Инновационная/ экспериментальная деятельность
Цели и задачи экспериментальной, инновационной деятельности: развитие личностного потенциала учащихся, учителей и родителей в создании единой образовательной среды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В 2014 наша школа участвовала в республиканском конкурсе на присвоение статуса "Республиканская стажировочная площадка по развитию государственно-общественного управления образованием».
С 17 по 22 ноября 2014г в рамках РСП делегация учителей в составе 4 человек: Сультимова В.В. –заместитель директора по УР, Галсанова А.А.- заместитель директора по ВР, Дашиев Е.В. – учитель физической культуры МБОУ «КСОШ №2» и Занегина А.Н. – региональный тьютор по сопровождению ФГОС выехали в город Саратов.
На базе лицея – интерната №6 ОАО «РЖД» организована работа стажировочной площадки по теме «Инновационные модели развития государственно - общественного управления в условиях реализации ФГОС», где обучение прошли 38 учителей и воспитателей лицей – интерната №6.
Видеоотчет РСП на сайте http://kurumkansosh2.do.am/index/videootchet_g_saratov/0-140
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
- Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.
- Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, рассказ. Слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и т.д. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность уроков способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая смена одной деятельности на другую потребует от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут.
- Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. норма: не менее трех.
- Чередование видов преподавания: норма: не позже чем через 10-15 минут.
- Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки).
- Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
- Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
- Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношение к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
- Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
- Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.д.
- Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, индивидуальные – фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный – недостаточный) между учениками (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, заинтересованность-безразличие, активность-пассивность)
В конце урока обратите внимание на следующее:
14. Плотность урока, то есть количество времени, затарченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60 % и не более 75-80 %.
15. Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности. определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
16. Темп окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашней работы, задания;
- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное им на дом задание, учитель и учащиеся прощаются;
- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).
Поскольку посещение урока, особенно руководством, стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения – ведь впереди еще урок. Лучший способ – сразу после урока поблагодарить его, сказать несколько слов поддержки. Анализировать урок сразу после его окончания нецелесообразно.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Курумканская средняя общеобразовательная школа №2» |
Проект |
«Школа – территория здоровья» |
Курумканская СОШ № 2 |
21.11.2016 |
В данном документе раскрывается содержание программы экспериментальной площадки по формированию здорового образа жизни в условиях ФГОС. |
Миссия, направления деятельности и основные результаты
Миссия школы.
Школа представляет собой образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные программы дошкольного, начального основного и среднего (полного) общего образования и программа дополнительного образования детей. При этом обучающиеся ориентируются на получение в стенах школы:
- качественного общего образования, предполагающего владение развитыми навыками письменной и устной речи, разнообразными математическими умениями, основами наук, социально экономическими и правовыми компетенциями, которые служили бы фундаментом для их постоянного самообразования в течение всей жизни;
- углублённых знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам и образовательным областям, необходимым им для дальнейшего профессионального образования;
- удовлетворения разнообразных образовательных интересов и запросов, реализуемых в системе дополнительного образования.
Миссией нашего образовательного учреждения является предоставление широкого поля образовательных возможностей наибольшему числу учащихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания, что соответствует социальному запросу к современной школе.
Основным условием успешности развития школы стало сочетание педагогического профессионализма учителей и внутренней учебной мотивации школьников. Первое обеспечивается за счёт построения гуманистической, технологичной системы развития педагогического коллектива. Второе – за счёт ориентации во взаимодействии с учениками на развитие их познавательного интереса, общеучебных и предметных умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения.
Основные направления деятельности
- Успешное достижение образовательных результатов каждым учеником в сочетании основного и дополнительного образования; разнообразных форм учебной деятельности; требований стандарта и индивидуальных способностей обучающихся; эмоционально – психологической комфортности и интенсивности учебной деятельности школьников.
- Построение эмоционально привлекательной образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, повышению качества обучения и воспитания.
- Организация образовательного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, ориентированного как на формирование здорового образа жизни, развитие собственной творческой индивидуальности, так и на успешность общего дела.
Основные результаты деятельности
На сегодня в школе обеспечены все условия для соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности, здоровьесберегающий режим работы школы, организовано рациональное питание учащихся, обеспечивается оптимальный режим двигательной активности учащихся.
