Для педагогов

Газизова Гульназ Рифовна

Для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Семинар-практикум для педагогов

«Логопедическая радуга»

                                                                                   Подготовила:

                                                                                        учитель-логопед

                                                                                  Газизова Г.Р.

Семинар-практикум для педагогов «Логопедическая радуга»

Цель: подведение итогов совместной работы воспитателей и учителя-логопеда по проблеме коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме;

- закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у дошкольников.

Ход семинара-практикума

Деловая игра помогает активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрывает профессиональные знания и умения участников. В целях повышения творческой активности воспитателей дошкольных учреждений, создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми

Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга» - «Имена прилагательные»: каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса). Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.

Участники семинара-практикума делятся на две команды. Затем проводятся конкурсы.

1. Конкурс «Артикуляционная гимнастика»

Логопед предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки.

Жили-были дедушка и бабушка.

К ним толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).        

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Подведение итогов конкурса.

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

Все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прятки играли (широкий язык убирается под верхнюю губу),

Прятались на чердаке и в подвале (широкий язык - под нижнюю губу).

Дедушка скачет на лошади ловко (щёлкаем языком),

Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе).

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

Вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала: «Бл-бл-бл-бла» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).

И ушла.

Вот и закончился день пора спать. Завтра опять будем гулять.

Знание артикуляционных упражнений. Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям («Маляр», «Футбол», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Чашечка», «Кошка сердится», «Вкусное варенье»). Члены команд должны назвать упражнения, показать, как они выполняются и для каких звуков они используются.

2. Конкурс «Блиц»

Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1 команда.

1. Назовите интеллектуальные функции (мышление, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени).

2. С какого возраста необходимо исправлять речь детей? (5 лет).

3. Как называются инструменты логопеда? (зонды).

4. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ) .

5. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).

6. Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание).

7. Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык).

8. Сколько звуков в слове - деньги (пять).

9. Повторите скороговорку: Три сороки - тараторки тараторили на горке.

10. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).

11. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).

12. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный).

13. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).

14. Какие наказания недопустимы? (телесные).

15.. Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка).

16. Человек, занимающийся исправлением речи? (логопед).

2 команда.

1. Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении? (Р, Л).

2. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная).

3. Зачем логопеду спирт? (вытирать инструменты).

4. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).

5. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).

6. Назовите признаки звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).

7. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).

8. Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.

9. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи).

10. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).

11. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).

12. Исправление речи? (коррекця).

13. Чем отличается звук от буквы? (звук произносим и слышим, букву видим, пишем, читаем).

14. Что такое фонема? (звук).

15. Орган, участвующий в артикуляции звуков? (язык).

16. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

3. Конкурс «Добавлялки»

Задание: воспитатели должны продолжить чистоговорку.

1 команда.

• Ра – ра – ра - во дворе …. (у нас гора).

• Ло – ло – ло - греет …. (солнышко тепло).

• Ры – ры – ры - летят… (синие шары).

• Ор – ор – ор - спеет…. (красный помидор).

• Ши – ши – ши - гуляют (наши малыши).

2 команда.

• За – за – за - в поле… (бегает коза).

• Ла – ла – ла - на пути ….(у нас скала).

• Ор – ор – ор - острый …. (топор).

• Лы – лы – лы - наши девочки… (милы).

• Сы – сы – сы - у папы… (нашего усы).

4. Конкурс «Закончи предложение»

Задание: командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает команда, выполнившая задание за более короткое время.

1 команда.

1. Земля покрыта снегом, как…. 2. Лед блестит у берега, как … 3. Волны вздымаются, как… 4. Солнце нещадно палит, как… 5. Заря полыхает, как…. 6. Дверь в комнате скрипит, как … 7. Дети в группе галдят, как … 8. Девушка на обложке выглядит, как … 9. Мальчик плывет, как … 10. Мокрое платье выглядит, как …

2 команда.

1. Туман стелется над озером, как … 2. Дождинки текут по лицу, как … 3. Малыши прыгают по траве, как … 4. Машина, едущая по дороге грохочет, как … 5. Балерина на сцене кружится, как … 6. Мысль в моей голове засела, как … 7. Человек подошел тихо, как … 8. Ветер завывает за окном, как … 9. На улице темно, как … 10. Девчонки порхают по группе, как …

5. Конкурс «Конкурс эрудитов» 

Задание: проанализируйте фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем. Какие нарушения профессиональной речи были допущены логопедами? Время на подготовку ответа – 3 минуты. Оцениваются: правильность педагогического решения; четкость объяснения.

Фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем.

1 вариант.

Логопед: Здравствуйте!

Родитель: Здравствуйте! У нас проблема, мы не умеем правильно говорить.

Логопед: Сейчас посмотрим. Садись (ребенку). Как тебя зовут? Ребенок. Фиёда.

Логопед: Как?

Родитель: Сережа.

Логопед: Ой, как у вас тут все запущено! Плохо дело у вас. А у кого вы занимались раньше?

Родитель: В садике, со Светланой Ивановной.

Логопед: Да уж… Родитель: А как же нам быть?

Логопед: Будем работать, но обещать ничего не могу. Что-то он у вас какой-то заторможенный. Ведет себя нормально?

Родитель: Да. А что вы имеете в виду?

Логопед: Ладно, не важно.

2 вариант.

Логопед: Перестань прижиматься к маме! Садитесь. Ребенок сюда, мама сюда. Какие у вас проблемы?

Родитель: Мы волнуемся, нашему мальчику уже четыре года, а он разговаривает хуже, чем его друзья.

Логопед: Сейчас посмотрим. Двигайся сюда поближе (ребенку).

Ребенок: Мама, я не хочу! Пойдем домой.

Родитель: Ну, Максим, подожди, сейчас тетя тебя посмотрит, а потом пойдем домой.

Логопед: (к родителю) Что вы так его нянчите? Он уже большой и должен уметь себя вести.

Родитель: Он не ходит в садик, дома с бабушкой сидит.

Ребенок плачет.

Логопед: Выйдите, успокойте ребенка, а потом зайдите.

6. Конкурс «Пантомима» 

Логопед: Я знаю, воспитатели любят –

В утренниках играть

Сегодня сложное задание –

Вам нужно пантомиму показать!

С помощью мимики, жестов вам необходимо показать сказочно героя.

Игра «Угадай героя сказки». 

Логопед: на столиках разложены карточки с именами сказочных персонажей. Участники по очереди с помощью мимики и жестов изображают персонажей. Выигрывает тот, кто наиболее удачно покажет персонажа, а зрители правильно назовут его при наименьшем количестве попыток. (Карлсон, Баба-яга, Золушка, Буратино, Кощей, Дед мороз, Дюймовочка, Крокодил Гена, Золотая рыбка и др.).

Логопед: Конкурс весёлый удался на славу!

Я думаю, всем он пришёлся по нраву! Отдохнули? Посмеялись?

Логопед: Очень трудное было задание, Но воспитатели справляются, Из всех сил стараются. Я думаю, пора размяться, Включить смекалку, подумать, И, может быть, немного посмеяться.

Конкурс «Почему хорошо, почему плохо»

Логопед: В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем.

Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо, а вторая – отрицательные (почему плохо). Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.

Старший воспитатель предложил провести семинар-практикум для воспитателей, который состоится завтра…

Директор сообщила, что на следующей неделе в ДОУ ожидается проверка документации воспитателей …

Рефлексия «Закончи фразу»

Участникам команд предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Например: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.