Русский язык. 10 класс

Гаврилова Татьяна Сергеевна

Полезные ссылки:

http://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/11-klass

http://www.gramota.ru/class/coach/

http://gramma.ru/

http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2014/12/12.html - это ссылка на интерактивные тесты по орфограмме "не" со всеми частями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Задание по орфографическому и пунктуационному минимуму № 1.12.01 КБ
Файл Задание по орфографическому и пунктуационному минимуму № 2.12.04 КБ
Microsoft Office document icon Домашнее задание по паронимам - можно выполнить на распечатке. 70.5 КБ
Microsoft Office document icon Задание по орфографическому и пунктуационному минимуму 3.28.5 КБ
Microsoft Office document icon Задание по орфографическому и пунктуационному минимуму 4.30 КБ
Microsoft Office document icon ДЗ на 05.12.2014: решить тест, написать сочинение по тексту.78.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку по этой теме - поможет при выполнении ДЗ.582 КБ
Office presentation icon Здесь вы найдете описание трудных случаев орфограммы "н" и "нн" во всех частях речи.222.5 КБ
Microsoft Office document icon Это 200 примеров на разные случаи "н" и "нн" во всех частях речи.46.5 КБ
Microsoft Office document icon Домашнее задание на 10.03.15 - 1 часть обязательно, 2 - по желанию.31 КБ
Microsoft Office document icon На всякий случай еще раз основные правила.37.5 КБ
Файл Неполный список слов, не употребляющихся без "не".15.21 КБ
Microsoft Office document icon Правила правописания частиц "не" и "ни".36.5 КБ
Файл Домашнее задание на 14.04.2015 - на двойном листке решить тестовые задания и написать сочинение в формате ЕГЭ.29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Минимум 1

Ст..яла (не)нас..ная ноч.. и окрес..н..сти т..нули в жу..ком мрак... Все..о на м..нуту ..ст..новился пое.... и все..о один п..(с,сс)..жир вышел на п..(р,рр)он. Яр..с..ный п..рыв ветра сразу застав..л его ре..ко вт..нуть гол..ву в в..р..тник. Пр..в..дница с..чу..ств..(н,нн)о взд..хнула и зя..ко ст..нула на груди вяз..(н,нн)ую ко..ту. Опас..но чес..ному человеку пут..ше..ствовать в т..кую пору по т..кой ужас..ной мес..н..ст... (З,С)десь нет даже пр..лич..но..о ..сфальт..во..о ш..(с,сс)е а (з,с)дание в..(г,к)ала ночью (не)..хр..няет..ся и даже ка(с,сс)а в нем (не)работает. Ран..ше (з,с)десь был извес..ный не..т..(н,нн)ой пр..иск но не..ть давно кон..чилась и п..селок не..тя(н,нн)иков ..пустел. С..хр..нилась только уса..ьба бывших вл..дельцев и их наследница пр..е..жает сюда весной и живет до поз..ней осен.. в своих ..(п,пп)..рт..ментах. Но не(к)ней же в гости ед..т этот (не)счас..ный с рю..заком из и(с,сс)ку(с,сс)тве(н,нн)ой кожи! Да ее наверн..ка и дома нет! Вся знать с..бралась сегодня в к..р..левском дворце и три дня буд..т уча..ствовать в че..ствовани.. и(с,сс)ку(с,сс)..ного вое(н,нн)ачальника с..ра Арт..(л,лл)еруса. Нет напрас..но решил этот бедняга ехать ночным поездом и блуждать в кр..мешной тьме!



Предварительный просмотр:

Минимум 2

Между тем бе..вес..ный пут..ше..стве(н,нн)ик вовсе (не)был бе..печ..н и пр..крас..но осв..домлен о праз..ник.. во дв..рце и это(то) и т..лкнуло его в путь ужас..ной (не)нас..ной ночью. Он ра..чит..вает на отсу..ствие х..зяйки и ра..ч..т его точ..н. Ветер бе..жалос..но б..ет в спину л..ет дождь ра..т..яние до цел.. с..лидное но д..р..га ему извес..на и он уже р..л..чает за ра..тупивш..мся лесо с..лу..т пр..лес..ной уса..ьбы с бе..числе(н,нн)ыми в..рандами и т..(р,рр)а(с,сс)ами. Под..езд ..формлен изящ..ными к..ло(н,нн)ами и они я..стве(н,нн)о выступают из мрака. Вокруг дома ра..кинулась т..(р,рр)итория (не)об..ятного парка. Этот парк единств..(н,нн)ое укр..шение ..дешних ..крес..н..стей. Меж г..ган..ских стволов ст..летних дерев..ев в..ет..ся дикий виноград и тян..т..ся к ра..крытым окнам вт..рого этажа и это во..хитит..льно. Под т..ким п..кровом вле..ть в дом сущий пустяк! Он суме..т пр..никнуть бе..шумно и у него буд..т время для роз..сков нужной вещи. Тем..нь дождь и зан..вес из в..ющ..хся пл..тей винграда это его бе..це(н,нн)ые с..юзники. А дальше все бе..конеч..но легко и он чудес..но с..грает св..ю роль в п..е(с,сс).. шефа. Т..кая ноч.. просто удача! Все оп..сения бе..мысл..(н,нн)ы об..ект бе..ащитен. (В)перед! Планы шефа всегда ..бывают..ся и дело буд..т ..делано.



Предварительный просмотр:

56.        В каком предложении слово абзац употреблено неправильно?

  1. Лисицын вносил коррективы в текст, переписывая целые абзацы.
  2. В некоторых учебниках по литературе на абзацах приведены цитаты из произведений русских писателей.
  3. Перескакивая с абзаца на абзац, она с замиранием сердца читала статью о своем новом романе.
  1. Ребята списывали текст, деля его на абзацы.

 57.  В каком предложении слово гордыня употреблено неправильно?

  1. Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.
  2. Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.
  3. Непомерная гордыня обуяла этого человека.
  4. Новый клуб — гордыня поселка.

58.  В каком предложении слово длительный употреблено неправильно?

  1. Все свои закупки жители этого японского городка делали крайне редко, совершая длительные путешествия.
  2. Канал оказался судоходным и очень длительным.
  3. На этот раз длительные рукоплескания превратились в овации.
  4. Мастерство писателя вырастает из тонкого и длительного наблюдения за окружающими его людьми.

59.В каком предложении слово каменистый употреблено неправильно?

  1. На нас чуть не обрушилась каменистая глыба, да мы успели отбежать в сторону.
  2. На крутых склонах с каменистой почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.
  3. Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая.        
  4. Почва на этом участке каменистая и с трудом поддается обработке.

60.        В каком предложении слово одеть употреблено неправильно?

  1. Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.
  2. Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
  3. Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу.
  4. Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

61.        В каком предложении слово рыбный употреблено неправильно?

  1. Несколько десятков лет назад здесь еще был берег моря, стояли рыбные промыслы.
  2. Это озеро, отделявшее нас от злополучного мыса, было глубокое и рыбное.
  3. Кошка, которая обнюхивала на окне рыбное заливное, неожиданно прыгнула на пол и спряталась за шкаф.
  4. Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с собой рыбные сети.

62.        В каком предложении слово буйный употреблено неуместно?

  1. Гремели камнями, боролись две буйные горные речки.
  2. И он уже не в силах унять буйной ярости и гнева.
  3. В XIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.
  4. Его буйное воображение приходилось сдерживать и направлять.

63.В каком предложении вместо слова поступок нужно употребить слово проступок?

  1. Слова его так и остаются словами и никогда не превращаются в действия, в поступки.
  2. Этот юноша способен на благородные поступки.
  3. Самоотверженный поступок одноклассника ребята с восторгом обсуждали.
  4. В прежние времена за большие поступки наказывали студентов солдатчиной.