Также в школе с ноября 2016-2017 учебного года действует экспериментальная площадка по внедрению здоровьесберегающих технологий, направленных, прежде всего, на укрепление и сохранение здоровья школьников, повышение качества образования и развитие образовательной мотивации школьников, формирование и преобразование комфортной развивающей образовательной среды, в которой каждый ученик существует как активный субъект образовательного процесса. Основными идеями технологий будут идеи успеха и достижений, сотрудничества, творчества и самореализации.
В настоящее время в рамках реализуемых в школе образовательных программ разрабатываются и реализуются такие программы, как «Здоровушка» для учащихся начальной школы, «САД» для учащихся среднего звена, «Я выбираю здоровый образ жизни» для учащихся старших классов.
Кроме того, в ходе учебного процесса образовательная программа будет реализовываться через следующие технологии:
- лекционно-семинарские занятия;
- групповые и индивидуальные консультации;
- проблемное обучение;
- личностно ориентированное обучение;
- информатизацию процесса обучения;
- модульное обучение;
- дидактические игры;
- самостоятельную работу.
Прогнозируемый результат деятельности педагогического коллектива - создание наиболее благоприятных, психологически комфортных, педагогически оправданных условий получения полного среднего образования.
Название программы: Формирование здорового образа жизни в условиях ФГОС «Школа – территория здоровья»
Целевые группы, на которые направлена профилактическая программа (с указанием количественных и качественных характеристик)
Учащиеся школы – 384 чел., из них
младшие классы (1-4 кл.) – 175 чел.
средние классы (5-8 кл.) – 150 чел.
старшие классы (9-11 кл.) – 59 чел.
Педагогический коллектив – 33 чел., из них мужчин – 6 чел., женщин – 27 чел.
Учителей высшей категории – 6, первой категории – 19, без категории – 8.
Родители – 439 чел., из них мужчины -152, женщины - 287
Цели и задачи программы
Цель программы: создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся, способствующего повышению качества обучения и воспитания.
Задачи:
- Вести информационно-просветительскую работу по пропаганде здорового образа жизни среди участников образовательного процесса:
- информировать о возможностях полезного досуга, занятий физкультурой и спортом, участия в творческих объединениях;
- создавать информационный материал для проведения профилактической работы;
- распространять информацию среди участников образовательного процесса через печатную продукцию (плакаты, памятки, брошюры);
- Создать систему непрерывного наблюдения, измерения и оценки состояния здоровья участников образовательного процесса, для этого:
- формировать базы данных о физическом, соматическом, психологическом здоровье учащихся, создание которых является необходимым условием для прогнозирования дальнейшего развития школы, корректировки ее здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности;
- вести сравнительный анализ по годам, что позволит отследить динамику здоровья учащихся;
- выявлять факторы, влияющие на здоровье учащихся;
- Разработать систему мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся и минимизирующих влияние стрессообразующих факторов образования:
Создать зимний сад в школе
Создать сенсорную комнату для психо-эмоциональной разгрузки;
Создать игровую зону со спортивным оборудованием;
Оборудовать детскую площадку на территории школьного двора.
- Прививать всем участникам образовательного процесса знания, умения и навыки, необходимые для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной среды: семинары, курсы повышения квалификации для педагогов, тренинговые занятия, психологические консультации для учащихся и их родителей.
Описание деятельности
Актуальность проекта: Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Здоровьесберегающие технологии прочно входят в учебно-воспитательный процесс. Особое место по формированию здорового образа жизни занимает систематическая воспитательная работа с молодежью.
Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.
Основные направления работы:
1) организация здоровьесберегающего образовательного процесса;
2) инструктивно - методическая работа с учителями, классными руководителями, учащимися, их родителями;
3) оздоровительно - профилактическая работа через сотрудничество всех участников образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители, социум).
Описание ожидаемых результатов (с указанием количественных и качественных индикаторов)
Реализация мероприятий проекта позволит достичь следующих результатов:
- снижение заболеваемости обучающихся и педагогов;
- снижение количества обучающихся, имеющих вредные для здоровья привычки;
- улучшение условий обучения, питания;
- улучшение медицинского обслуживания и качества профилактических мероприятий в школе;
- повышение эффективности использования ресурсов образовательного учреждения для здоровьесбережения школьников;
- рост удовлетворённости участников образовательного процесса санитарным состоянием, комфортностью обучения и работы в школе;
- повышение уровня безопасности жизни и здоровья детей и сотрудников школы.
