Психологический клуб "Четыре путешествия"

Федорова Юлия Юрьевна

программа кружка для начальных классов (с 1по 4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа кружка с 1-4 классы347 КБ

Предварительный просмотр:

     

                                                       Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны научиться сохранять психологическое здоровье и стремиться развивать свои  возможности.  

   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами психологии на данном этапе обучения, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

   Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир психологии, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – психологии. Занятия  психологического кружка должны содействовать развитию у детей: умения принимать самого себя и
других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков; умения в трудной ситуации находить силы внутри
самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого
себя;

   Творческие работы, исследовательская деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет учащимся расширить активный психологический словарь детей.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач педагога-психолога.

   Программа кружка рассчитана на занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Паспорт программы

«... Только то обучение является хорошим,

которое забегает вперед развития».

Л.С.Выготский

Название программы: Программа «Четыре путешествия» для развития

Основные разработчики программы:

Автор – составитель: Кандидат психологических наук О.В. Хухлаева

Руководитель кружка: педагог-психолог МБОУ «СОШ№ 10» Федорова Ю.Ю.

Цель, задачи и принципы программы:

Основной целью программы психопрофилактических занятий
по психологии «Четыре путешествия» является формирование и
профилактика нарушений психологического здоровья детей в соответствии с выполнением возрастных задач развития.

Соответственно можно выделить следующие задачи программы:

  • формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
  • развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков;
  • формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребенка;
  • развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри
    самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого
    себя;
  • расширение пассивного и активного психологического словаря детей.

Задачи психопрофилактической
групповой работы психолога в разных классах начальной школы

Класс

Задачи работы

1-й класс.
«Путешествие
в Мир
Эмоций»

1.        Развитие позиции школьника.

2.        Развитие умения распознавать и владеть собственными
эмоциями, обучение навыкам саморегуляции (способности
эмоционального интеллекта).

3.        Снижение страха ошибки.

4.        Повышение самооценки детей.

5.        Развитие рефлексии.

6.        Развитие сплоченности детского коллектива

2-й класс.
«Путешествие
в Мир Дружбы
и Сотрудничества»

1.        Развитие толерантности и сотрудничества детей.

2.        Развитие умения принимать ситуацию и изменять ее.

3.        Работа с симпатиями и антипатиями в классе.

4.        Профилактика и разбор конфликтных ситуаций в классе.

5.        Коррекция страха отметки

3-й класс.
«Путешествие
по Внутреннему Миру»

1.        Развитие самосознания детей через совершенствование
рефлексии.

2.        Осознание детьми своего образа «Я» глазами другого.

3.        Развитие положительного отношения, принятия себя и другого.

4.        Развитие самостоятельности детей.

5.        Развитие сплоченности детского коллектива

4-х класс

«Путешествие в Мир Будущего»

  1. Работа с психологическим временем личности: осознание прошлого, простраивание перспективы будущего, целей, средств их достижения.
  2. Коррекция страха будущего.
  3. Развитие осознания сферы прав и обязанностей.
  4. Развитие самостоятельности детей.

Принципы программы:

  • Актуальность

            Создание условий для формирования  и профилактики нарушений психологического здоровья детей.

  • Научность

Психология - научная дисциплина, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов.

  • Практическая направленность

Данные занятия проходят систематически и создают условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей различных форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий  ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.

  • Обеспечение мотивации

Одна из задач кружка – сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию. Дети получают навыки самоанализа и рефлексии. У детей будет возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представление о способах их развития или приспособления к ним, компенсации другими  возможностями.

Реалистичность 

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - за 4 года.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет знакомство со многими разделами психологии общения, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной  науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине, что влияет на успешность обучения в среднем звене.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по профилактике нарушений психологического здоровья;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию;
  • формировать творческое мышление;

Основные виды деятельности учащихся:

  • Ролевые игры;
  • Коммуникативные и «командные» игры;
  • Терапевтические метафоры;
  • Методы, развивающие воображение;
  • Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект детей.
  • Групповые дискуссии;
  • Арттерапевтические методы;
  • Методы релаксации;
  • Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность детей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ПО ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1 -й класс

«Путешествие в Мир Эмоций»

Задачи программы:

  1. Развитие позиции школьника.
  2. Развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции (способности эмоционального интеллекта).
  3. Снижение страха ошибки.
  4. Повышение самооценки детей.
  5. Развитие рефлексии.
  6. Развитие сплоченности детского коллектива.

