 8 баллов)
«2» - менее 47 % (менее 7 баллов)
Предварительный просмотр:
Вариант 1
Часть 1
1. К какому веку относится правление Ивана IV?
1) XIII в. 2) XIV в. 3) XVI в. 4) XVII в.
2. Как назывались возникшие в России в XVII в. предприятия, использовавшие ручную технику и разделение труда?
1) цехи 2) фабрики 3) мануфактуры 4) ремесленные мастерские
3. Что из названного стало результатом реформ Никона в XVII в.?
1) учреждение патриаршества в России
2) изменение церковных обрядов
3) отделение церкви от государства
4) передача церковной земельной собственности государству
4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите царя, о котором идёт речь.
«Делегация из духовенства и бояр отправилась в Александрову слободу. Прибывших под стражей, как вражеских лазутчиков, привели пред светлые царские очи. Царь повторил свои обвинения и после некоторого времени размышлений милостиво согласился вернуться на государство, но на следующих условиях: изменников казнить по своему усмотрению и выделить в стране территории с особым порядком управления».
1) Иван IV 2) Борис Годунов 3) Михаил Романов 4) Алексей Михайлович
5. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите век, когда был принят документ, о котором идёт речь.
«К важнейшим в законодательном акте относятся главы, определяющие сословную структуру общества. Глава XI «Суд о крестьянах» удовлетворила требование дворян о праве на бессрочный сыск беглых. Тем самым отменялись урочные лета, и крестьяне с их потомством становились навечно собственностью помещиков, дворцового ведомства и духовных владельцев».
1) XIV в.
2) XV в.
3) XVI в.
4) XVII в
6. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) введение опричнины;
2) учреждение патриаршества в России;
3) проведение церковной реформы Никона;
4) созыв первого Земского собора.
7. Установите соответствие между именами русских царей и событиями, которые относятся к периоду их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ЦАРИ |
| СОБЫТИЯ |
А) Иван IV Б) Михаил Фёдорович В) Алексей Михайлович |
| 1) Смоленская война 2) присоединение Новгорода и Твери 3) объединение Левобережной Украины с Россией 4) Ливонская война |
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 8, 9.
Из сочинения историка
«В Московском государстве не было собственных золотых и серебряных рудников, и драгоценные металлы ввозились из-за границы. На Денежном дворе из иностранных монет чеканили русскую монету: копейки, деньги и полушки… Затяжная война с Речью Посполитой из-за Украины потребовала огромных расходов. Усиление налогового гнёта приводило к снижению и без того невысокого уровня благосостояния населения. Чтобы найти деньги на продолжение войны, было решено выпускать медные деньги по цене серебряных. Налоги собирались серебром, а жалованье раздавалось медью.
Мелкая медная монета поначалу действительно имела хождение наравне с серебряными копейками. Однако вскоре выпуск ничем не обеспеченных медных денег, которые чеканились в Москве, Новгороде и Пскове, стал чрезмерным. Рост цен вследствие злоупотреблений властей переполнил чашу терпения населения. Летом в Москве начался Медный бунт, в котором приняли участие посадские люди и стрельцы».
8. Укажите время (с точностью до половины века), когда произошли описанные события. Назовите царя, ко времени правления которого относятся описанные в тексте события.
9. В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о причинах которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились причинами указанной ситуации.
10. Анализ исторической ситуации
Правительственная комиссия, разбиравшая причины гибели малолетнего царевича, пришла к выводу, что он погиб в результате несчастного случая. Его мать была пострижена в монахини, родственники — подвергнуты опале, а значительное количество посадских людей, участников стихийно вспыхнувшего восстания, было выслано «на житьё» в Сибирь. Вместе с ними был выслан и колокол, возвестивший о несчастье с царевичем.
1) Укажите имя царевича, о котором идёт речь.
2) Укажите название города, в котором произошли описанные события.
3) Укажите одно из последствий гибели малолетнего царевича.
Вариант 2
Часть 1
1.В каком году впервые произошло венчание русского государя на царский престол?
1) 1547 г. 2) 1598 г. 3) 1606 г. 4) 1613 г.
2. В XVI в. крестьяне, которые проживали на государственных землях, назывались
1) посессионные 2) временнообязанные 3) владельческие 4) черносошные
3. Что из названного было результатом народных волнений в Москве в 1648 г.?
1) учреждение опричнины
2) отмена медных денег
3) созыв Земского собора
4) ограничение времени перехода крестьян к другому владельцу Юрьевым днём
4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите историческое явление, о котором идёт речь.
«Учреждена же она была потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей, вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, царь заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними».
1) опричнина 2) бироновщина 3) хованщина 4) пугачёвщина
5. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите пропущенное в нём имя царя.
