Классное руководство
Содержит материалы по классному руководству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План работы индивидуальной работы с «проблемными» учащимися. | 14.64 КБ |
Организация родительского всеобуча | 25.7 КБ |
План работы с семьёй | 14.16 КБ |
Профилактическая работа с семьёй | 40 КБ |
Программа духовно-нравственного развития и воспитания | 232.07 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы индивидуальной работы с «проблемными» учащимися.
1-й этап:
• изучение научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания;
• установление контакта с детьми и их родителями;
• организация совместной коллективной деятельности;
• диагностика личности ребенка.
2-й этап:
• наблюдение и изучение особенностей ученика в ходе разнообразной деятельности;
• составление индивидуальной характеристики на ученика по результатам диагностик психолога, социального педагога, логопеда;
• выявление среди учащихся класса трудновоспитуемых. Определение причин трудновоспитуемости:
1. Что искажено в духовном мире ученика в наибольшей мере и под влиянием каких причин?
2. Какие неблагоприятные условия и влияния поддерживают состояние трудновоспитуемости в данный момент?
3. Против каких неблагоприятных обстоятельств может бороться сам воспитанник?
4. Какие неблагоприятные воздействия следует устранить?
5. Какие педагогические ошибки недопустимы по отношению к данному ученику и как исправить те, которые уже допущены?
• установление с учеником взаимоприемлемого контакта и использование разнообразных приемов и методов педагогического взаимодействия и способов перевоспитания.
Методы перевоспитания | Цели | Конкретные приемы и методы |
Переубеждение | Изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных мотивов | Общественное мнение класса, переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального жизненного опыта |
Переучивание | Устранение отрицательный привычек, нездоровых потребностей, направленных действий. Изменение жизненного опыта | Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включения в активную социально ценную деятельность, поддержка положительных проявлений |
Взрыв | Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения | Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного в поведении школьника |
«Реконструкция характера» | Корректировка духовного мира школьника, сохранение ценного, устранение отрицательного | Обсуждение с ребенком системы перспектив жизни, выделение и рефлексия у ребенка ведущего положительного качества, составление программы реконструкции. |
Переключение | Изменение направленности, переориентация на положительные примеры | Методы и приемы организации социально ценной деятельности |
Поощрение и наказание | Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного | Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость |
Самоисправление | Развитие активности школьника в перестройке и переделке своего характера | Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание. |
3-й этап:
• определение уровня воспитанности учащегося;
• проектирование мероприятий, которые развивают ценностные ориентации, личностные качества ученика.
4-й этап:
• дальнейшее изучение обучающегося, проектирование его поведение и отношения в различных ситуациях.
• применение методов индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.
5-й этап;
• организация самонаблюдения, самооценки, самоконтроля, совместной работы с сотрудниками социально - психологической службы школы.
Предварительный просмотр:
Семья – это один из важнейших социальных заказчиков образования. Родители – активные участники образовательного и воспитательного процесса.
Для организации и полноценного функционирования воспитательного процесса в направлении «Семья и школа» реализую задачи:
- организовать и провести диагностику семьи и семейных отношений младшего школьника;
- создать и организовать родительский всеобуч;
- подготовить детей и родителей к самостоятельной жизни, которая включает в себя формирование основных умений социально-бытовой ориентации.
Провожу родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации с родителями по организации учебной, воспитательной, культурно-массовой и спортивно – оздоровительной деятельности учащихся, организована работа телефонной линии, использование телекоммуникационной системы с целью достижения ими высоких учебных результатов, успешную социализацию, которые отвечали бы требованиям к условиям и содержанию образования в автономном округе.
Взаимодействие с родителями обучающихся
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности – обязательное условие.
• непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
• развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
• изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.
Цель сотрудничества учителей и родителей: создать неформальную дружескую атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществлять эффективную связь школы и семьи в воспитании и образовании детей младшего школьного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
• усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей;
• гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
• развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
• освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
• оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Организация Родительского всеобуча:
№ п/п | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
1 | «Первые проблемы». Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. | Психологические и физиологические особенности детей 12- 13 летнего возраста. | Трудовое воспитание подростков в семье. | Тревожные дети. Причины тревог и страхов детей, способы их преодоления. | Помощь семьи в профессиональной ориентации школьников. |
2 | Роль общения в жизни школьника. | В семье растет сын (дочь). | Основы хорошего воспитания. Родительская любовь и педагогический такт. | Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни. | Руководство самовоспитанием подростка в семье. |
3 | Как помочь детям учиться? | Моя семья. Будни и праздники. | Физическая культура и спорт в жизни и воспитании подростков. Профилактика детского травматизма. | Роль семьи в формировании правосознания у подростков. | Об опасностях, которые рядом. |
5класс
1. «Первые проблемы». Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе.
Психологические и физические особенности детей младшего подросткового возраста. Роль семьи и ее значение в адаптации школьника в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями. Законы школьной жизни в обучении и воспитании школьников. Новые требования к обучению, первые проблемы и пути их преодоления.
2. Роль общения в жизни школьника.
Общение и его роль в жизни человека. Значение общения ребенка в семье, результаты этого процесса для взрослых и детей. Проблемы общения в детском коллективе. Задачи школы и родителей по преодолению проблем в общении.
3. Как помочь детям учиться?
Трудности обучения ребенка в 5 классе. Требования учителей к преподаваемым предметам. Способности учащегося и их реализация в учебной деятельности Виды оказания помощи родителей детям в учебе.
Рекомендуемая литература:
1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.2000.
2. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: Аст-пресс. 1999
3. Адаптация и резервы человека Сост. М.Ч. Кочеткова, М.Н. Завьялова. – Псков. 2002.
4. Глушкова В.С. Система согласования с семьей целей и способов развития ребенка в процессе обучения в школе. Классный руководитель.- 2001. №7.
5. Дареклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М., 2003.
6. Миленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. – Мю.: Пед. общество России, 2000.
6 класс
1. Психологические и физиологические особенности детей 12- 13 летнего возраста.
Психологические особенности развития ребенка. Физиологические, индивидуально - возрастные проблемы взросления детей. Анатомо–физиологическая перестройка организма, ее отражение на психике. Акселерация: причины и учет ее последствий в воспитании.
2. В семье растет сын (дочь).
Половозрастные особенности развития детей. Проблемы, связанные с половым созреванием и пути их решения. Значение семьи в период полового созревания ребенка.
3. Моя семья. Будни и праздники.
Значение понятия «семья». Взаимопонимание в семье. Пути его достижения. Определение роли каждого члена семьи. Тактика воспитания в семье и типы семейных взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство, сотрудничество, конфронтация.
Родители – пример для подражания. Культурные традиции семьи.
Рекомендуемая литература:
1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.2000.
2. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: Аст-пресс. 1999
3. Афанасьева Т.М. Семья.- М., 1988
4. Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив. – М., 1990.
5. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1999.
6. Тархова Л.П. Мальчик, мужчина, отец. – М., 1992.
7. Попова Л. Воспитание сына. Воспитание школьников. – М., 2001.№3
8. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. – М., 1985.
7класс
1. Трудовое воспитание подростков в семье.
Труд подростка в семье. Воспитание трудолюбия и прилежания. Обучение детей различным видам труда. Воспитание на основе трудовой деятельности родителей, старших членов семьи. Участие подростка в ведении домашнего хозяйства.- важное условие воспитания. Стремление и умение бережно относиться к результатам труда других; чувство личной ответственности за свой труд, умение работать в коллективе.
Расширение трудовых умений, увеличение физической нагрузки по мере развития подростка, повышение трудности заданий.
2. Основы хорошего воспитания. Родительская любовь и педагогический такт.
Роль родителей в становлении личности ребенка. Педагогические ситуации, связанные с проблемами, волнующими детей, педагогов, родителей. Организация жизнедеятельности ребенка, корректировка вне семьи. Учет в семейном воспитании возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Родительская любовь и педагогический такт...Использование педагогического такта в воспитательной деятельности родителей.
3. Физическая культура и спорт в жизни и воспитании подростков. Профилактика детского травматизма.
Психологические основы физического воспитания школьников. Воспитание интереса и потребности в занятиях спортом, физической культурой.
