Психологический клуб "Тропинки к своему "Я"
Программа для учащихся 6-7 классов (3 ч. в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_6-7_kl_1.docx | 58.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» города Когалыма
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружка «Тропинка к своему «Я»
Федоровой Юлии Юрьевны,
педагога-психолога,
для учащихся 6 класса
2014- 2015 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
- Общая характеристика программы кружка «Тропинка к своему «Я»
- Описание места программы кружка «Тропинка к своему «Я» в учебном плане
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка «Тропинка к своему «Я»
- Содержание программы кружка «Тропинка к своему «Я»
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Требования и результаты к уровню подготовки учащихся.
Пояснительная записка
Подростковый период - важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе.
Программа психологических занятий для подростков должна обеспечивать с одной стороны формирование их психологического здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач развития.
Данная программа кружка включает в себя основные направления работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.
Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович).
Рабочая программа кружка «Тропинка к своему «Я» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-Ф3;
- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
- Основной образовательной программы ОУ.
- в программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Цель изучения программы кружка «Тропинка к своему «Я» - решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка.
Задачи кружка Обучающие:
- научить положительному самоотношению и принятию других людей;
- научить рефлексивным умениям;
- формировать потребность в саморазвитии.
- Воспитательные:
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
- сохранять и поддерживать психологического здоровья ребенка;
- воспитывать нравственные качества учащихся
- . Развивающие:
-создавать условия для развития личности каждого подростка;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы.
Общая характеристика программы кружка «Тропинка к своему «Я»
Программа внеурочного кружка «Тропинка к своему «Я» составлена для учащихся 6 класса. Реализация программы осуществляется на дополнительных занятиях, где используются как коллективные формы работы, так и индивидуальные формы и работа в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей и формированию нравственных качеств учащихся, позволяет познание себя осуществлять активно и деятельностно.
Основополагающими принципами построения программы кружка «Тропинка к своему «Я» являются: доступность, практико-ориентированность и метапредметность.
Описание места учебного кружка «Тропинка к своему «Я» в учебном плане
Программа кружка "Тропинка к своему «Я" рассчитана на два года, 105 часов в год (4 часа в неделю в 1 полугодии и 2 часа в неделю во 2 полугодии) реализуется в рамках организации внеурочной деятельности (ФГОС). Направленность: социально - психологическая.
Возраст учащихся: 12-14 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 года. В основе внеурочного кружка лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного кружка «Тропинка к своему «Я», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Методы и приемы, используемые при изучении программы кружка:
- Интеллектуальные игры - задания, дающиеся в начале занятия в качестве
разогревающих, настраивающих на работу, организующих ее. Такого рода игры являются достаточно безопасными, поэтому позволяют легко и быстро включить в дискуссию даже закрытых подростков. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.
- Ролевые методы - предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу;
проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т.е. усиленном варианте.
- Коммуникативные игры - игры, направленные на формирование у подростков умения
увидеть в другом человеке его достоинства, способствующие углублению осознания сферы общения и обучающие умению сотрудничать.
- Игры, направленные на развитие вербального и невербального воображения.
- Использование терапевтических метафор с целью поиска и нахождения ресурсов
внутри себя.
распознанию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умение принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
8. Дискуссионные методы - позволяют реализовать принцип субъект - субъектного взаимодействия, выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему. Формы проведения занятий: -индивидуальная работа; -работа в паре; -групповая работа; -коллективная работа.
Содержание программы внеурочного кружка «Тропинка к своему «Я» предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, для коррекции своих эмоциональных состояний.
Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные психолого-педагогические технологии: тренинг, деловая игра, брейнсторминг и др.методы.
Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж о работе в тренинговой группе, о значимости чужого мнения, о правилах ведения дискуссии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка
«Тропинка к своему «Я»
Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность внеурочного кружка «Тропинка к своему «Я» заключается в том, что полученные знания о себе, своих личностных особенностях, а также работа со своим эмоциональным состоянием будут способствовать успешному усвоению школьной программы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
Внутренняя позиция школьника | |
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к | внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |
обучению и познанию; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение работать с личностными методиками | |
анализировать свое эмоциональное состояние | С помощью диагностических методик выявлять свое эмоциональное состояние |
анализировать свои личностные особенности | С помощью диагностических методик выявлять свои личностные особенности |
Умение работать в команде | |
слушать и слышать собеседника | Вести диалог и полилог |
учитывать мнение собеседника | |
уметь вставать на сторону собеседника | |
Умение доказать свою точку зрения | |
строить рассуждения, доказывать свою точку зрения | строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей |
Умение определять последовательность событий | |
устанавливать последовательность событий | устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде |
Регулятивные универсальные действия
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
целеполаганию | постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно |
планированию | определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; |
прогнозированию | предвосхищению результата и уровня усвоения, его временных характеристик; |
контролю | контролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
коррекции | вносить необходимые дополнения и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта |
оценке | выделению и осознанию того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; |
волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии; | Развитию способности к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. |
Коммуникативные универсальные действия | |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение объяснить свой выбор | |
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора | строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы |
Умение задавать вопросы | |
формулировать вопросы | формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения программы кружка «Тропинка к своему «Я» являются следующие знания и умения:
- знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей
- знание правил работы в тренинговой группе
- знание способов разрешения конфликтных ситуаций
- умения вести конструктивный диалог
- умение определять жизненные цели и задачи. Ребенок получит возможность научиться:
- понимать себя, свои желания, мечты. ценности;
- вести конструктивную беседу;
- учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника
- бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми
Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время урока (активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения, а также пройдет выставка тетрадей по саморазвитию.
Содержание программы кружка «Тропинка к своему «Я»
Блок I. Я - Личность. (26 часов)
1. Введение. (2 час)
Зачем человеку заниматься психологией? Что такое психология. Чем отличаются понятия человек-личность-индивид-индивидуальность.
Дать определение понятию «качества личности», «темперамент», «характер». Рассмотреть взаимосвязь самооценки человека и особенностей его поведения. Ответить на вопрос «Кто Я». Написать сочинение на тему: «Какой я и чем отличаюсь от остальных».
Научить умению понимать другого человека. Вербализовать свои умения и навыки. Работа со сказкой О. Горькова «Фламинго»
Определить список необходимых вещей в школе, дома, на улице, обсудить значимость вещей в жизни человека. Работа с рассказом Г. Аркадьева «Повесть о настоящем.. ..цвете».
Поговорить о чем мечтают шестиклассники, о чем мечтают взрослые люди. Обсудить тему «Зачем люди мечтают». Работа со сказкой В. Чувакова «сказка о мечте».
Научить пользоваться невербальной системой общения. Обсудить важность и значимость вербальных и невербальных сигналов. Работа со сказкой О. Колосова «Сказка о славном учмаге, учителе его магуче и бедном, но вылеченном аэроплане».
Определить целей в настоящем и в будущем. Составить список ценностей разных возрастных групп с целью научиться понимать и учитывать интересы другого человека.
Блок II. Я и мой внутренний мир (10 часов).
Показать учащимся значимость мнения каждого. Научить слушать и слышать собеседника. Работа со сказкой О. Пасхина «Сказ про Вольняшку»
Определить качеств, которые мешают общению. Определить качеств, которые способствуют общению. Работа со сказкой Е. Головановой «Шиповник».
Обсудить важность положительных и отрицательных качеств личности, составить их список. Составить список «Мои важные изменения». Работа со сказкой Г.Кононенко «Я иду к своей звезде»
Обсудить тему уникальности каждого человека. Дать определение понятиям «Я - реальное» и «Я - идеальное». Предложить учащимся нарисовать свою планету, со своими законами и правилами.
Рассказать о качествах, которые составляют внутреннюю силу и помогают справиться со сложной ситуацией. Научить давать определения качествам характера. Работа со сказкой «Сказка о волчишке Джоне»
Блок III. Я и общество (24 часов)
Поговорить об умении доверять другим людям, о способах установления контакта с собеседником. Игра «Мои маски». Работа с притчами: «Дом масок» и «Глиндум Фря»
Дать определение понятиям «уверенность» и «уважение». Поговорить о том, за что учащиеся уважают себя и бывает ли так, что человека не за что уважать. Составить портрет человека, который достоин уважения. Работа со сказкой «Превращение»
Поговорить о том, что в любом событии есть плюсы и минусы. Составить копилку трудных ситуаций шестиклассников. Работа со сказкой «Сказка о Дрюпе Дрюпкине».
Поговорить и значимости друзей и о том, как мы выбираем друзей. Работа со сказкой А.Безотосова «Светлячок».
Научить понимать собеседника по невербальным сигналам. Работа со сказкой Н. Лумпова «Волшебная роща». Выполнить упражнения: «Загадай друга» и «Качества моего друга».
Дать определение понятию «чувство», рассказать о многообразии эмоций и чувств. Научить невербально демонстрировать различные эмоции. Работа со сказкой А. Вергазова «сказ о том, как Штирлицев свой страх победил».
Дать определение понятию «страх», рассказать о разнообразии страхов. Поговорить о страхах семиклассников. Работа со сказкой А. Никитина «Сказка про Егора-мухомора, девочку Машу, серого волка, лосей и мимолетную бабушку».
Нарисовать символ своего Я. Поговорить о том, как проявляется взросление. Коллективно обсудить как меняются отношения со сверстниками и родителями в период взросления. Работа со сказкой Т. Шмидта «Лабиринт души».
Дать определение понятию «агрессия». Рассказать о процессах, которые происходят в организме во время агрессивного всплеска. Поговорит о плюсах и минусах проявления агрессии. Работа с сказкой «Сказка про Рона».
Научить определять по мимике лица эмоции человека. Составить список агрессивных слов и выражений. Игра «Агрессивный..продавец». Работа со сказкой О. Горбушиной «Время».
Игра «свет мой зеркальце». Совместное обсуждение способов реагирования на агрессивного человека, составление списка этих способов с учетом ситуации. Работа с притчей «Живот с пристежками».
Опредлить и составить список, чем могут быть недовольны родители и подростки. Проиграть разные конфликтные ситуации с родителями и выработать более адекватные способы поведения в них. Работа со сказкой М. Кирсановой «Сказка про Крича».
Поговорить о ситуациях, которые могут вызывать обиду. Нарисовать обиду. Разыграть сценки «Рассерженная мама и сын» и «Рассерженный сын и мама». Обсудить способы взаимодействия в подобных ситуациях.
9. Зачем человеку нужна уверенность в себе (2 часа)
Составить портрет человека, который верит в себя. Обсудить ситуации, в которых проявляется неуверенность участников. Нарисовать свой символ веры в себя. Работа со сказкой «Про мальчика Неудоба».
Составить копилку источников уверенности. Отметить наиболее значимые источники. Составить список позитивных утверждений на тему: «Мои ресурсы». Работа с рассказом, который необходимо самостоятельно продолжить.
Поговорить о причинах неуверенности и о том, как выглядит неуверенный в себе человек, о его
жестах, мимике, поведении. Игра «маски неуверенности». Работа со сказкой К. Ступницкой
«Маленькая волна»
Дать определение понятиям «уверенность» и «самоуважение». Составить список того, чем
гордится каждый учащийся. Поговорить о том, кто заслуживает уважения и самоуважения.
Игра «Волшебное зеркало». Работа со сказкой Н. Шиловой «На дне моря».
Дать определение понятию «Конфликт». Определить сигналы конфликта. Поговорить о стилях входа в конфликт. Сделать рисунок собственного стиля входа в конфликт. Обсудить как выглядит человек в конфликте. Поговорит о том, конфликт - это хорошо или плох?
Обсудить основные способы поведения в конфликтной ситуации: сотрудничество, избегание, компромисс, соперничество. Разобрать различные конфликтные ситуации и научиться определять способ поведения участников конфликта. Работа со сказкой «Сказка про цветной снег».
Дать определение понятию «ценности» и «жизненный путь человека». Составить список собственных ценностей на данный момент и через 1 год. Обсудить как ценности влияют на жизненный путь человека. Работа со сказкой «Сказка про мячик, который забыл, что он волшебный».
Дать определение понятию «одиночество». Обсудить какой человек одинокой, почему он стал одиноким. Подумать о том, кого я сделал одиноким. Работа со сказкой Д. Лаврова «Сказка о маленькой одинокой рыбке и об огромном синем море».
Рефлексия. Пожелания друг другу.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
В предметах гуманитарного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т. д
В приведенном ниже тематическом плане представлено содержание тем внеурочного кружка «Тропинка к своему «Я» и характеристика деятельности учащегося в рамках данной темы. Вся деятельность условно делится на познавательную и практическую. Материал кружка позволяет сформировать основные представления о личности в целом, об этапах проведения психологических исследований, об анализе и интерпретации сказок, притчей, рассказов, а также способствует развитию личностных характеристик, которые помогут успешно овладевать учебным материалом.