Краткая аннотация проекта (не более пяти предложений)
Данная программа необходима для всех участников образовательного процесса, так как на сегодня от уровня здоровья населения зависит национальная безопасность страны. А школа выполняет государственный заказ.
Цель и задачи программы: создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся, способствующего повышению качества обучения и воспитания.
Методы достижения поставленных задач: метод наглядной агитации, методы анализа, тренаж с помощью плаката-схемы зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажер), массаж биологически активных точек, гимнастика (зрительная, дыхательная, суставная) на 20-й минуте каждого урока; беседа, деловые игры, тренинг, лекции.
Планируемые результаты: создание наиболее благоприятных, психологически комфортных, педагогически оправданных условий получения полного среднего образования.
Этапы реализации проекта: 1) организационный (2016-2017г.г.) - теоретическое обоснование модели создания единого здоровьесберегающего пространства школы; научно-методическая и психологическая подготовка педагогического коллектива; создание банка данных о состоянии здоровья учащихся и педагогов, установление связей с другими образовательными и медицинскими учреждениями.
2) практический (2017-2018г.г.) - проведение совместной с родителями и общественностью работы по созданию единого здоровьесберегающего пространства.
3) оценочно-обобщающий (2018- 2019 г.г.) - анализ и обобщение результатов работы, подготовка научно- методических рекомендаций, направленных на внедрение в практику опыта школы, составление программы деятельности на дальнейший период работы.
7. График проведения мероприятий | |||
№ | Задача/Мероприятие | Сроки (дд.мм.гг/)/ длительность | Результат |
Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий | В течение учебного года | ||
Составление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика. | Сентябрь | Паспорт здоровья школы | |
Издание приказов об охране жизни и здоровья школьников; о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда; | Август | приказы | |
Обеспечение учебных кабинетов медицинскими аптечками | Сентябрь | Медицинские аптечки в классах | |
Проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности и учебных тренировок | В течение учебного года | Журнал инструктажей в классах | |
Проведение круглого стола для учителей «Валеологическая направленность учебных предметов» | Август | Рекомендации по составлению рабочих программ с учетом валеологической направленности | |
Создание инновационных учебных программ валеологической направленности | Программа «Здоровушка», «САД», «Я выбираю здоровый образ жизни» | ||
Внедрение элективных валеологических курсов | Программа внеурочной деятельности | ||
Составление индивидуальных учебных планов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья | Адаптированные образовательные программы | ||
Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни | Каталог литературы | ||
Составление социологических карт по классам, составление списков: учащихся группы риска; проблемных семей; многодетных семей; малообеспеченных семей; неполных семей; детей с хроническими заболеваниями; | Сентябрь Социальный педагог школы, кл. рук-ли | Социальный паспорт школы | |
Разработка комплексов упражнений лечебной гимнастики для разных групп обучающихся по показаниям врача | Программа спецгрупп, профилактических групп | ||
Организация работы спортивных секций | Сентябрь | Секция «Волейбол», «Легкая атлетика», «Баскетбол» | |
Проведение спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья | В течение учебного года | ||
Проведение ежедневной гимнастики на уроках во всех классах: 1-й урок – 2-й урок – дыхательная гимнастика, 3-ий урок – зрительная гимнастика, 4 - 6-й уроки – суставная гимнастика. | В течение учебного года 1-й урок – начало урока 2 - 6 урок – на 20-й минуте каждого урока | Выполнение гимнастических упражнений, снижение утомляемости в течение учебного дня. | |
Организация семинаров для учителей: «Здоровьесберегающая педагогика» «Валеология в школе и дома», «Проблемы нравственного воспитания школьников» «Предупреждение переутомления школьников» | Ноябрь Декабрь Февраль Апрель | Методические рекомендации | |
Организация родительского всеобуча: «Домашний режим школьника» «Безопасность при работе с компьютером» «Магия голубого экрана» «Закаливание» | Сентябрь Ноябрь Январь Март | Памятки для родителей | |
Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения физического и психического здоровья детей | В течение учебного года | ||
Разработка валеологической тематики классных часов | |||
Проведение семинаров классных руководителей по нравственному воспитанию: «Ценностные ориентиры выпускников» (на основе анкетирования учащихся 9-х и 11-х классов); «Чувство законности и совесть» «Учитесь властвовать собой» «Человек и его манеры» «Жить, побеждая зло» | Рекомендации для классных руководителей по воспитанию учащихся | ||
Реализация программы профилактики употребления ПАВ: проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных средств | Программа профилактики употребления ПАВ | ||
Конференции, лектории, викторины для учащихся на валеологические темы | |||
Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению разрешать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть своими эмоциями и т.п. | Тренинги | ||
