Кружковая работа
Кружок - это неформальное, творческое объединение детей в группу по общим интересам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружковая работа по тестопластике | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа No2 им. Х.К. Шидова» г.п. Нарткала КБР
Кружковая работа
Программа дополнительного образования по
тестопластике «Волшебное тесто»
Программа рассчитана на 3 года
Руководитель кружка Жамбеева 3.3.
Программа дополнительного образования по тестопластике «Волшебное тесто»
Программа «Волшебное тесто» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических разработок: И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», И.А. Лыкова «Цветные ладошки», О. А. Гильмутдинова « Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», И. А. Лыкова «Мы лепили, мы играли», Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте», Горичева В. С. «Сказку делаем из глины,
теста, снега, пластилина».
Программа по тестопластике «Волшебное тесто» рассчитана на 3 года. Программа реализуется с детьми средней, старшей и подготовительной группы.
Занятия по тестопластике «Волшебное тесто» посещают дети по интересам и запросам родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с октября по май. Во вторую половину дня.
Цель программы: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, развитие самостоятельности при планировании своей деятельности, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Задачи:
Образовательные:
знакомить со способами деятельности лепка из соленого теста;
формировать представления об основах техники безопасности;
создавать условия для творческой самостоятельности;
формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.
Развивающие:
развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
развивать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
Воспитательные:
воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
воспитывать стремление четко соблюдать необходимую последовательность действий;
воспитывать самостоятельность в организации своего рабочего места, желание убирать за собой.
Формированию личности ребенка в творческом его развитии способствует такая организация творческой деятельности, когда каждый ребенок не только рождает идею, но и сам является её реализатором. Для этого используются разнообразные приемы:
-игровые приемы (приход героя и т.д.)
- игровые упражнения для самостоятельного использования инструментов для лепки (стека, печатки и т.д.)
-показ технологических приемов
-рассматривание игрушек, скульптур и т.д.
Диагностика развития творческих способностей у детей проводится 2 раза в год (начало года и конец). Формы подведения итогов реализации программы:
-организация выставок детского творчества
-праздники дарения
результаты:
презентация результатов работы на родительском собрании. Ожидаемые
раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов
воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению.
1. Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарования детей
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами: чем больше
мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский
Все дети любят лепить. Им интересен сам процесс и результат. С помощью простого и доступного материала как соленое тесто можно сделать много интересного: забавную фигурку, игрушку, украшение. Готовое изделие ребенку интересно потрогать, повертеть, поиграть с ним, подарить и, конечно, похвастаться: "Это я сделал сам!" Создавая оригинальное произведение, полезную вещь собственными руками, украшая свое жилище, ребенок чувствует себя значимым в этом мире, вносит в него частичку своего "я".
Своими корнями лепка из теста уходит в далекое прошлое и тесно связана с народными обычаями, праздниками, домашним укладом. Встречая весну, обычно выпекали вылепленных из теста птичек. Когда на Руси вошло в обычай празднование Нового года, люди стали дарить друг другу фигурки, изготовленные из соленого теста. Их преподносили молодоженам, потому что они несли в себе особый смысл - символизировали богатство и благополучие в семье. Ведь хлеб и соль всегда присутствовали на любом столе. Отсюда и название таких фигурок "хлебосол".
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять главное, характерное. Учит не только смотреть, но и видеть. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка. Воспитывает такие качества, как самостоятельность, целенаправленность в выполнении работы, умение довести работу до конца. Наряду с развивающей, обучающей и коммуникативной функцией, тестопластика решает релаксационную функцию, снимает психоэмоциональное напряжение, особенную ценность приобретает для развития мелкой
моторики у детей дошкольного возраста.
Работа с тестом
это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно творческая деятельность
выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое настроение, повышает самооценку, чувство удовлетворения. Но время занятий с тестом, дети работают за одним большим столом, это объединяет, даёт возможность видеть результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную потребность детей в процессе творчества.
При правильном замесе не крошится, не трескается, не имеет запаха, приятно на ощупь. Долго сохраняется при бережном обращении, а в случаях поломки изделия не образует острых углов. Тесто - это натуральный и экологический чистый продукт. Он доступен каждому, дёшев и лёгок в приготовлении и использовании. Детям работа с тестом доставляет наряду с познавательными навыками массу удовольствий и радостных мгновений.
