Вести с уроков литературного чтения

Коляда Елена Владимировна

Материалы для обучающихся

 

Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
Блок А.


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рифма33.5 КБ
Microsoft Office document icon Ритм29.5 КБ
Microsoft Office document icon Список книг для чтения летом. Идем во 2 класс32.5 КБ
Файл Памятка "Вопросы для анализа художественного произведения"11.72 КБ
Файл Вопросы для беседы по содержанию13.17 КБ
Файл Как готовить задание по внеклассному чтению11.86 КБ
Файл Как надо читать книгу11.49 КБ
Файл Как найти нужную книгу в библиотеке11.45 КБ
Файл Как отвечать на вопросы11.24 КБ
Файл Как подготовить домашнее задние по чтению13.28 КБ
Файл Как подготовить пересказ11.2 КБ
Файл Как подготовиться к выразительному чтению11.68 КБ
Файл Как работать над рассказом11.6 КБ
Файл Как работать с учебником12.47 КБ
Файл Как разучивать скороговорку11.46 КБ
Файл Как рисовать словесную картину11.37 КБ
Файл Как составить план текста11.39 КБ
Файл Как читать газету или журнал11.9 КБ
Файл Качества человека13.36 КБ
Файл Памятка работы над лирическим стихотворением11.6 КБ
Файл Памятка по выявлению жанра произведения11.22 КБ
Файл Памятка по работе с газетой13.53 КБ
Файл План анализа басни11.22 КБ
Файл План анализа рассказа11.29 КБ
Файл План анализа сказки11.4 КБ
Файл План анализа о герое11.21 КБ
Файл План рецензии ответа обучающихся при ответе на уроке литературного чтения. 13.03 КБ
Файл Работа над научно-познавательным текстом11.51 КБ
Файл Сжатый пересказ11.33 КБ
Файл Словесное рисование картины по тексту 11.24 КБ
Файл Составление краткого пересказа11.37 КБ
Файл Учим стихотворение12.01 КБ
Microsoft Office document icon Словарь эмоций33 КБ

Предварительный просмотр:

Рифма созвучие окончаний стихотворных строк.

Способы рифмовки: 


1. Смежная или парная рифмовка – (схема: ААBB),

первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой. 

 Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух…Там Русью пахнет!

(А.С.Пушкин) 

2. Перекрёстная рифмовка – (схема: АBАB),

первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой. 


У лукоморья дуб зел
ёный
Златая цепь на дубе т
ом
И днём и ночью кот уч
ёный 
Всё ходит по цепи круг
ом… 


(А.С.Пушкин)

3. Опоясывающая (кольцевая) рифмовка – (схема: АBBА),

первая рифмуется с четвёртой, вторая – с третьей. 

И там я бал, и мёд я п
ил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел и кот учёный

Свои мне сказки говорил.


(А.С.Пушкин) 

4. Холостая рифмовка – (схема: АВСВ),

первая и третья строки не рифмуются, вторая и четвёртая –

рифмуются. 


Травка зелене
ет
Солнышко блест
ит
Ласточка с весн
ою 
В сени к нам лет
ит


(А. Плещеев)



Предварительный просмотр:

Ритм - повторение каких-либо однозначных  явлений через равные  промежутки  времени (например, чередование ударных  и  безударных слогов в стихе).

Например, каждый первый слог - ударный, а каждый второй - безударный: "нИвы сжАты, рОщи гОлы"

Или: каждый третий слог - ударный: "и, прервАв дальний пУть, ляжешь тЫ отдохнУть..."



Предварительный просмотр:

Примерный список книг для чтения летом ко 2 классу.