 64.  В каком предложении вместо слова представить нужно употребить слово предоставить?

  1. Этот дом представляет собой нечто похожее на замок.
  2. Актер умел представить пение соловья.
  3. Вам нужно срочно представить отчет о командировке.
  4. Я представил вам самостоятельно решать эти вопросы.

 65.  В каком предложении вместо слова абонемент нужно употребить слово абонент?

  1. Я нашел просроченный библиотечный абонемент, который был потерян полгода назад.
  2. Абонементы телефонной сети обязаны вовремя оплачивать услуги станции.
  1. Открыта продажа абонементов в плавательный бассейн.
  1. Мы приобрели абонементы в музей на цикл лекций о русской живописи XIX века.

   66.  В каком предложении вместо слова враждебный нужно употребить слово вражеский?

  1. Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала столь сухого, даже враждебного приема.        
  2. В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая враждебная северу красота.
  3. Вокруг этого населенного пункта расположился враждебный полк.
  4. В народных сказках животные иногда выступают в качестве враждебной силы, опасной для людей.

 67.  В каком предложении вместо слова военный нужно употребить слово воин

  1. Федоров был военным человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут впереди солдат его полка.
  2. За храбрость и доблесть он получил очередное военное звание.
  3. Он многое испытал в жизни, но сумел сохранить даже военную выправку.
  4. Военная промышленность этой страны очень развита.

 

68.  В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить слово взрывчатый?

  1. Взрывная волна отбросила мальчика метра на три.
  1. Давно уже кончилась война, но в этих местах еще встречаются взрывные предметы.
  2. Снайперы обезвредили взрывное устройство, угрожавшее жизни людей.
  3. В нем горели, обжигая, страстные, порой взрывные чувства.

  69.  В каком предложении вместо слова воспоминание нужно употребить слово напоминание?

  1. Часто воспоминание сродни выдумке, творчеству.
  2. Эти развалины служат нам скорбным воспоминанием о том, что старинное здание никем не охраняется.
  3. Воспоминания окружили меня, и, предаваясь им, я медленно поехал по лесу.
  4. Артист несколько лет работал над воспоминаниями, в результате получилась интересная книга.

 

70.        В каком предложении вместо слова гарантированный нужно употребить слово гарантийный?

  1. Ничто так не поднимает человека, не вселяет в него уверенность, как абсолютное, гарантированное законом доверие.
  2. Только в условиях гарантированного прочного мира наука может нормально развиваться на благо людей.
  3. Новый видеомагнитофон пришлось через месяц сдавать в гарантированный ремонт.
  4. Писатель заключил договор с издательством на книгу с гарантированным тиражом.

 

71.        В каком предложении вместо слова встряхнуть нужно употребить слово стряхнуть?

  1. Он расчетливо выждал, когда противник приблизится, спокойным движением встряхнул гранату, чтобы сработал ударный механизм.
  2. Она встряхнула головой, наверное, чтобы перестать плакать, но слезы все лились и лились по ее щекам.
  3. Родился праздник из потребности встряхнуть людей, вырвать из состояния оцепенения, равнодушия.
  4. Пантелеев быстро вскочил, коротким сильным движением встряхнул землю с плеч и пошел вперед.

72.        В каком предложении вместо слова гигиенический нужно употребить слово гигиеничный?

  1. Основоположником гигиенической науки в России был А. П. Доброславин.
  2. Мы познакомились с помещением для отдыха детей, оно показалось нам вполне гигиеническим.
  3. Умение аккуратно и красиво есть важно не только с эстетических, но и с гигиенических позиций.
  4. Гигиенические и лечебные ванны появились в глубокой древности.

 73. В каком предложении вместо слова двойной нужно употребить слово двойственный?

  1. Иван Матвеевич первый вздумал весь большой участок засадить двойным рядом лип.
  2. Он отбросил журнал со смешанным чувством зависти и презрения, это двойное чувство не покидало его еще долгое время.
  3. Все это могло быть ловким трюком, рассчитанным на то, что сотрудник войдет в доверие к врагам и начнет двойную игру.
  4. В Ельце, в моем родном городе, все старинные купеческие фамилии были двойные

 74.  В каком предложении вместо слова демонстративный нужно употребить слово демонстрационный?

  1. Всех присутствующих огорчил демонстративный уход коллег из зала заседания редакционной коллегии журнала.
  2. Выпускники академии оказывали демонстративное внимание к студентам первого курса.
  3. Это была не искусственная, демонстративная доброта, а естественное поведение глубоко воспитанного человека.
  4. Демонстративный аппарат был помещен в самом центре огромного зала.

  75. В каком предложении вместо слова доверчивый нужно употребить слово доверительный?

  1. Среди доверчивых белок вы непременно встретите одну с голым, как палочка, опаленным хвостиком.
  2. Отношения между начальником и его подчиненным постепенно приобрели более доверчивый характер.
  3. Это было существо доверчивое, робкое и слабое.
  4. Братья его были настолько наивными и доверчивыми, что обмануть их было совсем не трудно.

 76. В каком предложении вместо слова артистический нужно употребить слово артистичный?

  1. Это письмо было адресовано прямому потомку артистической династии Асенковых.
  2. Алевтина прекрасно понимала, что далеко по пути артистической карьеры она не смогла бы пойти.
  1. Все, что Качалов читал и показывал на эстраде, было проникновенным, высокохудожественным и артистическим.
  2. Артистическая и литературная Москва с большими надеждами и нетерпением ожидала открытия нового литературно-художественного кружка.

  77.        В каком предложении вместо слова глиняный нужно употребить слово глинистый?

  1. Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было видеть залегающие пласты серо-черного глиняного сланца.
  1. Пол почти во всех комнатах был глиняный.
  1. Наталья с уважением посмотрела на дедовы руки в коричневых, глиняного цвета, старческих веснушках.
  2. Мне вспоминался Новгород моего детства, глиняные свистульки, которыми торговали на базарах.

 78.        В каком предложении вмести слова гуманный нужно употребить слово гуманитарный?

  1. Оба брата были чрезвычайно обходительными с людьми, и вообще очень гуманными и добрыми.
  2. Мне кажется, что и у вас, судя по всему, больше склонности не к точным наукам, а к гуманным.
  3. В студии этого великого мастера царили искренность и гуманная, тончайшая правда человеческих переживаний.
  4. Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко гуманных, мудрых, истинно прекрасных.



Предварительный просмотр:

Минимум 3

        Однако пр..дпр..ятие ок..залось не из ле..ких. В пр..открытое окно он пр..ник бе..пр..пятстве(н,нн)о но на этом цепь пр..ятных сюрпризов пр..рвалась. Под окном пр..стор..лась на н..члег кош..ч..ка и его уг..раздило пр..з..млит..ся на ее хвост. Хвост для кошки пр..дмет пр..др..г..це(н,нн)..йший! Она вц..пилась в ногу пр..ступника и оба они пр..мер..ко взвыли и ра..будили пр..слугу. Все в дом.. пр..шло в движение и брос..лось на роз..ски в..новника прои..ше..ствия. Пр..вратник включил над под..ездом пр..жектор и в пр..усад..бном парк..е стало светло. Пр..ст..релая эк..номка пошла бр..дить по дому с пр..подн..тым над г..л..вой св..тильником и ноч..ному гостю пр..шлось м..тнут..ся на шкаф. Шкаф ок..зался печью и ее явно ра..тапл..вали с вечера и сильно п..р..усер..ствовали. Пр..дстав..те себя на мест.. нашего г..роя и вам (не)захоч..т..ся т..ких пр..ключений. Пр..сл..ня..ш..ся к стене и вдруг с..знание затуман..вает..ся от боли! С п..ртрета на стене (на)прот..в пр..пакос..но подмиг..вает пр..щур..(н,нн)ым) глазом пр..з..дент страны. А в к..р..доре уже слышны пр..бл..жающ..еся шаги и нельзя спрятат..ся в другле место. Пр..жмись к г..ряч..м-пр..г..ряч..м к..рп..чам и пр..г..тов..ся т..рпеть!