Подготовка и проведение научно-практической конференции «Школа – центр здоровья» | Май | Публикация материалов конференции | |
Профилактические мероприятия в период каникул | План работы на каникулярное время | ||
Создание зимнего сада | Изготовление и установка стеллажей, закуп экзотических растений для сада | ||
Оборудование игровой площадки на территории школы | |||
Создание игрового уголка в рекреации школы | Приобретение спортивного инвентаря, изготовление нетрадиционного оборудования (коновязь) |
8. Методические материалы по профилактической программе | В форме дополнительного приложения к заявке (если имеются) |
9. Исполнители проекта (с указанием информации о квалификации и профессиональных достижениях) | Дарханова Н.Ж. – директор школы Сультимова В.В. – заместитель директора по учебно-методической работе Галсанова А.А. – заместитель директора по воспитательной работе Реховская Н.И. – учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования Бадмаева Т.В. – учитель первой квалификационной категории, Почетный работник общего образования Эрдыниева Баирма Васильевна – учитель высшей категории |
ФИО, должность руководителя | _______________________________________ Подпись МП |
Предварительный просмотр:
Сультимова В.В., учитель химии
Формирование ключевых компетентностей учащихся в процессе изучения химии на примере эколого-валеологического содержания образования
Компетентностный подход выдвигает на первый план не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.
Тема смещения акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию в последнее время активно обсуждается в научных кругах. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Так, в правительственной Стратегии модернизации общего образования четко обозначено, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах Образовательная компетенция предполагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.
Сегодня, реализуя компетентностный подход, мы опираемся на международный опыт, адаптируя его к традициям и потребностям России. В Стратегии модернизации Российского образования в структуре ключевых компетентностей выделены:
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;
- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;
- компетентность в бытовой сфере;
- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.
Внедрение компетентностного подхода предполагает внесение изменений в содержание и технологии организации образовательного процесса, в систему оценивания образовательных результатов учащихся.
Формирование ключевых компетентностей ставит перед химическим образованием следующие задачи:
1) Раскрытие необходимости химического образования для решения повседневных жизненно важных проблем;
2) Реализация личностно-ориентированного, дифференцированного подхода к обучению химии с учётом интересов, склонностей и способностей учащихся;
3) Воспитание средствами предмета, развитие культурных и духовных потребностей, нравственного поведения в окружающей среде;
4) Формирование средствами предмета здорового образа жизни, понимания опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа, ответственности в выборе образа жизни.
В своей педагогической деятельности основной акцент я делаю на усиление прикладного и общекультурного компонента содержания химического образования, который предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитание культуры поведения в мире веществ и химических превращений. В содержание образования вводится материал, позволяющий раскрывать сущность и пути решения экологических проблем. Владение такой информацией на общекультурном уровне необходимо любому образованному человеку и важно для преодоления появившейся за последнее время в обществе хемофобии.
Экологизированный курс химии даёт возможность раскрыть особую роль химической науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за её сохранение. Экологическое образование подрастающего поколения – это процесс обучения и воспитания, направленный на формирование экологического сознания, ориентированного на адекватное отражение состояния внешней среды и соответственно ценностных установок в потребностях и деятельности человека.
Цель привлечения эколого-валеологического компонента в содержание образования на уроках химии:
- раскрытие возможности содержания программы по химии, способствующего эффективному формированию у школьников системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающего становление ответственного отношения учащихся к окружающей среде, своему здоровью.
Задачи обучения:
- вооружение учащихся экологически значимым понятийным аппаратом;
- раскрытие единства неорганического и органического мира, влияния деятельности человека на окружающую среду и формирование на этой основе убеждённости в необходимости бережного отношения к природе;
- раскрытие двойственной роли химической промышленности по отношению к человеку и природе;
- разъяснение двойственной биологической роли химических веществ в природе в зависимости от их концентрации;
- раскрытие особенностей научно-технического прогресса с позиций охраны природы;
- вооружение школьников практическими умениями и навыками, позволяющими не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы.