«…гетман Богдан Хмельницкой и всё Войско Запорожское присылали к великому государю царю и великому князю <…> бити челом многожды, чтоб он, великий государь, православные христианские веры искоренить и
святых Божиих церквей разорить гонителям их и клятвопреступникам не дал и над ними умилосердился, велел их приняти под свою государскую высокую руку... И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и всё Войско Запорожское с городами и с землями принять...»
1) Иван Грозный 2) Борис Годунов 3) Михаил Фёдорович 4) Алексей Михайлович
6. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) введение заповедных лет;
2) вхождение Украины в состав России;
3) отмена кормлений;
4) установление бессрочного сыска беглых крестьян.
7. Установите соответствие между событиями (процессами) XVII в. и историческими лицами, чья деятельность была связана с этими событиями (процессами): к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) XVII в. |
| ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА |
А) Смоленская война Б) освоение Дальнего Востока В) церковная реформа |
| 1) Филарет 2) Никон 3) Е. Хабаров 4) Михаил Фёдорович |
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 8, 9.
Из сочинения историка.
«Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия, западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Для восстановления утраченных в годы Смуты международных позиций Россия на протяжении всего века вела войны как с европейскими государствами (Речью Посполитой, Швецией), так и со странами Востока (Крымским ханством и Турцией), что во многом способствовало усилению западного влияния на внутреннюю жизнь страны.
Россия уже была одной из самых больших стран мира, но всё ещё отставала по темпам развития экономики от западноевропейских стран. Осознание необходимости изменений в жизни страны подталкивало к изучению и внедрению лучших сторон европейского опыта. На русскую службу начали приглашаться иностранные специалисты. Они были необходимы для того, чтобы помочь использовать европейский опыт, как при подготовке к войнам, так и для организации производства. Так, на основе западноевропейских образцов при Алексее Михайловиче был принят первый в русской армии воинский устав. Организовать в Москве производство оружия (пушечный завод) и построить первый русский военный корабль «Орёл» помогали голландские специалисты. Уже в середине века в Москве проживало около 1,5 тысяч западноевропейцев. Иностранцы в Москве жили по своим обычаям, для чего была создана Немецкая слобода — «Кукуй»».
8. Укажите век, к которому относятся описанные в отрывке события. Назовите династию русских царей, один из представителей которой упомянут в данном отрывке.
9. В первом абзаце найдите и выпишите предложение, содержащее утверждение, обоснования которого приводятся во втором абзаце отрывка. Укажите не менее двух фактов, приведённых в тексте, с помощью которых можно обосновать указанное утверждение.
10. Анализ исторической ситуации
Правительственная комиссия, разбиравшая причины гибели малолетнего царевича, пришла к выводу, что он погиб в результате несчастного случая. Его мать была пострижена в монахини, родственники — подвергнуты опале, а значительное количество посадских людей, участников стихийно вспыхнувшего восстания, было выслано «на житьё» в Сибирь. Вместе с ними был выслан и колокол, возвестивший о несчастье с царевичем.
1) Укажите имя царевича, о котором идёт речь.
2) Укажите название города, в котором произошли описанные события.
3) Укажите одно из последствий гибели малолетнего царевича.
Предварительный просмотр:
Критерии оценки защиты ученической презентации (защита краткосрочного проекта)
Содержание 12 баллов | Колич12 12ество баллов |
| 2 |
| 4 |
| 3 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
Дизайн 3 балла
| |
| 1 |
| 1 |
Защита презентации 4 балла | |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
Итого: | 19 баллов |
Критерии оценки:
16-19 баллов – «5»
11-15 баллов – «4»
6-10 баллов – «3»
0-5 баллов – «2»
Критерии оценки защиты ученической презентации (иллюстрация ответа по теме урока)
Содержание 7 баллов | Колич12 12ество баллов |
| 1 |
| 4 |
| 1 |
| 1 |
Дизайн 4 балла
| |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
Защита презентации 3 балла | |
| 3 |
Итого: | 14 баллов |
Критерии оценки:
12-14 баллов – «5»
8-11 баллов – «4»
4-7 баллов – «3»
Менее 4 баллов – не оценивается
Предварительный просмотр:
Критерии оценки знаний учащихся по истории
Устный, письменный ответ
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
• осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;
• логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;
• соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
• анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
• давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
• сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
• применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
• толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
• демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
• составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
• оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
• читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
• преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
• показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла;
• демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
• дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
• не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• демонстрирует общие представления об историческом процессе;
• путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
• показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
• отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
• не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
• не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.
