Система оценивания образовательных достижений
Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Если основным направлением системы оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков. Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делаю на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.
Самооценка – это отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС.
Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности.
Другие виды оценивания
Открытый экзамен, проекты
Оценивание при участии обучающихся
Сотрудничество
Оценка процесса
Учебные результаты
Оценивание умений, способностей, компетенций
Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза
Оценивание модуля
Формирующее, развивающее оценивание
Приоритетность учения
Формирующее оценивание
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание для обучающихся
- может помогать учиться на ошибках;
- может помогать понять, что важно;
- может помогать понять, что у них получается;
- может помогать обнаруживать, что они не знают;
- может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Инновационные оценочные средства и формы
- портфолио;
- кейсы;
- контекстные задачи;
- междисциплинарные экзамены;
- компетентностно -ориентированные тесты;
- ситуационные задания.
Оценка устного ответа
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен пересказать изученный материал, ответить на вопросы по теме.
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик не только может пересказать изученный материал, но и проанализировать его, ставит вопросы к изученной теме.
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик не просто пересказывает изученный материал, а анализирует его, сравнивает известные факты, приводит примеры, ставит вопросы к изученной теме.
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик способен пересказать изученный материал, но не может отвечать на дополнительные вопросы по теме.
Низкий уровень достижений – не достижение базового уровня. Ученик не может изложить изученный материал даже при помощи наводящих вопросов.
Базовый (опорный) уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные
|
Ученик умеет: выбирать средства для организации своего поведения;
| Способность рассуждать и оперировать гипотезами
| Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; | Развитие речи контролируемой и управляемой | Правильно ставит вопросы
|
•планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм. |
| Способен разрешать конфликты
|
Оценка «3» |
Превышающий базовый уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные
|
Ученик умеет: выбирать средства для организации своего поведения; | Способность рассуждать и оперировать гипотезами | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
| Способность делать предметом анализа и оценки собственные интеллектуальные операции и управлять ими | Правильно ставит вопросы
|
•планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; |
| Способен разрешать конфликты
|
•предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; |
| Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Оценка «4» |
Высокий уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные
|
Ученик умеет: выбирать средства для организации своего поведения; | Способность рассуждать и оперировать гипотезами | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
| Способность делать предметом анализа и оценки собственные интеллектуальные операции и управлять ими | Правильно ставит вопросы
|
•планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; | Развитие речи контролируемой и управляемой | Способен разрешать конфликты
|
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; |
| Способен управлять поведением партнёра
|
• начинать и заканчивать действие в нужный момент; |
| Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
• тормозить ненужные реакции. |
|
|
Оценка «5» |
Пониженный уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
∙Ученик умеет: выбирать средства для организации своего поведения; | Развитие речи контролируемой и управляемой | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками
|
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; |
|
|
Оценка «2 |
Низкий уровень достижений достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; | Умение пользоваться теоретическим материалом учебника | Ученик не способен планировать совместную деятельность, не умеет избегать конфликтных ситуаций |
Оценка «1» |
Оценка лабораторной работы:
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод.
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод.
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, анализировать полученный результат, делать вывод, оценивать свою работу и работу одноклассников.
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик способен выполнять работу, по цели, сформулированной учителем или другими учениками.
Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не может самостоятельно выполнять работу.
Базовый (опорный) уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Ученик умеет: • выбирать средства для организации своего поведения; | Способность ставить цель и выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; |
| Правильно ставит вопросы |
• планировать, контролировать |
| Способен разрешать конфликты выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; |
Оценка «3» |
Превышающий базовый уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Ученик умеет: • выбирать средства для организации своего поведения; | Способность выдвигать гипотезу и проверять её достоверность | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
| Способность делать предметом анализа и оценки собственные практические операции и управлять ими | Правильно ставит вопросы
|
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; |
| Способен разрешать конфликты
|
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; |
| Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Оценка «4» |
Высокий уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Ученик умеет: • выбирать средства для организации своего поведения; | Способность выдвигать гипотезу и проверять её достоверность, а также прогнозировать результат | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; | Способность делать предметом анализа и оценки собственные | Правильно ставит вопросы практические операции и управлять ими |
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; | Развитие способности анализировать полученный результат | Способен разрешать конфликты |
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; |
| Способен управлять поведением партнёра |
• начинать и заканчивать действие в нужный момент; |
| Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
• тормозить ненужные реакции. |
|
|
Оценка «5» |
Пониженный уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные
|
Ученик умеет: • выбирать средства для организации своего поведения; | Способность выполнять работу по цели, поставленной учителем, отвечать на вопросы.
| Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками
|
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; |
|
|
Оценка «2» |
Низкий уровень достижений метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные
|
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
| Не способен проводить работу без посторонней помощи
| Ученик не способен планировать совместную деятельность, не умеет избегать конфликтные ситуации |
Оценка «1» |
Оценка выполнения тестовых заданий
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний (50-74%).
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов (75-85%).
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов (86-100%).
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня (менее 50%).
Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не способен работать с тестами.
При оценивании предметных результатов учитываю, что предметом оценки, в соответствии с требованиями ФГОС, являются не только знания, но и специфические для данного предмета учебные и практические умения, базирующиеся обычно на определенных видах универсальных учебных действий. Стандарты прямо указывают, что важнейшим предметом оценивания в данном случае выступает «способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач».
Предварительный просмотр:
Мониторинг
предметных и метапредметных достижений учащихся
В сфере образования складываться система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной, сопоставимой информации об учебных достижениях учащихся, деятельности педагогических работников и образовательных учреждений. Обработка, анализ и интерпретация полученной информации поможет вырабатывать политику и принимать управленческие решения, направленные на повышение качества образования на разных уровнях.
Мониторинг представляет собой систему, позволяющую проследить изменения результатов обученности в течение определённого времени, сопоставить их с условиями, ресурсами и другими факторами, оказывающими влияние на процесс образования, для выявления причин, влияющих на его качество.
Основные функции мониторинга:
-информационная (получение информации о состоянии успеваемости каждого учащегося;
-диагностическая (определение уровня овладения учащимся учебным материалом);
-аналитическая (сопоставление результатов обучения с предъявляемыми требованиями);
-коррекционно-регулятивная (выработка оптимальных способов повышения образовательный подготовки учащегося).
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов
При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.
Оценка достижения предметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:
Оценочные процедуры | Инструментарий | |
1. | Стартовая диагностика | Стартовые («входные») проверочные работы |
2. | Текущее оценивание | Самостоятельные работы проверочные работы учебно-познавательные задачи Диагностические работы Практические работы Лабораторные работы и т.д. |
3. | Итоговая оценка | Итоговые контрольные работы по предметам |
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:
Оценочные процедуры | Инструментарий | |
1. | Стартовая диагностика | Стартовая комплексная работа |
2. | Текущее оценивание метапредметной обученности | Промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом |
3. | Наблюдение за выполнением учебно-практических заданий | Учебно-практические задания, направленные на формирование и оценку коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД |
4. | Текущее оценивание выполнения учебных исследований и учебных | Критерии оценки учебного исследования и учебного проекта |
5. | Итоговая оценка метапредметной обученности | Итоговая комплексная работа на межпредметной основе |
6. | Защита итогового индивидуального проекта | Критерии оценки итогового индивидуального проекта |
На уроках химии мониторинг возможен через систему заданий:
УУД | Средства формирования УУД | Типы заданий |
Личностные | Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника Система заданий, иллюстрирующих место химии как науки в современном обществе | Задания, позволяющие: -воспитать чувства патриотизма, гордости за свою Родину, за российскую науку -обратиться к истории науки -воспитать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, формировании навыков самоконтроля и самооценки - уметь управлятьсвоей познавательной деятельностью -развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, связь химии с литературой и искусством -воспитать уважение к достижениям химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине) -формировать основы экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание необходимости грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях -осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, правильного поведения в экстремальных ситуациях |