Реализация эколого-валеологического образования осуществляется по нескольким направлениям:
1) освоение содержания эколого-валеологического компонента на уроках химии;
2) усвоение содержания эколого-валеологического компонента в процессе преподавания элективных курсов;
3) изучение содержания данного компонента в ходе индивидуально- групповых занятий учащихся, посредством организации проектной и исследовательской деятельности школьников;
4) реализация экологического-валеологического воспитания при проведении массовых внеклассных мероприятий.
Известно, что способности, умения формируются в деятельности. Поэтому закономерно, что возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельность, способствующую развитию их способностей. В качестве таких механизмов выступают технологии обучения.
Структуру уроков я выстраиваю согласно технологии деятельностного подхода. На уроках я пытаюсь создать такие условия, чтобы формировалась учебная деятельность, превращающая ребёнка в субъект. Чтобы он был заинтересован в учении и саморазвитии. Любая грань знаний, добытая на таком уроке, любая чёрточка личности – это результат собственной деятельности учащегося.
Моя роль - роль организатора учебной деятельности учащегося, организатора обстоятельств, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия.
Деятельность ученика развёртывается в рамках коллективного учебного диалога, учебной дискуссии, то есть коллективно-распределительной деятельности.
Процесс познания на уроке организуется следующим образом. Во-первых, исходя из потребности своей жизнедеятельности, индивид выдвигает для себя ту или иную цель. Во-вторых, в соответствии с намеченным планом он совершает умственные и практические действия по реализации этой цели. В-третьих, он свои действия непременно контролирует и оценивает. Контроль и оценка выведут его на эмоциональный аспект деятельности, когда он рефлексирует, эмоционально переживает содеянное и в зависимости от результата внутренне констатирует степень удовлетворённости от совершённой работы. Однако в деятельности такая удовлетворённость сменяется неудовлетворённостью. Эта неудовлетворённость вызывает потребность, которая способствует постановке новой цели, планированию, реализации, контролю и оценке.
Например, в 9 классе по теме «Оксиды углерода (II) и (IV) урок начинается с ориентировочно-мотивационного этапа. Учащиеся работают у доски письменно, отвечают устно, заполняют кроссворд по теме домашнего задания. Оценивают свою деятельность по выполнению домашнего задания в баллах. Затем сами учащиеся осуществляют целеполагание, намечают план изучения нового материала, согласно логической цепочке: состав, строение, свойства, применение. Используя занимательные факты, учитель мотивирует изучение данной темы. Например, почему возникает проблема парникового эффекта, какой газ находится в бутылке с газированной водой, почему в одной из пещер в Италии («Собачья пещера») собаки погибают, а люди остаются живы.
Второй этап урока – операционно-исполнительский. Он состоит из трёх частей:
- во-первых, работая самостоятельно с учебником, учащиеся заполняют таблицу (строение, физические и химические свойства, получение, применение). Работают в парах: один учащийся – СО; другой – СО2, затем обмениваются своими наработками, знаниями.
- во-вторых, выполняют лабораторный опыт «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств». Работают в группах по 4 человека.
- в-третьих, изучают экологические проблемы, связанные с углекислым газом; изучение происходит в игровой форме «Суд над Углекислым газом»
Третий этап урока – рефлексивно-оценочный.
Учащиеся отвечают на вопросы викторины по теме урока, осуществляют самооценку в баллах. Затем суммируют баллы за урок, оценивают свою деятельность по пятибалльной системе, осуществляют рефлексию на эмоциональном уровне (понравился урок, не понравился; в полную силу работал или нет; что неудачно и т.д.)
Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой школьного образования, задачу формирования основ информационной культуры. Важным средством повышения эффективности образовательного процесса является компьютер. Компьютер интенсифицирует, обогащает учебный процесс и способствует развитию личности ребёнка, стимулирует рост профессионального мастерства учителя, создавая новую культуру педагогического общения.
