Картотеки
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека грамматических сказок в старших группах | 25.61 КБ |
Картотека дидактических игр по развитию словесного творчества | 31.79 КБ |
Картотека дидактических игр на развитие словаря | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека грамматических сказок-развитие речи. Тема: Путешествие в сказку «Как лебедь остался один» Тема Перелетные птицы. Цели: Актуализация словаря по теме Перелетные птицы. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов -АТ-, - ЯТ-). Развитие связной речи. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие координации движений и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие творческого воображения. Оборудование. Иллюстрации к сказке, магнитофон, аудиозапись Осенней песни П. И. Чайковского, мяч, предметные картинки с изображениями птиц, ребус Гусь природные материалы для поделки. Источник: Нищева Н В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста – учебно-методическое пособие- конспект. - Санкт-Петербург: детство-пресс, 2002 год. — 47 | Тема: Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее» Цели. Актуализация словаря по теме домашние животные. Совершенствование грамматической строя речи (образование форм винительного и творительного падежей имен существительных, образование притяжательных прилагательных). Развитие связной речи. Совершенствование навыков звукового слухового анализа слов. Развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, правильной голосопередачи, тембровой окраски го. интонационной выразительности речи). Развитие зрительного внимания мышления, творческого воображения, подражательности. Воспитание любви к домашним животным. Оборудование. иллюстрации к сказке, игра Пастушки, игра Кого чем угостим? , игра ((Кто за забором?. карточки со словами, слогами, схемами слов. Источник: Нищева Н. В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие- конспект. - Санкт-Петербург: детство-пресс, 2002 год. — 47 с. |
Тема: Путешествие в сказку «Как олененку маму искали» Тема. Дикие животные наших лесов и их детеныши. Цели. Актуализация словаря по теме дикие животные наших лесов и их детеныши Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с помощью суффиксов: - их-, -ух-, -и ц-, - он ок-, -нок-, -ат -, - ят -; употребление в речи предлогов: на, из, из-за, из-под). Развитие связной речи. Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование навыков чтения и печатания. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие творческого воображения, подражательности. Воспитание бережного отношения к природе. Оборудование. Иллюстрации к сказке, предметные картинки с изображениями диких животных, карточки для печатания, карточки для штриховки, фланелеграф, контурные изображения диких животных наших лесов, карточки для составления предложений, наборное полотно, магнитная доска, карточки со схемами слов. Источник: Нищева Н. В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие- конспект. - Санкт-Петербург: детство-пресс, 2002 год. 4 с. | Тема: Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила» Тема. Зимующие птицы. Цели. Актуализация словаря по теме (Зимующие птицы. Совершенствование грамматического строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных). Развитие связной речи Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие общеречевых навыков. Совершенствование навыков чтения. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие мышления, па Воспитание бережного отношения к природе. Развитие творческого воображения. Оборудование. иллюстрации к сказке, магнитофон, аудиозапись инструментальной музыки, карточки с контурными изображениями зимующих птиц, цветные карандаши, игра Кормушка (липучках или магнитах) магнитная доска, магнитные карточки со слогами, мяч. Источник Нищева НВ. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие конспект. - Санкт-Петербург: детство-пресс, 2002 год. 47 с. |
Обогащение глагольного словаря (приставочные глаголы). Изменение значения слова при использовании различных приставок. Знакомство с образованием отглагольных существительных. Усвоение приставочных глаголов и способы образования прилагательных от существительных. Сказка «Лесное ателье» Сказка «Бабушкины пирожки» Ели, ели — наелись, даже объелись. Съел, объелся, разъелся, наелся, взъелся, объедки, едоки. - За едой все съедай, И объедков не оставляй. - Сели едоки Есть пирожки. Ели, ели — встали, «Спасибо» сказали. Е. А. Левчук Грамматика в сказках и историях. Санкт — Петербург. детство — Пресс. 2003 г. Стр. 7 | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Сказка «Семь цветных карандашей» Я рисую оранжевый апельсин, оранжевую морковку и оранжевое солнышко. А я — красную малину, красный мак, красное яблоко. .Ну, а я — синий колокольчик, синее море, синюю речку. - Она какая? Черная. - Нет, красная. - А почему она белая? - А потому что зеленая. (красная смородина) Е. А. Левчук Грамматика в сказках и историях. Санкт — Петербург. детство — Пресс. 2003 г. Стр. 13 |
Введение в активный словарь ребенка прилагательные в сравнительной степени. Сказка «)Кяраф и жеребенок» Вопросы и задания - У кого ноги стройнее? - У кого ноги сильнее? - У кого шея длиннее? - У кого шея короче? - Кто умнее: жеребенок или жираф? Образование сравнительной степени прилагательного Сильный — сильнее; короткий — короче; длинный — длиннее; хороший — лучше; красивый — красивее; долгий — дольше. Е. А. Левчук Грамматика в сказках и историях. Санкт — Петербург. детство — Пресс. | Усвоение приставочных глаголов и способы образования прилагательных от существительных. Сказка «лесное ателье» Что просила сделать лиса? (зашить дырку на шубе) Что просили сделать медвежата? (перешить шапки) Что просила сделать белочка? (пришить карман, подшить юбку) Как называется халат, сшитый для щуки? (атласный) Из чего он сшит? (из атласа) две портняжки, две подружки Взяли в руки по катушке; даже сшили сарафан, деду вышили кафтан. Е. А. Левчук Грамматика в сказках и историях. Санкт — Петербург. детство — Пресс. 2003 г. Стр. 9 |
