Одаренные дети
В последние годы много говорят о том, что на уроке больше внимания нужно уделять внимание одаренным детям. Потому что они требуют широкого охвата материала, иначе они потеряют интерес учебе. Работать с такими детьми интересно и трудно. На уроке они требуют особой системы обучения. В своей работе использую принцип индивидуализации и дифференциации. В целях реализации этого принципа обучения практикую такие формы работы, как занятия по индивидуальной программе, ускоренное изучение отдельных тем, расширение и углубление знаний по предметам.
Важным принципом работы с одаренными детьми является принцип создания условий для самостоятельной работы учащихся.Одаренные дети индивидуально заходят в сайты ведущих вузов России, находят задания повышенной сложности и выполняют эти задания. В случае затруднений обращаются к учителю. В кабинете биологии сформирован банк данных заданий повышенной сложности, а также тесты по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся | 29.96 КБ |
План работы с одаренными детьми | 18.56 КБ |
Программа внеурочной деятельности "Биологический кружок" | 505.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Курумканская СОШ №2» Эрдыниева Баирма Васильевна, учитель биологии
Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся
на уроках биологии
А.Н.Колмогоров: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть востребованным. А для этого современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.
Одной из задачей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основной школы является: вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию.
Исходя из этого, считаю, что необходимо поставить обучающегося в центр учебного процесса, создать такие условия для воспитания и развития, когда обучающиеся будут активно познавать мир, знания применять на практике, реально ощущая результат своей деятельности.
В своей работе с обучающимися, я придерживаюсь определенной системы, целью которой является: развитие у них познавательного и творческого интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных проблемных и биологических заданий, системного мышления, способности мыслить творчески, а также воспитать в них уверенность в своих силах.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- выявить одаренных обучающихся, проявляющих интерес к биологии;
- при изучении основного и дополнительного материала по предмету развить творческие способности и гибкость мышления;
- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными обучающимися уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- стимулировать проявления учебно- познавательной деятельности;
- применять в своей работе различные приёмы и методы обучения, способствовать реализации познавательного, исследовательского и мотивационного потенциала обучающихся.
Методы работы с одаренными обучающимися:
Анкетирование, опрос, тестирование, творческие работы и др.
Формы работы:
- урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
- индивидуальные консультации;
- кружковая работа;
- проведение предметных недель;
- научно-практические конференции;
- олимпиады;
- экскурсии и походы;
- летний экологический лагерь;
- опытническая работа на учебно-опытном участке.
Работа организована по двум направлениям: урочная и внеурочная.
Урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности, способствующих развитию функциональной грамотности обучающихся;
Внеурочная работа обучения: проведение факультативных и дополнительные занятий с одарёнными обучающимися по предмету; проведение предметных недель; научно-практические конференции; участие в Интернет - олимпиадах, интеллектуальных марафонах.
Для работы с одаренными обучающимися можно использовать задания разного характера, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний, например:
- задания на развитие логического мышления:
нахождение общего, частного, промежуточного понятий;
Расположение понятий так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частое, а в середине промежуточное.
Например, «бактерия - болезнетворная бактерия – палочка Коха» или «растение – розоцветные - роза».
1. Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные.
2. Лесное растение, дуб, дерево.
3. Куриные, птицы, глухарь.
- расположение понятий от более частных к более общим;
Например, если даны понятия «гусь», «животное», «птица», «домашние птицы», то их следует расположить так: «гусь –птица – домашние птицы – животное».
1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные.
2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб.
3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие. [1, с.38]
- нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых;
Назовите обобщающее (родовое) понятие к данным видовым. Например, «черешковый – сидячий» (лист)
1. Дерево – кустарник
2. Вены – артерии
3. Корзинка – колос
4. Белок – крахмал
5. Кокки – бациллы.
- упражнение «перевод с русского на русский».
(Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы. Две-три пословицы, «переведенные на язык биологических терминов, потребуют для обратного перевода и образного мышления и анализа смысла отдельных слов, одновременно, развивая чувство юмора).
Примеры: 1. Сбился с азимута среди тpex голосеменных. (Заблудился в тpex соснах).
2. На один из органов кровоснабжения не распространяется законы дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).
3. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит).
Пример: шутливая разминка для тренировки межполушарного взаимодействия:
Птица-кашевар Сорока
Хитрый гриб Лисичка
Солнечный макияж Загар
Бабочка из шкафа Моль
Обувь с ресничками Инфузория туфелька
- Задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями.
- Построить логическую цепочку из таких понятий: эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм.
- Вены- артерии; планария – аскарида; Коробочка – орех; кокки-бациллы.
- Отгадать заданное слово в игре «да- нет», задавая вопросы по теме.
- Вставить слова в текст.
- Решить задачу биологическую задачу.
Например:
А). Каждый день у человека образуется и отмирает 2 млрд эритроцитов. Это одна десятитысячная всех эритроцитов. Сколько у человека всего эритроцитов?
Б). Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут, один человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил.
В). При длине тела 3 мм высота прыжка блохи 20 см. На какую высоту мог бы прыгнуть человек, если бы он прыгал также, как и блоха?
- задания на развития творческого мышления:
Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации обучающихся, а также развития самостоятельности и активности. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.
Пример 1.
Тема: «Вода на Земле». Естествознание. (5 класс)
Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? ( Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.
Пример 2.
Биология. (7 класс)
Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые».
Сколько цветков посещают пчёлы?
В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.
Творческие работы учащихся состоят в создании:
- компьютерных презентаций и флипчартов к урокам;
- кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад;
- викторин.
- Для обучающихся, имеющих литературный талант - написать стихи, сочинения. Например, “Путешествие по клетке”, “Путешествие капельки воды по зеленому растению”, “Путешествие капельки крови по организму человека”.
2. Задачи на исправление ошибок.
Например: Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем
Лишь два крыла.
…Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот дышу…
А. Фет
7. Задачи на выявление противоречий.
Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней.
Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток.
Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.
- решение биологических задач на выдвижение гипотез и их защиту:
- Пример творческой работы учащихся:
- «Что думает обо мне мое сердце?»
Сердце – это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха.
И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить.
-Наверное, иногда мое сердце меня презирает, за то что, не смотря на мой молодой возраст, я приношу ему страшную боль. А оно каждый раз страдает. От каждой выкуренной мной сигареты.
- Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе!
- Я часто огорчаю своих родителей. Мое поведение оставляет желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его.
- А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.
(Зачитываю стихотворение «Сердце» на фоне музыки).
Мне так плохо, так устало,
И нет больше сил стучать.
Наверное осталось мало...
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим,
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днем
И если вы нас не спасете.
Мы только от куренья пропадем!
2. Как доказать, что кровеносные сосуды под кожей руки - вены?
Данную задачу учащиеся решают по-разному. Часть исходит из определения термина “вены”. Эти ребята ищут такие опыты, при помощи которых можно доказать, что кровь в сосудах движется к сердцу: “Нужно сдавить руку в запястье. Если видно, что сосуды набухают, со стороны кисти, значит это вены, т. к. кровь по ним движется к сердцу”. Такое решение основано на подведение под определение. Другие решают задачу, строя рассуждение по логическому принципу исключения:
“Видимые на поверхности руки сосуды не могут быть капиллярами, т. к. они крупные, и не могут быть артериями, т. к. не пульсируют. Следовательно, это вены”.
Открытые творческие задачи по биологии:
Например:
а). Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?
(Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и по запаху может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает).
б). С незапамятных времён люди заметили, что если опустить лягушку в сосуд с молоком, то оно дольше не киснет. Хозяйки так и делали: в летнюю жару в кринки с молоком опускали лягушек. Объяснение было простое: холодная лягушка охлаждает молоко. Но когда провели эксперимент и измерили температуру молока с лягушкой и без неё, то никаких различий не обнаружили. Почему же тогда молоко с лягушкой остаётся долго свежим и не киснет?
(Оказалось, что выделения лягушачьей кожи обладают уникальными бактерицидными свойствами)
В). По прямой линии идут три черепахи. Первая говорит: “За мной идут две черепахи”. Вторая говорит: “За мной идет одна черепаха”. Третья говорит: “За мной идут две черепахи”. Почему она так говорит?
Г). Если курица стоит на одной ноге и весит 2 кг, то, сколько она буде весить, если встанет на две ноги?
Д). Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то, сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышь?
- задания на прогнозирование ситуаций.
Что будет, если вырубить в лесу все деревья?
Последствия осушения болот.
Предварительный просмотр:
МБОУ «Курумканская СОШ №2», Эрдыниева Баирма Васильевна, учитель биологии
План работы с одаренными детьми по биологии и экологии
на 2017-2018 учебный год
Цель:
Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
1. Развитие творческой, исследовательской активности детей;
2. Развитие творческого мышления;
3. Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.
4. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
5. Создать условия для самореализации одарённых детей.
6. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей.
План работы с одарёнными детьми
№ | Мероприятие | Сроки |
1 | Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно познавательной деятельности. | сентябрь |
2 | Выявление одаренных детей. Проведение тест- методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся | октябрь |
3 | Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов. | в течение года |
4 | Участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах | ежегодно |
5 | Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся | Регулярно |
6 | Разработка планов индивидуальной работы с детьми;
| Еженедельно |
7 | Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе | май |