Работа круглого стола в рамках курсов повышения квалификации

Кучерук Марина Владимировна

«Совершенствование форм и методов преподавания технологии российского образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономное учреждение

Дополнительного профессионального образования Ханты – мансийского автономного округа - Югры

«Институт развития образования»  

Родильный обряд в культуре хантов и манси

Учитель технологии

Кучерук Марина Владимировна

МБОУ «СОШ № 7» г. Когалым

Ханты-Мансийск

2014

Родильный обряд в культуре хантов и манси

(слайд 1)

       Традиционные обряды с древности несут социальную функцию, сплачивая воедино людей. В обряде каждый из участвующих приобщается к коллективу. Обряды каждого народа пробуждают общественное сознание. Посредством обрядов сохраняются народные моральные критерии. Так укрепляется связь между людьми и поколениями, сохраняющими традиции своего народа и восстанавливающими их вновь. (слайд 2)

Обряды жизненного цикла обских угров довольно насыщенные, совершающиеся в строгой последовательности. Можно предполагать, что семейные обряды известны человечеству с древних времен. Самые архаичные из них - ритуалы, связанные с рождением и смертью.

Рождение ребёнка занимает особое место в духовной культуре обских угров. Новорожденное дитя есть перевоплотившийся предок, душа которого переселилась после смерти. По их представлениям ребенок переходит из мира умерших предков в мир людей.
       Родильный обряд хантов и манси состоит из обязательных действий, обладающих смысловой значимостью.
(слайд 3)

По представлениям обских угров подателями жизни являются верховный бог Торум (Небесный отец) и Торум анки (Небо-мать) или Главная (большая) мать. Согласно народным повериям, от неё зависит зачатие и созревание ребёнка в утробе матери.
       Беременная женщина обычно о своем положении никому не рассказывает и детское приданое до родов не готовится.
(слайд 4)

Рождение нового человека сопровождалось целым комплексом магических действий, целью которых было уберечь ребенка от влияния злых сил и обеспечить ему благополучие в будущем. Эти обряды отражают древние представления о трудностях повседневной жизни и направлены на преодоление отрицательных явлений и негативных сил. Так, беременной женщине нельзя присутствовать на похоронах и поминках. Наряду с охранительными и очистительными функциями родильные ритуалы определяли порядок вхождения родившегося ребенка в семью. (слайд 5)

На 4-5 месяце беременности будущая мать в тайне от посторонних изготавливает для себя сос (кукла). Кукла сoс – символ связи между беременной женщиной и сянь (духом-матерью), которая посылает детей, помогает в родах. (слайд 6)

        Женщина периодически сопровождает свою работу причитанием: угощением, обрядовым освещением куклы. Приготовленный сос обязательно украшается: на шею надевают бусы из бисера, прикрепляют косы, опоясывают ленточкой, концы которой висят сзади. Считается, если хантыйская или мансийская женщина имеет сос, то и рожать будет легче. Сос хранится в тучане (меховой сумке или коробушке из бересты), завернутый в красивый платок или шкурку зверька.   В течение всей беременности будущая мать гадает на кукле. Она берёт куклу за концы лоскутков и держит на весу. Если не предвидится ничего неприятного, то сос качается спокойно, равномерно. Считается, если сос не делает никаких движений или как-то дергается, то ожидается что-то неприятное. Чем ближе к родам, тем чаще гадают. (слайд 7)

        Во время беременности женщины соблюдали определённые запреты. Нельзя употреблять мясо жертвенного животного. Нельзя пинать собаку – у ребёнка ноги будут волосатые. Нельзя посещать дом, где находится покойник. Нельзя выходить провожать кого-либо.

Не за долго до родов мать шьёт новорожденному ночную и дневную люльки из бересты, одеяльце из заячьей шкурки. Все приготовленные предметы хранятся в строгом секрете от мужчин. Когда женщина чувствовала приближение родов она говорила: «Гнездо делать пора настала», детей называла «мои птенчики, мои детёныши».
       Родовый и послеродовый периоды по традиционным представлениям обских угров считаются сакрально «нечистыми». Поэтому, когда приходит время появления ребенка, будущая мать идет в манькол – «бабий дом». Берет с собой лишь тучан и предметы, которые она приготовила для этого дня. В маньколе она снимает всю хорошую одежду, переодевается в старую. Сама или кто-либо из сопровождающих ее женщин, разводит огонь в чувале, кипятит воду,готовят камни в виде плоских тарелок, которыми после родов будет себя обогревать роженица. При родах, кроме близкородственных женщин, помогающих, разрешается присутствовать девочкам от 10 лет и старше, чтобы они видели этот процесс. Сроки пребывания в бабьем доме различны - от 40 до 80 дней.
(слайд 8)
      Будущая мать в процессе родов стоит на коленях на подстилке из старых оленьих шкур. Возможно, это связано с тем, что в такой позе легче переносить родовые боли (по медицинским параметрам женщина должна лежать на спине для удобства медперсонала). При сильных болях, чтобы женщина не издавала звуков, ей дают прикусить край платка. Ханты и манси боялись, что крики могут вызвать злых духов. После рождения ребенка обтирают чипом (древесной стружкой), обкуривают пихтой, оберегая от злых духов. Пуп смазывают пеплом от подожженного беличьего хвоста. 
       Случается, что роды задерживаются или проходят трудно, тогда какая-либо женщина берет сос в руки и узнает, в чем дело, скоро ли появится ребенок. Женщина  могла устанавить, что причина задержки или трудности родов заключается в вине будущего отца или будущей матери - называли бранным словом кого-то или изменяли друг другу, то какая-либо женщина из идет к мужу роженицы и сообщает ему, что жена не может родить, и в этом виноват он (во время родов муж обязан находиться в большом доме и ждать появления ребенка). Если муж не хочет, чтобы жена мучилась, он обязан признаться, сколько раз и с кем он изменял жене при ее беременности. Если виновата беременная, тогда женщина обращается к ней. Таким образом, выводится на чистую воду неверность мужа и жены. Такое протекание родов можно рассмотреть как психологическое воздействие на выявление честности супружеских отношений со стороны мужа, которому очень волнительно в данный момент, и жену, которой тяжело терпеть родовые боли. Если положение больной слишком тяжелое, обращаются к самому сильному шаману.
(слайд 9)
       После рождения ребенка сразу же угощаются, благодарят высшего бога Торума (раньше приносили в жертву животное). Рождившая женщина совершает первый этап очищения и переодевается в лучшую одежду, а от одежды, которая использовалась при родах, избавляется. Нечистоты от ребенка уносят в лес в маленькой куженьке - плетеном кузовке.
(слайд 10) Когда у ребенка отпадает пуповина (через 7-10 дней от рождения), заменяют колыбель, сделанной из бересты. В ней ребенок находится только ночью. До появления зубов в колыбель кладут кусочек угля от сглаза. На обратной стороне наклонной части колыбели рисуют крест и вешают маленький мешочек с отпавшей пуповиной. Мешочек шьют из лапы выдры. Когда ребенок станет ходить, мешочек подвешивают у пояса ребенка. (слайд 11)
       Вносят ребенка в дом женщина, принимавшая роды. По пути до дома совершаются особые обряды, проговаривают особые заклинания, чтобы злые духи не обнаружили дорогу и не причинили ребенку зло. Колыбель с ребенком ставят в передний угол у столика. Стол накрывают кушаньями, ставят на стол семейного божка, дарят ему новую одежду. Горячую пищу не едят, пока паром не насытятся духи.
 (слайд 12) Все присутствующие 3 раза поворачиваются по солнцу, кланяются, благодарят духов, высшего бога Торума за дочь или сына, просят у них здоровья, удачи новорожденному, задаривают новыми подарками. Готовится угощение для помощниц, для молодой мамы. Таким образом, в первый и последний раз отмечается рождение человека. У хантов и манси не принято отмечать дни рождения. (слайд 13)

Используемая литература

  1.   Т. Р. Пятникова, «Традиционные обряды хантов Усть-Казымского приобья», Изд «Белоярский-Екатеринбург», 2008.

  2.     Историко-культурный журнал «Югра», № 5 май 1994


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила : учитель технологии Кучерук Марина Владимировна МБОУ «СОШ № 7» г. Когалым Родильный обряд в культуре хантов и манси

Слайд 2

Традиционные обряды