Как ежик и енот согласовали существительное и прилагательное Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста пособие включает авторские сказки с увлекательным сюжетом, занимательные игровые задания и упражнения, направленные на развитие устной и письменной речи, логического мышления, пространственного воображения, навыков счета и письма. Методика развития лексико-грамматических навыков у детей основана на данных современной логопедии, лингвистики и психологии и подтверждена практической работой авторов. га адресована родителям, воспитателям, логопедам, учителям. | Как щенок узнал, кто всех важнее Нищева Н.В. Развивающие сказки Методические разработки, представленные в книге, направлены на всестороннее и последовательное развитие речи у детей и связанных с ней психических процессов. Обучение на занятиях, разработанных автором, осуществляется в ходе игровой деятельности. В них используются дидактические игры на ознакомление с окружающим и формирование грамматической стороны речи, упражнения по формированию звукопроизношения, игровые задания для развития зрительного и слухового внимания и т. п. Задачи развития речи решаются в единстве с задачами всестороннего развития личности ребенка. |
Бобовое зернышко Семеренко И. Г. В гостях у сказки: Развивающие занятия дли самых маленьких Развивающие занятия для самых маленьких. Интеллектуальное и творческое развитие. знакомство с окружающим миром. Занимательные игровые сюжеты. | Приключения зайчонка Кузи Логопедическая сказка. Приключения зайчонка Кузи Логопедическая сказка «Приключения зайчонка Кузи» предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения произносительной стороны речи. Дидактические задания и игры помогут автоматизировать звук (в различных позициях, провести дифференциацию звуков ) Пособие адресовано логопедам, родителям, воспитателям дошкольных учреждений. |
Сказки: «Цветная сказка», «Весенняя сказка», «Где мой домик» Цель: согласование существительных с прилагательными; образование родственных слов, приставочных глаголов, притяжательных прилагательных. | Сказки: «Тетерев и дятел», «Два гнома», «Самая красивая мама на свете», «Как Козочка и Волк разговаривали» Цель: пространственные предлоги В, НА, ПОД; совершенствование суффиксального словообразования |
Сказки: «Как котенок считать учился», «Про нос и язык», «Хлеб с росой», «Капустный листок». Цель: согласование числительных с существительными; надежное управление | Сказки: «Развивающие сказки» Автор: Нищева Н.В. Описание книги: В пособие вошел цикл из 10 комплексных игровых логопедических занятий по развитию речи у детей, посещающих детский сад последний год. Пособие снабжено красочными иллюстрациями и является логическим продолжением вышедшей ранее книги Разноцветные сказки. Для логопедов, воспитателей, родителей. |
1. В ПЛЕНУ У РАЗБОЙНИКОВ. Попросите детей представить себя попавшим в плен к злым разбойникам. дети должны подумать и записать, что они могут предпринять, чтобы злые разбойники превратились в добрых людей. Это задание можно выполнять по группам. | 2. ЛЯГУШКА - ПУТЕШЕСТВЕННИЦА Один из детей — Лягушка — путешественница. Этот ребенок должен описать какое — либо место, где он побывал, не называя это место. Остальные дети угадывают, где побывала Лягушка — путешественница. Например: Я побывала там, где растут деревья, на которых много разных плодов, и где растут разные цветы. За этим местом ухаживает человек, у которого есть грабли, лопата, лейка и много других инструментов. (Лягушка побывала в саду.) Лягушкой — путешественницей становится тот, кто первым отгадает место, где она побывала. |
УМЕЛАЯ БЕЛОСНЕЖКА. Поделите детей на группы и попросите их подумать, что должна уметь Белоснежка: - чтобы еда, которую она готовит, была вкусной и полезной; - чтобы в доме всегда все блестело; - чтобы на ней и на гномах всегда была чистая одежда; - чтобы к ее домику каждый день слетались лесные птицы и приходили лесные звери, даже хищники; - чтобы ее дома рос чудесный огород; - чтобы в ее саду плодоносили все деревья и т.д. Например: чтобы еда, которую готовит Белоснежка, была и вкусной, и полезной, она должна готовить ее с любовью; знать рецепты приготовления разных блюд из овощей и фруктов; знать, какие витамины есть в травах и растениях, и добавлять их в салаты; уметь варить кисели и компоты из лесных и садовых ягод; уметь разбираться в съедобный и несъедобных грибах и т.д. Каждая группа может выбрать для обдумывания только одну из предложенных ситуаций. Побеждает группа, которая интереснее всего расскажет о тех или иных умениях Белоснежки. Все рассказы детей записываются. | ЗОЛУШКА - МАСТЕРИЦА. Поделите детей на группы и раздайте каждой группе карточки с названиями разных профессий. Каждая группа должна придумать сказку о Золушке — поварихе, учительнице, враче, художнице, сказочнице, проводнице, садовнице и т.д. Затем попросите детей нарисовать Золушку, исполняющую ту или иную работу. Из рисунков и сказок детей склеивается книга: «Золушка — мастерица». |
