Самообразование
Самообразование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17.06.2015_donichenko_o.g._eremina_a.a._1.pdf | 702.59 КБ |
ud.pdf | 1.01 МБ |
udo.pdf | 790.54 КБ |
att.pdf | 432.38 КБ |
1.docx | 17.18 КБ |
samoobrazovanie_13-14.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому развитию детей
План по самообразованию
учителя-логопеда
Газизовой Гульназ Рифовны
на 2012-2013 учебный год
Тема: «Особенности словарного запаса
у дошкольников с общим недоразвитием речи»
г. Пыть-Ях
Тема самообразования: «Особенности словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Актуальность. Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребёнка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счётом является достаточный уровень лексической системы языка: определённый объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объёмом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Цель: Выявление особенностей логопедической работы по формированию активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Изучить особенности словарного запаса дошкольников с ОНР в специальных научных исследованиях.
2. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
3. Пополнить развивающую среду кабинета.
Срок реализации: 1 год (2012 – 2013 учебный год).
№ п/п | Форма и содержание работы | Практические результаты | Сроки |
1. | Изучение методической литературы по данной проблеме. | Разработать каталог статей по изучаемой теме. | В течение учебного года |
2. | Изучение статей в журналах: «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Логопед», «Логопед в детском саду», «Дефектология». | Подписка на периодическое издание. | Сентябрь Январь |
3. | Изучение методик и технологий педагогов в Интернет-ресурсе. | В течение учебного года | |
4. | Консультация для педагогов ДОУ « Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста». | Выступление на педсовете ДОУ. Презентация. | Декабрь |
5. | Работа с родителями. | - Консультация: «Развитие словаря дошкольников с ОНР 6- го года жизни». - Изготовление буклета с предполагаемым объёмом словаря дошкольника по каждой лексической теме. | Октябрь Март |
6. | Логопедический досуг. | Театрализованная деятельность - сказка «Под грибком». | Февраль |
7. | Пополнение развивающей среды кабинета. | - Создание дидактического материала и дидактических игр, влияющих на развитие словарного запаса у детей. - Презентации по лексическим темам | В течение учебного года Апрель |
8. | Развитие детской речи с помощью чтения детской литературы. | Чтение художественной литературы по лексическим темам. | В течение учебного года |
9. | Отчёт о проделанной работе. | Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ. | Май |
Список литературы:
1. Глухов В.П. «Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности// Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. -М., 1987 .
2. Глухов В.П. «Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию// Дефектология. - 1988. - N 4.
3. Жукова Н.С. «Логопедия. Преодоление ОНР у детей». - М., 1998.
4. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». - М., 1991.
5. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Актцидент, 1997.
6. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. - СПб.: Акцидент, 1997.
7. Филичева Т.Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. - М., 1999.
8. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК».
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому развитию детей
План по самообразованию
учителя-логопеда
Газизовой Гульназ Рифовны
на 2013-2014 учебный год
Тема: Повышение эффективности коррекции
звукопроизношения у детей с ОНР
и детей, слабо владеющих русским языком
г. Пыть-Ях
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Актуальность темы
Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФНР, ФНР, билингвизм), можно столкнуться с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Особенно у детей, для которых русский язык не является родным, в связи с тем, что понимание инструкций недостаточное, наблюдается низкий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.
Основные задачи:
- Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.
- Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.
- Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
- Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.
- Формирование произносительных умений и навыков.
- Устранять дефектное звукопроизношение.
- Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.
- Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.
Тема | Форма и содержание работы | Практические результаты | Сроки |
«Нормативно-правовая база». | Изучить нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы. | Сентябрь | |
«Организация работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком». | Изучить периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Дошкольная педагогика», «Коррекционная педагогика». | Разработать каталог статей по изучаемой теме. | Октябрь Ноябрь |
«Организация работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком». | Изучить «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком». | Разработать рекомендации, картотеку игр и упражнений для занятий родителей с детьми дома. | Декабрь Январь |
«Звуки речи». | Подготовить мастер-класс для воспитателей и родителей «Как правильно произносить звуки». | Разработать презентацию по артикуляционной гимнастике. | Февраль |
«Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи ». | Изучить методическую литературу по теме: «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи» | Разработать методические рекомендации, консультации по коррекции звукопроизношения у дошкольников. | Март |
Использовать в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследования и коррекции звукопроизношения. | Разработать компьютерные презентации для коррекционно-развивающих занятий | Апрель Май | |
Широко применять Интернет-ресурсы для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий. | Подготовить статью о инновационных методах в логопедической работе | В течение учебного года |
Список литературы:
1. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 128 с.
2. Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - Вып. 2. - С. 44-52.
4. Гаркуша Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи // Логопед, 2004 - № 1. - с. 10 – 17.
5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда)
6. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 128 с. (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
8. Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи// Журнал «Логопед», 2007 №3 - с. 26-32.
9. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128 с. (Логопед в ДОУ)
10. Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997. - 88 с.
11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи).Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
12. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. - М., 2008.
13. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
14. Нищева Н.В.Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 120 с. + цв. вкл. 96 с.
15. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. – 47 c.
16. Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 104 с.
17. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. - 32 с.
18. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты. - М.: Книголюб, 2006. – 144 с. – (Развитие и коррекция.)