Регулятивные | Лабораторные работы Экспериментальные задачи Практические работы Расчетные задачи | Задания, позволяющие: -формировать умения целеполагания, планирования своей деятельности -находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы -оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать - самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания |
Познавательные | Система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию из различных источников; система заданий на составление знаково-символических моделей, структурно-опорных схем | Задания, позволяющие: -проводить поиск и выделение необходимой информации для объяснения явлений - производить выбор наиболее эффективных способов решения задач -осуществлять структурирование знаний Залогом успешного результативного образования является навык смыслового чтения. Задания, формирующие навык смыслового чтения через: -прием составления сводной таблицы -прием озаглавливания текста - прием составления граф-схем - интерпретацию информации |
Коммуникативные | Комплекс практических работ Проекты Уроки- конференции Дидактические игры Система заданий на развитие устной научной речи Система заданий на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие | Задания, выполняемые группами учащихся, рабочими парами, и позволяющие: -составить рассказ - дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме |
Задания, формирующие личностные универсальные учебные действия.
Личностные УУД обеспечивают:
- ценностно-смысловую ориентацию учащихся
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
- знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
- самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Например: Задача. На новогодние праздники были вырублены елки с площади 20 га.
1 вариант: Какой объем кислорода могли выделить эти деревья в течение года?
(В среднем 1 га хвойного леса выделяет 7000 л кислорода в сутки.)
2 вариант: На какое время (суток) хватило бы человеку для дыхания этого кислорода? (Потребность человека в кислороде равна 350 мл/мин, при физических нагрузках достигает 5000 мл/мин.).
Выскажи свое мнение о проблеме вырубки елей в канун новогодних праздников и предложи свои пути решения этой проблемы.
Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают:
- организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, элементы волевой саморегуляции;
- выполнение лабораторных опытов и практических работ.
Задание 1:Какое вещество выпадет в осадок, если смешать растворы нитрата серебра и соляной кислоты? Напишите уравнения реакций. Можно ли ожидать выпадение осадка, если вместо соляной кислоты взять серную? фосфорную? Свои предположения проверь опытным путем.
Задание 2:Самостоятельная работа с информацией для выполнения конкретного задания на основе использования содержания учебника. От каких факторов зависит скорость реакции? Продолжите заполнение таблицы. Постарайтесь привести в ней примеры, отличные от описанных в тексте параграфа. Заполните таблицу
Задания, формирующие познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают:
- владение учащимися логическими и знаково-символическими УУД;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- формирование информационно-познавательной компетенции;
- установление связей в любой области знаний;
- умение производить простые логические действия, составные логические операции;
- конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия моделирования.
Задание1. Преобразовать схему
Горение сероводорода Н2S описывается схемой реакции:
Н2S +?O2 → ? SO2 + ?H2O.
Расставьте коэффициенты, преобразовав данную схему в уравнение реакции.
Формированию универсальных логических действий может способствовать выполнение лабораторных опытов, практических работ и учебных заданий, в которых требуется определить понятия, сделать обобщения, установить причинно-следственные связи, сформулировать выводы, достроить недостающие компоненты, выбрать основания и критерии для сравнения и классификации объектов.
Задание2. Логическая цепочка. Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим схемам и определите тип каждой реакции:
a) HBr → H2→ ͢Cа
Задания, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:
- социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Задание1:
Подготовьте рассказ об использовании неметаллов. Предложите несколько источников информации на эту тему и обменяйтесь списками с одноклассниками.
Задание 2: Определение кислотности некоторых пищевых продуктов. Исследуйте на индикаторы действие кислот, входящих в состав пищевых продуктов: яблочный сок, сок лимона, раствор уксусной кислоты, пепси-кола, фанта. Результаты исследования запишите в таблицу.
Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением осуществлять совместную деятельность, с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.
Конечно, подобные задания формируют не только коммуникативные УУД, но также регулятивные, познавательные и личностные.
Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД в своей совокупности рассматривается как основное содержание метапредметных результатов образования, обозначенных ФГОС.
Предварительный просмотр:
Использование приёмов формирующего оценивания для развития УУД школьников на уроках химии
Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся.
Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем. В настоящее время во многих школах сохраняется система оценивания из четырех баллов: 2 («неудовлетворительно»), 3 («удовлетворительно»), 4 («хорошо»), 5 («отлично»). И сама оценка, выставленная в дневник, имеет огромное значение в последующей учебной деятельности учащихся. Каждый родитель по – разному реагирует на оценку: на положительную – похвалой, поощрением; на отрицательную – неодобрением и т. д. Таким образом, если по-старому оценивать учеников, прогресса в обучении не получается. Поэтому, учитывая эти особенности, целесообразно использовать разнообразные методы оценивания. Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной и в устной форме. Оценивание делится на формирующее (формативное) и суммативное. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, то это суммативное оценивание, а оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения - это формирующее оценивание. Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формирующая оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт.
Итак, формирующее оценивание:
- ориентировано на обучающегося;
- встраивается в личностно-ориентированное обучение;
- ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений;
- оценивается не только результат, но и процесс;
- отслеживается прогресс каждого обучающегося;
- носит системный характер.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
- сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание для обучающихся может помочь:
- учиться на ошибках;
- понять, что важно и что у них получается;
- обнаружить, чего они не знают и не умеют делать.
Чтобы начать внедрение формирующего оценивания необходимо:
- решить, что надо узнать посредством формирующего оценивания;
- выбрать техники, соответствующие стилю работы преподавателя и легко вводимые в данный класс;
- объяснить цель происходящего обучающимся;
- после завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе;
- дать информацию обучающимся о том, что узнал преподаватель и как он собирается это использовать.
Рекомендации учителю, применяющему формирующее оценивание.
- будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше;
- создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников;
- используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании;
- обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели;
- давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.
Варианты введения системы формирующего оценивания в учебной деятельности:
- разработка с обучающимися листов самооценки деятельности на уроке, в ходе изучения темы, в конце четверти (поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости);
- предлагать обучающимся в течение урока, после урока, после выполнения какого-либо задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «Плюсы» и «минусы») на полях в тетради;
- разработать систему ученического портфолио;
- провести мини-обзор, рефлексию в конце урока, курса, темы;
- заполнение таблицы показателей правильности выполнения заданий;
- заполнение листа индивидуальных достижений, диагностических карт, оценочных листов (ЛОСТов);
- составление недельных отчётов…..
Результаты применения формирующего оценивания:
- обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях;
- максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату;
- формирование оценочной самостоятельности учащихся;
- формирование адекватной самооценки.
Памятка по применению формирующего оценивания
- Оцениваем процесс!
- Выставление отметки и оценивание – разные вещи!
- Выставляя своему ученику отметку за работу на уроке или в четверти, оцениваем его работу по определенным критериям;
- ученик знаком с теми критериями, по которым его оценивают (причем они доступны для его понимания);
- ученик в процессе работы сам пытается оценить качество своей работы, сверяясь с этими критериями и получая комментарии учителя;
- ученик видит, где конкретно он пока не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность, ища пути компенсировать выявленные недостатки.
Такой процесс можно назвать формирующим оцениванием
Предварительный просмотр:
Контроль и оценивание уровня сформированности УУД на уроках химии.
Примеры планируемых результатов
Вариант их контроля и оценивания
ЛИЧНОСТНЫЕ
Формирование личностной рефлексии, осознание учащимся своих мотивов, потребностей, стремлений, и оценивание уровня сформированности
В конце урока ученику предлагается заполнить таблицу из 3 граф
«П» (плюс) | «М» (минус) | «И» (интересно) |
В графу «П» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть полезными для достижения каких –то целей.
