Календарно-тематическое планирование

Багатырова Узлипат Кахрумановна

Календарно-тематическое планирование.

5 кл.- история
9 кл.- история России, всеобщая история, обществознание.
11 кл. -обществознание(профильный уровень)
           - история России(профильный уровень)
           - история России(базовый уровень)
           - право(прфильный уровень)
           - экономика(профильный уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc213.5 КБ
Файл ktp_ob9.docx1.08 МБ
Microsoft Office document icon profilnoe_11_istoriya_r.doc387.5 КБ
Microsoft Office document icon profilnoe_11_obshchestvoznanie.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА « ИСТОРИЯ  ДРЕВНЕГО МИРА»

Пояснительная записка

Класс – 5А,Б,В

Количество часов в неделю – 2, в год – 70

Учебник – А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» – Просвещение-2008

План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. - Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. Издательство «Просвещение».

Контурная карта – Атлас «История древнего мира» с комплектом контурных карт. – Издательство «Просвещение».

Задачи курса: формировать историческое мышление, терпимость, широту мировоззрения, гуманизма.

Цели курса:

  1. Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
  2. Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  3. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);
  4. Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

Основные умения:

  1. связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  2. анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  3. сравнивать исторические явления и события в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
  4. давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  5. спорить и отстаивать свои взгляды;
  6. самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так вещественные и изобразительные;
  7. работать с исторической картой;
  8. оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Цели и задачи урока

Основные факты, понятия, проблемы

Домашнее задание

Введение (2 ч)

Источники знаний по истории Древнего мира

1

Заинтересовать учащихся учебным предметом.

История, вещественные источники, археология, этнография.

Введение, привести примеры письменных и вещественных источников

Счёт лет в истории

1

Подготовить учащихся к пониманию счёта лет до нашей эры, без которого невозможно изучение древней истории.

Наша эра, до нашей эры.

составить одну из задач о счёте лет.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей (5 ч)

Тема 1. Первобытные охотники и собиратели (3 ч.)

Древнейшие люди

1

Сформировать представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира.

Человеческое стадо, собирательство

§1, вопросы устно.

Первобытные охотники и собиратели

1

Определить причины, по которым людям удалось выжить в ледниковое время.

Родовая община

§2, нарисовать составные орудия труда.

Возникновение искусства и религии

1

Дать понятие о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей.

Религия, духи, душа, молитвы.

§3

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(2 ч)

Первобытные земледельцы и скотоводы

1

Сформировать у учащихся представление о том, что скотоводство и земледелие – величайшее открытие человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания.

Ремесло, род, племя, скотоводство, земледелие.

§4, определения

Возникновение неравенства между людьми

1

Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства.

Знать, вождь, неравенство, соседская община.

§5; вопросы

Контрольная работа

1

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения главы.

Раздел 2. Древний Восток (18 ч)

Тема 1 Древний Египет (7 ч)

Местоположение и природные условия Древнего Египта

1

Формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий.

Дельта, дамбы, каналы.

§6

Быт земледельцев и ремесленников

1

Формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников

Фараон, крестьяне, ремесленники

§7

Жизнь египетского вельможи

1

Подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков.

вельможи

§8, составить и записать рассказ от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона

Военные походы фараонов

1

Определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население.

Колесница, пехотинцы

§9, вопросы, выводы к таблице

Религия древних египтян

1

Показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии; дать представление о жречестве как о важнейшей опоре фараонов.

Храмы, жрецы

§10, заполнить до конца таблицу, подготовить пересказ одного из мифов и рисунок на тему мифа.

Искусство Древнего Египта

1

Раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта

Пирамиды, архитектура, скульптура

§11

В Древнеегипетской школе

1

Сформировать представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовке писцов-чиновников, что знание грамоты открывало путь к государственной службе и обеспеченной жизни, но образование стоило дорого и было доступно только детям из знатных семей.

Иероглифы, папирус

§12

Контрольная работа

1

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.

Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч)

Древнее Двуречье

1

Познакомить учащихся с историей Месопотамии, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация

клинопись

§13

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства; подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоёв населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев.

Аренда, ростовщик.

§14; вопрос для устного ответа: «Что в законах Хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым?».

Финикийские мореплаватели

1

Познакомить учащихся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген и оказавшим сопротивление войскам Александра Македонского.

Колонии

§15

Древние евреи

1

Познакомит ребят с историей древнего народа, который стал родоначальником религии, основанной на единобожии; развивать умения работы с исторической картой

Древние евреи, Библия, Ветхий завет, Новый завет.

§16, вопросы к тексту, выписать в тетрадь библейские заповеди, подготовить для пересказа миф и сделать к нему рисунок.

Древнееврейское царство и его правители

1

Сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев и о вкладе в его укрепление и становление первых правителей.

Иерихон, храм Соломона

§19, вопросы

Ассирийская держава

1

Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии.

Железо, держава.

§18, вопросы

Образование Персидской державы

1

Сформировать обобщённое представление об этапах формирование Персидской державы и причинах столь долгого существования довольно непрочного государственного объединения.

Сатрапии

§19, разобрать схему.

Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч)

Местоположение и природа Древней Индии

1

Закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и в Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии.

Индия, Ганг, Инд, Гималаи

§21, прочесть легенды о Раме и Будде.

Индийские касты

1

Сформировать представление о сословном делении, существовавшим во всех обществах древнего мира.

Касты, брахманы, буддизм

§21, повторить термины из словаря

Местоположение и природа Древнего Китая

1

Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей.

конфуцианство, Хуанхэ, Янцзы.

§22, вопросы

Объединение Китая

1

Сформировать представление о причинах объединения Китая, о причинах самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствиях.

Гунны, Великая Китайская стена.

§23, вопросы

Контрольная работа

1

Осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.

Раздел 3. Древняя Греция (20 ч)

Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)

Природа и население Древней Греции

1

Сформировать представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения.

Греция

§24, миф о Тесе и Минотавре, рисунок к мифу.

Микены и Троя

1

Познакомит учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны, подвести к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры.

Ахейцы, дорийцы, Троя.

§25, прочитать миф о причинах Троянской войны и сравнить действительную причину войны с той, которую описали в греческих мифах. В чём различия между ними?

Поэма Гомера «Илиада»

1

Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов.

§26, выучить наизусть сцену прощания Гектора с Андромахой.

Поэма Гомера «Одиссея»

1

Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов.

§27, рисунок на один из мифов о возвращении Одиссея в Итаку.

Религия древних греков

1

Обобщить представления учащихся о религии древних греков, сосредоточить внимание на общих закономерностях возникновения религиозных верований.

Пантеон

§28, пересказ одного из мифов о богах.

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 ч.)

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

Продолжить знакомство с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции, показать, как в Аттике сплочённая борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства.

Полис, демос, аристократ

§29, термины учить.

Зарождение демократии в Афинах

1

Объяснить, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были допущены к управлению и к службе в войске.

Реформы

§30, письменный ответ на вопрос: почему Солон своими реформами вызвал недовольство демоса и знати? Мог ли он удовлетворить интересы и тех и других?