Тема I. Я — школьник!

Занятие 1. Знакомство. Введение в мир психологии.
Занятие 2. Я — первоклассник!
Занятие 3. Правила школьной жизни.
Занятие 4. Правила и права.

Занятие 5. Моя школьная жизнь.

Занятие 6. Школа моей мечты.

Тема II. Мир Эмоций.

Занятие 7. Мимика и Жесты — Язык Мира Эмоций.

Занятие 8. Город Радости и Веселья.

Занятие 9. В Городе Радости только добрые слова!

Занятие 10. Остров Страха и его обитатели.

Занятие 11. Смешные жители Острова Страха.

Занятие 12. Все бывают на Острове Страха.

Занятие 13. Мы умеем побеждать страх!

Занятие 14. Пещера гнева.

Занятие 15. Откуда берется гнев?

Занятие 16. Может ли гнев быть полезным?

Занятие 17. Обиженная Деревня.

Занятие 18. Прощение растворяет обиды!

Занятие 19. Гора Стыда.

Занятие 20. Мы владеем разными эмоциями!

Тема III. Мир Качеств.

Занятие 21. Мешок хороших качеств.

Занятие 22. «Темные» и «светлые» качества.

Занятие 23. Умение видеть «светлые» качества.

Занятие 24. У кого какие качества?

Занятие 25. Салют качеств.

2-й класс
«Путешествие в Мир Дружбы и Сотрудничества»

Задачи программы:

  1. Развитие толерантности и сотрудничества детей.
  2. Развитие умения принимать ситуацию и изменять ее.
  3. Работа с симпатиями и антипатиями в классе.
  4. Профилактика и разбор конфликтных ситуаций в классе.
  5. Коррекция страха отметки.

Тема I. Я и моя школа.

Занятие 1. Я — Ученик!
Занятие 2. Мой успех в школе.
Занятие 3. Мое отношение к оценке.
Занятие 4. Как я оцениваю себя сам.
Занятие 5. Мои мечты о школе.
Занятие 6. Мой Класс.
Тема II. Мир Дружбы и Сотрудничества.
Занятие 7. Что такое дружба?
Занятие 8. Зачем нужна дружба?

Занятие 9. Настоящий друг — какой он?
Занятие 10. Умею ли я дружить?
Занятие 11. Что мешает дружбе?
Занятие 12. Меняемся ради дружбы!
Занятие 13. Что такое конфликт?
Занятие 14. Для чего нужен конфликт?
Занятие 15. Учимся разрешать конфликты!
Занятие 16. Стратегии разрешения конфликтов.
Занятие 17. Я умею принимать другого!
Занятие 18. Я умею понимать другого!
Занятие 19. Что такое сотрудничество?
Занятие 20. Мы команда — мы класс!
Тема III. Мой внутренний мир.
Занятие 21. Мир каракулей.
Занятие 22. Моя тайна.
Занятие 23. Мой мир эмоций.
Занятие 24. Сказочные превращения.
Занятие 25. Волшебная мандала.

3-й класс

«Путешествие по Внутреннему Миру»

Задачи программы:

  1. Развитие самосознания детей через совершенствование реф-
    лексии.
  2. Осознание детьми своего образа «Я» глазами другого.
  3. Развитие положительного отношения, принятия себя и дру-
    гого.
  4. Развитие самостоятельности детей.
  5. Развитие сплоченности детского коллектива.

Тема I. Знакомство с Самостоятельностью.

Занятие 1. Я — третьеклассник!
Занятие 2. Портрет третьеклассника.
Занятие 3. Что такое самостоятельность?
Занятие 4. Зачем нужна самостоятельность?
Занятие 5. Моя самостоятельность.
Занятие 6. Развиваем самостоятельность.

Тема II. Мой Внутренний Мир: кто я и каким меня видят другие?

