Готовимся к ОГЭ

Гаврилова Татьяна Сергеевна

На этой странице выложены материалы и интерактивные тренинги для подготовки к ОГЭ в 9 классе.

На этом сайте выложены полезные теоретические материалы, а также упражнения, тесты и ответы к ним. Ссылка на полезный сайт: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam.htm

На этом сайте вы найдете тексты из сборника для подготовки к ОГЭ и примеры сочинений по ним: http://bacenko.ru/podgotovka-k-gia/sochineniya-oge...

На этом сайте вы сможете посмотреть примеры сочинений всех трех типов: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2015/01/2015.htm...

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Интерактивная презентация поможет тебе подготовиться к заданию на разные виды подчинительной связи.1.4 МБ
Office presentation icon Интерактивная презентация поможет тебе подготовиться к заданию на синонимию словосочетаний с разными видами подчинительной связи696 КБ
Office presentation icon Интерактивная презентация поможет тебе готовиться к заданию по лексике.93 КБ
Office presentation icon Интерактивная презентация поможет тебе готовиться к заданию по средствам выразительности..86.5 КБ
Office presentation icon С помощью этой презентации ты можешь готовиться к написанию сжатого изложения.353 КБ
Office presentation icon Этот трениг поможет тебе работать над формированием умения выделять главное в тексте.148.5 КБ
Office presentation icon С помощью этого тренинга ты можешь поработать над логикой текста.239.5 КБ
Office presentation icon Написание сочинения на лингвистическую тему - очень сложная задача. Эта презентация тебе поможет.561 КБ
Microsoft Office document icon Одна из моих коллег, Беспалова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ №3 г. Мыски Кемеровской обл., по114.5 КБ
Microsoft Office document icon Инструкция по написанию сочинения на лингвистическую тему. Следуй ей - и успех тебе гарантирован.33 КБ
Office presentation icon Я нашла интересную презентацию, чуть ее сократила, и получился, как мне кажется, очень полезный самоучитель.2.71 МБ
Office presentation icon А эта презентация поможет вам вспомнить роль лексических и грамматических единиц.1.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Учебный тренажёр и проверочный тест по теме ВИДЫ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ

Слайд 2

Уважаемые выпускники! При подготовке к Единому государственному экзамену важно усвоить главное: в тексте экзаменационной работы нет ничего, что бы выходило за пределы общеобразовательного минимума по русскому языку. Данный тренажер позволит вам повторить теоретический материал по теме «Виды связи в словосочетании». Первый уровень представляет собой тренажёр, с помощью которого вы можете вспомнить определённое правило из курса русского языка и усовершенствовать свои умения и навыки. Второй уровень – проверочный тест по данной теме, за который вы получите отметку. Надеюсь, что эти занятия помогут тебе успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку. Будьте уверены в своих силах! Желаю удачи! Перейти к тренажёру Перейти к тесту

Слайд 3

Инструкция по работе с учебным тренажёром Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный. 2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс». 3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус». 4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу. Желаем удачи!

Слайд 4

1. Вопрос: в каком словосочетании тип связи слов — согласование? вдруг уткнулся; последовательность цифр; с первой клеточки; фрагмент рецензии. - - + -

Слайд 5

2. Вопрос: в каком словосочетании тип связи слов — согласование? доверчивыми глазами; очередь к врачу; запишите ответ; сначала запишите. - - + -

Слайд 6

3. Вопрос: в каком словосочетании тип связи слов – управление? пушистую головку; включение в текст; свой ответ; пишите аккуратно. - - + -

Слайд 7

4. Вопрос: в каком словосочетании тип связи слов – управление? правильный ответ; далекая точка; особенно благоприятны; занимает положение. - - + -

Слайд 8

5. Вопрос: в каком словосочетании тип связи слов – примыкание? крупная планета; Солнечной системы; немного повыше; пищит птицей. - - + -