1.И.Акимушкин «Жил - был медведь

2. И.Акимушкин «Жил был волк»

3. И.Акимушкин «Жил-был еж»

4. Г.Снегирев «Как животных цвет защищает»

5.В.Танасийчук «Кто видит ушами»

6. В.Танасийчук «Для чего коту усы»

7. В.Танасийчук «Сколько глаз у стрекозы»

8. Н.Сладков «Во льдах»

9.Е.Носов «Хитрюга»

10.Ю.Аракчеев «Кто развесил в лесу паутинку»

11.А.Тамбиев «Как увидеть морское дно»

12. А.Тамбиев «Кто на болоте живет»

13. А.Смирнов «Зачем луку луковицы»

14.А.Смирнов «Зачем елке иголки»

15. В.Бианки «Теремок»

16. В.Бианки «Лесные домишки»

17. Е.Чарушин «На нашем дворе»

18.Е.Чарушин «Кот Епифан»

19. Е.Чарушин «Большие и маленькие»

20. М.Пришвин «Синие перышки»

21. Б.Житков «Беспризорная кошка»

22.Б.Житков «Пудель»

23. Э.Шим «Кто копыто потерял»

24.Э.Шим «Отчего осень грустная»

25. Э.Шим «Кто на кого похож»

26. К.Паустовский «Кто – ворюга»

27. М.Зощенко «Рассказы для детей»

28. В.Коваль «Кепка с карасями»

29. В. Железняков «Рыцари»

30. В.Драгунский «Денискины рассказы»

31.С.Баруздин «Человеки»

32. А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

33. Л.Гераскина «В стране невыученных уроков»

34. В.Каверин «Легкие шаги»

35.Э.Успенский «Вниз по волшебной реке»

36.Ю.Дуров – о зверях

37.Сказки русских писателей: В.Даль, В.Одоевский. Л.Толстой и др.

38. Сказки зарубежных писателей: Б.Гримм, Р.Киплинг и др.

39. Русские народные сказки.

40. Стихи, басни разных авторов.

Старайся читать каждый день не менее 20-25 минут.

(Заведи тетрадь 48 листов. Записывай автора и название произведения, которое читаешь. После почтения книги,  нарисуй, что понравилось - как мы делали в классе.)



Предварительный просмотр:

Вопросы для анализа художественного образа литературного произведения

1.  Хотелось бы тебе дружить с героем?

2.  Как бы ты поступил, если бы оказался на его месте?

3.  Как ты думаешь, правильно ли вел себя герой и почему он поступил именно так, а не иначе?

4.  Что заставило героя прийти именно к такому решению, выбрать такой вариант.

5.  Что тебя привлекает, что тебе нравится или, наоборот, не нравится, отталкивает в герое (в манерах, в особенностях его поведения)?

6.  Нравится ли тебе его отношение к людям?

7.  Что бы ты мог посоветовать герою?

8.  Хотел бы ты включиться в события, развертывающиеся в произведении?

9.  В   качестве   кого   ты   хотел   бы   участвовать   в   действии,   происходящем   в произведении?

10. Что бы ты предпринял, если бы оказался в такой же ситуации?

11. Как бы ты вел себя в такой ситуации?

12. Что    могло бы    измениться    в      жизни    твоего      класса, если    бы    герои произведения учились вместе с вами?



Предварительный просмотр:

Вопросы для беседы по содержанию текста

 

  • Что возникает перед твоими глазами, когда ты читаешь эти строки? Что ты чувствуешь, читая их?
  • Слышится ли музыка, когда ты читаешь эти строки? Какая музыка: грустная, веселая, танец или марш?
  • Какие словосочетания больше всего нравятся тебе в стихотворении?
  • Какие это стихи: веселые, грустные, задорные, бравурные, стихи-раздумье, размышление? С каким настроением они написаны?
  • Какое состояние природы нарисовано поэтом? Как относится он к изображаемому?
  • Какие стихотворения говорят о смятении чувств, нарастающем напряжении, волнении в природе или состоянии покоя, безмятежности, дремоты или же каком-либо другом состоянии?
  • Какому состоянию, настроению человеческой души созвучно описываемое поэтом состояние природы? Каким человеческим чувствам оно соответствует?
  • Как ты думаешь, что чувствовал поэт, написавший эти строки? В каком настроении он пребывал, о чем он думал или мечтал?
  • О чем, по-твоему, мог бы думать, размышлять, что вспоминать, какие воспоминания перебирать в памяти человек, написавший эти строки?
  • Какие мысли, чувства возникают у тебя, когда ты читаешь эти стихи?
  • Знакомо ли тебе это состояние природы? Сталкивался ли ты с ним в жизни? Если да, то когда, при каких обстоятельствах?
  • Когда бы ты мог захотеть перечитать эти строки вновь? В каком случае? В какой обстановке? В какой ситуации? В каких условиях у тебя могло бы возникнуть же



Предварительный просмотр:

Как готовить задание по внеклассному чтению

1.    Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.

