Логоритмика

Усольцева Ольга Валентиновна

Логоритмика – это упражнения на координацию слова с движением. Эта комплексная методика включает в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально- двигательные и коммуникативные игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения и игры на развитие познавательных процессов

(внимания, памяти, восприятия, мышления и речи) 

для детей 3-7 лет

Какого цвета не стало? (для детей с 3 лет)

Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти и внимания

Перед ребенком разложены цветные карандаши или фломастеры основных цветов и их оттенков (до 9 штук). Ребенок смотрит и запоминает цвета, затем закрывает глаза. Взрослый убирает один цвет. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало.

Ласковые лапки  (для детей с 3 лет)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия 

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Рисование на спине (для детей с 4 лет)

Цель: развитие умения концентрироваться на тактильном контакте, распознавать свои ощущения.

Дети встают спиной к психологу. Психолог рисует пальцем на спине ребенка любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник). Ребенок называет, какая фигура нарисована. Затем дети могут рисовать фигуры друг у друга на спине 

Вариант. «Рисование на ладошках», ребенок с закрытыми глазами угадывает, что ему нарисовали.

Чудесный мешочек (для детей с 4 лет)

Цель: развитие тактильного восприятия, внимания и памяти

Детям предлагается рассмотреть мелкие игрушки, которые затем складывает в мешочек. Дети поочередно ощупывают одну из находящихся в мешочке игрушек, называют ее, а затем вынимают и показывают игрушку всем участникам группы.

Задание можно усложнить, предложив детям достать определенную игрушку; или предварительно припомнить и назвать какую-либо игрушку, а затем найти ее и достать.

Вариант  «Что исчезло?». Перед ребенком выставляют 10 мелких игрушек. Он запоминает их, затем закрывает глаза. Одна игрушка убирается. Ребенок должен ее отгадать

Что изменилось? (для детей с 4 лет)

Цель: развитие внимания, памяти и наблюдательности, формирование коммуникативной компетентности 

Выбирается два ребенка: внешность одного необходимо запомнить, а второй – отгадывает, что изменилось. Потом один из них поворачивается спиной, пока остальные совершают три изменения во внешности первого ребенка, например: переодевают туфли с одной ноги на другую, убирают заколки, закатывают рукава. Другой игрок поворачивается и пытается указать, на те три вещи, которые изменились. Потом игроки меняются местами.

Варианты: отгадывать изменения может вся группа детей, тогда меняет внешность ребенка взрослый. Либо водящий угадывает, кто из детей поменялся местами.

Дотронься до...  (для детей с 4 лет)

Цель: развитие свойств внимания, повышение психической активности детей

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Найди свою половинку  (для детей с 4 лет)

Цель: развитие внимания и наблюдательности, деление группы на пары

Для игры необходимо несколько карточек, разрезанных на две половинки. Половинки перемешиваются и раздаются  детям по одной. Затем по его сигналу каждый ребенок должен найти соответствующую половинку. В работе с тревожными детьми нельзя включать соревновательный момент, поэтому в конце игры можно похвалить детей за выполнение задания вообще, но не за быстроту. Если в ходе выполнения дети начинают торопиться или нервничать, то им необходимо помочь, предложив несколько способов нахождения пары.

Отличия (для детей с 4 лет)

Цель: развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок дол-жен заметить, что изменилось в рисунке. Игру можно проводить в парах детей.

Съедобное – не съедобное (для детей с 4 лет)

Цель: развитие свойств внимания, образно – логического мышления

Взрослый произносит разные слова. Дети должны хлопать только на «съедобные» слова (например, мороженое, картошка)

Открытка,  заяц,  морковь,  дерево,  поезд,  хлеб,  огурец,  ромашка,  слон,  слива,  мяч,  свекла,  трава,  школа,  горох, елка...

Вариант. «Овощ – не овощ», «Летает – не летает», «Мебель – не мебель», «Живое – не живое» и т.п. Игру можно проводить с мячом, тогда ребенок должен поймать мяч или не ловить его. Игру можно усложнить: на «фрукты» - хлопать, а на «транспорт» - топать.

Какое что бывает? (для детей с 4 лет)

Цель: закрепление свойств и качеств предметов; развитие способности классифицировать предметы по форме, размеру, цвету, определенному признаку; расширение кругозора, стимуляция познавательной активности.

Взрослый задает вопрос, а дети по очереди называют как можно больше вариантов. Ребенок, дающий последний вариант, выигрывает и получает фишку. 

Что бывает красным?  белым?  квадратным?   железным?  холодным (горячим)? стеклянным?  высоким?  круглым?

Укрась слово (для детей с 4 лет)

Цель: развитие образного вариативного мышления

Дети по очереди подбирают как можно больше определений к данному слову.

Осень (какая она?)…  Дом (какой он?)…  Зима (какая она?)…  Лето (какое оно?)… Бабушка (какая она?)… Цветок (какой он?)… Мама (какая она?)…  Игра (какая она?)…

Рыба, птица, зверь (для детей с 4 лет)

Цель: Развитие  переключения внимания, памяти, мышления

Дети сидят в кругу. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, рыбу. Названия не должны повторяться. 

Вариант с мячом. Ведущий бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет любое обобщающее слово (мебель, транспорт, овощ, фрукт, цветок, посуда, ягода, напиток и т.д.). Ребенок, поймавший мяч, быстро говорит подходящее слово.

Гимнастика для пальчиков (для детей с 4 лет)

Цель: развитие межполушарных взаимосвязей головного мозга, развитие тонкой моторики

  1. Руку положить на стол ладонью вниз и поочерёдно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.
  2. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. 
  3. Ладони лежат на столе. Поочерёдно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
  4. Быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону – с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.
  5. Зажать карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный

Профессия – действие (для детей с 5 лет)

Цель: активизация словаря и мыслительных процессов, развитие умения соотносить действия людей с их профессией.

