Выступление на семинарах и педсоветах

Семинары и педсоветы – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 им. Х.К. Шидова г.п. Нарткала КБР

Семинар-практикум для воспитателей

«Познавательное развитие дошкольников. Развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности и умения рассуждать»

План проведения семинара:

1. Приветствие. Метод незаконченных предложений

2. Сущность понятия «Познавательное развитие» по ФГОС ДО.

3. Методика познавательного развития детей дошкольного возраста

4. Виды, методы, проекты познавательного развития детей

дошкольного возраста.

5. Предметно-пространственная развивающая среда по

познавательному развитию в группах

6. Памятка воспитателю «Как организовать познавательную деятельность детей»

7. Подведение итогов семинара. Релаксация

Воспитатель

Жамбеева З.З

Март 2022 г.

Семинар-практикум для воспитателей «Познавательное развитие дошкольников. Развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности, умения рассуждать».

Цели:

1. Повысить уровень теоретической подготовки воспитателей в вопросах познавательного развития дошкольников

2. Выявление педагогических условий развития познавательной деятельности дошкольников.

Задачи:

1. Изучение сущности понятия «познавательное развитие»;

2. Выявление факторов и педагогических условий, влияющих на развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности, умения рассуждать.

3. Организация деятельности по развитию познавательной деятельности дошкольников

1. Добрый день, уважаемые коллеги! В начале нашей встречи для активизации на позитивную, продуктивную и успешную работу, мне хочется предложить вам сегодня «Метод незаконченных предложений», который позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки участников. Предлагаю вам закончить высказывания знаменитых людей: психологов, педагогов и философов по теме нашей встречи.

Итак, первое высказывание Василия Александровича Сухомлинского «Игра это искра. зажигающая огонек » (пытливости и любознательности). И действительно, без игры нет, и не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте. Второе высказывание Артура Владимировича Петровского «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих...» (психическое развитие дошкольника). Вы правы, поскольку познавательная активность, это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование. И последнее высказывание Людмилы Александровны Беляевой: «Одним из основных побудителей познавательной активности детей является...» (педагог).

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. Также, познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155. 

Один из принципов ФГОС ДО построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Стандарт направлен на решение следующих задач - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, обеспечения разных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных в социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья

- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Видим, что ФГОС ДО предполагает организацию работы в ДОО таким образом, чтобы обеспечить всестороннее развитие каждого ребенка. Ребенок – самостоятельная личность. Он способен наблюдать за собой и объектами окружающего мира, чувствовать, думать, выделять предметы и явления, особенно для него важные. Все это позволяет личности развиваться лишь 139гда, когда инициатива исходит от нее же (личности) самой.

Три основополагающих принципа воплощения ФГОС ДО:

- самостоятельность

- инициатива

- творчество.

В любой детской деятельности развитие происходит только тогда, когда пройдены эти три этапа.

Говоря о познавательном развитии современных детей, замечаем следующую тенденцию: все чаще становится необходимым стимулирование и коррекция познавательных функций.

Развитие познавательных функций не может выступать самоцелью. Учить мыслить необходимо не для того, чтобы ребенок это умел делать, а чтобы он мог лучше ориентироваться в окружающем мире, организовывать свою жизнь, становиться более самостоятельным

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной специально организованной деятельности Значимого взрослого и ребенка.

Так, на стадии любопытства дошкольник довольствуется лишь первоначальной

ориентировкой, связанной с занимательностью, яркостью, необычностью самого предмета. Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, на этой стадии проявляются сильные эмоция удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью.

Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы, познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой развития которой служит целостный акт познавательной деятельности. Источником познавательной активности является познавательная потребность, в процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Отмеченные стадии познавательного развития не существуют изолированно друг от друга, практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи и характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.

Финишные показатели познавательного развития дошкольника:

это первичное, обобщенное отношение к миру:

- познавательное отношение - мир удивителен, полон тайн и загадок я хочу их узнать и разгадать;

- бережное отношение - мир хрупок и нежен, он требует в себе даже охраны - я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить: разумного подхода и

- созидательное отношение - мир так прекрасен, - хочу сохранить и приумножить эту красоту.

2. Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

когнитивный, направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира;

деятельностный, отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно- ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование, направленной на формирование познавательной активности ребенка;

эмоционально-чувственный, определяющий отношение ребенка и познанию окружающего мира

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучения связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

Можно перечислить следующие виды познавательного развития детей дошкольного возраста:

- наблюдение;

- коллекционирование;

- экспериментирование;

- конструирование;

- сюжетно-ролевая игра;

- беседы;

- рассматривание;

- моделирование.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста валяется

экспериментирование,

Которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В практике современных дошкольных организаций используются следующие типы проектов:

Исследовательские проекты (они требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей се решения, в том числе экспериментальных, опытных.

Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы. оформляют результаты исследования);

Творческие проекты (как правило, данные типы проектов не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, видеофильма, драматизация, спортивной игры, развлечения);

Игровые (ролевые) проекты (структура данных проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы). Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети

Информационно–практико-ориентированные проекты (они изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явления; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Причем результат проекта обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы, результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей).

В последнее время в дошкольном образовании широко используется исследовательская деятельность, которая в наиболее полном, развернутом виде предполагает следующее:

- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

- предлагает возможные решения;

- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

- делает выводы в соответствии с результатами проверки;

- применяет выводы к новым данным;

- делает обобщения.

Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.

3. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно – пространственную среду.

Хотелось бы обратить внимание на главу 3. параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку.

Мероприятия, спланированные вне занятий, являются обязательной составной частью системы познавательного развития ребенка. Именно на таких мероприятиях педагоги имеют возможность не только закреплять, уточнять, расширять, систематизировать накопленные представления детей; но и вводить новые содержания.

Формы мероприятий, проводимые вне занятий

• Традиция «Наши славные дела»;

• Рассказы педагогов «Знаете ли вы...»;

• Познавательные занятия;

• Подбор материала о животных и растениях;

• Выращивание рассады вместе с детьми,

• Календарь жизни группы;

 • Коллекционирование.

Таким образом, чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства. Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

(памятка воспитателю по работе с семьей)

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает: становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе;

• формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем;

• формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);

• развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления;

• развитие восприятия.

 В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

Возможны совместные семейные проекты, например такие, как «Генеалогическое древо нашей семьи», «Семейная коллекция», «Доисторический лес», «Путешествие по карте».

Игра "Нити счастья"

Сегодня мы с вами будем волшебниками, которые могут всё. Я вам предлагаю соткать полотно своего счастья. Чтобы соткать полотно, нам нужны нитки. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сегодня мы с вами будем превращать их в Нити Счастья. Встаньте в круг плотнее так, чтобы чувствовать друг друга. Мы будем передавать нитки друг другу. У кого окажется моток ниток, должен ответить на вопрос: "Что такое счастье?" и передать этот моток человеку, стоящему справа от вас. Следующий участник повторяет предыдущий ответ и добавляет свой и т.д. по кругу. Обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного человека к другому, становится мотком Нитей Счастья.

Он взрослых изводил вопросом «почему?».

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «почему?».



Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ No2 им. Х.К. Шидова г.п. Нарткала

Консультация для педагогов

«Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук»

Воспитатель:

Жамбеева 3.3.

Апрель 2024 г.

Моторика – это вся сфера двигательных функций (т. е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты.

-

Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее...». Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь. Одним из наиболее интересных видов деятельности для ребёнка дошкольника является изобразительная деятельность. Она сочетает в себе рисование, лепку, аппликацию. Однако именно техника «пластилинография» соединяет в себе два направления изобразительной деятельности рисование и лепку.

«Пластилинография» от «графия» создавать, изображать, «пластилин»- материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, объемные или полуобъёмные на горизонтальной поверхности. «Пластилинография»

подразумевает рисование таким материалом как пластилин, он мягок, пластичен, имеет обширную палитру цветов, которые, как и краски можно смешивать, накладывать, друг, на друга меняя оттенки цвета. Пластилин можно прилеплять, раскатывать, отщипывать, оттягивать, все эти приёмы мы используем в лепке и эти же приёмы необходимы при работе в технике пластилинография. Основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы

Итак, наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга, а пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным решением задачи, развития мелкой моторики рук дошкольников.

Актуальность

Стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с января 2014 года рекомендует учитывать индивидуальные особенности ребенка, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, поддерживать инициативу и самостоятельность детей, возможность выбора детьми материалов. В целевых ориентирах ФГОС ДО обозначено, что ребенок уже в раннем возрасте должен уметь уверенно пользоваться такими предметами как ложка, расчёска, карандаш и стремиться проявлять самостоятельность. Однако, заметила, что некоторые дети с плохо развитой ручной моторикой неловко удерживают ложку, неправильно держат карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, поэтому, чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Некоторые ребята затрудняются раскатать кусочек пластилина, держать в руках кисточку, поэтому они равнодушно относятся к занятиям художественным творчеством: рисованием, лепкой, заранее предполагая отрицательный результат своей работы – все это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.

Поэтому, считаю, проблема развития моторики актуальна для ребят нашей группы. Выявление проблемы способствовало созданию комплекса занятий по пластилинографии, для развития мелкой моторики руки, интеллектуального развития дошкольников и развития речи. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующее предположение. Использование комплекса художественно - творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

В настоящее время с увеличением числа детей с нарушениями речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением, проблему развития мелкой моторики рук следует считать актуальной и востребованной.

Цель и задачи

Цель: развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста с использованием комплекса художественно - творческой деятельности по пластилинографии.

Задачи:

*Выявить возможности пластилинографии как эффективного и целесообразного средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

*Учить детей основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание).