Предварительный просмотр:

Минимум 4

        Пр..дет..ся ждать пока пр..йдет эк..номка. Она пр..бл..жает..ся и тень ее пр..зем..стой ф..гуры в с..тиновом с..р..фане пр..чудл..во ра..плывает..ся ра..два..вает..ся и ра..тра..вает..ся  на д..рических к..ло(н,нн)ах как(будто) комн..та нап..лняет..ся г..ган..ск..ми пр..в..дениями. Но тот кто пр..жался к ра..к..ле(н,нн)ым к..рп..чам (не)пр..дра..п..ложен к пр..дра(с,сс)удкам. Когда пр..во(з,с)м..гаеш.. дикую боль уже (не)думаеш.. о другой опас..н..сти... Когда же пр..рвет..ся эта пытка? Кажет..ся что жен..щина идет пр..днамер..(н,нн)о медл..(н,нн)о. Что за пр..вратност.. судьбы! Пр..од..леть столько пр..пятствий иметь все пр..имущ..ства пр..нять все меры пр..д..ст..рожности пр..дусм..треть все в..рианты но (не)пр..тв..рить свой план в жизнь потому что наткнулся на пр..м..тивную кошку которой вздумалось пр..леч.. под окном! Как тут (не)ра(с,сс)троит..ся? Он с с..рказмом ут..шает себя тем что пр..гр..вание лучшее сре..ство от р..д..кулита хотя на всякий случай щупает в к..рмане н..ган.

        Но вот ст..руха и..ч..зает и можно бе..шумно ск..льзнуть в спальню где пр..дп..л..жительно н..ход..т..ся нужная вещ.. и пр..нят..ся за поиски.

        Он сунул гол..ву в пр..открытую дверцу шкафа и ему пок..залось что по каждому его в..ску пр..ч..ртили по пять д..рож..к ра..к..ле(н,нн)ыми иглами. Опять эта пр..дурк..ватая кошка! Только бы не нач..лась опять кошач..я р..псодия!

        Как б..ет..ся сер..це! Он выпр..мляет..ся и чтобы унять его пр..ост..навл..вает дыхание. И все же хотя пр..ключение и зат..нулось он (не)т..ряет пр..сутствия духа и если вер..ть пр..дчу..ствию то ему (не)пр..ме(н,нн)о пов..зет!



Предварительный просмотр:

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Фосфор — незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, и всех других организмов, и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений. (2)Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. (3)Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям (достаётся животным, человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень малом количестве; (....) имеющиеся на Земле запасы фосфатов — это фактически невозобновляемые ресурсы.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Растущее население Земли можно обеспечить продовольствием только в том случае, если в сельском хозяйстве будут применяться фосфорные удобрения.

2) Запасы  пород, богатых фосфатами, возобновить невозможно, потому что круговорот фосфора в природе весьма незначителен.

3) Высокие урожаи сельскохозяйственных культур невозможны без применения фосфорных удобрений.

4) И растительный, и животный мир не могут обходиться без фосфора, который добывают из горных пород, богатых фосфатами.

5) Круговорот фосфора — незаменимого элемента для всего живого на Земле — в природе весьма незначителен, поэтому запасы  пород, богатых фосфатами, возобновить невозможно.

Ответ: ___________________________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

именно            

например                    

таким образом                

оттого что

зато

Ответ: ___________________________

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова КУЛЬТУРА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

КУЛЬТУРА, -ы, ж.

1) Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История к. К. древних греков.

2) Образование, умственное и нравственное. Человек высокой к.

3) Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда.

4) Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические к. К. органической ткани.

5) Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. речи.

Ответ: ___________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

знАчимость              

врУчим                

опОшлить                        

позвонИт

фОрзац

Ответ: ___________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Поторопитесь приобрести АБОНЕМЕНТЫ Московской филармонии на новый концертный сезон, чтобы насладиться встречами с талантливыми российскими и зарубежными артистами.

После бури на море установилось СРАВНИМОЕ затишье.

Настя НАДЕЛА бальное платье и, напевая мелодию вальса, легко закружилась перед зеркалами, представляя себя героиней любимого балета, виденного ею в театре.

Перед усталыми путниками по-прежнему расстилалась НЕОГЛЯДНАЯ даль.

Чтобы побеждать в СЛОВЕСНЫХ баталиях, нужно прекрасно владеть родным языком и иметь острый ум.

Ответ: ___________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку в образовании формы слова и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками

спелых АБРИКОСОВ

пусть ПОПРОБОВАЕТ

ЖЁСТЧЕ дерева

ПОЕЗЖАЙТЕ в город

Ответ: ___________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

1) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога

Б) Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

2) стилистически неоправданное согласования сказуемого с подлежащим.

В) ЦРУ сделал официальное заявление о непричастности к этой акции своих сотрудников

3) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Г) Чехов шутил, что «моя голова совсем отбилась от рук и отказывается от сочинительства»

4) ошибка при употреблении однородных членов

Д) Кроме рисования я ещё пою.

5) ошибка в употреблении прямой речи

6) ошибка, связанная с построением  причастного оборота.

7) бедность и однообразие синтаксических конструкций

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

игн..рировать

сем..нар

прил..жение

ц..нтральный

р…внина

Ответ: ___________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

в..помнить, неи..бежность

с..причастность, пр..контролировать

пр..тормозить, пр..вышение (скорости)

бе..перспективный, бе…нравственный

не…держанный, бе…жалостный

Ответ: ___________________________

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

расклан..ться    

глянц..вый  

выращ..вать

милост…вый

доверч…вый

Ответ: ___________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

напил..шь

закле..вший

свер..шь

загон..шь

предъявля..шь

Ответ: ___________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)широкой, а узкой речки.

Оседает пыль, и взору открываются вовсе (не)высокие пирамидальные тополя.

Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.

Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

Путники шли без привала  весь день, (не)чувствуя усталости.

Ответ: ___________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных  слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд многое решал.

Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

(В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих веков из леса (В)ВИДЕ брёвен вывозятся лишь стволы деревьев, а пни остаются в земле.

Ответ: ___________________________

14. Укажите  цифры, на месте которых пишутся две буквы Н.

Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запеч(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.

Ответ: ___________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Савинов зажёг несколько свечей  и теперь можно было рассмотреть обстановку гостиной.

2) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

3) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

4) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

5) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

Ответ: ___________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза свои в траву...

Ответ: ___________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

Ответ: ___________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (или цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые (или запятая).

Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится подразделение стран (3) на развитые и развивающиеся.

Ответ: ___________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбаками (4) трудности и опасности морского промысла.

Ответ: ___________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Одно желание было у Бориса: скорей уйти из этого разбитого хутора подальше и увести с собою остатки взвода.

(2)Но не всё ещё перевидел он сегодня.

(3)Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: чёрное, костлявое, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно шёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали что-то и грелись.

— (6)Греетесь, живодёры! — глухо произнёс солдат и начал срывать через голову ремень автомата. (7)Сбил шапку на снег, автомат запутался в башлыке маскхалата, он рванул его, расцарапав пряжкой ухо.

— (8)Я вас нагрею! (9)Сейчас, сейчас... — (10)Солдат срывающимися пальцами поднимал затвор автомата.

(11)Борис кинулся к нему и не успел. (12)Брызнули пули по снегу, один простреленный немец забился у костра, а другой рухнул в огонь. (13)Вспугнутым вороньём загорготали пленные, бросаясь врассыпную. (14)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его самой землёю, скаля зубы, что-то дико орал и слепо жарил  куда попало очередями.