Условия эффективности физического воспитания подростка в семье. Влияние ритма жизни на соблюдение режима дня, на занятиями физическими упражнениями. Участие семьи с спортивных соревнованиях, походах, играх, прогулках.
Создание необходимых гигиенических условий для занятия спортом, физической культурой, гимнастикой. Соблюдение режима дня, отдыха, питания. Профилактика детского травматизма.
Рекомендуемая литература:
1. Афанасьева Т.М. Семья.- М., 1988.
2. Трудовое воспитание в семье. 25 родительских собраний в школе.- Ростов на Дону.: Феникс.2002.
3. Педагогический такт…родителей. 25 родительских собраний в школе.- Ростов на Дону.: Феникс.2002.
4. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. – М., 1996.
5. Азбука любви: Книга для родителей. – М., 1996.
6. Корягина О.П. Педагогический ринг. Классный руководитель. – 2000, №8.
7. Размышление школьного врача. 25 тем родительских собраний в школе. -Ростов на Дону.: Феникс. 2002.
8. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.
М.: Владос.2002
9.Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука Здоровья и семьи.- М., 1992.
8 класс
1. Тревожные дети. Причины тревог и страхов детей, способы их преодоления.
Причины тревожного состояния детей: внутренние и внешние конфликты ребенка. Поведенческие признаки тревоги.
Страх - «первая производная тревоги». Мир фантазий – спасение от тревог. Фантазии тревожных детей. Агрессивность как средство преодоление тревоги. Последствия тревожных переживаний: вялость, апатия, безынициативность.
Способы преодоления тревожного состояния.
2. Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни.
Основные задачи нравственного воспитания школьников подросткового возраста в семье. Учет в процессе нравственного воспитания анатомо-физиологического и психологического развития подростков.
Освоение подростками опыта нравственных отношений в процессе семейной жизни и участия в разнообразной деятельности. Забота семьи о формировании детей основных нравственных качеств.
Нравственные основы «Правил для учащихся».
Формы и методы нравственного воспитания в семье. Организация повседневной жизни в соответствии с нравственными нормами..
3. Роль семьи в формировании правосознания у подростков.
Пути и средства формирования у подростков правосознания, уважения к законам.
Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Гражданская и уголовная ответственность. Меры воспитательного характера, предусмотренные законодательством. Ответственность взрослых за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, пьянство, наркоманию.
Роль родителей в формировании правосознания и воспитания гражданской ответственности у детей в семье. Образ жизни родителей, труд, отношение к окружающему – пример для детей.
Рекомендуемая литература:
1. Бодина Е., Ашеулова К, Педагогические ситуации. – М., 2002.
2. Саматова А. Диалог с родителями. Этика родительской любви. Этическое воспитание. – 2003. №1.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.2000.
4. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: Аст-пресс. 1999
5. Учителям и родителям о психологии подростка. Под ред Г.Г. Аркелова. – М., 1998.
6. Мир детства. Подросток. – М., 1998.
7. Женило М.Ю. Правовые классные часы –Ростов на Дону.:Феникс,2006.
9класс
1. Помощь семьи в профессиональной ориентации школьников.
Самоопределение и выбор жизненного пути. Выявление психофизических особенностей и наклонностей девятиклассников к определенным видам труда.
Роль семьи в определении жизненного пути, социальной позиции детей, видов их деятельности. Пути и формы ознакомления девятиклассников с профессиями.
Рекомендации психолога по профориентации.
2. Руководство самовоспитанием подростка в семье.
Возрастающее значение самовоспитания в формировании личности ребенка. Самовоспитание как средство формирования ответственности, дисциплинированности, трудолюбия, познавательных интересов, творческих способностей.
Основные направления самовоспитания – нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое.
Внимание родителей к самовоспитанию детей. Обсуждение жизненных ситуаций, требующих от них морально-волевых усилий.
Воспитание привычки и способности к самоконтролю, самооценке, саморегуляции поведения, к точности, единству слова и дела, требовательности к себе и другим.
3. Об опасностях, которые рядом.