Древняя Спарта

1

Подвести учащихся к пониманию того, что Греция в Древности не была объединена одной властью

Илоты

§31

Основание греческих колоний

1

Знакомство с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией 8-6 вв. до н.э. и её причинами.

Колонии

§32, подготовить пересказ о царе Скиле

Олимпийские игры

1

Сформировать представление о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов-государств Греции.

Олимпия, «Священный мир», олимпионик

§33

Греко-персидские войны

1

Дать знания о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою родину и свободу.

Марафон, экспансия, стратег.

§34, нарисовать план Марафонского сражения.

Нашествие персидских войск на Элладу

1

Раскрывая причины побед греков, указать на общеэллинский патриотический подъём, который привёл к объединению сил греческих государств, на техническое превосходство и более высокое военное искусство греков.

триера

§35

Тема 3. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии. (5 ч.)

В гаванях афинского порта Пирей

1

Раскрыть противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам.

Граждане, метеки, пошлина

§36

В городе богини Афины

1

Сформировать представление о том, что 5-6вв. до н.э. время не только рабовладения, но и победы демократии в большинстве греческих государств, что привело к подъёму и расцвету эллинской культуры, что всё свободное население Греции активно участвовало в создании культурных ценностей, в формировании эстетических взглядов, что определяет гуманистическое содержание древнегреческой культуры.

§37

В афинских школах и гимнасиях

1

Дать понятие о том, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных

Стиль, палестра, педагог

§38.

В театре Диониса

1

Сформировать представление о том, что театр зародился в Греции и стал наиболее массовым и любимым видом искусства. Раскрыть одну из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств.

Орхестра, скене, трагедия, комедия.

§39, подготовить пересказ трагедии Софокла «Антигона»и комедии Аристофана «Птицы»

Афинская демократия при Перикле

1

Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин.

Демократия

§40

Тема 4. Македонские завоевания в 4 в. до н.э. (3 ч)

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Объяснить причины упадка Греции, которые, в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией.

Македония, монархия, Филиппики, сариссы.

§42, самостоятельно прочитать о приходе к власти Александра и подготовить для пересказа легенду, связанную с Александром Македонским

Поход Александра Македонского на Восток

1

Сформировать представление у учащихся о том, что македонские завоевания имели целью создать «мировую державу» и привели к созданию новых греко-македонских государств, которые вплоть до средних веков имели единый путь развития.

§42, контурная карта.

В Древней Александрии Египетской

1

Охарактеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приёмов греков и восточных народов.

Обсерватория, музы

§43, сопоставить муз с видами искусств.

Контрольная работа

Проверить, как усвоен материал по истории Древней Греции

Таблица

Раздел 4. Древний Рим (17 ч)

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

Древнейший Рим

1

Познакомить учащихся с легендой об основании Рима, с общественным строем, выделить природные факторы, оказавшие влияние на экономическое и социально-политическое развитие Древней Италии.

Патриции, плебеи.

§44

Завоевание Римом Италии

1

Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики; доказать, что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер.

Республика

§45

Устройство Римской республики

1

Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики, доказав что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер

Консулы, легионы

§46, сделать рисунок римского легионера

Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

Вторая война Рима с Карфагеном

1

Познакомить с причинами, основными событиями и итогами Пунических войн, объяснив, что оба государства вели несправедливые войны.

Пентеры «ворон»

§47, план «Битва при Каннах»

Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2 в до н.э.

1

Рассмотреть дальнейшее развитие римской агрессии и превращение Рима в Хозяина всего Средиземноморья.

Триумф, империя

§48, «Разделяй и властвуй» объяснить высказывание.

Рабство в Древнем Риме

1

Выяснить причины, почему в Риме появилось огромное количество рабов и использовалась их жестокая эксплуатация.

Гладиаторы

§49, рисунок гладиатора.

Тема 3. Гражданские войны в Риме. (4 ч.)

Земельный закон братьев Гракхов

1

Рассмотреть причины разорения крестьян во 2 в до.н.э. и его последствия.

Аграрный закон

§50

Восстание Спартака

1

Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, которое, несмотря на поражение, имело огромное значение.

§51

Единовластие Цезаря в Риме

1

Дать знания о том, что победа цезаря за власть объяснялась его личными качествами и поддержкой низов свободного населения Италии, власть же Цезаря в Риме представляла собой военную диктатуру и носила антинародный характер.

Военная диктатура

§52

Установление империи в Риме

1

Познакомить учащихся со сменой государственных форм в Риме, с прочным установлением военной монархии при сохранении видимости участия граждан Рима в Управлении государством.

§53

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

В Риме при императоре Нероне

1

На примере правления императора Нерона доказать постулат, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства.

Диктатор

§54

Первые христиане и их учения

1

Познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий.

§55

Расцвет Римской империи во 2 веке

1

Сформировать представление у учащихся о правлении императора Траяна как о «годах редкого счастья», временах последних завоеваний Рима.

Колоны, рабы с хижинами

§56

«Вечный город» во времена империи и его жители

1

Познакомить учащихся с бытом римлян и его особенностями.

Термы, Колизей, Пантеон

§57, вопрос 4 письменно

  1. п

Контрольная работа

1

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.

Тема 5. Падение Западной Римской империи. (2 ч.)

Римская империя при Константине

1

Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в правление императора Константина в Римской империи

Варвары, епископ.

§58

Взятие Рима готами

1

Познакомить учащихся с событием в мировой истории, которое называют Падение Западной Римской империи и, которое было вызвано как внутренними, так и внешними причинами

§59, подготовка к проверочной работе

Итоговое повторение (2 ч.)

Особенности цивилизации Греции и Рима.

1

Проверка и закрепление изученного материала.

Работа над ошибками.

Вклад народов в мировую культуру

1

Систематизировать и закрепить информацию, полученную в ходе изучения курса « История  Древнего мира»

Итоговая контрольная работа

1

Систематизировать и закрепить информацию, полученную в ходе изучения курса « История  Древнего мира»

Итоговая контрольная работа

1


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  «История России с середины XIX до начала XX вв.» (А. Н. Сахаров)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока, его форма

Элементы его содержания

Требование к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Дополнительное образование

Домашнее задание

Дата проведения










план

фаю*

Россия во второй половине XIX в. (12 часов)

1

Вводный урок

1

Вводная лекция

Общая характеристика социально-экономического и политического положения Российской империи в середине XIX века

Знать особенности социально-экономического и политического развития Российской империи

конспект

2-3

Отмена крепостного права

2

Урок изучения новых знаний. Диалог

Отмена крепостного права

Знать причины отмены крепостного права. Выделять этапы подготовки данного процесса. Оценивать характер мер правительства. Анализировать основные положения реформы, определять её характер, значение

Анализ схемы

§68,69 -схема

4-5

Либеральные реформы 60-70-х гг.

2

Урок практического применения знаний, умений. Практикум

Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-1870-х гг.

Понимать связь между отменой крепостного права и либеральными реформами. Раскрывать содержание структурных реформ, их последствия и значение. Осуществлять критику источника

Анализ исторического источника

Споры современников о значении реформ

§70, 71

6-7

Внешняя политика России в 60-70-е годы XIX века.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Восточный вопрос»  во чвнешней политике Российской империи. Европейское и азиатское направления во внешней политике России в конце XIX в.