5. МАША И МЕДВЕДИ. Поделите детей на ГРУППЫ ПО четыре человека. В каждой группе один ребенок — Маша, а остальные три человека — медведи. Попросите детей подумать, как Маша и медведи поступят в следующих ситуациях: - Маша заблудилась в лесу; - маленького медвежонка искусали пчелы; - в доме медведей случился пожар; - старшего медведя поймали охотники; - средний медведь залез на высокое дерево, и под ним обломилась ветка. Каждая группа должна выбрать одну из этих ситуаций и рассказать о том, как Маша и медведи поступят в том или ином случае. | ЗОЛУШКА И ЕЕ СЕСТРЫ. Поделите детей на группы по три человека. В каждой один ребенок —. Золушка, а два других ее сводные сестры. дети должны придумать сценку — диалог между Золушкой и ее сестрами на следующие темы: - сестры пожалели Золушку и решили подарить ей одно из своих платьев; - сестры решили поздравить Золушку с ее днем рождения; - Золушка простила своих сестер и попросила принца найти для них хороших женихов. Группа, придумавшая самую интересную сценку, награждается каким — либо подарком от «доброй феи» |
Составила Комова А.А
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по развитию словесного творчества
Дидактические игры по развитию словесного творчества
Содержание:
- Лото «Путешествие по русским народным сказкам»
- «Расскажем сказку вместе»
- «Волшебные очки»
- «Шкатулка со сказками»
- «Волшебная труба»
- «Помоги Колобку» (1 вариант)
- «Помоги Колобку» (2 вариант)
- «Поиграем в Репку»
- «Старая сказка на новый лад»
- « Придумай необычное существо»
- «Волшебное дерево»
- «Кто пришёл на новогодний карнавал?»
- «Волшебные предметы из чудесного мешочка»
- «Придумай загадку о волшебном животном»
- «Нелепицы»
- «Превращения»
- «Как спастись от колдуна?»
- «Придумай историю»
- «Бывает – не бывает» (1 вариант)
- «Бывает – не бывает» (2 вариант)
- «Пантомима»
- «Исправь ошибку»
- Лото «Путешествие по русским народным сказкам»
(для детей от трёх лет)
Цель: Вызывать у детей потребность в общении, развивать зрительное внимание.
Оборудование: 6 больших листов лото с изображением 6 персонажей сказок, 36 маленьких карточек с такими же изображениями.
Содержание: Играть можно вдвоем или в небольших группах. Вначале педагог должен убедиться, что дети знают всех персонажей, изображенных на карточках. Поэтому в 1-ой части игры дети называют персонажей.
Вторая часть игры проводится следующим образом: ребенку выдается лист лото, затем ведущий игрок из маленьких карточек, положенных вниз картинкой, выбирает одну из них и показывает изображение, называет персонаж. Ребенок, у которого находится лист лото с данным изображением, берет маленькую карточку и накрывает изображение на большой карточке. Выигравшим считается тот, кто первым закроет все изображения на листе лото.
- «Расскажем сказку вместе»
(для детей от трёх лет)
Цель: Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, т.е. действовали эмоционально.
Оборудование: Картинки с изображением последовательных эпизодов сказок.
Содержание: Ребенок последовательно выставляет на фланелеграфе эпизоды одной сказки (в случае затруднения возможна помощь педагога). Затем, когда все эпизоды сказки разложены, ребенок рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки.
- «Волшебные очки»
(для детей от пяти лет)
Цель: Развитие творческих речевых умений, творческого воображения; овладение понятием времени.
Содержание: Ведущий рассказывает про времена года, как они влияют на природу, животных, людей. Затем говорит: «Вот волшебные очки, они показывают будущее. Через 3 месяца, когда наступит весна, мы посмотрим через них и что мы увидим?»… и т.д.
- «Шкатулка со сказками»
(для детей от четырёх лет)
Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.
Оборудование: 8 – 10 различных фигурок, коробочка.
Содержание: Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
- «Волшебная труба»
(для детей от четырёх лет)
Цель: развитие словаря, воображения, познавательной функции; освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей.
Оборудование: Журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.
Содержание: Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через неё на сказочный персонаж, то он поменяет свои черты характера, например, на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на героев и рассказать, как они изменились.
- «Помоги Колобку» (1 вариант)
(для детей от четырёх лет)
Цель: развитие связной речи, творческого воображения, мышления, памяти; определение последовательности событий.
Оборудование: Карточки с сюжетом из сказки «Колобок» (изготавливаются из двух книжек-малышек – по карточке на каждый сюжет).
Содержание: Ведущий напоминает ребенку сказку «Колобок», показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка.
Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в обратном порядке, как будто пленка прокрутилась назад. Если есть возможность, покажите на видеомагнитофоне, что это значит.
- «Помоги Колобку» (2 вариант)
(для детей от пяти лет)
Цель: Воспитание добрых чувств; развитие воображение, творческого мышления, связной речи.
Оборудование: Сказка «Колобок», карточки, изготовленные из двух книжек-малышек, разноцветные кружки: желтый (Колобок), серый (волк), белый (заяц), коричневый (медведь), оранжевый (лиса).
Содержание: Ведущий просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите малышей придумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом. Эти и другие наводящие вопросы помогут малышу придумать интересную историю.
- «Поиграем в Репку»
(для детей от пяти лет)
Цель: Развитие речи и творческого воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; цветовое обозначение героев сказки; усвоение последовательности событий.