· Нормы оценок работы с историческим источником
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
• установил тип источника и время (дату) его появления;
извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
• сопоставил факты нескольких исторических источников;
• применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.)
для объяснения содержания исторического источника;
• дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;
• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
• аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• определил тип источника и историческую эпоху его появления;
• извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
• сопоставил факты нескольких исторических источников;
• применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
• прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией свою позиции.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
• на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
• попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;
• не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
• не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
• пересказал текст источника без его комментирования;
• или дал ответ не в контексте задания.
· Нормы оценок работы с исторической картой
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
• читает легенду карты;
• правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
• раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
• правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
• допускает неточности при чтении легенды карты;
• описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины;
• затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
• не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
• не соотносит историческую информацию с картой;
• не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не умеет читать легенду карты;
• не распознает историческую информацию, представленную на карте;
• отказался работать с контурной картой.
Критерии оценки знаний учащихся по обществознанию, праву
· Устный, письменный ответ
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
• логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
• сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
• сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
• применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
• оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
• верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
• продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
• не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
• дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
• дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
• делает элементарные выводы;
• путается в терминах;
• не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
• не может аргументировать собственную позицию;
• затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
• справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
• не раскрыл проблему;
• собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);
• Или информацию представил не в контексте задания
• Или отказался отвечать.
·
Нормы оценки письменной работы по обществознанию
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:
• осуществил поиск социальной и иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;
• сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;
• увидел и сформулировал главную мысль, идею текста;
• сумел сравнить разные авторские позиции и назвать критерий сравнения;
• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответах на вопросы текста;
• аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал базового курса;
• продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей при ответах на вопросы текста (естествознание, искусство и т.д.);
• предъявил письменную работу в соответствии с требованиями оформления (реферат, доклад, сообщение, конспект и т.д.)
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
• осуществил поиск социальной или иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;
• увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;
• при сравнении разных авторских позиций не назвал критерий сравнения;
• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;
• аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;
• обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);
• не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;
• в оформлении работы допустил неточности.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;
• почувствовал основную идею, тему текста, но не смог ее сформулировать;
• попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать;
• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания текста;
• не выполнил более трети требований к оформлению работы в полном объеме.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
• выполнил менее одной четвертой части предлагаемых заданий;
• не смог определить основную идею, мысль текста;
• не раскрыл проблему; собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора)
• аргументация отсутствует;
• или информация дана не в контексте задания.
· Нормы оценки эссе по обществознанию
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:
• увидел и сформулировал проблему, поднимаемую автором цитаты,
• раскрыл проблему на теоретическом уровне (в связях и с обоснованием) с использованием научной терминологии в контексте задания;
• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы;
• аргументировал свою позицию с опорой на факты общественной жизни или на социальный личный опыт;
• продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);
Отметка «4» и выставляется в том случае, если учащийся
• осуществил поиск социальной информации и извлек знания по заданной теме;
• увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;
• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;
• аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;
• обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);
• не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;
• увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
• попытался раскрыть проблему при формальном использовании обществоведческих терминов на бытовом уровне;
• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы;
• аргументация слабо связана с раскрытием проблемы, хотя приведены аргументы с опорой на факты личного социального опыта.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
• выполнил менее одной третьей части предлагаемых заданий;
• не увидел проблему, не смог определить основную идею, мысль текста;
• не раскрыл проблему;
• собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора);
• аргументация отсутствует;
• или информация дана не в контексте задания.
Предварительный просмотр:
Портфолио как технология оценивания
Портфолио - это технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося портфолио - организатор его учебной деятельности, для учителя - средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Наиболее популярны следующие: портфолио достижений, портфолио-отчёт и портфолиосамооценка. Любой из них имеет три характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую. Есть и иная типология портфолио: практико-ориентированные, проблемно-ориентированные, тематические портфолио. Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.
Отличительной особенностью портфолио является его личностно ориентированный характер:
- ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;
- ученик собирает материал в портфолио;
- в основе оценивания результатов лежат самооценка и взаимооценка.
Создание портфолио нацелено и на формирование определённых умений. Ученик должен научиться:
- отбирать и оценивать информацию;
- точно определять цели, которых он хотел бы достичь;
- планировать свою деятельность;
- давать оценки и самооценки;
- отслеживать собственные ошибки и исправлять их.
Создание портфолио
Алгоритм создания портфолио в этой технологии чёток и прост, а приёмы позволяют разнообразить содержание портфолио и формы его оценивания. Особенность данной технологии заключается в том, что она запускается до изучения темы, раздела, курса. Такой тип портфолио можно было бы назвать «Портфолио - планирование моей работы». Необходимое оборудование: папка-скоросшиватель с 8-10 файлами, ножницы, клей, старые газеты, журналы, фотографии и т. д.
