Участие в работе методических объединений
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта является основой для дальнейшего профессионального роста учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на республиканской конференции | 25.52 КБ |
Выступление на районном семинаре | 24.1 КБ |
Повестка семинара от 26 апреля 2017 | 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Республиканская конференция- семинар
«Взаимодействие образовательных организаций ООПТ в обучении и воспитании подрастающего поколения»
Доклад «Эколого – исследовательская деятельность НОУ «ЭКОС»»
Учитель биологии: Эрдыниева Баирма Васильевна
МБОУ «Курумканская СОШ №2»
В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.
Что же такое экологическая культура? Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Вопрос об экологическом воспитании в нашей школе на сегодня остается актуальным. Экологическое образование является приоритетным направлением развития системы обучения и воспитания. Знания в экологическом воспитании нельзя считать конечным результатом, нужно, чтобы они стали убеждениями, тогда у детей и появится экологическая культура, которая должна найти своё выражение не только в словах и рассуждениях, но и в поступках.
От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией.
Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования, активная пропагандическая деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.
Задача состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков по изучению и проведению научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:
- знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис и другие;
- знать природу своего родного края, а именно: местные природные условия; местные охраняемые природные объекты; животных местной фауны; местных оседлых, перелетных и кочующих птиц; видов рыб местных водоемов; лекарственные растения местной флоры; памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.
Традиционными в нашей школе стали такие праздники как День леса, День птиц, День Земли «Марш парков», В дни защиты от экологической опасности, акции «Покормите птиц зимой», в нашей школе работает проект «Птичья столовая» в рамках прохождения акции и реализации проекта проводятся различные мероприятия «Конкурс кормушек», «Конкурс рисунков, плакатов, листовок», беседы и викторины, дидактические игры на уроках биологии, географии в начальных классах, оформление мини книжек от руки или на компьютере «Репортаж с кормушки», оформление папки «Зимующие птицы», «Загадки о птицах», «Стихи и рассказы о птицах», «Пословицы и поговорки о птицах», Выставка книг в школьной библиотеке. Проводится «Конкурс кормушек», лучшие кормушки отправляются на районный конкурс ФГБУ «Государственный заповедник «Джергинский», сотрудниками заповедника кормушки вывешиваются на территории заповедника и детских садов. Ребята подкармливают птиц, развешивают кормушки на деревьях территории школы и предшкольной группы.
Отображение в сознании природных явлений возникает в деятельности. Имеется школьная экологическая тропа, где ребята учатся наблюдать, сравнивать, исследовать, обобщать.
Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
С целью подробного изучения видового состава растительности леса, луга, источников, проведения комплексных исследований естественных экосистем, фенологические наблюдения, мониторинг окружающей местности, изучение птиц данной местности, а также пропаганды полученных знаний и просвещение обучающихся школы и населения в 1998-1999 учебном году создано школьное научное общество учащихся «ЭКОС» (руководители учитель биологии Эрдыниева Б.В., учитель географии Раднаева Т.Х.).
Большое значение имеет природоохранная работа: посадка деревьев, кустарников на УОУ, цветов и уход за ними, охрана зелёных насаждений, участие в экологических акциях «Зеленая планета», «Зеленый патруль» по уборке территории и близлежащей территории села, в котором находится наша школа, озеленение территории и корпусов школы. В этом году по всей стране стартовала акция «Лес Победы», нашими учащимися на памятнике воинам Мургунцам и на территории школы посажены саженцы березы. По традиции дерево посадили самые почетные граждане нашей школы – отличники и активисты.
Дети активно вовлечены в благоустройство школьной территории и села. Каждый год проводится уборка и облагораживания на территории минерального источника «Гутарка».
С 1999 года в школе работает экологический кабинет. В кабинете собраны материалы по темам: «Особенности экосистемы Курумканского района», «Флора и фауна нашего края», «Природа – наш общий дом», (систематизированы методические материалы по экологическому воспитанию обучающихся). Исследовательские работы по минеральному источнику «Гутарка» и др.
Одним из интересных направлений в экологическом воспитании является этнопедагогика. В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. Наш район многонациональный, где дружно проживают русские, буряты, эвенки. татары и другие нации. В НОУ поводятся много исследовательских работ по национальной культуре народностей района. Например в работе Будаевой Юлии «Этногенез Баргузинских бурят», очень хорошо изучена уклад жизни и обычаи Баргузинских бурят и др.
Для пропаганды экологического образования и воспитания среди обучающихся и населения в нашей школе создана лекторская группа. Члены НОУ «ЭКОС» проводят различные беседы, игры, важную роль играют экскурсии, однодневные и многодневные походы, велотуры, где дети учатся видеть и чувствовать красоту родного края. Именно экскурсия может стать первым этапом в привлечении ребят к изучению природы родного края. В зависимости от возраста детей экскурсии построены в виде беседы или в виде лекции, виртуальные путешествии по заповедным местам нашей республики и долины. В беседе ребята часто используют собственный опыт и наблюдения. Мы проводим обзорные и тематические экскурсии. К первым относятся: «Особенности экосистемы Курумканского района», Минеральный источник «ГУТАРКА» - природное наследие села Курумкан. Виртуальные экскурсии с учащимися начальных классов «Источники Курумканского района», «Флора и фауна нашего района». По программе школьного эколого – туристического лагеря учащиеся старших классов выезжают на многодневные походы по изучению флоры, фауны и экологического состояния определенных мест нашего района. Учителями разработаны слайдовые презентации на тему: «Джергинский заповедник» и внеклассное мероприятие своя игра «Джергинский заповедник – уникальный уголок природы Баргузинской долины».
Много времени отводится в работе кружка «Зеленая лаборатория», фенологическим наблюдениям, которые фиксируются ребятами в календарях природы.
О формировании экологического сознания можно говорить только тогда, когда обучающиеся осмысленно сами что-нибудь делают. Наши учащиеся и учителя принимают участие в экологических мероприятиях не только в школе, в районе но и в региональных республиканских НПК «Шаг в будущее», «Чтение Вернадского»: во Всероссийской НПК в г. Москва «Национальное достоянии России», принимают активное участие во Всероссийском и Международном конкурсах по биологии, химии и географии «Фактор роста», «Колосок», «Гелиантус».
В течении учебного года учащиеся 1 – 11 класс с удовольствием участвуют в различных НПК организованных ФГБУ Государственный заповедник «Джергинский» и МБОУ ДОД ЦДТ, «Первые шаги»- начальной школы, «Открытый мир» - 5-6 классов, «Край в котором мы живем» 7-8 классов и «Шаг в будущее» для учащихся старшей ступени. Принимаем активное участие во Всероссийской акции по охране природы «Марш парков».
Показателями результативности могут служить:
- количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;
- участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах;
- практическая включенность детей в экологическую деятельность школы.
Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Моя задача, как педагога – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие экологические проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Мы должны научиться жить в гармонии с природой и научить этому нашей детей.
Баргузинская долина – живописный уголок природы республики Бурятия, где расположены три заповедника: первый государственный заповедник России Баргузинский, Байкальский государственный природный биосферный заповедник и Джергинский государственный природный заповедник. Это наш общий дом, и от каждого из нас зависит его будущее. Только совместными усилиями мы сможем сохранить и приумножить уникальное богатство нашей малой родины.
.
Предварительный просмотр:
Районный семинар учителей биологии, химии географии
«Урок в контексте стандартов нового поколения»
Выступление
Тема «Система подготовки учащихся к ГИА И ЕГЭ по биологии»
Цель: создание условий для реализации прав учащихся на качественное образование в ходе подготовки и проведения итоговой аттестации.
Задачи:
- осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов;
- выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;
- обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации. продемонстрировать алгоритм формирования и совершенствования у обучающихся знаний и умений по биологии и химии.
При подготовке учащихся к итоговой аттестации внимательно знакомлюсь с нормативными документами, определяющими экзамен в новой форме, обращаю внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора. При подготовке к итоговой аттестации я придерживаюсь следующих задач.
Основные задачи подготовки к итоговой аттестации:
1.Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным разделам курса биологии изучаемым в школе.
2.Развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.
3.Формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профессионального обучения в Вузах и ССузах.
4.Формировать навыки тестирования.
Формы контроля:
- многовариантное тематическое тестирование;
- применение онлайн -тестирования на уроке и дома.
-самостоятельная работа учащихся на уроке и дома;
Ожидаемые результаты.
- Полученные знания должны помочь учащимся: успешно сдать экзамен биологии в новой форме;
2. Определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей;
В процессе обучения на консультациях учащиеся приобретают следующее знания:
1. Закрепляют и систематизируют знания по основным разделам пройденного курса биологии 8-9; 10-11 классов общеобразовательной школы;
2. Отрабатывают применение теоретических знаний на практике решения заданий;
3.формируют научную картину мира;
развивают умения
1. Решать типовые тесты разных авторов и демонстрационной версии ФИПИ по биологии
2. Производить расчеты химических задач согласно требованиям Федерального стандарта;
3. Применять компьютерное тестирование.
Подготовку к аттестационному экзамену по выбору начинаю с первой четверти в 9 – 11 классах провожу ее по нескольким направлениям.
Направления работы при подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и ГИА
1. Первое направление это внеурочная работа с учащимися на консультациях. В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ и ГИА.
В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание уделяю работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей животного и растительного мира, определять их принадлежность к типу, отделу, классу
В системе повторения центральное место занимает раздел «Человек и его здоровье», так как и в предыдущие годы, половину всех заданий составят вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. Экзамен начинается с чтения и осмысления вопроса, при подготовке учащихся к экзамену на консультациях учимся читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы, на диагностические функции задания.
2. Второе направление это работа на уроках. При организации повторения планирую уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы. Так же я провожу различные формы текущего контроля использовать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ и ГИА.
Основной акцент при проверке уделяю направлению на выявление следующих умений:
- обосновывать биологические процессы и явления;
- доказывать единство и развитие органического мира;
- сравнивать наследственность и изменчивость организмов;
- определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе;
- просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере;
- устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы;
- находить причинно-следственные связи в природе;
- формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии.
На уроках я применяю новые информационные технологии, что позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также более качественно подготовить к ЕГЭ и ГИА.
3.Третье направление в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями.
В первую очередь отрабатываю и закрепляю знания и умения базового уровня. Для этих целей использую тесты, созданные мной и рекомендованные ФИПИ.
Особое внимание в ЕГЭ уделяется контролю цитологических знаний, соответствующих теоретическим основам знаний процессов жизнедеятельности организмов, их размножения, онтогенеза, генетики, селекции, эволюции.
Многолетний опыт работы по данному направлению показал, что исключительно классно-урочной системы для подготовки к экзамену не достаточно для достижения нужного эффекта. Необходимы дополнительные занятия во внеурочное время и большая самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.
Во время проведения уроков необходимо уделять важное внимание работе с терминами и основными понятиями. Это позволит сформировать крепкую теоретическую базу знаний, что очень важно для выполнения заданий первой части ЕГЭ. Кроме того, важно хорошее знание основных биологических законов. Для освоения терминов можно использовать различные методы: словарная работа, терминологические диктанты, составление и решение кроссвордов, тестовый контроль знаний и т.д. Еще одной формой работы на уроке может быть дифференцированная работа учащихся по индивидуальным карточкам-заданиям с разным уровнем сложности с использованием материалов ЕГЭ. А так же эффективным средством является тематический контроль знаний учащихся, построений на материалах и принципах ЕГЭ. Это позволит учащимся не только проверить свой уровень усвоения знаний по пройденной теме, но и иметь возможность тренировки при решении типичных заданий.
Внеурочная подготовка проходят в несколько этапов.
Первый этап: входная диагностика. Ребятам предлагается прорешать несколько вариантов ГИА и ЕГЭ. Это может быть сделано не на одном занятии. Основная цель: выявить уровень знаний на данный момент и определить западающие темы.
Второй этап: анализ допущенных ошибок, определение тем и типов заданий, требующих доработки.
Третий этап: составление общего тематического плана для групповых занятий. Данный план должен включать те темы, которые являются наиболее сложными для большинства учащихся.
Четвертый этап: составление индивидуальных тематических планов для самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися. Как правило, у каждого из ребят индивидуальный уровень подготовленности и это требует конкретной работы с каждым учеником.
Пятый этап: организация и проведение групповых занятий по общему плану. Количество занятий рассчитывается в зависимости от уровня подготовленности учащихся в экзамену и количества тем, требующих доработки.
Результаты всех контрольных работ (баллы, или %) во всех классах записываю в сводной таблице на стенде «Готовимся к ЕГЭ». Например:
11 класс | ||||||
Тема к/р Ф. И. ученика | Химический состав клетки | Метаболизм | Цитология | Размножение | Онтогенез | Генетика |
….. | ||||||
….. | ||||||
…. | ||||||
…. | ||||||
…. |
Такая таблица является своего рода диагностической картой. Учитель, ученики и родители видят уровень подготовки, её динамику, проблемные темы. А ребята могут сравнивать свои успехи с успехами одноклассников и учеников других классов, что для многих является дополнительным стимулом к учёбе.
Кроме вышеперечисленных рекомендаций, хотелось бы добавить следующее: при подготовке к ЕГЭ очень эффективно использование дополнительной литературы. Это могут быть учебники других авторов, учебники углубленного уровня изучения, пособия для поступающих в вузы, тренировочные материалы ЕГЭ.