Русский язык.11 класс

Гаврилова Татьяна Сергеевна

На этой странице вы найдете материалы, которые вам помогут в процессе подготовки домашних заданий.

Полезные ссылки:

http://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/11-klass

http://www.gramota.ru/class/coach/punct/

http://gramma.ru/

http://therules.ru/

http://orthographia.ru/

http://russkiy-na-5.ru/rules

Нашла совершенно замечательное пособие по русской орфографии! Вы сможете им воспользоваться  по этому адресу: http://yamal.org/ook/

Еще одно замечательное пособие - полный сборник правил по орфографии, пунктуации и литературнорй правке: http://evartist.narod.ru/text1/20.htm

На этом сайте тоже есть теория, а упражнения мы будем использовать для домашней работы: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya.html

Скачать:


Предварительный просмотр:

Минимум 1

Ст..яла (не)нас..ная ноч.. и окрес..н..сти т..нули в жу..ком мрак... Все..о на м..нуту ..ст..новился пое.... и все..о один п..(с,сс)..жир вышел на п..(р,рр)он. Яр..с..ный п..рыв ветра сразу застав..л его ре..ко вт..нуть гол..ву в в..р..тник. Пр..в..дница с..чу..ств..(н,нн)о взд..хнула и зя..ко ст..нула на груди вяз..(н,нн)ую ко..ту. Опас..но чес..ному человеку пут..ше..ствовать в т..кую пору по т..кой ужас..ной мес..н..ст... (З,С)десь нет даже пр..лич..но..о ..сфальт..во..о ш..(с,сс)е а (з,с)дание в..(г,к)ала ночью (не)..хр..няет..ся и даже ка(с,сс)а в нем (не)работает. Ран..ше (з,с)десь был извес..ный не..т..(н,нн)ой пр..иск но не..ть давно кон..чилась и п..селок не..тя(н,нн)иков ..пустел. С..хр..нилась только уса..ьба бывших вл..дельцев и их наследница пр..е..жает сюда весной и живет до поз..ней осен.. в своих ..(п,пп)..рт..ментах. Но не(к)ней же в гости ед..т этот (не)счас..ный с рю..заком из и(с,сс)ку(с,сс)тве(н,нн)ой кожи! Да ее наверн..ка и дома нет! Вся знать с..бралась сегодня в к..р..левском дворце и три дня буд..т уча..ствовать в че..ствовани.. и(с,сс)ку(с,сс)..ного вое(н,нн)ачальника с..ра Арт..(л,лл)еруса. Нет напрас..но решил этот бедняга ехать ночным поездом и блуждать в кр..мешной тьме!



Предварительный просмотр:

Минимум 2

Между тем бе..вес..ный пут..ше..стве(н,нн)ик вовсе (не)был бе..печ..н и пр..крас..но осв..домлен о праз..ник.. во дв..рце и это(то) и т..лкнуло его в путь ужас..ной (не)нас..ной ночью. Он ра..чит..вает на отсу..ствие х..зяйки и ра..ч..т его точ..н. Ветер бе..жалос..но б..ет в спину л..ет дождь ра..т..яние до цел.. с..лидное но д..р..га ему извес..на и он уже р..л..чает за ра..тупивш..мся лесо с..лу..т пр..лес..ной уса..ьбы с бе..числе(н,нн)ыми в..рандами и т..(р,рр)а(с,сс)ами. Под..езд ..формлен изящ..ными к..ло(н,нн)ами и они я..стве(н,нн)о выступают из мрака. Вокруг дома ра..кинулась т..(р,рр)итория (не)об..ятного парка. Этот парк единств..(н,нн)ое укр..шение ..дешних ..крес..н..стей. Меж г..ган..ских стволов ст..летних дерев..ев в..ет..ся дикий виноград и тян..т..ся к ра..крытым окнам вт..рого этажа и это во..хитит..льно. Под т..ким п..кровом вле..ть в дом сущий пустяк! Он суме..т пр..никнуть бе..шумно и у него буд..т время для роз..сков нужной вещи. Тем..нь дождь и зан..вес из в..ющ..хся пл..тей винграда это его бе..це(н,нн)ые с..юзники. А дальше все бе..конеч..но легко и он чудес..но с..грает св..ю роль в п..е(с,сс).. шефа. Т..кая ноч.. просто удача! Все оп..сения бе..мысл..(н,нн)ы об..ект бе..ащитен. (В)перед! Планы шефа всегда ..бывают..ся и дело буд..т ..делано.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает. 1) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Б) Используя языковые средства выразительности, речь наполняется яркими красками 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 3) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Г) Я уважаю и восхищаюсь своими родителями. 4) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Д) По окончанию школы мы все будем поступать в институты. 5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 6) неправильное построение предложения с косвенной речью 7) ошибка в построении предложений с однородными членами 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Слайд 2