Занятие 7. Кто я?

Занятие 8. Мои увлечения.

Занятие 9. Мои роли.

Занятие 10. Осваиваем новые роли.

Занятие 11. Мои разные качества.

Занятие 12. Я глазами Других.

Занятие 13. Преодолеваем себя!
Занятие 14. Я
 могу, я умею!
Занятие 15. Мои достижения.
Занятие 16. Мои ресурсы.
Тема III. Учимся общаться.
Занятие 17. Что такое общение?
Занятие 18. Умение общаться.
Занятие 19. Стили общения.
Занятие 20. Ведущий—ведомый.
Занятие 21. Я
 терпим к Другому.
Занятие 22. Мои границы.
Занятие 23. Наше сотрудничество.
Занятие 24. Наша дружба.
Занятие 25. Мы—коллектив.

4-й класс
«Путешествие в Мир Будущего»

Задачи программы:

  1. Работа с психологическим временем личности: осознание
    прошлого, простраивание перспективы будущего, целей, средств их
    достижения.
  2. Коррекция страха будущего.
  3. Развитие осознания сферы прав и обязанностей.
  4. Развитие самостоятельности детей.

Тема I. Я взрослею!

Занятие 1. Я — четвероклассник!

Занятие 2. Я стал взрослее — новые грани моего «я».

Занятие 3. Мое детство.

Занятие 4. Однажды, когда я был маленьким...

Занятие 5. Встреча с детством.

Занятие 6. Мои изменения.

Занятие 7. Трудности взросления.

Занятие 8. Я рассуждаю, как взрослый!

Занятие 9. Критерии взрослости.

Тема II. Моя самостоятельность.

Занятие 10. Мои новые возможности.

Занятие 11. Моя ответственность.

Занятие 12. Я самостоятелен!

Занятие 13. Сила моего слова.

Занятие 14. Сила моего «Я».

Занятие 15. Проверка на самостоятельность.

Тема III. Мои права и обязанности.

Занятие 16. Что такое права?

Занятие 17. Что такое обязанности?

Занятие 18.Моя свобода – мои права.

Занятие 19.Мои обязанности.

Занятие 20.Билль о правах и обязанностях четвероклассника.

Тема IV. Мое будущее

Занятие 21.Моя будущая жизнь.

Занятие 22.на распутье дорог.

Занятие 23.Я ставлю цели.

Занятие 24.Моя мечта.

Занятие 25.Я перехожу в 5 класс.

Учебно-тематическое планирование

занятий кружка «Улыбка»

1 класс

Наименование тем курса

Всего ча-

сов

В том числе

Виды деятельности

Дата

лекция

п/ р

Тема I. Я -школьник!

Занятие 1. Знакомство. Введение в мир психологии.

2

 1          

1

Игра «Я и мое имя», правила занятий по психологии,

Рисунок «Мое ожившее имя»,

Игра «салют»,

просмотр видеопритчи №1

3.09.13

10.09.13

Занятие 2.

Я —

первоклассник!

2

1

1

Игра «Море волнуется», Волшебный кубик»,

Рисунок «Я в детском саду»- «Я в 1 классе».

Игра «салют»

просмотр видеопритчи

17.09.13

24.09.13

Занятие 3. Правила школьной жизни.

2

1

1

Игра «1-2-3-шепчи».

Правила школьной жизни.

Игра «Угадайка»,

«Светофор».

просмотр видеопритчи № 2

24.09.13

01.10.13

Занятие 4. Правила и права.

2

1

1

Игра «день-ночь»,

работа в группах: правила и права школьной жизни»

инсценирования загадок.

просмотр видеопритчи №3

8.10.13

15.10.13

Занятие 5. Моя школьная жизнь.

1

1

Игра «для чего ходят в школу»

«Один день из мой жизни».

22.10.13

Занятие 6. Школа моей мечты.

1

1

Игра «волшебный кубик»

«Школа моей мечты», рисунок «Выставка».

29.10.13

Тема II. Мир Эмоций.

Занятие 7. Мимика и Жесты — Язык Мира Эмоций.