Выделять основные направления и задачи внешней политики России, способы их реализации. Оценивать результаты

Мини тестирование

Россия и православные народы Балканского полуострова

8-9

Развитие экономики в пореформенной России

1

Комбинированный урок

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота

Знать динамику развития пореформенной экономики страны. Систематизировать историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса

Схема

Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие, сословный строй в условиях модерниза-ционных процессов

§74, 75

10-11

Общественные движения в 60-70-е гг. XIX в.

1

Урок формирования новых умений. Лабораторная работа

Общественные движения в конце XIX в. Идеология и практика народничества. Зароадение рабочего движения

Проводить сравнительный анализ основных направлений общественного движения, их идеологии, социального состава, способов деятельности. Уметь делать выводы

Обсуадение заданий

Выступления разночинной интеллигенции

§76

12

Почему был убит царь-освободитель?

1

Урок-исследование

Политический террор

Понимать причины убийства царя-освободителя. Выражать отношение к террору. Определять его последствия для дальнейшего развития России, её модернизации.


Представление результатов работы групп

Эссе

Уметь формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей работы, определение способов решения исторических задач, прогнозирование результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями

13-14

Правление Александра III

1

Урок изучения новых знаний. Лекция

Политика контрреформ. Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями

Уметь анализировать социальное развитие империи, внутреннюю и внешнюю политику правительства Александра III. Определять последствия контрреформ для исторической судьбы России

Беседа фронтальная, тренинг дат и понятий

§78

15-16

Россия в первые годы правления Николая II

1

Урок изучения новых знаний. Диалог

Характеризовать личность императора - Николая II. Разъяснять сущность общественно-политической жизни России

§80, в порядке выбора дополнительный материал по теме

17-18

Культура России во второй половине XIX в.

2

Урок практического применения знаний, умений. Конференция

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские традиции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских учёных

Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863 г. Городская и деревенская культуры: две социокультурные среды

§81-83

19

Повторение

Уроки актуализации знаний. «Круглый стол»

Знать факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность и целостность исторического процесса. Понимать взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной, конфессиональной, этносоциальной, локальной истории

Анализ выводов, рефлексия, тестирование

20

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия во второй половине XIX в.»

1

Урок контроля и коррекции знаний, умений. Семинар

Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа. Обосновывать свою точку зрения. Систематизировать её.


  «История России XX - начала XXI вв.» (В. А. Шёстаков)

Элементы

По

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

дополнительного содержания

домашнее задание

Дата проведения план/факт

Глава 1

Российская империя в последнее десятилетие

21

Россия во второй

1

Урок повторения и

Особенности эко-

Умение работать с

Составить тезисы,

Споры

§ 1

половине XIX -

обобщения знаний

номического и соци-

текстом, документом,

раскрывающие про-

совре-

начала XX вв.

ального развития

проводить анализ

тиворечия реформ

менни-

-■-•*•

России и стран За-

источника

ков о

пада во второй по-

значе-

ловине XIX в.

нии ре-

Эпоха Великих ре-

форм

форм и их значение

22-

23



Становление и раз-

2

Лабораторно-

Итоги и последствия

Умение работать со

Участие в дискуссии

§ 2, во-

23

витие рыночной эко-

практическое за-

реформ.

статистическим мате-

просы

номики в России

нятие

Тормо>кение реформ.

риалом, обрабаты-

и за-

Реформы СЮ. Витте

вать, делать выводы.

дания

Панисламизм

с. 22

24

Российское общество

1

Урок изучения

Политические пар-

Умение составлять

Проект

§ 3, во-

в условиях форси-

нового материала

тии и программы,

сравнительную таб-

(задание на с. 22)

просы

рованной модерни-

социальная база и

лицу, подбирать фак-

к пара-

зации

способы достиже-

ты и их аргументиро-

графу

ния целей

вать

25

Культура России

1

Урок-семинар

Идейные искания

Уметь работать с раз-

Подготовка к дискуссии

§ 4, во-

начала XX в.

российской интелли-

личными источниками

с. 41

просы

генции начала XX в.

информации, готовить

к пара-

Русская религиоз-

мультимедийные пре-

графу

ная философия.

зентации и их защиту

«Серебряный век»

русской поэзии.

Критический реа-

лизм. Отражение

духовного кризиса

в художественной

культуре декаданса


Глава II. Первая Российская революция и её последствия

26

Государство и власть. Русско-японская война

1

Урок изучения нового материала

Государство и власть. Россия в системе военно-политических союзов. Русско-японская война

Работа с картой и документами

§ 5, вопросы к параграфу

27-28

Революционные потрясения 1905-1907 гг.

2

Урок-семинар

Предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация революции. Кровавое воскресенье, события весны-лета 1905 г. Всероссийская Октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Вооруженное восстание в Москве. Дума и радикальные партии

Уметь работать с различными источниками информации, анализировать, обобщать материал, готовить мультимедийную презентацию

Подготовить материал о революционных событиях 1905-07 гг. в нашем крае

§ 6, вопросы к параграфу

29.

От революции к реформам. Становление российского парламентаризма

1

Комбинированный урок

Становление Российского парламентаризма. I и II Государственные Думы: состав, деятельность. Реформы П.А. Столыпина

Составление сравнительной таблицы «Реформы Витте и Столыпина»

Борьба властей с оппозицией и революционным движением

§ 7

Глава III. Первая  мировая война и крушение императорской России


30-31

Первая мировая война и крушение императорской России

2

Урок-исследование

Проанализировать проблемы, поставленные Первой мировой войной

Уметь работать с историческими документами, статистическим материалом. Уметь систематизиро-

Исследование «Роль Первой мировой войны в Российской истории»

§ 8

вать материал, обобщать, делать выводы и формировать свою точку зрения, аргументировать её

32-33

Первая мировая война и Февральская революция 1917 г.

2

Урок-лабораторное занятие

Влияние войны на российское общество. Обострение противоречий, порожденных революцией 1905-1907 гг. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Уметь работать с учебником, видеть позицию автора учебника, уметь её выделять, аргументировать и формировать свое отношение к позиции автора

Мини-сочинение на тему «Российский характер» Февральской революции», позиция автора учебника. Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ объясните

§ 9

34

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Российская империя: последние десятилетия. Крушение имперской России»

1

Урок контроля и коррекции знаний, умений.

Систематизировать материал по изученным темам Тесты



Глава IV. Октябрьский переворот 1917 г. и Гражданская война

35

Россия вступает в революцию

1

Урок-лабораторное занятие

Экономические, политические, соци-ально-культурные факторы революции 1917 г.

Уметь работать с различными источниками информации, анализировать её, представлять в виде таблицы

Составить таблицу «Вызовы времени и ответы на них Российского государства и общества»

§ 10

36-37

Пролог Гражданской войны. Большевики в борьбе за власть

2

Урок-лабораторное занятие

Временное правительство и Советы. Внутренняя политика Временного правительства. Кризисы власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах

Умение работать с различными источниками информации, анализировать их, составлять хронограф событий

Мини-сочинение «Почему события в России марта-сентября 1917 г. названы «прологом Гражданской войны»?

Политические портреты лидеров Петроградского Совета и Временного правительства

§ 11,12

38-39

Большевики берут власть

2

Урок-практическое занятие

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Большевизация Советов. Провозглашение и утверждение Советской власти. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир и его итоги

Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями. Умение вести дискуссию, аргументированно отстаивая свою точку зрения

Написать эссе «Могло ли Учредительное собрание стать гарантией демократического пути развития России?»

Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков

§ 13,14

40

Начало революционных преобразований в экономике

1

Семинарское занятие

Экономическая политика большевиков на первом этапе, её противоречия. Военный коммунизм

Сформировать свои мировоззренческие взгляды Умение работать в группах. Описать положение различных слоев населения на фабриках и заводах, в городах и деревнях России зимой-осенью 1918 г.

Подготовка сообщений, презентаций

§ 15

41-42

Гражданская война в России

2

Урок-лекция

Гражданская война и интервенция: этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. «Зеленое» движение. «Белый» и «красный» террор. Итоги Гражданской войны. Причины поражения белого движения

Формировать уметь писать лекцию, работать с различными источниками информации, принимать участие в дискуссии

Подготовить рефераты и презентации о событиях Гражданской войны в нашем крае

Дискуссии о причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны

§ 16,17

43

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Октябрьский переворот 1917 г. и Гражданская война»

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизировать материал по изученным темам Тесты

Подготовить мини-исследование «Что было общим и отличительным в гражданских войнах России и других странах XX в.?»

 

Глава V. Советская Россия

44

Начало новой экономической политики

1

Урок-практическая работа

Экономическое и политическое положение России после Гражданской войны. Кронштадтский мятеж. Переход к новой экономической политике. Большевики и церковь

Умение работать с учебником, документами, статистическим материалом: анализировать, обобщать представлять свою точку зрения

Письменный анализ вопроса №2 с. 142

§ 18

45-46

Эволюция большевистского режима

2

Урок-лекция

Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Борьба за власть в правящей партии. Успехи противоречия и кризисы нэпа. Концепции построения социализма в отдельно взятой стране

Уметь работать со справочной литературой, обрабатывать статистический материал, анализировать и сравнивать. Оперировать понятиями

Тесты. Эссе «Была ли возможность у советского руководства избрать курс на форсированную индустриализацию страны...?»

§ 19,20

47

Образование СССР

1

Урок-практическое занятие

Основные направления и принципы национальной политики советской власти

Уметь работать с документами и исторической картой

Работа с контурной картой. Мини-исследование «Существует мнение,что предпосылки распада СССР были заложены ещё в момент его создания». Что вы думаете по этому поводу. Ответ аргументируйте

§ 21

Глава VI . Советская модель модернизации

48

Свертывание нэпа

1

Комбинированный урок

Роль государства в экономике периода нэпа. Нэп в оценках историков и современников. Причины свертывания нэпа

Уметь работать с текстом учебника, выполнять задания нас. 162,163,164

На основе работы с дополнительными источниками информации ответить на вопрос «Какие оценки получил в советской и современной Российской историографии 1929 г.?

§ 22

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

i:     Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения план/факт

В чем на ваш взгляд их принципиальное различие и чем они обусловлены?»

49-50

Консервативная революция в экономике

2

Урок-лекция

Противоречия социалистической модернизации. Коллективизация -её социальные и экономические последствия

Знать основные факты и противоречия данного периода, уметь систематизировать, анализировать материал

Дать развернутый ответ на вопрос «Почему автор назвал этот параграфа «Консервативная революция в экономике»? Какие факты подтверждают или оспаривают эту оценку»

§ 23-24

51-52

От диктатуры класса к диктатуре вождя

2

Урок изучения нового материала

Централизованная командная система управления страной. Партийный аппарат и номенклатура. Культ личности Сталина. Массовые репрессии их мотивы, направленность и последствия. Создание системы исправительно-трудовых лагерей. Итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920-1930 гг. Конституция 1936 г.

Знать понятие «советская командная система». На основе анализа фактов, приведенных в учебнике, ответить на вопрос «Была ли альтернатива командной системе в стране или она стала закономерным результатом исторического развития России-СССР в 1920-первой половине 1930-х гг.

Составить сравнительную таблицу: Конституция 1924 г. и 1936 г

§ 25

53

Становление нового хозяйственного механизма

1

Урок-семинар

Итоги индустриализации. Создание новых отраслей промышленности. Складывание индустриальной базы на

Уметь работать с дополнительной литературой, извлекать из неё информации и готовить выступление-презентацию

Ответ-размышление на вопрос автора учебника: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее», - произ-

Востоке страны. Создание военно-промышленного комплекса

нес И.В. Сталин в 1935 г. Какие изменения в социально-экономической жизни СССР позволяют вам согласиться с этой оценкой, а какие нет?

54.

Советское общество накануне войны

1

Урок-лекция

Повседневная жизнь советских людей. Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-е гг. Литературно-художественные группировки 1920-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции»

Умение работать с учебником и различными источниками информации. Знать различия в понятиях «культурная революция» и революция в культуре

Тесты

§ 27

55-56.

Массовый террор 30-х гг.

2

Урок-лекция

Массовые репрессии, их мотивы, направленность и последствия

Уметь работать с учеб-ником, составлять тезисный план,обозначив основные признаки «тоталитарного террора»

Подготовка к дискуссии «Без тридцать седьмого года, - констатировал маршал Советского Союза А. М. Василевский, -возможно, и не было бы вообще войны в 1941 году. В том, что Гитлер решился начать войну... большую роль оказала оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошел». Как вы расцениваете слова A.M. Василевского? Согласны ли вы с его мнением

§ 28

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения план/факт

57

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Советская Россия»

1

Урок-зачет

Систематизация знаний

Тесты и развернутые ответы на дискуссионные вопросы данной главы

Глава VII. СССР и Вторая мировая война

58-59

Обострение международной обстановки

2

Урок лабораторное занятие

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Рост военной угрозы в начале 30-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Военные столкновения СССР с Японией

Уметь работать с документом, исторической картой, справочной, мемуарной литературой

Работа с документами и исторической картой

§ 29

60

«Хочешь мира -готовься к войне»

1

Комбинированный урок с элементами групповой работы

Советско-германские отношения 1938-39 гг. Дискуссии об их характере в исторической науке

Уметь работать в группе. Ответить на проблемный вопрос: Как вы считаете, почему, в конечном счете, Советский Союз оказался не готов к этой войне? В группах: назовите причины политического, военно-тактического, экономического и морального плана

Ответы на вопросы и задания учебника с. 226

§ 30

61-62

Срыв планов молниеносной войны

2

Урок-семинар

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война. Основные этапы действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории

Уметь работать с различными источниками информации, представить материал на электронных и бумажных носителях, защитить реферат

Презентация рефератов

§  31

63-65

Решающие битвы

3

Урок с видеоподдержкой

Блокада Ленинграда. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Ор-ловско-Курской дуге. Коренной перелом в ходе войны