— (15)Ложись! — (16)Борис упал на одного из пленных, вдавил его в снег. (17)Патроны в диске кончились. (18)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (19)Пленные бежали из дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (20)Борис вырвал из рук солдата автомат, схватился с ним, оба упали. (21)Солдат шарил по поясу, искал гранату - не нашёл, разодрал маскхалат на груди.

— (22)Маришку сожгли-и-и! (23)Селян всех... (24)Всех загнали в церковь. (25)Всех сожгли-и-и! (26)Мамку! (27)Крёстную! (28)Всех!.. (29)Всю деревню... (30)Я их тыщу... (31)Тыщу кончу! (32)Резать буду, грызть!..

— (33)Тихо, друг, тихо! — (34)Солдат перестал биться, сел на снегу, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными. (35)Он разжал кулаки, так сильно стиснутые, что от ногтей остались красные вмятины на ладонях, облизал искусанные губы, схватился за голову, уткнулся лицом  в снег и зашёлся в беззвучном плаче.

(36)А в ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.

(37)И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки. (38)Старший сержант с наискось перевязанным лицом и наплывающими под глаза синяками послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

— (39)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (40)Поморозился весь! (41)Кто кормить-то будет семью твою? (42)Фюрер? (43)Фюреры, они накормят!..

(44)А бойца в маскхалате увели. (45)Брёл он, спотыкаясь, вниз опустив голову, и всё так же затяжно, беззвучно плакал.

(46)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструмент. (47)Легко раненный немец, должно быть, из военных медиков, услужливо и сноровисто начал обихаживать раненых.

(48)Врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому: «(49)Не ори! (50)Не дергайся! (51)Ладом сиди! (52)Кому я сказал, ладом!»

(53)И раненые, хоть наши, хоть чужие, понимали его, слушались, замирали, сносили боль, закусывая губы.

(54)Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую портянку, висевшую у припечка, делал козью ножку из легкого табака. (55)Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, клочков одежды, осколков и пуль. (56)В корыте смешалась и загустела кровь разных людей.                                                                                               (По В. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — российский писатель. Герой Социалистического Труда (1989), лауреат двух Государственных премий СССР.

20.  Какие высказывания не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Врач перевязывал только своих, русских, а немцев приказал увести в сарай.

2) Солдат, стрелявший в пленных немцев, потерял всех родных и близких.

3) Раненый старший сержант сочувствовал пожилому немцу с обмороженными руками.

4) Борис одобрял действия солдата в маскхалате по отношению к немцам.

5) Борис стремился спасти пленных немцев от гибели.

Ответ: ___________________________

21.  Какие из перечисленных утверждений является ошибочным? Укажите номера ответов.

1) В предложении 4 представлено описание.

2) Предложения 6-7 содержат рассуждение.

3) В предложениях 11-13 содержится рассуждение.

4) Предложения 22-29 объясняют содержание предложений 30-32.

5) Предложения 54-56 содержат описание и рассуждение.

Ответ: ___________________________

22.  Из предложения 48 выпишите  антонимы.

Ответ: ___________________________

23. Среди предложений 15-21 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью форм слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24.   «Автор объективно описывает события жестокого военного времени, но его отношение к происходящему просматривается в использовании выразительных языковых средств. Писатель использует троп — (А)________ («будто из чугуна отлито» в предложении 4, «вспугнутым вороньём» в предложении 13). Передать состояние солдата, потерявшего всех родных и близких, помогают синтаксические средства: (Б)_______(предложения 26—30), (В)_______ (в предложениях 14, 35, 45), а также лексическое средство — (Г)________ («живодёры» в предложении 6), которое персонаж использует для характеристики немцев».

Список терминов:

1) эпитет                    

4) диалектизм              

7) неполные предложения                

2) фразеологизм              

5) противопоставление              

8) ряды однородных членов                        

3) сравнение                  

6) эмоционально окрашенное слово

9) литота

Ответ:

А

Б

В

Г

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а  также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание Н-НН Трудные случаи

Слайд 2

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ кож АН ый серебр ЯН ый овс ЯН ый глин ЯН ый песч АН ый Исключения: клюкв ЕНН ый, тыкв ЕНН ый, солом ЕНН ый, огн ЕНН ый -АН, -ЯН (обозначающие, из чего сделано...)

Слайд 3

РАЗЛИЧАЕМ ПО СМЫСЛУ 1. Прямое. Смазанный, пропитанный маслом; запачканный маслом (масленый блин; масленые руки). 2. Переносное. Как бы подернутый маслом ; чувственный, сластолюбивый (о взгляде, глазах). 3. Переносное. Льстивый, заискивающий (масленый голос; масленая улыбка). маслЯной маслЕный 1. Состоящий из масла; относящийся к маслу (масляное пятно; масляный чад). 2. Работающий на масле, с помощью масла; предназначенный для масла (масляный насос; масляная лампа; масляный бак). 3. Исполненный красками, растертыми на масле (масляная живопись). 4. Содержащий масло (масляные лаки).

Слайд 4

ЗАПОМНИТЬ Именные прилагательные с непроизводной основой ЮНЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ СИНИЙ КРАСНЫЙ РУМЯНЫЙ РДЯНЫЙ РЬЯНЫЙ ПЬЯНЫЙ ПРЯНЫЙ СВИНОЙ ЕДИНЫЙ БУЛАНЫЙ Внимание! Слова ФАЗАНИЙ, САЗАНИЙ образованы с помощью суффикса -ИЙ

Слайд 5

ЗАПОМНИТЬ Именные прилагательные с двумя суффиксами овца – овч ин а – овч ИН Н ый быль – был ин а – был ИН Н ый старый – стар ин а – стар ИН Н ый глубь – глуб ин а – глуб ИН Н ый холст – холст ин а – холст ИН Н ый целый – цел ин а – цел ИН Н ый пустой – пуст ын я – пуст ЫН Н ый

Слайд 6

ВНИМАНИЕ От существительных на -МЯ: врем ЕН Н ый сем ЕН Н ой плем ЕН Н ой им ЕН Н ой РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ Время – врем ЕН и Семя – сем ЕН и Темя – тем ЕН и Племя – плем ЕН и Вымя – вым ЕН и Знамя – знам ЕН и Бремя – брем ЕН и Стремя – стрем ЕН и Пламя – плам ЕН и Имя - им ЕН и

Слайд 7

ВНИМАНИЕ От двувидовых глаголов: Всегда НН : казнённый, рождённый, помолвленный , обещанный. Все остальные двувидовые глаголы считать глаголами несов.в.

Слайд 8

ВНИМАНИЕ От двувидовых глаголов: ране Н ый боец ИЗ ране НН ый ране НН ый в бою Все остальные двувидовые глаголы считать глаголами несов.в.

Слайд 9

ЗАПОМНИТЬ бросить лишить решить купить пленить дать явить кончить обидеть пустить Бесприставочные глаголы совершенного вида – броше НН ый – лишё НН ый – решё НН ый – купле НН ый – пленё НН ый – да НН ый – явле НН ый – конче НН ый – обиже НН ый – пуще НН ый всегда НН

Слайд 10

ЗАПОМНИТЬ Н смышлёный бешеный студёный морёный мудрёный ядрёный воронёный названый брат посажёный отец прощёное воскресенье конченый человек незваный гость приданое – субстантивированное прилагательное

Слайд 11

ЗАПОМНИТЬ НН Странный , отчаянный , ( не ) виданный , (не)виденный, ( не ) слыханный , (не)слышанный, нечаянный , негаданный , ( не ) жданный , неожиданный , недреманное око, желанный, жеманный, священный , ненадёванный, благоуханный, деланный, читанный, считанный, боронённый, чеканный, чванный, штукатуренный, окаянный, медленный .

