Обмен опытом гимназия № 49 г.Тюмень

Кучерук Марина Владимировна

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Хочу поделиться с вами опытом работы по организации проектной деятельности на уроках технологии.

(Слайд 1)

Учитель учит и воспитывает своей личностью,
своими знаниями, своим отношением к миру

Д.С.Лихачев

(Слайд 2)

Обществу необходимы современные, образованные, нравственные и предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в серьезных ситуациях, а также видеть их возможные результаты. Поэтому в современной школьной программе по урокам технологии на проектную деятельность отводится много времени, т.к. это позволяет учащимся сформироваться как личность, быть конкурентоспособным в век рыночной экономики и достигать поставленных целей.

В моей работе я придаю большое значение проектной деятельности, которая является основной структурной единицей процесса обучения, способствующей развитию творческих способностей и активности учащихся.

Убедилась, что участие в проектах позволяет учащимся увидеть конечный результат своей деятельности, который способствует повышению  самооценки, вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

(Слайд 3)

Основной целью проектной деятельности является следующее: научить школьника правильному выбору, планированию и организациисвоей деятельности. Из данной цели можно сформулировать основные задачи, их вы видите на слайде…

- вырабатывать умение осознанно относиться к выбору деятельности;        

- развивать произвольность поведения;

- учиться делать выбор самостоятельно;

- поддерживать инициативу и активность;

- добиваться получения превосходного результата.

Творческими проектами на уроках технологии я занимаюсь уже более 15 лет. В первое время проекты выполняли лишь в старших классах. Это были итоговые работы по курсу технологии.

В 2015 году основная школа перешла  на новый федеральный государственный образовательный стандарт.

(Слайд 4)

В программе по технологии с 5 класса учащиеся в течение учебного года выполняют четыре проекта в рамках содержания разделов данной программы.

А к концу учебного года – комплексный творческий проект.

С каждым годом требования к выполненным проектам меняются:

- используемые технологии становятся сложнее;

- на изготовление изделий затрачивается больше времени;

-выбирается разнообразный материал, инструменты и оборудование;

-увеличивается объём оформления пояснительных записок (от устного выступления, до печатного материала и презентаций).

В чем же заключается помощь учителя дляучащихся 5-6, 7-8, 9-10  классов на различных этапах работы над проектом?

(Слайд 5)

В методических рекомендациях Департамента образования

г. Москвы, проектную деятельность рекомендовано начинать со 2-го класса. Таким образом, предполагается, что к 5-му классу учащиеся владеют определенными приемами проектирования.

Тем не менее, пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обучающей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Школьники не могут распределить время рационально, выделять проблему, цель, планировать деятельность.

Семи- и восьмиклассники с трудностью разрабатывают план, особенно детальный: мелкие шаги выпадают из поля зрения, а также плохо анализируют и оценивают свою работу.

        Старшие классы самостоятельно работают на всех этапах проекта. (Слайд 6)

Хочу рассказать более подробно о работе над проектами учащихся 8 классов. Программа 8 класса отличается от 5 -7. Курс технологии изучается ими в течение 35 часов, часть которых отводится на выполнение творческого проекта. Учащиеся выполняют одно изделие, готовят к нему пояснительный материал.

Как и любой обучающийся процесс, проектная деятельность состоит из четырёх этапов:

  1. Мотивационно - побудительный.
  2. Организационно – поисковый.
  3. Технологический.
  4. Рефлексивно – корригирующий. (Слайд 7)

Процесс работы над проектом можно коротко показать по модели 5 пальцев, как учит доцент Пермского Государственного университета Крылова Наталья Михайловна в своей программе «Технология трудового процесса по модели 5 пальцев руки», Задумка, материал, инструменты, порядок действий, результат, а какой он получится, посмотрим…

На первом этапе моя роль очень важна: вызвать интерес у школьников и поддерживать его на протяжении всего времени от начала работы и до получения результата. Уже в конце 7 класса я знакомлю детей с предстоящей работой - провожу беседы, консультации, знакомлю с видами проектов. Важно настроить их на серьёзную, самостоятельную работу.

Второй этап – самый объёмный, содержательный и трудный как для учащихся, так и для учителя. Здесь можно использовать «Модель трех вопросов».(Слайд 8)

Как рекомендовано в методическом пособии«Утро радостных встреч», приложение к журналу «Обруч», автор Лидия Свирская. После того как ученик выбрал тему на предмет изготовления, ставятся 3 вопроса:

  1. Что я знаю об этом предмете?
  2. Что я хочу узнать?
  3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

По каждому вопросу веду беседу. Если у детей малый багаж знаний о выбранном изделии из разных источников, подключаю к поиску родителей. Многие родители охотно приобщаются к работе, участвуют в выборе темы, в поиске нужного материала.

Я поняла, что самой мне легче выбрать техники и изделия и распределить их между учениками, но … в этом-то и заключается изюминка: школьник сам выбирает, сам находит материал, сам изготавливает, сам получает результат, делится с окружающими опытом и получает от своего труда удовлетворение.

(Слайд 9)

На третьем этапе разрабатывается план действий.

Детей можно объединить в подгруппы по одинаковым или похожим темам и с каждой подгруппой организовывать ход дальнейшей работы, чтобы у школьников не пропадал интерес, стараюсь создать соответствующие условия: совместно подбираем разнообразный материал по цвету, размеру, качеству, меняю его по ходу изготовления, советую, вызываю на спор, оказываю помощь. Подобные беседы рождают новые идеи. Например: учащиеся меняют цвет, форму изделия, а некоторые, полностью изменяют модель.

Таким образом, проявляются личные интересы и индивидуальные особенности каждого школьника. В течение изготовления изделий проводятся индивидуальные занятия и консультации для учащихся. Помощь учителя в изготовлении изделия минимальна. Оформление пояснительного материала выполняется одновременно с изготовлением изделий. (Слайд 10)

Содержание пояснительной записки одинаковое, состоит из десяти пунктов.

Правила оформления, содержание и объём каждого пункта разбирается совместно с учителем на уроках. По мере изучения учащиеся блочно оформляют пояснительную записку дома. Контроль выполнения проводится учителем поэтапно. Выполненное домашнее задание учащиеся присылают на электронную почту учителя, либо сдают на проверку на электронных носителях и получают текущие отметки.

(Слайд 11)

Задачи последнего этапа – оценка качества, анализ результатов, объем процесса рефлексии, демонстрация изготовленных изделий, обсуждение хода работы: что помогало, что мешало в достижении цели, обмен мнениями. Всё это делается совместно с одноклассниками на уроке. Здесь же девочки формируют выступление для защиты. Иными словами проводится генеральная репетиция защиты проекта.

(Слайд 12)

На итоговом уроке по защите проекта учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта в сопровождении презентации,  представляют наглядный материал, выслушивают мнение других, отвечают на вопросы.

На уроке присутствует оценочная комиссия, в состав которой входили – администрация школы, классный руководитель, педагоги доп. образования, родители, президент ребячьей республики, учащиеся, отличившиеся в конкурсах проектов различной направленности и уровня.

Цель её работы – оценка приобретённых знаний, умений и навыков по окончании курса технологии. Предлагаются следующие критерии.

(Слайд 13)

Итоговая отметка выставляется по 9 критериям.Подводится итог по обсуждению и ставится оценка за проект. Каждая ученица становится победителем в номинации, которую присваивает группа родителей.

(Слайд14)

После этого узнаю мнения учащихся о проектах в целом, выслушиваю их предложения. Обязательно подвожу оценку своей работе, выражаю благодарность родителям за оказанную помощь. Отмечаю тех детей, которые знакомят меня с теми техниками, которыми  я не владела раньше.

В конце учебного года учащиеся 8 классов также выступают на родительских собраниях, показывая результаты своей работы в выставке.(Слайд 15)

Проводя уроки с участием родителей, отмечаю, что это значительно влияет на психологическую атмосферу:  дети ведут себя уверенно, т. к. чувствуют моральную поддержку и заинтересованность. Благодаря таким мероприятиям возникает более тесная связь и понимание между учащимися, школой и семьёй.

На последнем уроке технологии учащиеся 8 классов организуют чаепитие.

Подводя итог своему выступлению, хочу поделиться достигнутыми результатами. (Слайд 16)

За прошедшие 5 лет учащимися 8 классов было выполнено и защищено 294 творческих проекта. При участии в муниципальных олимпиадах по технологии, (Слайд 17)в период с  2012 по 2015 год, кроме тестовых и практических заданий обязательным требованием являлось защита ТП. (Слайд 18)Причем, от школы выставлялась одна ученица 8 класса.

С 2015 года на ГМО (Слайд 19) учителей технологии было принято решение проводить в городе отдельный конкурс творческих проектов. И на протяжении 5 лет в нём участвовали дети 5 - 11 классов. (Слайд20)

Ежегодно работы детей участвовали в городских выставках декоративно-прикладного искусства, всероссийских, международных конкурсах, научно-исследовательских конференциях и публикациях.

Тема моего самообразования «Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учащихся», над которой я постоянно работаю и набираюсь опыта у коллег, у своих учениц.

Хочу сказать ещё несколько слов о рекламе, дети придумывают её для своих работ. А вот такую рекламу они придумали про меня… (Слайд21) И, поверьте, когда такое читаешь, хочется работать…

Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворённость великим человеческим счастьем – счастьем творчества. (Слайд22)

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Выступление на заседании ШМО

учителей художественно-эстетического цикла

(технология, музыка, физкультура, ИЗО)

на тему «Система оценивания в соответствии с ФГОС»

Учитель технологии, Кучерук М.В.

Квалификационная категория - высшая

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Хочу поделиться с вами материалом по системе оценивания знаний и умений на учебных предметах.

Знания учащихся оцениваются во всех странах мира по-разному.

В_Англии, Польше — 6-балльная,

в Белоруссии и Латвии — 10-балльная,

в Молдове, на Украине — 12-балльная,

во Франции — 20-балльная, Причем высшим пилотажем считается заработать 14-16 баллов, а те, кто получает 10-14, могут смело называться хорошистами.

в США, Турции — 100-балльная система, 

100 - балльная – ЕГЭ (тестирование).

В образовательной системе  России принята к использованию система оценки знаний учащихся, которая определена едиными государственными программами еще в советской школе; 5-балльная

1.Балльная система Слайд 2

Оценка «5» ( «отлично»)     

Оценка «4» («хорошо»)     

Оценка «3» («посредственно»)     

Оценка «2» («плохо»)     

Оценка «1» (очень плохо»)

2. Бинарная система Слайд 3

     А) зачет – незачет;

   Б) правильно – неправильно.

3.Рейтинговая система оценки Слайд 4

Рейтинговая система оценки знаний в той или иной форме существует уже давно. Она применяется во многих западных университетах, в учебных заведениях США, в странах Африки.

Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет. Учащийся, оценивающийся по рейтингу, похож на поднимающегося или опускающегося по лестнице.

        Примером рейтинговой системы может служить оценивание решений районных и областных олимпиад.

следующие виды:

• рейтинг по предмету или по ряду предметов;

• рейтинг по предмету общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и по дополнительным баллам;

• рейтинг временной — за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год) или тематический — по отдельным разделам (темам).

4.Весовая система оценки Слайд 5

При определении итоговой отметки за четверть или полугодие  нельзя руководствоваться средним арифметическим. Каждая оценка имеет свой “вес” и выражает показатели различной деятельности учащихся.

Каждая отметка умножается на свой коэффициент. Итоговую отметку считают по специальной формуле.

5.Безотметочное оценивание Слайд 6

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к системе оценивания.  Безотметочная система уже основательно закрепилась в начальной школе. (Звёздочки, смайлики, словесная похвала)

Приоритетной целью такого обучения является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.

6. Портфолио Слайд 7

Портфолио должно представить отчет по процессу образования школьника, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика как в учебных, так и в творческих, спортивных образовательных достижений учащегося.

7.Тестирование  Слайд 8                                      

 В педагогической практике тестирование уже давно используется как эффективная процедура педагогической аттестации.

В теории тестирования выделяют два основных требования качества: надежность и обоснованность.  

                             Достоинства тестовой формы:

• за определенный, достаточно ограниченный, промежуток времени может быть проверен большой объем материала у большой группы;

   • высокая объективность;

   • возможен контроль на необходимом, заранее определенном уровне; допускается изменение степени трудности вопросов, в качестве вариантов ответа приводятся типичные ошибки;

  • возможен самоконтроль на предварительном этапе;

• получение объективной оценки знаний, как для преподавателя, так и для учащегося;

• фиксирование внимания учащихся;

• возможность автоматизации процесса проверки ответов;

 

К преимуществам тестового контроля можно отнести и возможность проводить тест на всех этапах обучения (вводный и текущий, рубежный и итоговый контроль).

Однако тестовый контроль обладает рядом недостатков:

• значительные затраты времени на первичную подготовку качественных (КИМов);

• большая вероятность выбора ответа наугад;

• проверка лишь конечных результатов действий, чаще невозможность проследить логику рассуждений;

• категоричность оценки выполнения задания выполнено правильно и полностью или не выполнено.

Слайд 9

Три вида оценивания (см. Слайд 9)

Слайд 10, 11,12

Формы контроля и учёта достижений

Слайд 13

Технология оценивания
учебных успехов

Слайд 14

Зачем создавалась новая технология

Слайд 15

7 правил технологий

Слайд 51

Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки – чем-то «дополнительным и необязательным».

Если мы хотим помочь детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решения и ответственности за свой выбор.

Как показывает практика, дети становятся другими и говорят:

«Теперь понятно, зачем мы учимся» и

«Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется»

Спасибо за внимание!