Слайд 9

6. Вопрос: в каком словосочетании тип связи слов – примыкание? такое превращение; говорит громко; приближается к кабинету; небольшого чина. - - + -

Слайд 10

7. Вопрос: в каком словосочетании тип связи слов – примыкание? пошла на пустырь; его работа; села на землю; в ботаническом саду. - - + -

Слайд 11

8. Вопрос: В каком ряду все словосочетания со связью управление? никогда не видела, непохожий на других, мне грустно; зовет меня, видел впервые, поцеловала его; склонилась к нему, поцеловала его, обошли пустырь; не доходя до пустыря, хорошо пахнет, любовались им. - - + -

Слайд 12

9. Вопрос: в каком ряду все словосочетания со связью согласование? сияющим светом, на другое лето, всю зиму; в минувшую осень, немного хуже, вдруг остановилась; тянется к ней, безмолвным голосом, еще прекраснее; зовет ее, своего благоухания, между тесными камнями . - - + -

Слайд 13

10. Вопрос: в каком ряду все словосочетания со связью примыкание? выходящие из детства, поднимаются впервые, волнительный вопрос; верьте себе, эти вопросы, не согласны с теми; с той жизнью, внушены вам, этого разногласия; жить по-Божьи, очень полезной, весьма информативной. - - + -

Слайд 14

КАК ТЫ ОЦЕНИВАЕШЬ СВОЮ РАБОТУ НА ТРЕНАЖЁРЕ? ЗНАНИЯ ОТЛИЧНЫЕ! ПЕРЕХОЖУ К ТЕСТУ! БЫЛО МНОГО ОШИБОК, НЕОБХОДИМО ПОРАБОТАТЬ С ПРАВИЛОМ.

Слайд 15

Инструкция по работе с тестом Проверочный тест состоит из 10 заданий. Каждое задание имеет 4 варианта ответа, один из которых - правильный. 2. Прежде чем нажимать переключатель хорошо подумай, потому что, ответив, ты перейдёшь к следующему вопросу и не сможешь внести изменения в свой ответ. 3. Чтобы узнать свой результат, нажми на кнопку «Результат». Ты увидишь общее число верных ответов, отметку за тест и таблицу результатов по каждому вопросу. 4. Ты можешь просмотреть свои ошибки, нажав на соответствующую кнопку. Переход от слайда к слайду в режиме просмотра ошибок важно производить по кнопкам в нижнем правом углу слайда. 5. Если хочешь повторить тест, то обнули результат (кнопка «Сброс результатов») и нажми на кнопку «Повторить тест».

Слайд 16

Вопрос: в каком ряду все словосочетания со связью согласование? огромным шаром, золотые ряды, с кратким ответом; вечная мерзлота, по специальным проектам, адресуя книгу; заросли кустарника, образным языком, описывается автором; выдвижение кандидатуры, думающее поколение, главной целью. - - + -

Слайд 17

2. Вопрос: в каком ряду все словосочетания со связью согласование? ярчайший фонарь, на четвертом этаже, известный механик. разумный график, успешно сдали, экзамен по истории; на ближайшую неделю, подготовка студентов, опубликованы в газете; занимательно рассказать, на должность доцента, славилось прозрачностью; - - + -

Слайд 18

3. Вопрос: в каком ряду все словосочетания со связью согласование? в туманной дымке, воркующие голубки, причудливые узоры; такое сияние, совершенно неизвестный, устланная ковром; немедленно доложил, по обеим сторонам, своего брата. созданный им, жители Петербурга, с изумлением увидели; - - + -

Слайд 19

4. Вопрос: в каком ряду все словосочетания со связью управление? ходил на охоту, катался с ребятами, прогуливался с ними; ходил зимой, прогуливался на лыжах, две сумки; задолго до рассвета, затопила печь, выпекла хлеб. дыхание ветров, прохватывает тайгу, болотной сединой; - - + -

