Методическое обеспечение
Методическое обеспечение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_rechevye_igry.docx | 55.2 КБ |
poznavatelno-rechevoe_razvitie_detey.docx | 33.76 КБ |
blanki.docx | 20.67 КБ |
list_korrektsionnyh_zanyatiy.docx | 27.35 КБ |
perspektivnyy_plan_individualnoy_logopedicheskoy_raboty.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Настоящее электронное пособие «Интерактивные речевые игры» серии «ФГОС. Логопедическая служба» содержит оригинальные практико-ориентированные интерактивные игры, способствующие развитию коммуникативных умений, а также предупреждению и устранению ошибок на письме у дошкольников и младших школьников.
Материал предназначен методистам и воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, учителям-логопедам, дефектологам, а также родителям для занятий с детьми.
Компакт-диск состоит из двух частей: упражнения по развитию устной речи «Тренажёр по развитию коммуникативных навыков» и занятия по развитию письменной речи «Тренажёр по развитию орфографических навыков». Материал представляет собой мультимедийные презентации, созданные с помощью программы Microsoft Office PowerPoint, возможности которой позволяют сделать работу над упражнениями интересной и увлекательной.
К каждому тренажёру прилагается текстовый документ «Введение», который содержит описание структуры заданий, их целей, а также инструкции по выполнению упражнений.
«Тренажёр по развитию коммуникативных навыков» состоит из двух разделов.
В разделе «Развитие фонематических процессов устной речи» представлены упражнения по развитию фонематического слуха («Неречевые звуки», «Речевые звуки», «Звонкие и глухие согласные, свистящие, шипящие, аффрикаты», «Твёрдые и мягкие согласные»), а также по развитию фонематического анализа и синтеза («Количество звуков в слове», «Порядок звуков в слове», «Слоговой анализ»).
Цели заданий раздела «Развитие лексики и грамматики» – расширение лексического словаря, развитие связной речи, обучение работы с обобщенными понятиями, а также с определенными формами частей речи и пр.
Сформированность фонематических процессов, лексики, грамматики даёт возможность детям дошкольного и младшего школьного возраста в полной мере овладеть орфографическими навыками и свободно пользоваться любыми языковыми единицами.
«Тренажёр по развитию орфографических навыков» содержит три раздела.
Раздел «Развитие фонематических процессов» раскрывает пути, по которым ведется развитие фонематических процессов: определение последовательности и количества звуков в слове и по развитие слухового восприятия.
Раздел «Формирование орфографической зоркости» состоит из заданий по темам:
1. Безударные гласные в корне слова.
2. Сомнительные согласные.
3. Предлоги и приставки.
4. Падежные окончания существительных.
5. Согласование прилагательных с существительными.
6. Личные окончания глаголов.
7. Употребление мягкого знака.
Раздел «Развитие памяти, внимания» содержит упражнения и задания, направленные на развитие памяти и произвольного внимания у учащихся.
Для каждого задания имеется голосовая инструкция – подробное поэтапное объяснение выполнения выбранного задания. Для этого необходимо её запустить, щелкнув по знаку (в части «Тренажёр по развитию коммуникативных навыков») или по знаку (в части «Тренажёр по развитию орфографических навыков»).
Для удобного перехода между заданиями в тренажёрах присутствуют кнопки навигации:
– кнопки (или ) помогут вернутся к списку заданий данной темы;
– по кнопкам (или) можно перейти на следующее задание в пределах одной темы;
– по кнопке на главных слайдах тренажёров осуществляется переход на документ Word.
Тренажёры могут применяться на индивидуальных и групповых логопедических занятиях, на любых занятиях по развитию речи, внимания, памяти, а также для занятий дома.
Литература
1. Мезенцева М. Е. Логопедия в картинках. – М.: ИД «ОЛМА Медиа Групп», 2009.
2. Нищева Н. В. Картотека упражнений для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. – СПб.: Детство-Пресс, 2009.
3. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Литер, 2002.
4. Светлова И. Е. Развиваем устную речь: учебное пособие. – М.: Эксмо-Пресс, 200.
Интернет-ресурсы
http://fialilido.rubiro.ru/detskie-kartinki-dlya-sostavleniya-portfolio.html – Поздравления к любому празднику
http://lib.rus.ec/b/208847/read
http://cvetidari.net/foni-detskie.html
http://apxiv.ucoz.ru/photo/illjustracii/veshhi/frukt_vishnja/29-0-884
http://nifiga-sebe.ru/index.php?newsid=1412
http://vsjamebel-tut.ru/vintajnyi-klipart-grammofon.html
http://www.liveinternet.ru/users/3317942/post144362923
http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=532206&hl=письмо&st=280
http://malahitovaya.ru/forum/showthread.php?t=598&page=99
http://fotodryg.ru – Уроки Фотошоп
http://vmasshtabe.livejournal.com/103912.html
Издательство «Учитель» выражает благодарность за предоставленные материалы из опыта работы автору данного электронного пособия Л. В. Аскульской.
Составители данного диска будут благодарны за высказанные замечания, комментарии и предложения по совершенствованию и обновлению последующих, а также подготовке новых выпусков.
Комментарии, замечания, высказывания предлагается обсудить также на ФОРУМЕ сайта издательства «Учитель» forum.uchitel-izd.ru
По всем вопросам обращаться по телефону (8442) 42-23-38;
Е-mail: met@uchitel-izd.ru
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Настоящий компакт-диск «Познавательно-речевое развитие детей 5–7 лет. Интерактивные тренажеры» серии «В помощь педагогу ДОУ» содержит интерактивные тренажеры, способствующие развитию познавательной сферы, памяти, связной речи и коммуникативных умений у старших дошкольников.
Применение интерактивной компьютерной технологии обучения с использованием игр и тренажеров отвечает требованиям ФГОС ДО и основано на освоении содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»; позволяет рационально и эффективно проводить индивидуальную и групповую работу, активизировать самостоятельную мыслительную деятельность детей, формировать у них словарный запас, навык словообразования.
Материал компакт-диска создан с помощью программы Microsoft Office PowerPoint.
Предлагаются игры-тренажеры по 13 лексическим темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Новый год», «Зимние забавы», «Космос», «Транспорт», «Дом и его части», «Мебель», «Посуда», «Игрушки», «Наше тело».
В каждой теме содержится несколько интерактивных тренажеров с кратким описанием задания. Педагог на свое усмотрение может изменять игру, задавая по ходу собственные дополнительные вопросы.
Игра «Найди предмет» – необходимо правильно указать предмет по описанию его местоположения относительно других предметов.
Игра «Узнай предмет по тени» – требуется выбрать из ряда изображений то, которое соответствует картинке-«тени». Задание направлено на развитие внимания у детей, тренирует ассоциативное мышление.
Задание «Четвертый лишний» – из представленных четырех картинок нужно найти лишнее по какому-либо признаку (цвету, форме, назначению). Игра обучает ребенка логически размышлять и доходчиво объяснять свой выбор.
Тренажер «Один – много» учит изменять слова по числам. В задании требуется назвать представленный предмет в единственном числе, а затем ответить на вопрос «На картинке много чего?» при появлении этого предмета в нескольких экземплярах.
В игре «Путешествие» необходимо составить предложения о путешествии предмета (листика, машинки и пр.), изменяя (с помощью приставок) лишь форму глагола, характеризующего его действия. Для этого предлагаются вспомогательные вопросы.
Игра «Собери слово из слогов» – необходимо назвать изображение и самостоятельно собрать верное слово из ряда представленных слогов. Слова могут состоять из двух, трех или четырех слогов.
Тренажер «Что без чего?» помогает развивать зрительную память. В задании необходимо внимательно рассмотреть предмет, а затем определить и правильно назвать ту его часть, которой не хватает.
В каждой лексической теме предлагаются «Кроссворды», в которых задания представлены в виде загадок, а отгадки (которые можно использовать и в качестве подсказок) в виде картинок. Правильный ответ в кроссворд можно вписать, нажимая на необходимые буквы на предлагаемой экранной клавиатуре. В конце каждого кроссворда в строке сложится ключевое слово темы.
Также содержатся тренажеры:
– по составлению новых сложных слов из двух простых;
– по составлению предложений с использованием слов, противоположных по смыслу;
– мнемозагадки и пр.
Чтобы запустить тренажер, необходимо нажать кнопку . Переход между заданиями внутри тренажера осуществляется по кнопкам и . При помощи кнопки можно вернуться к слайду с описанием задания или перейти в общее меню лексической темы.
Электронное пособие предназначено методистам, воспитателям, учителям-логопедам, дефектологам ДОУ; рекомендовано учителям начальных классов, родителям.
Составители данного диска будут благодарны за высказанные замечания, комментарии и предложения по совершенствованию и обновлению последующих, а также подготовке новых выпусков.
Комментарии, замечания, высказывания предлагается обсудить также на ФОРУМЕ сайта издательства «Учитель» forum.uchitel-izd.ru
По всем вопросам обращаться по телефону (8442) 42-23-38;
Е-mail: met@uchitel-izd.ru
Предварительный просмотр:
Журнал первичного обследования речи и консультаций детей
Группа ____________________________ Учитель-логопед: Газизова Г. Р.
№ п/п | Дата обследования | Фамилия, имя ребенка Дата рождения | Состояние артикуляционного аппарата | Состояние речи | ||||||
Строение | Подвижность | Звукопроизношение | Фонематическое восприятие | Словарный запас | Грамматический строй речи | Просодика | Первичное логопедическое заключение. Рекомендации | |||
Список детей, зачисленных на индивидуальные логопедические занятия,
на __________________ учебный год
№ п/п | Группа | Дата | Фамилия, имя ребенка | Дефект звукопроизношения, подлежащий коррекции |
Журнал учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия,
на __________________ учебный год
№ п/п | Группа | Дата постановки на очередь | Фамилия, имя ребенка | Дефект звукопроизношения, подлежащий коррекции | Дата зачисления на занятия |
Список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Дата рождения | Дата направления на ПМПК | Причина направления на ПМПК | Дата выбытия из ДОУ | Куда выбыл |
Журнал отчисления детей с индивидуальных логопедических занятий
на __________________ учебный год
№ п/п | Группа | Дата | Фамилия, имя ребенка | Причина | Состояние звукопроизношения |
Журнал динамического наблюдения
№ п/п | Группа | Дата постановки на учет | Фамилия, имя ребенка | Причина постановки на учет |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный лист коррекционных занятий
Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________
Возраст ______________________ Группа ___________________________________
Специалист по коррекционной работе _______________________________________
Цели и задачи коррекционной работы _______________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Краткий план коррекционной работы _______________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Взят на индивидуальные/ групповые занятия (вид коррекционных занятий) ______
________________________________________________________________________
_____________________________________________________________ раз в неделю
Период занятий __________________________________________________________
Период занятий | I полугодие | II полугодие | Годовая |
Количество пропусков за период занятий |
Динамика состояния ребенка в процессе коррекционной работы
В конце первого полугодия ________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Результативность коррекционной работы (на конец учебного года) ______________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Статус состояния ребенка на момент окончания занятий _______________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе _______________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Дата ______________________ Подпись специалиста _________________________
Речевая карта
- Фамилия, имя ребенка: _______________________________________________
- Возраст: ________________________ Группа: ___________________________
- Домашний адрес: ___________________________________________________
- Откуда поступил: ___________________________________________________
- Анамнез: __________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Слух: __________________________ Зрение: ____________________________
Интеллект: _________________________________________________________
- Данные о родителях:
Мать ______________________________________________________________
Отец ______________________________________________________________
- Общее звучание речи: темп ___________________________________________
голос __________________________ дыхание ___________________________
разборчивость ______________________________________________________
- Артикуляционный аппарат: губы ______________________________________
подвижность языка __________________________________________________
прикус _________________________ нёбо ______________________________
уздечка _________________________ зубы ______________________________
- Состояние общей моторики: ведущая рука ______________________________
координация движений ______________________________________________
тонкая моторика ____________________________________________________
- Общее развитие ребенка:
а) разговорно-описательная беседа:
Как тебя зовут? ___________________________________________________
Сколько тебе лет? _________________________________________________
Где ты живешь? ___________________________________________________
Как зовут маму? __________________________________________________
Есть ли у тебя друзья? _____________________________________________
б) счёт прямой __________________ обратный __________________________
в) геометрические формы:
квадрат ______________________ прямоугольник ______________________
круг _________________________ треугольник ________________________
г) основные цвета ___________________________________________________
оттенки цветов ____________________________________________________
д) классификация предметов __________________________________________
е) выделение четвертого лишнего ______________________________________
ж) ориентация во времени и в пространстве _____________________________
з) способность к логическому мышлению _______________________________
- Обследование понимания речи:
а) выполнение инструкций ___________________________________________
б) понимание значения предлогов _____________________________________
в) понимание числа, рода, падежа _____________________________________
- Обследование связной речи:
а) составление рассказа по картинке ___________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
б) составление рассказа по серии картин ________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
в) пересказ _________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
г) рассказ-описание или по представлению ______________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Обследование грамматического строя речи:
а)
ед.ч. им.сущ. мама | мн.ч. им.сущ. мамы | род.п. ед.ч. мамы | род.п. мн.ч. мам |
мост | |||
дом | |||
стул | |||
пчела | |||
ведро | |||
ухо | |||
воробей | |||
утенок | |||
дерево | |||
карандаш |
б) уменьшительно-ласкательная форма им.сущ.:
дом ____________________________ ёлка _____________________________
стул ___________________________ гриб _____________________________
Женя __________________________ Костя ____________________________
в) префиксальное словообразование ____________________________________
шёл _____________________________________________________________
летел ____________________________________________________________
г) согласование прилагательных с существительными:
синий красный
шар ___________________________ флажок ___________________________
машина _______________________ звезда _____________________________
платье _________________________ солнышко ________________________
д) согласование существительных с числительными:
1 | 2 | 5 | |
ухо | |||
помидор | |||
стул | |||
ручка |
е) предложно-падежные формы (род.п., тв.п ед.ч., мн.ч.)___________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- Состояние словаря:
Предметный словарь:
а) объяснение значения слова:
холодильник _____________________________________________________
пылесос _________________________________________________________
самокат _________________________________________________________
б) показ и называние частей предметов:
чайник: донышко _______________ стул: сиденье ______________________
носик __________________ спинка _______________________
крышка ________________ ножка _______________________
в) уровень обобщений:
свитер, платье, шорты, юбка, колготки _______________________________
сапоги, туфли, тапочки, валенки _____________________________________
блюдце, сковородка, ложка, тарелка _________________________________
помидор, репа, морковь, капуста ____________________________________
яблоко, персик, груша, лимон _______________________________________
кошка, собака, корова, коза _________________________________________
волк, белка, лиса, заяц _____________________________________________
голубь, утка, воробей ______________________________________________
шкаф, стол, кресло, тумбочка _______________________________________
автобус, трамвай, самолёт, машина __________________________________
Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к существительным:
лимон – какой? ___________________________________________________
платье – какое? ___________________________________________________
лиса – какая? _____________________________________________________
б) подбор антонимов:
широкий ______________________ длинный __________________________
высокий ______________________ весёлый ___________________________
светлый ______________________ больной ___________________________
прямой _______________________ сухой _____________________________
холодный ____________________ толстый ___________________________
в) образование прилагательных от существительных:
ручка из пластмассы _____________ машинка из металла _______________
сумка из кожи __________________ шуба из меха _____________________
матрёшка из дерева _____________ сок из клюквы ____________________
стакан из стекла ________________ дом из камня _____________________
голубь из бумаги _______________ дом из снега ______________________
г) образование притяжательных прилагательных:
чей хвост? _____________________ чей дом? _________________________
Глагольный словарь:
а) что делают?
повар __________________________ врач _____________________________
учитель ________________________ почтальон ________________________
б) кто как голос подаёт?
кошка ______________ собака ________________ гусь__________________
корова _____________ лягушка ______________ свинья ________________
- Звукопроизношение:
а | у | о | ы | м | н | б | п | д | т | й | г | к | х |
ц | с | сь | з | зь | ш | ж | ч | щ | л | ль | р | рь | |
- Фонематический слух:
а) дифференциация звуков:
С-З | С-Ш | Ш-Ж | Ж-З | ||||
Ш-Щ | Ш-СЬ | Ц-СЬ | Ц-ТЬ | ||||
Ч-С | Ч-ТЬ | Ч-Ц | Ч-Ш | ||||
Щ-Ж | Л-Р | К-Х | К-Г | ||||
П-Б | Т-Д | Ы-И |
б) повторение слогов:
та-да-та ________________________ да-та-та __________________________
ка-га-га ________________________ па-та-ка __________________________
в) повторение слов:
кот-год-кот _____________________ том-дом-ком ______________________
- Анализ звукового состава слова:
а) выделение первого звука в слове:
Алик ______ Оля ______ Ира ______ утка _______ эхо ______ окна _______
город _______________ волк _________________ банка _________________
б) выделение последнего звука в слове:
пух ____________ кот ____________ сок ____________ нос ______________
в) подбор слов с заданным звуком: назови слова на звук:
С __________________ А ____________________ Ш ____________________
- Произношение слов сложного слогового состава:
строительство ____________________ велосипед _______________________
милиционер _____________________ аквариум _________________________
водопроводчик ___________________ регулировщик ____________________
дрессировщик ____________________ сковорода _______________________
продукты ________________________ скороварка ______________________
электрическая лампочка ____________________________________________
- Повторение предложений типа:
Экскурсовод проводит экскурсию ______________________________________
___________________________________________________________________
Водопроводчик чинит водопровод _____________________________________
___________________________________________________________________
Регулировщик стоит на перекрёстке ____________________________________
___________________________________________________________________
- Логопедическое заключение: _________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Подпись учителя-логопеда: ________/__________________/ Дата: ___________
Предварительный просмотр:
Перспективный план индивидуальной логопедической работы
МДОАУ д/с «Белочка»
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________
Год рождения ___________ группа_______________________ год обучения____________
Заключение логопеда: __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
№ | Направление | Содержание коррекционной работы |
1. | Укрепление соматического состояния |
|
2. | Уточнение нервнопсихического состояния и укрепление нервной системы |
|
3. | Развитие произвольной моторики пальцев рук |
|
4. | Развитие моторики речевого аппарата |
|
5. | Формирование правильного звукопроизношения |
|
6. | Коррекция фонематического восприятия и слуха путем |
|
7. | Развитие звукового анализа и синтеза |
|
8. | Коррекция слоговой структуры слова |
|
9. | Развитие лексико-грамматической стороны речи через формирование активного словаря и активизацию пассивного словаря | I. Номинативность: 1Существительные. 2. Глаголы. 3.Имена прилагательные. 4.Наречия. 5.Антонимы, синонимы. II. Словообразование:
III. Словоизменение:
а) прилагательных с существительными единственного и множественного числа; б) числительных и существительных; в) существительных с глаголами;
а) использование падежей; б) употребление с предлогами. |
10. | Развитие связной речи | 1. Разговорная речь, диалог (вопросно-ответная форма диалога, действия с диалогом, диалоги с игрушками). 2. Пересказ по образцу. 3. Пересказ по сюжетной линии. 4. Пересказ по серии сюжетных картинок (по вопросам, по плану, по схеме). 5. Самостоятельный пересказ. 6. Рассказы-описания. 7. Составление рассказа по сюжетной картинке (по вопросам, по плану, по схеме). 8. Составление рассказа по опорным словам и сюжетной картинке. 9. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
Дата: ____________________________
Учитель-логопед: / Газизова Г. Р./