Слайд 12

ВНИМАНИЕ Сложные прилагательные СОХРАНЯЮТ количество Н . златотка Н ый , гладкокраше Н ый, свежемороже Н ый Искл.: перочинный, доморощенный, прилаг. на -ва´ренный, -куренный, -гонный.

Слайд 13

ВНИМАНИЕ Наречия меры и степени (абсолютно, очень и т.д.) НЕ ДАЮТ двух букв Н. абсолютно некраше Н ый совершенно нестриже Н ый

Слайд 14

СОЧЕТАНИЯ С УСИЛИТЕЛЬНЫМИ ПОВТОРАМИ Во второй части столько же Н, сколько и в первой. стира Н ый-перестира Н Ый, глаже Н ый-переглаже Н ый, решё НН ый-перерешё НН ый много раз



Предварительный просмотр:

  1. были(н,нн)ый рассказ
  2. обиж..(н,нн)ый человек
  3. Бабушка взволнова(н,нн)а.
  4. медле(н,нн)ое течение
  5. стари(н,нн)ая рукопись
  6. гости(н,нн)ая комната
  7. туш..(н,нн)ый в сметане
  8. Море взволнова(н,нн)о.
  9. смышле(н,нн)ый малыш
  10. овчи(н,нн)ый тулуп
  11. Дети серьезны и сосредоточе(н,нн)ы.
  12. стекля(н,нн)ая ваза
  13. рисова(н,нн)ый мультфильм
  14. брош..(н,нн)ый щенок
  15. кова(н,нн)ая решетка
  16. говорил взволнова(н,нн)о
  17. неожида(н,нн)ый успех
  18. линова(н,нн)ая бумага
  19. Территория огранич..(н,нн)а.
  20. работал сосредоточ..(н,нн)о
  21. любимая воспита(н,нн)ица
  22. серебр..(н,нн)ый портсигар
  23. неча..(н,нн)ая радость
  24. кова(н,нн)ый мастером
  25. стрел..(н,нн)ая дичь
  26. услыш..(н,нн)ый разговор
  27. лома(н,нн)ая линия
  28. неписа(н,нн)ый закон
  29. жар..(н,нн)ый на масле
  30. вороне(н,нн)ые часы
  31. известный труж..(н,нн)ик
  32. Войско сосредоточ..(н,нн)о в деревне.
  33. слюд..(н,нн)ая фабрика
  34. клюкв..(н,нн)ый морс
  35. смотрел восторж..(н,нн)о
  36. Комиссия образова(н,нн)а.
  37. верный сторо(н,нн)ик
  38. балова(н,нн)ый ребенок
  39. хитрый моше(н,нн)ик
  40. обмен..(н,нн)ый на сапоги
  41. чита(н,нн)ый-перечита(н,нн)ый роман
  42. горящий торфя(н,нн)ик
  43. петуши(н,нн)ые бои
  44. масл..(н,нн)ый блин
  45. тка(н,нн)ый вручную
  46. знаменитый совреме(н,нн)ик
  47. говорить пута(н,нн)о
  48. сокрове(н,нн)ый смысл
  49. полотня(н,нн)ый сарафан
  50. малохож..(н,нн)ые тропы
  51. Ответы тума(н,нн)ы и пута(н,нн)ы.
  52. купл..(н,нн)ые копч..(н,нн)ости
  53. лакирова(н,нн)ая поверхность
  54. ветр..(н,нн)ый день
  55. дела(н,нн)ый смех
  56. бадминто(н,нн)ые соревнования
  57. кожа(н,нн)ый пиджак
  58. дарова(н,нн)ая воля
  59. смоле(н,нн)ая бочка
  60. иллюстрирова(н,нн)ый журнал
  61. ветр..(н,нн)ая мельница
  62. графле(н,нн)ый карандашом
  63. малоезж..(н,нн)ая дорога
  64. перестрел..(н,нн)ые волки
  65. устел..(н,нн)ый листьями
  66. воспита(н,нн)а бабушкой
  67. увлеч..(н,нн)ый делом
  68. зачит..(н,нн)ый песе(н,нн)ик
  69. искре(н,нн)и интерес
  70. морож..(н,нн)ый во льду
  71. прошлгодняя задолж..(н,нн)ость
  72. Женщина бесцеремо(н,нн)а.
  73. глуш..(н,нн)ый динамитом
  74. безветр..(н,нн)ый день
  75. Даль тума(н,нн)а.
  76. оловя(н,нн)ые пуговицы
  77. веселая масл..(н,нн)ица
  78. непрош..(н,нн)ый гость
  79. вывал..(н,нн)ый в грязи
  80. неча..(н,нн)ая обида
  81. консервирова(н,нн)ые фрукты
  82. тоскливая бессо(н,нн)ица
  83. строгий тамож..(н,нн)ик
  84. ошеломле(н,нн)ый натиском
  85. студе(н,нн)ый ключ
  86. недавно переименова(н,нн)ый
  87. златотка(н,нн)ый покров
  88. кле..(н,нн)ый стариком
  89. ве..(н,нн)ое зерно
  90. говорил огорч..(н,нн)о
  91. гране(н,нн)ый стакан
  92. чи(н,нн)ый шаг
  93. Девочка огорч..(н,нн)а.
  94. смороди(н,нн)ый куст
  95. театрализова(н,нн)ое представление
  96. песча(н,нн)ый берег
  97. гране(н,нн)ый особым способом
  98. купле(н,нн)ый цветок
  99. сол..(н,нн)ая кислота

100.ю(н,нн)ый пианист

  1. стренож..(н,нн)ый конь
  2. пря(н,нн)ый аромат
  3. бара(н,нн)ий загон
  4. суж..(н,нн)ый из снов
  5. суж..(н,нн)ый канал
  6. меблирова(н,нн)ые комнаты
  7. штопа(н,нн)ый-перештопа(н,нн)ый носок
  8. ячме(н,нн)ый кофе
  9. стра(н,нн)ая пута(н,нн)ица
  10. сильный дружи(н,нн)ик
  11. посеребре(н,нн)ое кольцо
  12. кипяч..(н,нн)ое молоко
  13. жела(н,нн)ый гость
  14. нереш..(н,нн)ый вопрос
  15. посмотреть озадач..(н,нн)о
  16. Правительство озадач..(н,нн)о.
  17. шлифова(н,нн)ый камень
  18. льн..(н,нн)ая скатерть
  19. двоюродный племя(н,нн)ик
  20. смоле(н,нн)ая бочка
  21. строптивый подчине(н,нн)ый
  22. плете(н,нн)ый из прутьев
  23. глуш..(н,нн)ая рыба
  24. выдвор..(н,нн)ый из страны
  25. смол..(н,нн)ой запах
  26. муч..(н,нн)ик науки
  27. Экскурсия оплач..(н,нн)а.
  28. жасми(н,нн)ый куст
  29. бракова(н,нн)ый товар
  30. найд..(н,нн)ый подл..(н,нн)ик
  31. румя(н,нн)ый бутуз
  32. деревя(н,нн)ый храм
  33. известный трезв..(н,нн)ик
  34. рыхле(н,нн)ая земля
  35. ути(н,нн)ая охота
  36. маши(н,нн)ый зал
  37. крещ..(н,нн)ый в церкви
  38. опубликова(н,нн)ые да(н,нн)ые
  39. узна(н,нн)ый в толпе
  40. изме(н,нн)ик родине
  41. краш..(н,нн)ая шерсть
  42. варе(н,нн)ый со специями
  43. были(н,нн)ый напев
  44. искусстве(н,нн)ый свет
  45. перепели(н,нн)ые яйца
  46. станцио(н,нн)ый смотритель
  47. недюжи(н,нн)ые способности
  48. льви(н,нн)ый зев
  49. безуста(н,нн)ый труд
  50. щипа(н,нн)ый гусь

