ПРОЕКТЫ
Проектная деятельность уникальна, она интегрирует несколько методов обучения и воспитания, а также позволяет активно вовлекать в образовательный процесс родителей. Посредством проектной деятельности развивается как личность ребенка, так и его познавательные и творческие способности. Сегодня метод проектов актуален и очень эффективен.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок», город Советский»
Познавательно – коммуникативный, творческий проект
«Путешествие по произведениям Агнии Барто»
(средняя группа)
Подготовили:
Язенок Юлия Викторовна, воспитатель
Усольцева Ольга Валентиновна, воспитатель
2024 г.
Аннотация
Давно известно, что читательский опыт закладывается с детства. «Чтобы воспитать читателя в ребенке, прежде всего, необходимо воспитывать в нем активное тяготение к постоянному общению с книгой, поддерживать и развивать впечатлительность, эмоциональную отзывчивость, способность получить удовольствие, радость от встреч с книгой» (Л. Выгодский).
Большинство первых детских книжек – стихи. И это неудивительно: ритм, рифма, яркие лаконичные образы помогают детям концентрировать внимание, лучше представлять, о чем говорится в стихах. Данный проект дает возможность познакомиться с творчеством А.Л. Барто. Благодаря простому детскому языку, стихи Барто очень близки к детской речи, легко запоминаются, не сложны в разыгрывании сюжетов. Осмысливая её произведения, дети учатся жить, мыслить и оценивать свои поступки. Реализация проекта поможет привить детям любовь к книгам, развить интерес к произведениям А.Л. Барто, желание читать эти стихи наизусть, обыгрывать их.
Актуальность проекта:
Детская литература занимает особое место в жизни ребёнка. Книга – это средство всестороннего развития ребёнка. Слабое знание детьми творчества детских писателей, увлечение детьми компьютером, недопонимание родителями важности ознакомления детей с художественной литературой и привития любви к книге – это проблема нашего времени.
В соответствии с ФГОС восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг. Данный проект даёт возможность познакомиться с творчеством Агнии Львовны Барто. Читая стихи Агнии Барто, ребёнок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим. Поэтесса создает выразительные портреты детей, раскрывает глубину их переживаний, подмечая черты детской психологии.
На произведениях А. Барто выросло не одно поколение детей. Осмысливая её произведения, ребенок учится жить, мыслить и оценивать свои поступки.
Проблема: отсутствие заинтересованности детей и родителей к произведениям поэтессы А. Л. Барто.
Цель проекта: формирование интереса и потребности в чтении через произведения А. Л. Барто.
Задачи:
Образовательные:
➢ Познакомить детей с творчеством А. Барто;
➢ Научить детей узнавать произведения А. Барто.
➢ Привлечь родителей к совместной деятельности.
➢ Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений А. Барто.
Развивающие:
➢ Развивать способность понимать и чувствовать настроение произведения, элементарно анализировать его содержание;
➢ Развивать у детей творческие способности, память, умение выразительно читать наизусть стихи.
Воспитательные:
➢ Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге. Воспитывать желание оказывать помощь сказочному персонажу.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Ожидаемые результаты:
для детей:
➢ Расширение знаний о творчестве А. Л. Барто;
➢ Сформируются умения выразительно рассказывать любимые стихи А. Барто;
➢ Повышение интереса детей к произведениям художественной литературы и эмоциональной отзывчивости на прочитанное произведение.
➢ Развитие бережного отношения к ценнейшему источнику знаний – книгам;
➢ Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста.
для педагога:
➢ Накопление практических навыков проектной деятельности;
➢ Совершенствование профессионального уровня;
➢ Создание условий для взаимодействия с семьями воспитанников.
для родителей:
➢ Привлечение родителей к совместной деятельности вместе с детьми и педагогами ДОУ;
➢ Укрепление и расширение взаимодействия детского сада и семьи.
Срок реализации: краткосрочный (одна неделя).
Формы реализации проекта:
- беседы с детьми;
- чтение;
- игровая деятельность;
- творческая деятельность;
- коммуникативная деятельность.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Этапы проекта:
I - Подготовительный
II - Основной
III - Заключительный
Этапы проекта и ответственные:
Этапы | Содержание | Ответственные |
Подготовительный | - Знакомство детей и родителей с темой проекта, обозначение значимости выбранной темы; - создание необходимых условий для реализации проекта (подбор методической литературы и наглядно – дидактического материала для реализации проекта; - организация развивающей среды в группе; - работа с родителями по взаимодействию в реализации проекта. | Воспитатели |
Основной | - Оформление книжного уголка по теме проекта; - чтение и заучивание стихотворений А. Барто; - акция «Агния Барто в моей домашней библиотеке» (выставка книг, портрета А. Барто). - игры драматизации воспитанниками по произведениям А. Л. Барто «Грузовик»; «Мяч», «Самолет». - знакомство с новыми произведениями, рассматривание иллюстраций к стихотворениям; - заучивание наизусть стихотворений; - отгадывание загадок про игрушки; - продуктивная деятельность (аппликация); - пальчиковые игры. | Воспитатели Родители Дети |
Заключительный | - Выставка «В Стране веселого детства» - книги, игрушки, портрет А. Барто; - Выставка работ аппликация к стихотворению А.Л. Барто «Грузовик»; - Создание видео ролика по завершению проекта; - Викторина «Путешествие по произведениям А. Барто». | Воспитатели Дети Родители |
I этап проекта.
- Знакомство детей и родителей с темой проекта, обозначение значимости выбранной темы;
- создание необходимых условий для реализации проекта (подбор методической литературы и наглядно – дидактического материала для реализации проекта;
- организация развивающей среды в группе;
- работа с родителями по взаимодействию в реализации проекта.
II этап проекта.
Организация деятельности детей в рамках проекта.
- Оформление книжного уголка по теме проекта;
- чтение и заучивание стихотворений А. Барто;
- акция «Агния Барто в моей домашней библиотеке» (выставка книг, портрета А. Барто);
- игры драматизации воспитанниками по произведениям А. Л. Барто «Грузовик»; «Мяч», «Самолет»;
- игры с применением Qr-кодов (Додекаэдры);
- знакомство с новыми произведениями, рассматривание иллюстраций к стихотворениям;
- заучивание наизусть стихотворений;
- отгадывание загадок про игрушки;
- продуктивная деятельность (аппликация);
- пальчиковые игры;
- ремонт книг.
Работа с родителями:
1. Размещение информации в родительском уголке «По страницам книг Агнии Барто».
2. Наглядная информация для родителей: «Учите вместе с нами».
III этап проекта
Подведение итогов.
- Выставка «В Стране веселого детства» - книги, игрушки, портрет А. Барто;
- Выставка работ аппликация к стихотворению А.Л. Барто «Грузовик»;
- Создание видео ролика по завершению проекта;
- Развлечение «Путешествие по произведениям А. Барто».
Продукт проектной деятельности:
Викторина «Путешествие по произведениям Агнии Львовны Барто!»
Выставка «В Стране веселого детства» - книги, игрушки, портрет А. Барто.
Содержание проекта:
План работы с детьми:
«Познавательное развитие»
- Беседы.
- Рассматривание иллюстраций к стихотворениям.
«Социально-коммуникативное развитие»
- Дидактические игры: «Угадай героя», «Угадай, к какому произведению иллюстрация», «Узнай игрушку по описанию», «Доскажи словечко», «Путаница».
- Сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек», «Больница для зверей».
- Игры драматизации по произведениям А. Барто: «Грузовик», «Самолет», «Мячик».
«Художественно-эстетическое развитие»
- НОД: аппликация к стихотворению А.Л. Барто «Грузовик»;
- Отгадывание загадок про игрушки;
- Разучивание наизусть стихотворений;
- Чтение литературных произведений А. Барто: «Игрушки», «Медвежонок – невежа», «Мы с Тамарой», «Помощница», «Воробей», «Девочка чумазая», «Девочка - ревушка», «Как Вовка бабушек выручил», «Вовка, кошка и черепаха», «Шел вчера я по Садовой» из серии «Вовка – добрая душа».
- Выставка книг «В Стране веселого детства».
«Физическое развитие»
- Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Самолеты», «Мой веселый звонкий мяч».
- Разучивание физкультминуток: «Барабан».
- Пальчиковая гимнастика: «Наша Таня», «Бычок», «Самолет», «Кораблик».