    2.  Прочитай фамилию автора, название книги, издательство.

3.     Узнай из справочной литературы об авторе книги, рассмотри его портрет.

4.     Прочитай предисловие или вступление.

5.     Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочитать своим товарищам.

6.     Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.

7.     Подумай над вопросами учителя и постарайся на них ответить.

8.     Запиши о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.

9.  Красочно оформи карточку-отзыв, указав на лицевой ее стороне фамилию и инициалы автора, серию книги, её заглавие, фамилию художника-иллюстратора, на звание издательства, количество страниц. На оборотной стороне напиши, почему ты советуешь прочитать ее своим тов



Предварительный просмотр:

                       Как надо читать книгу

 

1.  Читай медленно, не спеши.

2.   При чтении внимательно рассматривай иллюстрации.

3.   Дочитай книгу до конца, ничего не пропускай.

4.   Если тебе встретится непонятное слово, поищи объяснение в конце страницы (в подстрочных приложениях) или в словаре. Помни, что даже одно непонятное слово может привести к неправильному пониманию прочитанного.

  После прочтения книги обдумай её содержание. Если тебе что-то непонятно, перечитай отдельные части еще раз, обсуди прочитанное с родителями или друзьями.



Предварительный просмотр:

Как найти нужную книгу в библиотеке

1. Посмотри в алфавитном каталоге или спроси у работника библиотеки, есть ли эта книга в библиотеке.

2.    Посмотри, какие в данной библиотеке имеются тематические полки и к какому разделу можно отнести нужную тебе книгу. Найди эту книгу среди имеющихся книг.

   3.Найди в алфавитном указателе букву, с которой начинается фамилия автора нужной тебе книги. Найди книги данного автора. Найди среди них нужную тебе книгу.



Предварительный просмотр:

               Как отвечать на вопросы.

1.  Прочитай вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно.

2.  Перечитай текст, отмечая карандашом те места, которые понадобятся для ответа на вопросы.

3.  Еще раз прочитай каждый вопрос и ответ на него в тексте.

4.  Проверь себя: закрой текст и ответь на каждый вопрос своими словами.



Предварительный просмотр:

Как подготовить домашнее задание по чтению.

1. Откройте книгу на нужной странице.

2. Вспомните, что узнали на уроке.

3. Прочитайте рассказ вслух, не торопясь. По ходу чтения ставьте знаки ударения над словами.

4. Отметьте непонятные слова, постарайтесь объяснить их значение.

5. Подумайте, какова главная мысль этого рассказа.

6. Разделите рассказ на части, озаглавив их.

7. Перескажите текст по плану.

8. Ответьте на вопросы и выполните задания учебника.

9. Прочитайте текст еще раз выразительно.

Система специальных упражнений, отрабатывающих скорость и правильность чтения.

Если ваш ребенок медленно читает или допускает ошибки при чтении, то вы можете исправить это положение, используя систему специальных упражнений. Вот некоторые из них:

1. ЕЖЕДНЕВНОЕ чтение про себя.

2. ЕЖЕДНЕВНОЕ домашнее чтение ВСЛУХ, фиксирование результатов в читательском дневнике.

3. ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ замер скорости чтения с занесением результатов в специальную тетрадь, закладку, дневник.

п/п

Автор

Ф. И. О.

Название

Дата

Подпись

Замер скорости чтения
по истечении недели

4. Чтение с КАРАНДАШОМ В РУКАХ:

– Деление на слоги.

– Постановка знаков ударения.

– Подчеркивание непонятных слов и выражений.

5. Режим ЩАДЯЩЕГО чтения (мало текста при большом рисунке).

6. Обязательное чтение ПЕРЕД СНОМ или в течение дня.

7. Чтение до ПЕРВОЙ ОШИБКИ с замером количества слов.

8. Чтение в темпе СКОРОГОВОРКИ.

9. МНОГОКРАТНОЕ чтение в паре или индивидуально.

10. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ чтение знакомого текста с переходом на незнакомую часть текста.

11. Выполнение домашних заданий по чтению, исходя из принципа: «НЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, А ЧАСТОТА».



Предварительный просмотр:

                              Как подготовить пересказ

1.  Прочитай текст.

2.  0тветь на вопросы.

3.  Выясни смысл новых (непонятных) слов. Не забудь их употребить в пересказе.

4.  Раздели текст на части, озаглавь их.

5.  Выдели главное в первой части (составь план текста)

6.  Перескажи 1-ую часть.

7.  Тоже сделай с другими частями.

8.  Глядя на план, перескажи весь текст.



Предварительный просмотр:

        Как подготовиться к выразительному чтению

1.  Перечитывай текст внимательно.

2.  Определи содержание, мысли, чувства, настроения и переживания героев автора.

3.  Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

4.  Мысленно представь себе их.

5.  Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять.

6.  Продумай в связи с задачей чтения и выбери интонационные средства:

-тембр

-темп

-пометь паузы и

логические ударения:

-короткая пауза

-длинная пауза

- логическое ударение

-высота голоса

7.  Прочитай сначала текст вслух для себя или соседа по парте.

8.  Прочитай текст выразительно.



Предварительный просмотр:

Как работать над рассказом.

1. Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен.

2. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.

3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.

4. Повторите схему композиции рассказа.

5. Конкретизируя схему композиции    рассказа, составьте план.

Укажите    в    нём вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение.

6.  Обратите внимание на соразмерность частей рассказа.

Помните: наиболее полно в нём должно быть показано главное событие.

7.Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждении), причём так, чтобы     они     помогали     полнее представить   ход   событий и характеры людей, о которых вы говорите.

8. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его



Предварительный просмотр:

Как работать с учебником

1.    Работайте с заголовком.

Прочитав заголовок, остановись.

Сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.

Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему.

Поставь вопросы, на которые по твоему мнению в тексте будут даны ответы. После этого приступай к чтению текста.

 

2.    Работай с текстом.

Обращай внимание на непонятное в тексте. Выпиши непонятные слова.

Посмотри в словарик или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет.

 

3.         Веди диалог с автором.

 

4.  Выделяй главное.

 Старайся отделить главное от второстепенного.

По ходу чтения составляй устный или письменный план.

 Составляй схему, таблицу, подбирай опорные слова.

Делай выписки.

На протяжении работы старайся представить себе то, о чем читаешь.

Перескажи текст по плану. Проверь себя.

 

5. Работай с вопросами в конце текста.

Прочитай вопросы. Ответ на каждый вопрос найди в тексте, отметь карандашом. Закрой книгу и ответь на все вопросы про себя.



Предварительный просмотр:

                     Как разучивать скороговорку.

1.   Прочитай скороговорку медленно.

2.   Подумай, о чем говорится в скороговорке.

3.   Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется?

4.   Проговори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить ее.

5.   Теперь  проговори  скороговорку  шепотом  несколько  раз: сначала  медленно, потом все быстрее и быстрее.

6.   Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.

7.   Посоревнуйся с товарищами, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку.



Предварительный просмотр:

Как «нарисовать картинку» словами

1. Перечитать текст или отрывок, который относится к картинке.

2. Определить о чем эта картинка

3. Определить, что будет «нарисовано» на своей картинке.

4. Найти в тексте слова, которые помогут выполнить задание. Подчеркнуть их.

5. Представить себе картинку в мыслях.

6. Просмотреть текст и проверить себя: соответствует картинка тексту.

7. «Нарисовать" ее словами.



Предварительный просмотр:

               Как составить план текста

1.       Прочитай текст целиком.

2.       Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием).

3.       Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.

4.       Таким образом, поработай над другими частями.

5.        Запиши заголовки к каждой части (план).

6.        Проверь себя:

- отражает ли заголовок главное в части текста:

-не повторяются ли заголовки;

-не пропущено ли что-либо важное;

               -помогут ли твои заголовки.