Перед игрой с детьми уточняются понятия «профессия» и «действия». Детям объясняют, что человек, имеющий профессию, работает и выполняет какие-то действия. Затем дети называют профессии, какие знают. После взрослый называет профессию, а дети вспоминают все действия человека этой профессии.

Врач – осматривает больных, лечит, слушает, делает уколы и т.д. Портной – кроит, утюжит, шьет, вяжет, примеряет и т.д. Няня – раскладывает еду, накрывает на столы, моет посуду и т.д. Воспитатель – играет с детьми, читает сказки, учит на занятиях и т.д. Шофер – сидит за рулем, заправляет машину и т.д.

Три предмета (для детей с 5 лет)

Цель: закрепление умения классифицировать.

Взрослый называет одно слово (например, мебель) и бросает мяч ребенку. Тот должен назвать три слова, подходящие к «мебели» (стол, диван, кровать) и кинуть мяч обратно. Следующему ребенку называется другая категория, например, овощи. В игре используются все известные детям обобщающие категории (звери, насекомые, деревья, птицы, одежда, бытовые приборы и т.д.)

Кто лучше слышит (для детей с 5 лет)

Цель: развитие слухового внимания, мышления; умения работать сообща

Группа детей отворачивается и закрывают глаза. Водящий издает различные звуки: шуршит бумагой или целлофаном, стучит карандашом, барабанит пальцами, звонит в колокольчик и т.п. Затем дети открывают глаза и перечисляют звуки, которые они услышали

Запомни хлопки

Цель: развитие моторно – слуховой памяти, свойств внимания, создание положительного настроя

Дети ходят по комнате. По сигналу взрослого все выполняют следующие действия:

  • На один хлопок – присесть и закрыть глаза руками
  • На два – объединиться в пары
  • На три – встать на одну ногу
  • На четыре – образовать круг и взяться за руки

Овощи, мебель, цветы (для детей с 5 лет)

Цель: развитие образно –логического мышления, внимания, создание положительного настроя

Дети сидят в кругу. Взрослый наклеивает на одежду детей по одному стикеру с изображением различных овощей. Каждый овощ должен повторяться не менее двух раз. Взрослый говорит: «Меняются местами» и называет один или два овоща, например «морковки» и «картошки». Дети с назваными стикерами должны пересесть на другой стул. Если водящий называет «овощи», местами меняются все дети. Вместо овощей можно использовать различные обобщающие категории: мебель, цветы, фрукты, транспорт и т.д.

Путаница (для детей с 5 лет)

Цель: Развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка

Ведущий, бросая мяч ребёнку, называет любое существительное. Ребёнок, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но неподходящим. Например: ВОРОНА …МЫЧИТ     ВРАЧ…ЧИРИКАЕТ

Варианты одушевлённых существительных: КОРОВА, СОБАКА, КОШКА, ДЕВОЧКА, МЕДВЕДЬ, КОЗА, ШОФЁР, ПАРИКМАХЕР, БАБОЧКА, УЧИТЕЛЬ, ЛЁТЧИК, РЫБА, ПТИЦА, МИЛИЦИОНЕР, МАЛЬЧИК, МУХА, БАЛЕРИНА, ЗМЕЯ, ЧЕРЕПАХА, КУРИЦА, БАБУШКА, КЛОУН, БУРАТИНО, ДЕРЕВО, ЦВЕТОК.

Кто кем был? (для детей с 5 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос: «Кем (чем) был раньше?»

ЦЫПЛЁНОК (ЯЙЦОМ), ЛОШАДЬ (ЖЕРЕБЁНКОМ), КОРОВА (ТЕЛЁНКОМ), РЫБА (ИКРИНКОЙ), ЯБЛОНЯ (СЕМЕЧКОМ), БАБОЧКА (ГУСЕНИЦЕЙ), ХЛЕБ (МУКОЙ),  ШКАФ (ДОСКОЙ), ВЕЛОСИПЕД (ЖЕЛЕЗОМ), РУБАШКА (ТКАНЬЮ), ДОМ (КИРПИЧОМ), ЖЕНЩИНА (ДЕВОЧКОЙ), СОБАКА (ЩЕНКОМ), СВИТЕР (ШЕРСТЬЮ), ПТИЦА (ПТЕНЦОМ), КОЗЁЛ (КОЗЛЁНКОМ), ОВЦА (ЯГНЕНКОМ), МАСТЕР (УЧЕНИКОМ)

Вариант: «Кто кем будет?»

Закончи предложение (для детей с 5 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления

Взрослый бросает мяч одному из детей и говорить начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить это предложение.

Конфета сладкая, а лимон... Корова мычит, а свинья...  Днем светло, а ночью... Солнце желтое, а небо... Летом жарко, а зимой... Самолет летит, а машина... Днем мы обедаем, а вечером... Петух кукарекает, а ворона... Кузнечик прыгает, а птица... Ты смотришь глазами, а слышишь... Гусеница ползет, а рыба... Лиса живет в норе, а птица в... Ты нюхаешь носом, а ешь... Помидор красный, а огурец... Читатель читает, а писатель... Повар готовит, а врач... У человека две ноги, а у собаки…  Ты смотришь глазами, а дышишь…Собака лает, а кошка…  Певец поет, а строитель…Трава зеленая, а небо…     Машина едет, а лодка…Птица летает, а змея… Птицы живут в гнездах, а люди… Зимой идет снег, а летом… Из шерсти вяжут, а из ткани… Балерина танцует, а пианист… Дрова пилят, а гвозди…

Материалы различной фактуры

Цель: развитие сенсомоторики, тактильной чувствительности,

Перед детьми на стол выкладывают квадратики с различной фактурой (наждачка, бархат, гладкое, ребристое, колючее и т.п.). Каждый материал дублирован. Сначала дети разглядывают и ощупывают различные материалы обеими руками. Затем сообщают, одинаково ли они их ощущают разными руками.  Затем с закрытыми глазами находят 2 одинаковых материала.

Что сегодня на обед? (для детей с 5 лет)

Цель: развитие сенсомоторного внимания, умения ориентироваться по клеткам

Перед ребенком лежит поле, в каждой клетке которого нарисована различная пища для животных (9 – 15 клеток, в центре пустая клетка - старт). «Сейчас мы узнаем, чем сегодня пообедал зайчик (слон, медведь, пчела и т.п.). Я буду называть клеточки, по которым он прошел, а ты через 3 шага назовешь его обед.

Одна клетка вниз, одна вправо, одна вниз. Одна клетка вверх, одна влево, одна вниз и т.д.

Вариант. Ребенок запоминает меню по прошедшим клеточка (обед из 3 блюд). Животные меняются каждый кон. Можно использовать киндер – игрушки.

Кляксы (для детей с 5 лет)

Цель: Развитие воображения, мышления, речи

Для игры изготовляется несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов. Кляксы можно дорисовать, чтобы изображение стало узнаваемым

Говори наоборот (для детей с 5 лет)

Цель: развитие внимания, мышления

Ребенок ловит мяч и говорит противоположное слово. 

ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ, БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ, КРАСИВЫИ – БЕЗОБРАЗНОСТЬ, ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ, ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ, УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ, ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ, ТЯЖЁЛЫЙ – ЛЁГКИЙ, ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ, БЕЛЫЙ – ЧЁРНЫЙ, ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ, ЗЛОЙ – ДОБРЫЙ, ДЕНЬ – НОЧЬ, ЗИМА – ЛЕТО, ГОРЬКИЙ – СЛАДКИЙ, ВЫСОКО – НИЗКО, ПОЛ – ПОТОЛОК, ДАЛЕКО – БЛИЗКО, ГОРЯЧО – ХОЛОДНО, ТИХО – ГРОМКО 

Есть или нет?  (для детей с 5 лет)

Цель:  развитие внимания, мышления

Дети встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

Есть ли в поле светлячки?  Есть ли в море рыбки?  Есть ли крылья у теленка?  Есть ли клюв у поросенка?  Есть ли гребень у горы?  Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха?  Есть ли в нем ошибки? 

Бывает – не бывает (для детей с 5 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.    

ПАПА УШЁЛ НА РАБОТУ.     ПОЕЗД ЛЕТИТ ПО НЕБУ.    КОШКА ХОЧЕТ ЕСТЬ.   ЧЕЛОВЕК ВЬЁТ ГНЕЗДО.    ЗАЙЧИК ПОШЁЛ В ШКОЛУ.   ЯБЛОКО СОЛЁНОЕ.   БЕГЕМОТ ЗАЛЕЗ НА ДЕРЕВО.   ШАПОЧКА РЕЗИНОВАЯ.   ДОМ ПОШЁЛ ГУЛЯТЬ.   НА БЕРЁЗЕ ВЫРОСЛИ ШИШКИ.   ВОЛК БРОДИТ ПО ЛЕСУ.   В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ ЧАШКА.   КОШКА ГУЛЯЕТ ПО КРЫШЕ.   ЛОДКА ПЛЫВЁТ ПО НЕБУ.   ДЕВОЧКА РИСУЕТ ДОМИК.  ДОМИК РИСУЕТ ДЕВОЧКУ.   НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ. ЗИМОЙ ИДЁТ СНЕГ.   РЫБА ПОЁТ ПЕСНИ.  КОРОВА ЖУЁТ ТРАВУ.   МАЛЬЧИК ВИЛЯЕТ ХВОСТОМ.  ХВОСТ БЕЖИТ ЗА СОБАКОЙ.   КОШКА БЕЖИТ ЗА МЫШКОЙ.  ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ.   ДЕРЕВЬЯ ВОДЯТ ХОРОВОД.  МАМА ГЛАДИТ БЕЛЬЕ.   МАМА МОЕТ ПОСУДУ.  ШАРИК ЛЕТИТ ПО НЕБУ.   ПТИЦА ВЬЕТ ГНЕЗДО.  МАЛЬЧИК КУСАЕТСЯ.   КОРОВА ТАНЦУЕТ.  ЛОДКА ПЛЫВЕТ ПО МОРЮ.   ДЕРЕВО БЕЖИТ ПО ДОРОГЕ.   ТАПОЧКИ СТЕКЛЯННЫЕ.   ДОМ СТОИТ БЕЗ ОКОН.  НА ЕЛКЕ ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ.   ЛИСА ХОДИТ ПО ЛЕСУ.  В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ КИСЕЛЬ.   КОШКА ЛАЕТ НА СОБАКУ.  ЧАЙКА ЛЕТИТ ПО НЕБУ.   ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КУКЛОЙ.  КУКЛА ИГРАЕТ С ДЕВОЧКОЙ.

Птица - не птица  (для детей с 5 лет)

Цель: развитие свойств внимания, образно – логического мышления

Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. 

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи...

Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи

Прилетели птицы: Голуби, синицы,Цапли, соловьи, Окуни и воробьи.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны,  Майки и орланы. 

Прилетели птицы: Голуби, синицы   Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы.

Три пункта (для детей с 5 лет)

Цель: развитие объема внимания, памяти. 

Ребенку предлагается занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом выслушать и запомнить три пункта задания. Затем взрослый говорит: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:

Самое простое задание:

  • Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;
  • Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;
  • Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Усложненное задание:

  • Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
  • Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы
  • Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".

 Количество пунктов можно увеличить до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми. 

Слово в секрете (для детей с 5 лет)

Цель: развитие внимания, произвольности и саморегуляции.     

Взрослый называет разные слова, а дети должны их четко повторять. Но есть одно условие: названия цветов - это секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, дети должны молча хлопнуть один раз в ладоши.  

Варианты: нельзя повторять названия животных; нельзя повторять имена девочек и т.д.

Усложнение - игра с одновременным использованием двух правил. Например: 1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком; 2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Угадай по описанию (для детей с 5 лет)

Цель: развитие мышления: анализ и выделение существенных признаков. 

Для упражнения необходим набор карточек с изображением разных предметов (до 30 шт), которые раскладываются перед детьми.

"Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуйте угадать, что я загадала. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет". Вопросы можно задавать только о свойствах этих предметов. Например: "это круглое?"; "это красное?"; "это длинное?"; "это легкое?"; "из этого едят?"; "это деревянное?"; "у этого есть ручка?".

Если игра оказывается слишком трудной, предложите детям откладывать в сторону те предметы, которые не подходят. Например, если на вопрос "это круглое?" был ответ "нет", можно убрать со стола все круглые предметы. Можно также сократить количество карточек.

Вариант. Ребенок рассказывает о одном из этих предметов, не произнося его названия, а другие дети - отгадывают. 

Профессии (для детей с 5 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос: КТО ВОДИТ АВТОБУС?  КТО ГОТОВИТ ЕДУ? КТО ШЬЕТ ОДЕЖДУ?  КТО РАБОТАЕТ В МАГАЗИНЕ?   КТО ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ?    КТО СТРОИТ ДОМА?  КТО РИСУЕТ КАРТИНЫ?   КТО УЧИТ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ?   КТО ПОЕТ ПЕСНИ?    КТО ИГРАЕТ В КИНО?       

Противоречия (для детей с 5 лет)

Цель: развитие лабильности мышления, расширение моделей поведения

Дети встают полукругом. Взрослый, поочередно бросая детям мяч, спрашивает, что они любят и почему. После этого психолог таким же образом выясняет, что не любят дети и почему.Затем взрослый называет какое-либо плохое явление и бросает одному из участников мяч. Ребенку, получившему мяч, нужно найти положительную сторону этого явления. Например:

  • Плохо, когда идет дождь.
  • Зато можно надеть сапоги, взять зонтик и ходить по лужам.
  • Или: Зато все растения получат влагу и отмоются от пыли. И т.п.

При возникновении затруднений взрослый сам называет положительную сторону какого-либо явления. Упражнение можно построить как диалог: один из участников говорит, что есть плохого, а другой - что хорошего в том или ином явлении.

Добавь слово   (для детей с 5 лет)

Цель: развитие слуховой памяти.

Один ребёнок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо своё. Третий ребёнок повторяет уже два слова и называет третье. Четвёртому ребёнку придётся повторить уже три слова, а потом назвать своё и т.д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, - то есть будет увеличиваться объём памяти.

Я положил в мешок (для детей с 5 лет)

Цель: развитие внимания и памяти 

Взрослый начинает эту игру: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: "В саду у бабушки растут…" (Порядок тот же.)

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

Цифра, вставай!  (для детей с 6 лет)

Цель: развитие концентрации внимания, закрепление цифр

Каждому ребенку дается карточка с цифрой (у нескольких может быть одна и та же цифра). Затем расскажите историю, в тексте которой должно быть много чисел. Когда произносится очередное число, ребенок с этой цифрой встает и показывает свою цифру. Это упражнение одинаково хорошо применять как в начале, так и в конце занятия.

Вопрос – ответ (для детей с 6 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопросы:

  1. Какое из животных больше – лошадь или собака? 
  2. Утром люди завтракают. А вечером? 
  3. Днём на улице светло, а ночью?
  4. Небо голубое, а трава? 
  5.  Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что? 
  6. Что такое Москва, Петропавловск - Камчатский, Хабаровск? 
  7. Маленькая корова – это телёнок. Маленькая собака – это?.. 
  8.  Какие ты знаешь виды транспорта? 
  9. Чем весна отличается от осени?
  10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
  11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
  12. Что общего между белкой и кошкой?
  13. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

Школьные правила (для детей с 6 лет)

Цель: повышение школьной компетенции

«Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит».

«Если я спрошу о том, что можно делать на уроке – вы хлопнете в ладоши. Если о том, что нельзя – потопаете ногами.

Слушать учителя.  Отвечать на вопросы учителя.   Вставать и ходить по классу.  Есть конфеты.  Разговаривать с соседом по парте.  Писать в тетрадях буквы.   Рисовать в учебнике.  Рисовать в тетрадях машинки.     

Что потом? (для детей с 6 лет)

Цель: активизация и развитие мыслительных процессов.

Вначале детям объясняют, что есть ряд событий и явлений, которые происходят в строгой последовательности. Взрослый называет явление, событие или цифру и предлагает ребенку назвать следующее за ним.

ЗИМА – ВЕСНА   СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ    ДОШКОЛЬНИК – ШКОЛЬНИК      ПЕРВЫЙ – ВТОРОЙ     ДЕНЬ – ВЕЧЕР    ЛЕТО – ОСЕНЬ      СУББОТА – ВОСКРЕСЕНЬЕ     ПЯТЬ – ШЕСТЬ      НОЧЬ - УТРО

Сравнение предметов (для детей с 6 лет)

Цель: развитие мыслительных операций.

У ребенка спрашивают: "Ты видел муху? А бабочку?" После предлагается их сравнить: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

 Пары слов для сравнения:

  1. МУХА И БАБОЧКА
  2. ДОМ И ИЗБУШКА
  3.  СТОЛ И СТУЛЬЯ
  4. КНИГА И ТЕТРАДЬ
  5. ВОДА И МОЛОКО
  6. ТОПОР И МОЛОТОК
  7. ПИАНИНО И СКРИПКА
  8. ШАЛОСТЬ И ДРАКА
  9. ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ
  10. ГОРОД И ДЕРЕВНЯ     



Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания

у детей дошкольного возраста.

Картотека игр для развития речевого дыхания

Дыхание в процессе речи называется речевым дыханием. Речь невозможна без речевого дыхания. Дыхание ребёнка младшего возраста отличается от дыхания ребёнка дошкольного возраста и тем более - взрослого человека. Дыхание малыша имеет слабый выдох, который может осуществляться через нос и рот одновременно. Ребенок не может произвольно контролировать правильность своего дыхания. Часто дети раннего возраста могут говорить и на вдохе. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, который состоит из двух фаз – вдоха и выдоха. Человек совершает их неосознанно. Дыхание бывает: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное, верхнегрудное, ключичное.

При правильном речевом дыхании малыш сможет верно, произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Ведь для того чтобы можно было легко произнести развёрнутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот.

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача - это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Существует определенная система которой желательно придерживаться при работе над дыханием; при этом следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга.

Самое первое, чему ребенку важно научиться - это делать сильный плавный выдох ртом. Малышу надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.

Цель дыхательных упражнений - увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох.

Последовательность работы над формированием речевого дыхания

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

Техника выполнения упражнений

- воздух набирать через нос

- плечи не поднимать

- выдох должен быть длительным и плавным

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Формируем правильный выдох

Основные моменты правильного речевого дыхания:

  • Короткий сильный вдох через нос, взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребёнка.
  • Выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы малышу было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О».
  • Выдох сопровождается выходом воздуха через рот, а не через нос, обязательно проконтролируйте этот момент!
  • Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды

Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

  • Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут. Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.
  • Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха.
  • Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи, или через час после приема пищи.
  • Упражнение повторяется 3-5 раз;
  • Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова;
  • Обязательно чередовать с другими упражнениями.

На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует сначала научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох, используя игровые упражнения. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Картотека игр:

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Описание: Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.

«Пузырь»

 Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Описание: Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за взрослым «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу взрослого «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося «С», подражая выходящему воздуху.

«Чей самолетик дальше улетит?»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Описание: самолетики, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив самолетиков. По сигналу: «Самолеты полетели!» дети дуют на фигурку. Продвигать самолетик можно только на одном выдохе. Остальные дети следят, чей самолет улетит дальше.

«Бабочка – лети»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Описание: Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.

 «Одуванчики»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

(игру можно проводить на участке, где растут одуванчики).

Описание: Дети дуют на одуванчики, чтобы слетели все пушинки.

Упражнения на выработку диафрагмального дыхания

Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывает основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ. Способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

«Качели».

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

Описание: Ребёнку в положении лёжа кладут на живот в области диафрагмы лёгкую игрушку. Он должен следить глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы. 1

«Бегемотик»

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

Описание: Ребёнок в положении лёжа кладёт ладонь на область диафрагмы. Он должен почувствовать, как живот поднимается при вдохе и опускается при выдохе. 

«Понюхаем цветок».

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

Описание: Упражнение выполняется стоя. Нужно положить руки на область диафрагмы, сделать вдох носом (брюшная стенка при этом выпятится вперёд), затем выдохнуть через рот (область диафрагмы при этом втягивается). На выдохе не следует раздувать щёки. 1

«Подними игрушку».

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

Описание: Ребёнок лежит на полу, на живот ему кладут мягкую игрушку. По сигналу педагога он делает вдох (поднимает игрушку животом) и медленный выдох (опускает игрушку). 

«Покачай игрушку».

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

Описание: Ребёнок стоит на полу, пояс закреплён на животе. По сигналу педагога он делает вдох (поднимает игрушку животом) и выдох толчками со звуком «ф-ф-ф» (игрушка качается). 

Дыхательные упражнения нужно выполнять не более 5 раз, чтобы исключить возможность возникновения у ребёнка головокружения. 

Упражнения на развитие речевого дыхания

 Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.

«Пой со мной!»

Цель: развитие правильного речевого дыхания — пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.

Описание: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть «песенки».
— Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!» Наберите побольше воздуха — вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество «песенок» можно увеличивать.
— Вот вторая песенка: «У-У-У!» Теперь «О-О-О!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!»
Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.
— Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

«Звуки вокруг нас»

Цель: развитие правильного речевого дыхания — пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Описание: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.
— В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.
Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

           

«Сдуй шарик»

Цель: развитие правильного речевого дыхания — длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Описание: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны — получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой — шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи — шарик сдулся.
— Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны — вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться… Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

            

 «Змейка»

Цель: развитие правильного речевого дыхания — длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

Описание: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
— Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

       

 «Насос»

Цель: развитие правильного речевого дыхания — длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.

Описание: предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.
— Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса — вот так! «С-С-С» — работают насосы!
Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались. 

      

«Птицы разговаривают»

Цель: развитие правильного речевого дыхания — произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов — КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК.
Описание: предложите малышам поиграть в птичек.
— Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. «КО-КО-КО» — говорит курочка. «КУ-КУ! КУ-КУ!» — кричит кукушка. «КРЯ-КРЯ-КРЯ!» — крякает утка. «КУ-КА-РЕ-КУ!»- заливается петушок. «ЧИК-ЧИРИК», — чирикает воробышек.
Побуждайте детей повторять за вами «разговор» птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.   

«Назови по порядку»

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.

Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Описание: Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

Игры на развитие вдоха и выдоха

«Лети-порхай»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование: узкая коробка из-под рулета красочно оформленная, фигурки из материала легкой текстуры, привязанные на нити.

Описание: - Наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите, запорхали бабочки, листочки. Закачались звездочки на небе, цветочки от легкого ветерка. Покажи, как? Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

«Буря в бутылке»

Цель: формирование правильной, непрерывной воздушной струи.

Оборудование: маленькая пластиковая бутылка (200 мл.) красочно оформленная, с отверстием в крышке, раскрошенный пенопласт, конфетти или кусочки мишуры, пластиковая трубочка. В бутылке сделать отверстия для трубочки, внутрь положить кусочки раскрошенный пенопласт, конфетти или кусочки мишуры.

Описание: - Ребята, давайте устроим настоящую снежную бурю. Для этого нужно набрать побольше воздуха и подуть в трубочку, белые кусочки пенопласта и конфетти закружатся.

«Попади мячом в ворота»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта или обклеенная коробка с условной разметкой футбольного поля, коктейльные трубочки.

Описание: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто точнее попадет мячом в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик. Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Бабочки порхают»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: тубусы из-под туалетной бумаги, нитки, яркие фантики из-под конфет, клей, скотч. Тубусы можно украсить.

Описание: - На лесной полянке проснулись красивые бабочки, но летать пока не хотят, давай им поможем, подуем на них, носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на бабочек, как ветерок, стараясь не надувать щеки. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

 «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Описание: Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

«Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Описание: Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

«Надуй шарик»

Цель: тренированнее силы вдоха и выдоха.

Описание: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух - ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

 «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Описание: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

 «Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Описание: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

«Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Описание: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

 «Курочка»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

Описание: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья - вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

«Парящие бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Описание: Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

.

«Хомячок»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Описание: Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам - выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Professional\Desktop\на страницу\логоритмика\slide-12 — копия.jpg

Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щёк).

Цель: развлечение, развитие мимики лица, экспрессии, воображения. Научить детей управлять выражениям лица, с помощью мимики выражать чувства, персонажей сказки.

  • «Мимический кубик»
    Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.
  • «Мимический диктант»

Прослушав эпизод сказки, дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состояниям персонажей сказки, и сами воспроизводят их.

  • «Изобрази с помощью мимики»

Педагог предлагает детям изобразить:

  • Какое лицо было у весёлого (грустного, голодного и т.д.) быка, когда он встретил в лесу барана.
  • Как кот выпрашивает колбасу.
  • Тепло-холодно.
  • Мне страшно.
  • Встретили хорошего знакомого.
  • Радость.
  • Встретил ёжика бычок

И лизнул его в бочок.

А лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся:

- В рот не суй что попадётся!

  • «Развитие мимики»

Ребятам предлагается мимикой и звуками изобразить:

  • встревоженного кота,
  • грустного барана,
  • восторженного петуха,
  • хмурого быка,
  • разгневанного поросенка.
  • «Узнай по интонации»

Каждый ребёнок по очереди изображает или больного, или сердитого, или весёлого человека. При этом нужно произносить с определённой интонацией коротенькие слова:

Ай-ай-ай!

Ой-ой-ой!

Ах! Ах! Ах!

Ох! Ох! Ох!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

  • «Изобрази с помощью мимики»

  • Съешьте кислый лимон. (Дети морщатся)
  • Рассердитесь на драчуна. (Дети сдвигают брови)
  • Испугайтесь забияку. (Дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот)
  • Упражнение с зеркалом: «Мне грустно», «Я веселый»
  • Упражнение «Кривляка»
  • Очень жаль, пора прощаться (огорчение)

  • «Куда мы попали»
  • В дремучий лес (страх)
  • В цирк (интерес)

  • «Такая разная музыка»

 Дети слушают музыку, в соответствии с характером музыки (веселая, грустная) показывают эмоции.

  • «Зима»

Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Передать гневную интонацию ДЕДА МОРОЗА.

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня:

- Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима – волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима- старуха заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Игровые упражнения по развитию пантомимики

  • Упражнение «Котенок веселый – грустный»

Педагог просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, oпять веселых котят, когда им купили нoвую игрушку.

  • Упражнение «Пантомима пословицы»

Ребятам предлагают изобразить пантомимой пословицу:

  • «На чужой каравай рот не разевай»,
  • «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»,
  • «Дареному коню зубы не смотрят»,
  • «Добрoе слово и кошке приятно».
  • Мимический кубик; Зеркало

Ребенок с помoщью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани.

  • Какой овощ/фрукт едят дети?

Дети изображают мимикой эмоциональное состояние по заданию взрослого. Например: «Вы oткусили кислый лимон (сладкое яблоко)». Один ребенок показывает, а остальные угадывают. Например: «Вова ест яблоко, а какое?»

  • Кто это сказал?

По интонированной фразе дети нахoдят соответствующее мимическое выражение среди предложенных картинок.

  • Выбери ребенка

Взрослый читает стихотворения А. Барто «Зайка», «Бычок», «Мишка», «Лошадка» и задает детям вопросы. Они выбирают нужную картинку среди изображений веселого, грустного, испуганного, злого ребенка.

Кто из ребят бросил зайку?

Кто из ребят испугался за бычка?

Кто из ребят пожалел мишку?

Кто из ребят любит свoю лошадку?

  • Гномик

Дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состоянием.

Гнoмик гулял по лужайке и увидел зайчика.

–Какие длинные у тебя ушки! – воскликнул гномик.

Гномик вышел из домика и встретил мальчика.

– Здравствуй, мальчик! Какое чудесное сегодня утро!

– Вoт еще, буду я с каждым разговаривать, – буркнул мальчик и пошел дальше.

  • Сценка
    Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркивать особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как ребенок нашел огромный гриб и удивился, или испугался в зоопарке льва, а мама его успокаивала.



Предварительный просмотр:

Картотека упражнений на развитие

чувства темпа речи

содержание:

  1. Звездное небо
  2. Маленькие ножки, топают по дорожке
  3. Дождик
  4. Дятел
  5. Осенние листочки
  6. Курочка и цыплята
  7. Посчитай
  8. Эхо
  9. Кукла танцует
  10.  Машина
  11.  Ноги и ножки
  12.  Мельница
  13.  Часы
  14.  Самолеты
  15.  Паровоз
  16.  Змейка
  17.  Полетаем на самолете
  18.  Карусель
  19.  Мячи
  20.  Барабанщик

Темп — это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего отрабатываются два темпа движений — медленный и быстрый, затем вводятся понятия «ускорение» и «замедление» темпа.

У детей с нарушениями речи темп отрабатывается в упражнениях на построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов. При этом необходимо знать индивидуальный темп каждого ребенка.

1 «Звёздное небо»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением ночного неба и звёздочек разной величины.

Описание: Ночью на небе появляются звёзды. Иногда звёздочки падают. Посмотри на картинки и покажи, как это происходит. (Большая звёздочка - хлопнуть в ладоши сильно, маленькая - слабо)

2 «Маленькие ножки топают по дорожке» 

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением следов разной величины.

Описание: Наш сосед Антошка учился ходить. Посмотри, какие следы он оставил. (Большой след - хлопнуть в ладоши сильно, маленький след - слабо)

3 «Дождик» 

Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

 Описание: Педагог читает стихотворение: Капля раз, капля два, Капля медленно сперва: Кап, кап, кап. Стали капли поспевать, Капля каплю подгонять: Кап, кап, кап. Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. Кап, кап, кап. Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова «Кап, кап, кап». В дальнейшем дети совместно с педагогом проговаривают слова стихотворения.

4 «Дятел»

 Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Описание: Педагог произносит двустишие несколько раз в разном темпе: Дятел дерево долбит, На весь лес он стучит. Детям предлагается произносить слова «тук-тук, тук-тук» в том же темпе, в котором было произнесено двустишие. Далее дети произносят данное двустишие в разном темпе, в зависимости от просьбы педагога.

5 «Осенние листочки» 

Цель: формировать представления о темпе («быстро», «умеренно», «медленно»).

Материал: красные («медленно»), жёлтые («умеренно») и зелёные («быстро») кружки.

Описание: детям предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение. Листопад, листопад, Листья жёлтые летят. Жёлтый клён, жёлтый дуб, Жёлтый в небе солнца круг. Жёлтый двор, жёлтый дом. Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна, Значит, осень – не весна. Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

6 «Курочка и цыплята»

 Цель: учить соотносить темп движений и темп речи.

 Описание: Дети, слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки – «курочка клюёт зёрнышки»; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - «цыплята клюют зёрнышки» Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, (медленный темп) А за ней ребята - Жёлтые цыплята. (быстрый темп)

7 «Посчитай» 

Цель: восприятие и различения темпа.

 Описание: Предложить ребёнку посчитать хлопки, удары в бубен и так далее, производимые педагогом или самим ребёнком. При этом темп движений должен быть разным: медленным, умеренным, быстрым.

8 «Эхо»

Цель: Развитие чувства ритма

Описание: предлагаем детям превратиться в эхо, но в эхо не простое, а ритмическое. Правила игры заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет предложенный ритм. Сначала проговаривают текст с ритмическим выстукиванием:

Мы в лесу слыхали стук

Дятел клювом тук, тук, тук

Тук, тук, тук-тук-тук

Тук, тук, тук-тук-тук

Дети повторяют стихотворение, прохлопывая ритмический рисунок

  1. «Кукла танцует»

Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки и движений куклы.

Оборудование: кукла игрушка – бибабо.

Описание: Дети сидят на стульчиках перед педагогом. Под музыку, звучащую в медленном темпе, кукла, ведомая взрослым, не спеша танцует, а дети медленно, в такт музыке, хлопают ей в ладоши. С окончанием музыки и танца дети кладут руки на коленях.

Кукла вновь танцует, но уже под быструю музыку – дети сопровождают танец хлопками соответствующего темпа.

Музыкальное сопровождение: по выбору педагога.

  1. «Машина»

Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.

Оборудование: кольца от игры «серсо» по количеству детей.

Описание: Дети сидят на стульчиках и держат в руках «рули» (кольца). Под песню, исполняемую педагогом в медленном темпе, дети неспешно крутят у себя перед грудью «рули» - едут на машинах. С окончанием музыки движение прекращается.

В следующий раз педагог исполняет песню в быстром темпе, соответственно и дети крутят «руль» быстрее. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как они ехали: быстро или медленно.

Музыкальное сопровождение: песня «Машина», сл.Н.Найденовой, муз.Т.Попатенко.

  1. «Ноги и ножки»

Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения ног с темпом музыки.

Описание: Дети стоят в кругу друг за другом. Под песенку дети начинают движение по кругу: сначала идут не спеша, высоко поднимая колени; затем двигаются мелкими топочущими шагами.

Музыкальное сопровождение: песня «Ноги и ножки»,слова народные, музыка В.Агафонников.

  1. «Мельница»

Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения руки с темпом музыки.

Оборудование: показать детям мельницу на картинке или принести игрушку-мельницу.

Описание: Перед началом упражнения педагог читает детям стихотворение:

Крутит мельница крыло,

Мелет мельница зерно.

А из молотой муки

Испекут нам пироги.

Под музыку, исполняемой в замедленном темпе,  дети, стоящие перед педагогом, начинают не спеша вращать перед собой по кругу по кругу левую руку, изображая мельничное крыло.

       С окончанием музыки вращение рук прекращается.

       В следующий раз педагог исполняет музыку в быстром темпе, а дети вращают перед собой правую руку. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как вращалось их мельничное крыло: быстро или медленно.

Музыкальное сопровождение: «Благодарность ручью» ,муз.Ф.Шуберта

  1. «Часы»

Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.

Описание: Дети стоят лицом к педагогу. Под музыку, исполняемую в медленном темпе, дети изображают, как идут часы: не спеша совершают легкие наклоны то влево, то вправо, при этом руки скользят вдоль туловища. С окончанием музыки наклоны прекращаются. В следующий раз педагог проигрывает музыку в быстром темпе, соответственно  и дети выполняют наклоны быстрее. Каждый раз взрослый  обсуждает с детьми, как шли их часы: быстро или медленно.

Музыкальное сопровождение: песенка «Часы», сл. С.Маршака, муз. Е.Тиличеевой.

  1. «Самолеты»

Цель: развитие чувства музыкального темпа, постепенное изменение темпа движения в колонне в соответствии с изменением темпа музыки.

Описание: перед началом упражнения педагог читает детям стишок:

Самолет летит,

В нем мотор гудит – У-у-у…

Дети под быструю музыку бегут друг за другом по залу, изображая самолеты, - руки подняты в стороны, как крылья самолетов. С замедлением дети опускают руки  и переходят на ходьбу. С окончанием музыки дети останавливаются.

Музыкальное сопровождение: «Самолет», муз.К.Дискина.

  1. «Паровоз»

Цель: развитие чувства музыкального темпа, постепенное изменение темпа движения рук и ног в соответствии с изменением темпа музыки.

Описание: перед началом упражнения педагог читает детям стишок:

Паровоз, паровоз,

Новенький, блестящий.

Он вагоны повез

Точно настоящий.

Дети стоят в колонне друг за другом и держат руки, сжарые в кулаки, перед грудью. С началом музыки (в медленном темпе) дети начинают не спеша идти паровозиком, вращая перед собой руками, как колесами. Тема музыки постепенно нарастает, в соответствии с ним движения убыстряются – дети переходят на легкий бег с быстрым вращением рук. Затем темп музыки начинает постепенно замедляться-дети замедляют бег, переходят на шаг (руки тоже замедляют вращение) и с окончанием музыки весь поезд останавливается.

Музыкальное сопровождение: «Едет, едет паровоз», муз.Г.Эрнесакса.

  1. «Змейка»

Цель: развитие чувства музыкального ритма, координация темпа движения с темпом музыки.

Оборудование: детские стульчики по количеству детей, бубен.

Описание: на отдельные неторопливые ритмичные удары в бубен дети идут змейкой (друг за другом, держась за руки) между стульями, поставленными по прямой линии на расстоянии одного метра друг от друга. На быстрый перезвон бубна (тремоло) дети начинают бежать по внешнему кругу – вокруг стульев. Когда бубен замолкает, дети садятся на стульчики. Когда снова зазвучат отдельные  удары в бубен, дети возобновляют движение змейкой.

В первый раз играть на бубне должен взрослый, а при повторении упражнения бубен можно дать одному из детей, предварительно выбранного считалкой.

  1. «Полетаем на самолете»

Цель: развитие чувства ритма, передача его в движении.

Описание: Дети свободно стоят по всему залу.

Такты 1-8. Дети заводят моторы своих самолетов – вращают перед грудью руками, согнутыми в локтях. Движения постепенно ускоряются. В конце 8 такта дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета.

Такты 9-24. самолеты полетели – дети легко бегают по залу в любом направлении.

Такты 25-29. самолеты летят на аэродромы – мальчики к одной стороне зала, а девочки – к другой.

Такты 30-32. самолеты приземляются – дети опускаются на одно колено.

Музыкальное сопровождение: «Полетаем на самолете» , муз. В.Золотарева.

  1. «Карусели»

Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения с темпом музыки.

Оборудование: большой обруч.

Описание: На полу лежит большой обруч. Педагог приглашает несколько детей ( от 3 до 5 ) покататься на карусели. Выбранным детям надо взяться за обруч левой рукой, приподнять его над полом, а правую отставить в сторону. Начинается «катанье» - дети медленно идут друг за другом на полной ступне. В это время остальные дети вместе с педагогом поют песенку:

Завертелись карусели

И помчались с ветерком.

Поначалу еле-еле,

А потом бегом, бегом!

Дети легко и быстро бегут, держась за обруч (на весь проигрыш поют : «Ля-ля-ля»). С окончанием музыки «карусели» останавливаются. Дети берутся за обруч правой рукой и «катаются» в другую сторону.

Музыкальное сопровождение: «Бульба» белорусская народная мелодия.

  1. «Мячи»

Цель: развитие чувства  музыкального темпа, выполнение движений под музыку различного темпа.

Оборудование: большие мячи по количеству детей.

Описание:

Дети стоят в шеренге с мячами в руках. Под музыку, звучащую в медленном темпе, дети несколько раз не спеша поднимают мячи над головой и, нагибаясь, опускают их к ногам (не выпуская мячи из рук). На быстрый темп дети катят мячи по полу и бегут за ними до противоположной стороны зала.

Музыкальное сопровождение: «Мячи», муз.К.Дискина.

.

  1. «Барабанщик»

Цель: побуждение детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом игрой на  барабане.

Оборудование: барабан, коврики, на которых помещаются обе руки ребенка.

Описание: Педагог играет на барабане в соответствующем темпе (быстро или медленно), дети на своих импровизированных барабанчиках ( ковриках) отстукивают ладошками заданный темп.

Список использованной литературы

1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: “Издательство ГНОМ Д”, 2009

2. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства Дошкольное воспитание, 2004

3. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие М.: “Мозаика – Синтез”, 2000

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1995

Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. М.,1985

5. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: “Библиотека Ильи Резника”, “ЭКСМО”, 2004

6. Л Новиковская О.А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях». Практическое пособие для педагогов и родителей.опухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: “Дельта”, 2003

7. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов».

8. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009

9. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. “Методист”,

10. Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003