Компетентность проявляется при решении задач жизненной практики, а значит, содержание учебного материала занятий должно быть соотнесено с реальными проблемами. Например, такая задача. Крайне неудачным, но широко применяющимся до настоящего времени способом борьбы с гололёдом на улицах городов является посыпание их солью. Чаще всего для этого используют хлорид натрия (поваренную соль). Ставлю задачу:
1) как в лабораторных условиях доказать, что это именно поваренная соль, а не какая-то другая?
2) на каких простых примерах можно показать, что использование соли для этих целей не только наносит материальный ущерб человеку, но и пагубно для окружающей природной среды?
3) почему категорически запрещается сыпать соль вблизи железнодорожных переходов
4) поскольку хлорид натрия выводится из организма с потом, очевидно, что потребность в поваренной соли у работающих в горячих цехах больше. Она возрастает до 20-25 г в сутки. Какое количество поваренной соли (в молях) необходимо человеку, работающему в горячем цехе: а) в неделю; б) в год?
Для ребят, интересующихся химией, были предложены индивидуальные и групповые занятия.
Достижение целей образования, в том числе и химического, призвано обеспечить успех современного выпускника школы, вступающего во взрослую жизнь. Это возможно при условии, что цели образования станут для него личностно значимыми, то есть он должен сам видеть проблемы в окружающей действительности и научиться находить способы их решения; понимать, что успех в жизни зависит не только от знаний, которые он получает в школе, но и от умения самостоятельно учиться, умения общаться с людьми; ему необходимо научиться культуре общения. Компетентность – это готовность очень высокого уровня к осуществлению деятельности.
Предварительный просмотр:
Сультимова В.В., учитель химии
Валеологический компонент в преподавании химии
Зачастую не все учащиеся понимают, насколько важны в решении проблемы сохранения здоровья знания, полученные на уроках химии, и считают, что им необходимы лишь советы по поведению в той или иной ситуации. Курс химии играет существенную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения, при его изучении можно естественным образом сформировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью
При изучении химии возможно:
- сформировать знания о молекулярных основах здоровья;
- оценить влияние отдельных химических элементов и их соединений на организм человека.
Нестандартный подход педагога к включению валеологического компонента в содержание школьного курса химии, станет причиной для серьезного осмысления учащимися практической значимости химических знаний в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья.
С целью создания направленности на формирование здорового образа жизни я практикую на уроках решение задач с валеологическим содержанием. Оптимальное использование их в учебном процессе позволяет сделать теоретический материал аргументированным и полезным в повседневной жизни. Решая такие задачи, учащийся невольно становится сопричастным к проблеме формирования здорового образа жизни.
При составлении задач использовался материал из курсов биологии, экологии, валеологии, акцентированный на изучение самой природы человека, физиологических процессов, происходящих в организме. Интегрированные задачи способствуют формированию познавательных мотивов. Вникая в сущность таких задач, учащиеся не только вспоминают методику их решения, но и еще раз убеждаются, насколько тесна связь между знаниями по химии и повседневной жизнью человека, физиологическими потребностями организма в тех или иных веществах, как важны знания свойств веществ для сохранения здоровья. Такой подход к составлению контролирующих заданий способствует пониманию учащимися того, что за каждой формулой стоит конкретное вещество, а за каждым уравнением реакции – конкретное явление, происходящее в природе, живых организмах, быту. Это наполняет химические символы конкретным жизненным смыслом и, главное, позволяет убедить школьников в том, что химия – наука необходимая и интересная.
Любой урок химии может способствовать одновременно и интеллектуальному развитию школьника, и сохранению его физического статуса. То есть школьные химические знания должны помогать адаптации учащегося и увеличивать резервы его здоровья.
Примеры расчетных задач
1.Суточная потребность организма в кальции в виде карбоната кальция СаСО3 составляет 1,2 г. Вычислите количество необходимого карбоната кальция.
2.В человеческом организме в общей сложности содержится примерно 25 мг иода (в составе различных соединений), причём половина всей массы йода находится в щитовидной железе. Подсчитайте, сколько атомов йода находится: а) в щитовидной железе; б) в человеческом организме в целом.
3. При неполном сгорании топлива и других веществ, в частности табака, образуется угарный газ СО, вызывающий кислородное голодание, блокируя гемоглобин крови. Вычислите относительную молекулярную массу этого вещества.
4. Горькая, или английская соль (кристаллогидрат сульфата магния) впервые была выделена из воды минерального источника в Эпсоме – пригороде Лондона. Эта соль применяется в медицине при заболеваниях нервной системы, для снижения артериального давления, а также как слабительное средство. Составьте формулу английской соли, если массовые доли химических элементов в ней составляют: 9,86% (Mg), 13,01%(S), 71,40%(О), 5,73%(Н).
5. В питьевой воде были обнаружены следы вещества, обладающего общетоксическим и наркотическим действием. При проведении качественного и количественного анализа было установлено. что это производное фенола и массовые доли химических элементов в нём таковы: 55% (С), 4,0% (Н), 14 % (О), 27 % (С1). Установите молекулярную формулу вещества. Укажите возможные причины попадания этого вещества в окружающую среду
6. Стоматологи рекомендуют для профилактики кариеса ежегодно использовать 1,5 г активного фтора. Сколько тюбиков зубной пасты «Орtifrеsh» нужно израсходовать за год, чтобы обеспечить эту норму? Доля фторида натрия в этой пасте составляет 0,32 %, масса тюбика 75 г.
7. Суточная потребность организма человека в элементе цинке составляет 50 мг. Вычислите массу устриц, которые необходимо съесть, чтобы восполнить суточную потребность организма в цинке (в 100 г устриц содержится 400 мг цинка)
8. За сутки в организм взрослого человека поступает вместе с пищей 0,3 мг молибдена. Рассчитайте количество вещества молибдена, который поступает в организм.
9. Число атомов калия в теле человека составляет 2,2∙1024. Подсчитайте массу калия в теле человека.
10. Когда человека мучает изжога, он пользуется питьевой содой. Еще лучше, если он воспользуется лекарствами, содержащими в своем составе гидроксид магния. Вычислите массу гидроксида магния, требующееся на нейтрализацию 1,2 г соляной кислоты, вызвавшей повышенную кислотность желудочного сока.
11. Железо – важнейшая составная часть организма человека и животных. Для лечения анемии, вызванной дефицитом железа в организме, и для стимуляции работы кроветворных органов используют восстановленное железо. Вычислите массу железа, которая может быть восстановлена алюминием из 1,5 моль оксида железа (ΙΙΙ),
12. При недостатке в организме человека цинка происходят замедление роста, нарушение кожного и волосяного покрова. Вычислите массу сульфата цинка, составляющую годовую физиологическую потребность организма человека, которая образуется при взаимодействии 0,14 г цинка с серной кислотой массой 0,16 г.
13. Как приготовить из 10 г 15 %-ного спиртового раствора иода 5 %-ный спиртовой раствор? (Плотностью спирта можно пренебречь) Почему в обычной практике медики не используют 15 %-ный раствор иода?
14. Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать неопытному лаборанту задание приготовить 500 мл 5 %-ного раствора сульфата меди (II), необходимого для смачивания обожженного фосфором участка кожи. Составьте инструкцию по приготовлению этого раствора
15. В медицинской практике для промывания ран используют раствор КМnО4 с массовой долей 0,5 %. Определите объем раствора, который вы сможете приготовить из 10 г перманганата калия, если плотность раствора должна быть 1 г/мл.
16. Максимальная концентрация этого элемента отмечена в пигментной сетчатке глаза. Электронная формула внешнего электронного слоя его атома 6s2. Определите этот элемент. Напишите его название, символ и порядковый номер, укажите семейство, к которому он принадлежит.
17. По содержанию этого элемента можно определить пол человека: в женском организме его в 2 раза больше, чем в мужском. Электронная формула внешнего электронного слоя его атома 6s1. Определите этот элемент. Напишите его название, символ и порядковый номер.
18. Максимальная концентрация этого элемента отмечена в твердых тканях зубов. Электронная формула внешнего электронного слоя его атома 3s2. Определите этот элемент. Напишите его название, символ и порядковый номер.
19. Этот химический элемент концентрируется преимущественно в ногтях. Определите положение этого элемента в Периодической системе (период, ряд, группа, подгруппа) по электронной формуле атома: 1s22s22р63s23р63d34s2.
20. Этот химический элемент концентрируется преимущественно в слизистой оболочке языка. Определите его положение в Периодической системе элементов (период, ряд, группа, подгруппа) по электронной формуле атома: 1s22s22р63s23р63d104s24р64d105s25р2