Программно-методические и дидактические материалы

Cультимова Валентина Викторовна

В данном пункте представляется вся документация педагога по программно-методическому сопровождению образовательного процесса, под  которым подразумевается целый комплекс учебно-методических материалов,  включающий:

-рабочую программу по предмету,

-методические разработки,

-дидактический материал.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Национально-региональный компонент

в рабочих программах по химии

8 класс

Тема: «Введение».

  1. Химические производства Бурятии.
  2. Полезные ископаемые Бурятии.

Тема: «Простые вещества».

  1. Месторождения металлов в Бурятии.
  2. Месторождения угля в Бурятии.

Тема: «Соединения химических элементов».

Полезные ископаемые Бурятии.

  1. Состав воды озера Байкал.
  2. Охрана Озера Байкал.
  3. Очистные с. Выдрино.

Тема: «Растворение, растворы».

  1. Минеральный состав озера Байкал и реки Снежной: катионы и анионы.
  2. рН воды Байкала и снежной.

9 класс.

Тема: «Металлы».

  1. Месторождения Ме в Бурятии (озерное …).
  2. Предприятия тяжелой промышленности Республики Бурятия.

Тема: «Неметаллы».

  1. Минеральный состав воды озера Байкал и реки Снежной.
  2. Месторождения и разработка угля на территории Бурятии.

  1. Силикатная промышленность Бурятии.

Тема: «Органические вещества».

  1. Месторождения природного газа в Бурятии, перспективы развития.

  1. Производство сахарной свеклы, картофеля в Бурятии.

10 класс.

Тема: «Алканы».

  1. Месторождения природного газа на территории Бурятии, перспективы развития газов. Промышленность.

  1. Охрана Озера Байкал.

Тема: «Спирты».

  1. Обсуждение данных социологических исследований по употреблению алкоголя на территории Бурятии.

Тема: «Углеводы».

  1. Медоносные районы Бурятии.
  2. Производство целлюлозы (Селенгинский ЦБК).

  1. Производство картофеля, сахарной свеклы на территории Бурятии.

11 класс.

Тема: «Химические реакции».

1. Минеральный состав воды озера Байкал, охрана вод Байкала. Тема: «Вещества».

  1. Полезные ископаемые Республики Бурятия.
  2. Месторождение полиметаллов.




Предварительный просмотр:

Задания по теме «Строение атома»

  1. Закончи определения
  • АТОМ –это …
  • ПЛАНЕТАРНАЯ МОДЕЛЬ –это…
  • ОРБИТАЛЬ –это…
  • ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР –показывает …
  • ИЗОТОПЫ – это…
  1. Заполни таблицу

Ca

Fe

Cu

Cl

S

P

K

Порядковый номер

Заряд ядра

Массовое число

p+

e-

n0

  1. Тестовые задания
  1. Заряд ядра атома азота равен:
    а) 7  б) 13  в) 4  г) 29  д) 11
  2. Число протонов в ядре атома криптона:
    а) 36  б) 17 в) 4  г) 31  д) 6
  3. Число нейтронов в ядре атома цинка:
    а) 8  б) 35  в)11  г)30  д)4
  4. Число электронов в атоме железа:
    а) 11  б)8  в)56  г)26  д)30
  5. Изотопы водорода отличаются друг от друга:
    а) числом e-  б) числом n  в) химическим знаком  г) числом p  д) массовым числом
  6. Из чего состоит атом?

а) Из ядра и электронов

б) Из протонов и нейтронов

в) Из молекул

г) Из антиматерии

7.  Что находится в ядре атома?

а) Электроны    б) Протоны и нейтроны   в) Водород   г) Пустота

8. Как заряжены электроны?

а) Положительно   б) Нейтрально   в) Отрицательно   г) Сильно

9.  Закончите фразу: "Число протонов в ядре атома и число электронов в этом атоме"...

а) ...одинаково.

б) ...очень велико.

в) ...ничтожно мало.

г) ...науке не известно.

10. Сколько энергетических уровней в атомах элементов 2-го периода?

а) 1

б) 2

в) 3

г) Несколько тысяч

Задания по теме «Строение атома»

  1. Закончи определения
  • АТОМ –это …
  • ПЛАНЕТАРНАЯ МОДЕЛЬ –это…
  • ОРБИТАЛЬ –это…
  • ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР –показывает …
  • ИЗОТОПЫ – это…
  1. Заполни таблицу

Ca

Fe

Cu

Cl

S

P

K

Порядковый номер

Заряд ядра

Массовое число

p+

e-

n0

  1. Тестовые задания
  1. Заряд ядра атома азота равен:
    а) 7  б) 13  в) 4  г) 29  д) 11
  2. Число протонов в ядре атома криптона:
    а) 36  б) 17 в) 4  г) 31  д) 6
  3. Число нейтронов в ядре атома цинка:
    а) 8  б) 35  в)11  г)30  д)4
  4. Число электронов в атоме железа:
    а) 11  б)8  в)56  г)26  д)30
  5. Изотопы водорода отличаются друг от друга:
    а) числом e-  б) числом n  в) химическим знаком  г) числом p  д) массовым числом
  6. Из чего состоит атом?

а) Из ядра и электронов

б) Из протонов и нейтронов

в) Из молекул

г) Из антиматерии

  1. Что находится в ядре атома?

а) Электроны    б) Протоны и нейтроны   в) Водород   г) Пустота

8. Как заряжены электроны?

а) Положительно   б) Нейтрально   в) Отрицательно   г) Сильно

9.  Закончите фразу: "Число протонов в ядре атома и число электронов в этом атоме"...

а) ...одинаково.

б) ...очень велико.

в) ...ничтожно мало.

г) ...науке не известно.

10. Сколько энергетических уровней в атомах элементов 2-го периода?

а) 1

б) 2

в) 3

г) Несколько тысяч


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К наиболее значимым неорганическим соединениям углерода, содержащим кислород, относятся его оксиды, угольная кислота и её соли.

Слайд 2

CO Угарный газ — бесцветный газ, который не имеет запаха и малорастворимый в воде, очень ядовит.