2

1

1

Разминка «Муха», «Язык мира Эмоций»,

Игра «говорящие части тела»,

«испорченный телефон»,

просмотр видеопритчи №4

5.11.13

12.11.13

Занятие 8. Город Радости и Веселья.

1

1

Игра «Обрадовался-испугался-разозлился».

19.11.13

Занятие 9. В Городе Радости только добрые слова!

2

1

1

 Комплименты: «корзина добрых слов» конкурс на лучший комплимент.

Скажи мишке добрые слова

просмотр видеопритчи №5

26.11.13

3.12.13.

Занятие 10. Остров Страха и его обитатели.

1

1

Игра «Обитатели Острова Страха»,

Сделай страшного героя добрым»

10.12.13

Занятие 11. Смешные жители Острова Страха.

1

1

Игра «смешные жители острова Страха»

Игра «Галерея Смеха»

17.12.13

Занятие 12. Все бывают на Острове Страха.

1

1

«Конкурс страхов», «Кубик откровений», Сказка «Темноладния»

24.12.13

Занятие 13. Мы умеем побеждать страх!

1

1

Игра «дотронься до..», «испуганный ежик»,

Рисунок «как я победил свой страх»

Беседа «страх мешает- страх помогает».

14.01.14

Занятие 14. Пещера гнева.

2

1

1

просмотр видеопритчи №6

Игра «Разборчивый гномик»,

«пещера гнева»,

Сказка «О мальчике Сереже, который боялся и потому кусался».

Рисунок «вулкан».

21.01.14

28.01.14

Занятие 15. Откуда берется гнев?

2

1

1

Игра «добрый - злой», сказка «Как ромашки с васильками поссорились», рисунок «как я справился со злостью».

инсценировка

4.02.14

11.02.14

Занятие 16. Может ли гнев быть полезным?

2

1

1

Лекция. Игра «Злые лица», «форма гнева», «платок гнева», «из гнева в радость», Может ли гнев быть полезным?

18.02.1425.02.14

Занятие 17. Обиженная Деревня.

2

1

1

Игра «обиженные бегемотики»,

«Мусор обид»,

Рисунок «Обида».

4.03.14

11.03.14

Занятие 18. Прощение растворяет обиды!

2

1

1

Игра «Царевна - несмеяна», групповая дискуссия, Сказка «принц». Обсуждение сказки, рисунок

18.03.14

25.03.14

Занятие 19. Гора Стыда.

2

1

1

Ирга «за что бывает стыдно?»

Групповая дискуссия «Гора стыда»,

«стыд помогает- стыд мешает».

1.04.14

8.04.14

Занятие 20. Мы владеем разными эмоциями!

1

1

Лекция Мы владеем разными эмоциями.

15.04.14

Тема III. Мир Качеств.

Занятие 21. Мешок хороших качеств.

1

1

 «Что такое качество?», мешок хороших качеств»,игра «Цветик-семицветик».

22.04.14

Занятие 22. «Темные» и «светлые» качества.

1

1

«темные» и «светлые» качества.

Игра «черное- белое».

«мои качества», Обсуждение: злые и добрые герои. (Видеоматериал)

29.04.14

Занятие 23. Умение видеть «светлые» качества.

1

1

Игра «чем мы похожи?»

Игра «волшебные очки»

6.05.14

Занятие 24. У кого какие качества?

1

1

Загадки, обсуждение:«У кого какие качества?»

Видеоматериал.

13.05.14

Занятие 25. Салют качеств.

1

1

Мы знаем разные качества, игра «гадалка».

20.05.14

ИТОГО:                              36      

Учебно-тематическое планирование

занятий кружка «Улыбка»

2 класс

Наименование тем курса

Всего ча-

сов

В том числе

Виды деятельности

Дата

лекция

п/ р

Тема I. Я и моя школа.

Занятие 1.

Я -Ученик!

2

 1          

1

«ассоциации к лету» визуализация «Каким я вижу себя во втором классе?». Рисунок я во 2 классе, игра «пожелания волшебной шляпы»

Занятие 2. Мой успех в школе.

2

1

1

«успех в школе, мои цели, беседа «что мне помогает в достижении цели?»