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А. Выступая на судебном разбирательстве в качестве свидетеля, у меня даже руки начали дрожать. 1) неправильное употребление имени числительного Б. В районной газете «Светлом пути» была опубликована статья о нашей школе. 2) ошибка в построении предложения с однородными членами В. В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель. 3) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г. Большинство учеников справилось со всеми заданиями успешно. 4) ошибка в построении предложения с несогласованным приложением Д. Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров. 5) нарушены нормы управления 6) нарушен порядок слов в предложении 7) Нарушены правила согласования сказуемого с подлежащим 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Слайд 3

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста. 1) ошибка в употреблении формы имени прилагательного Б) Трое спортсменок выступили очень удачно. 2) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога В) Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника. 3) ошибки в употреблении собирательных числительных Г) Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 4) нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части. Д) Мы были в более худших условиях. 5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 6) неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия. 7) нарушение границ предложения 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Слайд 4

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Услышав чьи-то шаги, раздавались крики дрессированного ворона Дурова: «Кто там?». 1) Смешение прямой и косвенной речи. Б) Все , кто побывали в Мещерском крае, ощутили его притягательную силу, прелесть русской природы. 2) ошибка в использовании местоимений, приводящих к двусмысленности В) Желаю счастья и поступить в институт. 3) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала. 4) ошибка в употреблении однородных сказуемых Д) Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать 5) ошибка в согласовании главных членов в сложноподчиненном предложении 6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 7) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Слайд 5

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А. Сестра была красива, но очень грустная . 1) ошибка в согласовании главных членов в сложноподчиненном предложении. Б. Приблизившись к углу дома, гостям стали видны изъеденные дождями и ветрами глыбы песчаника, живописно разбросанные по зеленому газону. 2) ошибка в употреблении однородных сказуемых В. Экспонаты лучших региональных музеев можно увидеть в фотоальбоме «Сокровищах русского искусства». 3) неправильное употребление имени числительного Г. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав. 4) неправильное построение предложения с косвенной речью Д. Многие из тех, кто побывал на международном кинофестивале в Москве, увидел лучшие отечественные и зарубежные картины года. 5) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 7) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.



Предварительный просмотр:

Прочитайте текст и выполните задания 1, 2.

(1)… (2)Ведь большинство учёных придерживается мнения, что первые животные обитали в океане, который в то время покрывал бо́льшую часть Земли. (3)Но со временем суши становилось всё больше и больше. (4)Мировой океан уменьшался в размерах, и это привело к его перенаселению. (5)Многие виды животных начали переселение на сушу, положив начало эволюции сухопутной фауны. (6)… собранный океанологами материал помогает получить представление о том, как зародилась и развивалась фауна на нашей планете.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Исследования геологической структуры океанского дна позволяют учёным строить предположения об истории формирования Земли.

2) Всем, что мы знаем о современных видах растений и животных, обитающих в океане, мы обязаны исследованиям океанологов.

3) Учёные-океанологи считают, что изучение фауны морских глубин – это ключ к пониманию истории всего животного мира нашей планеты.

4) Глубины Мирового океана хранят множество тайн, и некоторые из них, возможно, никогда не будут нами раскрыты.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Несмотря на это,

2) Ведь

3) В частности

4) Поэтому

Прочитайте текст и выполните задание.

Когда лесной дятел, добывая себе пищу, барабанит клювом по дереву, мышцы, связки и кости его головы испытывают огромную перегрузку, однако это не причиняет птице никакого ущерба. Дело в том, что нижняя половина клюва у дятла несколько длиннее верхней, и большая часть ударной силы приходится не на черепную коробку птицы, а на нижнюю челюсть, которая, пружиня при ударе, частично гасит энергию. Кроме того, сами кости черепа у этой птицы представляют собой систему из твёрдых и относительно мягких (губчатых) элементов, а такая структура обладает высокой амортизирующей способностью.

3. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Когда дятел стучит клювом по стволу, его голова испытывает огромные перегрузки, которые способны принести вред здоровью любой другой птицы.

2) Особое строение клюва позволяет лесному дятлу переносить огромные перегрузки, возникающие в процессе добывания пищи.

3) Благодаря особому устройству клюва и черепа дятел способен без малейшего ущерба для здоровья барабанить по стволу дерева, добывая себе пищу.

4) Дятел, несмотря на внешнюю хрупкость, имеет особое устройство костей черепа и связок нижней челюсти.

Прочитайте текст и выполните задания 4–8.

        (1)Немецкий лётчик отчётливо видел свою добычу: посреди похожего на зелёный пирог леса проходила узкая жёлтая полоса – железнодорожная насыпь, по которой медленно тащился русский состав с военным грузом. (2)Он был длинен и неуклюж, этот состав. (3)Старый закопчённый паровоз с такими же чёрными от копоти платформами, на которых располагалась покрытая брезентом техника. (4)Самолёт развернулся, плавно сделал круг и, набрав высоту, нырнул в пике для бомбометания. (5)Два фонтана грязи и земли встали по обе стороны насыпи как раз там, где полагалось быть поезду. (6)Но когда лётчик посмотрел на лес, то он увидел, что поезд, дойдя до открытого пространства, резко затормозил и стремительно двинулся назад, в лес. (7)Бомбы легли зря.

        (8)Лётчик сделал ещё круг, решив, что теперь он уже не промахнётся. (9)Поезд снова шёл по открытому пространству. (10)Откуда машинист мог знать, что теперь ему приготовлена встреча в лесу и тяжёлые сосны повалятся на вагоны, сброшенные со своих мест гремящим ударом? (11)Сосны впустую упали на пути. (12)Поезд каким-то чудом успел проскочить это место. (13)Бомбы снова были потрачены понапрасну.

        (14)Лётчик выругался: как случилось, что такой неповоротливый извоз-

чичий состав дважды смог уйти от него безнаказанным?

        (15)Он ринулся опять из облаков к самой земле, туда, где прозрачная полоска дыма дрожала в раскалённом воздухе. (16)Казалось, он врежется в паровоз, но кто-то будто вынул из-под него поезд в последнюю минуту. (17)Грохот взрыва жил ещё в ушах, но было ясное ощущение: впустую. (18)Он посмотрел вниз: поезд шёл, не пострадав ничуть.

        (19)Поединок продолжился. (20)Бомбы ложились впереди, сзади, по бокам поезда. (21)Однако это чудовище, как называл его про себя немец, шло к станции невредимым, как будто его охраняли невидимые духи.

        (22)Бомбы не успевали. (23)Поезд, казалось, делал какие-то дикие прыжки вперёд. (24)Все сцепления визжали неистово. (25)На спуске он мчался, как лошадь с закушенным мундштуком. (26)Но не лез вперёд тогда, когда впереди его ждали очередные бомбы.

        (27)Он пятился назад, останавливался, плёлся шагом − и вдруг летел, как пущенная из лука стрела. (28)Чего только не выкидывал этот длинный

состав, покорный своему водителю!

        (29)Немец уже понял, что чья-то не менее упорная сила не уступает ему, что у машиниста железная воля, расчёт удивительный и точный, что не так-то легко его переиграть. (30)Лётчик уже был в поту. (31)Он даже плевал вниз и снова и снова бросался в атаку.

        (32)Последний раз он угадал правильно. (33)Поезду, как бы машинист снова ни схитрил, не спастись! (34)И тут проклятие сорвалось с обветренных губ фашиста: бомбить нечем…

        (35)Лётчик откинулся в изнеможении. (36)Небо сияло, была хрустальная ровная осень, чем-то похожая на вестфальскую далёкую осень. (37)Поединок был окончен. (38)Русский там, внизу, победил. (39)Он снизился и с любопытством и ненавистью прошёл над поездом. (40)Он, конечно, не смог

разглядеть сидящего в кабине локомотива, тем более не смог увидеть, что за ним следит пристальный глаз машиниста. (41)Машинист, проводив самолёт взглядом, сказал с расстановкой: «Что, гад, взял?»

        (42)И паровоз продолжил свой путь…

(по Н.С. Тихонову)

4. В каком предложении указана причина действий немецкого лётчика, которые перечислены в предложении 39 текста?

1) 1

2) 16

3) 20

4) 29

5. Какое из утверждений является ошибочным?

1) Предложения 2−3 содержат описание.

2) В предложениях 4−5 представлено повествование.

3) В предложениях 8−13 представлено описание.

4) Предложение 21 противопоставлено по содержанию предложению 20.

6. Среди предложений 2−12 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения.

Ответ: ___________________________.

7. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«Стиль прозы Н.С. Тихонова энергичен и эмоционален. Автор широко использует тропы, в частности ______(А) («извозчичий состав» в предложении 14, «железная воля» в предложении 29) и ______(Б) «он пятился назад, останавливался, плёлся шагом» (в предложении 27). В тексте есть и синтаксические средства выразительности: ______(В) (в предложениях 25, 27) и _______(Г) (предложения 28, 33)».

Список терминов

1) восклицательное(-ые) предложение(-я)

2) эпитет(-ы)

3) ряд(-ы) однородных членов

4) фразеологизм(-ы)

5) синонимы

6) вводное(-ые) слово(-а)

7) сравнительный(-ые) оборот(-ы)

8) риторический(-е) вопрос(-ы)

9) олицетворение(-я)

8. Напишите по данному тексту сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.