Слайд 3

CO Попадая при дыхании в организм человека, угарный газ быстро соединяется с гемоглобином крови с образованием устойчивого соединения — карбоксигемоглобина. Таким образом, организм лишается возможности снабжения кислородом.

Слайд 4

Угарный газ образуется при неполном сгорании топлива или при недостатке кислорода в воздухе. 2С + О 2 = 2СО

Слайд 5

СО не соответствует кислота, поэтому он относится к несолеобразующим оксидам. Данный оксид обладает хорошими восстановительными способностями, так как в этом соединении углерода его степень окисления не является максимальной и равна +2 .

Слайд 6

СО не взаимодействует со щелочами и основными оксидами с образованием соли и воды.

Слайд 7

СО взаимодействует с кислородом: 2СО + О 2 = 2СО 2 ↑ Взаимодействуя с оксидами металлов СО восстанавливает металл из его оксида: Fe 2 O 3 + 3 CO = 2 Fe + 3 CO 2 ↑

Слайд 8

Углекислый газ (СО 2 оксид углерода IV) — это газ, не имеющий цвета и запаха. В воде растворяется в соотношении 1:1.

Слайд 9

Из углекислого газа делают «сухой лёд», который используют для хранения пищевых продуктов.

Слайд 10

СО 2 является солеобразующим оксидом. Углекислый газ обладает свойствами типичными для кислотных оксидов: СО 2 + 2 NaOH = Na 2 CO 3 + H 2 O Взаимодействует со щелочами: СО 2 + СаО = СаСО 3 Взаимодействует с основными оксидами: СО 2 + Н 2 О = Н 2 СО 3 Взаимодействует с водой:

Слайд 11

Углекислый газ не поддерживает процессы дыхания и горения. По этой причине его применяют для тушения пожаров. В CO 2 способен гореть лишь магний, при этом образуются оксид магния и сажа: СО 2 + 2Mg = 2MgO + C

Слайд 12

Получение СО 2 2HCl + CaCO 3 = CaCl 2 + H 2 O + CO 2 ↑ Лабораторный способ: СаСО 3 = СаО + СО 2 ↑ Промышленный способ:

Слайд 13

Углекислый газ используют для производства газированных напитков, а также для получения соды.

Слайд 14

При растворении СО 2 в воде образуется слабая двухосновная угольная кислота: СО 2 + Н 2 О = Н 2 СО 3 Na 2 CO 3 , CaCO 3 , ( NH 4 ) 2 CO 3 NaHCO 3 , Ca ( HCO 3 ) 2 , NH 4 HCO 3 гидрокарбонаты — кислые соли: Н 2 СО 3 образует два вида солей: карбонаты — средние соли:

Слайд 15

Карбонаты и гидрокарбонаты способны переходить друг в друга: СаСО 3 + Н 2 О + СО 2 = Са(НСО 3 ) 2 Са(НСО 3 ) 2 = СаСО 3 + Н 2 О + СО 2

Слайд 16

Временная жёсткость воды обусловлена наличием в ней гидрокарбонатов магния и кальция. Са(НСО 3 ) 2 = СаСО 3 ↓ + Н 2 О + СО 2 ↑ Жёсткость воды Хлориды и сульфаты кальция и магния обуславливают постоянную жёсткость воды. Na 2 CO 3 + CaCl 2 = 2 NaCl + CaCO 3 ↓

Слайд 17

СО 3 2- + 2Н + = Н 2 О + СО 2 ↑ Качественная реакция на СО 3 2- и НСО 3 - НСО 3 - + Н + = Н 2 О + СО 2 ↑


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Большой круг воды

Слайд 3

Малый круг воды

Слайд 5

Предварительная очистка сточных вод, которые поступают на очистные сооружения. На данном этапе сточные воды очищают от нерастворимых примесей посредством различных решёток, сит, песколовок, первичных отстойников, мембранных элементов. 1. Механический этап

Слайд 6

Освобождение воды от органических загрязнителей с помощью микроорганизмов (бактерий и простейших). 2. Биологический этап

Слайд 7

3. Физико-химический этап Осаждение остатков минеральных примесей с помощью солей железа и алюминия.

Слайд 8

4. Дезинфекция сточных вод Хлорирование или озонирование воды.

Слайд 9

5. Аэрация Аэрация — это процесс обогащения воды кислородом воздуха для обеспечения жизнедеятельности микроорганизмов.

Слайд 12

Электрохимические Сорбционные Фильтры воды Механические

Слайд 13

Минеральная вода — это вода, содержащая некоторое количество минеральных солей.

Слайд 14

Дистиллированная вода — вода максимально свободная от различных примесей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Вещества Чистые вещества Смеси

Слайд 3

В химии для изучения в основном используются чистые вещества , которые получают путём химического анализа из смесей.

Слайд 4

Жидкие Смеси Твёрдые Газообразные

Слайд 5

Жидкие смеси однородного состава также называют растворами .

Слайд 6

Для анализа веществ необходимо знать содержание растворённого в растворе вещества. Оно выражается с помощью массовой доли .

Слайд 7

Массовая доля растворённого вещества — отношение массы растворённого вещества к общей массе раствора. w

Слайд 8

серная кислота

Слайд 9

бронза

Слайд 10

Дано: m (CuSO 4 ) = 50 г m (H 2 0) = 450 г Ответ: w (CuSO 4 ) = 0 ,1 или 10%. Задача 1. Для приготовления раствора сульфата меди( II ) ( CuSO 4 ) использовали 50 г соли и 450 г воды (Н 2 О) . Определите массовую долю сульфата меди (II) ( CuSO 4 ) в полученном растворе . w (CuSO 4 ) — ?

Слайд 11

Дано: m ( р-ра BaS) = 120 г w (BaS) = 0 ,1 0 Ответ: m (BaS) = 12 г; m (H 2 O) = 108 г. Задача 2 . Сколько граммов воды и сульфида бария ( BaS ) нужно взять для приготовления 120 г 10%-го раствора (0,10 в долях)? m (BaS) — ? m (H 2 0) — ?

