Учебные пособия и дидактические материалы

На странице представлены материалы для проверки знаний и диагностики их учебных достижений, для организации фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися 5-11 классов по истории и обществознанию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Применение приемов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории.

Когда использовать прием Инсерт?

  Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).

  Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то приём Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

  Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.

Например, при изучении темы Древнейшие люди на стадии вызова ученикам на листах предлагается таблица (прием «Инсерт») и даётся задание: Записать, что они знают о первых людях в таблице. При работе с текстом использовать маркировочные значки:

 «V» - то, что знаю

«+» - новая информация

« - » - думал иначе

« ? » - есть вопросы

«V»- то, что знаю

«+» - новая информация

« - » - думал иначе

« ? » - есть вопросы

Появились в Африке

Произошли от обезьян

Похожи на животных

Нет одежды

Созданы богом

  Затем происходит чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

на стадии вызова можно использовать кластерыкорзину идей, дерево предсказаний, мозговой штурм.

На этапе осмысления учитель предлагает учащимся повторно прочитать текст.

  После прочтения предлагается скорректировать заполненную таблицу, дополнить фразы.

На этапе Размышления предлагается составить «Рассказ-активизация по ключевым словам» (используя таблицу) «Жизнь первобытных людей в Африке 2-3 миллиона лет назад», используя как можно больше эпитетов о первых людях.

 Или использовать иное задание «По опорным словам, которые появились у нас на доске, назовите как можно больше отличительных особенностей от современного человека. (Например: "напоминал обезьяну, грубое лицо, вытянутая челюсть, стоящий на полусогнутых ногах, длинные ниже колен руки»  и т.п.), или наоборот от животных.

  Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Тема урока была мною выбрана не случайно. При изучении первобытных людей важно уметь видеть общее и особенное первобытных людей и животных, первобытных людей и современного человека и делать выводы.

Нюансы применения приема ТРКМЧП "Инсерт"

  • В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.
  • Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.
  • Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.
  • В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".
  • Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах. Например, для использования приема инсерт на уроках английского языка при анализе большого текста, рекомендуется групповая работа.

   На стадии вызова наиболее часто используются следующие приёмы: «Верные, неверные утверждения»: учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ.

На карточках таблица « ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»

ВОПРОС

ВЕРЮ

НЕ ВЕРЮ

Первый человек появился в Африке

Он ни чем не отличался от современного человека

Отличительная особенность первых людей – умение изготовлять орудия труда

Первобытный человек это животное.

Древние люди жили в одиночку

Главные занятия первых людей: земледелие и скотоводство

Древнейший человек сильно напоминал обезьяну

Люди ещё не умели разговаривать

Первые люди изготавливали орудия труда из металлов: железо и бронза

На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к вопросам.

«Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична:

Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

  Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).

По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

   

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

 – не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

При изучении темы «Жизнь первобытных людей» на этапе обобщения стадия «Вызов» предлагаю детям составить кластер «Первобытные люди» 

•наши далёкие предки

•появились в Африке

•похожи на животных

•дикие

•мало похожи на людей

На этапе осмысления уместно прочитать словарную статью «Первобытный человек» и сделать пометы

«V»- то, что знаю

«+» - новая информация

« - » - думал иначе

« ? » - есть вопросы

Первобытный человек (словарь) –

1) предок современных людей

2) человек, находящийся на ступени первобытной культуры

3) переходная стадия от обезьяны к человеку

4) человек, не соблюдающий правила культуры

Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим.

Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Походка у людей была ещё не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен.

В Восточной Африке археологи находят кости людей, живших более двух миллионов лет назад.

Целыми днями все они, от мала до велика, занимались собирательством: искали съедобные коренья, улиток, дикорастущие плоды и ягоды, яйца птиц. Ходили на охоту.

Современного человека, который не соблюдает правила культуры, часто сравнивают с первобытным человеком, подчёркивая таким образом невоспитанность и дикость.

На уроке закрепления понятий «Первобытный человек » обобщаем знания по данной теме и умение составить описание его жизни и внешнего вида.

Обществознание

Прием "Корзина понятий" (на учительском столе небольшая плетеная корзина, которая наполняется высказываниями детей) Давайте наполним нашу " Корзину понятий" тем, что узнали на предыдущих уроках, что вы знаете по теме "Цена, количество, стоимость" и всем тем, что относится к понятию "Деньги".

Итак, начинаем !Корзина идей

•Цена - это стоимость одного предмета.•Деньги любят счёт.•Стоимость - это количество денег, которые заплатили за товар.•Деньги были металлические, их рубили, так появились рубли.•Рубли можно поменять на иностранную валюту: доллары, евро•Количество - это множество товара.•В России две группы денег: монеты и купюры.•Деньги можно хранить в банке, копилке.•Деньги можно у кого - нибудь попросить в долг.•Дружба дружбой, а денежки врозь.•В магазине дают сдачу.•Деньги воровать нельзя.•Профессии, связанные с деньгами: продавец, кассир, почтальон.•Когда денег не было, люди обменивались товаром.•На деньги можно купить всё, кроме здоровья.•Деньги надо зарабатывать.

Групповая работа как прием развития критического мышления 

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа. Формирование групповой общности начинаю с разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Учащимся иногда предлагаю кратко ответить на вопросы: «Что ты ждешь от урока?», «Что тебе уже известно по данной теме?». Хорошо помогают созданию нужной ауры выбор эпиграфа к уроку.

При проведении рефлексии предлагаю учащимся закончить предложения:

Сегодня на уроке…

Работа в группе мне …

Хочется пожелать, чтобы… и др.

Во время групповой работы я контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы, в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе. Очень важным в такой деятельности является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и естественно верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.

При первичном закреплении, т.е. при отработке основных понятий, учебных умений и навыков, использую работу в парах. Характер такой деятельности – репродуктивный. Использую пары постоянного и переменного состава, динамические и статистические.

На этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель», использую карточки. Каждый в паре играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводится до 10 минут урока. В это время я осуществляю включённый контроль, т.е. слушаю ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оцениваю их, помогаю ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, развивают коммуникативные навыки, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность: высказать своё мнение и быть услышанным.