После определения общей темы и соответствующего ей отрезка времени учащимся предлагается выбрать рубрики будущего портфолио - назвать направления изучения темы. Им сообщается, что творчество и юмор в названии рубрик приветствуются.
Рубрики, предложенные учащимися, озвучиваются, и учитель записывает их на доске. Он выделяет несколько обязательных рубрик по изучаемой теме и проверочную рубрику «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Дополнительные материалы», «Достижения», «Оценка портфолио».
Затем учитель ограничивает общее число рубрик до 8-10, и учащиеся, ещё раз рассмотрев все предложения, делают свой выбор.
Оформление портфолио
Оформляются первые страницы рубрик - используются журналы, газеты, фломастеры, клей, ножницы. На этом подготовительный этап (собственно целеполагание) завершается. Далее идёт работа по выполнению заявленных целей - наполнение портфолио.
Технологические приёмы для работы с портфолио.
Технология развития критического мышления предлагает много форм работы с учебным материалом, особенность этих приёмов - самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Для работы с портфолио рекомендуется использовать приёмы, позволяющие структурировать материал.
Приём «Концептуальная таблица» используют, когда предполагается сравнение трёх и более аспектов или вопросов.
Приём «Сводная таблица» используют после работы с текстом учебника на стадии рефлексии. Учащиеся выделяют линии сравнения по теме, например «Функция», и, обменявшись информацией, заполняют следующую таблицу.
Основной смысл использования приёма «Сводная таблица» в технологии развития критического мышления заключается в том, что линии сравнения, характеристики, по которым сравниваются различные явления, объекты и пр., ученики выделяют самостоятельно.
Концептуальная и сводная таблицы позволяют организовать групповое взаимодействие и обмен подготовленной заранее информацией. Подобный обмен информацией даёт возможность учащимся не только использовать свои подготовленные дома материалы, но и познакомиться с материалами одноклассников.
В индивидуальной работе с содержанием портфолио можно использовать следующие приёмы:
• «Бортовые журналы». В них учащиеся записывают свои размышления до начала изучения темы и после знакомства с материалом.
• «Двухчастные дневники». Они также позволяют ученикам соотнести новый материал со своим личным опытом. Двойные дневники можно использовать при чтении текста на уроке, но особенно они продуктивны, когда учащиеся получают на дом задание прочитать и проанализировать текст большого объёма.
• «Трёхчастные дневники». Они имеют третью графу - «Письма к учителю». Этот приём позволяет ученику, работая над текстом, сразу задавать учителю вопросы по поводу прочитанного.
• «Толстые» И «тонкие» вопросы. С начала изучения новой темы создаётся таблица, которая заполняется по мере овладения материалом. В правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, в левую колонку - вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
Оценка портфолио
Оценка портфолио - это новая форма контроля полученных знаний, позволяющая школьникам учиться на собственных ошибках.
Какова же последовательность действий при оценке портфолио?
Сначала учитель объясняет ученикам, какие задачи им предстоит решить и за какое время. Затем они договариваются о том, какие материалы составят совокупный критерий оценки портфолио. Когда же занятия по теме подойдут к концу, учащиеся должны будут, во первых, отобрать лучшее из своих работ по изученному материалу, во-вторых, составить отчёт о проделанной работе, в-третьих, самим себе выставить оценку. Только после выполнения трёх условий ученические работы передаются учителю, который пишет на них критический отзыв и ставит свою оценку, принимая во внимание оценку, которую школьник выставил себе сам.
Учащийся проверяет работу сам, затем её проверяет его партнёр по работе и только после этого учитель. Все этапы работы собираются в портфолио.
Оценка и взаимооценка портфолио происходят постоянно при обмене информацией, при презентации портфолио, о выборе же конкретных форм и критериях оценки портфолио стоит договориться заранее.
Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение.
Структура портфолио по истории
(возможные варианты наполнения материалом по предмету)
1. Титульный лист.
Класс, образовательное учреждение, фамилия, имя ученика.
2. Портрет.
Информация о себе.
3. Коллектор.
План изучение материала, тесты для проверки знаний.
4. Рабочие материалы.
Изученный материал, записи заданий, выполненные тесты, контрольные работы, письменные самостоятельные, проверочные, доклады, рефераты, планы выступлений на уроках, творческие работы, подготовленные кроссворды.
5. Дополнительные материалы.
Дополнительные материалы подготовленные учителем по изучаемым темам.
6. Достижения.
Результаты промежуточного контроля по изучаемым темам, отзывы на творческие работы, исследовательские проекты, рекомендации и благодарственные письма.
7. Оценка портфолио.