Оборудование: Кружки: желтый (репка), зеленый (бабка), коричневый (дед), Содержание: Ведущий рассказывает сказку-путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечет ошибки и в результате пересказывает «Репку».
Вначале можно разрешить пользоваться картинками-подсказками. Когда ребенок ответил, попросите его придумать какую-нибудь сказку с этими новыми персонажами. Дети, успешно справившиеся с заданием, придумывают истории из двух-трех предложений, замечают почти все ошибки.
- «Старая сказка на новый лад»
(для детей от четырёх лет)
Цель: Развитие связной речи, воображения, творческого мышления.
Оборудование: сказка «Три медведя», кружочки, обозначающие медведей (коричневые разных размеров), красный кружок (девочка).
Содержание: Ведущий вспоминает с ребенком сказку, используя картинки.
Попросите ребенка придумать «сказку наоборот»:
а) медведи заблудились и попали к девочке. Что они стали бы делать?
б) медведи добрые оказались, а девочка – злая. Как повели бы они себя?
Ведущий предлагает с помощью кружочков разыграть новую сказку.
Можно использовать и другие сказки.
- «Придумай необычное существо»
(для детей от пяти лет)
Цель: Развитие словотворчества, воображения, умения анализировать и различать реальные и фантазийные образы; расширение кругозора.
Оборудование: Набор карточек с изображением различных предметов, растений, птиц, животных, цветов, героев сказок и т.п.
Содержание: Дать ребенку сразу две карточки. Пусть малыш придумает такой персонаж, в котором бы соединились свойства сразу двух персонажей. Например, при сложении животных динозавра и свиньи получаем других несуществующих животных: свинозавра или дининью. Таким образом, можно складывать разные слова (дуб + роза = дубороза, стрекоза + козел = стрекозел и т.п.). Не ограничивайте фантазию малыша, впрочем, как и свою! Свойства могут браться от разных растений, птиц, зверей, предметов и пр., лишь бы при этом назывался источник.
- «Волшебное дерево»
(для детей от трёх лет)
Цель: Расширение объёма словаря и кругозора; развитие творческих речевых умений, умения отгадывать загадки.
Оборудование: Дерево, изготовленное из картона, с кармашками для картинок; комплект изображений предметов по изучаемой лексической теме.
Содержание: Перед игрой дети знакомятся с произведением К. Чуковского «Чудо-дерево». Взрослый объясняет детям, что на нашем «волшебном дереве» будет расти не только обувь, но и многие другие «волшебные предметы».
Перед детьми раскладываются картинки. Взрослый загадывает загадку об одном из предметов, изображенных на картинке. Ребёнок, правильно отгадавший загадку, ищет соответствующее изображение и «вешает» эту картинку на «Чудо-дерево».
Усложнение (для детей от пяти лет). Предложить детям придумать новые свойства размещённых на «волшебном дереве» предметов: «Попробуйте придумать, каким волшебным свойством будет обладать предмет на нашем волшебном дереве».
- «Кто пришёл на карнавал?»
(для детей от четырёх лет)
Цель: Расширение объёма словаря и кругозора; развитие образной памяти, словесного творчества.
Оборудование: Изображение новогодней ёлки с кармашками вокруг ёлки для «сказочных персонажей»; комплект сказочных персонажей из изучаемой сказки.
Содержание: На столе лежит комплект картинок, перевёрнутых изнаночной стороной. Игроки по очереди берут картинки, называют изображённых персонажей и вставляют в кармашки вокруг ёлки.
Усложнение. После того как все герои «займут» свои места, детям предлагается придумать содержание разговора сказочных героев. «Попробуйте придумать, о чём будут разговаривать на новогоднем карнавале сказочные герои».
- «Волшебные предметы из чудесного мешочка»
(для детей от пяти лет)
Цель: Расширение объёма словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предмета; развитие творческого мышления, словесного творчества.
Оборудование: Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки.
Содержание: Предварительно дети знакомятся с игрушками: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает её и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребёнок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть её, показать всем детям и рассказать о её новых волшебных качествах.
Усложнённый вариант: прежде чем достать предмет из мешочка, необходимо определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, пластмассовый, деревянный), качество поверхности (гладкий, шероховатый, холодный, скользкий).
- «Придумай загадку о волшебном животном»
(для детей от четырёх лет)
Цель: Развитие творческого мышления, умения составлять описательные рассказы о животных; уточнение представлений о действиях животных.
Оборудование: Предметные картинки, фишки, опорная схема для описания животных.
Содержание:
Низкий уровень сложности. Детям раздаются предметные картинки (по 4 штуки). Один игрок выбирает и «загадывает» любую картинку из четырёх. Взрослый задаёт ему вопросы о животном: «Какое животное по размеру, цвету, где живёт?» «Какая шерсть, уши, хвост?» «Что может делать животное?» Ребёнок, загадавший животное, отвечает: «Животное маленькое, серое, живёт в лесу, может прыгать. Шерсть густая, уши длинные, хвост короткий». Вопросы задаются до тех пор, пока один из играющих не догадается, какое животное загадано. За правильную отгадку выдаётся фишка.
Средний уровень сложности. В игре используют 4 картинки. Вопросы игроку задают дети по очереди. «Какого цвета животное?», «Какого размера?» и т.п. Дети играют без участия взрослого.