Предварительный просмотр:

                                       Как читать газету или журнал

1. Читай газету или журнал каждый день. Из них ты
узнаешь о важных событиях, происходящих в нашей республике и за рубежом.

2.       Перед чтением газеты или журнала просмотри заглавие всех статей. Это поможет тебе выбрать самый важный и интересный материал.

3.       Читай каждую статью, внимательно продумай то, что в ней главное. Чему новому она учит?

4.       Обращай внимание на непонятные слова, обязательно наведи справку о них в словаре.

5.       При чтении газеты или журнала пользуйся картой. Найди на ней те места, о которых рассказывается в статьях.

Делись с  товарищами о прочитанном в газете или журнале.



Предварительный просмотр:

КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА

радужный

ехидный

неискренний

умный

ловкий

хитрый

доверчивый

недогадливый

глупый

благородный

храбрый

справедливый

тактичный

мудрый

трудолюбивый

жадный

смелый

добрый

честный

лодырь

ленивец

неряха

бездельник

тунеядец

любознательный

любопытный

лестный

ЧУВСТВА

умение

радость

печаль

досада

любовь

забота

нежность

теплота

радушие

ехидство

ласка

неискренность

нетерпение

тревога

волнение

удивление

растерянность

горечь

спокойствие

страх

восторг

  СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ

 

Грустное

Печальное

Тревожное

Беспокойное

Бурное

Неуютное

Нетерпеливое

Капризное

Плохое

Привередливое

Ленивое

Жуткое

Боязливое

Скрытное

Сонное

Спокойное

 

Удивленное

Шутливое

Шаловливое

Озорное

Надежда

Ощущение свежести

 

Волшебное

Таинственное

Загадочное

Героическое

Серьезное

Торжественное

Хвастливое

Сердитое

Возмущенное

Обиженное

Тихое

Светлое

Уютное

Веселое

Мечтательное

Доброе

 

Хорошее

Приятное

Теплое

Радостное

Чудесное

Бодрое

Солнечное

Любование

Праздничное

Довольствие

Ожидание



Предварительный просмотр:

Памятка к работе над лирическим стихотворением

1.  Назови стихотворение и его автора.

2.  Прочитай стихотворение. О чем рассказывает поэт?

3.  Найди незнакомые слова, узнай их смысл в словаре или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет.

4.  Перечитан еще раз. Попробуй нарисовать словесные картинки к каждой фразе стихотворения. Какие слова и выражения помогли тебе в этом.

5. Какие чувства выражает поэт в стихотворении? (главная мысль стихотворения).

6. Что вам понравилось в стихотворении?

7. Поиграй с темпом (быстро, медленно и т д.), с настроением (грустно, весело), с тембром (грубо, ласково)

8. Составь партитуру стихотворения и проверь.

9. Подготовься к выразительному чтению стихотворения.

10. Выучи наизусть.



Предварительный просмотр:

          Памятка по выявлению признаков жанра

(Сказка)

1.  Найди типичное начало.

2.  Назови необычных героев.

3.  Найди народные выражения.

4.  Найди типичную концовку

5.  Какой намек и урок содержит сказка?



Предварительный просмотр:

Памятка по работе с газетой

 

  1. Просмотри сначала всю газету.
  2. Обрати внимание на аншлаг и заголовки.
  3. Прочитай сначала статьи, которые тебя больше всего заинтересовали.
  4. Обрати внимание на задания, которые имеются в газете. Подумай, сможешь ли ты их выполнить.
  5. Когда читаешь о своих сверстниках, проанализируй, что тебе в статье нравиться и что не нравится.
  6. Отметь статьи, в которых рассказывается об интересной работе детей, обсуди прочитанное с одноклассниками.
  7. Если желаешь, напиши о чем-нибудь интересном сначала в школьную газету, а затем в редакцию той газеты, которую постоянно читаешь.

 

 

  • Проводите работу традиционно (8–12, 10–15 мин.) в один из дней недели.
  • Своевременно обеспечьте детей газетой.
  • Заранее предупредите о теме занятия, организуйте подготовку отдельных учащихся или микрогруппы.
  • В подготовительном – первом классах на занятии основную нагрузку берет на себя учитель, привлекая детей к обсуждению прочитанного.
  • Во вторых – третьих классах эту деятельность следует разнообразить: заранее даются задания микрогруппам.
  • Необходимо на занятиях использовать: карту, открытки, вырезки из журналов, цветные карандаши или фломастеры.
  • Для занятия может быть использована информация, полученная из печати, радио, телевидения, Интернета.
  • Используйте на занятиях толковый и энциклопедический словари.
  • Формы проведения: «Информация +», «Информ дайджест», «Спрашивали — отвечаем», «Беседа «за круглым столом»», «Как это было»,  «Годы и люди», «Пресс-конференция»,  «Фотокамера смотрит в мир».



Предварительный просмотр:

                                               План анализа басни

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней. Как называется басня. Кто её автор?

2. Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.

3.Какие события в неё описываются?

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне? Перечисли основные черты характера главных героев басни. Как автор относится к действующим лицам и событиям, описанным в басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?

9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?



Предварительный просмотр:

                     План анализа рассказа

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?

2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:

        • повествование (рассказывает);

        • описание (показывает);

        • рассуждение (доказывает).

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?

5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

8. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу).

10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?

11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?



Предварительный просмотр:

                                  План анализа сказки

1. Прочитай сказку. Найди типичное начало.Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки. Назови необычных героев.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Найди народные выражения. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль? Какой намёк и урок содержит сказка?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?



Предварительный просмотр:

                                 План рассказа о герое

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?



Предварительный просмотр:

ПЛАН РЕЦЕНЗИИ ОТВЕТА УЧЕНИКОВ при ответе на уроке литературного чтения.

 

  • Полнота и точность.
  • Последовательность и логичность.
  • Правильность и содержательность.
  • Выразительность.
  • Использование дополнительного материала (из прочитанных книг, кинофильмов, теле- и радиопередач.
  • Владение речью и собою.
  • Положительные стороны ответа и отрицательные.
  • Общий вывод.



Предварительный просмотр:

Работа над научно-познавательным текстом.

1.  Прочитай название текста и фамилию его автора.

2.  Прочитай текст отмечая непонятные слова и выражения.

3. Выясни значение непонятных слов и выражений в словаре.

4. О ком или о чем этот текст. О каких явлениях природы или событиях в нем рассказывается

5. Раздели на части. Выдели главное в каждой части. Озаглавь их. Составь план.

6.Что нового ты узнал из прочитанного.

7.Что ты читал об этом раньше?



Предварительный просмотр:

                            Сжатый пересказ.

1.Прочитай текст, отмечая про себя, что является существенным (главным), а что второстепенным.

2.Составь свой рассказ, опираясь на основные мысли текста

3.Пользуясь текстом, продумай свой рассказ еще раз.

4.Кратко перескажи его про себя (при закрытом учебнике).



Предварительный просмотр:

Словесное рисование картины по тексту

Прочитай рассказ или одну законченную часть.

Определи количество картин.

Подумай, о чем каждая картина.

Подчеркни в произведении слова, помогающие представить первую картину, вторую и т. д..

Представь картину мысленно.

«Нарисуй» картину словами.



Предварительный просмотр:

Составление краткого пересказа

1.   Прочитай текст.

2.   Раздели его на части.

3.   Скажи точно, о чём говорится в каждой части (выбери самое главное).

4.   Составь и запиши план рассказа.

5.   По первому пункту плана и первой части рассказа выдели 2–3 предложения, которые не являются главными, а лишь дополняют основную мысль.

6.   Прочитай текст без этих предложений.

7.   То же самое сделай и с другими частями.

8.   Глядя на план, перескажи рассказ кратко.

Проверь, нельзя ли пересказать рассказ еще короче,
не упуская главного.



Предварительный просмотр:

Учим стихотворение

1)Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2)Прочитай стихотворение вслух. Объясни непонятные слова и обороты.

3)Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать его построение,

интонацию, ритм.

4)Прочитай стихотворение еще два-три раза. Постарайся его запомнить.