  1. точ..(н,нн)ая фигурка
  2. гаш..(н,нн)ая известь
  3. сорва(н,нн)ый спектакль
  4. назва(н,нн)ый брат
  5. отча..(н,нн)ый крик
  6. Студенты невнимательны и рассе..(н,нн)ы.
  7. гримирова(н,нн)ый актер
  8. иностра(н,нн)ая делегация
  9. пожилой свяще(н,нн)ик
  10. меч..(н,нн)ый особым клеймом
  11. зеле(н,нн)ая лавка
  12. ране(н,нн)ый солдат
  13. Войска рассе..(н,нн)ы противником.
  14. маринова(н,нн)ые овощи
  15. соловьи(н,нн)ые трели
  16. обыкнове(н,нн)ое чудо
  17. отвечал рассе..(н,нн)о
  18. реквизирова(н,нн)ые товары
  19. казе(н,нн)ая надобность
  20. беспричи(н,нн)ая ссора
  21. приготовить прида(н,нн)ое
  22. суш..(н,нн)ые в печке
  23. печ..(н,нн)ый картофель
  24. миллио(н,нн)ый посетитель
  25. затер..(н,нн)ый мир
  26. Средства изыска(н,нн)ы.
  27. выжж..(н,нн)о солнцем
  28. иско(н,нн)ая Русь
  29. багря(н,нн)ый закат
  30. внимательный охра(н,нн)ик
  31. правле(н,нн)ый редактором
  32. инспекцио(н,нн)ая поездка
  33. тетереви(н,нн)ый ток
  34. неухож..(н,нн)ый сад
  35. невида(н,нн)ая красота
  36. успоко..(н,нн)ая обществе(н,нн)ость
  37. бесчисле(н,нн)ые промахи
  38. немудре(н,нн)ые сувениры
  39. Манеры изыска(н,нн)ы.
  40. нефтеперего(н,нн)ый завод
  41. несчастная бесприда(н,нн)ица
  42. батальо(н,нн)ый комиссар
  43. сделать изыска(н,нн)о
  44. шерст..(н,нн)ой костюм
  45. вяза(н,нн)ый тетушкой
  46. дружестве(н,нн)ые отношения
  47. пчели(н,нн)ый яд
  48. давно не нош..(н.нн)ый
  49. рубле(н,нн)ая из сосен

     100.нечита(н,нн)ый рассказ



Предварительный просмотр:

«Не» со всеми частями речи

  1. (не)веселый взгляд
  2. (не)суразица и (не)лепость
  3. (не)сосчитал (не)сколько ящиков
  4. (не)решивший (н..)одной задачи
  5. письмо (не)прочитано
  6. (не)занятый человек
  7. н..(у)кого (н..)чего (н..)спросить
  8. н..(в)ком (н..)быть уверенным
  9. н..(от)куда ждать писем
  10. (не)веселый и (не)грустный
  11. (не)выключенный вовремя
  12. приятный но (не)веселый
  13. (не)закончивший работу к пяти часам
  14. (не)выполнив заказ
  15. выполнять (не)всегда
  16. альбом с (не)наклеенными фотографиями
  17. далеко (не)грустный вид
  18. (не)близкий а далекий путь
  19. книга (не)прочитана
  20. (не)здоровый вид
  21. (не)здоровится и (не)можется
  22. весьма (не)дачный пример
  23. (не)истовство бури
  24. н..(для)кого (не)секретные сведения
  25. почти (не)серьезное отношение
  26. абсолютно (не)интересная книга
  27. (н..)кем (не)увиденный человек
  28. (не)переведенный текст
  29. игрушки (не)положенные на место
  30. (не)довыполнить план
  31. разговаривать (не)по(прежнему)
  32. (не)громко подсказать вовсе (не)верное решение
  33. (н..)кем (не)превзойденный результат
  34. диктант (не)проверенный к сроку
  35. (н..)сколько (не)умный взгляд
  36. (не)ожиданное происшествие
  37. по (не)предвиденным причинам
  38. смотреть (не)весело
  39. (не)дополученный вчера товар
  40. чуть (не)допрыгнул до метки
  41. (не)вкусный но дорогой обед
  42. борщ (не)сварен
  43. (н..)что (не)понятное брату
  44. цветок (не)полит
  45. (н..)привыкнуть (не)смотря на желание
  46. крикнул (не)смотря на меня
  47. прийти (не)сразу
  48. (не)раскрытое преступление
  49. (не)здоровый блеск в глазах
  50. (не)линованный а белый лист

«Не» со всеми частями речи

  1. (не)обязательный человек
  2. мне было (не)вдомек
  3. (не)понимающий самого простого
  4. это (не)доказано
  5. (не)мытые руки
  6. (н..)кто (н..)чего (н..)заметил
  7. (н..)надеяться н..(на)что и н..(на)кого
  8. н..(за)чем идти за (не)учем
  9. (не)близко но и (не)далеко
  10. (не)прочитанная до конца книга
  11. красивый но (не)аккуратный
  12. (не)пришедший вовремя человек
  13. (не)заметив ошибки
  14. (не)использованный ею шанс
  15. отнюдь (не)заботливые ученики
  16. (не)старый а молодой актер
  17. поле (не)вспахано
  18. (не)улыбчивый человек
  19. (не)виданное и (не)слыханное заявление
  20. (не)годование (не)благодарного человека
  21. вовсе (не)значительная встреча
  22. очень (не)большое поле
  23. (не)досчитаться нужных вещей
  24. еще (не)просмотренный фильм
  25. (н..)кем (н..)опрошенный человек
  26. девушки (не)попавшие на концерт
  27. (не)досыпать в течение целой недели
  28. врать (не)по(товарищески)
  29. (не)правильно пел (не)громкую песню
  30. (не)законченная картина художника
  31. (н..)сколько (н..)решенных задач
  32. (н..)чуть (н..)добрый человек
  33. (не)здоровится и (не)ймется
  34. рис в (не)больших пирожках (не)доварен
  35. (не)дожатые поля
  36. чуть-чуть (не)добежал до финиша
  37. (не)дорогая но удобная мебель
  38. (не)кто (не)угодный царю
  39. статья (не)закончена
  40. (не)отдохнуть (не)смотря на каникулы
  41. говорить (не)смотря в лицо собеседнику
  42. выполнить задание (не)точно
  43. выполнив работу (не)точь-в-точь
  44. (не)расширяющаяся а сужающаяся тропинка
  45. (не)устроенный быт
  46. (н..)пригласив (н..)кого из знакомых
  47. (не)брежное выполнение (не)простой работы
  48. (не)пришедшие к единому мнению
  49. (не)тронутый снег
  50. (не)высокая башня


Предварительный просмотр:

НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

Слитно

Раздельно

  1. С сущ., прил. (в полн. и кр. форме), нареч. на -о, -е
  • если без «НЕ» не употребляется
  • если можно заменить синонимом без «НЕ» или близким по значению выражением
  1. С сущ., прил. (в полн. и кр. форме), нареч. на -о, -е
  • если есть или подразумевается противопоставление
  • если есть частицы ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, ДАЛЕКО НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ и любое отрицательное местоимение
  • наречия не на -о, -е
  • притяжательные и относительные прилагательные
  • с некоторыми прилаг. в роли сказуемых: не рад, не готов и т.д.
  1. Отрицательные и неопределённые местоимения и наречия
  • если не вклинивается предлог (некем)
  • в мест.-наречиях

незачем, неоткуда, ниоткуда

  1. Отрицательные и неопределённые местоимения и наречия
  • если вклинивается предлог (не с кем)
  1. Глаголы и деепричастия
  • если без «НЕ» не употребляются
  • если приставка «НЕДО» имеет значение «нехватка в нужном количестве»
  1. Глаголы и деепричастия
  • всегда раздельно

5. Отглагольные прилагательные и причастия

  • полные, без противопоставления и зависимых слов, т.е. когда нет условий для раздельного написания

5. Причастия

  • краткие
  • есть зависимое слово (причастный оборот)
  • есть противопоставление с союзом «А»



Предварительный просмотр:

Существительные

Прилагательные

наречия

Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

неглиже

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

неслух

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неумеха

неустойка

нехватка

нечисть

нечистоты

неясыть (трава)

небылица

неваляшка

невзгода

невидаль

невидимка

невольник

негодяй

недотрога

недуг

незабудка

неполадки

непоседа

несмышлёныш

неудачник

нехристь

неистовый

неказистый

нелепый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

небрежный

невзрачный

невозвратимый

невредимый

неизбежный

неизменный

необходимый

непобедимый

непрестанный

неразлучный

несказанный

нескончаемый

несмолкаемый

несомненный

несравненный

несчастный

нестерпимый

непоколебимый

непререкаемый

неукротимый

небрежно

нелепо

необходимо

несомненно

невмоготу

невмочь

невтерпёж

невдомёк

невзначай

невпроворот

нельзя

ненароком

неужто

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

недомогать

несдобровать

неможется

нейдёт



Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ НЕ и НИ

НЕ

НИ

На уровне слова

не один (много)

не раз (много)

немало (много)

ни один (никто)

ни разу (никогда)

нимало (нисколько)

На уровне словосочетания

Двойное отрицание – не гл. не гл.

Не мог не понять (Ср.: Обязательно поймёт.)

Усиление отрицания – не гл. ни сущ. (мест.)

На небе нет ни облачка.

На небе ни облачка.

Ни с кем не встретился

Не что иное, как

Не кто иной, как

  • есть как
  • сочетание не является членом предложения
  • возможна замена сочетания частицами только, именно

Ничто иное не

Никто иной не

  • есть не
  • сочетание является членом предложения
  • замена невозможна
  • нет союза как

Фразеологизмы

Ни рыба ни мясо

Ни дать ни взять

Ни свет ни заря

Ни днем ни ночью

Устойчивые выражения

Во что бы то ни стало

Как бы то ни было

Откуда ни возьмись

На уровне предложения

Союз

Не только …, но и …

Не то …, не то … 

Союз

Ни …, ни …

Утверждение в риторических вопросах и восклицаниях

Какой русский не любит быстрой езды!

Утверждение

Сколько он ни делал, а понять ничего не мог

В СПП - отрицание

Кто не пройдет тестирование, к экзаменам допущен не будет.

В СПП - утверждение

Кто ни пройдет, всяк поклонится.

В СПП с придаточными времени и союзами «пока», «покамест» и частицей «не»

Куй железо, пока не остыло.

Работай, покамест не позовут.



Предварительный просмотр:

(1) Технология — это совокупность знаний и процедур, которые человек использует для улучшения своей жизни и обеспечения поступательного движения общества вперёд, развития. (2)Ещё с доисторических времен человек старался преобразовывать окружавшие его природные материалы и вещества и делать из них необходимые для создания материальных благ предметы, которые называются инструментами, а методы их использования — технологией. (3) <…>, технология — это очень широкое понятие, которое объединяет знания о том, как и из чего делаются инструменты, о том, для чего эти инструменты нужны, и о том, какая энергия применяется при их использовании.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Технология, обеспечивающая прогресс в разных сферах человеческой деятельности, — это совокупность знаний о материале для изготовления инструментов, методах их использования и энергии, при этом применяемой.

2) Человек с доисторических времён старался преобразовывать окружавшие его природные материалы и вещества, делая из них инструменты, чтобы использовать их в своей жизни.

3) Технология — очень широкое понятие, объединяющее многие представления, это совокупность знаний и процедур, которые использует человек.

4)  Стараясь преобразовать природные материалы, люди научились делать различные инструменты и использовать их для изготовления необходимых для жизни предметов.
5)  Для обеспечения прогресса в разных сферах деятельности люди накапливали знания о материале для изготовления инструментов, методах их использования и применяемой при этом энергии — создавали технологию.

2.  Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки этому

К сожалению
Таким образом

Во-первых
Наоборот

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАТЕРИАЛ, -а, м.

1)  Источник, сведения, служащие основой для чего-либо. Материал для наблюдений.
2)  Обычно мн. Собрание документов по какому-либо вопросу. Материалы следствия.

3)  Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо. Строительный материал.

4) Ткань, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной материал.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

намЕрение
надОлго
сОгнутый
позвОнит
бАнты

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Хороший стратег умеет спокойно ВЫЖИДАТЬ удобного момента, обладает замечательной ситуационной интуицией и всегда действует с учётом изменившихся условий.

Чтобы ПОПОЛНИТЬ недостаток фосфора в организме, необходимо регулярно употреблять в пищу рыбу.

Опытный персонал пансионата сделал всё возможное, чтобы отдыхающие чувствовали себя КОМФОРТНО.

Незадачливый путешественник, бросив ОПАСЛИВЫЙ взгляд на быстро темнеющее небо, направился к своей хижине, радуясь, что построил её под плотным навесом.

В следующем году ОТБОР игроков в команду юниоров будет осуществлять известный тренер, несколько лет назад завершивший карьеру футболиста блестящим матчем, в котором принёс своей команде три очка.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПЯТИСТА экземплярами

несколько ЯБЛОНЬ

НАИБОЛЕЕ УДАЧНО

ПОЕЗЖАЙ быстрее

ИХ победа

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) В сентябрьском номере журнала «Уюта» можно прочитать ряд статей о том, как дом сделать теплее, а проживание в нём — экономичнее.
Б) Всё вокруг: лес, поле, журчащий ручей — было красиво необыкновенно трогательной красотой, так много говорящие русскому сердцу.

B) Пиктограмма представляет собой рисунок, который непосредственно изображает не только вещи, а события и явления.
Г) Каждый из создателей этого фильма сказали на его премьере несколько слов о процессе съёмок.

Д) Сразу по приезду в Коломну боярин Всеволожский был схвачен и закован в железо.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
устр..миться

д..тальный
разл..жить

укр..щать
проск..чить

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
в..йти, зан..весить

на..колоть, о..брось

пр..шить, пр..умный

пр..милый, пр..крепил

и..пытать, ра..цвет

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. податл..вый

корч..вать
залеч..вать

подстра..ваться
уклонч..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. утрач..нный
оберега..мый

замаяч..шь

наклоня..шься

разруш..нный

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Когда наконец из-за низких туч выглянуло солнце, миллионы радужных переливающихся искр засияли на (не)тронутой ничьими следами белизне снега.

(Не)смотря на «домашний» характер, собрания в доме Олениных имели значительное влияние на состояние литературы и театра.

Товарищи, (не)увидев разожжённого костра, пожурили меня за беспечность.
Попытки заделать образовавшуюся в лодке течь (не)увенчались успехом.
В 1904 году никому (не)известный историк обнаружил в бумагах нотариуса, которые хранились в генуэзском архиве, один весьма любопытный факт.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В Японском море, (В)БЛИЗИ Курильских островов, часто встречается небольшая, но очень опасная медуза, которую местные жители КОГДА(ТО) назвали крестовичком за крестообразное расположение четырёх тёмных радиальных каналов.
Оперативная память — это рабочая область для процессора компьютера, в которой (ВО)ВРЕМЯ его работы хранятся программы и данные и которая является для них только временным хранилищем, ПОТОМУ(ЧТО) данные и программы в ней сохраняются только при включённом компьютере или до нажатия кнопки сброса.
Если придётся защищать свою страну, то ГДЕ(ТО) в глубине сердца мы будем знать, что защищаем и этот лесной задумчивый край, научивший нас видеть и понимать прекрасное, КАК(БЫ) невзрачно на вид оно ни было.
ЧТО(БЫ) ежедневно затрачивать меньше усилий, (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей истории человек старался механизировать свой повседневный труд, для чего использовал устройства и механизмы, которые поначалу были очень простыми, но постепенно усложнялись и достигли наконец сегодняшнего уровня технического совершенства.