В графу «М» записывается то, что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая по мнению ученика оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения жизненных ситуаций.
В графу «И» ученик вписывает все любопытные факты, о которых узнал на уроке и, чтобы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Уровни оценивания
Заполнена только 1 графа.
Заполнена только 2 графа.
Заполнена 1,2,3 графы, указана информация, которая может быть полезна для достижения каких-то целей, чтобы ещё хотелось узнать по данной проблеме.
Формирование критического мышления
Д.И. Менделеев в 1867 году писал: « Я восстаю против тех, кто печатано и устно проповедует, что всё дело в удобрении, что, хорошо удабривая, можно и кое – как пахать»
Объясните эту позицию великого химика.
Согласны ли вы с позицией Д.И.Менделеева?
Какое значение имеет применение удобрений в комплексе с другими приёмами агротехники?
Критерии оценивания
-учащийся объясняет позицию Д.Д.Менделеева.
-учащийся приводит аргументы в защиту позиции Д.И.Менделеева
-учащийся приводит примеры различных агротехнических приёмов,
- учащийся аргументировано доказывает комплексное применение удобрений и агротехники.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Умение анализировать текст
В начале 20 века из нью-йоркского порта вышла в открытый океан красавица яхта. Её владелец американский миллионер, не пожалел денег, чтобы удивить свет. Корпус яхты был сделан из дорогого в то время алюминия, листы которого скреплялись медными заклёпками. Это было красиво – сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклёпок. Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться, и яхта быстро пошла ко дну. Почему?
Учащимся предлагается ответить на разные типы вопросов:
1.Почему обшивка яхты начала расходиться?
( объясняющий вопрос, устанавливает причинно следственную связь)
2.Чтобы изменилось, если бы заклёпки были из цинка? (творческий вопрос)
3. Предложите свой вариант заклёпки? (творческий вопрос с элементами фантазии, прогноза)
Критерии оценивания
- умение устанавливать причинно – следственную связь,
- умение прогнозировать развитие событий в предложенных условиях,
- умение прогнозировать развитие событий в новых условиях.
Планирование лабораторного эксперимента
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата железа(II)
Реактив Признак Найденный ион
NaOH | Осадок зелёного цвет | Fe2+ |
BaCL2 | Осадок белого цвета | SO42- |
Критерии оценивания
- определены реактивы
- определены признаки
- нет ошибок в написании формул, ионов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Знать химические свойства азотной кислоты
На уроке учащемуся можно предложить карточку с заданием:
Допишите уравнения реакций, первое уравнение рассмотрите с позиции окисления- восстановления, второе уравнение напишите в молекулярной и ионных формах
Cu + HNO3 (конц) =
NaOH + HNO3 =
Критерии оценивания
-составлены молекулярные уравнения
-составлены ионные уравнения
- рассмотрен окислительно-восстановительный процесс
Уметь определять классы органических веществ по общей формуле.
Установите соответствие между названием вещества и его общей формулой
Формула вещества | Класс(группа)органических соединений |
А)CH2=CH-CH2-CH(CH3)-CH3 | 1)алканы |
Б) CH3-CH(CH3)-CH(CH3)-CH3 | 2)алкены |
В)CH2=CH-CH(CH3)-CH=CH-CH3 | 3)алкадиены |
Г)CH3-CH(CH3)CH=C=CH-CH3 | 4)циклоалканы |
5)алкины | |
6)арены |
Критерии оценивания
- установлено соответствие между названием вещества и его общей формулой
1б,2а,3в,г
Предварительный просмотр:
Формирование УУД на уроках химии: контроль и диагностика
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:
личностные – самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;
регулятивные – целеполагание, планирование и прогнозирование, контроль и коррекция, оценка, волевая саморегуляция;
познавательные – общеучебные логические действия и операции, постановка и решение проблем;
коммуникативные – сотрудничество и кооперация, учёт чужой позиции, адекватная передача информации, контекстная речь и постановка вопросов.
Задания для диагностики и формирования УУД
Для формирования личностных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
проектная деятельность; рефлексия; творческие задания; мысленный эксперимент; оценка события, происшествия (например, связанного с экологическими проблемами); дневник достижений.
Личностные действия - формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Так, например, в 8 классе изучение химии можно начать с домашнего задания составить 5 предложений, раскрывающих применение химических знаний в работе родителей, применение химии на кухне, в ванной, во время ремонта. Это не только покажет прочность химических знаний родителей, но и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по химии. В дальнейшем можно предложить задания на подготовку сообщений на темы: «Роль растворов в медицине», «Химия в моей будущей профессии», «Йод и его роль для моего здоровья» и т. д.
Пример №1. Составьте как можно больше предложений по теме «Превращение веществ», которые бы включали в себя три слова, указанные в задании (можно изменять падеж слов и использовать другие слова)
Вариант1: явление, природа, общество;
Вариант2: тело, агрегатное состояние, вещество;
Вариант 3: явления, новые вещества, результат.
Цель: раскрыть личные качества учащихся, развить творческие способности
Возраст: 14-15 лет (8 класс)
Пример №2. Представьте и опишите, что будет, если люди перестанут использовать: а) металлы, б) пластмассу, в) различные волокна.
Цель: раскрыть личные качества учащихся, развить творческие способности
Возраст: 14-15 лет (8 класс)
Пример №3. Мысленный эксперимент. В 3-х склянках находятся твердые вещества: оксид фосфора (V), оксид меди (II), оксид железа (III). Распознайте данные вещества, используя только один реактив – раствор серной кислоты. Напишите уравнения реакций и укажите признаки реакций.
Цель: овладение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры.
Возраст: 15-16 лет (9 класс)
Для диагностики формирования познавательных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
атака мыслей, найди сходство, поиск лишнего, работа с таблицами, упорядочивание, конспект-лекция проблемное изучение материала, составление опорных схем, составление и распознавание диаграмм; отгадай, о чем (ком) говорим, определение понятий, определи причинно-следственную связь, найди существенные и несущественные признаки, выбор критериев для сравнения. Познавательные действия формируются в задании, в котором к известной левой части уравнения ученикам предлагается составить правильно продукты реакции и уравнять, т. е. дописать правую часть уравнения. При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов реакции должны: ----- определить класс веществ левой части – реагентов по их химическому составу, т. е. установить логическую взаимосвязь ( классификация веществ). ----- определить тип предполагаемой реакции, мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции. ----- определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ. ----- уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т. е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ.
Пример №1. Заполни таблицу:
Общее в строении | Символ элемента | Различия в строении |
| 28Si |
|
29Si |
| |
30Si |
|
Цель: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
Возраст: 14-15 лет (8 класс)
Пример №2. Расставьте понятия «электроны», «атом», «нейтроны», «ядро», «электронная оболочка», «протоны» на соответствующие им места в схеме.
Цель: развитие умения заменять термины определениями, использование знакового моделирования
Возраст: 14-15 лет (8 класс)
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
составь план ответа, найди ошибки, найди информацию в предложенных источниках, взаимоконтроль, конференция, оцени свою работу, предложи план действий по решению данной проблемы, составь алгоритм выполнения экспериментальной задачи.
С целью формирования регулятивного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа – проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски. Возможен другой вариант проверки теста (два ученика выполняют тест на отворотах доски, другие - в тетради). После выполнения работа проверяется, обсуждается, исправляется и оценивается.
Пример № 1. Найди ошибки, допущенные в некоторых химических формулах, и запишите формулы правильно: Na3O, SiO5, AIO, PH2, CuO3, Cr2O3
Цель: оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня усвоения
Возраст: 14-15 лет (8 класс)
Пример №2. Экспериментально осуществить следующие превращения:
AlCl3 — Al(OH)3 ——Na[Al(OH)4] -—Al(OH)3.