Слайд 12

Объёмная доля газообразного вещества в газовой смеси обозначается греческой буквой φ .

Слайд 13

CH 4 CO 2 примеси H 2 и H 2 S 31% 4%

Слайд 14

N 2 O 2 CO 2 углеводороды примеси (сажа, альдегиды, оксиды азота) H 2 O 75% 4% 3 ,8 % 8 % 1,4 % 0,4 %

Слайд 15

Задача 3 . Сколько кубических метров азота можно получить из жидкого воздуха, если исходный объём воздуха 100 м 3 при нормальных условиях, а объёмная доля азота в воздухе составляет 0,78?

Слайд 16

Ответ: m (CO 2 ) = 15 ,84 г. Задача 4 . Найти массу углекислого газа в 400 л воздуха при нормальных условиях, если известно, что объёмная доля углекислого газа в воздухе составляет 2%. m (CO 2 ) — ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химия — это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Слайд 2

Rei-artur КГ

Слайд 3

Rei-artur КГ км

Слайд 4

вещество молекула

Слайд 5

Необходимо взять столько граммов вещества, какова относительная атомная или относительная молекулярная масса этого вещества. Как отмерить 1 моль вещества? 1 г 1 г 1 г

Слайд 6

молекула воды 1 моль воды = 18 г M r (H 2 O) = 18

Слайд 7

молекула кислорода 1 моль кислорода = 32 г M r (O 2 ) = 3 2

Слайд 9

Лоренцо Авогадро (1776 – 1856 гг.) При одинаковых температуре и давлении в равных объёмах идеальных газов содержится одинаковое число молекул. N A – постоянная Авогадро.

Слайд 13

Число молекул ( N )

Слайд 14

Число молекул ( N )

Слайд 15

М — молярная масса M = 1 г/моль М ( Н 2 ) = 2 г/моль М ( FeS ) = 88 г/моль М ( Fe ) = 56 г/моль М ( S ) = 32 г/моль

Слайд 16

М — молярная масса М ( Н 2 ) = 2 г/моль М ( FeS ) = 88 г/моль М ( Fe ) = 56 г/моль М ( S ) = 32 г/моль киломоль: 1 кмоль = 1000 моль миллимоль: 1 ммоль = 0,001 моль

Слайд 17

Количество вещества ( n )



Предварительный просмотр:

Химические загадки

Тема 1. Первоначальные химические понятия.

  1. В холод прячется в нору, поднимается в жару.
  2. ''Она идет'', ''она прошла'', никто ни скажет, что пришла.
  3. Кто с кем в родстве – дает ответ пером написанный портрет.
  4. Не руками решетка построена: блестящая, плотная, стройная.
  5. Действует как решето, но выглядит иначе: на столе стоит и плачет.
  6. Только в воду окунется, невидимкой обернется.
  7. Пусть математик удивится: один прибавить к одному, у химика – один.
  8. Скажите, что это такое: один нырнул, а всплыло – двое.

Ответы:

  1. Столбик ртути в термометре.
  2. Химическая реакция.
  3. Химическая формула.
  4. Кристаллическая решетка.
  5. Бумажный фильтр.
  6. Любое растворимое в воде вещество.
  7. Реакция соединения.
  8. Реакция разложения.

 Тема 2. Воздух. Вода. Растворы. 

  1. Океан ветрам послушен, над водой висит, над сушей.
  2. Получишь газы из воды, смешаешь вместе – жди беды.
  3. Скажи, когда и как бывает, что море полю помогает.
  4. Лопата, стоя у дверей, без дела стала тяжелей.
  5. Адрес точный, если спросят: 32,16,8.
  6. Мы говорим: "В морях вода" и ошибаемся всегда.
  7. Купаются в холодную погоду, а в теплую их не затащишь в воду.
  8. Если крупинки в жидкости найдет, как такую муть химик назовет?

Ответы:

  1. Атмосфера.
  2. Гремучая смесь из воды и кислорода.
  3. Круговорот воды в природе.
  4. Окисление металла на воздухе.
  5. Кислород.
  6. В морской воде растворы соли.
  7. Газы лучше растворяются в холодной воде.
  8. Суспензия.

 Тема 3. Классы неорганических соединений. 

  1. Кислота тепла боится, быстро в воду превратится.
  2. Самой сильной из кислот имя галоген дает.
  3. Капля воды попала на кусок и превратилась в кипяток.
  4. Молоко не скисло, на стене повисло.
  5. Природной соли маленький кусок отвечать урок помог.
  6. Стояла решетка, на солнце покрылась, но дождик прошел и она растворилась.
  7. Порознь каждый ядовит, вместе будет - аппетит.
  8. Расскажите в чем тут дело: гасили то, что не горело?
  9. На полях они витамины, а на складе вроде мины.
  10. Только в воду соль попала, холодней в стакане стала.
  11. Красив, наряден карбонат, ему строитель очень рад.
  12. Хлеб из муки не испекут, но от нее привеса ждут.
  13. Поташ, селитру, сильвинит, какой металл объединит?
  14. Какой элемент называют по имени одной части света?
  15. Соль на треть состоит из азота, крестьянину помощь она и работа.
  16. Шпаты, глины, мусковит, какой металл объединит?
  17. Имя натрия хлорид 6 раз по - разному звучит? Как?
  18. Это и в учебнике читали вы не раз: его прославил Глаубер, а он Кара-Богаз.

Ответы:

  1. Угольная и сернистая кислота.
  2. Хлорная кислота.
  3. Вода и щелочи.
  4. Известковое молоко.
  5. Мел.
  6. Кристаллическая решетка растворимой соли.
  7. Хлорид натрия.
  8. Гашение извести или питьевой соды.
  9. Селитры (нитраты).
  10. Нитрат аммония.
  11. Мрамор и известняк.
  12. Фосфоритная мука.
  13. Калий.
  14. Европий.
  15. Нитрат аммония.
  16. Алюминий.
  17. Хлорид натрия, хлористый натрий, натриевая соль хлороводородной кислоты, каменная соль, "натрий хлор”, поваренная соль.
  18. Глауберова соль – сульфат натрия.