№ п/п | Тема раздела | Количе ство часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
6 класс | |||
Блок I. Я - Личность | 26 | Познавательная деятельность:
Регулятивная деятельность:
оценивать правильность выполнения действия | |
1. | Введение | 2 | |
2. | Кто Я, какой Я? | 4 | |
3. | Я могу | 4 | |
4. | Я нужен | 4 | |
5. | Я мечтаю | 4 | |
6. | Я - это мои цели | 4 | |
7. | Я - это мое настоящее, Я это мое будущее | 4 | |
Блок II. Я и мой внутренний мир | 20 | Познавательная деятельность: |
8. | Каждый видит и чувствует мир по-своему | 4 | анализировать особенности своей личности уметь смотреть на себя со стороны другого человека Практическая деятельность:
Регулятивная деятельность:
оценивать правильность выполнения действия |
9. | Я и мои «колючки» | 4 | |
10. | Нужно ли человеку меняться | 4 | |
11. | Любой внутренний мир ценен и уникален | 4 | |
12. | В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно находится | 4 | |
Блок III. Я и общество | 24 | Познавательная деятельность:
Практическая деятельность:
Регулятивная деятельность:
оценивать правильность выполнения действия | |
13. | Учимся договариваться | 4 | |
14. | Уверенность и уважение | 4 | |
15. | Трудные ситуации могут научить меня... | 4 | |
16. | Я и мои друзья | 4 | |
17. | У меня есть друг | 4 | |
18. | Повторение пройденного материала. Подведение итогов. | 4 | |
4 блок | |||
Эмоции и чувства | 70 | Познавательная деятельность:
| |
1. | Чувства бывают разные | 2 | |
2. | Стыдно ли бояться | 2 | |
3. | Я повзрослел | 2 | |
4. | У меня появилась агрессия | 2 | |
5. | Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? | 2 | |
6. | Конструктивное реагирование на агрессию | 2 | |
7. | Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми | 2 | |
8. | Имею ли я право сердиться и | 2 |
обижаться? | Регулятивная деятельность:
оценивать правильность выполнения действия | ||
9. | Зачем человеку нужна уверенность в себе? | 2 | |
10. | Источники уверенности в себе | 2 | |
11. | Какого человека мы называем неуверенным в себе | 2 | |
12. | Уважение и самоуважение | 2 | |
13. | Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице | 2 | |
14. | Конструктивное разрешение конфликтов | 2 | |
15. | Ценности и жизненный путь человека | 2 | |
16. | Что такое одиночество? | 2 | |
17. | Повторение пройденного материала. Подведение итогов. | 3 |
Требования и результаты к уровню подготовки учащихся
- класс
обучающиеся должны знать:
- что такое «психология», каково её место в системе наук; понятие личность, индивид, индивидуальность.
- об уникальности внутреннего мира каждого; -о способах ведения конструктивного диалога;
- о мотивах выбора друзей.
- обучающиеся смогут узнать:
- о разных направлениях психологической науки;
- о способах поведения в трудных ситуациях; -о понятиях уверенность» и «уважение»
- о видах эмоционального состояния личности (тревожность, агрессивность, неуверенность, обида).
- что такое конфликты и каковы способы взаимодействия в конфликтной ситуации; типы конфликтных ситуаций.
- понятие ценности: индивидуальные, групповые. -понятие одиночество.
- о многообразии психических и эмоциональных состояниях;
- о способах конструктивного поведения в разных жизненных ситуациях
- обучающиеся должны уметь:
- анализировать и понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст;
- анализировать поступки других людей и свои собственные. обучающиеся смогут научиться:
- самостоятельно анализировать поведение героев фильма; -анализировать сказки, притчи, рассказы; -анализировать собственные потребности и цели.
- анализировать и понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст.
- проводить психодиагностическое исследование по определению своих личностных качеств, черт характера;
-уметь обрабатывать и интерпретировать психодиагностические методики; Обучающиеся смогут научиться: самостоятельно анализировать поведение героев фильма; -оценивать мотивы своих поступков и поступков других людей.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения.
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):
- персональный компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- колонки;
- DVD - комплекс Наглядные пособия по курсу.
- Стимульный материал к занятиям;
- Обучающие фильмы;
- инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
- раздаточный материал для освоения разделов курса.
- Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.
- Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
- Игры, ребусы, загадки для дошкольников: пособие для родителей / сост. Т.И. Линго. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.
- Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н. Винокурова. - М.: «ACT-Пресс», 1999.
- Младший школьник. Развитие познавательных способностей» / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.
- Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: РОСМЭН, 2003.
- Милосердов, И.В. Сборник диктантов для начальной школы / И.В. Милосердов. - М.: «Школа XXI век».
- Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л. Сиротюк. - М.: «Творческий центр», 2001.
- Вергелис, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться / Г.И. Вергелис, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. Изд-во «Союз», 2000.
- Корнеева, Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. / Е.Н. Корнеева. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1999.
- Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1999.
- Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Совершенство, 1998.
- Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. - М.: Творческий центр, 2003.
- Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Лекции 1-8 / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
- Марциновская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марциновская. - М.: LINKA-PRESS, 1998.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я/О..Хухлаева.-генезис, М.2012г.
для учащихся:
- Гин, С. Мир логики / С. Гин. - М.: Вита-пресс, 2001.
- Гин, С. Мир фантазии / С. Гин. - М.: Вита-пресс, 2001.
- . Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.
- Аверина, И. С. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина // Вопросы психологии. - № 5. - 1991; № 4. - 1994.