Занятие 3. Мое отношение к оценке.

2

1

1

Игра «оцени другого»,

Беседа «мое отношение к оценке»,

Сказка «Волчонок Тема».обсуждение, инсценирование.

Занятие 4. Как я оцениваю себя сам.

2

1

1

Что такое самооценка?

Как оценивают меня другие?

видеоматериал

Занятие 5. Мои мечты о школе.

1

1

Школьные фантазии,

Идеальная школа

Занятие 6. Мой Класс.

1

1

Игра «внешний и внутренний мир», маленький принц, галактика нашего класса.

Тема II. Мир Дружбы и Сотрудничества.
Занятие 7. Что такое дружба?

2

1

1

На что похожа наша дружба?

Коллаж «дружба это..»

Занятие 8. Зачем нужна дружба?

1

1

Любите ли вы дружить тест. Зачем мне дружба?. сад над дружбой

Занятие 9. Настоящий друг — какой он?

2

1

1

Качества идеального друга темные и светлые качества настоящего друга, что я готов простить другу?

Занятие 10. Умею ли я дружить?

1

1

Изобрази свое умение, групповая дискуссия: Что такое дружить?

Умею ли я дружить?

Занятие 11. Что мешает дружбе?

1

1

Что может помешать дружбе?

История про заколдованного мальчика. Разыгрывание историй.

Занятие 12. Меняемся ради дружбы!

1

1

Визуализации, лепка, волшебный пластилин. Выставка работ

Занятие 13. Что такое конфликт?

1

1

Ассоциации, карта конфликта.

Как я справлюсь с конфликтом.

Занятие 14. Для чего нужен конфликт?

2

1

1

Разыгрывание конфликта.

Для чего нужен конфликт

+и – конфликта.

Занятие 15. Учимся разрешать конфликты!

2

1

1

Типичные конфликты 2классников. Сказка «Кнопа и пуговка».

Занятие 16. Стратегии разрешения конфликтов.

2

1

1

Беседа какие бывают стратегии разрешения конфликта?

Разыгрывание стратегий решения конфликта.

Занятие 17.

Я умею принимать другого!.

2

1

1

Наши симпатии. Почтовый ящик.

Рисунок «Как я подружился с ..»

Занятие 18.

Я умею понимать другого!

2

1

1

Игра: «Пойми меня», «журналисты»,

Салют.

Занятие 19.

Что такое сотрудничество?

2

1

1

Игра «мост», Беседа: что такое сотрудничество?

Игра «Учимся сотрудничать».

Занятие 20.

 Мы команда — мы класс!

1

1

«Мы –класс», игра мы команда -мы класс,

Паутина.

Тема III. Мой внутренний мир.
Занятие 21.

Мир каракулей.

1

1

Что такое внутренний мир?

Мир каракулей.

Занятие 22.

Моя тайна.

1

1

Игра «ассоциации», моя тайна, изменение.

Занятие 23.

Мой мир эмоций.

1

1

«Испорченный телефон эмоций».

Обратная связь.

Занятие 24. Сказочные превращения.

1

1

Игра «изобрази без слов». «Сказочное превращение». «Кукла», «анкета».

Занятие 25. Волшебная мандала

1

1

«Волшебная мандала»

ИТОГО:                              36      

Учебно-тематическое планирование

занятий кружка «Улыбка»

3 класс

Наименование тем курса

Всего ча-

сов

В том числе

Виды деятельности

Дата

лекция

п/ р

Тема I. Знакомство с Самостоятельностью.

Занятие 1. Я — третьеклассник!

2

 1          

1

Я в прошлом и я сейчас, послание в будущее. Просмотр видеоматериала

Занятие 2.

Портрет третьеклассника.

2

1

1

Портрет третьеклассника работа в команде.

Дерево качеств. Главное качество третьеклассника?

Занятие 3. Что такое самостоятельность?

2

1

1

Сказка о самостоятельности. «Белочка- припевочка». Работа в командах. Самостоятельные сказочные герои.

Занятие 4. Зачем нужна самостоятельность?

2

1

1

Конференция по проблеме «Зачем нужна самостоятельность?», голосование, постановление о самостоятельности.

