Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса

Багатырова Узлипат Кахрумановна

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznourovnevye_zadaniya.docx439.88 КБ

Предварительный просмотр:

Разноуровневые задания на уроках

истории и обществознания

Разноуровневое обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности учеников, создает ситуацию успеха. Каждая группа учащихся работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным возможностям.

Эффективным средством организации самостоятельной познавательной и практической деятельности школьников является система разноуровневых заданий.

Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.

Основные задачи разноуровневого обучения 

 Выяление уровня, объёма, глубины усвоенных учениками знаний, умений и навыков

 Определение эффективности методов, форм и способов обучения учащихся

Существуют следующие виды контроля:

 Текущий – систематическая проверка усвоения учащимися знаний, умений и навыков на каждом уроке.

 Тематический – осуществляется после изучения полных разделов программы.

 Итоговый – проводится накануне перевода в следующий класс.

Разноуровневые задания с успехом могут быть использованы:

 при текущем контроле за усвоением знаний, умений и навыков

 при тематическом контроле

 при итоговом контроле

Все задания разделены на три группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний. Учитель составляет задания, соответствующие всем уровням усвоения знаний. Уровневый подход имеет следующие положительные моменты:

 учитываются возрастные особенности учеников.

 предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.

 в ходе проверки раскрываются возможности и способности каждого учащегося, что создает условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний.

 анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учащихся.

 применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний.

Алгоритм составления дифференцированных заданий.

1 уровень – базовый (оценка «3-4») 

Цель: воспроизведение знаний на репродуктивном уровне.

Типы заданий:

Что называется… В каком году… Где произошло… Кто написал…

Что изображено…


2 уровень - повышенный (оценка «4-5») 

Цель: применение знаний.

Ученики применяют знания и умения в знакомой ситуации по образцу.

Работа происходит на продуктивном уровне: решают задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения:

Какова причина… Что объединяет… Чем отличается… Почему… Какова основная мысль… Чем объясняется…

Теоретическое задание: Найдите факты, подтверждающие… Сравните… Объясните…

Практическое задание: Заполните таблицу… Составьте схему по рисунку…

3 уровень – высокий (оценка «5») 

Цель: творческое использование знаний.

Творческое применение учащимися знаний и умений в новой учебной ситуации:

Чем будут отличаться… Доказать или опровергнуть утверждение… Какой вывод можно сделать…

Теоретическое задание: Сделайте вывод…Сделайте сравнительный анализ (классификацию)… Обобщите… Оцените значимость…

Практическое задание: Напишите историческое сочинение… Напишите эссе… Сделайте проект…


Памятка для учащихся при работе с дифференцированными заданиями 

1. Выполните одно задание по выбору (из 3-х).

2.Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1.

3.Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.

4.Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание 3




Примеры дифференцированных заданий по истории для 5-10 классов


Устный опрос

Тема: «Олимпийские игры» (5 класс)

1.Что такое Олимпийские игры? Расскажите о том, как в Древней Греции проходили Олимпийские игры? (Опишите один из 5 «незабываемых» дней)
2.Опишите состязания, в которых принимали участие древнегреческие атлеты:

а) пятиборье
б) гонки колесниц

3.В чем состоит отличие Олимпийских игр в Древней Греции и современных
Олимпийских игр? В чем сходство?

Повторение темы: «Россия в эпоху Петра 1» (7 класс)

1.Расскажите об участии России в Северной войне по плану:
а) причины
б) основные события
в) результаты и значение


2.Опишите, какие преобразования были осуществлены Петром 1

а) в экономической сфере
б) в сфере государственного управления
в) в военной сфере
г) в культурно-бытовой сфере


3.Оцените деятельность Петра 1 для будущего развития России.

Тема: «Новая экономическая политика» (9 класс)

1 Что такое нэп? Каковы причины перехода большевиков к новой экономической политике?
2.Опишите, что изменилось после введения новой экономической политике в области сельского хозяйства, промышленности, торговли, в социальной сфере..
3.Сравните новую экономическую политику и политику «военного коммунизма».

Письменный опрос

 «Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1825г.г. Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 года».

Дифференцированная письменная работа (рассчитана на 15 минут).

Задание на оценку «3»

1.Назовите проекты реформ, которые появились после Отечественно войны 1812 года.

2. О чем вам говорят имена:

а) Н.Н. Новосильцев,

б)А.А. Аракчеев?

3. Каковы итоги внутренней политики Александра 1?

Задание на оценку «4»

  1. Охарактеризуйте «Уставную грамоту Российской империи». Кто ее автор?
  2. Автором каких проектов был А.А. Аракчеев? Расскажите об одном из них по выбору.

Задание на оценку «5»

  1. Почему Польше была дарована Конституция,  а России – нет?
  2. Почему прибалтийские крестьяне получили освобождение о  помещиков, а русские – нет?