В жаркий (ПОЛ)ДЕНЬ по узкой тропинке вдоль поля, густо засеянного золотистой рожью, к видневшейся (В)ДАЛИ деревеньке неторопливо шла, прикрываясь от солнца зонтиком, молодая женщина, одетая в белое кисейное платье.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Необъезже(1)ая лошадь всё норовила сбросить отчая(2)ого седока, а он, посылая зрителям воодушевле(3)ые поцелуи, бесстраш(4)о демонстрировал им приёмы цирковой езды.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) За спиной царя на холсте нет ни поля боя ни морского сражения ни дворцовых покоев с уходящими вдаль зеркалами.

2) Николай Струйский знал несколько иностранных языков и прекрасно разбирался в искусстве однако отличался некоторыми странностями характера.

3) Свои творения поэт записывал в тетрадь и читал на встречах в литературном салоне своим друзьям.

4) Прекрасны и милы в любое время года река цветы деревья дикий лес.
5) Солнце закатилось и без промедления вступила в свои права тёмная южная ночь.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пётр I (1) подбирая себе помощников (2) стремился выделить людей (3) имеющих разносторонние интересы и склонность к учению (4) готовых верой и правдой служить Отечеству.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Пловец (1) видимо (2) снова запутался в прибрежных водорослях. Но на этот раз (3) к счастью (4) всё обошлось благополучно.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сплошная трёхэтажная полоса жилых корпусов (1) на углах (2) которых (3) выстроены четыре небольшие церкви с золотыми куполами (4) окружает широкий двор Смольного монастыря.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Чтобы сэкономить электроэнергию (1) мы лишь изредка позволяли себе слушать концерты из Москвы (2) но (3) когда это случалось (4) мы ощущали нашу столицу совсем рядом с нами (5) потому что передача принималась абсолютно ясно и без помех.


Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

        (1)Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока ещё не попали.

        (2) Время было голодное. (3)По студенческим карточкам нам давали всего по четыреста граммов хлеба.

        (4) А между тем даже сливочное масло, окорок, яйца, сметана существовали в нашей комнате в общежитии — в тумбочке Мишки Елисеева, отец которого работал на складе и каждое воскресенье приходил к сыну и приносил свежую обильную еду.

        (5)На Мишкиной тумбочке висел замок. (6)Мы даже не подходили к ней: неприкосновенность чужого замка вырабатывалась у человека веками и была священна во все времена, исключая социальные катаклизмы — стихийные бунты или закономерные революции.

        (7)Как-то зимой у нас получилось два выходных дня, и я решил, что пойду к себе в деревню и принесу каравай чёрного хлеба. (8)Ребята меня отговаривали: далеко — сорок пять километров, на улице стужа и возможна метель. (9)Но я поставил себе задачу принести ребятам хлеб.

        (10)Утром, несмотря на разыгравшуюся метель, я добрался до родительского дома. (11)Переночевав и положив драгоценный каравай в заплечный мешок, я отправился обратно к своим друзьям в студёном, голодном общежитии.

        (12)Должно быть, я простудился, и теперь начиналась болезнь. (13)Меня охватила невероятная слабость, и, пройдя по стуже двадцать пять километров, я поднял руку проходящему грузовику.

        — (14)Спирт, табак, сало есть? — грозно спросил шофёр. — (15)Э, да что с тобой разговаривать!

        — (16)Дяденька, не уезжайте! (17)У меня хлеб есть.

        (18)Я достал из мешка большой, тяжёлый каравай в надежде, что шофёр отрежет часть и за это довезёт до Владимира. (19)Но весь каравай исчез в кабине грузовика. (20)Видимо, болезнь крепко захватила меня, если даже само исчезновение каравая, ради которого я перенёс такие муки, было мне уже безразлично.
        (21) Придя в общежитие, я разделся, залез в ледяное нутро постели и попросил друзей, чтобы они принесли кипятку.

        — (22)А кипяток-то с чем?.. (23)Ты из дома-то неужели совсем ничего не принёс?

        (24) Я рассказал им, как было дело.

        — (25)А не был ли похож тот шофёр на нашего Мишку Елисеева? — спросил Володька Пономарёв.

        — (26)Был, — удивился я, вспоминая круглую красную харю шофёра с маленькими серыми глазками. — (27)А ты как узнал?

        — (28)Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга!
        (29)Тут в комнате появился Мишка, и ребята, не выдержав, впервые обратились к нему с просьбой.

        — (30)Видишь, захворал человек. (31)Дал бы ему хоть чего-нибудь поесть.
        (32)Никто не ждал, что Мишку взорвёт таким образом: он вдруг начал орать, наступая то на одного, то на другого.

        — (33)Ишь, какие ловкие — в чужую суму-то глядеть! (34)Нет у меня ничего в тумбочке, можете проверить. (35)Разрешается.

        (36) При этом он успел метнуть хитрый взгляд на свой тяжёлый замок.
        (37) Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердоболие, вложенное матерью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с которой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принёс его, забота ребят, бесстыдная Мишкина ложь — всё это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча.

        (38) Клубы росли, расширялись, застилали глаза и вдруг ударили снизу в мозг тёмной волной.

        (39)Говорили мне потом, что я спокойно взял клюшку, которой мы крушили списанные тумбочки, чтобы сжечь их в печке и согреться, и двинулся к тумбочке с замком. (40)Я поднял клюшку и раз, и два, и вот уже обнажилось сокровенное нутро «амбара»: покатилась стеклянная банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, сверточки побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свёртками показался хлеб.

        — (41)Всё это съесть, а тумбочку сжечь в печке, — будто бы распорядился я, прежде чем лёг в постель. (42)Самому мне есть не хотелось, даже подташнивало. (43)Скоро я впал в забытьё, потому что болезнь вошла в полную силу.

        (44)Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал. (45)Его замок долго валялся около печки, как ненужный и бесполезный предмет. (46)Потом его унёс комендант общежития.

(По В. Солоухину)


Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997 гг.) — русский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы». В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века.


20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Студенты давно собирались сбить замок с Мишкиной тумбочки, чтобы конфисковать его продукты.

2) Рассказчик отправился домой, чтобы принести товарищам каравай хлеба.
3) Мишка сам захотел, чтобы ребята — соседи по комнате — проверили его тумбочку.
4) Мишкин отец доставал продукты, используя своё положение начальника склада.
5) Товарищи рассказчика, несмотря на голод, пытались уговорить его не ходить в деревню за хлебом.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 2 объясняет содержание предложения 3.

2) В предложениях 10-11 содержится повествование.

3) Предложения 37-38 включают описание состояния человека.

4) В предложениях 39-40 представлено рассуждение.

5) В предложениях 44-46 представлено описание.

22. Из предложения 40 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 32-38 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Стремясь объяснить причины поступка персонажа, автор достоверно передаёт его состояние, используя синтаксическое средство выразительности ___ (А) (в предложениях 37, 38) и троп ___ (Б) («как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча» в предложении 37, «тёмной волной» в предложении 38). ___ (В) («жадюги», «хапуги» в предложении 28) и троп ___ (Г) («бесстыдная Мишкина ложь» в предложении 37), использованные автором, обнаруживают отношение студентов к тем, кто, преследуя свою выгоду, способен совершить низкий поступок».

Список терминов:
1) анафора
2) сравнение
3) диалектизмы
4) фразеологизмы
5) парцелляция
6) эмоционально-оценочные слова
7) ряды однородных членов
8) литота
9) эпитет