Занятие 5. Моя самостоятельность.

1

1

Таблица моя самостоятельность

Измерение самостоятельности

Занятие 6. Развиваем самостоятельность.

1

1

Список ситуаций, тренинг самостоятельности.

Тема II. Мой Внутренний Мир: кто я и каким меня видят другие?

Занятие 7. Кто я?

2

1

1

Угадай кто, мой мир, разговор частей «Я».

Занятие 8.

 Мои увлечения.

1

1

Мои увлечения. Угадай чье? Сценка увлечение.

Занятие 9.

Мои роли.

2

1

1

«Походи как». Беседа. Игра «Композиция ролей».

Занятие 10. Осваиваем новые роли.

1

1

«догадайся!» «Беседа разных ролей», +и – ролей. Листок пожеланий. Я хочу освоить роль.

Занятие 11.

 Мои разные качества.

1

1

Я состою из разных качеств. Качества помощники. Разговор о качествах.

Занятие 12.

Я глазами Других.

1

1

Игра «изобрази меня», «каким меня видят», «пьедестал почета».

Занятие 13. Преодолеваем себя!

1

1

«Преодолевая себя», разговор о трудностях.  Ищем хорошее в другом. Что я преодолел.

Занятие 14.

 Я могу, я умею!

2

1

1

«Я умею», беседа:знания и умения третьеклассника. Рисунок умений. Мое главное умение. Я лучше всего могу…

Занятие 15.

Мои достижения.

2

1

1

«Изобрази достижения», Рисунок «мой успех». Игра «круговые хвасталки». «области достижений».

Занятие 16.

Мои ресурсы.

2

1

1

Что мне помогает, что такое ресурсы, наши ресурсы, скульптура моих ресурсов. В трудную минуту мне помогает…

Тема III. Учимся общаться.
Занятие 17.

Что такое общение?

2

1

1

Общаемся по-разному.. что такое общение. Общение в тройках.

Просмотр видеоматериала.

Занятие 18.

Умение общаться.

2

1

1

Передай сообщение. Беседа из чего состоит умение общаться? Умеем ли мы общаться? Тренировка терпения, доброжелательности. Игра: спасибо тебе.

Занятие 19.

Стили общения.

2

1

1

Игра «диалог». «стили общения», сочинение как я общаюсь с разными людьми.

Занятие 20. Ведущий—ведомый.

1

1

Ведущий танца, совместный рисунок. Игра спина к спине. Тюльпан.

Занятие 21.

Я терпим к Другому.

1

1

Качества предметов. Что такое терпимость, визуализация.

Занятие 22.

 Мои границы.

1

1

Игра «услышь меня», мои границы, рисунок мои границы, мне нравиться что ты…

Занятие 23.

Наше сотрудничество.

1

1

Тяжелый легкий камень. Оцени сотрудничество. Наше сотрудничество.

Занятие 24.

Наша дружба.

1

1

Игра «ассоциации», упражнение «Сценки дружбы», сказка как Волчонок и бельчонок поссорились». Игра статуя дружбы.

Занятие 25.

Мы—коллектив.

1

1

Признаки коллектива. Упражнение «Чемодан». Игра «благодарность».

ИТОГО:                              36      

Учебно-тематическое планирование

занятий кружка «Улыбка»

4 класс

Наименование тем курса

Всего ча-

сов

В том числе

Виды деятельности

Дата

лекция

п/ р

Тема I. Я взрослею!

Занятие 1. Я — четвероклассник!

2

 1          

1

Игра «ассоциации», беседа мои изменения, работа в парах. Пожелания самому себе.

Занятие 2. Я стал взрослее — новые грани моего «я».

2

1

1

Игра «ассоциации», беседа: «Грани моего я», игра «скульптура»,

Обсуждение:»Я изменился в том, что…»

Занятие 3. Мое детство.

2

1

1

«Детство нужно!», «плакат детства», «случай из детства», «любимая игра», мое самое любимое блюдо из детства

Занятие 4. Однажды, когда я был маленьким...

2

1

1

Когда я был маленьким..

Сказка, игра в детстве я был похож

Занятие 5. Встреча с детством.

