Семинары, выступления
своими знаниями, своим отношением к миру
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дистанционные курсы повышения квалификации
Практико-ориентированный Типы проектов Информационный Творческий Игровой или ролевой И сследовательский
Ступницкая Мария Анатольевна З аместитель заведующего кафедрой психолого-педагогических дисциплин Педагогического института физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор статей и книг, посвященных вопросам психологического сопровождения учебного процесса в основном звене школы.
Этап Что делает учитель Что делают ученики Погружение в проект Предлагает проблему проекта Присваивают проблему проекта, наделяют ее личностным смыслом Описывает сюжетную ситуацию Вживаются в ситуацию, предложенную учителем Намечает цели и задачи Уточняют и конкретизируют цели и задачи Организация деятельности Предлагает создать группы с конкретными задачами Разбиваются по группам Предлагает распределить обязанности членов групп Распределяют обязанности Предлагает разработать планы работы групп Планируют работу группы Предлагает обдумать формы презентации результатов Выбирают форму презентации результатов работы Осуществление деятельности Консультирует учащихся по их запросу Самостоятельно реализуют собственный план работы Корректно контролирует и стимулирует при необходимости Каждый выполняет свои обязанности, оказывает помощь другим Предоставляют необходимую информацию по запросу учащихся Ищут необходимые знания и применяют их при реализации проекта Оказывает помощь (в виде обратной связи) при подготовке презентации результатов Готовят и репетируют презентацию Презентация результатов работы Обобщает и резюмирует результаты. Подводит итоги Демонстрируют понимание проблемы, цели, задач; умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы проекта Оценивает приобретенные предметные и иные знания, проектные навыки, умение работать в группе Осуществляют анализ и рефлексию, дают самооценку и взаимооценку хода и результата работы
Тип проектов Преимущества Недостатки Групповые - формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели; - проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне; - групповая работа позволяет распределить обязанности , и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему лучше всего удается; - работа в группе создает психологически комфортную и безопасную ситуацию для неуверенных и тревожных детей, при успешном взаимодействии может поднять статус отдельных учащихся в группе сверстников; - совместная работа дает возможность обогащаться опытом других участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения и учебной деятельности; - такой проект способствует групповому сплочению - дает возможность отдельным учащимся не проявлять активность, а «выезжать» за счет более инициативных и ответственных участников группы ; - нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого участника группы; - у отдельных участников не в полной мере формируется ответственность за ход и результат работы группы ; - труднее организовать и координировать работу; - труднее оценить вклад каждого члена группы Индивидуальные - автор проекта получает наиболее полный и разно-сторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы ; - развивается личная инициатива, ответственность, настойчивость , активность; - тема проекта может быть выбрана в максимальном соответствии с интересами автора; - ход работы и ее результат зависят только от автора проекта; - итоговая оценка наиболее полно отражает качество работы автора - не вырабатывается опыт группового сотрудничества; - нет возможности обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы; - работа более трудоемкая и ответственная на всех этапах проекта
Сегодня Завтра А 1 А 2 В 1 В 2 С 1 С 2 вместо сам сам сам вместе сам сам сам
Этапы работы над проектом Степень участия педагога 5–6-е классы 7–8-е классы 9–10-е классы Проблематизация Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка Участие по Запросу учащегося Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов , обсуждений по запросу учащегося планирование Целеполагание Планирование Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь Реализация плана Рефлексия Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях . Презентация
Взаимодействие субъектов
Шаблон отчёта о работе ученика 5 класса Введение Тема моего проекта …………………………………………………... Я выбрал эту тему, потому что …………………………………….... Цель моей работы – ……………………………………….....……….. Проектным продуктом будет – .……………………………………… Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как……………… план моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы): • Выбор темы и уточнение названия ……………………………………… • Сбор информации (где и как искал информацию)……………………… • изготовление продукта (что и как делал)………………………………. • написание письменной части проекта (как это делал)………………. Основная часть Я начал свою работу с того, что ……………………………………….. Потом я приступил к ……………………………………………………. Я завершил работу тем, что………………………………………………… В ходе работы я столкнулся с такими проблемами……………………… Чтобы справиться с возникшими проблемами, я………………………. Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы) ……….. План моей работы был нарушен, потому что…………………………… В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как ……… Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что………………. Заключение Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано , получилось, например ………… Это произошло, потому что …………………………………….. Если бы я начал работу заново, я бы …………………………… В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы ……….. Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ……………….. Работа над проектом показала мне, что ( что узнал о себе и о проблеме, над которой работал) …………………………
Творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Семинар
Новые педагогические технологии:
организация и содержание проектной деятельности учащихся
Учитель технологии Кучерук М. В.
СЛАЙД 1
Данный семинар по теме «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» мною проводится не случайно. Актуальность данного семинара объясняется тем, что в 2015 году Основная школа переходит на новый федеральный государственный образовательный стандарт.
В новой программе по технологии (показ программы, диск), авторами которой являются А. Т. Тищенко и Н. В. Синица, основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» по направлению «Технология ведения дома», является проектная деятельность.
В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырёх разделов программы:
- «Технология домашнего хозяйства»
- «Кулинария»
- «Создание изделия их текстильных материалов»
- «Художественные ремёсла»
А к концу учебного года – комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу.
Новизной данной программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия и др., создавать электронные презентации.
Так как по условиям федерального стандарта проектная деятельность становится ведущей, от нас требуется хорошо знать
- Метод учебных проектов.
- Как взаимодействовать с учеником в ходе работы над проектом.
- Как организовать работу над проектом.
- Критерии оценивания проектной деятельности.
Всему этому и многому другому можно научиться, проходя дистанционные курсы повышения квалификации при педагогическом университете «Первое сентября».
СЛАЙД 2
Курсы по данной теме включают в себя следующее:
- Контрольная работа № 1 в виде тестов
- Контрольная работа № 2 в виде тестов + практическое задание
- Итоговая контрольная работа
Именно эти курсы помогают мне реализовать тему самообразования при подготовке к переходу на ФГОС.
На первом этапе работы мною выполнялись тесты из 30 вопросов, из них удалось ответить без подготовки только на 22, а 8 - вызвали затруднение.
ЭТО вопросы, касающиеся следующих тем:
- Типы проектов.
- Взаимодействие с учеником в ходе работы над проектом.
- Организация групповой проектной работы.
Предлагаю и вам ответить на некоторые из этих вопросов.
Рефлексия
- Тесты
(участникам семинара раздают тесты, необходимо ответить на 20 вопросов)
- Проверка ответов.
- Выявление «слабых мест»
Ответы на те вопросы, которые у вас не совпали вы можете получить в ходе моего семинара.
Если ответы вы получите не на все вопросы, можно пройти предлагаемые дистанционные курсы.
Давайте условно поделимся на три группы
(Таблички – столы)
Группа жёлтых – Информаторы
Вам предлагается собрать и озвучить всю необходимую информацию.
Группа красных – Аналитики
Ваша задача отметить сильные и слабые стороны каждого вопроса.
Группа зелёных
Вашей группе предлагаем поработать Генераторами идей.
Вам предложено в группах выбрать свои позиции.
(выбор позиций)
По ходу семинара каждая группа заполнит 2 таблицы и в результате у нас получится общий продукт проекта, типологию которого мы в конце определим.
По группам раздаются заготовки таблиц 1
Сегодня хочу остановиться на тех вопросах, которые вызвали сомнения у меня. Возможно, ответы на них вы знаете, но, думаю, каждый из вас почерпнёт что-нибудь новое!
Таблица 1
Первый модуль нашего семинара посвящён теме –
Типы проектов (ТЕМА 1-доска)
Типы проектов
Напомню, что учитель применяет проектную деятельность как один из методов обучения, побуждающий ученика занять активную, субъективную позицию, самостоятельно добывать, присваивать и применять новые знания и опыт, анализировать сою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку.
Рассмотрим, какие могут быть проекты и как происходит процесс формирования различных компетентностей в ходе работы над проектом.
СЛАЙД 3
- Информационный – его цель сбор, оформление и представление информации. При этом в проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это цель. Значит, для ученика доминирующей стороной деятельности будет именно работа с информацией, и соответственно развиваться у него будет в основном информационная компетентность.
Конечным продуктом информационного проекта чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики.
- Исследовательский – целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность. В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры, так и модели и макеты, учебные фильмы, презентации, реже какие-либо мероприятия (экскурсии, доклады).
- Часто возникает необходимость совершенствовать практические предметные умения и навыки (умение строить чертежи, различать речевые обороты). Для этого применяется практико-ориентированный – считается тот, целью которого является решение практических задач. Например: разработка раздаточного материала по предмету, сценарий игры и т. д. В ходе работы над созданием такого проектного продукта учащиеся освоят необходимые им предметные знания, умения и навыки, разовьют у себя деятельную компетентность. Такие проекты воплощаются в материальных проектных продуктах – инструкциях, рекомендациях.
- Творческий – позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. А любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи от аудитории, поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность. Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведения искусства или проведением творческих мероприятий.
- Игровые и ролевые проекты – целью автора такого проекта является вовлечение публики в решение проблемы. Чтобы добиться этого, придётся не просто искать информацию или создавать произведение искусства, нужно будет организовывать деятельность других людей, вовлекать их в работу. Здесь также приобретается и усовершенствуется коммуникативная компетентность. Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются конечным продуктом.
А сейчас предлагается время для работы в группах, после чего вам представится слово для выступления
(заполнение таблиц 1)
СПАСИБО!!!
Существует два вида проектов – индивидуальный и групповой. Индивидуальный проект мы все хорошо знаем.
А вот как правильно организовать групповую проектную работу?
Об этом вам расскажет старший научный сотрудник Института психологии, социологии и социальных отношений - Мария Анатольевна Ступницкая, которая ведёт вышеуказанные курсы.
СЛАЙД 4
После этого вы также сможете заполнить таблицу 2
(Раздать таблицу 2)
Видео – ролик
Работу учителя и учащихся над групповым проектом можно хорошо изучить по таблице
СЛАЙД 5
(Работа в группах)
Выступление исполнителей групп
Тип проекта: групповой или индивидуальный
И групповой, и индивидуальный проект имеют свои преимущества и
недостатки. Выбирая между этими двумя типами проектов, учитель должен
учитывать возрастные интересы и потребности учащихся, их личностные
особенности и возможности, статус в группе сверстников и многое другое.
Преимущества и недостатки групповых и индивидуальных проектов
обобщены в таблице, которую вы также получите методических разработках.
СЛАЙД 6
Давайте рассмотрим, как при выполнении и индивидуального, и группового проектов происходит взаимодействие учителей и учеников.
(Тема 3 – доска)
Взаимодействие с учеником в ходе работы над проектом
Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности – полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя – лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе. педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов… Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения даже если она не совпадает с точкой зрения педагога. Обратимся к идее
Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.
СЛАЙД 7
• А1–А2 – если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а другую
(трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объем подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно;
• В1–В2 – если сегодня ребенок всю работу, даже ту ее часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;
• С1–С2 – если сегодня ребенок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то завтра ребенок так и не научится выполнять эту работу.
Поэтому только совместная с учителем деятельность в ходе работы над
проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.
Сегодня | Завтра |
А 1 вместе сам | А 2 |
В 1
сам | В 2 |
С 1 вместО сам | С 2 |
Какой же объем помощи учителя необходим учащимся 5-6, 7-8, 9-10 классов на различных этапах работы над проектом.
СЛАЙД 8
Методическими рекомендациями Департамента образования
проектную деятельность рекомендовано с определенными ограничениями начинать со 2-го класса начальной школы. Таким образом, предполагается, что к 5-му классу учащиеся владеют определенными приемами проектирования.
Тем не менее пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Особенно трудно дается им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. Они не могут распределить время рационально.
Семи- и восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель проекта – их знаний и школьного опыта для этого достаточно. Трудность может возникнуть у них при разработке плана, особенно детального: мелкие шаги выпадают из поля зрения.
Незначительные трудности вызывает анализ и самооценка.
Девяти- и десятиклассники имеют все объективные возможности
для того, чтобы полностью самостоятельно работать на всех этапах
проекта.
.
Этапы работы над проектом | Степень участия педагога | ||
5–6-е классы | 7–8-е классы | 9–10-е классы | |
Проблематизация | Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка | Участие по Запросу учащегося | Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуж- дений по запросу учащегося планирование |
Целеполагание | |||
Планирование | Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь | ||
Реализация плана | |||
Рефлексия | Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случ- аях. | ||
Презентация |
Взаимодействие учителей и учеников можно рассмотреть по схемам
(Доска - схема)
В результате нашей работы мы получили проектный продукт.
Как вы думаете по какому типу проекта мы работали.
Высказывание групп
Любой проект содержит не только конечный продукт, но и отчёт о работе.
Чтобы научить детей уже в 5-м классе писать отчет о работе, можно предложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном.
Показ шаблона
Обратим внимание на работы, выполненные учащимися 8 классов в форме инд. проектов.
Из данных проектов можно организовать выполнение групповых проектов, объединив их по темам.
По типу они могут быть как творческие, так и ролевые.
Можно организовать выставку, где учащиеся представят и межпредметные связи (стихи, рассказы).
Подводя итоги этой нашей работы, хочется еще раз подчеркнуть
необходимость учитывать не только возрастные возможности, но личностные потребности и индивидуальные особенности детей. Особенно важно, с одной стороны, сохранять самостоятельность ребенка и стимулировать его мотив на всех этапах, а с другой стороны, необходимо ненавязчиво контролировать его работу – в этом заключается секрет мастерства.
Рефлексия
Коллеги, думаю, вы со мной согласитесь, что наш семинар прошёл не зря. Мы хорошо поработали и каждый из нас пополнил свою методическую копилку. Предлагаю оценить наш семинар в форме СИНКВЕЙНА
СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ!
Участники
Активные, заинтересованные
Трудились
Творчески и продуктивно
Огромное вам спасибо!