Слайд 20

5. Вопрос: в каком ряду все словосочетания со связью управление? сказали в редакции, отношение к телевизору, разговор с фермером; мне сказали, едете в деревню, некоторое время; свое отношение, вспомнил разговор, назвал тогда. думают прежде, говорят потом, армейскую шинель; - - + -

Слайд 21

6. Вопрос: в каком ряду все словосочетания со связью управление? коллекционировать бабочек, заняты делом, используют досуг; кататься верхом, в формировании поколений, не первую роль; однажды написал, в том смысле, плясали раньше. вырабатывает пассивность, упражняться на скрипке, свое воображение; - - + -

Слайд 22

7. Вопрос: в каком ряду все словосочетания со связью примыкание? чувствовал скованно, видящий насквозь, остановился смеясь; наименьшее количество, с одной стороны, представьте передачу; существование на публике, исчезаешь внезапно, твой выигрыш. первый телевизор, по степени интереса, на третьем месте; - - + -

Слайд 23

8. Вопрос: в каком ряду все словосочетания со связью примыкание? постоянно провоцировал, осуществились позже, сказал погорячившись; наполняются силой, произносишь машинально, по одной привычке; лесистая сторона, реальный образ, чувствуешь иначе. влажный воздух, книга для чтения, каждой минутой; - - + -

Слайд 24

9. Вопрос: в каком ряду все словосочетания со связью примыкание? шел провожая, однажды вошел, изменяется вдруг; скрытое облаками, крупный дождик, провожая солнце; становилось грустнее, его песня, заревой час; бревенчатые стены, пахнет по деревням, слоистый янтарь. - - + -

Слайд 25

10. Вопрос: в каком ряду все словосочетания со связью примыкание? желание уйти, часто путаем, ее ожерелье. забарабанил по стеклам, стелется по земле, медленно переходит; разливает по нему, поздние сумерки, край земли; оранжевого света, озябшую землю, горят с рассвета; - - + -

Слайд 26

Подведём итоги Верных ответов Отметка Просмотр ошибок в в в в в в в в в в 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 27

ПОВТОРИМ ПРАВИЛО Перейти к тренажёру Перейти к тесту СПОСОБЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ Словосочетание — единица синтаксиса, синтаксическая конструкция, образующаяся на основе подчинительных связей: согласования, управления, примыкания. Вид связи Чем выражается зависимое слово Примеры 1. Согласование — это вид связи, при котором зависимое слово уподобляется главному по своей форме, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное слово. При изменении главного слова изменяется и зависимое. Прилагательное, причастие; порядковое числительное; местоимение, по форме сходное с ними. липовая аллея; эта аллея; опустевшая аллея. 2. Управление — это способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже. При изменении главного слова зависимое не изменяется. существительное, местоимение, по форме сходное с ним встретить друга (в.п.); встретив друга; встретивший друга. 3. Примыкание — это способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу. Наречие; деепричастие; неопределенная форма глагола, 3 притяжательных местоимения (его, её, их). слишком хороший; уехал учиться; говорил улыбаясь НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ : Грамматическая основа ( бежали дни ); однородные члены (красные и синие); сочетание существительного с предлогом (около дома)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг по лексике Инструкция Перейди на слайд с заданием. Реши его. Щелчком запусти правильный ответ (слово будет подчеркнуто) и проверь себя.

Слайд 2

1. Какое слово соответствует значению « проявляющий человеколюбие »? милый милосердный милостивый миловидный

Слайд 3

2. Какое слово соответствует значению « мир, вселенная »? мировоззрение миролюбие мироздание мироощущение

Слайд 4

3. Какое слово соответствует значению « исподволь »? издалека исподтишка постепенно издавна

Слайд 5

4. Какое слово соответствует значению «излишне строгий в выполнении мелочных, формальных требований»? педагог педант педиатр пейзажист

Слайд 6

5. Какое слово соответствует значению « оказывающий хорошее действие »? благоприятный благосклонный благотворительный благотворный

Слайд 7

6. Какое слово соответствует значению «готовый содействовать благополучию других»? добродетельный добродушный доброжелательный добросовестный

Слайд 8

7. Какое слово соответствует значению «действующий путем обмана, коварный»? вероломный верноподданный верноподданнический веротерпимый

Слайд 9

8. Какое слово соответствует значению « любящий свободу »? вольнодумный вольнолюбивый вольнонаемный вольноопреде-ляющийся

Слайд 10

9. Какое слово соответствует значению « презрительно-надменный »? высокопарный высокогорный высокомерный высокопоставленный

Слайд 11

10. Какое слово соответствует значению « предположительный »? гипертрофированный гипотетический гипнотический гипертонический

Слайд 12

11. Значение какого слова определено неверно ? незадачливый – легкомысленный, несерьезный задаток - часть суммы, уплачиваемая вперед абсурд – нелепость, бессмыслица компрометировать – порочить, выставлять в неблаговидном свете

Слайд 13

12. Значение какого слова определено неверно ? демагог – человек, любящий много говорить, балагур апогей - венец, вершина, кульминация какого-либо действия или явления двоякий – имеющий разные аспекты депутат – выборный представитель, член выборного государственного учреждения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг по логике текста Инструкция Перейди на слайд с заданием. Реши его. Щелчком запусти правильный ответ (слово будет подчеркнуто) и проверь себя.

Слайд 2

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? А. Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания. Б. И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверно, не узнали ее. В. Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли. Г. 100-500 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни. Логика текста № 1

Слайд 3

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? А. Им было легче, чем европейским коллегам, провести такие исследования: в США и Канаде водится монарх – классический образец перелетной бабочки. Б. Американские энтомологи внесли немалый вклад в изучение перелетов бабочек. В. Регулярно в строго определенное время, весной и осенью, эти красивые бабочки совершают дальние путешествия. Г. Среди других бабочек нет, пожалуй, равных им по умению преодолевать на крыльях далекие расстояния. Логика текста № 2

Слайд 4

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? А. Вода в ней, казалось, была черная, словно деготь. Б. Мы шли по чернолесью, сухие горушки то и дело перемежались топкими болотцами. В. Где-то невдалеке отсюда она ныряла под землю и километра два текла под землей, а потом она появлялась наверху. Г. Вот и Черная речка. Логика текста № 3

Слайд 5

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? А. По-моему, эта сказка могла быть написана о Фридрихе Шиллере . Б. В одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрывается среди жестокой зимы душистыми цветами . В. Куст расцвел, потому что к нему прикоснулась добрая человеческая рука . Г. «Он обладал даром, - сказал о Шиллере Гете, - облагораживать все, к чему прикасался» . Логика текста № 4

Слайд 6

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? А. Над рекой висели два моста, и каждый из них был по-своему красив . Б. И изменчивая, непрочная красота их, казалась более вечной, чем железо и бетон . В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были лишь мосты . Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие синеватые холмы . Логика текста № 5

Слайд 7

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? А. Оказалось, что кожа дельфина состоит из двух слоев, между которыми находится эластичная губчатая подкладка . Б. Дельфин, двигаясь с огромной скоростью, не образует вихревых течений, тормозящих движение . В. Такое строение кожи, видимо, позволяет дельфину гасить скорость колебания воды при движении . Г. Почему же вокруг подводной лодки, формой напоминающей тело дельфина, эти течения есть? Логика текста № 6

Слайд 8

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? А. Не только Пушкин, но и поэт А.К. Толстой, и художник Н.К. Рерих, и многие другие вдохновлялись творениями Нестора . Б. Ведь знакомая всем «Песнь о вещем Олеге» Пушкина, оказывается, воспроизводит сказание Нестора . В. В Киево-Печерской лавре сохранилась пещера, где жил Нестор – «древнейший летописец русский» . Г. Те, кто никогда не читал Нестора, и даже те, кто не подозревает о его существовании, все же знакомы с его произведениями. Логика текста № 7

Слайд 9

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? А. Изделие следует несколько минут подержать в кипящей воде, в которую добавлено небольшое количество воска или парафина . Б. Бронзовые изделия, как бы они ни были начищены, быстро темнеют . В. Образующаяся пленка надолго защитит бронзу от окисления. Г. Есть, однако, способ сохранить их блеск в течение долгого времени. Логика текста № 8

Слайд 10

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? А. В каждом из этих созвездий Солнце бывает примерно месяц . Б. Наблюдать Солнце в том зодиакальном созвездии, в котором оно находится в данный день года, можно только во время полного солнечного затмения . В. Мы знаем, что на своем видимом пути Солнце пересекает двенадцать созвездий Зодиака. Г. Эта возможность представляется очень и очень редко. Логика текста № 9

Слайд 11

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? А. Он им казался им неудобным, некрасивым, нескладным, нелепым.. . Б. Сегодня, на расстоянии трех столетий, кажется, что Париж этот существовал не в живой реальности, а лишь в воображении художника . В. Париж XVIII века – это город почерневших соборов, шумных рынков и аристократических аллей, лавок ювелиров и чердаков, где жили философы. Г. Но он существовал и не вызывал у современников – парижан XVIII века – ни малейшего восхищения. Логика текста № 10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Комментарии к цитатам

(По сборнику ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты.

Под ред. Цыбулько И. П )

Автор-составитель Беспалова Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ №3 г. Мыски Кемеровской обл.

Цитата

Комментарий

Примеры

1

В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения. Л. В. Успенский

Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонационной законченностью.

Лексическое и грамматическое явления.

2

Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.

Л. В. Успенский

Слово называет предметы и явления действительности, обозначает признаки и действия. Грамматика  изучает строй языка и его законы.  Наши мысли оформляются в предложение при помощи слов и по законам грамматики.

Лексическое и грамматическое явления.

3

Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла. К. А. Федин

Точность – такое качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм.

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

4

Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего. А. А. Потебня

Один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения.

Глагол в изъявительном наклонении обозначает действие, которое происходило, происходит или будут происходить.

Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие совершилось.

Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы, совета.

Таким образом, условное и повелительное  наклонения глаголов обозначают действия, предполагаемые в реальности.

Употребление глаголов в условном и повелительном наклонениях.

5

Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.
М. Е. Салтыков-Щедрин

Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.

Лексическое и синтаксическое  явления, обоснование пунктограммы.

6

Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев. Литературная энциклопедия

Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).

При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого действующего лица слов и выражений, ясность или запутанность построения фраз, характер произнесения (вопросы, восклицания, спокойное повествование и т.д.) – всё это также является средством характеристики персонажей.  

Содержание и структура реплик участников диалога.

7

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Г. Паустовский

Предметы, образы, чувства и мысли передаются с помощью слова. Для точного выражения используются экспрессивная и оценочная лексика, слова различных лексических групп (синонимы, антонимы, архаизмы и др.), стилистически окрашенная лексика, фразеологизмы, тропы и фигуры речи.

Лексические явления, изобразительно-выразительные средства языка.

8

К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы? Б. Н. Головин

Языковые единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение.

Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства.

Использование языковых единиц.

9

Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете. Л. В. Успенский

В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и  интонационную законченность.

Лексическое и грамматическое явления.

10

Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных. И. А. Гончаров

В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения  помогают понять характер говорящего / пишущего.

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

11

Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов.  А. А. Зеленецкий

Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут  усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов,  уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество),  передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления.

Использование эпитетов.

12

Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. М. Н. Кожина

Труд читателя заключается в общении с писателем, при котором художественный текст становится понятным во всей своей многогранности. Речевая ткань (слова и грамматический строй) произведения помогает читающему понять сложный лабиринт мыслей, переживаний, оценок автора, проникнуть в мир образов его героев.

Лексические явления,  изобразительно-выразительные средства языка.

