Классное руководство


Предварительный просмотр:

План работы индивидуальной работы с «проблемными» учащимися.

1-й этап:

•        изучение научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания;

•        установление контакта с детьми и их родителями;

•        организация совместной коллективной деятельности;

•        диагностика личности ребенка.

2-й этап:

•        наблюдение и изучение особенностей ученика в ходе разнообразной деятельности;

•        составление индивидуальной характеристики на ученика по результатам диагностик психолога, социального педагога, логопеда;

•        выявление среди учащихся класса трудновоспитуемых. Определение причин трудновоспитуемости:

1.        Что искажено в духовном мире ученика в наибольшей мере и под влиянием каких причин?

2.        Какие неблагоприятные условия и влияния поддерживают   состояние трудновоспитуемости в данный момент?

3.        Против каких неблагоприятных обстоятельств может бороться сам воспитанник?

4.        Какие неблагоприятные воздействия следует устранить?

5.        Какие педагогические ошибки недопустимы по отношению к данному ученику и как исправить те, которые уже допущены?

•        установление с учеником взаимоприемлемого контакта и использование разнообразных приемов и методов педагогического взаимодействия и способов перевоспитания.

Методы перевоспитания

Цели

Конкретные приемы и методы

Переубеждение

Изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных мотивов

Общественное мнение класса, переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального жизненного опыта

Переучивание

Устранение отрицательный привычек, нездоровых потребностей, направленных действий. Изменение жизненного опыта

Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включения в активную социально ценную деятельность, поддержка положительных проявлений

Взрыв

Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения

Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного в поведении школьника

«Реконструкция характера»

Корректировка духовного мира школьника, сохранение ценного, устранение отрицательного

Обсуждение с ребенком системы перспектив жизни, выделение и рефлексия у ребенка ведущего положительного качества, составление программы реконструкции.

Переключение

Изменение направленности, переориентация на положительные примеры

Методы и приемы организации социально ценной деятельности

Поощрение и наказание

Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного

Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость

Самоисправление

Развитие активности школьника в перестройке и переделке своего характера

Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание.

3-й этап:

•        определение уровня воспитанности учащегося;

•        проектирование мероприятий, которые развивают ценностные ориентации, личностные качества ученика.

4-й этап:

•        дальнейшее изучение обучающегося, проектирование его поведение и отношения в различных ситуациях.

•        применение методов индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.

5-й этап;

•        организация самонаблюдения, самооценки, самоконтроля, совместной работы с сотрудниками социально - психологической службы школы.



Предварительный просмотр:

Семья – это один из важнейших социальных заказчиков образования. Родители – активные участники образовательного и воспитательного процесса.

Для организации и полноценного функционирования воспитательного процесса в направлении «Семья и школа» реализую задачи:

- организовать и провести диагностику семьи и семейных отношений младшего школьника;

- создать и организовать родительский всеобуч;

- подготовить детей и родителей к самостоятельной жизни, которая включает в себя формирование основных умений социально-бытовой ориентации.

Провожу  родительские собрания, индивидуальные  беседы, консультации с родителями по организации учебной, воспитательной, культурно-массовой  и спортивно – оздоровительной деятельности учащихся, организована работа телефонной линии, использование телекоммуникационной системы с целью достижения  ими  высоких учебных результатов,  успешную социализацию, которые  отвечали бы  требованиям к условиям и содержанию образования в автономном округе.

Взаимодействие с родителями обучающихся

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности – обязательное условие.

•      непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;

•      развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;

•     изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.

Цель сотрудничества учителей и родителей: создать неформальную дружескую атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществлять эффективную связь школы и семьи в воспитании и образовании детей младшего школьного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

•        усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей;

•        гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

•        развитие у  школьников опыта формального и неформального общения со  взрослыми;

•        освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

•        оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Организация Родительского всеобуча:

№ п/п

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

«Первые  проблемы».  Трудности  адаптации  ребенка  к  обучению  в  5  классе.

Психологические  и  физиологические  особенности  детей  12- 13  летнего  возраста.

Трудовое  воспитание  подростков  в  семье.

Тревожные  дети.  Причины  тревог  и  страхов  детей,  способы  их  преодоления.

Помощь  семьи  в  профессиональной  ориентации  школьников.

2

Роль  общения  в  жизни  школьника.

В  семье  растет  сын  (дочь).

Основы  хорошего  воспитания.  Родительская  любовь  и педагогический  такт.

Нравственные  уроки  семьи – нравственные  законы  жизни.

Руководство  самовоспитанием  подростка  в  семье.

3

Как  помочь  детям  учиться?

Моя  семья.  Будни  и  праздники.

Физическая  культура  и  спорт  в  жизни  и  воспитании  подростков.  Профилактика  детского  травматизма.

Роль  семьи  в  формировании  правосознания  у  подростков.

Об  опасностях,  которые  рядом.

5класс

1.        «Первые  проблемы».  Трудности  адаптации  ребенка  к  обучению  в  5  классе.

Психологические    и  физические  особенности  детей  младшего  подросткового  возраста.  Роль  семьи  и  ее  значение  в    адаптации  школьника  в  связи  с  новым  качеством  обучения  и  возрастными  особенностями.  Законы  школьной  жизни  в  обучении  и  воспитании  школьников. Новые  требования  к  обучению,  первые  проблемы  и  пути  их  преодоления.

2.        Роль  общения  в  жизни  школьника.

Общение  и  его  роль  в  жизни  человека.  Значение  общения  ребенка  в  семье,  результаты  этого  процесса  для  взрослых  и  детей.  Проблемы  общения  в  детском  коллективе.  Задачи  школы  и  родителей  по  преодолению  проблем  в  общении.

3.        Как  помочь  детям  учиться?

Трудности  обучения  ребенка  в  5  классе.  Требования  учителей  к  преподаваемым  предметам.  Способности  учащегося  и  их  реализация  в  учебной  деятельности  Виды  оказания  помощи  родителей  детям  в  учебе.

Рекомендуемая  литература:

1.        Рогов  Е.И.  Настольная  книга  практического  психолога. – М.2000.

2.        Баркан  А.  Практическая  психология  для  родителей,  или  как  научиться  понимать  своего  ребенка. - М.:  Аст-пресс.  1999

3.        Адаптация  и  резервы  человека   Сост. М.Ч.  Кочеткова,  М.Н.  Завьялова. – Псков.  2002.

4.        Глушкова  В.С.  Система  согласования  с  семьей  целей  и  способов  развития  ребенка  в  процессе  обучения  в  школе. Классный  руководитель.- 2001.  №7.

5.        Дареклеева  Н.И.  Справочник  классного  руководителя. М.,   2003.

6.        Миленкова  Л.И.  Педагоги,  родители  и  дети. – Мю.:  Пед. общество  России,  2000.

6  класс

1.        Психологические  и  физиологические  особенности  детей  12- 13  летнего  возраста.

Психологические  особенности  развития  ребенка.  Физиологические,  индивидуально - возрастные  проблемы  взросления  детей.  Анатомо–физиологическая    перестройка  организма,  ее  отражение  на  психике.  Акселерация:  причины  и  учет  ее  последствий  в  воспитании.

2.        В  семье  растет  сын  (дочь).

Половозрастные  особенности  развития  детей.  Проблемы,  связанные  с  половым  созреванием  и  пути  их  решения.  Значение  семьи  в  период  полового  созревания  ребенка.

3.        Моя  семья.  Будни  и  праздники.

Значение  понятия  «семья». Взаимопонимание  в  семье.  Пути  его  достижения.   Определение  роли  каждого  члена  семьи.  Тактика  воспитания  в  семье  и  типы  семейных  взаимоотношений:  диктат,  опека,  невмешательство,  сотрудничество,  конфронтация.

Родители – пример  для  подражания.  Культурные  традиции  семьи.

Рекомендуемая  литература:

1.        Рогов  Е.И.  Настольная  книга  практического  психолога. – М.2000.

2.        Баркан  А.  Практическая  психология  для  родителей,  или  как  научиться  понимать  своего  ребенка. - М.:  Аст-пресс.  1999

3.        Афанасьева  Т.М.  Семья.- М.,  1988

4.        Разумихина  Г.П.  Будь,  пожалуйста,  счастлив. – М.,  1990.

5.        Кэмпбелл  Р.  Как  на  самом  деле  любить  детей. – М.,  1999.

6.        Тархова  Л.П.  Мальчик,  мужчина,  отец. – М.,  1992.

7.        Попова  Л.  Воспитание  сына.  Воспитание  школьников. – М.,  2001.№3

8.        Хрипкова  А.Г.,  Колесов  Д.В.  В  семье  сын  и  дочь. – М.,  1985.

7класс

1.        Трудовое  воспитание  подростков  в  семье.

Труд  подростка  в  семье.  Воспитание  трудолюбия  и прилежания.  Обучение  детей  различным  видам  труда.  Воспитание  на  основе  трудовой  деятельности  родителей,  старших  членов  семьи.  Участие  подростка  в  ведении  домашнего  хозяйства.-  важное  условие  воспитания.  Стремление  и  умение  бережно  относиться  к  результатам  труда  других;  чувство  личной  ответственности  за  свой  труд,  умение  работать  в  коллективе.

Расширение  трудовых  умений,  увеличение  физической  нагрузки  по  мере  развития  подростка,  повышение  трудности  заданий.

2.        Основы  хорошего  воспитания.  Родительская  любовь  и педагогический  такт.

Роль  родителей  в  становлении  личности  ребенка.  Педагогические  ситуации,  связанные  с  проблемами,  волнующими  детей,  педагогов,  родителей.  Организация  жизнедеятельности  ребенка,  корректировка  вне  семьи.  Учет  в  семейном  воспитании   возрастных  и  индивидуальных    особенностей  ребенка.  Родительская  любовь  и  педагогический  такт...Использование  педагогического  такта  в  воспитательной  деятельности  родителей.

3.        Физическая  культура  и  спорт  в  жизни  и  воспитании  подростков.  Профилактика  детского  травматизма.

Психологические  основы  физического  воспитания  школьников.  Воспитание  интереса  и  потребности  в  занятиях  спортом,  физической  культурой.

Условия  эффективности  физического  воспитания  подростка  в семье.  Влияние  ритма  жизни  на  соблюдение  режима  дня,  на  занятиями  физическими  упражнениями.  Участие  семьи  с  спортивных  соревнованиях,  походах,  играх,  прогулках.

Создание  необходимых  гигиенических  условий  для  занятия  спортом,  физической  культурой,  гимнастикой.  Соблюдение  режима  дня,  отдыха,  питания. Профилактика  детского  травматизма.  

Рекомендуемая  литература:

1.        Афанасьева  Т.М.  Семья.- М.,  1988.

2.        Трудовое  воспитание  в  семье.  25  родительских  собраний  в  школе.- Ростов  на  Дону.:  Феникс.2002.

3.        Педагогический  такт…родителей. 25  родительских  собраний  в  школе.- Ростов  на  Дону.:  Феникс.2002.

4.        Степанов  С.С.  Психологический  словарь  для  родителей. – М.,  1996.

5.        Азбука  любви:  Книга  для  родителей. – М.,  1996.

6.        Корягина  О.П.  Педагогический  ринг.  Классный  руководитель. – 2000,  №8.

7.   Размышление  школьного  врача.  25  тем  родительских  собраний  в      школе. -Ростов  на  Дону.:  Феникс.  2002.

8.   Назаренко  Л.Д.  Оздоровительные  основы  физических  упражнений.              

М.:  Владос.2002

9.Марьясис  Е.Д.,  Скрипкин  Ю.К.  Азбука  Здоровья  и  семьи.-       М.,  1992.

8 класс

1.        Тревожные  дети.  Причины  тревог  и  страхов  детей,  способы  их  преодоления.

Причины  тревожного  состояния  детей:  внутренние  и  внешние  конфликты  ребенка.  Поведенческие  признаки  тревоги.

Страх -  «первая  производная  тревоги».  Мир  фантазий – спасение  от тревог.  Фантазии  тревожных  детей.  Агрессивность  как  средство  преодоление  тревоги.  Последствия  тревожных  переживаний:  вялость,  апатия,  безынициативность.  