Знать понятие «коллаборационизм». Умение анализировать видеоматериал и составлять таблицу «Хронология событий Великой Отечественной войны»

Тесты

§ 32 вопр.2 письменно в тетради

66

Навстречу Победе

1

Урок-лекция

Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии б Европе. СССР и союзники. Капитуляция фашистской Германии. Участие России в войне с Японией

Умение вести исследовательскую работу

Подготовить анализ исследовательских работ по проблеме: «Отмечают ли страны-участницы Второй мировой войны День Победы?» с. 253 учебника, вопрос №3

§ 33

Глава VIII. СССР в первое послевоенное десятилетие

67

Начало «холодной войны»

1

Комбинированный урок

«Холодная война». Споры о её причинах и характере. Гонка вооружений и её влияние на экономику и внешнюю политику стран. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР

Формировать умение работы с текстом учебника, определять позицию автора учебника и выражать свое собственное мнение в виде сообщений высказываний, презентаций

Ответить письменно на вопрос №3 с. 255

§34

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения план/факт

68

Новый стратегический курс Кремля

1

Урок изучения нового материала

Биполярный характер послевоенной системы международных отношений

Умение работать с исторической картой, документами и статистическим материалом

Задания к §35 с. 260

§ 35

69

Ядерный вызов. От демилитаризации к гонке вооружений

1

Урок-семинар

Советский военно-промышленный комплекс

Подготовка рефератов с презентацией

Представление рефератов

§ 36

70

Трудное возрождение

1

Урок-практикум

Социально-экономическое положение СССР после войны

Умение работать с текстом учебника, выполняя задание автора с. 267 задание №3. «Восстановление хозяйства»

Мини-сочинение на тему: «Трудное возрождение». Для каких слоев советского общества этот период оказался самым трудным и почему?

§ 37

71

Власть и общество

1

Урок-семинар

Идеологические компании конца 40-х

Умение работать с различными источниками информации

Ответить на вопросы с. 274

§ 38

72

Повторительно-обобщающий урок по теме: «СССР и Вторая мировая война. СССР в первое послевоенное

десятилетие»

Урок контроля знаний

Систематизация знаний

Тесты и развернутые ответы на дискуссионные вопросы данной главы

Глава IX. Первые попытки либерализации системы

73

Смена власти в Кремле

1

Урок изучения нового материала

Политическая жизнь страны в 50-е гг. Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина

Умение составлять сравнительную характеристику основных претендентов на власть в 1953 г. на основе работы с дополнительной литературой

Ответить письменно на вопрос №3 с. 279 в тетради

§ 39

74

Начало десталини-зации

1

Урок-практикум

Поиск путей реформирования страны. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма

Умение работать с документом

Ответ на вопрос №3 с. 283

§ 40

75

Экономическое соревнование с Западом: планы и итоги

1

Урок-практикум

Экономические Реформы 1950-начала1960-хгг. Реорганизация органов власти и управления: причины их неудач

Умение составлять таблицу на основе анализа текста учебника

Составить резюме «Итоги социально-экономического соревнования СССР с Западом во времена Н.С. Хрущева»

§ 41

76-77

Противоречия «либерального коммунизма»

1

Урок изучения нового материала

Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Борьба с инакомыслием в начале 60-х гг. Духовная жизнь в послевоенные годы

Знать и понимать понятие «либеральный коммунизм». Прививать умение работать с учебником

Резюме «Характер внешней политики СССР в период правления Н.С. Хрущева»

§ 42

78

Конец правления Н.С. Хрущева

1

Комбинированный урок

СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-1960-е гг. Карибский кризис и его значение

Различать в исторической информации факты и мнения, гипотезы и теории

Мини-сочинение «Для каких слоев советского общества было очевидно, что Н.С. Хрущев «исчерпал себя. Его время истекло...». Своё мнение поясните

§ 43

Глава X. Стагнация Советской системы

79-80

Нарастание консервативных тенденций

2

Урок-практикум

Экономические реформы середины 60-х гг., причины их неудач. Замедление темпов экономического роста. Снижение темпов научно-технического прогресса и возникновение зависимости от импорта продовольствия

Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы. (Выполнение заданий с. 204)

Ответить письменно на вопрос: «Почему Л.И. Брежневу, фигуре изначально временной, удалось не просто удержать, но и укрепить власть»

§ 44

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

домашнее задание

Дата проведения план/факт

81

Советское общество на переломе

1

Комбинированный урок

Нарастание социальной элитарности и массовых нигилистических настроений в условиях господства партийно-государственной системы. Диссидентское и правозащитное движение

Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений, анализа разнообразных источников (задание с. 310)

Составить сравнительную характеристику: на основе биографических источников партийных деятелей соратников В.И. Ленина, И.В. Сталина, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева

§ 45

82-83

«Развитой социализм»: прожекты и реальность. Новые попытки совершенствования хозяйственного механизма

2

Урок-лабораторная работа (в группах)

Концепция развитого социализма.Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г.

Умение работать в группах, выполняя задание автора учебника нас. 314

Написать краткое резюме «Развитой социализм: прожекты и реальность»

§ 46

84-85

Несостоявшаяся «разрядка»

2

Комбинированный урок

СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-начала 1980-х гг. Советский Союз и кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Л.И. Брежнева». Достижение военно-политического паритета СССР и США. Хельсинский процесс. Политика разрядки и причины её срыва. Афганская война и её последствия

Знать понятие «доктрина Брежнева». Уметь сравнивать материал, составляя таблицу «Направления внешней политики, ведущие к разрядке и напряженности»

Подготовить публичную презентацию «СССР в региональных и мировых конфликтах 1960-1980-х гг. Влияние и последствия на мировую и Отечественную историю»

§ 47

86

Повторительно-обобщающий урок по теме: «СССР в 50-80 гг»

Систематизация знаний

Тесты и развернутые ответы на дискуссионные вопросы данной главы

Глава XI. Крах коммунистического режима

87

Истоки перестройки М.С. Горбачева

1

Урок изучения нового материала

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия «ускорения» и её противоречия

Уметь представить изученный материал в виде тезисов

Согласны ли вы с существованием феномена М.С. Горбачева? Свое мнение поясните

§ 48

88

Трудный поворот к рынку

1

Урок-лабораторная работа

Введение принципов хозрасчета и самоокупаемости развитие предпринимательства. Кризис потребления, подъем забастовочного движения

Уметь систематизировать знания, полученные из разных источников информации и делать собственный вывод

Сравнить хозяйственные реформы 1965 г. (НА Косыгина) и 1987-1991 гг. (Н.И.Рыжкова) по самостоятельно разработанному плану. Сделать вывод об их сходстве и различии

§ 49

89

Демонтаж тоталитарных структур

1

Комбинированный урок

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Формирование многопартийности. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Нарастание кризиса коммунистической идеологии и политики

На основе анализа текста учебника и других источников информации заполнить сравнительно-обобщающую таблицу и сделать вывод (с. 340)

§ 50

90

От внутренних реформ к распаду СССР

1

Урок-лабораторное занятие

Кризис власти. ГКЧП. «Парад суве-ринитетов». Беловежские соглашения 1991 г.

Уметь презентовать рефераты, сообщения, готовить публичные презентации

Ответ на вопрос №2, вопрос дискуссии на с. 349 (по выбору) Тесты

§ 51

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения план/факт

Глава XII. Современная Россия

91-92

Становление новой российской государственности

2

Урок изучения нового материала. Работа в группах

Причины и последствия политического кризиса сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции 1993 г. Усиление роли президентской власти в политической системе страны. Общественно-политическое развитие России. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт

На основе текста учебника, документов, Конституции 1993 г. выполнить задания по группам, предложенные автором учебника на с. 356,357,358,360

Составить сравнительно-обобщающую таблицу «Внешняя политика России в 1990-е гг.»

§ 52-53

93

...Возвращение рынка

1

Урок-практикум

Переход к рыночной экономике. «Шоковая терапия». Трудности и противоречия экономического развития 1990-х: реформы и их последствия. Структурная перестройка экономика

На основе текста учебника и других источников информации составить тезисный план «Социальная цена реформ»

Резюме «Ваша оценка реформ 1990-х»

§ 54

94

Российское общество в условиях системной трансформации

1

Комбинированный урок

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Наука и образование в России в начале XXI в.

Уметь проводить социологические исследования, на основе которых составить образные портреты российских граждан, относящихся к разным слоям и группам современного российского общества

Представить свою позицию в вопросе «Возрождение российской культуры. Что её связывает с предшественницей, а что отличает?»

§ 55

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

домашнее зада-ние

Дата проведения план/факт

95

Россия в конце XX -начале XXI вв.

1

Урок-лекция

Социально-экономические и политические реформы 1990-х. Выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, политическую стабильность, упрочение национальной безопасности. Укрепление правовой базы реформ. Роль политических технологий в общественной жизни страны

Уметь составлять план, тезисы, вырабатывать свою собственную позицию на основе работы с различными источниками информации и прослушанной лекции

Тесты

§ 56

96

Новые тенденции в развитии России

1

Урок-практикум

Экономическое и политическое развитие России в 2000-е гг. Программы развития России как свободного демократического государства

Умение работать со СМИ, на основе анализа представить итоги экономического политического и социального развития страны в 2000-е гг. Уметь подготовить и представить графики и диаграммы по результатам работы

В группах разработать проекты программ дальнейшего развития России как свободного демократического государства

§ 57

97-98

Повторение

2

 

Использовать приобретенные знания в практической деятельности

Тесты

99-100

Итоговое обобщение

2

Итоговый тест

101-102

Резерв

2



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование 11 класс Обществознание (профильный уровень)


№ п/п


Тема урока


Тип

урока


Элементы

содержания


Требования

к уровню

подготовки

обучающихся


Вид

контроля.

Измерители

Элементы

дополни-

тельного

(необяза-

тельного)

содержа-

ния

 Домашнее

задание

Дата проведения

ведения.....

 Кол-во часов

План

Факт


РАЗДЕЛ 6.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (31 ЧАС)

1

Введение

1

Вводный урок

Характеристика основных тем курса. Особенности ЕГЭ по обществознанию

2

Структура

общества

1

Вводный урок

Основное    содер-

жание курса

Знать понятия: общество,

структура общества.

Уметь объяснить изучен-

ные положения

Составить схему

«Структура   об-

щества»

конспект

3-4

Социальная

структура  и

социальные

отношения

2

Урок изучения

Социальные   груп-

пы, их классифика-

ция.

Маргинальные

группы.   Социаль-

ные отношения

Знать понятия: классы, стра-

ты, люмпены, маргиналы.

Уметь:

- характеризовать с науч-

ных позиций основные со-

циальные группы;

- сопоставлять различные

научные подходы

Составить срав-

нительную  таб-

лицу   «Характе-

ристика классов

и стратов»

нового   мате-

риала

§ 1

Урок обобще-

ния и закреп-

ления знаний

(практикум)

5-6

Социальные

2

Комбиниро-

ванный урок


Урок обобще-

ния и закреп-

ления знаний

(практикум)

Типы   и   функции

Знать  понятия:  социаль-

Работа с доку-

Социаль-

институты

социальных инсти-

ные институты, социаль-

ментами.

ная     ин-

тутов. Социальная

ная инфраструктура, соци-

Составление

фраструк-

§ 2

инфраструктура.

альная        мобильность.

таблицы  «Типы

тура

Социальная   стра-

Уметь осуществлять ком-

и функции соци-

тификация   и   мо-

плексный поиск и интер-

альных институ-

бильность

претацию по определен-

тов»

ной теме

7-8

Роль эконо-

мики в жиз-

ни общества

2

Урок изучения

нового   мате-

риала


Комбиниро-

ванный урок

Экономические ин-

ституты.   Влияние

экономики на соци-

альную   структуру.

Качество и уровень

жизни. Экономика и

политика.    Эконо-

мика и культура

Знать понятия: экономика,

способ производства, соб-

ственность, уровень жизни.

Уметь объяснить внутрен-

ние и внешние связи (при-

чинно-следственные       и

функциональные) подсис-

тем и структурных элемен-

тов социальной системы

Составить   сло-

варик      темы.

Разбор       про-

блемных   зада-

ний. Анализ ма-

териалов СМИ

Экономика

и   культу-

ра.   Каче-

ство и уро-

вень  жиз-

ни. Эконо-

мика и по-

литика

§ 3

9-10

Социальные статусы    и роли

2

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и закрепления знаний (ролевая игра)

Социальный    статус. Ролевое поведение.      Ролевой набор.     Ролевой конфликт.     Социальные    роли    в юношеском     возрасте

Знать понятия:  социальный статус, главный статус, приобретаемый статус, престиж, социальная роль, имидж, ролевой конфликт. Развитие умений, необходимых для эффективного взаимодействия   с  социальной средой

Участие в ролевой игре

§ 4

11-12

Социальные ценности   и нормы

2

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Мораль.     Право. Роль права в жизни общества.   Правовая культура. Социализация   индивида

Знать   понятия:   мораль, право, правовая культура, социализация.   Развивать умения самостоятельного выбора   критериев   для сравнения, сопоставления выбора

Составить сравнительную таблицу «Роль морали и права в жизни общества»

Роль права в жизни общества

§ 5

13-14

Отклоняющееся поведение и социальный контроль

2

Комбинированные уроки

Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные  последствия отклоняющегося     поведения. Социальный    контроль

Знать понятия: отклоняющееся поведение, правонарушения, преступление. Использовать приобретенные знания для нравственной оценки социального поведения людей

Решение проблемных заданий

§ 6

15-16

Социальное сотрудничество

2

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и закрепления знаний (ролевая игра)

Социальные  интересы. Социальное сотрудничество. Социальный    конфликт и пути его решения

Знать  понятия: социальные интересы, социальное сотрудничество,  социальный конфликт. Формирование опыта, применение полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений

Участие в ролевой игре

§  7

17-18

Этнос и нация

2

Урок изучения нового   мате-.

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности.