Высокий уровень сложности. Взрослый раздаёт более 4-х картинок каждому участнику. Ребёнок рассказывает об особенностях загаданного животного («придумывает загадку») самостоятельно.
Усложение (для старших дошкольников). Предложить детям придумать, какими волшебными действиями будут обладать животные. «Попробуйте придумать, какое волшебное действие может совершать животное».
- «Нелепицы»
(для детей от четырёх лет)
Цель: Развитие умения различать реальность и фантазийный вымысел; уточнение представлений о предмете, явлениях природы.
Оборудование: Одинаковые чёрно-белые сюжетные картинки с изображением нелепиц (по количеству детей), цветные карандаши.
Содержание:
Низкий уровень сложности. Каждому ребёнку выдаётся чёрно-белая картинка с изображением нелепиц. Дети рассматривают картинку. Взрослый предлагает детям назвать, что на картинке изображено неправильно. Затем взрослый предлагает раскрасить цветными карандашами только те изображения, которые соответствуют истине, что может быть на самом деле.
Средний уровень сложности. Дети соревнуются, кто больше увидит и назовёт нелепиц. Вариантом использования помощи взрослого является наличие опорных слов, указывающих на ошибку и правильный вариант. В соответствии с названной парой слов дети находят ошибку на картинке. По окончании выполнения задания дети раскрашивают то, что на рисунке изображено верно.
Высокий уровень сложности. Дети выполняют задание без помощи взрослого. Указывая на нелепицы, они дают правильные варианты. После этого дети раскрашивают то, что на рисунке изображено правильно.
- «Превращения»
(для детей от четырёх лет)
Цель: Развитие умения выделять существенные признаки предметов.
Оборудование: Калейдоскоп, предметные картинки (чашка, кепка, кувшин, бутылка, диван, стул, кресло).
Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).
Взрослый обращает внимание детей на то, что наличие или отсутствие определённых деталей у предмета является важным признаком, по которому мы узнаём этот предмет и называем его тем или иным словом.
- «Как спастись от колдуна?»
(для детей от пяти лет)
Цель: развитие связной речи, воображения, творческого мышления.
Оборудование: набор мелких игрушек или предметных картинок 8-10 штук (можно использовать в дальнейшем заместители).
Содержание: Взрослый рассказывает такую историю: «Жил-был колдун. Он умел заколдовывать разные предметы и вещи. Заколдует и несёт к себе в пещеру. Но колдун заколдовывал только ту вещь, которая была одна. Если же предметы объединялись, колдун не мог их заколдовать и унести к себе».
После этого ребёнку предлагается объединить предметы в единый сюжет. Если ребёнок понял задание, то ему можно дать сразу набор игрушек или картинок.
Если же ребёнок испытывает какие-либо затруднения, необходимо помочь ему. Например, взять два первых попавшихся кубика, и придумать свой рассказ: «Однажды бабочка встретила ёжика, очень удивилась и спросила его, почему ёжик не летает. Ёжик ответил, что он не умеет летать, но зато умеет сворачиваться в клубок. И предложил научить этому бабочку. С тех пор они подружились».
- «Придумай историю»
(для детей от пяти лет)
Цель: Развитие понимания и активизация слов с обобщающим значением; развитие связной речи, словесного творчества.
Содержание: Взрослый предлагает ребёнку придумать историю (рассказ, сказку) об овощах, домашних животных, посуде, транспорте и т.д. Взрослый даёт образец истории, помогает придумать начало. Этапы развития сюжета («Как-то раз случился в деревне переполох…», «Однажды ночью игрушки ожили и …»). В данной игре ребёнок не только закрепляет понимание обобщающих слов, но и актуализирует лексику по теме, развивает вербальное (словесное) творчество.
- «Бывает – не бывает» (1 вариант)
(для детей от четырёх лет)
Цель: Развитие понятийного аспекта значения слов с обобщающим значением, уточнение их значения; развитие творческого мышления.
Содержание: Взрослый произносит предложение, содержащее в себе верное или ложное суждение с использованием слов обобщающего значения. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.
Усложнение. Предложить детям самим придумать ложное или верное суждение. «Попробуйте сами придумать предложение в котором будет правда, т.е. что может быть, и ложь, т.е. чего не может быть».
Примерный речевой материал:
- фрукты растут на деревьях;
- овощи растут на кустарниках;
- из ягод варят варенье;
- обувь согревает тело человека в холодное время года;
- в магазине продают продукты;
- дикие животные живут в лесу;
- перелётные птицы весной улетают на юг;
- мебель нужна для удобства человека;
- одежду носят на ногах;
- летом лужи покрыты льдом и т.п.
- «Бывает – не бывает» (2 вариант)
(для детей от пяти лет)
Цели: Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов; развитие творческих способностей.
Содержание: Взрослый произносит предложения, заключающие в себе ошибку. Необходимо определить, какое слово в предложении используется неверно, и заменить его словом с противоположным значением.
Примерный речевой материал:
- Дюймовочка выше Белоснежки, а Гулливер ниже лилипутов;
- Птица Говорун любит громко молчать;
- Снежная Королева любит лето, потому что летом идёт снег;
- Винни Пух любит мёд за то, что он горький;
- Папа Карло ниже Буратино, потому что он маленький;
- Котёнок Гав мяукает громко, а кошка – тихо;
- Сказка «Колобок» со счастливым концом, а сказка «Репка» - нет.
- «Пантомима»
(для детей от пяти лет)
Цель: Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов, развитие общей моторики, творческих способностей.
Содержание: Взрослый называет два словосочетания, обозначающих предметы или объекты и их противоположные признаки (злой волк – добрый медведь). Необходимо средствами мимики и жестов (без слов) изобразить эти предметы (объекты), обладающие указанными противоположными признаками.
Примерный речевой материал:
- злой волк – добрый медведь;
- глупый лягушонок – умный кролик;
- стремительный олень – медлительная черепаха;
- смелый львёнок – трусливый заяц;
- сильный тигр – слабый мышонок;
- толстый хомяк – тонкая цапля;
- радостный человек – печальный человек;
- прямое дерево – кривое дерево;
- тяжёлая сумка – лёгкая снежинка;
- холодный лёд – горячий огонь.
- «Исправь ошибку»
(для детей от пяти лет)
Цель: Формирование семантических полей; закрепление представлений о сказочных персонажах.
Содержание: Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ошибочность суждения в том, что в первой части предложения указывается на один признак сравнения, а во второй его части – на другой (внучка маленькая, а бабушка старенькая). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».
Примерный речевой материал:
- внучка маленькая, а бабушка старенькая;
- Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
- Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
- Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
- Заяц серый, а петушок смелый;
- Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
- Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
- У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
на развитие словаря
Игра «Потому что»
Цель: расширение словаря, активизация, уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слов).
Содержание: Ребенок заканчивает фразу, начатую взрослым, и повторяет получившееся предложение целиком.
Речевой материал:
• Бабушка сварила варенье, потому что осенью мы собирали урожай (овощей, фруктов, цветов).
• В комнате пахнет деревом, потому что вчера привезли новую (посуду, мебель, одежду).
• Дети ходят в зоопарк, потому что любят (насекомых, животных. цветы).
• Миша намочил рукава, потому что старательно вымыл (посуду, электрические приборы, мебель).
• В комнате шумно, потому что под окном большое движение (мебели, обуви, транспорта).
• Паша быстро починил стул, потому что он умеет обращаться с (животными, инструментами, продуктами).
Игра «Бывает – не бывает»
Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях.
Содержание: Взрослый говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.
Речевой материал:
• По теме «Растения»: яблоко соленое; груши растут на деревьях; помидор красный; дуб высокий; морковь круглая; картофель гладкий; тыква тяжелая;
• По теме «Транспорт»: поезд летает по небу; автобус перевозит людей; корабль плавает по воде; у автомобиля есть кузов и кабина; самолет меньше лодки;
• По теме «Посуда»: в кастрюле жарят; а на сковороде – варят; чашка стеклянная; ложка деревянная; вилка железная; стакан резиновый; у чайника есть носик, ручка и ушко;
• По теме: «Животные»: лиса рыжая; волк злой; заяц смелый; еж пушистый; белка толстая; черепаха быстро бегает; волк живет в лесу; поросенок хрюкает; заяц летает; медведь спит в берлоге; волк спит в дупле;
• По теме «Профессии»: летчик летает; портниха варит суп; рабочий работает в школе; доктор лечит больных; милиционер рисует картины; медсестре нужна метла;
• По теме «Мебель»: кровать мягкая; диван железный; у стула есть ножки и сиденье; шкаф нужен, чтобы складывать вещи; табурет нужен, чтобы на нем лежать.
Игра мячом «Хорошо — плохо»
Цель: расширение словаря, знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.
Мир не плох и не хорош — объясню, и ты поймешь.
Ход игры: Дети сидят в кругу.
Вариант 1.
Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Педагог: Дождь.
Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.
Педагог: Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе - можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Вариант 2.
«Нравится - не нравится» (о временах года).
Педагог: Зима.
Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры: Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу, а педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец)
Игра «Скажи наоборот»
Цель игры: расширять словарь антонимов.
Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:
Дедушка старый, а внук…
Дерево высокое, а куст…
Дорога широкая, а тропинка…
Перо легкое, а гиря…
Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:
Пирожное сладкое, а лекарство…
Ночью темно, а днем…
У волка хвост длинный, а у зайца…
Чай горячий, а лед…
Игра «Подбери словечко»
Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.
Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно).
Игра «Магазин посуды»
Цель игры: расширять словарь, развивать умение подбирать обобщающее слово, развивать речевое внимание.
Ход игры: Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Инструкция логопеда: Давай поиграем в «магазин». Я буду покупателем, а ты - продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
Игра «Животные и их детеныши»
Цель игры: закреплять в речи детей названия детенышей животных, закреплять навыки словообразования, развивать ловкость, память, внимание.
Ход игры: бросая мяч ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного (возможно дополнительное усложнение задания при особом кидании мяча: с ударом об пол, из-за головы и т. д.). До начала игры логопед вместе с детьми вместе говорят:
Человеческие дети
Знают всех зверей на свете.
Игра «Что происходит в природе?»
Цель игры: закреплять употребление в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры: Педагог, бросая мяч ребенку, задает вопрос, например: «Что делает солнце? Ручьи – что делают? Снег – что делает?» и т. д.. Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. До начала игры логопед вместе с детьми вместе говорят:
Игра «Из чего сделано?»
Цель игры: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход игры: Педагог бросает мяч ребенку и говорит: «Рукавички из кожи», а ребенок, возвращая мяч педагогу, отвечает: «Кожаные рукавички».
ваза из хрусталя – хрустальная ваза;
мост из камня – каменный мост;
коробка из картона – картонная коробка;
кувшин из глины – глиняный кувшин;
мяч из резины – резиновый мяч;
стол из дерева – деревянный стол;
колесо из резины – резиновое колесо
таз из меди – медный таз
медвежонок из плюша – плюшевый медвежонок;
рукавички из шерсти – шерстяные рукавички;
стакан из стекла – стеклянный стакан и т. д.
Игра «Лови, бросай, дни недели называй!»
Цель игры: закреплять временные понятия, в активном словаре ребенка.
Ход игры: Дети становятся в круг. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, может начинать с любого дня недели. Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.
Игру можно повторить несколько раз, каждый раз начиная с нового дня.
Усложнить можно задание называния дней недели в обратном порядке.
«Какое слово потерялось?»
Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.
Ход: Воспитатель читает стихотворение.
«Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих,
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко»
В: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось»
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку (гладко)
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в кроватку на (бочок) ит. д.
По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат по-разному.
«Лови да бросай - цвета называй»
Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Материал: Мяч.
Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом.
Взрослый: красный –
Ребёнок: мак, огонь, флаг
оранжевый - апельсин, морковь, заря;
желтый - цыпленок, солнце, репа;
зеленый - огурец, трава, лес;
голубой - небо, лед, незабудки;
синий - колокольчик, море, чернила;
фиолетовый - слива, сирень, сумерки.
«Подбери словечко»
Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.
Ход игры:
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать:
«Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);
«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);
«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);
«старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка);
«свежее»… (молоко, мясо, варенье);
«старое» (кресло, сиденье, окно).
«Какой это предмет?»
Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.
Материал: Мяч.
Ход игры: Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям.
Например:
Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска.
Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак.
Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка.
Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.
Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, майка, малина.
Красный — шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш.
Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор.
Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо.
«Угадай предмет»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры:
Отгадай предмет по названию его частей.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
«Запоминай-ка»
Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухоречевой памяти.
Материал: Карточка с рядами слов (для воспитателя)
Ход игры:
Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».
Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.
Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.
Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.
Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.
Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.
Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.
Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.
«Кто подберет больше слов?»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.
- Что можно шить?
(Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)
- Что можно связать?
(Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)
- Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)
- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)
- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, юбку, колготки и т. д.)
- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)
Побеждает тот, кто подобрал больше слов.
«Рыбы, звери, птицы»
Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».
Ход игры:
Все становятся в круг, ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Рыбы, птицы, звери. Рыбы, птицы, звери».
Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: «Звери» или: «Птицы». Затем отсчитывает 5—7 хлопков.
Если вызванный успел за это время назвать зверя (медведь, волк, лиса) он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. Он становится ведущим.
«Что растет в лесу?»
Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные»
Материал: Стульчики по количеству детей.
Ход игры: Педагог выбирает трех детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит: «В лесу растет гриб», второй — «малина», третий — «ель», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правила, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая группа детей получает другое задание, например, перечислить, что растет в саду либо кто живет в лесу.
Победителем является тот, кто больше назвал растений и животных. Он получает приз
«Четыре слова»
Цель: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.
Материал: Мяч.
Ход игры: Играющие стоят полукругом. Ведущий бросает по очереди каждому из них мяч и говорит одно из четырех слов: «земля», «вода», «небо», «огонь». Тот, кому брошен мяч и сказано слово «земля», должен назвать какое-либо животное. На слово «вода» играющий отвечает названием рыбы, на слово «небо» — названием птицы.
При слове «огонь» все должны быстро повернуться кругом на месте.
При каждом ответе мяч возвращается к ведущему. Ответивший неправильно выбывает на один тур из игры.
«Подскажи словечко»
Цель: Развивать мышление, быстроту реакции.
Материал: Мяч.
Ход игры: Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то - нет. Взрослый, бросая мяч ребенку, спрашивает: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
Сова летает, а кролик?
Корова ест сено, а лиса?
Крот роет норки, а сорока?
Петух кукарекает, а курица?
Лягушка квакает, а лошадь?
У коровы теленок, а у овцы?
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Чье это жилище»
Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных.
Материал: Картинки животных и картинки, изображающие жилища животных.
Ход игры: На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).
Воспитатель объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища:
нора — для лисы, мышки;
берлога — для медведя;
дупло — для белки, для совы;
гнездо — для птицы;
скворечник — для скворца;
коровник — для коровы, телят;
конюшня — для лошади, жеребят;
свинарник — для свиньи и поросят;
крольчатник — для кроликов.
Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.
«Подбери действия к предметам»
Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.
Ход игры: Подберите как можно больше действий к предметам:
Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;
снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;
собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, ласкается, скулит;
мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;
слон — топает, трубит, шагает, отдыхает, торопится, брызгается, жуёт;
вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;
лягушка — квакает, прыгает, плавает, забирается, ловит;
огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает;
карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит;
цветок — растёт, поднимается, расцветает, склоняется, пахнет;
яблоко — растёт, висит, наливается, поспевает, созревает, падает, катится;
медведь — ревёт, охотится, спит, ломает, ловит, пробирается, шумит;
дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает
Игра «Третий лишний»
Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.
Материал: Мяч.