Способы  преодоления  тревожного  состояния.

2.        Нравственные  уроки  семьи – нравственные  законы  жизни.

Основные  задачи  нравственного  воспитания  школьников  подросткового  возраста  в  семье.  Учет  в  процессе  нравственного  воспитания  анатомо-физиологического  и  психологического  развития  подростков.

Освоение  подростками  опыта  нравственных  отношений  в  процессе  семейной  жизни  и  участия  в  разнообразной  деятельности.  Забота  семьи  о  формировании  детей  основных  нравственных  качеств.

Нравственные  основы  «Правил  для  учащихся».

Формы  и  методы  нравственного  воспитания  в  семье.  Организация  повседневной  жизни  в  соответствии  с  нравственными  нормами..

3.        Роль  семьи  в  формировании  правосознания  у  подростков.

Пути  и  средства  формирования  у  подростков  правосознания,  уважения  к  законам.

Предупреждение  правонарушений  несовершеннолетних.  Гражданская  и  уголовная  ответственность.  Меры  воспитательного  характера,  предусмотренные  законодательством.  Ответственность  взрослых  за  вовлечение  несовершеннолетних  в  антиобщественную  деятельность,  пьянство,  наркоманию.

Роль  родителей  в  формировании правосознания и  воспитания  гражданской  ответственности  у  детей  в  семье.  Образ  жизни  родителей,  труд,  отношение  к  окружающему – пример  для  детей.

Рекомендуемая  литература:

1. Бодина  Е.,  Ашеулова  К,  Педагогические  ситуации. – М.,  2002.

2. Саматова  А. Диалог  с  родителями.  Этика  родительской  любви.  Этическое  воспитание. – 2003.  №1.

3. Рогов  Е.И.  Настольная  книга  практического  психолога. – М.2000.

4. Баркан  А.  Практическая  психология  для  родителей,  или  как  научиться  понимать  своего  ребенка. - М.:  Аст-пресс.  1999

5.  Учителям  и  родителям  о  психологии  подростка.  Под  ред  Г.Г.  Аркелова. – М., 1998.

6.  Мир  детства.  Подросток. – М.,  1998.  

7.  Женило  М.Ю.  Правовые  классные  часы –Ростов  на  Дону.:Феникс,2006.

9класс

1.  Помощь  семьи  в  профессиональной  ориентации  школьников.

Самоопределение  и  выбор  жизненного  пути.  Выявление  психофизических  особенностей  и  наклонностей  девятиклассников  к  определенным  видам  труда.

Роль  семьи  в  определении  жизненного  пути,  социальной  позиции  детей,  видов  их  деятельности.  Пути  и  формы  ознакомления  девятиклассников  с  профессиями.  

Рекомендации  психолога  по  профориентации.

2.         Руководство  самовоспитанием  подростка  в  семье.

Возрастающее  значение  самовоспитания  в  формировании  личности  ребенка.    Самовоспитание  как  средство  формирования  ответственности,  дисциплинированности,  трудолюбия,  познавательных  интересов,  творческих  способностей.

Основные  направления  самовоспитания – нравственное,  интеллектуальное,  физическое,  трудовое.

Внимание  родителей  к  самовоспитанию  детей.  Обсуждение  жизненных  ситуаций,  требующих  от  них  морально-волевых  усилий.

Воспитание  привычки  и  способности  к  самоконтролю,  самооценке,  саморегуляции  поведения,  к  точности,  единству  слова  и  дела, требовательности  к  себе  и  другим.

3.        Об  опасностях,  которые  рядом.

Проблемы  наркомании  и  токсикомании.  Статистические  данные  о  проблеме  наркомании.  Воздействие  наркотических  веществ  на  центральную  нервную  систему.  Стадии  наркомании.  Симптомы  и  опасность  болезни.  Пути  и  средства  предупреждения  наркомании…Роль  родителей  в  пропаганде  здорового  образа  жизни

История  СПИДа  и  общемировые  тенденции проблемы.  Стадии  ВИЧинфекции.  Симптомы  больного  СПИДом.  Меры  профилактики СПИДа.  Пути  распространения  СПИДа.  Информационная  роль  семьи.