Предварительный просмотр:

Минимум 3

        Однако пр..дпр..ятие ок..залось не из ле..ких. В пр..открытое окно он пр..ник бе..пр..пятстве(н,нн)о но на этом цепь пр..ятных сюрпризов пр..рвалась. Под окном пр..стор..лась на н..члег кош..ч..ка и его уг..раздило пр..з..млит..ся на ее хвост. Хвост для кошки пр..дмет пр..др..г..це(н,нн)..йший! Она вц..пилась в ногу пр..ступника и оба они пр..мер..ко взвыли и ра..будили пр..слугу. Все в дом.. пр..шло в движение и брос..лось на роз..ски в..новника прои..ше..ствия. Пр..вратник включил над под..ездом пр..жектор и в пр..усад..бном парк..е стало светло. Пр..ст..релая эк..номка пошла бр..дить по дому с пр..подн..тым над г..л..вой св..тильником и ноч..ному гостю пр..шлось м..тнут..ся на шкаф. Шкаф ок..зался печью и ее явно ра..тапл..вали с вечера и сильно п..р..усер..ствовали. Пр..дстав..те себя на мест.. нашего г..роя и вам (не)захоч..т..ся т..ких пр..ключений. Пр..сл..ня..ш..ся к стене и вдруг с..знание затуман..вает..ся от боли! С п..ртрета на стене (на)прот..в пр..пакос..но подмиг..вает пр..щур..(н,нн)ым) глазом пр..з..дент страны. А в к..р..доре уже слышны пр..бл..жающ..еся шаги и нельзя спрятат..ся в другле место. Пр..жмись к г..ряч..м-пр..г..ряч..м к..рп..чам и пр..г..тов..ся т..рпеть!



Предварительный просмотр:

Минимум 4

        Пр..дет..ся ждать пока пр..йдет эк..номка. Она пр..бл..жает..ся и тень ее пр..зем..стой ф..гуры в с..тиновом с..р..фане пр..чудл..во ра..плывает..ся ра..два..вает..ся и ра..тра..вает..ся  на д..рических к..ло(н,нн)ах как(будто) комн..та нап..лняет..ся г..ган..ск..ми пр..в..дениями. Но тот кто пр..жался к ра..к..ле(н,нн)ым к..рп..чам (не)пр..дра..п..ложен к пр..дра(с,сс)удкам. Когда пр..во(з,с)м..гаеш.. дикую боль уже (не)думаеш.. о другой опас..н..сти... Когда же пр..рвет..ся эта пытка? Кажет..ся что жен..щина идет пр..днамер..(н,нн)о медл..(н,нн)о. Что за пр..вратност.. судьбы! Пр..од..леть столько пр..пятствий иметь все пр..имущ..ства пр..нять все меры пр..д..ст..рожности пр..дусм..треть все в..рианты но (не)пр..тв..рить свой план в жизнь потому что наткнулся на пр..м..тивную кошку которой вздумалось пр..леч.. под окном! Как тут (не)ра(с,сс)троит..ся? Он с с..рказмом ут..шает себя тем что пр..гр..вание лучшее сре..ство от р..д..кулита хотя на всякий случай щупает в к..рмане н..ган.

        Но вот ст..руха и..ч..зает и можно бе..шумно ск..льзнуть в спальню где пр..дп..л..жительно н..ход..т..ся нужная вещ.. и пр..нят..ся за поиски.

        Он сунул гол..ву в пр..открытую дверцу шкафа и ему пок..залось что по каждому его в..ску пр..ч..ртили по пять д..рож..к ра..к..ле(н,нн)ыми иглами. Опять эта пр..дурк..ватая кошка! Только бы не нач..лась опять кошач..я р..псодия!

        Как б..ет..ся сер..це! Он выпр..мляет..ся и чтобы унять его пр..ост..навл..вает дыхание. И все же хотя пр..ключение и зат..нулось он (не)т..ряет пр..сутствия духа и если вер..ть пр..дчу..ствию то ему (не)пр..ме(н,нн)о пов..зет!



Предварительный просмотр:

ДЗ по теме "Тире между подлежащим и сказуемым.

http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/201-tiremegdupodlegawimiskazuemymupragniniyaitest.html



Предварительный просмотр:

ДЗ по теме "Запятая в ССП".

Задача: отработать умение ставить/не ставить запятую в ССП перед "и".

http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/316-zapyatayaperedsyuzomiupragneniyaitest.html

Упражнения:

1. № 6 - рассмотрите примеры и поставьте знаки, воспользовавшись  правилами, которые мы рассматривали на уроке; можно выполнить устно.

2. № 2, 3, 4 - лучше выполнить письменно, подчеркивая подлежащее и сказуемое и применяя правила.