План работы с родителями:
- Консультации для родителей: «Как научить ребенка запоминать стихи», «Если ребенок не хочет учить стихотворение?»
- Консультация для родителей: «Творчество Агнии Барто».
- Размещение информации в родительском уголке «По страницам книг Агнии Барто».
Заключительный этап
- Выставка «В Стране веселого детства» - книги, игрушки, портрет А. Барто;
- Выставка работ аппликация к стихотворению А.Л. Барто «Грузовик»;
- Создание видео ролика по завершению проекта;
- Викторина «Путешествие по произведениям А. Барто».
Результаты работы над проектом:
- Ребятам полюбились стихи Агнии Львовны Барто, она писала о том, что интересно детям, о том, что им понятно и знакомо;
- С интересом слушают произведения А.Л. Барто в исполнении воспитателя;
- Рассматривают иллюстрации в книгах;
- Рассказывают знакомые стихи А.Л. Барто;
- Разыгрывают знакомые произведения и стихи А.Л. Барто с помощью игрушек, различных видов театра, придумывают новые, свои;
- Дети стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь;
- Стихи А. Л. Барто учат беречь свои игрушки, помогать взрослым.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; сблизила детей, а также, родители стали больше читать детям и приобретать много новой и полезной литературы.
Список использованных источников
1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Авторы составители Л. С. Киселева, Т. Данилина – 2005.
2. А. Барто «Вам не нужна сорока?» - 1992.
3. Барто, А. Л. Детям /А. Л. Барто. - Москва: Дрофа-Плюс, 2007
4. Барто, А. Л. Любимые игрушки / А. Л. Барто. - Москва: Эгмонт Россия, 2011
5. Е. А. Косаковская «Игрушка в жизни ребенка». 2005г.
Интернет источники:
- Lit-Ra.su онлайн библиотека: Источник: https://lit-ra.su/agniya-barto/stihi-dlya-samyh-malenkih-4-5-let
- Культура.РФ Вовка — добрая душа (сборник) https://www.culture.ru/poems/27/vovka-dobraya-dusha-sbornik
- Аудио стихи А. Барто
https://my.mail.ru/music/search/Стихи%20Агнии%20Барто%20%20
Приложение 1
Пальчиковые игры по стихам Агнии Барто
Бычок
Идёт бычок качается (указательным и средним пальцем правой руки «идем» по столу, качаясь)
Вздыхает на ходу (указательным и средним пальцем правой руки стучим по столу)
Ох, доска кончается, (хлопок в ладони - пальцы соприкасаются; ладони развести в стороны)
Сейчас я упаду! (ладони резко положить на стол)
Самолет
Самолет построим сами, (стучим кулачок об кулачок)
Понесемся над лесами, (пальцы обеих рук переплетены и поднимать, и опускать вверх-вниз).
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме. (Обхватить себя за плечи)
Кораблик
Матросская шапка, (ладонь правой руки положить на голову)
Веревка в руке, (вращательные движения руками вокруг друг друга)
Тяну я кораблик (попеременно правой, левой рукой «тянем веревку» к себе)
По быстрой реке. (волнообразные движения рукой)
И скачут лягушки (сжимаем, разжимаем кулачки)
За мной по пятам
И просят меня: (хлопки ладонями) − Прокати, капитан! (волнообразные движения рукой; «отдать честь» правой рукой).
Наша Таня…
Наша Таня громко плачет, (ладони сжаты в кулачки, вращательные движения около глаз)
Уронила в речку мячик. (волнообразные движения всей рукой: пальцы обеих рук соединены в круг)
Тише, Танечка, не плачь, (указательный палец правой руки прижать к губам; вращательные движения кулачками у глаз)
Не утонет в речке мяч. (волнообразные движения всей рукой; пальцы обеих рук соединены в круг)
Мы поедем за водой (имитация вращения руля)
И достанем мячик твой. (пальцы обеих рук соединены в круг)
Приложение 2
Дидактические игры
«Узнай игрушку по описанию»
Взрослый загадывает предмет и предлагает малышу узнать по описанию, что он загадал. Загадывать можно игрушки, которые есть у ребенка, а потом переходить на предметы. Например: «Отгадай, пожалуйста, что за игрушку я загадала. Она большая, коричневая, с глазками и носиком. Она мягкая, может сидеть и лежать, ее можно брать на руки». Если малыш быстро догадывается, что это его любимый мишка, то предложить теперь ему загадать игрушку, а если не догадался, продолжить: «У этой игрушки есть лапы и уши».
«Угадай по описанию»
– игрушка, которая промокла под дождём (Зайка)
– игрушка, которая идёт, качается (Бычок)
– игрушка, на которой можно поехать в гости (Лошадка)
– игрушка, которой оторвали лапу (Мишка)….
«Доскажи словечко»
Педагог начинает читать любую строчку из стихотворения дети её продолжают.
Цель: развитие слухового внимания, активизация словаря.
Дидактическая игра «Путаница»
- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду читать стихи Агнии Барто, а вы внимательно слушайте. Если заметите ошибку, топайте ногами.
1. Спать пора!
Уснул волчок, (бычок)
Лег в коробку на бочок.
Сонный ежик (мишка) лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он ежихе (слонихе) шлет поклон.
2. Зайку бросила лентяйка, - (хозяйка)
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
3. Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут котята (лягушки)
За мной по пятам,
И просят меня: - Прокати капитан!
4. Вертолет (самолет) построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
5.Нет, напрасно мы решили
Прокатить слона (кота) в машине:
Слон (кот) кататься не привык
- Опрокинул грузовик.
6. Горит на солнышке Цветок, (флажок)
Как будто я Огонь зажег.
7. Я люблю свою кроватку, (лошадку)
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Приложение 3
Консультация для родителей «Как научить ребенка запоминать стихи?»
Многие родители считают, то заучивание и чтение стихов – это бесполезное умение, которое нужно только учителям, и в жизни никогда не пригодится. На самом деле это не так. Стихотворения в жизни малыша играют значимую роль. Малыши ведь пополняют словарный запас, тренируют память и развивают чувство ритма, которое не раз пригодится им в жизни. Но как же научить ребенка учить стихи?
Во-первых, нужно понять, что он к этому готов. Если малыш может из нескольких слов сложить предложение, значит, он будет в состоянии повторять за вами строки из стихотворений.
Для того, чтобы научить ребенка запоминать и читать стихи, вам помогут следующие методы заучивания:
1. Стихотворение должно ребенку понравиться. А если у вас нет выбора - постарайтесь найти в стихотворении и донести до ребенка, чем лично оно нравится вам.
2. Делите стихотворение на смысловые части. Даже если вы решили выучить с ребенком маленькое четверостишие, поделите его на две части. Пусть ребенок выучит сначала две строчки, а потом, еще две. Позже повторите с ним по две строчки стихотворения с интервалом в несколько часов. Затем попробуйте сложить их воедино.
3. Постепенно увеличивайте объем стихотворений. Но не нужно торопить события – всему свое время.
4. Читайте стихи с интонацией. Старайтесь с самого начала не только прививать малышу любовь к стихам, но и учить чувствовать их.
5. Объясняйте значения слов в стихотворении.
6. Попробуйте нарисовать стихотворение. Этот способ не только поможет в выучивании, но и будет способствовать развитию образного мышления у ребенка.
7. Если что-то не складывается с рисованием, можно использовать ритм. Помочь в этом может обычный мяч, марширование или танцы. Главное, не забывать про основную цель и постоянно проговаривать стихотворение. Таким образом, незаметно произойдет превращение учебы в игру.
А чтобы ребенок запоминал стихи быстро, пойте с ребенком песенки. Слушая их ежедневно, ребенок будет запоминать слова песен и напевать их вместе с вами. Во время игр с малышом старайтесь говорить с ним стихами. Поиграйте в игру «рифмовки». Пусть ребенок скажет слово, а вы подберите другое, созвучное ему. И наоборот, пусть попробует это сделать сам малыш. Прогуливаясь на улице, вспоминайте небольшие стихи или их небольшие части, о природе. Показывайте ребенку, о чем вы рассказываете. Дети, которым интересно учить стихи, быстрее учатся запоминать их.
Очень важно научиться запоминать. Поэзия сможет обогатить духовный мир маленького человечка, разовьет у него чувство прекрасного, а сам процесс заучивания хорошо натренирует память.
Приложение 4
Консультация для родителей «Если ребенок не хочет учить стихотворение?»
Бывает, что ребенок отказывается учить стихотворение. Как правило, причиной нежелания оказывается попытка оградить себя от информационной перегрузки. В этом случае помогают несколько маленьких хитростей.
1. В первую очередь, если ваш ребёнок сопротивляется, надо успокоить ребенка. «Хорошо, – соглашаемся мы, – учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй». Обязательно рассказывайте только по одной строчке стихотворения, чтобы ребенок не чувствовал информационного стресса.
2. Выясните, есть ли в стихотворении слова или фразы, которые непонятны ребенку. Определить это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Объясните ребенку, что значит это слово или фраза, и приведите примеры, где и как еще можно употребить его.
3. Можно воспользоваться особенностью памяти: легко запомнить то, что очень часто повторяется. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.
4. Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на «сцену» – пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов ребенок включится в игру.
5. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку, он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. 6. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день, потому что память должна приучаться к работе постепенно. Неделя – вполне нормальный срок для того, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.
Приложение 5
Выставка «В Стране веселого детства» - книги, игрушки, портрет А. Барто
Аппликация: «По произведениям А. Барто»
Видео ролик
https://vk.com/club207559206?w=wall-207559206_439%2Fall
Пальчиковая гимнастика
Игры драматизации по произведениям А. Барто: «Грузовик», «Самолет», «Мячик».
Игры с Qr-кодами (Додекаэдры)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
Познавательно – творческий проект
«Широкая Масленица»
Подготовили:
Язенок Ю.В., воспитатель,
Усольцева О.В., воспитатель,
Колотилина О.В., музыкальный руководитель.
2024
Познавательно – творческий проект «Широкая Масленица»
Тип проекта: Познавательно – творческий.
- по числу детей – групповой (дети средней группы компенсирующей направленности);
- по продолжительности – краткосрочный (1 неделя. 11.03 – 15.03 2024 года).
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.
Цель проекта: создание условий для расширения знаний детей и родителей о традициях русского народа на масленичной неделе, формирование навыков творческого взаимодействия детей, родителей и педагогов; приобщение к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения русского фольклора. Воспитание любви к родному краю.
Задачи:
- Расширить знания детей и родителей о праздновании масленицы на протяжении масленичной недели.
- Познакомить детей и расширить знания родителей о русских традициях гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
- Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
- Знакомить детей с различными жанрами народного творчества.
- Вовлечь семью в единое образовательно воспитательное пространство детского сада.
Актуальность:
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ.
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная задача – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия. Положительных результатов достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ. Особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями. Интерактивный режим взаимодействия педагога ДОУ с семьями воспитанников не исключает традиционные формы работы, а обогащает и дополняет их с учетом реалий современной жизни.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.
Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели.
Способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде группы детского сада, где собрались дети разных национальностей.
Этапы реализации проекта:
I - Подготовительный
II - Основной
III - Заключительный
I – этап: подготовительный
- Создать условия для формирования интереса к празднику.
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала по данной теме.
- Подобрать материал, пособия, литературу по теме (стихи, частушки, загадки, репродукции, музыкальный репертуар);
- Оформление «информационного уголка»;
- Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов.
II – этап: Основной
Познавательное развитие:
- Наблюдение за изменениями в природе;
- Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали»;
- Заучивание закличек, стихов, частушек;
- Разучивание хороводов, народных танцев, музыкальных игр.
- Порекомендовать родителям посетить Масленичные гуляния в городе.
Социально-коммуникативное развитие, физическое:
- Обучение русским народным играм: «Салки», «Карусель», «Молчанка».
- Перетягивание каната, «Кто быстрее на метле».
Продуктивная деятельность:
- Лепка «Масленичное Солнце».
- Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми.
III – этап: Заключительный.
- Музыкальный праздник на улице.
- Подведение итогов конкурса для родителей «Лучший рецепт блинов».
- Создание книги рецептов блинов.
- Проведение родительского собрания в нетрадиционной форме с детьми «Идем в музей».
- Фотоотчёт и видеозапись мероприятия.
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
1. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы.
2. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
3. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
4. Расширение кругозора детей.
5. Развитие двигательных и музыкальных способностей.
6. Усвоение традиционных культурных эталонов детьми и их родителями.
Для педагогов:
- самореализация, повышение творческого потенциала.
Для родителей:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
Продукты деятельности:
- Фотовыставка рецептов приготовления блинов «Пальчики оближешь»;
- Сценарий – конспект праздника «Эх, да Масленица»;
- Видеоролик «Как мы весну встречали».
Достигнутые результаты.
Работая над проектом, родители проявили большой интерес и активно участвовали в реализации данного проекта, предоставили фотоматериал, рецепты домашних блинов, проявили творческую инициативу.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей и родителей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Ближе познакомились с традициями народной культуры. Работа по проекту помогла развить у детей и родителей кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети и родители с большим интересом включаются в различные виды деятельности. Применяя в работе с родителями проектный метод, можно вовлечь в совместную работу в группе, в дошкольном учреждении не только родителей, но и всех членов семей.
Список использованных источников
1. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
3. «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч. центр» 1998 г. В. М. Петров
4. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях», Л. И. Мельникова, Москва 2000 г.
5. «Фольклор-музыка-театр» С. И. Мерзлякова, Москва 1999 г.
6. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М. А. Давыдова, Москва 2007 г.
7. «Народные игры в детском саду», Л. А. Лялина, Москва 2008 г.
8. «Бабушкины забавушки», Л. Н. Капранова, Ростов-на-Дону 2008 г.
9. «Календарные и народные праздники в детском саду», Г. А. Лапшина, Волгоград 2001 г.
Интернет - источники
Приложение 1
Фильм для семейного просмотра «Масленица. Что нужно знать и как встречать. Традиции».
Стихи
Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!
*****
Праздник солнца, праздник смеха,
Праздник ласковой весны!
Тут — гулянье, там — потеха,
Всюду в маслице блины.
*****
Масленица! Масленица!
В гости к нам пришла!
Масленица! Масленица!
Счастье принесла!
Масленица! Масленица!
Зиму унеси!
Масленица! Масленица!
К нам Весна приди!!!!!
*****
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
(В. Степанов)
Загадки
Что за праздник-объеденье!
В этот день печем блины
Их помажем мы вареньем
До чего же они вкусны! (МАСЛЕНИЦА)
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком
Со сгущенным молочком. (БЛИНЫ)
Беседа
Главным развлечением было катание детей с ледяных горок. Шуты и скоморохи смешили до слез в уличных балаганах и театрах.
Каждый день масленицы имеет свое название и обряды.
Давайте, посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе?
Понедельник называют «Встреча Масленицы». В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся. Делали куклу-чучело, одевали его лохматя и выставляли на главной улице города или деревни.
Вторник прозвали «Заигрыш». В это день устраивали народные гуляния, катались на санках, каруселях и на ледяных горках.
Среда - «Лакомка». В этот день звали домой гостей (друзей, родных, соседей). Их угощали блинами, пряниками, пирогами.
Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.
Пятницу прозвали «Тещины вечерки». В этот день наши папы угощали наших бабушек блинами.
Суббота «Золовкины посиделки». В этот день невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами, дарили подарки.
Воскресенье прозвали «Прощенный день» или «Проводы». В воскресенье прощались зимой, провожали Масленицу и символично сжигали ее чучело. В этот день принято просить прощение у родных и знакомых за обиды, накопившиеся за год. Так заканчивалась Масленица.
Вот так проходила Масленица на Руси.
Заклички на Масленицу.
1. Эй, веселей! Собирайся народ!
Нынче Масленица в гости идёт!
К нам скорее вы спешите
И друзей с собой зовите!
2. К нам Масленица пришла
И веселье принесла!
С праздником всех поздравляем!
Счастья, радости желаем!
3. Вы в других местах бывали?
Столько вы блинов видали?
Гречневые, медовые!
В каждой кучке новые!
4. Покупай, не жалей!
Наши всё равно вкусней!
И со скидкой для своих!
На десятку - два любых!
Со сгущёнкой хороши!
Мы печём их от души!
Детский сад старается!
Хочет всем понравиться!
Частушки
Мы частушки пропоем как мы Масленицу ждем.
Как тоскуем по блинам
И по теплым вешним дням.
***
Мы при всем честном народе
Вам частушки пропоем.
Зиму - матушку проводим
И весну встречать пойдем.
***
В небе Солнышко встаёт,
В хоровод нас всех зовёт!
Веселиться, петь, плясать – Весну Красную встречать!
***
Как на масленой неделе
На столы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Завернули в блин икру – Ой, со смеху я помру!
Там икринок ровно пять – Можете пересчитать.
***
Напеките мне блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче маслена неделя
– Можно съесть и лишнего.
Масленичный каравай.
Авторы: Е. Фирсова, М. Рожкова, И. Холодная.
Дети идут по кругу, поют на мотив известной песни «Каравай». В центре круга противоходом идет ребенок - «блинок». За кругом находится ведущий.
Дети.
Как на Масленой неделе
Из печи блины летели
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ширины.
Вот такой ужины,
Ах, блины, хороши
Наедимся от души
Дети останавливаются.
Ведущий (поет).
Вот блинок, вот блинок,
Полезай ко мне в роток.
Блинок (говорит).
Я тебе не каравай, сильно рот не разевай,
Я тебе не пирожок, догони меня дружок!
Дети поднимают руки – «воротики». Ведущий догоняет «блинок» по типу игры «Кошки-мышки»
Русская народная игра «МЕТЕЛИЦА».
Дети встают лицом друг к другу, берутся под правую руку «калачиком» и кружатся под музыку сначала медленно, потом все быстрей, с ускорением движения. Задача устоять на ногах обоим.
Как вариант, можно кружиться, разбившись по 5-6 человек или парами, держась руками. И в конце все должны остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет вовремя остановиться и удержать равновесие, выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется пара детей.
«Метелица, метелица.
Снег по полю стелется.
Кто кружится, вертится.
Тот заметелится!»
ИГРА «Плетень»
Дети, взявшись в кругу за руки, закручивают своего рода плотную спираль «заплетают, плетень», а затем её раскручивают. Впереди нужно поставить взрослого Ведущего или какого-нибудь героя. Можно поделиться на два хоровода и каждый будет закручивать свою спираль.
Одна из целей этого хоровода – объединение всех в большой дружный коллектив.
Игра-повторялка «БЛИНЫ» на ускорение
В плошку молока налили (Наклон вперед, имитируем наливания молока)
И муки насыпали (стучим ладошкой о ладошку, как будто стряхиваем муку с рук)
Яйца дружно все разбили, (стучим кулачком о кулачок)
Сахаром посыпали. (руки прямые вперед, делаем вид, что что-то сыпем)
Месим, месим, тесто (берутся за руки топающим шагом идут в центр)
Месим, месим, тесто (при этом сходятся как можно плотнее)
Месим, месим, тесто (ещё плотнее сходятся)
Есть в печи место!
Разливайся блинок (расходятся)
Разливайся большой.
Оставайся такой
Да не подгорай!
П-ш-ш-ш (Приседают на корточки)
Ой, подгорел! (качают головой)
А сейчас еще быстрее.
(Повторяют игру сначала ещё 2 раза, но каждый раз в более быстром темпе)
Игра «Снежный ком» (слова повторяются несколько раз с ускорением темпа)
Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу)
Я иду за ним шажком
Ком все больше становился и быстрее покатился
Ком все больше становился и быстрее покатился
(ускоряемся и в речи, и в движениях)
Ком все больше становился и быстрее покатился (еще ускоряемся)
Угодил в калитку! Бух! Развалился! (аккуратно падаем)
Из сугроба вылезаем (встаем)
И одежду отряхаем. (отряхиваемся)
Игра – кричалка «РУССКИЕ БЛИНЫ»
Как на масленой неделе
Мы блины с начинкой ели.
Если нравится она,
Все кричите громко ДА!
Если есть вы не хотите,
Громко НЕТ кричите!
- С творогом, сметаной, (ДА!)
С вкусной кашей с манной. (ДА!)
С маслом, колбасою (ДА!)
Да с огромною дырою (НЕТ!)
Припев:
Наши русские блины – просто объеденье!- «пекут блины»
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем. – гладят животики, в конце большой палец вверх
Почитает весь народ Масленицу нашу. – кружатся «Топотушками» вокруг себя, руки «Полочкой»
Веселее не найдёшь праздника и краше! – хлопки над головой с прыжками
- С вкусными грибочками (ДА!)
С новыми носочками (НЕТ!)
Со сладкою сгущенкой (ДА!)
С пластмассовой воронкой (НЕТ!)
Припев: (Повтор движений)
Наши русские блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдёшь праздника и краше!
- С красною икрой (ДА!)
С черною золой (НЕТ!)
С жирной со сметаной (ДА!)
С тряпкой рваной (НЕТ!)
Припев:
Наши русские блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдёшь праздника и краше!
- С дырявыми ботинками (НЕТ!)
С веселыми картинками (НЕТ!)
С мясом и селедкой (ДА!)
С рыженькой бородкой (НЕТ!)
Припев:
Наши русские блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдёшь праздника и краше!
Смех, катания, блины, людям развлеченье.
Масленица к нам пришла, с щедрым угощеньем!
Сею-вею снежок
1. Сею-вею снежок – ПАЛЬЦЫ ЩЕПОТКОЙ, СЕЯТЬ «ЗЁРНЫШКИ»
На шёлковый положок.
Будем снег месть, - «МЕСЯТ ТЕСТО»
Будем тесто творить.
2. Сею-вею снежок – ПАЛЬЦЫ ЩЕПОТКОЙ, СЕЯТЬ «ЗЁРНЫШКИ»
На шёлковый положок.
Мы блины испечём, - «ПЕКУТ БЛИНЫ»
Масленице поднесём.
3. Мы блины испечём, - «ПЕКУТ БЛИНЫ»
Масленице поднесём.
Угощайся, Масленка, - ПРОТЯГИВАТ ДВЕ РУКИ ВПЕРЁД
Угощяйся сама.
4. Угощайся, Масленка, - ГЛАДЯТ ЖИВОТИК
Угощяйся сама.
Будь, зима, добра, - ПРОТЯГИВАТ ДВЕ РУКИ ВПЕРЁД
Ты отведай блинка.
5. Угощайся, Масленка, - ХЛОПКИ
Угощяйся сама.
Дед-Морозу снеси – ШАГАЮТ НА МЕСТЕ
И его угости.
6. Чтобы помнил да знал, - ГРОЗЯТ УКАЗ. ПАЛЬЦЕМ
Нас зимой узнавал.
Нас зимой узнавал,
Да не больно донимал. – РУКИ КРЕСТ- НА КРЕСТ, ПОХЛОПАТЬ ПО ПЛЕЧАМ, «ГРЕЮТСЯ»
7. Сею-вею снежок – ПАЛЬЦЫ ЩЕПОТКОЙ, СЕЯТЬ «ЗЁРНЫШКИ»
На шёлковый положок.
Будем снег месть, - «МЕСЯТ ТЕСТО»
Будем тесто творить.
Сценарий уличного гуляния
«Проводы зимы»
1 Скоморох: Добрый день, честной народ,
В гости праздник к нам идет!
2 Скоморох: Праздник Масленицы славной,
Долгожданной и желанной!
1 Скоморох: Масленица, коль у двора,
Уходить Зиме пора!
2 Скоморох: А как Зимушка уйдет,
В гости к нам Весна придет!
1 Скоморох: А чтоб Зимушка-старушка не сердилась на нас,
ушла по-хорошему да в положенный срок,
надо нам ее задобрить, уважение проявить!
2 Скоморох: А мы уважим Зимушку
песней да пляской веселой!
2 Скоморох: Дружно за руки возьмемся,
Хоровод свой заведем,
Вместе: И для Зимушки, ребята,
и станцуем и споём!
ХОРОВОД «Выпал беленький снежок»
Выходят Снеговики.
Снеговики: Ой, сколько народу-то!
И чего вы раскричались на всю улицу?
1 Скоморох: Здравствуй, Снеговики!
Да, мы Масленицу зазываем и Весну - Красную встречаем!
Снеговики: Это что же получается:
мы, растаем, а вы веселиться будете?
2 Скоморох: Не переживёте, Снеговики!
Пока с нами вы играете, обещаем, не растаете!
Игра «Лепим ком большой»
Хоровод «Мы танцуем вместе»
Игра – хоровод «Снежный ком»
1 Снеговик: Встречайте!
символ праздника - Масленицу!
2 Снеговик: Веселитесь, ребятишки,
Хлопайте в ладоши,
Вместе: Чтоб у Масленицы нашей
Раскраснелись щечки!
Звучит народная музыка.
Скоморохи вносят чучело Масленицы, устанавливают.
1 Скоморох: Вот и Масленица пришла,
Веселье принесла!
2 Скоморох: Дорогая наша Масленица – Авдотья Изотьевна…Здравствуй!
Дети: Здравствуй!
1 Скоморох: Дуня белая, Дуня румяная,
коса длинная триаршинная… Здравствуй!
Дети: Здравствуй!
1 Скоморох: Лента алая двуполтинная,
платок беленький новомодненький…. Здравствуй!
Дети: Здравствуй!
1 Скоморох: Здравствуй, дорогая Масленица!
Проходи, располагайся!
2 Скоморох: Будь желанной гостьей, погости подольше!
1 Скоморох: Раз Масленица пришла,
Будем Зиму провожать,
2 Скоморох: Весну - красную встречать!
С музыкой, весельем и хорошим настроеньем!
Вылетает Баба Яга: А, вы опять праздник без меня вздумали справлять?!
Меня Ягулю красотулю не позвали!
Вот сейчас унесу вашу Масленицу в лес
и не придет к вам весна!
Накрывает масленицу тканью
1Скоморох: Ой, ребята, что творится. Баба - Яга,
Масленицу хочет утащить!
2 Скоморох: Ты, Яга, здесь не командуй, тебя мы не боимся!
Масленицу нашу отдавай, в лес дремучий улетай!
Б. Яга: А я просто так вам Масленицу не отдам!
Скучно мне в лесу одной, Хочу Петь и играть!
Песня – игра «У леса есть избушка»
Б. Яга: А теперь давайте со мной соревноваться?
Дети встают в круг, Баба – Яга в центре, крутит метлой, дети прыгают, так, чтобы, не наступить на метлу.
Игра «Кто выше прыгнет?»
Б. Яга: А теперь внимание!
Начинаем состязание.
Тот, кто силушкой богат,
Перетянет мой канат.
Игра «Перетяни канат»
Б. Яга: Ну, вас к Лешему, у бабки всё болит, одолел радикулит.
Заберите свою Масленицу, а я в лес полечу.
Где моя метла? Улетает
2 Скоморох: Ура! Ребята! Мы Масленицу спасли!
Будем Зиму провожать,
А Весну - Красную встречать!
С музыкой, весельем и хорошим настроеньем!
Хоровод «Весна идет»
Весна: Здравствуйте, а вот и я, Красна – Весна.
Лучами солнца знойного, снега я растоплю,
Кругом ковры зеленые повсюду расстелю.
Давайте, ребята, вместе играть,
Солнышко ясное в гости к нам звать.
Ребята, не зевайте,
Дружно за мной повторяйте
Дети повторяют: (3 раза)
Солнышко – появись…
Красное обрядись….
Поскорей, не робей …
Нас ребят всех обогрей!
1 Скоморох: У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Мы грустить не разрешаем,
В игры новые играем!
Игра «Карусели»
Игра – хоровод «Паровоз
2 Скоморохи: Праздник будем продолжать.
Чучело на костре пара сжигать!
Скоморохи:
- И ты, прощай, душа наша Масленица.
Прощай, прощай!
- И на нас ты, не серчай.
Через год, приходи опять на порог!
Сжигание чучела
Скоморохи:
Вместе: Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло!
- Чтобы все метели. Разом улетели,
Чтобы птички пели, Травки зеленели,
- Чтобы все невзгоды, Зимние морозы,
Неудачи, слезы – Пусть горят, сгорают, К солнцу улетают!
Вместе: Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло!
После сгорания чучела:
Скоморохи:
Мы давно блинов не ели,
Все блиночков захотели!
Давайте тесто, заведем, блины жарить мы начнем!
Игра «Блины»
ЧАЯПИТИЕ
Приложение 2
Нетрадиционная форма родительского собрания «Приобщение ребенка к искусству в семье. Идем в музей»
Предварительный просмотр:
Проект в средней группе «Маслянная неделя»
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.
Тип: познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный 1 неделя
Актуальность:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.
Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Цель: формирование знаний о традициях русского народа у детей средней группы, в процессе творческого взаимодействия детей, родителей и педагогов.
Задачи:
- Расширить знания детей и родителей о праздновании масленицы на протяжении масленой недели (название дней недели)
- Знакомить детей с с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.);
- Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях, духовно нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение;
- активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному сотрудничеству с ДОУ;
Новизна проекта:
Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели.
Способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде группы детского сада, где собрались дети разных национальностей.
Стихи
Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!
*****
Праздник солнца, праздник смеха,
Праздник ласковой весны!
Тут — гулянье, там — потеха,
Всюду в маслице блины.
*****
Масленица! Масленица!
В гости к нам пришла!
Масленица! Масленица!
Счастье принесла!
Масленица! Масленица!
Зиму унеси!
Масленица! Масленица!
К нам Весна приди!!!!!
*****
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
(В. Степанов)
Загадки
Что за праздник-объеденье!
В этот день печем блины
Их помажем мы вареньем
До чего же они вкусны! (МАСЛЕНИЦА)
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем и с медком
Со сгущенным молочком. (БЛИНЫ)
Беседа
Главным развлечением было катание детей с ледяных горок. Шуты и скоморохи смешили до слез в уличных балаганах и театрах.
Каждый день масленицы имеет свое название и обряды.
Давайте, посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе?
Понедельник называют «Встреча Масленицы». В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся. Делали куклу-чучело, одевали его в лохматя и выставляли на главной улице города или деревни.
Вторник прозвали «Заигрыш». В это день устраивали народные гуляния, катались на санках, каруселях и на ледяных горках.
Среда - «Лакомка». В этот день звали домой гостей (друзей, родных, соседей). Их угощали блинами, пряниками, пирогами.
Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.
Пятницу прозвали «Тещины вечерки». В этот день наши папы угощали наших бабушек блинами.
Суббота «Золовкины посиделки». В этот день невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами, дарили подарки.
Воскресенье прозвали «Прощенный день» или «Проводы». В воскресенье прощались зимой, провожали Маслиницу и символично сжигали ее чучело. В этот день принято просить прощение у родных и знакомых за обиды, накопившиеся за год. Так заканчивалась Масленица.
Вот так проходила Масленица на Руси.
Заклички на Масленицу.
1. Эй, веселей! Собирайся народ!
Нынче Масленица в гости идёт!
К нам скорее вы спешите
И друзей с собой зовите!
2. К нам Масленица пришла
И веселье принесла!
С праздником всех поздравляем!
Счастья, радости желаем!
3. Вы в других местах бывали?
Столько вы блинов видали?
Гречневые, медовые!
В каждой кучке новые!
4. Покупай, не жалей!
Наши всё равно вкусней!
И со скидкой для своих!
На десятку - два любых!
Со сгущёнкой хороши!
Мы печём их от души!
Детский сад старается!
Хочет всем понравиться!
Частушки
Мы частушки пропоем как мы Масленицу ждем.
Как тоскуем по блинам
И по теплым вешним дням.
***
Мы при всем честном народе
Вам частушки пропоем.
Зиму - матушку проводим
И весну встречать пойдем.
***
В небе Солнышко встаёт,
В хоровод нас всех зовёт!
Веселиться, петь, плясать – Весну Красную встречать!
***
Как на масленой неделе
На столы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Завернули в блин икру – Ой, со смеху я помру!
Там икринок ровно пять – Можете пересчитать.
***
Напеките мне блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче маслена неделя
– Можно съесть и лишнего.
Масленичный каравай.
Авторы: Е. Фирсова, М. Рожкова, И. Холодная.
Дети идут по кругу, поют на мотив известной песни «Каравай». В центре круга противоходом идет ребенок - «блинок». За кругом находится ведуший.
Дети.
Как на Масленой неделе
Из печи блины летели
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ширины.
Вот такой ужины,
Ах, блины, хороши
Наедимся от души
Дети останавливаются.
Ведущий (поет).
Вот блинок, вот блинок,
Полезай ко мне в роток.
Блинок (говорит).
Я тебе не каравай, сильно рот не разевай,
Я тебе не пирожок, догони меня дружок!
Дети поднимают руки – «воротики». Ведущий догоняет «блинок» по типу игры «Кошки-мышки»
Русская народная игра «МЕТЕЛИЦА».
Дети встают лицом друг к другу, берутся под правую руку «калачиком» и кружатся под музыку сначала медленно, потом все быстрей, с ускорением движения. Задача устоять на ногах обоим.
Как вариант, можно кружиться, разбившись по 5-6 человек или парами, держась руками. И в конце все должны остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет вовремя остановиться и удержать равновесие, выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется пара детей.
«Метелица, метелица.
Снег по полю стелется.
Кто кружится, вертится.
Тот заметелится!»
ИГРА "Плетень"
Дети, взявшись в кругу за руки, закручивают своего рода плотную спираль “заплетают, плетень”, а затем её раскручивают. Впереди нужно поставить взрослого Ведущего или какого-нибудь героя. Можно поделиться на два хоровода и каждый будет закручивать свою спираль.
Одна из целей этого хоровода – объединение всех в большой дружный коллектив.
Игра-повторялка «БЛИНЫ» на ускорение
В плошку молока налили (Наклон вперед, имитируем наливания молока)
И муки насыпали (стучим ладошкой о ладошку, как будто стряхиваем муку с рук)
Яйца дружно все разбили, (стучим кулачком о кулачок)
Сахаром посыпали. (руки прямые вперед, делаем вид, что что-то сыпем)
Месим, месим, тесто (берутся за руки топающим шагом идут в центр)
Месим, месим, тесто (при этом сходятся как можно плотнее)
Месим, месим, тесто (ещё плотнее сходятся)
Есть в печи место!
Разливайся блинок (расходятся)
Разливайся большой.
Оставайся такой
Да не подгорай!
П-ш-ш-ш (Приседают на корточки)
Ой, подгорел! (качают головой)
А сейчас еще быстрее.
(Поторяют игру сначала ещё 2 раза , но каждый раз в более быстром темпе)
ИГРОТАНЕЦ «БЛИНЧИКОВ РЕЦЕПТ»
на основе датского игротанца «7 прыжков»
Основные движения:
- Берёмся за руки. Идём по кругу.
- Останавливаемся. Делаем 4 хлопка в ладоши перед собой и 4 – за спиной.
- «Добавляем ингредиент» или выполняем определённое действие, необходимое для приготовление «блинчиков» (Вбиваем яйца)
Берёмся за руки. Идём по кругу.
Останавливаемся. Делаем 4 хлопка в ладоши перед собой и 4 – за спиной.
Повторяем старое движение (старые движения) и добавляем новое. А именно:
1. Вбиваем яйца
2. Добавляем молоко, песок и сахар
4. Гасим соду уксусом
5. Просеиваем муку
6. Вливаем масло
3. Взбиваем венчиком
7. Жарим блины
Игротанец подходит для детей старшего дошкольного возраста.
Игра «Снежный ком» (слова повторяются несколько раз с ускорением темпа)
Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу)
Я иду за ним шажком
Ком все больше становился и быстрее покатился
Ком все больше становился и быстрее покатился
(ускоряемся и в речи и в движениях)
Ком все больше становился и быстрее покатился (еще ускоряемся)
Угодил в калитку! Бух! Развалился! (аккуратно падаем)
Из сугроба вылезаем (встаем)
И одежду отряхаем. (отряхиваемся)
Игра – кричалка «РУССКИЕ БЛИНЫ»
Как на масленой неделе
Мы блины с начинкой ели.
Если нравится она,
Все кричите громко ДА!
Если есть вы не хотите,
Громко НЕТ кричите!
- С творогом, сметаной, (ДА!)
С вкусной кашей с манной. (ДА!)
С маслом, колбасою (ДА!)
Да с огромною дырою (НЕТ!)
Припев:
Наши русские блины – просто объеденье!- «пекут блины»
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем. – гладят животики, в конце большой палец вверх
Почитает весь народ Масленицу нашу. – кружатся «Топотушками» вокруг себя, руки «Полочкой»
Веселее не найдёшь праздника и краше! – хлопки над головой с прыжками
- С вкусными грибочками (ДА!)
С новыми носочками (НЕТ!)
Со сладкою сгущенкой (ДА!)
С пластмассовой воронкой (НЕТ!)
Припев: (Повтор движений)
Наши русские блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдёшь праздника и краше!
- С красною икрой (ДА!)
С черною золой (НЕТ!)
С жирной со сметаной (ДА!)
С тряпкой рваной (НЕТ!)
Припев:
Наши русские блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдёшь праздника и краше!
- С дырявыми ботинками (НЕТ!)
С веселыми картинками (НЕТ!)
С мясом и селедкой (ДА!)
С рыженькой бородкой (НЕТ!)
Припев:
Наши русские блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдёшь праздника и краше!
Смех, катания, блины, людям развлеченье.
Масленица к нам пришла, с щедрым угощеньем!
Сею-вею снежок
1. Сею-вею снежок – ПАЛЬЦЫ ЩЕПОТКОЙ, СЕЯТЬ «ЗЁРНЫШКИ»
На шёлковый положок.
Будем снег месть, - «МЕСЯТ ТЕСТО»
Будем тесто творить.
2. Сею-вею снежок – ПАЛЬЦЫ ЩЕПОТКОЙ, СЕЯТЬ «ЗЁРНЫШКИ»
На шёлковый положок.
Мы блины испечём, - «ПЕКУТ БЛИНЫ»
Масленице поднесём.
3. Мы блины испечём, - «ПЕКУТ БЛИНЫ»
Масленице поднесём.
Угощайся, Масленка, - ПРОТЯГИВАТ ДВЕ РУКИ ВПЕРЁД
Угощяйся сама.
4. Угощайся, Масленка, - ГЛАДЯТ ЖИВОТИК
Угощяйся сама.
Будь, зима, добра, - ПРОТЯГИВАТ ДВЕ РУКИ ВПЕРЁД
Ты отведай блинка.
5. Угощайся, Масленка, - ХЛОПКИ
Угощяйся сама.
Дед-Морозу снеси – ШАГАЮТ НА МЕСТЕ
И его угости.
6. Чтобы помнил да знал, - ГРОЗЯТ УКАЗ. ПАЛЬЦЕМ
Нас зимой узнавал.
Нас зимой узнавал,
Да не больно донимал. – РУКИ КРЕСТ- НА КРЕСТ, ПОХЛОПАТЬ ПО ПЛЕЧАМ, «ГРЕЮТСЯ»
7. Сею-вею снежок – ПАЛЬЦЫ ЩЕПОТКОЙ, СЕЯТЬ «ЗЁРНЫШКИ»
На шёлковый положок.
Будем снег месть, - «МЕСЯТ ТЕСТО»
Будем тесто творить.
Сценарий уличного гуляния
«Проводы зимы»
1 Скоморох: Добрый день, честной народ,
В гости праздник к нам идет!
2 Скоморох: Праздник Масленицы славной,
Долгожданной и желанной!
1 Скоморох: Масленица, коль у двора,
Уходить Зиме пора!
2 Скоморох: А как Зимушка уйдет,
В гости к нам Весна придет!
1 Скоморох: А чтоб Зимушка-старушка не сердилась на нас,
ушла по-хорошему да в положенный срок,
надо нам ее задобрить, уважение проявить!
2 Скоморох: А мы уважим Зимушку
песней да пляской веселой!
2 Скоморох: Дружно за руки возьмемся,
Хоровод свой заведем,
Вместе: И для Зимушки, ребята,
и станцуем и споём!
ХОРОВОД «Выпал беленький снежок»
Выходят Снеговики.
Снеговики: Ой, сколько народу-то!
И чего вы раскричались на всю улицу?
1 Скоморох: Здравствуй, Снеговики!
Да, мы Масленицу зазываем и Весну - Красную встречаем!
Снеговики: Это что же получается:
мы, растаем, а вы веселиться будете?
2 Скоморох: Не переживёте, Снеговики!
Пока с нами вы играете, обещаем, не растаете!
Игра «Лепим ком большой»
Хоровод «Мы танцуем вместе»
Игра – хоровод «Снежный ком»
1 Снеговик: Встречайте!
символ праздника - Масленицу!
2 Снеговик: Веселитесь, ребятишки,
Хлопайте в ладоши,
Вместе: Чтоб у Масленицы нашей
Раскраснелись щечки!
Звучит народная музыка.
Скоморохи вносят чучело Масленицы, устанавливают.
1 Скоморох: Вот и Масленица пришла,
Веселье принесла!
2 Скоморох: Дорогая наша Масленица – Авдотья Изотьевна…Здравствуй!
Дети: Здравствуй!
1 Скоморох: Дуня белая, Дуня румяная,
коса длинная триаршинная… Здравствуй!
Дети: Здравствуй!
1 Скоморох: Лента алая двуполтинная,
платок беленький новомодненький…. Здравствуй!
Дети: Здравствуй!
1 Скоморох: Здравствуй, дорогая Масленица!
Проходи, располагайся!
2 Скоморох: Будь желанной гостьей, погости подольше!
1 Скоморох: Раз Масленица пришла,
Будем Зиму провожать,
2 Скоморох: Весну - красную встречать!
С музыкой, весельем и хорошим настроеньем!
Вылетает Баба Яга: А, вы опять праздник без меня вздумали справлять?!
Меня Ягулю красотулю не позвали!
Вот сейчас унесу вашу Масленицу в лес
и не придет к вам весна!
Накрывает масленицу тканью
1Скоморох: Ой, ребята, что творится. Баба - Яга,
Масленицу хочет утащить!
2 Скоморох: Ты, Яга, здесь не командуй, тебя мы не боимся!
Масленицу нашу отдавай, в лес дремучий улетай!
Б. Яга: А я просто так вам Масленицу не отдам!
Скучно мне в лесу одной, Хочу Петь и играть!
Песня – игра «У леса есть избушка»
Б. Яга: А теперь давайте со мной соревноваться?
Дети встают в круг, Баба – Яга в центре, крутит метлой, дети прыгают, так, чтобы, не наступить на метлу.
Игра «Кто выше прыгнет?»
Б. Яга: А теперь внимание!
Начинаем состязание.
Тот, кто силушкой богат,
Перетянет мой канат.
Игра «Перетяни канат»
Б. Яга: Ну, вас к Лешему, у бабки всё болит, одолел радикулит.
Заберите свою Масленицу, а я в лес полечу.
Где моя метла? Улетает
2 Скоморох: Ура! Ребята! Мы Масленицу спасли!
Будем Зиму провожать,
А Весну - Красную встречать!
С музыкой, весельем и хорошим настроеньем!
Хоровод «Весна идет»
Весна: Здравствуйте, а вот и я, Красна – Весна.
Лучами солнца знойного, снега я растоплю,
Кругом ковры зеленые повсюду расстелю.
Давайте, ребята, вместе играть,
Солнышко ясное в гости к нам звать.
Ребята, не зевайте,
Дружно за мной повторяйте
Дети повторяют: (3 раза)
Солнышко – появись…
Красное обрядись….
Поскорей, не робей …
Нас ребят всех обогрей!
1Скоморох: У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Мы грустить не разрешаем,
В игры новые играем!
Игра «Карусели»
Игра – хоровод «Паровоз
2 Скоморохи: Праздник будем продолжать.
Чучело на костре пара сжигать!
Скоморохи:
- И ты, прощай, душа наша Масленица.
Прощай, прощай!
- И на нас ты, не серчай.
Через год, приходи опять на порог!
Сжигание чучела
Скоморохи:
Вместе: Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло!
- Чтобы все метели. Разом улетели,
Чтобы птички пели, Травки зеленели,
- Чтобы все невзгоды, Зимние морозы,
Неудачи, слезы – Пусть горят, сгорают, К солнцу улетают!
Вместе: Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло!
После сгорания чучела:
Скоморохи:
Мы давно блинов не ели,
Все блиночков захотели!
Давайте тесто, заведем, блины жарить мы начнем!
Игра «Блины»
ЧАЯПИТИЕ
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок», город Советский»
Информационно –
Практико-ориентированный
проект в сфере нравственно-патриотического воспитания «Что может рассказать наш город?»
Авторы проекта:
Воспитатели
Язенок Юлия Викторовна,
Усольцева Ольга Валентиновна,
г. Советский 2023 г.
Аннотация
Патриотическое воспитание - одна из самых актуальных тем в работе с дошкольниками. Существует много литературы о Москве и других городах и странах, с которыми родители знакомят детей. Знакомство с ними происходит и через путешествия. Родному городу уделяется меньше времени. Ликвидировать такой перекос знаний и представлений поможет работа воспитателя, прежде всего с семьёй и с детьми.
Проект направлен на привлечение родителей воспитанников в педпроцесс воспитания дошкольников в ДОУ в целом и в духовно-нравственный аспект воспитания в частности. В рамках реализации проекта планируется посетить следующие достопримечательности города Советский. Предполагается, что эти мероприятия вызовут интерес у воспитанников и их родителей к посещению других достопримечательностей нашего края.
Актуальность - Необходимость знакомства нового поколения с достопримечательностями нашего города и приобщение его к различным формам проведения свободного времени.
В ежедневной своей работе, в опросах родителей и в беседах с детьми на тему «как вы провели выходные», всё чаще стало выясняться, что родители с детьми выбирают для посещения в выходные дни различные детские комнаты, кинотеатры, торговые центры. Единицы посещают мини-зоопарк и бывают в парках. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
«Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам — вот черта истинно культурного человека.» (Д.С. Лихачев)
Цель:
- воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;
- воспитание чувства гордости за свою малую родину, её культуру;
- вовлечение родителей в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения, как полноценных участников.
Знакомство дошкольников с достопримечательностями нашего города.
Задачи проекта:
- Знакомство детей с некоторыми достопримечательностями родного города.
- Воспитание интереса к объектам культуры родного края.
- Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через посещение различных объектов культуры в рамках выходного дня.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Ожидаемые результаты:
- Заинтересованность воспитанников и их родителей в посещении объектов культуры и достопримечательностей города.
- Дети знают название города, свой адрес.
- В группе созданы условия, способствующие расширению и углублению знаний дошкольников о городе.
Срок проекта:
Краткосрочный 2 недели.
Формы реализации проекта:
- беседы с детьми;
- игровая деятельность;
- творческая деятельность;
- коммуникативная деятельность.
Тип проекта: информационно – практический.
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
Этапы проекта и ответственные:
Этапы | Содержание | Ответственные |
Подготовительный | Разработка опросных листов. Сбор информации о наличии опыта посещения достопримечательностей Нашего города путём анкетирования. Разработка календаря мероприятий. | Воспитатели |
Основной | Посещение детей с родителями значимых мест города. Прогулки детей с родителями по улицам города. Сбор фото с прогулок. | Воспитатель родители дети |
Заключительный | Составление фотоальбома «Наш любимый город». | воспитатель |
I этап проекта.
- провести опрос среди родителей;
- подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;
- постановка цели;
- разработка содержания;
- подготовить наглядный материал.
II этап проекта.
Организация деятельности детей в рамках проекта.
Беседы: «Достопримечательности города Советский», «Природа и благоустройство родного города», «Чем помочь родному городу?».
Чтение художественной литературы: «С. Михалков «Моя улица», В. Степанов «Что мы Родиной зовем», чтение стихов.
Составление рассказов: «Мой дом и его жители», «А у нас во дворе», «Достопримечательности нашего города».
Настольно-печатные игры: лото «Профессии», «Животные ХМАО-Югры». Цель: воспитывать любовь и уважение к окружающим нас людям, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.
Словесные игры «Путь - дорога», «Доскажи словечко», «Ты мне – я тебе».
Цель: расширить у детей знания об улицах города, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.
Аппликация: «Транспорт нашего города».
СРИ: «Путешествие по городу». «Идём в детский сад». «Семья».
Работа с родителями:
Консультация «Ознакомление дошкольников с родным городом.
Рекомендации для родителей по теме «Наш город».
Маршрут выходного дня.
Прогулки детей с родителями по улицам города.
III этап проекта
Подведение итогов.
Создание альбома «Город, в котором я живу».
Содержание проекта:
1 блок. История возникновения города
1 неделя
Цель: познакомить детей с историей возникновения города Советского.
- Беседа: «Мы живём в городе Советском»
- Беседа «Достопримечательности родного города».
- Дидактическая игра: «Что сначала, что потом?».
2 блок. Достопримечательности города Советского
2 неделя
Цель: познакомить детей с достопримечательностями города Советского.
- Рассматривание альбома «Достопримечательности нашего города»
- Дидактическая игра: «Назови достопримечательности».
- Фотоальбом «Наш город Советский»
Работа с родителями
В ходе реализации проекта дети узнали много нового и интересного о родном городе, о его достопримечательностях. Также, ребята познакомились с историей родного города. Узнали свой домашний адрес, рассказывать о самых любимых местах и достопримечательностях. Проект способствовал формированию у детей нравственно – патриотических качеств: гордости, гуманизма, желания сохранять и приумножать богатства родного города.
Приложение 1
Ты мне – я тебе
Игра на развитие речи, мышления и памяти. Игра проводится с мячом.
Сейчас я буду называть слова, которые обозначают один предмет, а вы должны изменить это слово так, чтобы получилось много предметов.
Стол – столы,
Книга - книги,
Ручка - ручки.
Кот - коты,
Дом - дома,
Машина - машины,
Дорога - дороги,
Парк – парки и т.д.
Приложение 2
Уважаемые мамы и папы!
Самый счастливый день – это выходной, когда вся семья собирается вместе. Выходные – это уже праздник. А выходные, проведенные вместе с детьми - праздник вдвойне. И чтобы этот праздник был ярким и незабываемым предлагаем вам «Маршрут выходного дня»
Приложение 3
«Маршрут выходного дня»
Приложение 4
Моя улица( Стихи) Сергей Михалков - поиск Яндекса по видео (ya.ru)
Что мы Родиной зовём? (мультфильм на стихотворение В.Степанова) - поиск Яндекса по видео (ya.ru)
Приложение 5
Беседа с детьми по теме:
«Мы живём в городе Советском»
— Наш детский сад расположен на улице Мичурина.
Составьте макет улицы, на которой расположен детский сад.
— На какой улице ты живёшь? А ты? (1-2 реб.)
— Какой номер у твоего дома, квартиры?
Это твой домашний адрес.
Расскажи про улицу, на которой ты живёшь. (выслушиваются рассказы 3-4 детей).
В нашем городе есть улицы, в названиях которых имеются сведения о нашем климате и природе.
— О чём, например, говорит название улицы «Снежная»? (о том, что зимой у нас очень много снега).
— О чем могут говорить называния улиц: Лесная, Пихтовая, Зелёная, Цветочная, Таёжная?., (потому, что мы живём в лесном таёжном крае).
Многие улицы носят своё название по роду деятельности людей, проживающих в нашем городе: Строительная, Нефтяник, Дорожников... (Объяснить почему. Повторить кто такие строители, узнать кто такие нефтяники). Некоторые улицы названы в счесть каких-либо исторических событий: Дружбы народов, Мира. Так же очень много улиц носит фамилии знаменитых людей: Макаренко, Раевского, Комарова, Титова, Гагарина, Матросова, Гастелло, Симакова, Зои Космодемьянской, Ленина, Орджоникидзе...
— Чем покрыто большинство улиц? (асфальтом)
Так было не всегда. Когда наш город только строился, тротуаров не было, а дороги в нём были не асфальтированные, после дождя по ним невозможно было пройти. Чтобы люди не мешали машинам ездить, были сделаны тротуары из досок. Постепенно дороги стали пересыпать песком. Но большая техника разбивала и такие дороги, их стали заливать асфальтом.
Чтобы было светло, вдоль дорог устанавливают фонари, которые освещают дорогу всю ночь. На главных улицах и проспектах горят рекламные афиши, декоративные фонари, светофоры...
Люди стремятся чтобы наш город был красивым.
— Что для этого нужно сделать? (посадить цветы, деревья, поддерживать чистоту).
— Какую помощь взрослым можете оказать вы в благоустройстве города? (поддерживать порядок в своём дворе и на участке детского сада, не сорить на улицах города, участвовать в озеленении территории детского
сада и возле своего дома...)
Город свой люблю всем сердцем!
Свою улицу люблю,
Ведь на ней живу я с детства,
Ей цветы свои дарю.
Я на ней живу, расту,
В детский сад по ней хожу,
И на ней мои друзья.
Эта улица моя!
Приложение 5
«Достопримечательности родного города»
Цель:
- Уточнить знания детей о родном городе – Советский, об основных достопримечательностях родного города, учить узнавать их на фотографиях.
- Формировать любовь и интерес к малой Родине.
- Развивать связную речь, логическое мышление.
Предшествующая работа:
- чтение стихов о родном городе;
- рассматривание фотографий, буклетов;
Словарная работа:
- Малая Родина.
- Большая Родина.
- Достопримечательности.
Ход занятия
В начале занятия воспитатель приветствует детей.
Воспитатель: Дети, а в каком городе вы все живете? Это наша малая Родина. Что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живет наши папы и мамы, друзья.) Правильно. Послушайте стихотворение и Родине.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.(В. Степанов)
Мы с вами живем в одной большой стране – Россия. Россия – это наша большая Родина, это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все россияне.
Ребята, а вы знаете, что такое достопримечательность? (Это красивые, памятные места, которые украшают наш город.) Есть ли в нашем городе места, которыми мы гордимся и с удовольствием показываем жителям других городов? Я думаю, что главной достопримечательностью нашего города являются люди, живущими здесь. Ведь у нас проживают люди разных национальностей. (Русские, есть и ханты, и манси, украинцы, татары, башкиры и много других народов.) Все они живут дружно в нашем красивом и уютном городе.
У нас в городе есть «Центр культуры «Сибирь», кинотеатр «Луч», которые всегда интересно посещать.
Дети, а какие достопримечательности еще есть в нашем городе? (Парк «Культуры и отдыха», парк «Картопья», памятник «Наказ Матери», «Ледовый Дворец», мини-зоопарк.). Да, дети, в нашем городе, действительно, очень много достопримечательных мест, где можно хорошо отдохнуть, узнать много нового и интересного.
Воспитатель предлагает детям поочередно рассказать немного о каждой достопримечательности, рассматривая фото.
Проводится дидактическая игра «Узнай на фото».
Открывается фото. Вы узнали, что это? Да, это наш детский сад «Родничок», в который мы приходим каждый день, играем здесь, гуляем, танцуем, поем, рисуем).
Затем дети рассматривают фотографии «Центра культуры «Сибирь». Люди с удовольствием посещают мероприятия, которые проходят там. Дети, зачем сюда приходят?
Самое любимое место у детей – это «Парк культуры и отдыха». Вы были здесь? Что интересного здесь мы можем увидеть? Какие аттракционы здесь нас ждут? Вы здесь бывали? Катались на каруселях? Дети, а вы хотите сейчас вспомнить лето и покататься на каруселях? (Здесь есть аттракционы, детские площадки, зимой катаются на лыжах, летом бегают и катаются на велосипедах и роликах.)
Проводится подвижная игра «Карусель».
По команде «Раз, два, три, ленточку возьми» дети бегут по кругу с лентой в руках.
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз – два, раз – два
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Вам понравилась кататься на каруселях? Я думаю, что и гостям очень понравится.
А это что за место в нашем городе? (Памятник «Наказ матери».) Здесь мы видим памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Летом здесь очень красиво: газоны, цветники. В середине расположен вечный огонь военной славы героев, погибших за Родину. За вечным огнем возвышается скульптурная композиция двух фигур – матери и солдата.
Я думаю, что красивых мест в нашем городе очень много. Выберите, пожалуйста, для себя самый любимый уголок в своем любимом городе. Может мы его и не назвали.
Дети, я очень рада, что вы хорошо знаете свой город. Вы с таким интересом рассказывали о нем, что сразу было видно, как сильно вы его любите. И сейчас я хочу от вас услышать хорошие слова о нашем городе. Каждый по очереди берет камешек, называет слово и бросает его в кувшинчик.
Воспитатель: посмотрите, сколько хороших, добрых и ласковых слов вы сказали своему любимому городу. Вы, действительно, его любите и бережете. Ведь будущее зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми.
Воспитатель благодарит детей за интересную беседу.