 Тема 4. Неметаллы. 

  1. Гость из космоса пришел, в воздухе приют себе нашел.
  2. В доме выше всех живем, вдвоем тепло и свет даем.
  3. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается.
  4. Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.
  5. Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули.
  6. Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным.
  7. Прокаленный уголек дышать пожарнику помог.
  8. Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться.
  9. Хоть многие вещества превращает в яд, в химии она достойна всяческих наград.
  10. Какой газ утверждает, что он – это не он?
  11. Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества рождать?
  12. Какой неметалл является лесом?

Ответы:

  1. Водород.
  2. Водород и гелий.
  3. Азот.
  4. Йод.
  5. Графит в карандаше.
  6. Алмаз, графит.
  7. Активированный уголь.
  8. Белый и красный фосфор.
  9. Сера.
  10. Неон.
  11. Водород, кислород.
  12. Бор.

 Тема 5. Металлы. 

  1. Пахать и стоить, все он может, если ему уголек в том поможет.
  2. По прозванью инвалид, но крепок в деле и на вид.
  3. Богатырем его не зря назвали, друг железа, помощник стали.
  4. Металл красой своей пленил и первым в топку угодил.
  5. Металл зимой не прочен: чума здоровье точит.
  6. По прозвищу – богам он друг, в машинах прочен и упруг.
  7. "Живое серебро" и льется, и блестит, охотно с золотом дружит.
  8. Не трудна загадка эта: "Что металл роднит с планетой"?
  9. Металл в солях – опора многих, а нас без них, не носят ноги.
  10. Какой металл по древней мифологии обречен на "вечные муки"?
  11. Какой элемент вращается вокруг солнца?
  12. Какой элемент всегда рад?
  13. Какие химические элементы состоят из различных рек?
  14. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?
  15. Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды?

Ответы:

  1. Железо.
  2. Хром.
  3. Титан.
  4. Медь.
  5. Олово серое и белое.
  6. Ванадий.
  7. Ртуть.
  8. Уран.
  9. Калий.
  10. Тантал.
  11. Уран.
  12. Радон.
  13. Индий, Полоний, Радон, Нильсборий.
  14. Платина.
  15. Титан.

 Тема 6. Производства. 

  1. Из башни словно масло льется, "хлебом индустрии зовется".
  2. В котелке кипит бульон, потом в земле застынет он.
  3. В печь бросают сухари, чтоб снова тестом стать смогли.
  4. Распустила хвост лиса, искалечила леса.
  5. Быстро дело закипело, когда пыль пустили в дело.
  6. Чтоб скорее "хлеб" испечь, муку насыплю прямо в печь.
  7. В руках у химика крупинка, как для ленивого дубинка.

Ответы:

  1. Олеум, серная кислота.
  2. Сталь в конвертере.
  3. Металлолом.
  4. "Лисий хвост" – это дым из оксида азота и оксида серы.
  5. Пылевидное состояние твердых веществ.
  6. Порошковая металлургия.
  7. Катализатор.

 Тема 7. Органическая химия. 

  1. Из газа сделали прибор, три четверти по весу - фтор.
  2. Этих солей не найти ни в воде, ни в Земле, но есть в магазине, и в каждой семье.
  3. Не фокус это, все мы знаем, что цепи длинные глотаем.
  4. Присвоив "водные остатки", газ спиртом стал, густым и сладким.
  5. Скажи, какая из кислот, в лесу под деревом живет?
  6. С кислотой металл сдружился и странно в сахар превратился.
  7. Крупинка может жизнь спасти, а килограмм - дом разнести.
  8. В том они всю жизнь проводят, что сладость в горечь переводят.
  9. Расскажите в чем тут дело, от газа масло затвердело.
  10. Двести миллионов лет живут брюнетка и брюнет. Они друг друга не встречали, хоть и живут в одном подвале.
  11. Пока цела не идет в дела, пользу получают, когда разделяют.
  12. Как от удара камень хрупкий, дробятся цепи в печах и трубках.
  13. Цепочка сильно удлинилась и по асфальту покатилась.
  14. Падает вода на камень, чем больше капля, тем ярче пламя.

Ответы:

  1. Тефлон.
  2. Мыла – соли высших карбоновых кислот.
  3. Полимеры – белки и углеводы.
  4. Глицерин.
  5. Муравьиная кислота.
  6. Свинцовый сахар – ацетат свинца.
  7. Нитроглицерин.
  8. Дрожжи.
  9. Гидрогенизация жиров.
  10. Нефть и каменный уголь.
  11. Сырая нефть, ее перегонка.
  12. Крекинг нефтепродуктов.
  13. Каучук.
  14. Вода и карбид кальция. 



Предварительный просмотр:

Углеводороды

Классификация органических веществ

А 1. Общая формула алкенов:

1) CnH2n+2                                        2) CnH2n

3) CnH2n-2                                        4) CnH2n-6

А 2. Вещества с общей формулой CnH2n могут относиться к классам

1) алкинов и алкенов        2) алкинов и алкадиенов

3) алкенов и алкадиенов        4) алкенов и циклопарафинов

А 3. Ароматическим углеводородам соответствует общая формула

1) СņН2ņ-2        3) СņН2ņ+2

2) СņН2ņ-6        4) СņН

Гомологи

А 4. Гомологом этилена не является

1) СН2=СН-СН2-СН3        2) СН2=СН-СН2-СН2-СН3

3) СН2=СН-СН3        4) СН3-СН2-СН3

А 5. Гомолог вещества, формула которого СН2=СН-СН-СН2-СН3

                           ﺍ

                    СН3

1) 2 – метилгексан        2) гептан

3) гексан        4) 3 - метилгексен

А 6. Гомологами являются

1) пентин-1 и пентин-2                              2) бутин-1 и бутен-1

3) 2-метилгексен-2 и 3-метилгексан        4)2,3-диметилпентин-1 и 2,3-диметилгексин-1

А 7. Гомологом ацетилена не является

1) СН  ≡  С – СН2 – СН3         2) СН3 – С ≡ СН

3) СН2 = СН – СН3        4) СН ≡ С – СН2 – СН2 – СН3 

Изомеры и их названия

А 8. Изомером вещества, формула которого СН2=СН-СН2-СН3, является:

1) 2-метилбутен-2                                        2) бутен-2

3) бутан                                                4) пентин-1

А 9. Число нециклических изомеров углеводорода С4Н8 равно

1) 1                                                        2) 3

3) 2                                                        4) 4

А 10. Структурным изомером пентена – 1 является

1) циклопентан                                        2) пентен – 2

3) 2 – метилбутен                                        4) 2 – метилпентен 1

А 11. Как называется углеводород:

                   СН3 – СН –СН - С ≡  С – СН – СН3

                              │     │                    │

                             СН3  СН3               С2Н5

1) 2 – этил- 5,6 –диметилгептин – 3                2) 2,4 – диметил- 6 – этилгептин – 4

3) 1,4,5 – триметил – 1 – этилгексин – 2                4) 2,3,6 – триметилоктин – 4

Строение

А 12. Число σ связей в молекуле этилена равно

1) 1                                                        2) 3

3) 5                                                        4) 4

А 13. Номера атом, находящихся в состоянии sp2- гибридизации в молекуле бутена – 2

1) 1 и 2                                                2) 2 и 3

3) 3 и 4                                                4) 1 и 4

А 14. Вещество, являющееся исходным в реакции полимеризации, называется:

1) мономер                                        2) полимер

3) димер                                        4) тример

А 15. Только σ - связи имеются в молекуле

1) бутена                                        2) пропилена

3) этилена                                        4) пентана

А 16. Число σ связей в молекуле ацетилена равно

1) 1                                                        2) 3

3) 5                                                        4) 4

А 17. Число π-связей в молекуле пропина равно

1) 1                                                        2) 3

3) 2                                                        4) 4

Химические свойства

А 18. Вещество, для которого характерна реакция гидрирования:

1) пропан                                        2) пропен

3) этан                                                4) 2- метилпропан

А 19. Для получения углеводорода с более длинной углеродной цепью применяют реакцию:

1) Вюрца                                        2) Зайцева

3) Кучерова                                        4) Марковникова

А 20. Условия проведения реакции Кучерова – это:

1) H2,(Ni)                                        2) Сl2,(h υ )

3) Pt, 5атм                                        4) р-р HgSO4

А 21. Катализатором тримеризации ацетилена в бензол служит:

1) СuСl                                        2) С (актив)

3) АlСl3                                        4) Рt.

А 22. Формулы веществ, вступающих в реакцию друг с другом:

1) С2Н4 и СН4                                        2) С3Н8 и Н2 

3) С6Н14 и Н2О                                4) С2Н4 и Н2

А 23. В результате реакции Вюрца из 2 – иодбутана получается:

1) н - октан                2) н - гексан

2) 2,5 – диметилгексан                        4) 3,4 – диметилгексан

А 24. Отличить 2-метилпентен-2 от 2-метилпентана можно с помощью:

1) бромоводорода                                2) бромной воды

3) раствора серной кислоты                4) лакмуса

А 25. Какая из реакций бензола относится к реакциям замещения?

1) нитрование                                2) горение

3) гидрирование                4) взаимодействие с хлором при действии УФ - облучения.

А 26. Органическим веществом, при пропускании которого через бромную воду раствор обесцвечивается, является:

1) метан                                        2) пропилен

3) хлорметан                                                4) этан                                

А 27. Бензол не взаимодействует с

1) азотной кислотой                                2) бромоводородом

3) бромом                                        4) хлором

А 28. При взаимодействии бутена-1 c хлороводородом атом хлора присоединяется к атому углерода:

1) первому                                        2) второму

3) третьему                                        4) четвертому

А 29. С водородом при определенных условиях реагируют оба вещества пары:

1) бутан и бутен                                2) пропен и циклопропан

3) этилен и этан                                4) гексан и изобутан

А 30. И бутан и бутилен реагируют с

1) бромной водой                                2) раствором KMnO4

3) водородом                                        4) хлором

А 31. Продуктом реакции бутена-1 с хлором является

1) 2-хлрбутен-1                                            2) 1,2-дихлорбутан

3) 1,1-дихлорбутан                                        4) 1,2-дихлорбутен-1

А 32. При полимеризации какого углеводорода образуется полимер, структурная формула которого

1) пропана                                        2) 2- метилпропана

3) 2 – метилпрпена                                 4) пропена

А 33. Какой тип реакции характерен для ацетилена

1) разложения                                2) замещения

3) присоединения                                4) обмена

А 34. Гексахлорциклогексан образуется в результате взаимодействия

1) бензола и хлора при облучении                2) бензола и хлорметана в присутствии AlCl3

3) бензола и хлора в присутствии FeCl3        4)бензола и хлороводорода

Получение

А 35. Формула вещества Х в цепочке превращений

              t0          + H2, Ni

СН4  →   Х    →      С2Н4

1) СО2                                         2) С2Н2

3)С3Н8                                         4) С2Н6

А 36. Тип реакции С2Н5ОН → С2Н4 + Н2О

1) замещение                                        2) присоединение

3) гидрирование                                4) разложение

А 37. Бензол и его гомологи выделяют из:

1) мазута                                        2) попутного нефтяного газа;

3) кокса                                        4) каменноугольной смолы

Часть В

В 1. К способам получения алкенов относят:

А) дегидрирование алканов

Б) гидрирование бензола

В) дегидратацию спиртов

Г) отщепление галогенводородов от галогеналканов

Д) ароматизацию предельных углеводородов

Е) гидратацию алкинов

Ответ: _____________________

В 2. И для метана, и для пропена характерны:

А) реакции бромирования

Б) жидкое агрегатное состояние при н.у.

В) наличие π-связи в молекулах

Г) реакции гидрирования

Д) горение на воздухе

Е) малая растворимость в воде

Ответ: _____________________

В 3. К способам получения ацетилена относят:

А) дегидратацией этилового спирта

Б) гидратацией этилена

В) дегидрирование этилена

Г) сжиганием этана

Д) гидратацией карбида кальция

Е) термическим разложением метана

Ответ: _____________________

В 4. Выберите признаки, характерные для этана:

А) газообразное вещество

Б) горит бледным синеватым пламенем

В) имеет резкий запах

Г) в 1,5 раз тяжелее водорода

Д) растворим в воде

Е) вступает в реакции присоединения

Ответ: _____________________

В 5. Установите соответствие между названием соединения и классом, к которому оно принадлежит

Название вещества                                        Класс соединений

1) бутан                                                                 А) алкены

2) бензол                                                                Б) алкины

3) бутен                                                                  В) алканы

4) метан                                                                  Г) арены

                                                                     Д) циклоалканы

                                                                     Е) алкадиены

1

2

3

4

В6.  Установите соответствие между названием соединения и классом, к которому оно принадлежит

Название вещества                                        Класс соединений

1) бутадиен                                                            А) алканы

2) этан                                                                     Б) алкины

3) пропен                                                                В) алкены

4) ацетилен                                                             Г) алкадиены

                                                                     Д) циклоалканы

                                                                     Е) арены

1

2

3

4

С 1. Определите формулу углеводорода, массовая доля водорода в котором равна 20%.

Относительная плотность углеводорода по водороду равна 15.

С 2. Определите формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором 85,7%, а плотность паров по водороду 28.

С 3. Вычислите массовую долю углерода и водорода в молекуле пропана.



Предварительный просмотр:

Задания по теме «Металлы»

11 (профильный) класс

1. Имеются сплавы: алюмель (Ni, Al, Mn, Si); бронза (Cu, Sn, Al, Pb, Cr, Si, Be); мельхиор (Cu, Ni, Fe, Mn); нихром (Ni, Cr, Al, Si); хромель (Ni, Cr, Co, Fe). Выберите сплав, полностью растворяющийся в разбавленной серной кислоте. Напишите уравнения химических реакций.

2. Составьте уравнения реакций натрия и магния с уксусной кислотой. В каком случае и почему скорость реакции будет больше?

3. Какой объем 0,5 М раствора гидроксида кальция необходимо добавить к 81 г 10-процентного раствора (ρ=1 г/см3) гидрокарбоната кальция для полноты образования осадка? Сколько граммов осадка образовалось?

4. Имеется порошок зеленого цвета А, который практически не растворяется в кислотах и щелочах. При сплавлении вещества А со щелочами в присутствии кислорода воздуха получается соединение В, окрашенное в желтый цвет и хорошо растворимое в воде. При подкислении раствор окрашивается в оранжевый цвет, образуя вещество С. При восстановлении вещества С серой образуется снова вещество А, а если к веществу С добавить иодид калия в сернокислой среде выделяется иод. Определить, о каких веществах говорится в задаче и сколько нужно взять вещества А для получения 58,8 г вещества С.

5. Имеется 10 г смеси сульфата железа (III) и сульфата железа (II). На взаимодействие с этой смесью израсходовано 1,58 г перманганата калия в кислой среде. Определить количественный состав смеси.

6. Имеется твердое вещество А красно-бурого цвета. При прокаливании оно превращается в другое вещество черного цвета В. Этот процесс сопровождается выделением кислорода. Вещество В, взаимодействуя с угарным газом, при нагревании превращается в вещество С, при этом выделяется углекислый газ. Вещество А растворяется в соляной кислоте, образуя соль D, которая может быть получена также взаимодействием вещества С с хлором. Раствор соли D, реагируя с желтой кровяной солью, дает синее окрашивание. Назвать все вещества, о которых говорится в задаче; написать уравнения всех упомянутых реакций.



Предварительный просмотр:

Дидактические задания по органической химии

«Предельные углеводороды. Химические свойства и применение»

1. Даны вещества: а) СН3 – СН2 – СН2 – СН3; б) CН3 – СН – СН – СН3;

                                                                                             │       │

в) СН3 – (СН2)3 – СН3                                                        СН3   СН3

Для исходных веществ приведите формулу одного гомолога, с более длинной углеродной цепью, и одного изомера. Назовите все вещества.

2. Для веществ, приведенных в задании №1, напишите уравнения реакций: а) с хлором; б) с кислородом. Укажите тип каждой реакции.

3*. Приведите структурные формулы алканов, содержащих соответственно по 7, 4, 2 и 8 атомов углерода. Для каждого вещества приведите формулу гомолога с наименьшим числом атомов углерода и по одному изомеру ( где это возможно). Назовите вещества.

4*. Для 2-метилпропана приведите уравнения реакций: а) горения; б) галогенирования; в) дегидрирования; г) термического разложения.

5**. Вещества имеют следующие формулы: а) С6Н14; б) С8Н10 ; в) С4Н8 ; г) С5Н12 ;                   д) СН4; е) С6Н6 ; ж) С7Н16. Какие из перечисленных веществ относятся к алканам? Для алкана с большим числом атомов углерода приведите четырех изомеров с разным числом атомов углерода в основной цепи. Назовите все вещества.

«Этиленовые углеводороды. Химические свойства этилена»

1. Приведите структурные формулы трех изомеров для пентена-1. Назовите вещества.

2. Получите этилен двумя способами.

3. Закончите уравнения реакций:

а) CH2 = CH2 + Cl2(р-р)

б) CH2 = CH2 + O2 →

в) CH2 = CH2 + O + H2O →

г) CH2 = CH2 + H2O →

4. Этилен, объемом 5,6 л пропустили через раствор, содержащий 32 г брома. определите массу полученного вещества.

5. Какой объем этилена ( н.у.) может быть получен из 36,8 г этанола, если выход реакции равен 80% от теоретически возможного.

6*. 100г этанола, содержащего 8% примесей, нагрели в присутствии концентрированной серной кислоты. Определите объем ( н.у.) полученного этилена, если выход реакции составляет 70% от теоретически возможного.

7**. 11,2 л смеси, состоящей из этана и этилена, пропустили через раствор перманганата калия. В результате реакции было получено 16,74 г этиленгликоля, что составляет 90% от теоретически возможного. Определите объемную долю этана в смеси.

Вещества, помеченные *, ** относятся к заданиям повышенной сложности.



Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированное задание

на проверку коммуникативной компетенции

8 класс

Тема: Соли.

Умеет извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника;

Систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры;

Воспринимает требуемое содержание фактической информации

  1. Прочитайте текст учебника  §35.
  2. Отметьте «+» и «-», которые тебе поставил напарник как ты прочитал:

Плавно

Без ошибок

С правильной интонацией

Соблюдал паузу

Химические знаки

Химические формулы

  1. Ответь на вопросы, используя слова и выражения из текста

- Что такое соли?

- Как называют соли? (порядок называния)

- Как записывают химическую формулу соли?

- Физические свойства солей?

- Каков процесс взаимодействия солей с металлами?

- Когда (почему) выпадает осадок?

4. Составьте 3 уравнения реакции, характеризующие химические свойства солей.

_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Обменяйтесь уравнениями реакций с напарником. Отметьте, правильно ли он их выполнил.
  2. Назовите все соли, встречающиеся в тексте, запишите их формулы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте алгоритм названия солей по номенклатуре
  2. Выделите из текста новые понятия

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте алгоритм ответа используя ответ №7.



Предварительный просмотр:

Качественная задача

На склад фирмы были привезены мешки с мелом и жженой известью. Во время перевозки этикетки с некоторых мешков были утеряны. Как установить, какие вещества находятся в мешках?  О каком веществе идет речь?

«Очень известная особа. Родоначальница огромного семейства Солей. Тучна, масляниста, имеет большую плотность. Страдает пристрастием к воде и даже отнимает ее от других, готова принимать ее в любых количествах, но начинает злиться, шипеть и плеваться, если кто-то насильно в нее вольет воду. В больших количествах ее не способен вынести никто! Агрессивна и неуживчива, вытесняет некоторые вещества из их привычных соединений. Обожает стряпать самые разнообразные соли. Из-за скверного характера недоброжелатели в ее присутствии чернеют и обугливаются».

Рассказ-задача «Сухой и холодный»

Чтобы получить этот оксид в твердом виде достаточно взять его жидком состоянии и… вылить прямо в бумажный пакет. Получится белый порошок, с которым хорошо знакомы уличные продавцы мороженного. Этот оксид честно служит людям: его хорошо знают те, кто хотя бы однажды пользовался огнетушителем или пил газированную воду. А голландский ученый Ян Баптист ван Гельмонт в 1620 г. назвал этот оксид «лесным духом». Что это за вещество?

Рассказ-задача «Известен с глубокой древности»

Со времен Гомера известен этот оксид – бесцветный газ с резким запахом. Одиссей, хитроумный герой Троянской войны, окуривал им помещение, в котором сражался, и в конце концов победил женихов Пенелопы. Плиний Старший, римский историк (23-79 гг. н. э.), тоже упоминал в своих сочинениях о газообразном оксиде, который уничтожает инфекцию и вредных насекомых. Тот же оксид стал причиной смерти Плиния во время извержения Везувия в 79 г.н.э. В наши дни это соединение выбрасывается в атмосферу с дымом тепловых электростанций и металлургических заводов и является причиной «кислотных дождей». Когда «газ Одиссея» смешивают с влажным сероводородом, выделяется сера, а пероксид водорода в водном растворе превращает его в сильную кислоту. Что это за газ?



Предварительный просмотр:

Расшифруй ребусы

hello_html_m24a3a122.pnghello_html_18488bcf.png

hello_html_58c2994d.png

hello_html_m1a0f186a.png

Расшифруй ребусы

hello_html_m7bcacd94.png

hello_html_m5e17f188.png

hello_html_m24584fbc.png

hello_html_75a123b2.png



Предварительный просмотр:

Это интересно

Какие существа виновны в цвете Кровавого водопада в Антарктиде?

В Антарктиде из ледника Тейлора временами выходит Кровавый водопад. Вода в нём содержит двухвалентное железо, которое, соединяясь с атмосферным воздухом, окисляется и образует ржавчину. Это и придаёт водопаду кроваво-рыжий цвет. Однако двухвалентное железо в воде возникает не просто так — его производят бактерии, живущие в изолированном от внешнего мира водоёме глубоко подо льдом. Эти бактерии сумели организовать жизненный цикл при полном отсутствии солнечного света и кислорода. Они перерабатывают остатки органики, а «дышат» трёхвалентным железом из окружающих пород.

Какой химический элемент был получен как побочный эффект от попытки выделить золото из мочи?

В 1669 году немецкий алхимик Бранд Хенниг в поисках философского камня решил попробовать синтезировать золото из человеческой мочи. В процессе её выпаривания, дистилляции и прокаливания он получил белый порошок, светящийся в темноте. Хенниг принял его за «первичную материю» золота и назвал «светоносец» (что по-гречески произносится как «фосфор»). Когда дальнейшие манипуляции с этой материей так и не привели к получению драгоценного металла, он начал продавать новое вещество ещё дороже, чем само золото.

Почему платина сначала была дешевле серебра, а теперь гораздо дороже?

Платина в переводе с испанского буквально означает «серебришко». Объясняется такое пренебрежительное название, данное этому металлу конкистадорами, исключительной тугоплавкостью платины, которая не поддавалась переплавке, долгое время не находила применения и ценилась вдвое ниже, чем серебро. Сейчас на мировых биржах платина дороже серебра примерно в 100 раз.

Как была открыта вулканизация?

Американец Чарльз Гудьир случайно открыл рецепт изготовления резины, которая не размягчается в жару и не становится хрупкой на морозе. Он по ошибке нагрел смесь каучука и серы на кухонной плите (по другой версии, оставил образец резины у печи). Этот процесс получил название вулканизация.

Какие птицы помогали шахтёрам?

Канарейки очень чувствительны к содержанию в воздухе метана. Эту особенность использовали в своё время шахтёры, которые, спускаясь под землю, брали с собой клетку с канарейкой. Если пения давно не было слышно, значит следовало подниматься наверх как можно быстрее.

Как металл кобальт связан с горными духами?

При обжиге содержащих мышьяк кобальтовых минералов выделяется летучий ядовитый оксид мышьяка. Руда, содержащая эти минералы, получила у горняков имя горного духа Кобольда. Древние норвежцы приписывали отравления плавильщиков при переплавке серебра проделкам этого злого духа. В честь него и назвали сам металл кобальт.

Что помогает обнаруживать детали конструктора «Лего», если их проглатывают дети?

В состав пластмассы для деталей конструктора «Лего» входит сульфат бария. Эта соль не растворяется в воде, что делает её нетоксичной для организма, и хорошо видна на рентгеновских снимках. Таким образом, если ребёнок проглотит деталь, её будет легко найти по этим снимкам.

В каком случае этиловый спирт может служить противоядием?

Метиловый спирт в составе алкогольного напитка по вкусу и запаху неотличим от этилового, однако его действие на организм гораздо опаснее. Даже небольшое количество метанола может привести к слепоте, а доза от 30 мл — к смерти. Этим объясняются частые случаи отравления метиловым спиртом либо по незнанию, либо в случае употребления поддельного алкоголя. Интересно то, что в случае такого отравления противоядием является обычный, то есть этиловый спирт. Это связано с тем, что процессы связывания обоих спиртов в организме происходят с участием одного фермента алкогольдегидрогеназы, который реагирует с этанолом быстрее. В результате фермент исчерпывается, и метанол остаётся большей частью нерасщеплённым, а вследствие этого в крови получается меньше вредных продуктов его распада.

Все зависит от контекста. Словосочетание «свободные радикалы» для химика означает одно, для политика другое. А для нормального человека вообще ничего не означает.

Приходит старичок в аптеку и спрашивает: - У вас есть транс-9,13-Диметил-7-(1,1,5-триметилциклогексен-5-ил-6)-нонатетраен-7,9,11,13-ол? Аптекарша, несколько минут спустя, спрашивает у другой:

- У нас ретинола ацетат есть?

- Витамин А что ли?

Дед:

- Ага, он самый. Помню, что витамин, а какой, забыл! 



Предварительный просмотр:

Задача

Алена уже целый год воспитывает полосатого кота Матроса. Матрос неравнодушен к запаху одеколона «Гвоздика», который девочка использует для отпугивания комаров. Оставшись дома один, он пролежал клубочком до обеда на диване, затем потянулся, выгнулся дугой и важно зашагал к трюмо, потерся усами о крышечку флакона и слегка ударил лапой по стеклу. Покатав с грохотом флакон по полу, кот принялся грызть крышку. От первых капель жидкости Матрос громко чихнул, затем принюхался и начал подлизывать. Войдя в дом, Алена устремилась в зал. Во флаконе еще оставалось 20 г содержимого (это половина того, что было), а кот лежал на полу, как большая белая плюшка, растопырив лапы и продолжая лизать пол.

Сколько граммов спирта слизал кот с пола, если его доля в одеколоне – 96% (испарением пренебречь)?

Задача

Миша с пеленок был заядлым экспериментатором. Однажды он решил получить кристаллы йода из 5%-го спиртового раствора йода путем выпаривания спирта. В выпарную чашку он вылил из флакончика 25 г раствора и начал процесс выпаривания.

Объясните, почему в конце работы у Миши округлились глаза и было недоумевающее лицо. Сколько граммов йода мог бы получить Миша теоретически?

Задача

Определите массовую долю сахара в сгущенном молоке, которое вылизал из банки пудель Татоша, пока его хозяева купались в реке. Татоше показалось, что во всей 400-граммовой массе молока сахара было 180 г.



Предварительный просмотр:

«Как стать звездой»

(сказка об азотной кислоте)

Она родилась в самой волшебной, в самой удивительной стране - в химической лаборатории. Ее папа- Оксид азота (IV) - был мужчиной злого нрава и носил прозвище «Лисий хвост». Ее мама была простой, спокойной женщиной. Звали ее Вода.

Она появилась - маленькая, бесцветная. Но когда к ней прибавили раствор фиолетового лакмуса, все сразу поняли - родилась девочка. Ей дали красивое женское имя - Кислота.

Кислота унаследовала от отца не только фамилию - Азотная. Она унаследовала от него взрывной и неуравновешенный характер. Иногда, когда ее массовая доля в растворе была близка к единице, она начинала вести себя так, что все называли ее дымящей.

Кислота Азотная очень дружила с металлами; дружба эта всегда носила окислительно-восстановительный характер. Ее друзьями были Ртуть и Серебро. Однако Золото и Платина никогда с ней не дружили. Обидно было кислоте Азотной, она тоже считала себя благородной и очень талантливой.

Кислота Азотная заметила, что при ее попадании на древесные опилки или стружки они могли воспламениться. Она разрушала шерсть и натуральный шелк, а на коже человека оставляла желтые пятна.

Но все же эти свойства не сделали ее известной и популярной, а наоборот, многие стали ее остерегаться.

Тогда Кислота Азотная решила пойти работать на предприятие «Основные оксиды и основания». Она производила соли, которые назывались нитратами или селитрами. Ее продукцию стали поставлять в сельское хозяйство. Кислота Азотная работала, не покладая рук.

С дождевыми каплями, выпадающими во время грозы, Кислота Азотная превращалась в почве в нитраты. Глупые фрукты и овощи очень обрадовались нитратам. Они стали употреблять их в неограниченном количестве. Скоро нитратов во фруктах и овощах стала так много, что возник вопрос: «Как от них избавиться?»

А к Кислоте Азотной пришла настоящая слава. О ней стали писать газеты и журналы, говорить по телевидению. Кислота Азотная стала настоящей звездой!