Цель: определение цели задачи, составление плана ее решения, а затем приступить к практическому выполнению работы.
Возраст: 15-16 лет (9 класс)
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
Для формирования коммуникативных действий (раньше – умение работать в парах(группах) я часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например, сдача мини- зачёта ( проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знаний латинских названий элементов и т. д.) В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать друг друга и уметь договариваться. |
составь задание партнеру; оцени ответ товарища, групповая работа по выполнению задания (решение задачи, выполнение эксперимента, устный ответ); обоснуй свой ответ; отгадай, о ком говорим, задай вопрос; подготовь выступление, опиши свойства на основании демонстрационного эксперимента, объясни наблюдаемое явление, диспут.
Пример №1. Отгадайте, о каком элементе или веществе идет речь в стихотворении. Найдите в произведениях классиков русской (зарубежной) литературы описание одного вещества (или элемента).
Согнувшись пополам, как нищие с мешками,
Спиной к преследующим вспышкам боя,
Хромая, кашляя надрывно, мы плелись,
Устало к месту вожделенного покоя.
Шли, дремля на ходу, в грязи башмак теряя,
Покорно волоклись сквозь этот ад,
Брели на ощупь, позади не различая,
Глухих разрывов газовых гранат.
Газ! Газ! Скорей! – Неловкие движенья,
Напяливанье масок в едкой мгле.
Один замешкался, давясь и спотыкаясь
Барахтаясь, как в огненной смоле,
В просветах мутного зеленого тумана,
Бессильный, как во сне, вмешаться и помочь,
Я видел только – вот он зашатался,
Рванулся и поник – бороться уж невмочь.
Цель: аргументировать свою точку зрения, развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой
Возраст:15-16 лет (9 класс)
Пример №2. Разбивается класс на 4 группы. Каждая группа готовит определенную часть материала и выступает с ней перед остальными. Тема: «Сложные эфиры. Жиры. Мыла. СМС».
1 группа: Сложные эфиры. Что это такое? Физические свойства. Нахождение в природе. Применение
2 группа: Жиры. Состав, строение, свойства. Необходимость жиров в питании человека.
3 группа: Мыла. История возникновения мыла. Разновидности мыла. Способы мыловарения.
4 группа: Синтетические моющие средства(СМС): их разновидности, состав, применение. Отличие СМС от мыла.
Цель: определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к партнерам, внимание к личности другого
Возраст: 16-17 лет (10 класс)
Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они:
– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты: – создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
У каждого учителя химии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир химии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания
Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность
Предварительный просмотр:
C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков. Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делаю на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.
Самооценка – это отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС.
Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности.
Другие виды оценивания
Открытый экзамен, проекты
Оценивание при участии обучающихся
Сотрудничество
Оценка процесса
Учебные результаты
Оценивание умений, способностей, компетенций
Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза
Оценивание модуля
Формирующее, развивающее оценивание
Приоритетность учения
Формирующее оценивание
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание для обучающихся
- может помогать учиться на ошибках;
- может помогать понять, что важно;
- может помогать понять, что у них получается;
- может помогать обнаруживать, что они не знают;
- может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Инновационные оценочные средства и формы
- портфолио;
- кейсы;
- контекстные задачи;
- междисциплинарные экзамены;
- компетентностно -ориентированные тесты;
- ситуационные задания.
Оценка устного ответа
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен пересказать изученный материал, ответить на вопросы по теме.
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик не только может пересказать изученный материал, но и проанализировать его, ставит вопросы к изученной теме.
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик не просто пересказывает изученный материал, а анализирует его, сравнивает известные факты, приводит примеры, ставит вопросы к изученной теме.
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик способен пересказать изученный материал, но не может отвечать на дополнительные вопросы по теме.
Низкий уровень достижений – не достижение базового уровня. Ученик не может изложить изученный материал даже при помощи наводящих вопросов.
Базовый (опорный) уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные
|
Ученик умеет: выбирать средства для организации своего поведения; | Способность рассуждать и оперировать гипотезами
| Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; | Развитие речи контролируемой и управляемой | Правильно ставит вопросы
|
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм. |
| Способен разрешать конфликты
|
Оценка «3» |
Превышающий базовый уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные
|
Ученик умеет: выбирать средства для организации своего поведения; | Способность рассуждать и оперировать гипотезами | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
| Способность делать предметом анализа и оценки собственные интеллектуальные операции и управлять ими | Правильно ставит вопросы
|
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; |
| Способен разрешать конфликты
|
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; |
| Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Оценка «4» |
Высокий уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Ученик умеет: выбирать средства для организации своего поведения; | Способность рассуждать и оперировать гипотезами | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
| Способность делать предметом анализа и оценки собственные интеллектуальные операции и управлять ими | Правильно ставит вопросы
|
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; | Развитие речи контролируемой и управляемой | Способен разрешать конфликты
|
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; |
| Способен управлять поведением партнёра
|
• начинать и заканчивать действие в нужный момент; |
| Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
• тормозить ненужные реакции. |
|
|
Оценка «5» |
Пониженный уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
∙Ученик умеет: выбирать средств для организации своего поведения; | Развитие речи контролируемой и управляемой | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; |
|
|
Оценка «2 |
Низкий уровень достижений достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; | Умение пользоваться теоретическим материалом учебника | Ученик не способен планировать совместную деятельность, не умеет избегать конфликтных ситуаций |
Оценка «1» |
Оценка лабораторной работы
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод.
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод.
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, анализировать полученный результат, делать вывод, оценивать свою работу и работу одноклассников.
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик способен выполнять работу, по цели, сформулированной учителем или другими учениками.
Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не может самостоятельно выполнять работу.
Базовый (опорный) уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Ученик умеет: • выбирать средства для организации своего поведения; | Способность ставить цель и выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; |
| Правильно ставит вопросы |
• планировать, контролировать и |
| Способен разрешать конфликты выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; |
Оценка «3» |
Превышающий базовый уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Ученик умеет: • выбирать средства для организации своего поведения; | Способность выдвигать гипотезу и проверять её достоверность | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
| Способность делать предметом анализа и оценки собственные практические операции и управлять ими | Правильно ставит вопросы
|
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; |
| Способен разрешать конфликты
|
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; |
| Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Оценка «4» |
Высокий уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Ученик умеет: • выбирать средства для организации своего поведения; | Способность выдвигать гипотезу и проверять её достоверность, а также прогнозировать результат | Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; | Способность делать предметом анализа и оценки собственные | Правильно ставит вопросы практические операции и управлять ими |
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; | Развитие способности анализировать полученный результат | Способен разрешать конфликты |
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; |
| Способен управлять поведением партнёра |
• начинать и заканчивать действие в нужный момент; |
| Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
• тормозить ненужные реакции. |
|
|
Оценка «5» |
Пониженный уровень достижения метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Ученик умеет: • выбирать средства для организации своего поведения; | Способность выполнять работу по цели, поставленной учителем, отвечать на вопросы.
| Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками
|
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; |
|
|
Оценка «2» |
Низкий уровень достижений метапредметных результатов
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
| Не способен проводить работу без посторонней помощи
| Ученик не способен планировать совместную деятельность, не умеет избегать конфликтные ситуации |
Оценка «1» |
Оценка выполнения тестовых заданий
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний (50-74%).
Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов (75-85%).
Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов (86-100%).
Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня (менее 50%).
Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не способен работать с тестами.
При оценивании предметных результатов учитываю, что предметом оценки, в соответствии с требованиями ФГОС, являются не только знания, но и специфические для данного предмета учебные и практические умения, базирующиеся обычно на определенных видах универсальных учебных действий. Стандарты прямо указывают, что важнейшим предметом оценивания в данном случае выступает «способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач».