Литературное чтение
Конспекты:
1 Конспект урока "Ворона и лисица" http://metodisty.ru/m/files/view/konspekt_uroka_po...
Дидактический материал для детей:
1. "Теремок сказок" - http://teremok.in/
2. Список литературы для подготовительной группы - http://teremok.in/shkolnaja_literatura/5_6let/shko...
3. Список литературы для 1 класса - http://teremok.in/shkolnaja_literatura/1_klass/shk...
4. Список литературы для 2 класса - http://teremok.in/shkolnaja_literatura/2_klass/shk...
5. Список литературы для 3 класса - http://teremok.in/shkolnaja_literatura/3_klass/shk...
6. Список литературы для 4 класса - http://teremok.in/shkolnaja_literatura/4_klass/shk...
7. Список литертары для 5 класса - http://teremok.in/shkolnaja_literatura/5_klass/shk...
8. Народные сказки разных народов - http://teremok.in/narodn_skazki/Sbornik/Sbornk.htm
9. Мифы и легенды народов мира - http://teremok.in/Mifologija/mifi_lendi.htm
10. Сказки русских и советских писателей - http://teremok.in/Pisateli/Rus_Pisateli/skazki_rus...
11. Послушай сказку - http://teremok.in/Skazki_sound.htm
12. Загадки - http://teremok.in/Zagadki/Zagadki.htm
13. Кинозал - http://teremok.in/Kinozal.htm
14. Стихи А.Л.Барто - http://agniyabarto.ru/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вопросы для анализа художественного текста | 11.72 КБ |
Вопросы для беседы по содержанию текста | 13.17 КБ |
Как готовить домашнее задание по внеклассному чтению | 11.86 КБ |
Как надо читать книгу | 11.49 КБ |
Как найти нужную книгу в библиотеке | 11.45 КБ |
Как отвечать на вопросы | 11.24 КБ |
Как подготовить домашнее задание | 13.28 КБ |
Как подготовить пересказ | 11.2 КБ |
Как подготовиться к выразительному чтению | 11.68 КБ |
Как работать над рассказом | 11.6 КБ |
Как работать с учебником | 12.47 КБ |
Как разучить скороговорку | 11.46 КБ |
Как рисовать словесную картину | 11.37 КБ |
Как составлять план текста | 11.39 КБ |
Как читать газету или журнал | 11.9 КБ |
Качества человека | 13.36 КБ |
Памятка для работы над лирическим стихотворением | 11.6 КБ |
План анализа басни | 11.22 КБ |
План анализа рассказа | 11.29 КБ |
План анализа сказки | 11.4 КБ |
План рассказа о герое | 11.21 КБ |
Словесное рисование картины по тескту | 11.24 КБ |
Упражнения, повышающие технику чтения | 38.98 КБ |
Учим стихотворение | 12.01 КБ |
Словарь эмоций | 33 КБ |
Конспект урока С.Есенин Черемуха | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы для анализа художественного образа литературного произведения |
1. Хотелось бы тебе дружить с героем? 2. Как бы ты поступил, если бы оказался на его месте? 3. Как ты думаешь, правильно ли вел себя герой и почему он поступил именно так, а не иначе? 4. Что заставило героя прийти именно к такому решению, выбрать такой вариант. 5. Что тебя привлекает, что тебе нравится или, наоборот, не нравится, отталкивает в герое (в манерах, в особенностях его поведения)? 6. Нравится ли тебе его отношение к людям? 7. Что бы ты мог посоветовать герою? 8. Хотел бы ты включиться в события, развертывающиеся в произведении? 9. В качестве кого ты хотел бы участвовать в действии, происходящем в произведении? 10. Что бы ты предпринял, если бы оказался в такой же ситуации? 11. Как бы ты вел себя в такой ситуации? 12. Что могло бы измениться в жизни твоего класса, если бы герои произведения учились вместе с вами? |
Предварительный просмотр:
Вопросы для беседы по содержанию текста |
|
Предварительный просмотр:
Как готовить задание по внеклассному чтению |
1. Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги. 2. Прочитай фамилию автора, название книги, издательство. 3. Узнай из справочной литературы об авторе книги, рассмотри его портрет. 4. Прочитай предисловие или вступление. 5. Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочитать своим товарищам. 6. Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу. 7. Подумай над вопросами учителя и постарайся на них ответить. 8. Запиши о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги. 9. Красочно оформи карточку-отзыв, указав на лицевой ее стороне фамилию и инициалы автора, серию книги, её заглавие, фамилию художника-иллюстратора, на звание издательства, количество страниц. На оборотной стороне напиши, почему ты советуешь прочитать ее своим тов |
Предварительный просмотр:
Как надо читать книгу |
1. Читай медленно, не спеши. 2. При чтении внимательно рассматривай иллюстрации. 3. Дочитай книгу до конца, ничего не пропускай. 4. Если тебе встретится непонятное слово, поищи объяснение в конце страницы (в подстрочных приложениях) или в словаре. Помни, что даже одно непонятное слово может привести к неправильному пониманию прочитанного. После прочтения книги обдумай её содержание. Если тебе что-то непонятно, перечитай отдельные части еще раз, обсуди прочитанное с родителями или друзьями. |
Предварительный просмотр:
Как найти нужную книгу в библиотеке |
1. Посмотри в алфавитном каталоге или спроси у работника библиотеки, есть ли эта книга в библиотеке. 2. Посмотри, какие в данной библиотеке имеются тематические полки и к какому разделу можно отнести нужную тебе книгу. Найди эту книгу среди имеющихся книг. 3.Найди в алфавитном указателе букву, с которой начинается фамилия автора нужной тебе книги. Найди книги данного автора. Найди среди них нужную тебе книгу. |
Предварительный просмотр:
Как отвечать на вопросы. |
1. Прочитай вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно. 2. Перечитай текст, отмечая карандашом те места, которые понадобятся для ответа на вопросы. 3. Еще раз прочитай каждый вопрос и ответ на него в тексте. 4. Проверь себя: закрой текст и ответь на каждый вопрос своими словами. |
Предварительный просмотр:
Как подготовить домашнее задание по чтению.
1. Откройте книгу на нужной странице.
2. Вспомните, что узнали на уроке.
3. Прочитайте рассказ вслух, не торопясь. По ходу чтения ставьте знаки ударения над словами.
4. Отметьте непонятные слова, постарайтесь объяснить их значение.
5. Подумайте, какова главная мысль этого рассказа.
6. Разделите рассказ на части, озаглавив их.
7. Перескажите текст по плану.
8. Ответьте на вопросы и выполните задания учебника.
9. Прочитайте текст еще раз выразительно.
Система специальных упражнений, отрабатывающих скорость и правильность чтения.
Если ваш ребенок медленно читает или допускает ошибки при чтении, то вы можете исправить это положение, используя систему специальных упражнений. Вот некоторые из них:
1. ЕЖЕДНЕВНОЕ чтение про себя.
2. ЕЖЕДНЕВНОЕ домашнее чтение ВСЛУХ, фиксирование результатов в читательском дневнике.
3. ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ замер скорости чтения с занесением результатов в специальную тетрадь, закладку, дневник.
№ п/п | Автор Ф. И. О. | Название | Дата | Подпись | Замер скорости чтения |
4. Чтение с КАРАНДАШОМ В РУКАХ:
– Деление на слоги.
– Постановка знаков ударения.
– Подчеркивание непонятных слов и выражений.
5. Режим ЩАДЯЩЕГО чтения (мало текста при большом рисунке).
6. Обязательное чтение ПЕРЕД СНОМ или в течение дня.
7. Чтение до ПЕРВОЙ ОШИБКИ с замером количества слов.
8. Чтение в темпе СКОРОГОВОРКИ.
9. МНОГОКРАТНОЕ чтение в паре или индивидуально.
10. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ чтение знакомого текста с переходом на незнакомую часть текста.
11. Выполнение домашних заданий по чтению, исходя из принципа: «НЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, А ЧАСТОТА».
Предварительный просмотр:
Как подготовить пересказ |
1. Прочитай текст. 2. 0тветь на вопросы. 3. Выясни смысл новых (непонятных) слов. Не забудь их употребить в пересказе. 4. Раздели текст на части, озаглавь их. 5. Выдели главное в первой части (составь план текста) 6. Перескажи 1-ую часть. 7. Тоже сделай с другими частями. 8. Глядя на план, перескажи весь текст. |
Предварительный просмотр:
Как подготовиться к выразительному чтению |
1. Перечитывай текст внимательно. 2. Определи содержание, мысли, чувства, настроения и переживания героев автора. 3. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы). 4. Мысленно представь себе их. 5. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять. 6. Продумай в связи с задачей чтения и выбери интонационные средства: -тембр -темп -пометь паузы и логические ударения: -короткая пауза -длинная пауза - логическое ударение -высота голоса 7. Прочитай сначала текст вслух для себя или соседа по парте. 8. Прочитай текст выразительно. |
Предварительный просмотр:
Как работать над рассказом. |
1. Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен. 2. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его. 3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников. 4. Повторите схему композиции рассказа. 5. Конкретизируя схему композиции рассказа, составьте план. Укажите в нём вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение. 6. Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: наиболее полно в нём должно быть показано главное событие. 7.Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждении), причём так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите. 8. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его |
Предварительный просмотр:
Как работать с учебником |
1. Работайте с заголовком. Прочитав заголовок, остановись. Сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте. Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему. Поставь вопросы, на которые по твоему мнению в тексте будут даны ответы. После этого приступай к чтению текста.
2. Работай с текстом. Обращай внимание на непонятное в тексте. Выпиши непонятные слова. Посмотри в словарик или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет.
3. Веди диалог с автором.
4. Выделяй главное. Старайся отделить главное от второстепенного. По ходу чтения составляй устный или письменный план. Составляй схему, таблицу, подбирай опорные слова. Делай выписки. На протяжении работы старайся представить себе то, о чем читаешь. Перескажи текст по плану. Проверь себя.
5. Работай с вопросами в конце текста. Прочитай вопросы. Ответ на каждый вопрос найди в тексте, отметь карандашом. Закрой книгу и ответь на все вопросы про себя. |
Предварительный просмотр:
Как разучивать скороговорку. |
1. Прочитай скороговорку медленно. 2. Подумай, о чем говорится в скороговорке. 3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется? 4. Проговори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить ее. 5. Теперь проговори скороговорку шепотом несколько раз: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее. 6. Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе. 7. Посоревнуйся с товарищами, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку. |
Предварительный просмотр:
Как «нарисовать картинку» словами |
1. Перечитать текст или отрывок, который относится к картинке. 2. Определить о чем эта картинка 3. Определить, что будет «нарисовано» на своей картинке. 4. Найти в тексте слова, которые помогут выполнить задание. Подчеркнуть их. 5. Представить себе картинку в мыслях. 6. Просмотреть текст и проверить себя: соответствует картинка тексту. 7. «Нарисовать" ее словами. |
Предварительный просмотр:
Как составить план текста |
Предварительный просмотр:
Как читать газету или журнал |
1. Читай газету или журнал каждый день. Из них ты 2. Перед чтением газеты или журнала просмотри заглавие всех статей. Это поможет тебе выбрать самый важный и интересный материал. 3. Читай каждую статью, внимательно продумай то, что в ней главное. Чему новому она учит? 4. Обращай внимание на непонятные слова, обязательно наведи справку о них в словаре. 5. При чтении газеты или журнала пользуйся картой. Найди на ней те места, о которых рассказывается в статьях. Делись с товарищами о прочитанном в газете или журнале. |
Предварительный просмотр:
СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ
|
Предварительный просмотр:
Памятка к работе над лирическим стихотворением |
1. Назови стихотворение и его автора. 2. Прочитай стихотворение. О чем рассказывает поэт? 3. Найди незнакомые слова, узнай их смысл в словаре или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет. 4. Перечитан еще раз. Попробуй нарисовать словесные картинки к каждой фразе стихотворения. Какие слова и выражения помогли тебе в этом. 5. Какие чувства выражает поэт в стихотворении? (главная мысль стихотворения). 6. Что вам понравилось в стихотворении? 7. Поиграй с темпом (быстро, медленно и т д.), с настроением (грустно, весело), с тембром (грубо, ласково) 8. Составь партитуру стихотворения и проверь. 9. Подготовься к выразительному чтению стихотворения. 10. Выучи наизусть. |
Предварительный просмотр:
План анализа басни
1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней. Как называется басня. Кто её автор?
2. Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.
3.Какие события в неё описываются?
4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне? Перечисли основные черты характера главных героев басни. Как автор относится к действующим лицам и событиям, описанным в басне?
5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
6. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?
9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.
10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?
Предварительный просмотр:
План анализа рассказа
1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?
2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:
• повествование (рассказывает);
• описание (показывает);
• рассуждение (доказывает).
3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
8. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу).
10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?
11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?
Предварительный просмотр:
План анализа сказки
1. Прочитай сказку. Найди типичное начало.Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки. Назови необычных героев.
6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
7. Найди народные выражения. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль? Какой намёк и урок содержит сказка?
8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?
Предварительный просмотр:
План рассказа о герое
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Упражнения, повышающие качество чтения.
Качество всех параметров чтения вслух (сознательность, правильность, выразительность) и молча (беглость, умение самостоятельно ориентироваться в структуре и содержании текста) может быть повышена не столько путём многократного перечитывания (хотя это один из приёмов обучения), сколько за счёт овладения способами действия.
В соответствии с компонентами навыка чтения, я использую для повышения качества чтения, следующие группы упражнений:
1) упражнения, направленные на формирование правильности чтения, чёткости произношения;
2) упражнения, развивающие скорость чтения;
3) упражнения, направленные на формирование умений понимать читаемый текст.
Первая группа упражнений направлена на совершенствование правильности чтения.
1) Чтение строчек наоборот по словам.
Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов.
Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
2) Чтение строчек наоборот по буквам.
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения.
Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.
заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв анугудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.
окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдевзебянем и игудар ен теавыб». А агуда окьлот ястёемс ад ещупястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс азучут - и игудар как ин олавыб.
3) «Заколдованное слово».
Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность персептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые - и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Задание: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.
Ворон и лисица
Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед.
Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и
говорит:
- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по
твоему утсор да красоте только бы
тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац,
если бы у тебя солог был.
Ворон лунизар рот и лаороаз, что было
мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и
тировог:
Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был,
быть бы тебе мёрац.
4) Чтение только второй половины слов.
Данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.
Задание: Прочитай текст, произнося вслух только подчёркнутую часть слова.
Заботливый брат
На бузине сидели бок о бок два молодых воробья. Совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-под перьев. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил и всё поглядывал на другого, перекликался с ним. Другой с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. Клюв был разинут от жары. Тот, первый, непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва. Я понял: он давно напился и просто ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного.
5) Разминка (артикуляционная гимнастика)
• вдох носом, выдох через рот;
• вдох, задержка дыхания, выдох;
• вдох, выдох по порциям.
6) Упражнения для развития четкости произношения.
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
7) Чтение шепотом и медленно чистоговорок
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
8) Чтение тихо и умерено.
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа
9) Чтение громко и быстро похожих слов.
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
10) Чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот.
ецнлос
ансев
цясем
11) Чтение зашумленных слов:
снег зима
мороз вьюга
12) Чтение наложенных друг на друга слов
13) Чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда.
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
14) Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу. Например:1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у]. После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.
Вторая группа упражнений развивает у учащихся скорость чтения.
1) Чтение с подсчётом слов (строчек).
Читая текст, ученик механически считает слова (строчки). Досчитав до десяти, начинает считать заново. Перед чтением можно дать задание найти ответы на поставленные перед чтением текста вопросы.
2) Поиск в тексте заданных слов.
Перед чтением учитель даёт задание найти в тексте определённое слово и подчеркнуть его.
3)Чтение с полосками.
Полоска под строкой и полоска над строкой дают возможность ребёнку ускорить темп чтения.
4) Чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой.
Чистый лист бумаги накладывается на строку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки. Аналогично проводится чтение строчек с прикрытой верхней половинкой. Данное упражнение формирует умение прочтения нескольких слов сразу. Рекомендуется проводить в парах: один ученик читает, другой проверяет.
5) Метод ритмических фиксаций.
Это упражнение основано на принудительном увеличении скорости перемещения взгляда по строкам, что способствует формированию навыка скачкообразного движения взгляда во время чтения.
Задания:
- Бросайте взгляд поочерёдно на левую и правую части строчек. На каждой раздельной части строки взгляд фиксируйте всего один раз. Целые строки необходимо осмысливать двумя фиксациями.
па ло
гор увд
Сиде кнеу
Одарх енолд
Зимует оляпка у полыньи.
Неплохо зимует:
на льдинках качается,
в полынье купается.
Ещё и песни поёт!
Нырнёт в ледяную воду и бродит по дну пешком. Весь зимний день то плавает, то ныряет, то по дну бегает.
- Прочитайте короткий текст, фиксируя взгляд трижды на каждой строке.
Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз.
Притаиться, подождать у края — что там делается на лесной поляне!
В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и начинают по всей поляне расстилать белые холсты.
- Читайте текст как можно быстрее. Во время чтения старайтесь бросать взгляд на пробелы между словами. Упражнение направлено на расширение поля зрения.
6) Чтение по таблице – треугольнику.
Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги).
7) Массу чувств и эмоций вызывает ролевое чтение.
Весьма полезны и часто используются мною в работе еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.
8)“Игра в прятки”: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
9)“Мнимое слово”.
Учитель или ведущий ученик в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
Я считаю, что слабо читающему ученику больше помогают такие виды работы, как “чтение за диктором” и хоровое чтение, поэтому эти упражнения использую на каждом уроке.
10) Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.
11) При чтении хором на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Это упражнение я часто провожу под ритмический стук.
При проведении упражнений, развивающих скорость чтения, необходимо обращать внимание не только на темп чтения, но и на смысловую сторону предлагаемых текстов.
Третья группа упражнений, используемых мной в работе, направлена на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста.
1) Чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом бумаги, а затем и начальные три буквы. Необходимо прочитать текст, стараясь угадать невидимые части по смыслу. Данное упражнение развивает у учащихся умение читать по догадке.
2) Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного. Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.
На рек__, в завод_, раскрылись бел лилии и жёлт__кувшинки. Буйно цветёт над вод__водян__кашка. Дик__ут__вывела из осоки своих ут__, учит их пла___и ловить мо___. Летят над вод__бел__и син__стре___, и гудит над цветущей кашкой деловит__пче__.
Очень страшная история.
Доедая с маслом булку, Братья шли по___________,
Вдруг на них из__________
Пёс большой залаял_______.
Сказал младший: «Вот напасть, Хочет он на нас___________,
Чтоб в беду нам не_________,
Псу мы бросим булку в___
Всё окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало____
Что на каждую_________
Надо брать с собою___________. Д. Хармс.
Проверь, совпадают ли твои слова с теми, что были в стихотворении: закоулка, переулку, попасть, ясно, прогулку, пасть, гулко, напасть.
3) Поиск в тексте смысловых несуразностей.
Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.
Задание: Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления.
В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым.
Л. Каминский.
4) Поиск отрывков из разных текстов.
Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста.
Задание: Найди отрывки из разных текстов: Ю. Мориц «Весёлая лягушка» и В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно.
Весёлая лягушка жила в одной реке. Вверх дном её избушка стояла — бре-ке-ке! Сидела она в болоте, ловила комаров и мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. Избушка не стояла, а кверху дном плыла, Но это не меняло лягушкины дела. И весь век прожила бы она благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Она двумя руками играла на баяне, Она двумя ногами стучала в барабан. Но случилось одно происшествие. Избушка кувыркалась, Лягушка развлекалась, В зелёном сарафане плясала — пара-пам!
3. Методика И.П.Федоренко и И.Г.Пальченко.
В своей работе я использую методику профессора И.П. Федоренко и И.Г.Пальченко, которая способствует достижению результативности в обучении чтению. Она гласит, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.
Уроки я начинаю с проведения пятиминутного чтения.
Наиболее эффективными из системы И. Т. Федоренко и И.Г. Пальченко считаю упражнения:
1. многократное чтение;
2. чтение в темпе скороговорки;
3. выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.
Провожу я это так. После того, как начало нового рассказа прочитано и осознано детьми, предлагаю начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом кусочке текста артикуляционный аппарат. А это уже второе упражнение.
Следует сказать, что каждый урок начинается с чтения скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки.
При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем начинается третье упражнение.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Детям объясняю так: “Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Дети прочитывают текст до конца и переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но при ежедневном проведении таких упражнений длительность чтения в повышенном темпе увеличивается. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшается. В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении я познакомила их с упражнением “Губы”.
При команде “Губы” к плотно сжатым губам ученики прикладывают палец левой руки, чем подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. При команде “Вслух” дети убирают палец и читают вслух текст.
Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) я использую упражнение “Буксир”.
Дети приучаются изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой самого текста, стараясь успеть за чтением учителя. Средняя скорость чтения вслух учителя должна несколько превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, побуждая их тем самым к стремлению не отстать от учителя.
Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки на каком-либо слове и повторении его. Дети должны остановиться на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.
Иной способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны отметить это искажение текста поднятием рук и внести поправку.
Это же упражнение можно проводить при работе в парах. Более сильный ученик читает “про себя” и пальцем следит по книге. А его партнер читает вслух, но по пальцу своего соседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Для развития зрительного умения ориентироваться в тексте, я использую
Упражнение, которое называется “Бросок – засечка”. Заключается оно в следующем.
Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка”, дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться не более 5 минут.
Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения я применяю на уроках упражнение “Молния”. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки можно проводить по несколько раз на каждом уроке чтения.
Для расширения оперативного поля зрения и оперативной памяти полезно написание зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко (см.приложение). Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики. В свое время, это было четверть века назад, была издана брошюра профессора об обучении чтению. В каждом из 18 диктантов, предложенных профессором, имеются шесть предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит всего два слова – “Тает снег” и 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца.
Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определенного времени (время указано для каждого предложения) читают молча это предложение и стараются запомнить. По истечении времени предложение необходимо стереть и предложить ученикам записать его в тетради. Возможно, кто-то из учеников не запомнит, пусть перепишет у соседа. В следующий раз он постарается запомнить.
Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.
На шесть предложений обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут времени.
Если слишком многие дети заглядывают к соседям, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и четыре дня подряд. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.
4. Приёмы стимулирования.Учителя начальных классов имеют на своем вооружении много приемов стимулирования. Однако я бы хотела остановиться на двух из них.
В конце урока чтения я оставляю 3-4 минуты времени для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Самозамер скорости чтения я иногда предлагаю проводить дома, а при проверке домашнего задания на следующем уроке озвучивается, на сколько больше слов прочитал ученик в сравнении с предыдущим самозамером.
Следует сказать, что детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае я применяю упражнение “Спринт”. К доске выходят несколько учеников (3-5), им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде учителя они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении дети учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.
5. Обучение младших школьников выразительному чтению.
Многие ученики не владеют выразительным чтением, ошибаются в расстановке пауз, делают ошибки в расстановке логического ударения, читают монотонно, не умеют общаться со слушателем.
Техническое несовершенство в использовании интонации является внешним показателем отсутствия глубинных процессов, которые связаны с проникновением в смысл произведения. Если ребёнок усвоил фактическое содержание текста, разобрался в его фабуле, но не понял, с какой целью совершаются события , какими мотивами вызваны те или иные поступки и эмоциональные состояния героя, то есть не вник в подтекст и, следовательно, не сделал личного умозаключения по поводу описанного, прочесть текст выразительно он не сможет.
Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неподготовленности ребёнка к определению задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации.
Прежде чем просить ребёнка выразительно прочитать текст, необходимо убедиться в том, что он понял тему, основное содержание и смысл текста, сумел проникнуться чувствами, которые выразил автор в своём произведении, пережил сам эти события, поставив себя на место героев, представил ясно, чётко, целостно, что же случилось и что следует донести до слушателя.
Для формирования выразительного чтения учащиеся должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.
Умения, связанные с анализом текста – это умение разбираться в эмоциональном настрое произведения, его героев, автора; умение представлять в своём воображении картины, события, лица на основе «словесных картин»; умение постигать смысл описанных событий и фактов, создавать о них свои суждения и выражать к ним своё отношение; умение определять задачу своего чтения.
Умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения или понять состояние героя включает в себя определённые микроумения: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние, соотносить героя с его поступками, проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к нему, то есть умение определять своё отношение к герою, отношение к нему автора, а затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух.
Умения, развивающие творческое воображение детей формируются с помощью известного всем учителям начальной школы приёма, как словесное рисование картин на основе прочитанного текста, и развития у учащихся определённого отношения к прочитанному, умения давать оценки героям, их поступкам, событиям, что возможно лишь в том случае, если дети понимают текст и улавливают то, что заключено в подтексте.
Интонационные умения – это умения пользоваться паузой и логическим ударением.
Исходя из рассмотренных выше умений, я подбираю упражнения для развития выразительного чтения:
- связанные с выяснением жанра произведения (русская песня, сказка, лирическое стихотворение, гражданская поэзия, басня);
- связанные со смысловым анализом текста – пониманием фактов, обобщений, основных мыслей и чувств героев, проявлением к ним личного отношения;
- активизирующие деятельность воображения, творческие возможности ребёнка;
- связанные с работой над средствами выразительности (паузой, интонированием конца предложения, выделением логических центров).
Полезно при подготовке выразительного чтения делать такое упражнение как разметка текста, используя условные обозначения:
паузы - \ -малая, /- большая, //- очень большая;
темп – б.- быстрый, уб.- убыстряющийся, н.- нормальный, ум.- умеренный,
м.- медленный, зм.- замедленный.
План урока литературного чтения.
Молчание – золото. Говори только нужное и приятное.
Если люди научатся точно употреблять слова, то мы избавим мир от многих недоразумений.
Тема урока.
Цели урока.
- Прогноз на урок .
- Проверка домашнего задания
- Подготовка к восприятию нового.
- личность автора
- лексическая подготовка
- установочный вопрос
4. Первичное восприятие произведения.
5. Ответы на установочный вопрос.
6. Повторное чтение.
- выборочное чтение (другие виды чтения)
- лексическая работа
- ответы на вопросы по сюжету
- характеристика главных героев
- составление плана
- работа над техникой чтения
- отработка выразительного чтения части текста
7. Обобщение, пересказ, творческая импровизация.
8. Задание на дом.
9. Рефлексия.
План урока эстетического чтения
«Пусть слово живое твой разум и душу разбудит, ведёт тебя в мир красоты».
Тема.
Цели.
- Прогноз на урок.
- Экспрессопрос.
- Подготовка к восприятию (слушание музыки, рассматривание рисунков, картин, иллюстраций).
- Лексическая подготовка.
- Личность автора.
- Установочный вопрос. Первичное чтение.
- Ответ на установочный вопрос
- Повторное чтение. Вычитывание того, что хотел показать автор, что увидели дети.
- Обобщение.
10. Отработка выразительного чтения стихотворения.
- упражнения для развития речевого дыхания
- упражнения для развития дикции
- расстановка логических ударений, пауз
11. Творческая импровизация (фотоснимок, отрывок, выразительное чтение, лепка героев, рисование, чтение по ролям…).
12. Задание на дом.
13. Рефлексия.
Для постижения темы и идеи любого эпического произведения необходима глубокая работа над образами главных персонажей. Ведь именно через их переживания, действия постигает маленький читатель замысел автора. С тем чтобы сделать работу над образом более продуктивной и доступной детям, мной разработан план, по которому дети составляют характеристику любого из главных героев прочитанного произведения.
Обычно я задаю на дом заполнить этот план, чтобы на следующем уроке ученик с опорой на этот конспект мог рассказать о запомнившемся персонаже. Мне кажется, что этот вид работы приносит ощутимые плоды. Дети приучаются в любом произведении видеть то главное, что поможет им воссоздать образ главного героя – носителя замысла автора. Таким образом, уже к концу 2-го класса ученики воспринимают произведение осознанно, творчески переживая прочитанное, мысленно отмечая те моменты в тексте, которые помогут им в работе над образом понравившегося героя.
Предварительный просмотр:
Учим стихотворение |
1)Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением. 2)Прочитай стихотворение вслух. Объясни непонятные слова и обороты. 3)Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать его построение, интонацию, ритм. 4)Прочитай стихотворение еще два-три раза. Постарайся его запомнить. 5)Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст. 6)После того как приготовишь остальные уроки, еще два—три раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст. 7)Перед сном еще раз повтори стихотворение. 8)Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть. Если стихотворение большое или трудно запоминающееся, надо сделать следующее: 1) Раздели стихотворение на четверостишья или смысловые отрывки. 2)Выучи первый отрывок. 3)Выучи второй отрывок. 4)Повтори первый и второй отрывки вместе. 5)Выучи третий отрывок. 6)Расскажи наизусть все стихотворение. 7)Повтори стихотворение еще раз перед сном. 8)Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть. |
Предварительный просмотр:
- антипатия
- надежда
- пристрастность
- апатия
- надутость
- притворство
- беззаботность
- напряжение
- пустота
- безнадежность
- нежность
- пылкость
- безразличие
- негодование
- равнодушие
- беспечность
- недоумение
- радость
- беспокойство
- независимость
- раздражение
- беспомощность
- незащищеность
- разочарование в других
- благодарность
- неискренность
- разочарование в себе
- благожелательность
- неистовство
- раскаяние
- бодрость
- некомпетентность
- рассерженность
- великодушие
- неловкость
- растерянность
- верность
- ненависть
- ревность
- веселость
- ненадежность
- самодовольство
Словарь эмоций
- вздорность
- неполноценность
- самообладание
- вина
- самоуспокоённость
- возбуждение
- нервозность
- сдержанность
- волнение
- нерешительность
- скепсис
- враждебность
- несостоятельность
- скованность
- встревоженость
- нетерпение
- скука
- вялость
- неуверенность
в других
- сладострастие
- гнев
- неуверенность
в себе
- слезливость
- гордость за других
- неудовольствие
- смущение
- гордость за себя
- неустойчивость
- сострадание
- горе
- обделённость
- сочувствие
- горечь
- обескураженность
- спокойствие
- грусть
- обеспокоенность
- стеснение
- депрессия
- обида
- страдание
- доверие
- обманутость
- страстность
- довольный
другими
- огорчение
- страх
- довольный собой
- одиночество
- стыд
- досада
- озабоченность
- счастье
- дружелюбие
- оптимизм
- творческий порыв
- жалость к другим
- отверженность
- непоследовательность
- терпимость
- жалость к
самому себе
- отвращение (к другим)
- торжество
- желание угодить другим
- отвращение (к себе)
- тревога
- зависимость
- отделённость от других
- трусость
- зависть
- откровенность
- тупость
- закрытость
- оторванность
- тяжесть
- замешательство
- отчуждение
- угнетённость
- заслуженность
- наказания
- отчаяние
- удивление
- злость
- паника
- удовлетворение
- издёрганность
- пессимизм
- удовольствие
- измотанность
- печаль
- удручённость
- измученность
- плаксивость
- ужас
- изолированность
- победоносность
- уклончивость
- интерес
- умеренность
- испуг
- подавленность
- уныние
- истощённость
- подлинность
- упрямство
- компетентность
- подозрительность
- усталость от жизни
- лень
- покинутость
- утомленность
- ликование
- поражение
- уязвлённость
- любовь
- потеря духа
- хандра
- любопытство
- потрясение
- хилость
- малодушие
- превосходство
- хлипкость
- меланхолия
- преданность
- храбрость
- мрачность
- предубеждённость
- шок
- мстительность
- презрение
- энергичность
- мужество
- привлекательность
- энтузиазм
- мучение
- принятие (другими)
- ярость
- мягкость
- принятие (других)
Предварительный просмотр:
Ход урока.
1.Оргмомент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2.Аутогеная тренировка (упражнение на расслабление мышц и снятие зажимов).
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови. Опустите веки. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободнее, спокойное, ровное.
3.Работа по развитию речи.
1)Дыхательная гимнастика.
Настроим свой голосовой аппарат на работу:
а) несколько раз широко откройте и закройте рот, затем вызовите ощущение зевка;
б) наклоните голову вперёд вниз, достав подбородком до груди, затем назад;
в) наклоните голову к правому плечу, коснуться его ухом, а затем к левому плечу;
г) поглаживание ладонями от середины лба к вискам, о переносицы к вискам и от нижней челюсти к ушам;
д) растирать подушечками пальцев точки на лбу, затем легко поколачивайте подушечками пальцев от центра к вискам, верхнюю губу, нижнюю губу, подбородок, щеки;
е) тыльной стороной кулачков растираем грудь;
ж) дыхательное упражнение « Баста»: глубокий вдох, задержите дыхание и плавный выдох, в конце слово баста.
2)Артикуляционная гимнастика.
а) Сделали преграду нижней челюсти. Убрали преграду - двигаем нижней челюстью из стороны в сторону.
б) Упражнение « Дудочка- улыбка».
в) Упражнение « Лопаточка – иголочка»
г) Работа с таблицей по технике речи.
ач- оч- ич- уч
ыч- ич- еч-ёч
уч- ач- оч- ыч
еч- юч- ич-еч.
- беззвучно
- шёпотом
- громко с голосом
- быстро
Д) Работа над скороговоркой.
Чище чащи в нашей пуще.
В нашей пуще чащи гуще.
- беззвучно по слогам
- шёпотом
- вполголоса
- громко
- весело
- сердито
- быстро
3). Антиципация текста.
а) У каких слов есть такие согласные. С некоторыми словами составить предложения.
С – Л
б) В словах стёрлись некоторые части. Восстановить текст в первозданном виде.
Нас… вес… По не… плы… лёг… обла… Сол… сле… гла… По доро… побе… весё… ру… На де… набу… поч…
- О чём этот текст?
- Что говорится в тексте о весне?
4).Работа над прогнозирование текста.
Ребятам на улице весело, потому что….
3 учащихся работают самостоятельно.
1.Найди среди буквенного текста слова.
кносликпрслоннтдкволкмит
прщукаатькарасьтпсоммлбу
Найди общее понятие для слов каждого ряда. Какое слово лишнее. Зачеркни его.
2.Собери предложение из частей.
-за стволами деревьев
- сотни муравьёв
- большие белые цветы
- воробьи сложили крылья
- находилась поляна
- похожи на одуванчики
- ползли к своему дому
- на сотах с душистым мёдом
- и начал клевать крошки
3.Измени порядок предложений, восстанови рассказ Льва Николаевича Толстого.
Дети сняли щенка и дали Розке, и Розка отнесла щенка во рту на место.
Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку.
У Розки были щенки во дворе, на сене.
Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла у печки.
4.Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы изучали стихотворения Александра Александровича Блока. О чём писал в этих стихотворения Блок?
Кто хочет рассказать понравившееся стихотворение гостям?
( Чтение наизусть стихотворений).
Ф и з м и н у т к а
5.Изучение нового материала.
а) Подготовка к восприятию текста.
-Решите анаграмму.
Ечмуёрах
- Рассказ о черёмухе. Показ иллюстраций черёмухи в разное время года).
Когда наступает весна, деревья черёмухи усыпаны гроздьями белых цветов. От них плывёт по лесу крепкий запах. Он очищает воздух от микробов. Осенью вместо цветов свисают чёрные костянки. Вкус у ягод сладкий. Из них получается вкусный кисель. Соком плодов черёмухи подкрашивают различные напитки. Черемуха - лекарственное растение. Настой цветов используют при глазных болезнях. С помощью настоя листьев лечат болезни лёгких.
- Что нового вы узнали о черёмухе?
Многие поэты воспевали в своём творчестве черемуху. Не обошёл вниманием её замечательный русский поэт Сергей Александрович Есенин.
( Показ портрета С.А. Есенина)
Родился поэт в 1895 году, умер в 1925 году. Он прожил короткую жизнь. Но за свои годы написал много прекрасных стихотворений о природе. Сочинять стихи Есенин стал еще, будучи маленьким ребенком. Свое детство он провёл среди красоты полей и лесов. Он никогда не был равнодушным к этой красоте и изображал её в своём творчестве. Его стихи живут с нами по сей день, многие из них мы поём.
б) Прослушивание грамзаписи стихотворения С.Есенина
« Черёмуха» в исполнении О.Омароковой.
Задание: постараться представить картины, которые описываются в этом произведении.
в) Беседа по первым впечатлениям.
- Понравилось стихотворение?
- Какое настроение автора вы почувствовали?
- Какие чувства возникли в вашем сердце?
- Какие картины нарисовало ваше воображение?
Вывод: лирические стихи отражают душевное переживание поэта, его настроение.
г) Самостоятельное чтение стихотворения.
Задание. Отметить непонятные слова. Читать не торопясь, вдумываясь в каждое слово, соблюдать паузы.
д) Лингвистический анализ.
Роса медвяная - ароматная, с запахом меда. Почему роса цвета мёда?
Зелень пряная- с острым, ароматным запахом.
Проталинки – место, где растаял снег, и показалась вода.
Волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки.
Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон.
Вкрадчиво - осторожно, доверительно.
Под кручею - под обрывом.
е) Чтение по цепочке стихотворения.
ё) Анализ стихотворения.
- Почему о дереве говорится « с весною», а не весною.
- Автор говорит, что «роса сползает по коре», а если бы он написал «стекает», была бы другая картина?
- Как описывает черёмуху автор в начале произведения. Зачитать.
-С чем сравнивает поэт ветки черёмухи? У кого могут быть кудри?
- Значит, поэт сравнивает черёмуху девушкой.
- Как описывает Есенин черёмуху в конце произведения. Зачитать.
- Произошли ли какие-нибудь изменения с черемухой?
Черёмуха
ветки золотистые, что кудри
душистая
зелень пряная
развесилась
зелень золотистая
-О чём ещё рассказывает поэт в своём стихотворении?
- Каким нарисован ручей?
- Каковы его размеры, цвет?
- Одинаково ли представлен ручей в произведении Есенина?
- Какие изменения произошли с ручьём во второй части стихотворения?
Ручей
маленький
струится
серебряный
волной гремучею
песенки поёт
- Если черёмуха девушка, то кем представлен ручей? ( Юношей).
- Что делает ручей в произведении?
- Как он поёт песенки?
- Почему автор именно так описал ручей?
- Найдите в тексте олицетворения. Объясните их.
Вывод: Сколько же картин в стихотворении Есенина?
Как только распустилась черемуха, она была как невеста белоснежна. Ручей был маленький, струился сквозь снег. Но прошло время, черёмуха распустилась, расцвела, и ручей тоже набрался силы – его напитали вешние воды.
- Для чего. С какой целью автор написал это стихотворение?
-Чем привлекла его черёмуха?
6.Выразительное чтение.
А теперь, когда понятны слова, понятно настроение автора, попробуем прочитать стихотворение выразительно. Каждая группа будет читать своё четверостишие друг другу. Затем вы выберете того, кто лучше в вашей группе прочитает. Тот ученик, будет читать выразительно всему классу.
7.Закрепление изученного.
Каждой группе даётся творческое задание по данной теме урока. Обсуждаете вместе. Отвечать одному.
1 группа.
Найти эпитеты, которые Есенин подобрал в своем стихотворении.
2 группа.
Найдите рифмы в стихотворении.
3 группа.
Подберите рифму к словам.
ветки-
в траве-
бежит-
зелень –
4 группа.
Придумайте сравнения.
черемуха душистая, как…
серебряный ручей как…
песенки поёт, как…
5 группа.
Написать несколько предложений, чтобы ответила черёмуха, если бы услышала, как восхищается ею автор.
8. Итог урока. Оценка работы учащихся.
- С каким произведение познакомились?
- Кто его автор?
- Какое настроение появилось у вас после изучения данного стихотворения?
- Выскажите своё мнение.
Я не напрасно пришёл на урок, потому что…
Поэт обладает даром через слово давать яркие образы. А нам надо учиться быть внимательными и замечать необычное в обычном.
9.Домашнее задание.
Выучить это стихотворение наизусть.