План по самообразованию
Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
План самообразования
педагога МАДОУ д/с «Родничок»
Усольцева Ольга Валентиновна
на 2023-2024 учебный год
2023 г.
План самообразования
Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности».
Цель: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности.
Задачи:
- Стимулировать речевую активность детей;
- Развивать слухоречевое внимание детей;
- Учить способам обследования предметов, группировке их по цвету, форме, величине.
- Развивать аналитическое восприятие.
- Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
Срок реализации: 1 год.
Предполагаемый результат:
- повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
- развитие коммуникативных навыков детей;
- овладеют сенсорными эталонами (цвет и оттенки цвета, форма, величина);
- познакомятся с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
- научатся группировать предметы по цвету, форме, величине;
- научатся зрительно расчленять форму предмета на заданные части;
- расширится чувственный опыт, обогатится словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и материалов, выполнения обследовательских действий.
- сформируются творческие способности, любознательность;
- повысится уровень познавательного интереса дошкольников.
Форма отчета по проделанной работы
- папки передвижки;
- консультации для родителей;
- семинары и конференции;
- курсы повышения квалификации;
- мастер-классы;
- конспекты занятий;
- сеть Интернет;
- общение с коллегами.
Перспективный план на 2023 – 2024 учебный год по самообразованию на тему
«Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности»
Месяц | Содержание деятельности | Цель | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Изучение научно-методической литературы по теме самообразования. Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет-ресурсах). Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей | Повышение компетенции. | Подбор базового комплекса зарядок и сенсорных игр для детей. | Анкетирование родителей Консультация: «Задачи сенсорного воспитания детей 4-5 лет». | Изучить опыт коллег по данной теме. Выявить наилучшие практики. |
Октябрь | Отбор наиболее эффективных способов речевого развития детей дошкольного возраста, использования сенсорных игр и упражнений в обучении дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. | Вызывать у детей интерес к играм и упражнениям по сенсорному развитию. | Совершенствовать умение сравнивать группы предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), поровну. Закрепить умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше. Развивать вкусовые и тактильные ощущения.
Упражнять в определении пространственных направлений от себя и названии их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. Закрепить умение различать и называть части суток. Д/и «Найди пару», «Найди отличия», Поможем Винни -Пуху разложить картинки». 2Д/и «Сравни ленты», «Матрешки». «Д/и «Чем пахнет», «Определи на вкус», «Чудесный мешочек» (овощи-фрукты), «Построим домики», «Что где находится». | Консультация: «Как научить ребенка ориентироваться в пространстве». | Консультация для педагогов: «Использование игр и упражнений для развития речи детей дошкольного возраста» |
Ноябрь | Подбор комплекса игр и упражнений по сенсорному развитию для детей. Создание картотеки пальчиковых игр; | Обогащение предметно-развивающей среды. | Пополнить уголок играми и упражнениями по сенсорному развитию дидактическими играми: Уточнить представления о геометрических фигурах, закрепить умение различать их и использовать, выполняя логические упражнения. Выявить умения ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление; воспитывать внимание и наблюдательность. Расширять знания детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет». это формы», «Украсим платочек», «Чудесный мешочек», «Подбери фигуру», игры со счетными палочками. Д/и «Что где находится?», «Найди такой же». Д/и «Тонет - не тонет» | Консультация «Сенсорное воспитание детей в детском саду и дома» | Консультирование педагогов по вопросу изготовления пособий из подручных материалов по сенсорному развитию |
Декабрь | Продолжать пополнять в группе уголок игр по сенсорному развитию необходимым материалом в течение года: дидактические игры; наглядные пособия (альбомы, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); обучающие видеоуроки по сенсорным играм и упражнениям | Обогащение предметно-развивающей среды картотеки упражнений, улучшающих возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга). | Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках.
Закрепить умение создавать и различать разные оттенки одного цвета по светлоте.
Продолжать учить ориентировке в пространстве. Д/и «Где встречается этот цвет?», «Цветовое лото», «Подбери к букету вазу», «Цветные косы», «Назови правильно цвет», «Палитра осени». Игра «Красим воду». П/и «Найди свой домик». | Консультация для родителей: «Роль развивающих игр для детей». | Консультация для педагогов и родителей: «Сенсорные игры и упражнения в коррекционной работе». |
Январь | Публикация методических материалов, статьи по обобщению педагогического опыта, методические рекомендации и дидактические материалы на сайтах для воспитателей детских садов. | Развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства, обмен инновационным педагогическим опытом. | Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках. Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур. Закрепить умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Закрепить представления о последовательности частей суток. Д/и «Мозаика», «Семицветик», «Где встречается этот цвет?». Д/и «Геометрическое лото», «Разложим фигуры по коробкам», «Что лежит в мешочке», «Танграм», «Выложи узор», «Построй дом». Д/и «Подбери по форме», Д/и «Когда это бывает», п/и «День – ночь». | Мастер – класс для родителей: «Сенсорные игры для развития речи детей дошкольного возраста». | Консультация «Применение игр и упражнений по сенсорному развитию в образовательном процессе». |
Февраль | Продолжать пополнять в группе уголок игр по сенсорному развитию необходимым материалом в течение года: дидактические игры; наглядные пособия (альбомы, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); обучающие видеоуроки по сенсорному развитию) | Обогащение предметно-развивающей среды картотеки упражнений, улучшающих возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга). | Закрепить умения классифицировать предметы по общему признаку. Закрепить знание геометрических фигур. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму, цвет. Экспериментирование с водой. Формировать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами. Закрепить значение слов: вчера, сегодня, завтра. | Папака-передвижка «Роль развивающих игр для детей». | Индивидуальные беседы, практические советы. |
Март | Изучение компьютерной программы для создания дидактических пособий по теме самообразования. Продолжать пополнять в группе уголок игр по сенсорному развитию необходимым материалом. | Развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства, обмен инновационным педагогическим опытом. | Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, длине и толщине. Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку. Развитие мелкой моторики рук, фантазии, воображения, внимания, усидчивости. Д/и «Скрути ленту», «Сравни предметы», «Шарфики для кукол». Д/и «Кто что слышит», «Угадай, что звучит?». | Привлечь родителей к изготовлению д/и «Волшебные резиночки».
Фотовыставка «Страна сенсорики» | Индивидуальные беседы, практические советы. |
Апрель | Размещение информации для родителей и педагогов на сайте воспитателя. | Обеспечение открытости и общедоступности информации по исследуемой теме. Распространение опыта. | Учить находить заданные геометрические фигуры на рисунке. Закреплять знание геометрических фигур, умение ориентироваться. Закреплять умение сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия. Д/и «На рисунок посмотри, фигуру там скорей найди», «Запомни и выложи», «Кто где живет», «Кто быстрее построит дом». «Д/и «Из чего сделано?» | Рекомендации для родителей: «Во что можно поиграть с ребенком по дороге из детского сада и дома». | Индивидуальные беседы, практические советы. |
Май | Обобщение опыта по исследуемой работе. | Подведение итогов работы, оформление результатов работы по теме самообразования. | Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам. Показ НОД по познавательному развитию с использованием сенсорных игр . Д/и «Угадай, что изменилось?», «Геометрическое лото», «Чудесный мешочек», «Цветовое лото». | Сбор фото и видео для ролика. Индивидуальные беседы-рекомендации на лето. | Презентация своего опыта работы педагогам дошкольного учреждения. |
Список использованных источников:
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор сост. О.А.Зажигина – Спб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017. – 96 с.
- Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 64 с.
- Молчанова Е. Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка/ Е.Г. Молчанова. – Ростов н/д: Феникс, 2019. – 320 с.
- Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014 – 240 с.
- Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля, Ксения Гончарова и др. – Ростов н/д.: Феникс, 2019. – 55 с.
- Семенович А.В./Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М.: Генезис, 2012.-474с.
- Трясорукова Татьяна Петровна. РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ. — Москва: Издательство АСТ, 2023. — 47, с.: ил. — (Экспресс-тренировка для мозга ребёнка).
- Чебыкина Наталия Николаевна Ч-34 Нейрологопедические прописи — М.: Издательство АСТ, 2021. — 78, с.: ил. — (Нейропрописи).