3. Какие задачи должна была решить организация военных поселений? Были ли достигнуты эти цели?


Использование зачетной системы контроля знаний

Зачет по теме «Смутное время в России»

Все задания делятся на 2 уровня сложности: обязательная часть (на оценки «3» и «4») и дополнительная часть (на оценку «5»).

Обязательные задания. 

Для получения оценки «3» надо выполнить правильно не менее 7 заданий из этой части.

1. Укажите, под каким названием вошел в историю свод законов, утвердивший Юрьев день.

2. Продолжите фразу: «Первым русским царем из династии Романовых был…»

3. Какое событие было раньше: введение «заповедных» или «урочных» лет?

4. Укажите, каким историческим термином называется: работа крестьянина со своим инвентарем в барском хозяйстве?

5. Рязанский воевода, один из руководителей первого ополчения.

6. Что такое «крестоцеловальная запись»?

7. Чем был известен И.И. Болотников?

8. Каковы были цели участников восстания Болотникова?

9. Кто из перечня людей периода Смуты мог иметь такое прозвище: «не способнейший, а удобнейший»:

а) Борис Годунов,
б) Михаил Романов,
в) Василий Шуйский.

10.Кому принадлежат эти слова: «Братья, постоим за русскую землю, ополчимся поголовно: отдадим все наше имущество, если нужно, заложим жен и детей, но выкупим наше отечество»:

а) В. Шуйский,

б) И. Сусанин,

в) К. Минин.

Дополнительные задания.  (За каждый правильный ответ добавляется 1 балл.)

11. Почему конец 16-начало17 века в Росси называют смутным временем?

12. Почему при избрании Михаила Романова на трон от  него не потребовали обязательств, аналогичных «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского?

13. Почему  Василий Шуйский обратился за помощью к Швеции и какие это имело последствия.

Разноуровневые тестовые задания-актуальная форма текущего и итогового контроля с целью подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ

Базовый уровень

Задание 1. Установите соответствие между государственными деятелями и

историческими событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ          ЛИЧНОСТИ

А) Ярослав Мудрый                              1) введение Юрьева дня

Б) Андрей Боголюбский                       2) написание «Поучение детям»

В) Владимир Мономах                         3)присоединение Казанского ханства

Г) Иван IV                                             4)укрепление Владимиро-Суздальского княжества

                                                                5) строительство Софийского собора в Киеве.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание 2. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключение одного, относятся к времени правления Ивана IV..

1) стрелецкое войско; 2) Земский Собор; 3) Стоглав; 4) «ордынский выход»; 5) опричнина; 6) земщина.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

Ответ: ___________________________

Задание 3. Напишите пропущенное слово.

Период правления Ивана IV, характеризуемый понятиями «земщина», «государственный террор и система чрезвычайных мер», «искоренение боярского самовластия», называется …

Ответ: __________________________________

Повышенный уровень.

Задание 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в

правильной последовательности в таблицу.

1) венчание Ивана IV на царство

2) созыв первого Земского Собора

3) стояние на реке Угре

4) подчинение Новгорода Москве

5) Ливонская война

Ответ:

Задание 2. Какие три из перечисленных положений относятся к реформам Избранной Рады? Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

1) введение Юрьева дня

2) Земский Собор

3) учреждение стрелецкого войска

4) создание системы кормления

5) появление Казны и Дворца

6) система приказы

Ответ:

Задание 3. Прочтите отрывок из «Истории государства Российского» Карамзина Н.М.(т.8, гл.4).

«24 Марта узнал Государь о происшествиях Казанских: велел Шиг-Алею ехать в Касимов, а шурину своему, Данилу Романовичу, идти с пехотною дружиною в Свияжск, объявив в торжественном заседании Думы, что настало время сразить Главу Казани. … Бояре хвалили решительность Иоаннову, но советовали ему остаться в Москве и послать Воевод на Казань: "ибо Россия имеет не одного врага: если Крымцы, Ногаи в отсутствие Государя нападут на ее пределы, кто защитит оные?" Иоанн ответствовал, что возьмет меры для безопасности Государства и пойдет на свое дело. Велели собираться войску из дальних мест в Коломне и Кошире, из ближайших в Муроме. Князья Александр Борисович Горбатый и Петр Иванович Шуйский должны были вести Московские полки в Нижний Новгород, Михайло Глинский расположиться станом на берегах Камы с Детьми Боярскими, стрельцами, Козаками, Устюжанами и Вятчанами, а Свияжские Воеводы занять легкими отрядами перевозы на Волге и ждать Иоанна... Опасаясь единственно Хана Крымского, Иоанн ждал вестей об его движениях и, собирая войско, готовился иметь дело с двумя неприятелями: с Казанью и Тавридою».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) описанные в отрывке события произошли в 1552 г.

2) местные народы не оказывали поддержку русским отрядам

3) в честь победы над Казанью был построен собор Покрова Богородицы

4) крымский хан не повёл свои войска на Москву

5) после взятия Казани Казанское ханство прекратило существование

6) Крымское и Казанское ханства объединившись, нанесли удар по Московскому государству.

Ответ:

Задание 4. Какие суждения о событии, изображённом на картине, являются верными? Выберите два суждения из четырёх предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) выступление митрополита Филиппа против опричного террораhello_html_m5689f9be.jpg

2) картина рассказывает о церковном расколе

3) Русская Православная Церковь причислила митрополита Филиппа к лику святых.

4) автором картины является И.Е. Репин

Ответ:

Задание 5. Какой из памятников, представленных ниже, был построен в годы правления страной того же государственного деятеля, о котором шла речь в представленной картине? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.


1) hello_html_m61c2e83f.png 2) hello_html_m22ad2f39.png



3) hello_html_m3a5527e.png 4) hello_html_m738630b9.jpg

1. Дмитриевский собор во Владимире

2. Успенский собор во Владимире

3. Собор Василия Блаженного

4. Церковь Покрова в Филях

Ответ:

Примеры проблемных вопросов по истории.

  • Плюсы и минусы монголо – татарского протектората;
  • Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие?
  • Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?
  • XVII век в истории России – шаг вперед или назад?
  • Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?

Примеры проблемных вопросов по обществознанию.

  • Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?»
  • Сильная президентская власть в России: за и против».
  • Независимость судебной власти: миф или реальность?»
  • Свобода человека: вседозволенность или ответственность?»

Проблемный вопрос к уроку:hello_html_m4d0d9dbb.png

Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»

Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.

  • В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».

Класс делится на две группы:

1 групп - поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II-«Кровавый».

2 группа – поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II – «Святой мученик».

Источники информации: исторические документы, историческая литература, Интернет, СМИ и т. д.

Результаты поисково – исследовательской работы.

1 группа.

Факты:

  • Гибель людей на Ходынке во время коронации Николая II в 1996 году.
  • «Кровавое воскресение», 1905 год.
  • Людские жертвы во время русско–японской и первой мировой войны.

2 группа.

Факты:

  • Рождение Николая II 6 мая, в день святого Иова Многострадального.
  • Покушение на цесаревича Николая во время кругосветного путешествия в Японии.
  • Неизлечимая болезнь долгожданного сына.
  • Расстрел царской семьи.

Подведение итогов дискуссии, выводы.

Николай II – последний император из династии Романовых.

  • Главная задача его внутренней политики: укрепление самодержавия;
  • Многие считали его слабым правителем;
  • Многие считали его идеальным семьянином;

НО его можно назвать и «Кровавым» и «Святым мучеником».

Проблемное обучение может проводится посредством решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:

1. Задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на СССР, другие же заявляют, что И.В.Сталин знал о готовящейся войне, третьи – о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача учащихся – доказать одну из точек зрения, причем можно работать по группам одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок.hello_html_m1ce6c3df.png

2.Задачи на противоположные высказывания одного человека.hello_html_m486c8259.png

Так, В.И.Ленин в 1919 году резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 году был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля.

  1. Задачи на оценку конкретной личности. Например «Н.С.Хрущев: черное и белое», « Иван Грозный: злодей или мудрец?», «И.В.Сталин: реформатор или деспот».

4. Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных аналогов. Учащиеся разрабатывают научно – исследовательские работы на темы: «Демографические взрывы и катастрофы», «Сила права или право силы?» и т. д.

Блок проблемных уроков по истории.

Урок 1. Становление Ивана Грозного как личности.

Проблемный вопрос к уроку: кто он, тиран или….?

Проблемное домашнее задание: каково влияние среды на становление личности Ивана IV?

Урок 2. Реформы 50-х гг.

Проблемный вопрос: была ли Россия сословно – представительной монархией?

Проблемное домашнее задание: в чем сходство и различие Земского собора в России, парламента в Англии и Генеральных штатов во Франции?

Урок 3. Опричнина.

Проблемный вопрос: зачем понадобилось создавать опричнину?

Проблемное домашнее задание: была ли жестокость Ивана Грозного абсолютно бессмысленной?

Урок 4. Внешняя политика России при Иване IV.

Проблемный вопрос: Почему Россия победила на Востоке и проиграла на Западе и на Юге?

Проблемное домашнее задание: какие внутренние и внешние изменения произошли в развитии России во времена Ивана IV?

Урок 5. (семинар). Иван Грозный и его время.

Оценки современников, историков. Разрешение проблемного вопроса к теме.

Вопросы:

  1. Как оценивают деятельность и личность Ивана Грозного историки?
  2. Ваше отношение к личности Ивана IV.
  3. Альтернативные пути развития России при Иване