1

1

Походи как, упражнение моя любимая игрушка

Упражнение путешествие по моему детству. Чемодан

Занятие 6. Мои изменения.

1

1

Сейчас –раньше -в будущем, игра как ты изменился, рисунок «я в прошлом, настоящем и будущем»

Занятие 7. Трудности взросления.

2

1

1

Копилка трудностей, упр. Чему учат в школе. Упр. Чему учат трудности.

Занятие 8. Я рассуждаю, как взрослый!

1

1

Психологическая разминка. «взрослые разговоры»,рисунок, «Взрослый-это тот, кто..»

Занятие 9. Критерии взрослости.

2

1

1

Упражнение «что значит взрослый?» беседа «критерии взрослости», «измерение взрослости». Сценки. Видеоматериал.

Тема II. Моя самостоятельность.

Занятие 10. Мои новые возможности.

1

1

Упражнение «я могу стать», упражнение «наши возможности», работа в парах, кем я хочу стать в будущем.

Занятие 11. Моя ответственность.

1

1

«Что такое ответственность?», беседа, мы в ответе за тех, кого приручили. Игра «тренировка ответственности», я готов быть ответственным.

Занятие 12. Я самостоятелен!

1

1

Такие разные предметы. Образ самостоятельности. Игра интервью со звездой. Я самостоятелен, потому что …

Занятие 13. Сила моего слова.

1

1

Добрые слова. Упражнение «говорящие предметы», беседы «сила моего слова», как мое слово проявило свою силу…,

 Я использую слова,  чтобы…

Занятие 14. Сила моего «Я».

2

1

1

Игра «ассоциации». «Сила «Я». Упражнение «Мое «Я». Оно похоже…

Видеоматериал.

Занятие 15. Проверка на самостоятельность.

2

1

1

Игра «я сам!», Игра «необитаемый остров», видеоматериал.

Тема III. Мои права и обязанности.

Занятие 16. Что такое права?

2

1

1

Такие разные предметы…

Беседа что такое права.

Упр. Оцени свои права, отстаивание своих прав., я имею право…

Занятие 17. Что такое обязанности?

2

1

1

Обязанности -это… анкета обязанностей, новые обязанности…

Они нужны…

Занятие 18.Моя свобода – мои права.

2

1

1

Игра ассоциации, сказка «о свободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе», видеоматериал. дискуссия

Занятие 19.Мои обязанности.

2

1

1

Видеоматериал. Игра «обязанности похожи.. рисунок «обязанности», моя главная обязанность в жизни…

Занятие 20.Билль о правах и обязанностях четвероклассника.

1

1

«Прав или обязан?», мои главные права и обязанности, Билль, о правах и обязанностях.

Тема IV. Мое будущее

Занятие 21.Моя будущая жизнь.

1

1

Моя будущая жизнь, рисунок . коллаж моя будущая жизнь. Мое будущее похоже.

Занятие 22.на распутье дорог.

1

1

Беседа, на распутье дорог, упр. Я в будущем.

Занятие 23.Я ставлю цели.

1

1

Упражнение «оркестр», «Я ставлю цели»,рисунок реализовавшийся цели.

Занятие 24.Моя мечта.

1

1

Ниши фантазии. Рисунок мечты, наши мечты, видеоматериал.

Занятие 25.Я перехожу в 5 класс.

1

1

Мои воспоминания, двери времени, благодарности.

ИТОГО:                              36      

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Савенков А.И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания. — Ярославль, 2002.
  2. Новикова Л.М., СамоСьюва И. В. Путешествие в Мир Дружбы и Сотрудничества. Развивающие занятия по психологии для младших классов
  3. Новикова Л.М. Эмоциональный интеллект и его развитие у детей // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2004/2005 у.г. —Кн. 2. - М., 2005.
  4. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб., 2003.
  5. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологи-
    ческой коррекции. — М., 2001.
  6. Пилипко Н.В.. Громова ТВ., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками / Под ред. Н.В. Пилипко.
  7. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. —М, 2003.
  8. Новикова Л.М. настольная книга школьного психолога 1-4 классы М.: Эксмо, 2008г.