Преимущество солёного теста:
-можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
-легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот;
- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;
-поверх краски хорошо еще покрывать лаком
- с готовым «изделием» можно играть
-сохранится на века.без боязни, что оно потеряет форму.
Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников - это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования.
Лепка - процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства.
Лепка - полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой МОТОРИКИ рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления.
Работа с тестом - это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) - это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе - поможет тестопластика.
Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с нетрадиционным материалом для лепки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Цель: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с нетрадиционным материалом.
На занятиях дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
создание трехмерных объектов развивает пространственное мышление;
Во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика;
в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т.д.;
получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия малыша;
здесь нет обязательной программы, ребенок выполняет только то, что ему по
по той же причине занятия могут проводиться в форме игры;
заинтересованный в конечном результате ребенок учится усидчивости и концентрации;
свободное общение во время занятий дает предпосылки к коллективному творчеству;
само по себе тесто является теплым, экологически чистым, легко стирающимся и доступным материалом.
Методические рекомендации по организации ИГР – занятий
При организации игр-занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности. 4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его 5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Функции тестопластики:
* Коррекционно-развивающая развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.).
• Обучающая расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
* Коммуникативная развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
напряжения.
* Релаксационная преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального
• Воспитательная развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Форма работы: Совместная деятельность детей и педагога
Срок проведения: октябрь - май
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Форма организации: подгрупповая
Длительность занятий: 15-25 минут
Место проведения кружка: групповая комната
Структура занятия:
Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
Рассматривание образца.
Объяснение, показ приемов лепки.
Лепка детьми.
Физкультурная пауза.
Доработка изделия из дополнительного материала.
Рассматривание готовых работ.
Способы лепки:
Конструктивный лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
Скульптурный - из целого куска, превращая его в фигуру.
Комбинированный - сочетание в одном изделии разных способов лепки. Модульная лепка составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
Лепка на форме - использование готовых форм под основу.
Рецепт соленого теста:
- 2 стакана муки;
- 1 стакан соли;
- 3/4 стакана воды.
При замешивании теста вместе с водой можно добавить 2-3 столовые ложки клея ПВА или растительного масла.
Неиспользованное тесто хранить в целлофановом пакете в холодильнике.
Советы:
- При соединении двух деталей из соленого теста место присоединения нужно смазывать мокрой кисточкой так детали будут лучше держаться.
- Высушивать изделия можно на батарее, в духовом шкафу (под присмотром взрослых) или на солнышке, летом.
- После окончания работы тщательно вымойте руки с мылом, досуха вытрите
их и смажьте растительным маслом.
Цель программы
Создать условия для эстетического развития детей, самовыражения и самореализации дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Полноценное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Возможность подарить детям радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста, вовлечение детей в активную творческую деятельность, развитие мелкой моторики рук.
Задачи программы
Образовательные:
1. Знакомить со способами деятельности - лепка из соленого теста;
2. Учить соблюдать правила техники безопасности;
3. Учить стремится к поиску, самостоятельности;
4. Учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
Развивающие:
1. Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
2. Развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
3. Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
4. Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.
Воспитательные:
1. Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к
выставкам;
2. Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность
действий.
3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Принципы построения работы
• От простого к сложному.
• Системность знаний.
• Воспитывающая и развивающая направленность.
навыков.
• Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений,
• Активность и самостоятельность.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Методические приемы
• показ технологических приемов.
• рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.
• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.
• игровые приемы (приход героя и др.).
• упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки.
Дидактический материал:
• аудиозаписи.
• использование образцов. (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей,
иллюстрации из книг и др.).
Методы и приемы обучения.
Последовательное знакомство с различными видами лепки:
Конструктивный при этом способе лепки образ создается из отдельных
частей.
• Скульптурный (пластический) изделие лепится из целого куска. Комбинированный этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный
• Рельефная лепка - поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости.
• Модульная лепка - этот способ напоминает составление объемной мозаики или конструирование из одинаковых деталей. В зависимости от формы модуля различается несколько видов модульной лепки: из бесформенных кусочков, из шариков, из валиков.
• Лепка из колец.
Словесный метод:
• Беседа, рассказ
• Объяснение, пояснение;
• Вопросы;
• Словесная инструкция
Наглядный метод:
• Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии,
игрушки, скульптурные изделия)
• Показ, выполнение работы (частично, полностью)
Материально-техническое обеспечение
С целью успешной реализации программы созданы необходимые условия для организации занятий и игровой деятельности детей:
1. Групповая комната, оснащенная детской мебелью и местом для релаксации
и отдыха
2. Инструменты и приспособления для художественно-изобразительной
деятельности:
• доска, покрытая фольгой, это рабочее место;
• материал солёное тесто;
• скалка для раскатывания теста ровным слоем,
• вилка, расческа, стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые полосы, например, прожилки на листиках;
• пластмассовые лопатки;
• штампики фабричного производства, формочки для теста или для игр с песком, шаблоны удобны для вырезания теста;
• кисточка, смоченная водой, склеивает отдельные части соленого теста (как клей склеивает бумагу), а также разглаживает неровности на поверхности;
• стаканчики для воды;
• краски (акварельные, гуашь или акриловые, чтобы раскрасить высушенные работы;
прозрачный лак понадобится для закрепления красок и защиты изделия
от влаги);
• салфетки бумажные, тканевые;
• бумага белая, цветная, картон, (для изготовления клювиков, хвостиков, плавничков);
• природный материал (семена, травы, крупы и другие);
• ленточка, если захочется завязать бантик на шее кота или мишки;
• бросовый материал (бусинки, пуговицы, зубочистки, проволока для изготовления усиков, и другие);
• тонкая палочка делает проколы, отверстия, служит стеблем для растений. Понадобится для нанесения рисунка.
• влажная тряпочка, чтобы вытирать руки.
3. Наглядный материал
• иллюстрации,
• народные игрушки
• образцы изделий.
4. Детская художественная литература.
Учебно-тематическое планирование по тестопластике
для средней группы
октябрь | 1. "Вот так тесто!" (знакомство с тестом, просмотр слайд презентации) 2. Вот так тесто!" Печатки на тесте" 3. Путешествие в круглую страну "Вот весёлый колобок" 4. Роспись колобка |
ноябрь | 1. "Калачи из печи" 2. Печатание деревьев и медвежат 3. Роспись готовых фигурок 4. "Пирамидка |
декабрь | 1. "Печатание домиков" 2. "Ёлочные украшения" 3. "Снеговик" 4. "Новогодняя ёлочка" |
январь | 1. «Зимние забавы» 2. "Снежинка" 3. Раскрашивание снежинки |
февраль | 1. Декоративная тарелочка «Цветочек» 2. "Сыр" (из цветного теста) 3. Подарок папе "открытка" 4. Раскрашивание «Открытки» |
март | 1. "Мимоза" (коллективная работа) 2. Раскрашивание готовой работы "Мимоза" 3. Разноцветные бусы (из цветного теста) 4. "Рыбки" |
апрель | 1. "Ракета" 2. Роспись ракеты 3. "Улитка" 4. Роспись “Улитки” |
май | 1. "Цветок" 2. Роспись цветка 3. "Праздничный салют" 4. Роспись праздничного салюта |
Учебно-тематическое планирование по тестопластике
для старшей группы
октябрь | 1. "Осенний листопад" 2. Раскрашивание картины 3. "Утка с утятами плывут по озеру" (коллективная работа) 4. Раскрашивание утят |
ноябрь | 1. "Крендели" и "Бублики" 2. Раскрашивание "Крендели" и "Бублики" 3. "Мои любимые игрушки" 4. Раскрашивание "Мои любимые игрушки" |
декабрь | 1. Изготовление рамки для картины 2. Раскрашивание рамки 3. "Снеговик" 4. "Елочные украшения" |
январь | 1. «Птица счастья» 2. "Рождественская свеча" 3. Раскрашивание рождественской свечи |
февраль | 1. Декоративная тарелка "Цветик Семицветик" 2. Раскрашивание декоративной тарелки 3. Подарок папе 4. Раскрашивание подарка для папы |
март | 1. "Подснежник" 2. Раскрашивание подснежника 3. "Подарок маме " Рамка для фотографий" 4. Раскрашивание Рамки для фотографий |
апрель | 1. "В далёком космосе" 2. Раскрашивание "В далёком космосе" 3. «Жуки на цветочной клумбе» 4. Раскрашивание жуков на цветочной клумбе» |
май | 1. "Цветочная клумба" 2. Раскрашивание "Цветочной клумбы" 3. «Гусеничка» 4. Раскрашивание гусенички |
Учебно-тематическое планирование по тестопластике
для подготовительной группы
октябрь | 1. «Портрет семьи» 2. Раскрашивание портрета 3. "Грибная полянка" 4. Коллективная работа "Дары осени" |
ноябрь | 1. "Тульский пряник" 2. Раскрашивание пряника 3. "Печатание кулонов в подарок ко "Дню Матери" Раскрашивание кулонов |
декабрь | 1. "Картина на стену" 2. Роспись картины 3." Город снеговичков (Коллективная работа) 4. "Елочные украшения" |
январь | 1. «Снежная крепость 2. "Снежинка" 3. Раскрашивание снежинки |
февраль | 1. "Декоративные тарелки" 2. Роспись готовых тарелок 3. "Кружка в подарок папе" 4. Раскрашивание готовой кружки |
март | 1. Весенняя композиция на панно из бабочек (коллективная работа) 2. Раскрашивание панно 3. "Подводное царство" 4. Раскрашивание рыбок |
апрель | 1. Божья коровка на листике май 2. Раскрашивание божьей коровки на листике 3. " Ласточка" 4. Раскрашивание ласточек. |
май | 1. Панно "День Победы" 2. Раскрашивание панно "День Победы" 3. «Цветочная поляна» 4. Транспорт грузовой и легковой |
Содержание программы
Содержание занятий программы «Волшебное тесто» составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения от простого к сложному. Обучение проводится на коллективных занятиях и по подгруппам 10-12 человек.
Этапы реализации программы
Целостный процесс обучения лепке из теста можно условно разделить на три
этапа:
1. Подготовительный
-Знакомить со свойствами теста, способом его приготовления.
-Освоить приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней;
-Освоить приёмы вдавливания;
-Освоить приёмы раскатывания и выдавливания теста;
-Освоить приёмы прищипывания, ощипывания маленького кусочка теста.
-Научиться работать на ограниченном пространстве.
2. Основной
- Научить основным приёмам работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов.
-Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы (природный и бросовый)
-Научиться пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой.
-Научиться соединять части теста с помощью воды и кисти. -Научиться раскрашивать работу гуашью.
-Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы. -Научиться участвовать в выполнении коллективной работы.
-Научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию. -Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
3. Итоговый
Самостоятельно решать творческие задачи
5. Диагностический инструментарий
Оценочные материалы
Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке из теста Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года. Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход
Высокий уровень:
-Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Умеет самостоятельно достигать цель;
-Проявляет начало творческих способностей.
Средний уровень:
-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Недостаточная самостоятельность;
-Замысел реализуется частично.
Низкий уровень:
-Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;
-Отсутствует самостоятельность, интерес;
-Замысел не реализован, работа не доведена до конца.
6. Ожидаемые результаты освоения программы дополнительного образования
• У детей стойкий интерес к тестопластике как во время занятий, так и в свободное время.
• Дети ответственно относятся к выполнению работ.
• Стремятся к самостоятельному, качественному выполнению образа.
• Аккуратно выполняют задание, доводят начатое дело до конца.
• Умеют помогать друг другу при выполнении коллективной работы.
• Имеют представления о народных промыслах.
• Уверенно делят тесто на части соответственно замыслу.
• Владеют техническими приёмами лепки.
• Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.
• Лепят предметы, передавая их характерные особенности.
• Имеют представления о роли цвета в мелкой пластике.
• Умеют составлять простые композиции.
• Рассказывают о последовательности выполнения своей работы, отвечая на вопросы педагога.
• Соблюдают правила по технике безопасности.
• получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой
7. Информационно методическое обеспечение программы дополнительного образования "Волшебное тесто"
Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г.
Лыкова И.А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе.- Москва 2014г.
Лычагина И.А. Лепка из солёного теста 4-5 лет Мозаика Синтез, 2017г. Макарова М.К. Фигурки из соленого теста. Харьков 2015г.
Поделки из соленого теста, изделия из соленого теста, лепка из соленого теста [Электронный ресурс] / http://sballov.qip.ru/referats/preview/91278