Ментальные особенности этноса

Знать понятия: этнос, народность, традиции, менталитет. Развивать умение передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Составить словарик темы. Составление тезиса, заданного текста по теме

Менталь-.ные   осо-

бенности этноса

§ 8

19-20

Межнацио нальное сотрудничество   и   конфликты

2

Урок изучении нового материала


Урок обобщения и закрепления знаний (лабораторная работа)

Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России

Знать причины межнациональных        конфликтов. Уметь развернуто обосно-вывать суждения, приводить доказательства (в том числе от противного)

Составить   таблицу  «Причины межнациональных    конфликтов». Участие в дебатах по проблеме     темы. Анализ     материалов СМИ

§ 9

21-22

Демографическая    ситуация      в России     и мире

2

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Демографическая ситуация в России и мире. Демографическая политика в России

Знать понятия: демографическая ситуация, демографическая      политика. Развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию, представляемую в различных знаковых системах   (текстах,   схемах, таблицах, диаграммах)

Анализ документов, схем, таблиц, диаграмм

§ 10

23-24

Семья      и брак как социальные институты

2

Урок изучения нового материала


Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи

Знать    понятия:    семья, брак, неполная семья, национальные проекты, государственные    пособия. Овладение умениями получения и осмысления социальной     информации; освоение учебного материала с помощью практической деятельности в характерных социальных ролях

Работа над мини-проектом «Семья   в   современном   мире». Анализ документов «Государственная поддержка    семьи»

Тенденции развития семьи     в современном мире

§ 11

25-26

Культура бытовых отношений

2

Урок изучения нового материала

Урок обобще- ния и закрепления знаний (практикум

Социально - бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека

Знать  понятия:  бытовые интересы, среда обитания. Освоение  способов  коммуникативной     практической деятельности

Составить схему «Факторы, влияющие     на среду обитания человека»

Культура бытовых отношений

§ 12

27-28

Молодежь как социальная группа

2

Комбинированный урок


Урок обобщения и закрепления знаний (круглый стол)

Молодежь как социальная    группа. Особенности    молодежной субкультуры.    Проблемы молодежи в современной России

Знать понятия: молодежь, молодежная субкультура. Развивать умение участия в дискуссиях по актуальным проблемам

Участие в круглом столе «Способы решения проблем молодежи»

Проблема молодежи в    современной России

§ 13


29-30

Тенденции развития социальных отношений в России

2

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Тенденция   развития     социальных отношений в России.    Социальные проблемы   современной     России. Конституционные основы социальной политики РФ

Знать понятия: тенденции социального развития, социальные проблемы, национальные проекты. Развивать умение создания  идеальных  моделей социальных     процессов, явлений

Презентация мультимедийных сообщений «Направления социальной политики    правительства России и их результаты»

Социальные,   проблемы современной России

§ 14

31

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальное развитие современного общества»

1

Итоговый урок

Урок контроля знаний

Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний

Тестирование     в форме ЕГЭ.   Выполнение контрольных заданий

РАЗДЕЛ 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (30 часов)

32-33

Политическая система

2

Урок изучения нового материала


Урок обобщения и закрепления знаний

Политическая система, ее структура и функции. Политический    режим. Типы политических режимов.   Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличие

Знать понятия: политическая система, ее структура,    политический режим, демократия, авторитаризм,   тоталитаризм. Развивать умения  самостоятельного выбора критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

Составить таблицу «Типы политических режимов»

§ 15

34-35

Государство в политической системе

2

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная   государственная служба, ее задачи.     Основные направления политики государства

 Знать понятия: государство, бюрократия, государственная служба, основные направления политики государства. Развивать умения структурно-функционального анализа

Составить таблицы «Задачи современной

государственной службы», «Основные направления политики государства»

§ 17

36-37

Демократия

2

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Демократия,      ее основные ценности и  признаки.  Проблемы   современной    демократии. Делегирование властных полномочий.   Парламентаризм.      Развитие традиций    парламентской демократии в России

Знать понятия: демократия, парламентаризм, плюрализм, непосредственная демократия, представительная демократия. Развивать умение работать с текстами различных стилей, понимать их специфику

Составить таблицу «Демократия, ее основные ценности и признаки». Составить словарик темы, синквейн «Парламентаризм»

Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий.   Развитие традиций парламентской демократии    в России

§ 16

38-39

Выборы     в демократическом   обществе

2

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и закрепления знаний (ролевая игра)

Избирательная система.    Избирательная кампания. Избирательные технологии

Знать понятия: мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, смешанная система, избирательная кампания, избирательные технологии. Освоение механизма реализации политических прав гражданина

Участие в ролевой игре «Выборы в демократическом обществе»

Избирательные технологии

§ 24

40-41

Человек    в политической жизни

2

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры

Знать понятия: политическое участие, типы политической культуры. Развивать умение переводить информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу)

Составить  таблицу «Типы политической культуры»

Понятие политической культуры

§ 25

42-43

Гражданское общество и правовое государство

2

Урок изучения нового   материала

Урок обобщения и закрепления знаний (круглый стол)

Основы    гражданского     общества. Общественный контроль над деятельностью институтов    публичной власти.   Правовое государство

Знать понятия: гражданское общество, правовое государство. Развивать умение участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам

Участие в круглом столе на тему: «Правовое государство -утопия или реальность?»

Общественный контроль над   деятельностью    институтов публичной власти

§ 18

44-45

Политическая идеология

2

Урок изучения нового   материала

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Политическая идеология.   Политическая  психология и политическое поведение

Знать понятия: идеология, консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм, фашизм, политическая психология. Развивать умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию информации по определенной теме из неадаптированных текстов

Составить  таблицу «Виды политической идеологии». Составить   словарик темы

Политическая   психология  и политическое поведение

§ 20-21

46-47

Политические партии и движения

2

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике

Знать понятия: политическая партия, классификация политических партий, программа, устав, сетевые структуры. Развивать умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта

Составить схему «Классификация политических партий». Составить    словарик темы

§ 22

48-49

Политическое лидерство

2

Урок изучения нового   материала

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера

Знать понятия: лидер, имидж, типы лидеров, лоббирование. Развивать умение объяснения изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Составить таблицу «Типы лидеров»

Типология лидерства

§ 23, конспект

50-51

Политические элиты

2

Урок изучения нового   материала

Комбинированный урок

Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России

Знать понятия: элита, контрэлита. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений

Составить таблицу «Типология элит»

Типология элит,   особенности их формирования в современной России.