5)Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости

заглядывая в текст.

6)После   того   как   приготовишь   остальные   уроки,   еще   два—три   раза   повтори

стихотворение, не заглядывая в текст.

7)Перед сном еще раз повтори стихотворение.

8)Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.   

Если   стихотворение   большое   или   трудно   запоминающееся,   надо   сделать следующее:

1) Раздели стихотворение на четверостишья или смысловые отрывки.

2)Выучи первый отрывок.

3)Выучи второй отрывок.

4)Повтори первый и второй отрывки вместе.

5)Выучи третий отрывок.

6)Расскажи наизусть все стихотворение.

7)Повтори стихотворение еще раз перед сном.

8)Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.



Предварительный просмотр:

                                                                                                     

  • антипатия
  • надежда
  • пристрастность  
  • апатия
  • надутость
  • притворство
  • беззаботность
  • напряжение
  • пустота
  • безнадежность
  •  нежность
  • пылкость
  • безразличие
  • негодование
  • равнодушие
  • беспечность
  • недоумение
  • радость
  • беспокойство
  • независимость
  • раздражение
  • беспомощность
  • незащищеность
  • разочарование в других
  • благодарность
  • неискренность
  • разочарование в себе
  • благожелательность
  • неистовство
  • раскаяние
  • бодрость
  • некомпетентность
  • рассерженность
  • великодушие
  • неловкость
  • растерянность
  • верность
  • ненависть
  • ревность
  • веселость
  • ненадежность
  • самодовольство

Словарь эмоций

  • вздорность
  • неполноценность
  • самообладание
  • вина
  • самоуспокоённость
  • возбуждение
  • нервозность
  • сдержанность
  • волнение
  • нерешительность
  •  скепсис
  • враждебность
  • несостоятельность
  • скованность
  • встревоженость
  • нетерпение
  • скука
  • вялость
  • неуверенность

в других

  • сладострастие
  • гнев
  • неуверенность

в себе

  • слезливость
  • гордость за других
  • неудовольствие
  • смущение
  • гордость за себя
  • неустойчивость
  • сострадание
  • горе
  • обделённость
  • сочувствие
  • горечь
  • обескураженность
  • спокойствие
  • грусть
  • обеспокоенность
  • стеснение
  • депрессия
  • обида
  • страдание

  • доверие
  • обманутость
  • страстность
  • довольный

другими

  • огорчение
  • страх
  • довольный собой
  • одиночество
  • стыд
  • досада
  • озабоченность
  • счастье
  • дружелюбие
  • оптимизм
  • творческий порыв
  • жалость к другим
  • отверженность
  • непоследовательность
  • терпимость
  • жалость к

самому себе

  • отвращение (к другим)
  • торжество
  •  желание угодить другим
  • отвращение (к себе)
  • тревога
  • зависимость
  • отделённость от других
  •  трусость
  • зависть
  • откровенность
  • тупость
  • закрытость
  • оторванность
  •  тяжесть
  • замешательство
  • отчуждение
  • угнетённость
  • заслуженность
  • наказания
  • отчаяние
  • удивление
  • злость
  •  паника
  • удовлетворение
  • издёрганность
  • пессимизм
  • удовольствие
  • измотанность
  •   печаль
  • удручённость
  • измученность
  • плаксивость
  •  ужас
  • изолированность
  • победоносность
  • уклончивость
  •  интерес
  • умеренность
  • испуг
  • подавленность
  • уныние
  • истощённость
  • подлинность
  • упрямство
  • компетентность
  • подозрительность
  • усталость от жизни
  • лень
  • покинутость
  • утомленность
  • ликование
  • поражение
  • уязвлённость
  • любовь
  • потеря духа
  • хандра
  • любопытство
  • потрясение
  • хилость
  •  малодушие
  • превосходство
  • хлипкость
  • меланхолия
  • преданность
  • храбрость
  •  мрачность
  • предубеждённость
  • шок
  • мстительность
  • презрение
  • энергичность
  • мужество
  • привлекательность
  • энтузиазм
  • мучение
  • принятие (другими)
  • ярость
  •  мягкость
  •  принятие (других)