Проблемы наркомании и токсикомании. Статистические данные о проблеме наркомании. Воздействие наркотических веществ на центральную нервную систему. Стадии наркомании. Симптомы и опасность болезни. Пути и средства предупреждения наркомании…Роль родителей в пропаганде здорового образа жизни
История СПИДа и общемировые тенденции проблемы. Стадии ВИЧинфекции. Симптомы больного СПИДом. Меры профилактики СПИДа. Пути распространения СПИДа. Информационная роль семьи.
Рекомендуемая литература:
1. Снайпер Д. Практическая психология для подростков, или как найти свое место в жизни. – М., 1997.
2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 1996.
3. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. – М., 1991.
4. Вайнцвайг И. Десять заповедей творческого саморазвития. – М., 1990.
5. Соловов А.В. Наркомания: причины, виды, последствия, профилактика. Казань. 1999.
6. Гаррисон М. Любовь, секс, СПИД.- М., 1996.
7. СПИД, его последствия и предупреждение.
Предварительный просмотр:
Совместный план работы социального педагога, психолога и классного руководителя с семьёй обучающегося класса на год.
1. Изучение положения дел в семье (быт, материальное состояние, жилищные условия, взаимоотношения между членами семьи, настрой и климат семьи).
2. Посещение семьи с целью наблюдения и контроля либо по фактам отклонений в поведении (нарушение дисциплины, конфликты с учителями или одноклассниками, пропуски занятий без причины, опоздания).
3. Приглашение родителей в школу.
4. Оказание социальной, психологической и педагогической помощи ребёнку и родителям.
5. Совместная с социальным педагогом и органами МОМВД России по Советскому району работа по профилактике правонарушений в семье.
6. Оказание помощи по предоставлению летнего отдыха в лагере и либо трудоустройство ребёнка в летний период.
7. Изучение социума (непосредственного окружения семьи по месту жительства). Совместная с социальным педагогом и органами МОМВД России по Советскому району работа.
8. Анализ социальной среды позитивного плана, уровень культурно-образовательного потенциала микрорайона семьи.
9. Организация и проведение классных мероприятий, родительских собраний.
10. Анализ эффективности индивидуальной работы с семьёй учащегося.
11. Проведение анализа педагогических наблюдений за воспитанием в семье учащегося.
12. Анализ организации педагогического взаимодействия всех специалистов, органов и социальных структур на примере семьи учащегося.
Предварительный просмотр:
ПЛАН
индивидуальной профилактической работы с семьей ученика(цы) _______ класса
№ п/п | мероприятия | сроки | ответственные |
1 | Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав детей, прав и обязанностей родителей. Пропаганда ЗОЖ | в течении года | соц. педагог, психолог, зам. директора по ВР, классный руководитель |
2 | Работа с несовершеннолетним, по предупреждению совершения им антиобщественных поступков, правонарушений: | в течении года | соц. педагог, классный руководитель, учителя-предметники |
1. Проведение профилактической беседы с несовершеннолетним, его родителями. | соц. педагог, классный руководитель, учителя-предметники | ||
2. Контроль за посещаемостью, успеваемостью и поведением несовершеннолетнего. | соц. педагог, классный руководитель, учителя-предметники | ||
3 | Диагностика социальной адаптации и внутрисемейных отношений | психолог | |
4 | Собеседование с классным руководителем и специалистами школы по результатам проведения диагностики | психолог | |
5 | Обследование жилищно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего | классный руководитель, социальный педагог | |
6 | Изучение уровня взаимоотношений в семье (Опросник социализации для школьников «Моя семья») | социальный педагог | |
7 | Собеседование с классным руководителем и родителями по результатам проведения опроса | социальный педагог | |
8 | Организация занятости во внеурочное время | в течении года | зам. директора по ВР |
9 | Проведение индивидуальных профилактических бесед с родителями и ребёнком | в течении года | соц. педагог, психолог, зам. директора по ВР, классный руководитель |
10 | Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями | в течении года | соц. педагог, классный руководитель |
11 | Контроль посещения родительских собраний | в течении года | классный руководитель |
12 | Взаимодействие со школьным инспектором ОДН | в течении года | социальный педагог |
13 | Приглашение на заседания Совета профилактики | по мере необходимости | социальный педагог |