13

Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение.

И. И. Постникова

Каждое самостоятельное слово обладает лексическим и грамматическим значениями. Благодаря им слова объединяются в словосочетания и включаются в предложения, с помощью которых оформляется мысль говорящего (пишущего).

Лексическое и грамматическое явления.

14

Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено». А. А. Реформатский

Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями).  Основная их функция – быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания.  Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов.

Использование местоимений в тексте.

15

Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис. А. А. Реформатский

Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами.

Содержание и структура предложений (члены предложения,  обращения, вводные слова и  конструкции, виды придаточных предложений, предложения с чужой речью и др.).

16

Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». С. И. Львова

Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.  В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики.

Функции знаков препинания.

17

Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли. Н. Шамфор

Всякая мысль связана с ее языковым выражением, делающим возможным существование мысли. Писатель при помощи точно подобранных слов, связанных грамматически, передаёт свои мысли, чувства и эмоции, представления о жизни. Воспринимая написанное, читатель понимает коммуникативный и эстетический замысел автора.

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

18

Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление. А. И. Горшков

Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией  предложений.

Изобразительно-выразительные средства языка.

19

Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса. Б. В. Шергин

Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Для передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные языковые средства и знаки препинания. Средства письменной речи:

- звучание слов передаётся с помощью букв,

- интонация автора передаётся с помощью знаков препинания,

- абзацный отступ, который помогает регулировать читательское восприятие,

- различные шрифты и выделения, чтобы обратить внимание читателя на определённую часть текста.

Функции знаков препинания (многоточия, вопросительного и восклицательного знаков).

 20

Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании. И. И. Постникова

Соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, называется словосочетанием. Связь между словами выражается окончаниями зависимых слов, предлогами, союзами, интонацией.

Способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Способы связи слов и их выражение в словосочетаниях.

21

Языком  человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя. Георг фон Габеленц

Мысль выражается средствами языка в речи во всем ее составе, в том числе и в ее структуре. Благодаря языку человек может передать, что он думает, о чем он думает, как относится к тому, о чем думает. Путем передачи речи человек характеризует себя с разных сторон.

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

22

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Д. С. Лихачёв

Язык является орудием выражения мыслей и чувств и служит важнейшим средством общения людей. Он  образует органическое единство с мышлением, поэтому может свидетельствовать об умственном развитии, моральном облике и характере человека.

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

23

Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано. Е. В. Джанджакова

При работе над текстом писатель пользуется  большим арсеналом средств: лексическими, словообразовательными и грамматическими, тропами и фигурами речи. Для восприятия текста важно не только его содержание (что сказано), но и разнообразие способов передачи мысли на письме (как сказано).

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

24

Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы.

Г. Я. Солганик

Притягательная сила художественного слова – в его образности, носителем которой является речь (словесное выражение). Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном.  Художественный образ создаётся автором с помощью  лексических явлений и изобразительно-выразительных средств.

Лексические явления, изобразительно-выразительные средства

25

Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни. Н.Г. Чернышевский

Жизнь общества отражается в словах. Они живые свидетели исторических событий, развития науки, техники, культуры, изменений в быту. Но для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо установление логической связи между словами при построении предложений.

Лексическое и грамматическое явления.

26

Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах. И. Н. Горелов

Язык заключает в себе возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного употребления. В художественном произведении удачно и точно подобранные слова, связанные грамматически, под пером писателя-мастера позволяют ему образно передать разнообразные оттенки мыслей и чувств.  

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

27

Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика. М.Исаковский

Словарный запас человека свидетельствует, насколько богата его речь. Грамотность включает в себя знание грамматических правил и применение их на практике – в устной и письменной речи.

Разделами грамматики являются морфология, изучающая формы слов и их грамматические функции, и синтаксис, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения. На основе грамматики разработаны орфография и пунктуация.

Лексическое и грамматическое явления,  обоснование орфограммы.

28

Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.

М. В. Панов

Язык – это не нагромождение звуков, слов, правил, а упорядоченная система языковых единиц. Каждая из них имеет разное назначение, строение, сочетаемость и место в системе языка. Язык дает нам возможность понять друг друга, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.

Употребление языковых единиц

29

Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей.

Л. Н. Толстой

Человека окружают предметы, для называния которых в языке есть специальные слова – существительные. Сообщения о действиях характеризуют предметы с помощью глаголов. Употреблённые в нужной форме, эти части речи способны связываться в словосочетания  и участвовать в создании предложений для передачи мыслей и чувств пишущего / говорящего.

Употребление форм имени существительного и глагола.

30

Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают.

Г. В. Степанов

Лексическое значение слова помогает понять смысл высказывания, а грамматика позволяет  связать между собою слова в предложении, чтобы выразить мысль.

Лексическое и грамматическое явления.

31

Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи. Поль Рикёр

Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира. Для этого употребляются слова, обозначающие различные предметы, признаки, действия, а также применяются правила, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли.

Лексическое и грамматическое явления.

32

Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства. Из учебника русского языка

В словарном составе современного русского языка существуют обороты речи, которые воспроизводятся в качестве готовых, сложившихся единиц. Это фразеологизмы. Образный, метафорический характер фразеологических единиц позволяет широко использовать их в неизменном виде как одно из важнейших средств для создания экспрессивности, выразительности текста.

Употребление фразеологизмов в тексте.

33

Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет. А. А. Мирошниченко

Язык – это система правил, законов. Изучая эти законы, усваивая правила, мы овладеваем теми нормами, которые существуют в языке. Речь – применение этих правил на практике, когда человек говорит, пишет, читает на данном языке или слушает и понимает носителя языка. То есть язык – это теория, а речь – применение теории на практике.

Лексическое и грамматическое явления.

34

Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью. А. А. Мирошниченко

Устная речь – звучащая, произносимая, неподготовленная.  Для неё характерны повтор мысли и слов, прерывистость и непоследовательность изложения, простые и неполные предложения, разговорные и просторечные слова и выражения. При восприятии устной речи для адресата важны интонация, темп и тембр голоса, жесты, мимика говорящего.

 Письменная речь – написанная, отредактированная. Для неё характерны нормированность (т. е. соблюдение грамматических правил и речевых норм), книжные слова, сложные развернутые предложения, часто с осложнёнными оборотами (обособленными членами, вводными словами и др.).

Лексическое и грамматическое явления.

35

Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. В. Г. Короленко

Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. Главнейшее требование к тексту – использование таких средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

36

Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. Н. С. Валгина

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста.

Функции абзаца.

Удачи на ГИА!

Использованные источники

ГИА 2013 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012. – 224с.

Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. –  464с.

Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012. – 319с.

http://www.gramota.ru 

http://www.slovarus.ru/ 

http://www.slovopedia.com 



Предварительный просмотр:

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ГИА по русскому языку

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

  • о богатстве, выразительности, точности русской речи;
  • о средствах выражения мыслей;
  • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
  • о взаимосвязи лексики и грамматики;
  • о роли синтаксиса в человеческом общении;
  • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Оформляем вступление. Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания. В этом вам помогут следующие слова и выражения:

автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на..., останавливается на ..., раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает, считает, что ... и т.д.

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. Можно применить цитирование, например: К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. 

Можно обойтись и без цитирования, например: Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. или: Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя. или: В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

Шаг 4. Пишем основную часть Основную часть можно начать следующими фразами: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)

Докажем эту мысль на примерах из текста...

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Общие требования к аргументам таковы:

  • примеров должно быть 2;
  • примеры должны быть из указанного текста;
  • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические. В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно. При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5. Пишем заключение. В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, ... Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что ... Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ... и т.д. Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. или: Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация: а) аргумент-пример № 1; б) аргумент-пример № 2.

3. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров. За отсутствие абзацев снимают баллы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: