Одаренные дети

В последние годы  много говорят о том, что на уроке больше внимания нужно уделять внимание одаренным детям. Потому что они требуют широкого охвата материала, иначе они потеряют интерес учебе. Работать с такими детьми интересно и трудно. На уроке они требуют особой системы обучения. В своей работе использую принцип индивидуализации и дифференциации. В целях реализации этого принципа обучения практикую такие формы работы, как занятия по индивидуальной программе, ускоренное изучение отдельных  тем, расширение и углубление знаний по предметам. 

Важным принципом работы с одаренными детьми является принцип создания условий для самостоятельной работы учащихся.Одаренные дети индивидуально заходят в сайты ведущих вузов России, находят задания повышенной сложности и  выполняют эти задания. В случае затруднений обращаются к учителю. В кабинете биологии сформирован банк данных заданий повышенной сложности, а также тесты по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Курумканская СОШ №2» Эрдыниева Баирма Васильевна, учитель биологии

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

 на уроках биологии

А.Н.Колмогоров: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть востребованным. А для этого современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.

Одной из задачей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основной школы является: вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию.

Исходя из этого, считаю, что необходимо поставить обучающегося в центр учебного процесса, создать такие условия для воспитания и развития, когда обучающиеся будут активно познавать мир, знания применять на практике, реально ощущая результат своей деятельности.

В своей работе с обучающимися, я придерживаюсь определенной системы, целью которой является: развитие у них познавательного и творческого интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных проблемных и биологических заданий, системного мышления, способности мыслить творчески, а также воспитать  в них уверенность в своих силах.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 

  •  выявить одаренных обучающихся, проявляющих интерес к биологии;
  • при изучении основного и дополнительного материала по предмету развить творческие способности и гибкость мышления;
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными обучающимися уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • стимулировать проявления учебно- познавательной деятельности;
  • применять  в своей работе различные приёмы и методы обучения, способствовать реализации познавательного, исследовательского и  мотивационного потенциала обучающихся.

Методы работы с одаренными обучающимися:

Анкетирование, опрос, тестирование, творческие работы и др.
   Формы работы: 

  • урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности; 
  • индивидуальные консультации; 
  • кружковая работа; 
  • проведение предметных недель; 
  • научно-практические конференции; 
  • олимпиады; 
  • экскурсии и походы;
  • летний экологический лагерь;
  • опытническая работа на учебно-опытном участке.

Работа организована по двум направлениям: урочная и внеурочная.  

Урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности, способствующих развитию функциональной грамотности обучающихся;

Внеурочная работа обучения: проведение факультативных и дополнительные занятий с одарёнными обучающимися по предмету; проведение предметных недель; научно-практические конференции; участие в Интернет - олимпиадах, интеллектуальных марафонах.

Для работы с одаренными обучающимися можно использовать задания разного характера, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний, например:

  • задания на развитие логического мышления:

нахождение общего, частного, промежуточного понятий;

Расположение понятий так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частое, а в середине промежуточное.

Например, «бактерия - болезнетворная бактерия – палочка Коха» или «растение – розоцветные - роза».

1.  Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные.

2.  Лесное растение, дуб, дерево.

3.  Куриные, птицы, глухарь. 

  • расположение понятий от более частных к более общим;

Например, если даны понятия «гусь», «животное», «птица», «домашние птицы», то их следует расположить так: «гусь  –птица – домашние птицы – животное».

1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные.

2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб.

3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие. [1, с.38]

  • нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых;

Назовите обобщающее (родовое) понятие к данным видовым.                                Например, «черешковый – сидячий» (лист)

1. Дерево – кустарник

2. Вены – артерии

3. Корзинка – колос

4. Белок – крахмал

5. Кокки – бациллы.

  • упражнение «перевод с русского на русский».

(Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы. Две-три пословицы, «переведенные на язык биологических терминов, потребуют для обратного перевода и образного мышления и анализа смысла отдельных слов, одновременно, развивая чувство юмора).

Примеры: 1. Сбился с азимута среди тpex голосеменных. (Заблудился в тpex соснах).

2. На один из органов кровоснабжения не распространяется законы дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).

3. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит).

Пример: шутливая разминка для тренировки межполушарного взаимодействия:

Птица-кашевар                        Сорока

Хитрый гриб                        Лисичка

Солнечный макияж                Загар

Бабочка из шкафа                          Моль

Обувь с ресничками                Инфузория туфелька

  • Задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями.
  1. Построить логическую цепочку из таких понятий: эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм.
  2. Вены- артерии;  планария – аскарида;  Коробочка – орех; кокки-бациллы.
  3. Отгадать заданное слово в игре «да- нет», задавая вопросы по теме.
  4. Вставить слова в текст.
  5. Решить задачу биологическую задачу.

Например:

А). Каждый день у человека образуется и отмирает 2 млрд эритроцитов. Это одна десятитысячная всех эритроцитов. Сколько у человека всего эритроцитов?

Б). Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут, один человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил.

В). При длине тела 3 мм высота прыжка блохи 20 см. На какую высоту мог бы прыгнуть человек, если бы он прыгал также, как и блоха?

  • задания на развития творческого мышления:

   Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации обучающихся, а также развития самостоятельности и активности. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.

Пример 1.

 Тема: «Вода на Земле». Естествознание. (5 класс)

    Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? ( Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.

Пример 2. 

Биология. (7 класс)

Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые». 

Сколько цветков посещают пчёлы?

В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.

Творческие работы учащихся состоят в создании:

  • компьютерных презентаций и флипчартов к урокам;
  • кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад;
  • викторин.
  • Для обучающихся, имеющих литературный талант - написать стихи, сочинения. Например, “Путешествие по клетке”, “Путешествие капельки воды по зеленому растению”, “Путешествие капельки крови по организму человека”.

2. Задачи на исправление ошибок.

Например: Ты прав. Одним воздушным очертаньем

                   Я так мила.

                   Весь бархат мой с его живым миганьем

                   Лишь два крыла.

                  …Не спрашивай: откуда появилась?

                   Куда спешу?

                   Здесь на цветок я легкий опустилась

                   И вот дышу…

                                                                       А. Фет

7. Задачи на выявление противоречий.

 Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней.

 Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток.

Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.

  • решение биологических задач на выдвижение гипотез и их защиту:
  • Пример творческой работы учащихся:
  1. «Что думает обо мне мое сердце?»

Сердце – это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха.

И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить.

-Наверное, иногда мое сердце меня презирает, за то что, не смотря на мой молодой возраст, я приношу ему страшную боль. А оно каждый раз страдает. От каждой выкуренной мной сигареты.

- Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе!

- Я часто огорчаю своих родителей. Мое поведение оставляет желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его.

 - А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.

 (Зачитываю стихотворение «Сердце» на фоне музыки).

Мне так плохо, так устало,

И нет больше сил стучать.

Наверное осталось мало...

Могли бы только вы понять –

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин,

А этот яд непобедим,

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днем

И если вы нас не спасете.

Мы только от куренья пропадем!  

2.  Как доказать, что кровеносные сосуды под кожей руки - вены?

Данную задачу учащиеся решают по-разному. Часть исходит из определения термина “вены”. Эти ребята ищут такие опыты, при помощи которых можно доказать, что кровь в сосудах движется к сердцу: “Нужно сдавить руку в запястье. Если видно, что сосуды набухают, со стороны кисти, значит это вены, т. к. кровь по ним движется к сердцу”. Такое решение основано на подведение под определение. Другие решают задачу, строя рассуждение по логическому принципу исключения:

“Видимые на поверхности руки сосуды не могут быть капиллярами, т. к. они крупные, и не могут быть артериями, т. к. не пульсируют. Следовательно, это вены”.

Открытые творческие задачи по биологии:

Например:                                                                                                                             

 а). Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?                                

 (Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и по запаху может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает).

  б). С незапамятных времён люди заметили, что если опустить лягушку в сосуд с молоком, то оно дольше не киснет. Хозяйки так и делали: в летнюю жару в кринки с молоком опускали лягушек. Объяснение было простое: холодная лягушка охлаждает молоко. Но когда провели эксперимент и измерили температуру молока с лягушкой и без неё, то никаких различий не обнаружили. Почему же тогда молоко с лягушкой остаётся долго свежим и не киснет?

(Оказалось, что выделения лягушачьей кожи обладают уникальными бактерицидными свойствами)

В). По прямой линии идут три черепахи. Первая говорит: “За мной идут две черепахи”. Вторая говорит: “За мной идет одна черепаха”. Третья говорит: “За мной идут две черепахи”. Почему она так говорит?

Г). Если курица стоит на одной ноге и весит 2 кг, то, сколько она буде весить, если встанет на две ноги?

Д). Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то, сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышь?

  • задания на прогнозирование ситуаций.

Что будет, если вырубить в лесу все деревья?

Последствия осушения болот.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Курумканская СОШ №2», Эрдыниева Баирма Васильевна, учитель биологии

План работы с одаренными детьми по биологии и экологии

на 2017-2018 учебный год

Цель:

Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

1. Развитие творческой, исследовательской активности детей;

2. Развитие творческого мышления;

3. Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.                                    

4. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.                                                                            

5. Создать условия для самореализации одарённых детей.                      

6. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей.

План  работы с одарёнными  детьми

Мероприятие

Сроки

   1

Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно познавательной деятельности.

  сентябрь

   2

Выявление одаренных детей. Проведение тест- методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся

  октябрь

   3

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

  в течение года

   4

Участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах

  ежегодно

   5

Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся

  Регулярно

   6

Разработка  планов индивидуальной работы с детьми;

  • проведения занятий с детьми;
  • отработка форм, методов, приёмов работы;
  • создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми

  Еженедельно

   7

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе

май


Предварительный просмотр: