План по самообразованию

Усольцева Ольга Валентиновна

Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

План самообразования

педагога МАДОУ д/с «Родничок»

Усольцева Ольга Валентиновна

на 2023-2024 учебный год

2023 г.

План самообразования

Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности».

Цель: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности.

Задачи:

- Стимулировать речевую активность детей;

- Развивать слухоречевое внимание детей;

- Учить способам обследования предметов, группировке их по цвету, форме, величине.

-  Развивать аналитическое восприятие.

- Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

 - Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).

Срок реализации: 1 год.

Предполагаемый результат:

- повышение качества воспитательно-образовательного процесса;

- развитие коммуникативных навыков детей;

 - овладеют сенсорными эталонами (цвет и оттенки цвета, форма, величина);

- познакомятся с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

- научатся группировать предметы по цвету, форме, величине;

- научатся зрительно расчленять форму предмета на заданные части;

- расширится чувственный опыт, обогатится словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и материалов, выполнения обследовательских действий.

- сформируются творческие способности, любознательность;

- повысится уровень познавательного интереса дошкольников.

Форма отчета по проделанной работы

- папки передвижки;

- консультации для родителей;

- семинары и конференции;  

- курсы повышения квалификации;

- мастер-классы;

- конспекты занятий;

- сеть Интернет;

- общение с коллегами.

Перспективный план на 2023 – 2024 учебный год по самообразованию на тему

«Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности»

Месяц

Содержание деятельности

Цель

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Изучение научно-методической литературы по теме самообразования.

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет-ресурсах). 

Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей

Повышение компетенции.

Подбор базового комплекса  зарядок и сенсорных игр для детей.

Анкетирование родителей

Консультация: «Задачи сенсорного воспитания детей 4-5 лет».

Изучить опыт коллег по данной теме. Выявить наилучшие практики.

Октябрь

Отбор наиболее эффективных способов речевого развития детей дошкольного возраста, использования сенсорных игр и упражнений в обучении дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Вызывать у детей интерес к играм и упражнениям по сенсорному развитию.

Совершенствовать умение сравнивать группы предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), поровну.

Закрепить умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.

Развивать вкусовые и тактильные ощущения.

 

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и названии их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Закрепить умение различать и называть части суток.

Д/и «Найди пару», «Найди отличия», Поможем Винни -Пуху разложить картинки».

 2Д/и «Сравни ленты», «Матрешки».

 «Д/и «Чем пахнет», «Определи на вкус», «Чудесный мешочек» (овощи-фрукты),

 «Построим домики», «Что где находится».

Консультация: «Как научить ребенка ориентироваться в пространстве».

Консультация для педагогов: «Использование  игр и упражнений для развития речи детей дошкольного возраста»

Ноябрь

Подбор комплекса игр и упражнений по сенсорному развитию для детей.

Создание картотеки пальчиковых игр;

Обогащение предметно-развивающей среды.

Пополнить уголок играми и упражнениями по сенсорному развитию дидактическими играми:

Уточнить представления о геометрических фигурах, закрепить умение различать их и использовать, выполняя логические упражнения.

Выявить умения ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление; воспитывать внимание и наблюдательность.

Расширять знания детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет».

это формы», «Украсим платочек», «Чудесный мешочек», «Подбери фигуру», игры со счетными палочками.

 Д/и «Что где находится?», «Найди такой же».

 Д/и «Тонет - не тонет»

Консультация «Сенсорное воспитание детей в детском саду и дома»

Консультирование педагогов по вопросу изготовления  пособий из подручных материалов по сенсорному развитию

Декабрь

Продолжать пополнять в группе уголок игр по сенсорному развитию необходимым материалом в течение года: дидактические игры;

наглядные пособия (альбомы, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); обучающие видеоуроки по сенсорным играм и упражнениям

Обогащение предметно-развивающей среды картотеки упражнений, улучшающих возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках.

 

Закрепить умение создавать и различать разные оттенки одного цвета по светлоте.

 

Продолжать учить ориентировке в пространстве.

Д/и «Где встречается этот цвет?», «Цветовое лото», «Подбери к букету вазу», «Цветные косы», «Назови правильно цвет», «Палитра осени».

Игра «Красим воду».

 П/и «Найди свой домик».

Консультация для родителей: «Роль развивающих игр для детей».

Консультация для педагогов и родителей:

«Сенсорные игры и упражнения в коррекционной работе».

Январь

Публикация методических материалов, статьи по обобщению педагогического опыта, методические рекомендации и дидактические

материалы на сайтах для воспитателей детских садов.

Развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства, обмен инновационным педагогическим опытом.

Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках.

Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур. Закрепить умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Закрепить представления о последовательности частей суток.

Д/и «Мозаика», «Семицветик», «Где встречается этот цвет?».

Д/и «Геометрическое лото», «Разложим фигуры по коробкам», «Что лежит в мешочке», «Танграм», «Выложи узор», «Построй дом».

Д/и «Подбери по форме»,

Д/и «Когда это бывает»,

п/и «День – ночь».

Мастер – класс для родителей: «Сенсорные игры для развития речи детей дошкольного возраста».

Консультация «Применение игр и упражнений по сенсорному развитию в образовательном процессе».

Февраль

Продолжать пополнять в группе уголок игр по сенсорному развитию необходимым материалом в течение года: дидактические игры;

наглядные пособия (альбомы, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); обучающие видеоуроки по сенсорному развитию)

Обогащение предметно-развивающей среды картотеки упражнений, улучшающих возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

Закрепить умения классифицировать предметы по общему признаку.

Закрепить знание геометрических фигур. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму, цвет.

Экспериментирование с водой.

Формировать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами.

Закрепить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Папака-передвижка

«Роль развивающих игр для детей».

Индивидуальные беседы, практические советы.

Март

Изучение компьютерной программы для создания дидактических пособий по теме самообразования.

Продолжать пополнять в группе уголок игр по сенсорному развитию необходимым материалом.

Развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства, обмен инновационным педагогическим опытом.

Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, длине и толщине.

Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку.

 Развитие мелкой моторики рук, фантазии, воображения, внимания, усидчивости.

Д/и «Скрути ленту», «Сравни предметы», «Шарфики для кукол».

 Д/и «Кто что слышит», «Угадай, что звучит?».

Привлечь родителей к изготовлению д/и «Волшебные резиночки».

 

Фотовыставка

 «Страна сенсорики»

Индивидуальные беседы, практические советы.

Апрель

Размещение информации для родителей и педагогов на сайте воспитателя.

Обеспечение открытости и общедоступности информации по исследуемой теме. Распространение опыта.

Учить находить заданные геометрические фигуры на рисунке. Закреплять знание геометрических фигур, умение ориентироваться.

Закреплять умение сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия.

Д/и «На рисунок посмотри, фигуру там скорей найди», «Запомни и выложи», «Кто где живет», «Кто быстрее построит дом».

«Д/и «Из чего сделано?»

Рекомендации для родителей: «Во что можно поиграть с ребенком по дороге из детского сада и дома».

Индивидуальные беседы, практические советы.

Май

Обобщение опыта по исследуемой работе.

Подведение итогов работы, оформление результатов работы по теме самообразования.

Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам.

Показ НОД по познавательному развитию с использованием сенсорных игр

. Д/и «Угадай, что изменилось?», «Геометрическое лото»,  «Чудесный мешочек», «Цветовое лото».

Сбор фото и видео для ролика.

Индивидуальные беседы-рекомендации на лето.

Презентация своего опыта работы педагогам дошкольного учреждения.

Список использованных источников:

  1. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор сост. О.А.Зажигина – Спб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017. – 96 с.
  2. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 64 с.
  3. Молчанова Е. Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка/ Е.Г. Молчанова. – Ростов н/д: Феникс, 2019. – 320 с.
  4. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014 – 240 с.
  5. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля, Ксения Гончарова и др. – Ростов н/д.: Феникс, 2019. – 55 с.
  6. Семенович А.В./Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М.: Генезис, 2012.-474с.
  7. Трясорукова Татьяна Петровна. РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ. — Москва: Издательство АСТ, 2023. — 47, с.: ил. — (Экспресс-тренировка для мозга ребёнка).
  8. Чебыкина Наталия Николаевна Ч-34 Нейрологопедические прописи — М.: Издательство АСТ, 2021. — 78, с.: ил. — (Нейропрописи).