Ход игры: Взрослые, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее. Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.
Например:
Голубой, красный, спелый (спелый).
Кабачок, огурец, лимон (лимон).
Пасмурно, ненастно, ясно (ясно).
Осень, лето, суббота, зима (суббота).
Понедельник, вторник, лето, воскресенье (лето).
День, ночь, утро, весна (весна).
Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.
«Что каким бывает?»
Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
• Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
• Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур.)
• Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф.)
• Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
• Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)
• Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
«Кто как передвигается?»
Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.
Взрослый: Летают.
Ребёнок: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.
Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.
Ползают: Змеи, гусеницы, черви.
Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.
«Кто, где живет?»
Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.
Материал: Мяч.
Ход игры: Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!
Вариант 1.
Взрослый: Кто живет в дупле? Белка.
Кто живет в скворечнике? Скворцы.
Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.
Кто живет в будке? Собака.
Кто живет в улье? Пчелы.
Кто живет в норе? Лиса.
Кто живет в логове? Волк.
Кто живет в берлоге? Медведь.
Вариант 2.
Взрослый: Где живет медведь? Где живет волк?
Ребёнок: В берлоге. В логове.
Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Ребенку предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».
«Как назвать того, кто?»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас по теме «Профессии»
Ход игры:
Вариант 1.
Взрослый предлагает детям назвать того, кто.
• Кто на паровозе ездит? (Машинист)
• Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен)
• Кто песни сочиняет? (Композитор)
• Кто играет на рояле? (Пианист)
• Кто все ломает? (Хулиган)
• Кто водит самолет? (Летчик, пилот)
Вариант 2.
Взрослый называет глагол, а ребенок профессию (продает - продавец).
«Что происходит в природе?»
Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Человек легко находит, что в природе происходит.
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна»
Взрослый: Солнце - что делает? Светит, греет.
Ручьи - что делают? Бегут, журчат.
Снег - что делает? Темнеет, тает.
Птицы - что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни.
Капель - что делает? Звенит.
Медведь - что делает? Просыпается, выходит из берлоги.
«Что делают животные?»
Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость.
Материал: Мяч.
Ход игры: Взрослый разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи?
Взрослый: собака;
Ребёнок - стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит;
Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается);
Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает);
Утка (летает, плавает, ныряет, крякает);
Ворона (летает, ходит, каркает, клюет);
Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).
«Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
Материал: Мяч.
Ход игры: В календарь не зря глядели - все мы помним дни недели.
Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда». Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.
Усложнение. Ребёнок и родители встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник.» Вместо следующего дня недели взрослый называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.
«Говори наоборот»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Материал: Мяч.
Ход игры: Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый – грустный,
быстрый – медленный,
красивый – безобразный,
пустой – полный,
худой – толстый,
умный – глупый,
трудолюбивый – ленивый,
тяжелый – легкий,
трусливый – храбрый,
«Скажи наоборот»
Цель: Расширить словарь антонимов у детей.
Материал: Мяч.
Ход игры: Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.
Друг… враг
День…ночь
Радость…грусть (печаль)
Потолок… пол
Жара…холод
Зло…добро
Правда,…ложь
Быстро…медленно
Хорошо…плохо
Тяжело…легко
Высоко…низко
Далеко… близко
Можно…нельзя
Трудно…легко
Начало… конец.
Говорить…молчать
твердый – мягкий,
светлый – темный,
длинный – короткий,
высокий – низкий,
острый – тупой,
горячий – холодный,
больной – здоровый,
широкий – узкий,
глубокий – мелкий,
сильный – слабый,
жидкий – густой,
добрый – злой,
вежливый - грубый,
аккуратный – неряшливый,
чистый – грязный,
ясный – пасмурный,
хороший – плохой.
Покупать…продавать
Поднимать…опускать
Бросать…поднимать (поймать)
Прятать…искать
Зажигать…тушить
Одеть…раздеть
Потерять…найти
Положить…убрать
Дать…взять
Налить…вылить.
«Животные и их детеныши».
Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет детеныша этого животного.
Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.
Группа 1. У тигра - тигрёнок, у льва — львёнок,
у слона - слонёнок, у оленя - оленёнок, у лося — лосёнок,
у лисы — лисёнок.
Группа 2. У медведя — медвежонок,
у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок,
у зайца — зайчонок,
у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок,
у коровы — теленок, у лошади – жеребенок,
у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок,
у курицы — цыпленок, у собаки — щенок.
«Скажи, похожее слово»
Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.
Ход игры:
1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.
Думать … (размышлять)
открыть … (отворить)
отыскать … (найти)
зябнуть … (мерзнуть)
поразить … (удивить)
шалить … (баловаться)
забавлять … (развлекать)
прощать … (извинять)
звать… (приглашать)
реветь … (плакать)
мчаться … (нестись)
вертеться … (крутиться)
опасаться … (бояться).
«Кто, что делает?»
Цель: Обогащать глагольный словарь детей по теме «Профессии».
Игровой материал: мяч.
Игровые правила: поймать мяч и сказать, что делает представитель этой профессии.
Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии.
Слова для обогащения словаря:
Врач — лечит. Учитель — учит.
Продавец — продает. Маляр — красит.
Портной — шьет. Дворник — подметает.
Музыкант — играет. Парикмахер — подстригает.
Воспитатель — воспитывает. Балерина — танцует.