§ 23, конспект

52-53

Политический терроризм

Урок изучения  нового материала


Урок обобщения и закрепления  знаний (практикум)

Истоки и опасность политического экстремизма. политический терроризм, его особенности в современных условиях

Знать понятия: экстремизм, политический терроризм. Совершенствовать умение участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам

Составить схему «Истоки политического экстремизма», таблицу «Политический терроризм и его особенности»

конспект

54-55

Политический     конфликт

2

Урок изучения нового   материала

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Причины    политических конфликтов, пути их урегулирования

Знать понятия: политический конфликт. Развивать умения отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации

Самостоятельная  работа  по теме «Пути урегулирования политических  конфликтов - точка зрения Запада и Востока»

§ 26

56-57

Место      и роль СМИ в политической жизни

2

Урок изучения нового   материала

Урок обобщения и закрепления знаний (ролевая игра)

Место и роль СМИ в      политической жизни.   Типы   информации, распространяемой   СМИ. Влияние  СМИ  на избирателя

Знать понятия: СМИ, достоверная информация, типы информации. Развитие умений поиска нужной информации по заданной теме

Участие в ролевой игре

§ 19

58-59

Политический процесс

2

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления  знаний (практикум)

Политический процесс, его формы. Развитие   политических       систем. Особенности политического процесса в      современной России

Знать понятия: политический процесс, политические системы. Развивать умения сопоставлять различные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

Составить, словарик темы, таблицу    «формы политического процесса». Сделать вывод: в чем заключаются особенности    политического процесса в современной России

§ 27

60-61

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политическая   жизнь современного общества»

2

Итоговый урок

Урок контроля знаний

Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний

Выполнение проблемных заданий, тестирование в форме ЕГЭ

РАЗДЕЛ 8. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (18 часов)

62-

63

Духовная культура

2

Урок изучения нового   материала

Комбинированный урок

Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур

Знать понятия: духовная культура, духовные потребности, массовая культура, диалог культур, толерантность

Выполнение проблемных заданий. Составить  словарик темы

Понятие культуры. Многообразие     и диалог культур

§  28

64-65

Духовная жизнь людей

2

Урок изучения нового   материала

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Мировоззрение, его виды и формы. Высшие духовные ценности. Патриотизм.    Гражданственность

Знать понятия: мировоззрение, менталитет, духовные ценности, патриотизм, гражданственность. Развивать умения сравнения социальных явлений, выявляя их общие черты и различия

Составить таблицу «Виды мировоззрений»

Духовная жизнь людей

§ 29

66-67

Мораль     и нравственность

2

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления  знаний (практикум)

Мораль. Нравственные ориентиры. Нравственная культура

Знать понятия: мораль, нравственность, нравственная культура. Развивать умение нравственной оценки социального поведения людей

Написать эссе по предложенным проблемам темы

§ 30

68-69

Образование   в   современном обществе

2

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Социальная и личная      значимость образования. Тенденции    развития образования в современном    мире. Роль  и  значение непрерывного   образования   в   информационном обществе

Знать понятия: образование, полное (среднее) образование, профильное образование, национальный проект. Разработка групповых ученических проектов

Разработка социального проекта «Школа будущего»

§ 32

70-71

Наука

2

Урок изучения нового   материала

 Урок обобщения и закрепления  знаний (практикум)

Наука. Функции современной науки, Этика науки.

Знать понятия: наука, этика науки. Развивать умение критического восприятия и осмысления разнородной социальной информации, отражающей различные научные подходы

Составить схему «Функции    науки», словарик темы.

§ 31

72-73

Роль религии в жизни общества

2

Урок изучения нового   материала

Комбинированный урок

Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип   свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные   отношения

Знать понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам. Формировать умение осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями

Составить таблицу «Мировые религии»

Церковь  как общественный институт. Принцип свободы совести

§ 33

74-

75

Искусство

2

Урок изучения нового   материала

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Виды и жанры искусства. Миф и реальность     современного искусства

Знать понятия: искусство, его виды и жанры. Развивать умение работать с различными неадаптированными источниками социальной информации

Решение познавательных задач

§ 34

76-

77

Массовая культура

2

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления знаний (дебаты)

СМИ   и   культура. Роль телевидения в культурной жизни общества

Знать понятия: массовая культура, СМИ. Развивать умение участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам, оппонировать иному мнению

Участие в дискуссии     «Роль СМИ  в  современном обществе - благо или проблема?» Дебаты

§ 35

78-79

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Духовная культура общества»

2

Итоговый урок

Урок контроля знаний

Закрепление, углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний

Тестирование в форме ЕГЭ

РАЗДЕЛ 9. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МИРОВОГО РАЗВИТИЯ (10 часов)

80-81

Многообразие    современного мира

2

Урок изучения нового   материала

Урок обобщения и закрепления  знаний (практикум)

Особенности   традиционного  общества. Достижения и противоречия   западной   цивилизации. Кризис индустриальной   цивилизации

Знать понятия: традиционная цивилизация, индустриальная цивилизация. Развивать умение самостоятельного выбора критериев для сравнения, оценки и классификации объектов

Составить таблицу «Типы цивилизаций»

§ 36

82-83

Целостность и   противоречивость современного мира

2

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления знаний (круглый стол)

Целостность и противоречивость современного   мира. Глобальные    проблемы   современности. Взаимосвязь глобальных    проблем

Знать понятия: глобальные проблемы. Развивать умение следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута)

Участие в круглом столе «Глобальные    проблемы и пути их решения»

§ 39

84-

85

Глобализация и ее последствия

2

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Процессы глобализации и становления единого человечества. Развитие интеграции       на примере ОБСЕ

Знать понятия: глобализация, антиглобализация. Овладение умениями получения и осмысления социальной информации

Решение    проблемных   заданий

§ 37

86-87

Взгляд    на будущее

2

Урок изучения нового   материала

Урок обобщения и закрепления знаний (практикум)

Социально - гуманитарные   последствия перехода к информационной цивилизации

Знать, понятия: гуманизм, информационная цивилизация. Развивать умение формировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Составить схему «Последствия перехода к информационной цивилизации»

§ 38

88-89

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Современный     этап мирового развития»

2

Итоговый урок

Урок контроля знаний

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний

Выполнение проблемных заданий. Тестирование

 

90-95

Повторение

6

Уроки повторения

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении курса. Контроль знаний

Презентация мультимедийных    проектов, участие в круглых столах, контрольный опрос

 96-97

 Итоговая контрольная работа

2

Уроки контроля знаний

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении всего курса

 тестирование  в форме ЕГЭ

98-102

Резерв

5

Пояснительная записка

Календарно-тематическое Планирование курса обществознания 11 А классе (профильный уровень)

Составлено по программе, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Л. Н. Боголюбова, опубликованной издательством «Просвещение» в 2006 году, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Данная программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 210 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание». В 11 классе 102 часа, из расчета 3 часа в неделю.

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человека в обществе, познание, социальные отношения, политику, духовно-нравственную сферу.

В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.

Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе, где изучался курс «Обществознание» путём углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее.

Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.

 Целями курса являются:


  1. развитие личности в период ранней юности, её духовной культуры, социального мышления,
    познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;

  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности;
    приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;

  3. освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

  4. овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации по
    лученных данных;

  5. освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных
    ролях;

  6. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в
    области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений (включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.). выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.

Итоговая аттестация может проводиться как в традиционной форме (в виде устного экзамена), так и в виде ЕГЭ.

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят: 
учебник:

  1. Обществознание: профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. - М.: Просвещение, 2007;


методическая литература:

  1. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова,
    А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2007;
  2. Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова.
    - М.: Просвещение, 2007;
  3. Поурочные разработки по обществознанию 11 класс профильный уровень Сорокина Е.Н. –М.: «ВАКО», 2010;
  4. Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. - М.: Экзамен, 2005;
  5. Единый государственный экзамен 2012. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2012;