Рекомендуемая  литература:

1.        Снайпер  Д.  Практическая  психология  для  подростков,  или  как  найти  свое  место  в  жизни. – М.,  1997.

2.        Пряжников  Н.С.  Профессиональное  и  личностное  самоопределение. – М.,  1996.

3.        Мнацаканян  Л.И.  Личность  и  оценочные  способности  старшеклассников. – М.,  1991.

4.        Вайнцвайг  И.  Десять  заповедей  творческого  саморазвития. – М.,  1990.

5.        Соловов  А.В.  Наркомания:  причины,  виды,  последствия,  профилактика.  Казань.  1999.

6.        Гаррисон  М.  Любовь,  секс,  СПИД.- М.,  1996.

7.        СПИД,  его  последствия  и  предупреждение.



Предварительный просмотр:

Совместный план работы социального педагога, психолога и классного руководителя с семьёй обучающегося класса на год.

1. Изучение положения дел в семье (быт, материальное состояние, жилищные условия, взаимоотношения между членами семьи, настрой и климат семьи).

2. Посещение семьи с целью наблюдения и контроля либо по фактам отклонений в поведении (нарушение дисциплины, конфликты с учителями или одноклассниками, пропуски занятий без причины, опоздания).

3. Приглашение родителей в школу.

4. Оказание социальной, психологической и педагогической помощи ребёнку и родителям.

5. Совместная с социальным педагогом и органами МОМВД России по Советскому району работа по профилактике правонарушений в семье.

6. Оказание помощи по предоставлению летнего отдыха в лагере и либо трудоустройство ребёнка в летний период.

7. Изучение социума (непосредственного окружения семьи по месту жительства). Совместная с социальным педагогом и органами МОМВД России по Советскому району работа.

8. Анализ социальной среды позитивного плана, уровень культурно-образовательного потенциала микрорайона семьи.

9. Организация и проведение классных мероприятий, родительских собраний.

10. Анализ эффективности индивидуальной работы с семьёй учащегося.

11. Проведение анализа педагогических наблюдений за воспитанием в семье учащегося.

12. Анализ организации педагогического взаимодействия всех специалистов, органов и социальных структур на примере семьи учащегося.



Предварительный просмотр:

ПЛАН

индивидуальной профилактической работы с семьей ученика(цы) _______ класса

п/п

мероприятия

сроки

ответственные

1

Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав детей, прав и обязанностей родителей. Пропаганда ЗОЖ

в течении года

соц. педагог, психолог, зам. директора по ВР, классный руководитель

2

Работа с несовершеннолетним, по предупреждению совершения им антиобщественных поступков, правонарушений:

в течении года

соц. педагог, классный руководитель, учителя-предметники

1. Проведение профилактической беседы с несовершеннолетним, его родителями.

соц. педагог, классный руководитель, учителя-предметники

2. Контроль за посещаемостью, успеваемостью и поведением несовершеннолетнего.

соц. педагог, классный руководитель, учителя-предметники

3

Диагностика социальной адаптации и внутрисемейных отношений

психолог

4

Собеседование с классным руководителем и специалистами школы по результатам проведения диагностики

психолог

5

Обследование жилищно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего

классный руководитель, социальный педагог

6

Изучение уровня взаимоотношений в семье (Опросник социализации для школьников «Моя семья»)

социальный педагог

7

Собеседование с классным руководителем и родителями по результатам проведения опроса

социальный педагог

8

Организация занятости во внеурочное время

в течении года

зам. директора по ВР

9

Проведение индивидуальных профилактических бесед с родителями и ребёнком

в течении года

соц. педагог, психолог, зам. директора по ВР, классный руководитель

10

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

в течении года

соц. педагог,  классный руководитель

11

Контроль посещения родительских собраний

в течении года

классный руководитель

12

Взаимодействие со школьным инспектором ОДН

в течении года

социальный педагог

13

Приглашение на заседания Совета профилактики

по мере необходимости

социальный педагог


Предварительный просмотр: