Проектная деятельность
Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Путешествие в мир сказок | 92.42 КБ |
Проект В мире насекомых | 1.5 МБ |
Проект В мире профессий | 1.08 МБ |
Краткосрочный проект "Мой родной край" | 214.58 КБ |
Образовательный проект "Зимующие птицы" | 285.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
‹‹Средняя общеобразовательная школа №2 им. Х.К Шидова››
г.п Нарткала КБР
Проект в средней группе
«Путешествие в мир сказок»
Составитель: воспитатель
Жамбеева З.З
Ноябрь 2023 г
Проект «Путешествие в мир сказок» в средней группе.
Введение:
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Продолжительность: одна неделя.
Тип проекта : творческий.
Участники проекта : воспитатели, воспитанники, родители.
Возраст участников: дети средней группы (4-5 года).
Проблема:
В настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Данные полученные в ходе опроса детей и родителей ДОО, свидетельствуют, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического, воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделять больше времени именно сказкам в развитии воспитании наших детей.
Актуальность реализации проекта : Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.
Цель проекта : знакомство со сказками, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, развитие творческих способностей детей, развитие речевой активности детей, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи:
Образовательные
Создать необходимые условия для знакомства со сказками в различных видах совместной деятельности с детьми, учить узнавать персонажи сказок, знать название, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения); совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки.
Развивающие
Развивать познавательные способности ребенка. Любознательность, творческое воображение, внимание, память, фантазию. Развивать традиции семейного чтения. Воспитывать любовь и уважение к труду.
Воспитательные
Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
Задачи с родителями:
1. Расширять представления о детской литературе.
2. Повышение читательской культуры родителей.
3. Заинтересовать родителей расширением читательского кругозора ребенка, знакомя его с произведениями различных жанров, знакомить с русскими народными сказками.
4. Не допускать раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, не заменять непосредственное общение ребенка с родителями.
5. Привлечь к участию в выставке рисунков.
6. Привлечь к организации выставки для детей.
Ожидаемые результаты по проекту : проявляет любовь к сказкам и театральной деятельности; знает и называет прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль; умение использовать различные средства выразительности; умение самостоятельно выбирать сказку. Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру. Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
У родителей: наличие представлений о роли детской литературы в развитии детей, формировании их нравственных качеств. Наличие в каждой семье художественных произведений в соответствии с возрастом, в том числе русских народных сказок. Мотивация родителей над традицией семейного чтения. Повышение желания родителей участвовать в образовательной деятельности в детском саду.
Достоинства использования сказки в интегративной деятельности: Развитие личности. Позволяет само реализоваться. Воспитывает активность. Развивает творчество. Приучает к самостоятельности. Дает возможность найти общий язык со сверстниками и взрослыми. Способствует пробуждению творческих сил. Обогащает впечатлениями. Позволяет накопить богатый жизненный опыт.
Реализация проекта по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие: знакомство со сказками, рассматривание иллюстраций к сказкам. Д/игра «Хорошо-плохо», «Животные и их детёныши», «Что умеют делать звери», «Не забывай о товарищах». Показ настольного театра по сказке «Рукавичка».
Познавательное развитие: знакомство с героями сказок. «Беседа звери и птицы», просмотр сказки «Гуси-лебеди»
Художественно-эстетическое развитие: лепка «Лебедь на озере», пальчиковое рисование, театрализация сказки «Рукавичка».
Речевое развитие: беседа с детьми «Любимые герои из сказок», «Правила общения с книгой», загадки, Д/игра «Хорошо-плохо)
Физическое развитие: подвижные игры «Перелётные птицы», «Лиса в курятнике», «Найти себе пару», «Кошка и мышки», физкультминутка «Принеси мяч».
1 этап – подготовительный.
Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана схемы проекта; сбор информации, литературы, загадок дополнительного материала, создание развивающей среды, разные виды театров (пальчиковые, плоские, кукольные, оформление книжного уголка.
2 этап: основной
Содержание практической деятельности по реализации проекта с детьми.
Непосредственная образовательная деятельность.
I день.
НОД по познавательному развитию «Звери и птицы».
Лепка «Лебеди на озере».
Д/игра «Хорошо – плохо»
П/игра «Перелёт птиц».
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Физическое развитие «Принеси мяч» «Гуси – лебеди».
Работа с родителями: консультация «Русская народная сказка в жизни вашего ребёнка».
II день.
НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Любопытная лисичка».
Заучивание потешки «Идет лисичка по мосту».
ЗКР «Зоопарк».
Физическое развитие «Лисичка в избушке».
П/игра «Лиса в курятнике».
Д/игра «Животные и их детёныши»
Словесная игра «Кто в домике живет?
III день.
НОД по физическому развитию «Зима в лесу».
Д/игра «Что умеют делать звери?»
П/игра «Найди себе пару».
Чтение русская народная сказка «Рукавичка».
Показ пальчикового театра «Рукавичка».
Гимнастика после сна «Как звери готовятся к зиме».
Беседа с родителями «Сказка в жизни ребенка».
IVдень.
НОД по художественно-эстетическому развитию (музыка) «Сказка в музыке».
П/игра «Догони поросёнка».
Д/игра «не забывай о товарищах».
Чтение сказки С. В. Михалков «Три поросёнка».
К. Г. Н. «Научим поросёнка следить за своим внешним видом».
Физическое развитие «Научим поросёнка прыгать через ручеёк».
Совместная деятельность родителей с детьми дома изготовление театров разных рисование героев сказок «Три поросёнка» для плоскостного театра.
Vдень.
НОД по развитию речи «Составь рассказ по сюжетным картинкам»
Физическое развитие «кто бросит дальше мешочек»
П/игра «Кошка и мышки».
Чтение сказки «Колосок»
Гимнастика после сна «Петушок».
КГН «Научим мышонка правильно пользоваться столовыми приборами во время еды: держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол».
Настольная игра «Сложи картинку и узнай сказку»
Совместная выставка рисунков детей с родителями «Русские народные сказки» (рисунки).
3 этап: итоговый.
У детей: дети познакомились с русскими народными сказками. Научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Повысилась речевая активность, выразительность речи. Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, величину, форму предметов, количество. Появилось желание передавать сказочные образы в художественном творчестве. Дети стали использовать сказочные образы, фразы из сказок в сюжетно – образных играх. Повысился уровень положительных нравственных качеств.
У родителей: Вызвали у родителей интерес к художественному творчеству совместно с детьми. Повысилось желание родителей читать детям дома книги. Родители изменили свое мнение о важности роли книги в жизни детей. Родители стали проявлять больший интерес к жизни ребенка в детском саду. У воспитателей: Усовершенствовалась техника проектной деятельности. Наладились взаимоотношения с родителями.
Вывод:
Проект показал, что сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально чувственной сферы ребенка.
Проект показал, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольников.
Список литературы.
1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников»
2. Большова Т. В. «Учимся по сказке» изд. «Детство- ПРЕСС» 2014г.
3. Деркунская В. А. «Проектная деятельность дошкольников», изд. Сп-б. 2012
4. Комплексные занятия под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 2-е – Волгоград.
5. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2008
6. Программа «От рождения до школы». Мозаика синтез, 2014г.
Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.
7. Самые любимые русские сказки. – М. : Астрель; СПб. : Сова,2008. – С. 42.
8. Фесюкова Л. Б «Воспитание сказкой», изд. Харьков «Фолио» 1996г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «В мире насекомых». ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Участники проекта Дети средней группы Воспитатели группы Родители воспитанников Вид проекта групповой Длительность проекта краткосрочный (2 нед .) Тип проекта информационно-творческий
Организационно-подготовительный ; -Определение уровня знаний детей о насекомых. -Определение темы проекта, задач. -Подбор энциклопедий, художественной литературы, дидактических игр. Этапы реализации проекта
Основной Беседа «Роль насекомых в природе»
Отгадывание загадок, разучивание стихов и потешек про насекомых
Дидактическая игра «Кто лишний?»
Дидактические игры «Кто летит, бежит, прыгает?», «Найди пару»
Игра-драматизация по сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Лепка «Божья коровка»
Рисование (раскрашивание) «Бабочки»
Математика «Сравнение по величине»
Подвижные игры «Хоровод насекомых», «Медведь и пчёлы»
Заключительный Конкурс поделок
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Продолжительность проекта: краткосрочный Тип проекта: познавательно-информационный Участники проекта: дети старшей группы №4 воспитатель Возраст детей: 5-6 лет Проблема: Дети группы не все знают название профессий, в том числе и родителей , характерные особенности специальностей. Актуальность формирования у детей представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Узкие представления в дошкольном возрасте позже сказываются на проблемах профессионального выбора в юности.
Цель: расширять представления детей о профессиях людей, пробуждать любознательность, интерес к деятельности взрослых.
Задачи: Для детей: о богатить представления детей о многообразии мира профессий в обществе; — расширять знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей); - расширять и уточнять представления о разных видах труда, трудовых действий, совершаемых взрослыми; - дать представление о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы; - формировать системные знания детей о преобразовании человеком предмета труда в продукт (результат труда); - обеспечивать развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения; - воспитывать у дошкольника ценностное отношение к труду взрослых, способствовать сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребёнком мира взрослых; - развивать диалогическую речь детей, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о профессиях, чётко отвечать на вопросы.
Для педагогов Создать информационную базу: создание презентаций о разнообразных профессиях; Подбор художественных произведений по теме проекта; Подбор дидактических и настольно-печатных игр, иллюстраций по теме проекта; Создать условия для активной, самостоятельной и совместно со взрослым, творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры; Обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта; Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей; Продолжать развивать связную речь дошкольников.
Ожидаемые результаты у детей сформируются реалистические представления о разнообразии профессий людей, их своеобразии; то, что каждая профессия предполагает определённые действия, атрибуты, результаты деятельности, способности человека; понимание, что овладение профессией требует от человека упорства, дисциплины, знаний, умений; смогут определять род деятельности человека по орудиям труда, фирменной одежде, результатам труда; смогут высказывать суждения и делать умозаключения о значении разных профессий в жизни людей, их необходимости; использовать активный словарь по теме (названия, признаки, действия).
Художественная литература для детей Пословицы и поговорки о труде Стихи и загадки о профессиях Чтение стихов и рассказов о профессиях В.Маяковский «Кем быть? » Д . Родари «Чем пахнут ремесла » С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные » С. Михалков «А что у вас? », «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер » В Лифшиц «И мы трудиться будем » Б. Житков «Железная дорога » М.Ильин «Машины на нашей улице» Н. Найденова «Ольга Павловна » С. Баруздин «Кто построил новый дом » Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим »
Этапы реализации проекта 1.Поисково-информационный
2. Содержательно-практический этап Были организованы с детьми беседы о профессиях людей, рассматривание, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии », дидактические игры и упражнения: «Кому что нужно для работы », «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий », «Четвёртый лишний», «Закончи предложение», лото «Профессии», «Что будет, если…», «Продолжи пословицу о труде», «Исправь ошибку», «Азбука профессий» «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», « Что сначала, что потом?», «Как было раньше, а как теперь» … Театрализация сценок о профессиях с детьми Просмотр презентаций о различных профессиях, значении их труда для людей. Организовывались различные сюжетно-ролевые игры.
Играем в сюжетно-ролевые игры : Поликлиника
Парикмахерская Больница
Мы артисты
Поварята Строитель
Итоговый этап Презентация проекта НОД «Путешествие в мир профессий » Задачи: Расширять , систематизировать знания и представления детей о профессиях (разнообразии строительных специальностей) Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде взрослых. Обогащать словарный запас, развивать связную речь. Учить детей давать полные ответы на вопросы. Активизировать внимание мышление и память детей, развивать логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект «Мой край».
Воспитатель: Жамбеева З.З
Апрель 2023г
Краткосрочный проект «Мой край»
в средней группе».
Название проекта: «Моя Родина - Кабардино-Балкария»
Тип проекта: познавательный
Возраст детей: средняя группа
Продолжительность проекта: краткосрочный
Период выполнения: с 14 апреля 2023г. по 26 апреля 2023г.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Принципы внедрения проекта:
- доступность;
- наглядность;
- систематичность;
- учет возрастных особенностей.
Этапы работы над проектом:
I этап – Подготовительный:
- постановка познавательной проблемы, создание мотивации;
- изучить и подобрать методическую литературу по теме;
- подобрать дидактический материал;
- наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины);
- составить перспективный план.
II этап – Основной
Выполнение проекта.
III этап – Заключительный
Актуальность проекта
Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности к родному дому – это первая ступень патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное многогранное понятие, оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом – все это включается в представление ребенка о родном доме, о своей малой Родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю, к своей республике, к России.
Эта тема актуальна, так как проведенные беседы и занятия с детьми показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
Цель: ознакомление с родным краем, формирование привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей малой Родине.
Задачи:
- познакомить с историей, с основами адыгской национальной культуры;
- расширять представления о родном крае, культуре, традициях людей живущих в Кабардино-Балкарии;
- формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру родного края, вызывать чувство ответственности по отношению к родине;
- воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю.
Ожидаемые результаты:
- расширить представления воспитанников об истории, о родном крае, культуре, традициях людей живущих в Кабардино-Балкарии;
- сформировать у воспитанников познавательный интерес к окружающему миру родного края, вызывать чувство ответственности по отношению к своей родине;
- воспитать патриотические чувства и любовь к родному краю.
I этап
Перспективное планирование, сроки
проведения
Работа с детьми
Беседы:
«Моя республика - Кабардино-Балкария»
«Мой родной город - Нарткала»
Рассматривание иллюстраций:
Города и села республики
Столица Кабардино-Балкарии – Нальчик.
Знакомство с художественной литературой:
Кабардинские народные сказки:
«Мыщэ и къуэ Батыр»
«Запасливый муравей»
«Голубь и муравей»
Дидактические игры:
«Кто быстрее соберет флаг»
«Оденем куклу на праздник»
«Бабушкин сундучок»
Подвижные игры:
«Подними платок»
«Слепой медведь»
Организованно образовательная деятельность:
Познавательное развитие
Беседа «Мой родной край»
Занятия по кабардинскому языку
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Раскрась орнамент»
Пластилинография «Флаг КБР»
Аппликация «Построим дом в нашем селе»
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «Ознакомление ребенка с родным краем».
II этап
В проекте принимали участие воспитатели, дети и их родители. Проект краткосрочный, рассчитан на 2 недели.
Самый первый опыт общения человека получает в семье. Семья, наши близкие, родные люди – это самое ценное, что есть у каждого из нас. С дошкольного возраста у ребенка начинается осознание своего «я», того, что он – член семьи, коллектива, гражданина своей республики, своей страны - России и принадлежит к определенной нации. У воспитанников формируется пространственно-временное осознание того, что у него есть дом, детский сад, родной город, родина – Кабардино-Балкария, страна - Россия, планета - Земля.
Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.
Свою работу начали с постановки познавательной проблемы, с создания мотивации, изучили и подбирали методическую литературу по теме, дидактический материал, наглядные пособия, составили перспективный план.
Познакомили с историей жизни адыгского народа и их жилищем.
Как и у каждого народа, у кабардинцев есть музыкальные инструменты, вбирающий в себя его образ и душу. Для Кабардино-Балкарии – это пшынэ, пхъэц1ыч, бжьэмий и т.д.
Познакомили воспитанников с национальной одеждой, утварью, предметами быта.
Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей. Истинная любовь к своей родине, знание истории, культуры, традиции, умение рассказать и показать ребенку достойные ее стороны – вот главный источник эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.
На организованно-образовательных деятельностях по познавательному развитию познакомили воспитанников с символикой Кабардино-Балкарии.
На организованно-образовательных деятельностях по художественно-эстетическому развитию мы выполнили работу по рисованию «Раскрась орнамент» и по пластилинографии «Флаг КБР», аппликацию «Построим дом в селе». Помимо этого, мы занимались разучиванием национального танца.
В режимных моментах, приобщая к культуре родной республики, уделяли большое внимание воспитанию патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, и расширению кругозора. Дети любят играть в дидактические игры: «Кто быстрее соберет флаг», «Оденем куклу на праздник», «Бабушкин сундучок».
III этап Нравственное воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник у дошкольников.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
На сегодняшний день мы добились следующих результатов в своей работе:
- повысили уровень коммуникативных и интеллектуально-познавательных способностей у детей;
- расширили кругозор, обогатили словарь, повысили познавательный интерес;
- воспитывали уважение к народу Кабардино-Балкарии, труду взрослых, развили интернациональные чувства, любовь к родному краю;
- расширили представления воспитанников об истории, о родном крае, культуре, традициях людей живущих в Кабардино-Балкарии;
- сформировали у воспитанников познавательный интерес к окружающему миру родного края, вызвали чувство ответственности по отношению к своей родине.
Именно акцент на знание истории семьи, традиций, культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к семье, обществу, государству.
Таким образом, нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
‹‹Средняя общеобразовательная школа №2 им. Х.К Шидова››
г.п Нарткала КБР
Образовательный проект
« Зимующие птицы»
в средней группе
Руководитель проекта:
воспитатель: Жамбеева З.З
Декабрь 2023 г
Актуальность: Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе : жил и пользовался её дарами , не задумываясь о последствиях. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребёнка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель проекта: Формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах , их образе жизни , характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц .
Задачи проекта: - Расширять знания об окружающем, о пользе птиц в природе ; - Учить узнавать пернатых по внешнему виду; - Обогатить словарь запас детей; - Активизировать познавательную деятельность; - Развивать конструктивные умения, художественно- творческие навыки; - Воспитание ответственного и бережного отношения к природным объектам. - Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Научить детей правильно их подкармливать.
Участники проекта:
- дети среднего дошкольного возраста, - воспитатели группы , - родители воспитанников.
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: переработка теоретического материала;
- Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения;
- Организационный блок: создание предметно-развивающей среды.
Обеспечение проектной деятельности: Методическое: 1. О.А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию», часть 1.Санкт-Петербург, 2004. 2. Лысаков, В.Г. 1000 загадок – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. -318 с.: ил. 3. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? –М.: ГНОМ иД, 2004.
4. «Покормите птиц зимой» Александр Яшин. 5. «Пернатые друзья лесов» Строкова В.В. 6. «Экологическое окно в детском саду» методические рекомендации В.М.Корнилова
Материально-техническое оснащение: 1. подбор произведений художественной литературы о птицах, загадок ; 2. подготовка наглядного материала с изображением зимующих птиц ( фотографии, буклеты, ) ; 3. Подвижные и дидактические игры ; 4. Выставка книг , рисунков; 5. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
Необходимые условия реализации проекта: 1. интерес детей и родителей; 2. методические разработки ; 3. интеграция со специалистами детского сада.
Методы проекта: 1. НОД ; 2. Беседы о птицах; 3. Дидактические , подвижные и сюжетно –ролевые игры; 4. Чтение художественной литературы; 5. Наблюдение за птицами зимой; 6. Рассматривание иллюстраций; 7. Экскурсии по территории детского сада.
Формы работы с родителями: 1. Консультации; 2.Беседы; 3.Изготовление кормушек
Предполагаемый результат: 1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах. 2. Улучшение предметно-развивающей среды. 3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. 4. Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условия
Срок со 2.12.2023г. по 10.02.2024г.
Деятельность педагога: - определение проблемы, постановка цели и задачи; - определение методов работы; - подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстративного материала; - подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности; - подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей; - составление перспективного плана работы.
Совместная с детьми деятельность: - введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту; - формирование устойчивого интереса к тематике проекта; - определение круга актуальных и посильных задач;
- формирование знаний, умений, навыков, в частности при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.
«Перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста»
2.декабря НОД « Зимующие птицы» (познание, коммуник.) Д/и"Собери птичку" П/и"Воробушки и автомобиль» Попросить родителей сделать кормушки
3. декабря Матем. игра "Что это за птица? " (познание, коммуник, музыка) Просматривание альбома «Зимующие птицы" П/и " Вороны" 4.декабря Кто от зимы не улетает? (познание, коммуникация) Д/и" Что за птица" П/и "Птицы в гнездышках" Придумать рассказы про птичек которые слепили дети.
5. декабря Составление рассказов по сюжетным картинам (коммуник, социал-ция) П/и " Воробьи" Д/и "Собери птичку" Отгадывание загадок про зимующих птиц
6. декабря Чтение рассказа Толстого " Варя и чиж" (коммуник, социал) С/р игра "Больница птиц" П/и "Птицы в гнездышках" Консультация для родителей " Зимующие птицы нашегодвора"
9. декабря НОД « Поможем птицам зимой» (познание, коммуник, музыка) Д/и « Один-много» П/и " Воробушки и автомобиль" По дороге в детсад наблюдать сколько и каких птиц увидели.
10. декабря НОД «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей» (худ. твор-во). Настольные пазлы "Собери птицу" Попросить родителей принести кормушки.
11.декабря Прогулка: « Наблюдение за зимующими птицами» (познание, коммуник, социал.) Д/и "Убери лишнюю птицу" П/и "Птицы в гнездышках" Составить" рецептурную книгу" кормов для птиц.
12.декабря Беседа "Птицы зимой"(познание, коммуник) П/и " Воробушки и автомобиль С/р игра "Пригласи синичку в гости"
13. декабря Чтение стихотворения Яшина «Покормите птиц зимой!»(коммуник, физ-ра) Обобщающая беседа с детьми. Провести итоги конкурса кормушек
« Зимующие птицы » (конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста)
Подготовила воспитатель:
Жамбеева З.З
Программное содержание:
- Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
- Закрепить понятие «зимующие» птицы.
- Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
- Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
- Активизировать в речи обобщающие слова:
- «дикие животные»,
- «зимующие птицы»;
- умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса;
- расширить словарный запас:
- корм,
- кормушка,
- холодно,
- голодно;
- ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
Демонстрационный материал:
иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; конверт.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, планшет, игрушка Сорока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в группу, в это время влетает Сорока, трещит:
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока. Сорока: Ой, здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуй, Сорока! Воспитатель: Что случилось, Сорока? Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму. Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Дети: Давайте. Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?
На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису? Дети: Дикие животные. Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону? Дети: Зимующие птицы. Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?
Озорной мальчишка в сером армячишке По двору шныряет, крошки собирает. (воробей)
Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)
Спинка зеленовата, животик желтоват, На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (синица)
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая, Каркунья хрипловатая. (ворона)
Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на ковролин.
Воспитатель: Какие это птицы? Дети: Зимующие. Воспитатель: Почему они так называются? Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята.(говорит таинственным шёпотом) Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на планшет) | |
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим: | |
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим: | |
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим: |
Физминутка «Вороны»
Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны. Кар-кар-кар (громко) Кар-кар-кар (громко) Только к ночи умолкают и все вместе засыпают. Кар-кар-кар (тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).
Сорока находит под деревом рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица):
Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!
Итог
| 4 Кого угостим салом?
|
« Приглашаем снегирей съесть
рябину поскорей»
( конспект занятия по рисованию в средней группе)
Подготовила воспитатель:
Жамбеева З.З
Тема: «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей»
Цель: Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым.
Задачи:
Обучающая:
-Учить детей рисовать нетрадиционным способом - пальцем.
Развивающая:
- Развивать эстетическое восприятие, обращать внимание детей на красоту окружающей природы, вызывать эмоциональный отклик.
- Развивать умение с помощью воспитателя отгадывать загадки.
Речевая:
- Совершенствовать диалогическую речь
Воспитательная:
- Формировать навыки аккуратной работы.
Творческая:
- Вызвать радость от полученного изображения детей; совершенствовать навыки и умения изобразительного искусства.
Материал и оборудование:
- дидактические игры «Подскажи словечко»; - иллюстрации- птица на ветке (снегирь, бумажные заготовки для рисования –формат А4; - мольберт, гуашь красного цвета, палитра, салфетки; - ТСО: магнитофон.
Предварительная работа:
- тема недели – «Птицы» -беседа на тему «Время года», -рассматривание иллюстраций – птицы
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.
Методы:
Словесные. Загадки: «Подскажи словечко»! Беседа «Зимующие птицы», рассказ воспитателя: «техника рисования»,
Игровые. Дидактические игры: «Здравствуйте… »,
Наглядные. иллюстрация – снегирь на ветке.
Практические.
Ход занятия:
1. Организационный момент
-Ребята у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.
Игра- приветствие «Здравствуйте ладошки, здравствуйте – ножки, здравствуйте щёчки, здравствуйте губки, здравствуйте – носик, здравствуйте гости!
Основная часть
Воспитатель: Ну, что полюбовались на гостей? А теперь, покажите свои глазки, какие они у вас умные и красивые.
Скажите, какое время года? (Зима)
Воспитатель: Почему вы считаете что зима? (Снег выпал, деревья стали голые, на улице стало холодно, солнце светит, но не греет и т. д.)
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в игру: «Подскажи словечко»!
Я прочту вам загадки, а вы все вместе добавите нужное слово-отгадку, хорошо?
Ну и платье: Сплошь иголки, Его носят вечно (Ёлки) Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла… (зима) В тёплый край не улетают, На морозе распевают Эти птички – невелички Называются (синички)
Воспитатель:
-Молодцы! Загадки о зиме вы отгадали, а скажите, чем же вам нравится зима? (На улице много снега, можно кататься на санках, играть со снегом,)
Воспитатель:
-Как вы думаете, ребята, а что происходит с птицами зимой? (Им холодно зимой.)
Воспитатель: Конечно же, птички, наши пернатые друзья, зимой у них начинается тяжёлое время.
И прилетают птички поближе к человеку. Люди – добрые. Они пожалеют бедных пташек и покормят их.
Вот и к нам прилетели снегири: на голове чёрная шапочка, а грудка красная.
Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось.
Снегири просят вас помочь им – заполнить эти веточки ягодками.
Физминутка:
А давайте поиграем, хорошо? Руки подняли и помахали Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем- Крылья сложили назад.
Воспитатель: Так давайте нарисуем снегирям рябину, согласны? (Согласны)
Воспитатель: Мы сегодня с вами будем волшебниками! Я предлагаю рисовать рябину не кисточкой, а пальчиками! Я вам сейчас покажу, как надо это делать! Смотрите внимательно! Я обмакиваю пальчик в краску, но не весь пальчик, а только его кончик — подушечку пальчика, а потом прикладываю его к веточке. Мой пальчик как - будто качается на качелях: чуть вперед-назад. Посмотрите, мой пальчик в краске., что нужно сделать? (вытереть его влажной салфеткой.)
Воспитатель: Да, я вытру его влажной салфеткой. А теперь давайте мы с вами потренируемся, как будто краска стоит возле нас: обмакиваем палец в «краске», прикладываем его к ладошке, прижимаем его — чуть вперед-назад. Еще раз.
А теперь можно и рябинку рисовать …
Подойдите к столу и приступайте к работе. Рисуйте аккуратно, набирайте краску на пальчик хорошо, чтобы ягоды были сочные.
Какого цвета у нас краска? (красная)
Какой формы ягодки? (круглой) .
Когда заканчиваете работу, вытирайте пальца влажной салфеткой.
Красивые ягоды на веточках, сколько их много. Ягодок много., они сочные, яркие, одна ягодка к другой! Молодцы, ребята, постарались для снегирей.
Итог:
Вам понравилось быть волшебниками и рисовать пальцами?
- … а тебе? Что ты рисовал?
- для кого мы рисовали ягодки? Вы все молодцы!
На всех снегирей хватит ягод и они будут радовать вас на следующий год, зимой своим ярким нарядом!
А я очень рада за вас – вы все старались, были активные, внимательные и дружные. Молодцы! Ну а сейчас скажем гостям «до свидания»!
Литература:
1. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Методические советы к программе «Детство» – СПб. : Детство-Пресс, 2002
2. Ковалько В. И «Азбука физкультминуток для дошкольников». – М. :ВАКО, 20083.
3. Логинова В. И., Бабаева Т. И. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». – СПб. : Детство-Пресс, 2003
« Наблюдение за зимующими
птицами»
«конспект прогулки для средней группы»
Подготовила воспитатель:
Жамбеева З.З
Прогулка «Наблюдение за зимующими птицами»
Цели:
1. Закрепление знаний о птицах, которые остаются на зимовку (воробьи, голуби, синицы, снегири)
2. Формирование знаний о том, как птицы зимой добывают себе еду
3. Воспитание детей заботиться о птицах зимой
Задачи:
1. Воспитывать доброжелательность, бережное отношение и любовь к природе и птицам
2. Научить детей заботиться о птицах
Ход занятия:
СИНИЦЫ
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
“Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”.
Воспитатель задает детям вопросы:
-Каких птиц называют зимующими?
-Почему эти птицы не улетают в теплые края?
-Каких вы знаете птиц, которые зимуют у нас?
-А вы знаете чем они питаются?
-Где они находят себе корм?
-Как мы можем им помочь?
-Как называется домик, где птицы могут найти себе корм?
Те птицы, которые не улетают от нас зимой они и называются зимующими. Если мы посмотрим по сторонам, то увидим летающих воробьёв, голубей и ворон. Иногда прилетают к нам снегири и синички. Они питаются семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми. Некоторые птицы находят себе пищу близ человеческого жилья.
Многие птицы зимой погибают от холода и голода, а мы можем им помочь. Для этого люди делают скворечники, кормушки и насыпают птицам корм.
Загадки
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это.
(Ворона)
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Трудовая деятельность:
Чистим дорожки от снега и насыпаем семечки подсолнуха и зернышки пшена в кормушки.
Цели: воспитывать трудолюбие и бережное отношение к птицам
Подвижные игры: 1. Запрещенное движение
Цели: развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий
2. Ловишки с приседанием
Цели: Развивать ловкость и быстроту
Индивидуальная работа:
«Попади в цель»
Цели:
• учить метать снежки
• развивать меткость, внимание
« Зимующие птицы »
( консультация для родителей)
Подготовила воспитатель:
Жамбеева З.З
Зимующие птицы
Уважаемые родители, мы рекомендуем вам во время зимних прогулок обратить внимание ребенка на птиц.
Наблюдения за птицами на прогулке делает ее более содержательной и ценной в воспитательном отношении. Подкормите птиц, слетающихся к кормушке, объясните, что зимой они особенно нуждаются в заботе людей.
Какие наблюдения можно провести за птицами во время прогулки? Обратите внимание на их внешний вид, строение тела, окраску перьев, повадки.
Интересно наблюдать за пернатыми в разную погоду и по их поведению можно ее предсказать: ворона кричит — к метели; вороны летают и кружатся стаями — к морозу; синица начинает с утра пищать — жди ночью мороза; воробьи, снегири дружно расчирикались — к оттепели; в сильные морозы воробьи нахохливаются, становятся малоподвижными, выглядят беспомощными.
Можно провести наблюдение за воробьями. Рассмотреть его внешний вид, его окраску, форму. Послушать щебетание воробьев.
Воробей,воробей
Тоненькие ножки
Прыг да прыг
Скачет по дорожке.
Понаблюдайте за синицами. Обратить внимание на их внешний вид. Зимой они прилетают к человеческим жилищам. Лето синицы проводят в лесах, выводят птенцов. Осенью, когда птенцы подрастают, синицы оставляют гнезда и ведут кочевую жизнь, собираются в стайки и перебираются к жилью.
Найти сходство и различие между воробьем и синицей.
Рассмотрите снегирей. Они прилетели в поисках корма – это кочующие птицы. Летом они живут на севере. К зиме они перебираются в более южные районы, но не улетают в теплые края. Снегирей называют вестниками зимы. Обратить внимание на красивое оперение грудки, как румяное яблоко. Отметить какие они красивые, как выделяются их черные головки, красные грудки на солнце, как они деловито расправляются с семенами, как выклевывают они их из ягод, а мякоть бросают на землю. Покормите голубей. Определите общую форму, цвет, оперение. Отметить, что у голубя красные ноги, что он прыгать не умеет.
Обязательно объясните ребенку, что зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Трудно находить им корм во время снегопадов, метелей. В такую погоду они погибают. Поэтому их надо подкармливать. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки, для снегирей можно положить веточки засушенной рябины.
Прочитайте стихи.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтобы без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Для закрепления знаний спросите ребенка, каких зимующих птиц он знает? Каких птиц можно встретить в городе? (воробей, ворона, сорока, голубь, синица, снегирь). А каких в только лесу? (клест, сова, тетерев, глухарь).
Почему эти птицы не улетают на зиму в более теплые страны?
Попросите ребенка рассказать о том, чем питаются зимующие птицы, какие у кого повадки.
Составьте с детьми описательные загадки, это поможет активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. Например: «Это небольшая, бойкая, шустрая птичка. Спинка, крылышки, головка и хвостик у неё черные, грудка красная, клюв короткий и тупой. В зимнее время питается ягодами рябины и семенами с кустов. Кто это?»
Поддерживать эмоционально – положительное отношение к пернатым можно с помощью художественной литературы (Г. Ладонщиков "Наши друзья", М. Барков "Друзья зимнего леса", И. Анденко "Птичья столовая" и др.