*Учить дошкольников работать на заданном пространстве.

*Учить детей принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

*Воспитывать умения аккуратной работы с пластилином.

*Мотивировать к участию в создании индивидуальных и коллективных

работ.

*Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

*Развивать интерес к процессу и результатам работы.

*Создать условия в развивающей предметно пространственной среде группы для развития творческих способностей детей.

*Поддержка творческой инициативы дошкольников.

*Привлекать родителей к совместной художественно-творческой деятельности и разработать информацию педагогического просветительского характера.

Образовательная деятельность с детьми

Пластилинография – это отличный способ весело и с пользой провести время, и кроме того эффективное средство развития мелкой моторики руки. Этапы введения пластилинографии, как средства развития мелкой моторики:

Этап 1. Знакомство с техникой пластилинография

Рассматривание картин и иллюстраций, выполненных в этой технике

Этап 2. Обучение детей нетрадиционной технике пластилинографии

Этап 3. Самостоятельная творческая деятельность детей

Этап 4. Отслеживание результатов, рефлексия (вернисаж, выставка, галерея)

Чтобы работа в технике пластилинография была более эффективной, прежде всего, нужно заинтересовать детей, начинать работу следует постепенно от лёгкого к сложному.

В процессе обучения пластилинографии не следует ставить перед детьми очень сложные задачи, чтобы не испугать. Очень важно подкрепить их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Этап 1. Знакомство с техникой пластилинография

Начинаю знакомить детей с пластилинографией в младшей группе и включаю художественно - творческую деятельность в образовательный процесс, в свободное время в ходе режимных моментов. На начальном этапе дети познакомились с нетрадиционной техникой пластилинографией. Ребята рассмотрели картины и иллюстрации, выполненные в данной технике, узнали, какие материалы и инструменты нужны для создания пластилиновых картин, что нужно для того, чтобы пластилиновая картина не потеряла форму, какие бывают виды пластилиновых работ. Обговорили, что необходимо для подготовки рабочего места, как сделать пластилин мягким, готовым к работе. Вместе разобрали правила техники безопасности при работе с пластилином, с инструментами: стеками, палочками, трубочками, крышечками. Поговорили о том, что после работы следует навести порядок на столе. Поиграли с пластилином, знакомясь с приемами пластилинографии: отщипывали пальчиками, надавливали на пластилин подушечкой указательного пальца; размазывали пластилин по поверхности основы от центра к краям контура. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение. Итак, приступаем к работе в технике пластилинография.

Этап 2. Обучение детей нетрадиционной технике пластилинографии

На этапе обучения ребята освоили правильную постановку пальцев, приемы пластилинографии, научились работать на ограниченном пространстве, не выходить за контур рисунка.

Кроме того, ребята освоили следующие приёмы: размазывать пластилин, будто закрашивая рисунок, вливать один цвет в другой, путем слияния двух цветов получать новый цвет или оттенок. Для большей выразительности работ приступили к использованию природного материала и других вспомогательных предметов: бусинок, стразов, зубочисток, бисера, научились пользоваться стекой - печаткой. Следует отметить, что на данном этапе дети научились выполнять работы по образцу и действовать по словесному указанию воспитателя. Комплекс художественно - творческой деятельности по пластилинографии

Этап 3. Самостоятельная творческая деятельность детей

Когда дети уже освоили приемы пластилинографии, они самостоятельно выбирают рисунок по сложности и сюжету, подбирают необходимые цвета и материалы, которые доступны детям для самостоятельного творчества в уголке изобразительной деятельности. Поддерживаю стремление, детскую инициативу, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов, выдумывание сюжета своей работы доставляет детям удовольствие.

Создание условий в развивающей предметно - пространственной среде группы. Важно создать условия в развивающей предметно-пространственной среде группы для того, чтобы самостоятельная образовательная деятельность дошкольника возникала по инициативе детей, с интересом, для пользы и развития мелкой моторики. Развивающая предметно пространственная среда группы предполагает уголок, в котором имеется материал к самостоятельным занятиям нетрадиционной техникой пластилинографией для развития мелкой моторики руки.

Материал: цветной пластилин, картон, стеклянная, пластиковая основа. Природный материал: семена клена, арбуза, тыквы, подсолнуха, крупы: фасоль, греча, рис, перловка, пшено.

Инструменты: стеки, палочки; возможно использование зубочисток, паст от шариковых ручек, трубочек для коктейлей, формочек, крышечек разного размера.

Оборудование: тканевые салфетки, доски для лепки, набор дополнительных аксессуаров для творчества: глазки, бусинки, бисер, пайетки, колечки.

Демонстрационный материал: образцы пластилиновых картин, поэтапное изображение, анимационные работы художников, выполненных с помощью пластилинографии.

Технические средства обучения: проектор, экран, музыкальный центр.

Развивающая предметно пространственная среда выполняет ответственную функцию она побуждает детей к самостоятельности, к развитию, формирует интерес, фантазию, воспитывает трудолюбие, аккуратность, усидчивость при выполнении работы.

Этап 4. Отслеживание результатов, рефлексия

Выполнив творческие работы, устраиваем вместе с ребятами в группе выставки и вернисажи, где дети рассматривают свои произведения, отмечают лучшие, подробно рассказывают о сюжете, о том, какими приемами выполняли работу, какими инструментами и материалами пользовались, что использовали для украшения, замечая, что в этот раз получилось лучше, чем в прошлый раз.

Приглашаем на выставки детей и воспитателей других групп, родителей, самые лучшие работы выставляем на сайте детского сада. На этом этапе предлагаю детям сюжетно-ролевую игру «Картинная галерея», где мы с ребятами рисуем афишу, пригласительные билеты, подготавливаем места для зрителей, распределяем роли, назначаем экскурсовода, кассира, администратора галереи, и дети как настоящие экскурсоводы проводят показ творческих работ. В такой игровой форме дети научились выделять в своих работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Наблюдая, за тем, как ребята охотно делятся впечатлениями, испытываю чувство удовлетворения и гордости за проделанную работу. Ребята научились не только правильно выполнять задание, но и отслеживать результат.

Работа с родителями

Мир современных технологий значительно облегчил жизнь сегодняшних детей, если раньше развитие мелкой моторики во многом протекало естественным путём, детям приходилось застёгивать пуговицы, завязывать шнурки теперь существуют молнии, липучки. А ведь ещё не так давно, родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Поэтому, развитие навыков мелкой моторики, сегодня ложиться на плечи современных педагогов и родителей. Многие родители нашей группы отмечают моторное отставание у детей и проявляют озабоченность. Но, к сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме освоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому очень важно приобрести в лице родителей заинтересованных и понимающих партнёров. Для того, чтобы заинтересовать родителей начала с раздаточной информации педагогического просветительского характера в форме брошюр «Пластилинография» – это интересно, весело, полезно!», далее оформила стендовую информацию на тему: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики». Организуя беседы, консультации, стараюсь показать, какую важность имеет своевременное развитие мелкой моторики руки. В работе с родителями применяю самые разнообразные формы работы.

1. Индивидуальные консультации

2. Родительское собрание

3. Стендовая информация

4. Родительская гостиная

5. Раздаточная информация (брошюра)

6. Совместная творческая продуктивная работа родителей и детей

Таким образом, родители чаще стали обращаться за советами по проблеме развития моторики детей, начали уделять время, заниматься и играть со своими детьми в развивающие игры, рекомендованные воспитателем. Придя в детский сад после выходных дней, дети рассказывают о совместной деятельности с родителями, приносят интересные работы в технике пластилинография и с удовольствием показывают их.

Результативность

С целью отслеживания результативности деятельности детей по развитию мелкой моторики средствами пластилинографии провела педагогическую диагностику в начале и в конце года, которая выявила положительные результаты работы. Результаты исследования показали положительную динамику в развитии мелкой моторики воспитанников в сравнении с предыдущими показателями.

Заключение

Целью моей работы явилось выявление возможностей использования комплекса художественно - творческой деятельности по пластилинографии как средства развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста.

Результатом выполненной работы считаю следующее:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного

возраста.

2. Подобран комплекс художественно творческой деятельности

3. Проведена диагностика развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

3. Предполагаемые возможности пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста подтвердились.

Результаты позволяют говорить о том, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии способствуют развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца. Детям предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их картина, дается возможность выбрать подходящий на их взгляд материал, что соответствует стандарту дошкольного образования.

Анализ проведённой работы с детьми позволил сделать вывод, что пластилинография является одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Перспектива видится в продолжении работы над развитием мелкой моторики рук средствами пластилинографии и создании комплекса художественно-творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Привлекает в рамках данной темы возможность в составлении коллективных лепных картин, в создании более сложных композиций с помощью разнообразных и комплексных приёмов, пластилиновых театров по мотивам знакомых сказок.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №№2 им. Х.К. Шидова» г.п. Нарткала КБР

Семинар-практикум

Тема: «Играем - речь развиваем»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по методике организации дидактических игр с целью формирования речевой активности дошкольников, совершенствование практических навыков необходимых в работе с детьми по данной теме.

1. Вступительная часть

2. Педагогическая разминка «Развитие речи - важная составляющая развития дошкольников»

3.Методические рекомендации: «Введение дидактических игр по развитию речи в образовательный процесс ДОУ». Памятка для педагогов: «Условия эффективности речевой работы педагога с детьми»

4. Мастер-класс «Речевые игры в режимных моментах». 5. Педагогическая копилка. Картотеки дидактических игр по развитию речи выставка- презентация по всем возрастным группам.

5. Педагогическая копилка. Картотеки дидактических игр по развитию -выставка- презентация по всем возрастным группам

Семинар-практикум Тема «Играем речь развиваем»

Дата проведения:

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по методике организации дидактических игре с целью формирования речевой активности дошкольников, совершенствование практических навыков необходимых в работе с детьми по данной теме.

«Обучение и мера не краги цели и интересы

 которых совершенно противоположны – это друзья,

товарищи, которым сама природа указала идти

 одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга»  

П.Ф. Каптерев

Форма проведения

Содержание работы

Ответственный

-

1-

-2-

-3-

- 4-

1

Вступительная часть

Цель проведения семинара. Использование методической литературы по теме семинара.

Методист

2

Педагогическая разминка

«Развитие речи важная составляющая развития  дошкольников

Цель: систематизация знаний педагогов по использованию дидактических игр для речевого развития дошкольников.

Методист

3

Методические рекомендации

Введение дидактических игр по развитию речи в образовательный процесс ДОУ».

Памятка для педагогов: «Условия эффективности речевой работы педагога с детьми»

Методист

4

Мастер - класс

«Речевые игры в режимных моментах»

Воспитатель

5

Обсуждение

Анализ просмотренных открытых занятий

Воспитатели

6

Педагогическая копилка

Картотеки дидактических игр по развитию речи Воспитатели выставка-презентация по всем возрастным группам

Воспитатели

1. Вступление на семинар-практикум «Играем речь развиваем» В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых обучении. Народная мудрость создала дидактическую игру, которыми является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Игра развивает язык, а клык организует игру. Главное назначение игр разнице ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширенно представлений об окружающей действительности, совершенствование внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Дидактическая игра одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В тоже время игра основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников свой интерес к процессу познания. Игра помогает слезать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность.



Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ 2 им. Х.К.Шидова г.п. Нарткала

Консультация для педагогов

«Использование конструкторов как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы  

(к педсовету)

Воспитатель:

Жамбеева З.З

Февраль 2021 г.

Консультация по теме: Использование конструкторов Лего как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы

Конструктор фирмы ЛЕГО - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности. Кроме того, ЛЕГО способствует формированию таких основополагающих качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе.

Конструкторы Лего – страна увлекательного детства.

Конструкторы относятся к категории полезных игрушек, которые играют важную роль в полноценном и всестороннем развитии ребенка. Как известно, они вырабатывают терпение и усидчивость, успокаивают и способствуют овладению умениям абстрактно мыслить и познавать пространство. Конструкторы развивают мелкую моторику ребенка и логическое мышление. Все это говорит о том, что конструктором можно увлечь ребенка любой возрастной категории, и это всегда принесет пользу. Конструкторы фирмы Лего привлекательны тем, что их можно подбирать в зависимости от потребности ребенка на определенном временном этапе, и все детали совместимы между собой, что позволяет находить им применение в новых, нестандартных моделях. Конструкторы данного типа довольно разнообразны, но, исходя из общих признаков, можно их классифицировать.

По возрастным категориям

Первое, на что обращаем внимание при выборе конструктора это возраст ребенка. С ростом и развитием малыша детали становятся мельче, а сложность процесса сборки усложняется, поэтому выбирая игру, следует ознакомиться описанием правил, указанных на упаковке, сопоставляя с возможностями и умениями ребенка. Слишком простая игра будет скучной, а слишком сложная не сможет увлечь.

Для малышей в возрасте от 1 года до 3 лет идеальным конструктором будет Лего серии Дупло (Duplo). Помимо деталей для строительства простых домиков или конструирования машинок, такие тематические наборы содержат крупные цельные фигурки известных героев или животных.

Также интересны для малышей, да и для деток старшего возраста, наборы ростового строительного материала из крупных деталей «Soft». Тут уж и родители не смогут удержаться от сооружения настоящих домиков и башен.

Для детей 3-6 лет конструкторы Лего представлены в самом большом ассортименте - от одиночных комплектов для конструирования транспортных средств и сооружений домов до тематических наборов специальная техника (пожарные, полицейские машины, машины для уборки улиц, автоподъемники и др.), Даша-следопыт, зоопарк, и др.

Конструкторы для детей старше 6-7 лет чаще всего отличаются количеством деталей и сложностью сборки Лего Звездные войны, Ниндзя, Бен Тэн, средневековые замки и пр.

В эту категорию можно отнести настольные игры, а также транспорт на дистанционном управлении.

По половому различию

Кроме того, разнообразие наборов Лего определяет «стиль» игры, что позволяет сделать ее интересной как для мальчиков, так и для девочек. Таким образом, в наборы для девочек чаще входят конструкторы для сборки животных, домов, магазинов, салонов, а также тематические наборы о принцессах, куклах, других сказочных и придуманных героях, а для мальчиков предпочтительнее машины, самолеты, роботы, супергерои.

Если у вас в семье есть и мальчик, и девочка, можно приобрести один набор для двоих, но разнообразить его дополнительными деталями по вкусу ребенка, которые продаются отдельно и подходят к конструктору. Так, например, приобрести для девочки гарнитур для сконструированного домика, а для мальчика героя из серии Лего ниндзя или Истории игрушек. Тачек. Причем все герои Лего - это не просто фигуры, а персонажи, у каждого из которых есть свой стиль, история, оружие и прочее, и наши дети. как правило, все это знают.

По тематике

Большинство наборов Лего посвящено определенной тематике: например, транспортной, для собирания дороги, машин, а также строительной, растительной, животной. Кроме того, существуют как тематические наборы, так и базовые для расширения ассортимента деталей конструктора.

Отдельно стоит выделить и наборы Лего - настольные игры.

Кнопочный конструктор "Лего" в переводе с датского обозначает "умная (хорошая) игра", а самое главное, что это яркий, красочный,

полифункциональный материал, представляющий большие возможности для поисковой деятельности детей.

Конструктор "Лего" имеет преимущества по сравнению с металлическим и деревянным:

1. Разнообразие большое количество деталей: кирпичики, кубики и т. д. 2. Своеобразие креплений: крепление происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно: постройки мобильны, устойчивы.

3. Детали прочные, легкие, яркие, нетравматичные, привлекают внимание детей.

4. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей.

5. Развивается речь, что особенно актуально для детей с её нарушениями.

Созданные постройки из "Лего" используют с детьми в играх - театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержание того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.

У ребёнка появляется возможность создать собственный образ колобка или волка, наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Естественно, что детям с речевой патологией необходима помощь педагога в овладении не только игрой - театрализацией, но и в создании Лего- персонажа. Для этого используются методы показа игрушки (картинки, оказание целенаправленной помощи, беседа.

Впоследствии дети с речевой патологией начинают создавать интересные постройки и декорации, передовая своё отношение к ним. Дети выбирают различные Лего-элементы для отдельных частей тела героев, подчёркивая их индивидуальные качества.

Сказка «Как собрать жирафа»

Посредствам героев сказки, выполненных своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности. Лего помогает ребёнку видеть мир во всех его красках, что способствует его развитию. При выполнении построек по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными, поэтапными постройками.

Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: "Давайте играть в "Лего-сказки", но сначала придумаем героев этих сказок. "Для развития интереса придумывала маленькие сказки сама, затем дети обыгрывали эти сказки. Так как сами элементы и тем более соединённые детали могу т превращаться во что угодно (дом человека, замок, пещеру, на глазах у детей превращаются детали в сказочные персонажи.

Использование конструктора "Лего" в театрализованной деятельности способствует следующему:

1. Созданию условий для развития творческой активности детей (развитию способностей, побуждению к импровизации средствами мимики, интонации).

2. Обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами деятельность в едином творческом процессе. (Конструирование, досуги, музыкальные занятия).

3. Способствует самореализации каждого ребёнка и создание благоприятного

микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Итак, при помощи использования кнопочных конструкторов "Лего" театрализованная деятельность детей становится более интересной, развивается интеллектуальный и творческий потенциал детей: самостоятельность исполнения и передача образа сказочных персонажей, взаимодействие в коллективе и согласование, воображение, речь, а также

личностные качества.

ЛЕГО-конструирование модная игра или серьёзное занятие?

Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, которые соответствуют самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей универсальности они оказываются наиболее предпочтительными

развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки ребенка.

Дети - неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Младшие школьники учатся конструировать «шаг за шагом», что позволяет детям продвигаться вперёд в собственном темпе, пробуждает желание учиться и решать новые, более

сложные задачи.

Работая с конструктором, можно строить модели и при этом обучаться, играя и получая удовольствие. Когда придумываешь модели сам, ощущаешь себя профессиональным инженером, механиком, строителем или великим конструктором. И это здорово!

Модель можно переделывать, конструируя каждый раз новые формы или элементы декораций (например, гараж, депо или даже ангар). Это дает полную свободу действий. Работа является оживленной и интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов фантазии.

Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работать и видеть конечный результат своей работы.

Конструирование способствует развитию мышления, ловкости, а также интеллекта, воображения и творческих задатков. Способствует формированию таких качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное чувство уверенности в себе.

Если с раннего детства стремиться к познанию - это перейдет в умение учиться конструированию направленно и воспринимать новое с большим интересом. Занятия конструированием не просто интересны ребятам, но и пробуждают их желание к дальнейшей работе и саморазвитию.

Каждый ребёнок заслуживает, чтобы его окружали любящие заботливые люди, и обстановку, в которой он мог бы спокойно играть. При этом условии у ребёнка появляется множество возможностей, он может сам решать, каким способом ему удобнее познавать мир, когда ему интересно- тогда ему хорошо и спокойно.



Предварительный просмотр:

                                            Игровые технологии в математике

 Понятие игры Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку представляет собой свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.

     Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в самом процессе, а целью является получение удовлетворения играющим. Игру можно понимать по-разному: игра - особый вид человеческой деятельности; игра - средство влияния на играющих (так как она специально организуется и имеет определенную цель); игра - особый набор правил, требующих своего исполнения; игра - особый способ условного присвоения мира; игра - как форма педагогической деятельности.

       Организация качественной, полезной игры сложный и кропотливый процесс. Педагог должен мастерски владеть этим искусством (точно сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать начало и финал). При организации игры он должен выбрать в качестве основной цели одну – две функции, которые будут для него наиболее важными.

         Одной из наиболее эффективных технологий, близких ребенку по своей сути, является проблемно-игровая технология. В основе ее лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Цель: развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности.

        В работе З.А. Михайловой проблемно-игровая технология представлена в системе следующих средств: логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия), проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность. Эта технология позволяет ребенку овладеть средствами (сенсорные эталоны, речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, обследованием, классификацией, сериацией), накопить логико-математический опыт.

       Классификация игровых технологий Современные логико-математические игры, используемые в дошкольных учреждениях, разнообразны. В проблемно-игровой технологии они представлены в виде групп.


Настольно-печатные «Цвет и форма», «Логический домик», «Игровой квадрат», «Логоформочки», «Логический поезд» и др.;

Объемное моделирование «Кубики для всех», «Загадка», «Тетрис», «Шар», «Геометрический конструктор» и др.;


 Плоскостное моделирование o «Танграм», o «Сфинкс», o «Тетрис», o «Монгольская игра», o «Абрис», o «Т-образная» o и др.;


Игры из серии «Кубики и цвет» «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно» и др.;


 Игры на составление целого из частей «Дроби», «Чудо-цветик» и др.

Значение игровой технологии Достоинство этой технологии состоит в освоении различных по степени сложности игровых действий, которые включают группировку, раскладывание, соотнесение, счет, измерение. При этом, следуя игре собственного воображения, ребенок трансформирует свой опыт, создает игровые ситуации, вносит новые познавательные задачи.

      Данная технология может быть представлена последовательными шагами: от освоения игры в совместной деятельности взрослого с ребенком к участию в играх на уровне самодеятельности, а затем переход к участию в играх на более высоком уровне и, как правило, вновь возникающие игры взрослого с детьми или успешно играющими в них детьми.

       Проблемная ситуация в условиях применения этой технологии рассматривается как средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате. Проблемная ситуация для маленьких детей складывается в форме «потребности в познании» (Н.М. Полякова). Ребенок сталкивается с ней в условиях занимательных задач, задач-шуток, которые заставляют детей задуматься и установить связи объектов по форме, соотношению частей, расположению их в пространстве, количественному значению и т.д.

       Учим математике играя!


                                               КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ


   Младшая группа
 «Поиграем с матрешками» Цель: учить детей создавать множества из однородных предметов и определять их количество словом «много», выделять во множестве каждый предмет в отдельности. Игровые действия: разыгрывание сюжета Игровые правила: 1. Посмотреть, сколько матрешек на столе; 2. Спрятать одну матрешку Оборудование: набор матрешек


Средняя группа «Найди, сколько предметов» Цель: находить предметы по числовым карточкам Игровые действия: соревнования Игровые правила: 1. Рассмотреть игровые карточки и найти столько предметов, сколько кружков на картоне. 2. Найти группу предметов по названному числу или цифре, которая заменит числовые карточки. 3. Отсчитай по образцу (подойти с образцом к игрушкам и отсчитать нужное количество). Оборудование: игрушки, числовые карточки


 
Старшая группа «Исправь ошибку» Цель: закрепить умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Игровые действия: разыгрывание сюжета Игровые правила: 1. Найти ошибку и исправить ее различными способами Оборудование: фланелеграф, цифры, игрушки

 

 Подготовительная группа «Встань на свое место» Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию. Игровые действия: разыгрывание сюжета Игровые правила: играющие, становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу воспитателя: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке. Оборудование: два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.


                                            ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ


 Младшая группа «Разложи в коробки» Цель: научить детей группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины. Игровые действия: соревнование Игровые правила:1. Навести порядок, разложить все фигуры по коробкам Оборудование: квадрат, треугольник, круг, коробки с изображением фигур


 
Средняя группа «Найди свою фигуру» Цель: научить детей различать и правильно называть геометрические фигуры Игровые действия: соревнование Игровые правила: 1. Одна группа опускает геометрические фигуры в прорезь ящика. 2. Другая группа должна выбрать из ящика фигуру, опираясь на изображение на конверте. Оборудование: квадрат, треугольник, круг, конверт с изображением фигуры, ящик с прорезями.


 
Старшая группа «Посмотри вокруг» Цель: закрепить представления о геометрических фигурах Игровые действия: соревнование Игровые правила: 1. Назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы. 2. Дважды нельзя называть один и тот же предмет.3. Игра проводится в быстром темпе. Оборудование: предметы различной геометрической формы


 
Подготовительная группа «Сломанная машина» Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете Игровое действие: соревнование Игровые правила: На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачиваются. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет, чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Оборудование: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.


                                         
ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

 Младшая группа «Где звенит колокольчик?» Цель: закрепить пространственные направления Игровое действие: разыгрывание сюжета Игровые правила: дети становятся полукругом, закрывают глаза. Воспитатель ходит по кругу, останавливаясь поочередно у каждого ребенка, и звенит колокольчиком то слева, то справа, то сверху, то снизу. Ребенок определяет, с какой стороны раздает звук. Открыв глаза, он сначала может показать направление руками, а затем назвать его. Оборудование: колокольчик


 
Средняя группа «Найди спрятанную игрушку» Цель: ориентироваться в пространстве и уметь двигаться в определенном направлении Игровое действие: разыгрывание сюжета Игровые правила: 1. Ребенок выходит за дверь, а все остальные прячут игрушку. Воспитатель обозначает направление словесно.2. Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелками разного цвета. Оборудование: игрушка, разноцветные стрелки


 
Старшая группа «Расскажи про свой узор» Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. Игровое действие: разыгрывание сюжета Игровые правила: у каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора. Оборудование: картинки с узорами


 Подготовительная группа «Когда это бывает» Цель: закрепить знания о частях суток. Игровое действие: разыгрывание сюжета Игровые правила: Воспитатель выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток? Оборудование: модель суток, картинки.


                                                         
 ВЕЛИЧИНА


 
Младшая группа «Путешествие на лесную поляну» Цель: научиться выделять признак ширины Игровое действие: разыгрывание сюжета Игровые правила: дети идут на лесную поляну; путешествие может сопровождаться разнообразными встречами по пути, но главный момент- переход через речки. Оборудование: 2 шнура


 
Средняя группа «Магазин» Цель: учить соизмерять предметы (примеривать), понимать слова «велико», «мало». Игровое действие: разыгрывание сюжета Игровые правила: 1. Выбрать продавца, кассира, контролера, остальные- покупатели. 2. Когда все покупки распроданы - примерить их. Оборудование: предметы одежды разных размеров: кофты, шапки, варежки, обувь.


 
Старшая группа «Мы портные» Цель: выполнять самостоятельно измерения, запоминать последовательность правил измерения и четко их выполнять. Игровое действие: разыгрывание сюжета Игровые правила: 1.Измерить, сколько полотенец можно сшить из куска материала с помощью мерки (одного полотенца). 2. Разрезать полоску по отметкам и «вышить» (разрисовать). Оборудование: полоски, цветные карандаши


 
Подготовительная группа «Чем отличаются полоски?» Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине Игровое действие: соревнование Игровые правила: 1. Воспитатель предлагает детям положить полоски перед собой и задает вопросы: «Чем отличаются полоски друг от друга? Сколько всего полосок? Как составлена группа из 10 полосок разного цвета?»3 атем предлагает положить полоски в ряд по порядку от самой короткой до самой длинной, предупреждает, что надо сразу выбрать нужную по порядку полоску, примеривать и менять полоски местами нельзя. Один ребенок выполняет задание на фланелеграфе. После этого воспитатель обращаете к детям: «Сколько всего полосок? Как составлена лесенка из 10 полосок разной длины?) Какая полоска самая короткая, какая подлиннее, какая - еще длиннее». «Равны ли эти ступеньки? - спрашивает детей воспитатель. - Как можно проверить, на сколько каждая полоска длиннее или короче соседних? Измерьте ступеньки вашей лесенки меркой! Посмотрите, парны ли они? Верно, ступеньки наших лесенок равны, каждая следующая полоска на 1 и тот же кусочек длиннее соседней. Поэтому и лесенки наши ровные. 2. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из полосок. Открыв глаза, дети должны угадать, какую по счету полоску спрятал воспитатель? Оборудование: наборы из 10 полосок разного цвета, равномерно увеличивающиеся по длине от 2 до 10 см, и полоски-мерки длиной в 1 см.


                                                              
ФОРМА


 
Младшая группа «Найди предмет такой же формы» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Игровое действие: разыгрывание сюжета Игровые правила: В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. К кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую показывает воспитатель. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам. Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круглой формы (мячи, шарики, пуговицы), квадратной формы (кубики, платок, карточки), треугольной формы (строительный материал, флажок), овальной формы (яйцо, огурец), прямоугольной формы (книга, тетрадь).


 
Средняя группа «Лото» Цель: освоение умений выделять различные формы. Игровое действие: соревнование Игровые правила: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры. Обрудование: карточки с изображением геометрических фигур.


 
Старшая группа «Кто быстрее найдет» Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме. Игровое действие: соревнование Игровые правила: Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. Воспитатель называет по одному человеку и говорит, какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы. Оборудование: геометрические фигуры различной формы

Подготовительная группа «Подбери фигуру» Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами. Игровое действие: соревнование Игровые правила: 1. Воспитатель указывает на фигуры, а дети среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. 2. Если у детей есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку они должны показать. Оборудование: Подставка, на которой размещены модели геометрических фигур; картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.