Работа с родителями

Дырул Марина Олеговна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Солнышко»)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР I И II УРОВНЯ РЕЧЕВОГО                      РАЗВИТИЯ»

Подготовила:

 учитель-логопед МДОАУ д/с «Солнышко»

Дырул Марина Олеговна

Г.Пыть-Ях
2024г

Цели консультации:

1)Ознакомить        с        понятием        общего        недоразвития        речи        у        детей дошкольного возраста.

2)Представить методики коррекционной работы с детьми, имеющими   ОНР I и II уровня.

3) Организация работы семьи с ребенком с                        речевыми нарушениями.

Введение.

Приветствие и краткое вступление в тему занятия.

Объяснение важности ранней коррекции речевых нарушений.

Уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о том, как организовать коррекционную работу с детьми дошкольного возраста с ОНР. Важно вовремя начать работу по коррекции речевых нарушений. Важна именно ранняя коррекция нарушений.

Понятие общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста (15 мин). Определение понятия ОНР I и II уровня.

Термин «ОНР» означает нарушение формирования компонентов речевой системы, которые относятся к смысловой и звуковой стороне, при этом интеллект и слух ребёнка остаются в норме. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике. При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи. 

 Выделяют четыре уровня ОНР:

I уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;

II уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако, достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы; 

III уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;

IV уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют невнятную дикцию, часто путают местами слога и звуки.    

Перечень основных причин возникновения речевых нарушений у дошкольников.

Причины возникновения ОНР:

1. Инфекции и интоксикации во время беременности.

2. Родовые травмы: быстрые роды, стимуляция родов, асфиксия.

3. Заболевания центральной нервной системы впервые годы жизни ребенка.

4. Травмы головы и черепа.

5. Неблагоприятная наследственность.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия: недостаточное внимание к речи ребенка, двуязычие.

Методики коррекционной работы.

-Методика "Развивающее обучение":

-Обзор основных принципов методики.

-Практические примеры        применения        развивающих игр и упражнений.

-Использование логопедических игр и упражнений:

-Представление игр и упражнений, способствующих развитию речи у детей с ОНР.

-Рекомендации по эффективному применению в практике.

-Значение вовлечения родителей в коррекционный процесс.

Дискуссия и обмен опытом.

Обсуждение опыта участников занятия в работе с детьми с ОНР.

 Обмен полезными советами.

Заключение.

Подведение итогов занятия.

Выявление основных выводов и рекомендаций для родителей.

Подведение итогов консультации.

Сбор обратной связи от участников занятия.

Анализ        результатов        и        предложения        по        улучшению        проведения подобных мероприятий.

Закрытие занятия.

Поблагодарить участников за активное участие.

Напомнить        о        возможности        обращения        за        дополнительной консультацией и поддержкой.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Солнышко»)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

 «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»

Подготовила:

 учитель-логопед МДОАУ д/с «Солнышко»

Дырул Марина Олеговна

Г.Пыть-Ях
2024г.

Уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о том, как с помощью пальчиковых игр можно эффективно развивать речь вашего ребенка. Мелкая моторика рук тесно связана с речевым развитием, и пальчиковые игры являются отличным способом стимулировать как физическое, так и умственное развитие детей.

Почему пальчиковые игры важны?

Развитие мелкой моторики: когда ребенок выполняет различные движения пальцами, он тренирует мелкие мышцы кисти, что важно для последующего письма и других тонких движений.

Стимуляция речевых зон мозга: Пальчиковые упражнения активизируют те же участки мозга, которые отвечают за речь. Это способствует улучшению речевых навыков.

Улучшение координации и концентрации: Такие игры помогают детям лучше контролировать свои движения и сосредоточиться на выполняемом задании.

Развитие воображения и творчества: Пальчиковые игры часто сопровождаются сказками, стишками и песенками, что способствует развитию воображения и креативности.

Примеры пальчиковых игр "Сорока-ворона"

Пальчиками водите по ладошке ребенка, приговаривая: Сорока-ворона кашу варила,

На порог скакала, гостей созывала: этому дала, этому дала,

А этому не дала — он дров не рубил, Воды не носил, каши не варил.

"Пальчиковый театр"

Нарисуйте или наденьте на пальчики маленькие фигурки. Разыграйте короткую сценку с участием "персонажей" — это могут быть животные, люди или сказочные существа.

"Пальчики здороваются"

Пусть ребенок каждый пальчик поприветствует: большой палец "здоровается" с указательным, затем с средним и так далее. Это помогает ребенку учиться координации движений и пониманию последовательности.

"Кошка и мышка"

Нарисуйте на ладошке ребенка "домик" для мышки и "кошку". Пусть пальчик-мышка прячется от пальчика-кошки, прячась за другие пальчики или бегая вокруг ладони.

Рекомендации для родителей

Регулярность занятий: Включайте пальчиковые игры в ежедневный распорядок. Это может быть короткая игра утром или перед сном.

Создание позитивной атмосферы: Пальчиковые игры должны быть веселыми и увлекательными. Если ребенок не заинтересован, попробуйте изменить игру или добавить новые элементы.

Постепенность и последовательность: Начинайте с простых игр и постепенно усложняйте задания, когда ребенок освоит базовые движения.

Поощрение и поддержка: хвалите ребенка за усилия и успехи, поддерживайте его интерес к играм.

Пальчиковые игры — это не только полезное, но и увлекательное занятие, которое способствует всестороннему развитию вашего ребенка. Они помогают укрепить связь между вами и вашим малышом, создавая теплую и доверительную атмосферу.

Удачи вам и вашим детям в этом интересном и полезном занятии!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Солнышко»)

Конспект мастер-класса для детей и их родителей:

 «Путешествие в страну Правильной речи.»

Использование игровых технологий по развитию речи в работе

учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ.

Подготовил:
Учитель-логопед
Дырул М.О.

г.Пыть-Ях,2024 г.

Цель: Организация путешествия в "Страну правильной речи" - создание атмосферы игры и приключения, которая мотивирует детей активно участвовать и развиваться. Содействие развитию речи у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий.

Задачи:

Для детей:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить закрепить представление детей о пройденных понятиях: слово, звук, буква, гласные, твёрдые согласные, мягкие согласные, слог.

Закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Активизировать воображение, мимику, передавая различное настроение и характеры.

Учить согласовывать движения с речью.

Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать учителя-логопеда и выполнять его инструкции).

Совершенствовать умение употреблять сохранные звуки в словах и фразах.

Совершенствовать умение употреблять поставленные звуки в словах и фразах.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда, труда своих сверстников и труда взрослых.

Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции учителя-логопеда, реагировать на задания занятия.

Коррекционно-развивающие:

Развивать: фонематическое восприятие; грамматический строй речи; общеречевые навыки; умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью; творческие способности; воображение; навыки общения детей со сверстниками; логическое мышление.

Для родителей:

Вовлечение родителей в процесс развития речи ребенка с использованием игровых технологий и домашних заданий.

Повышение осведомленности родителей о возможностях использования игровых технологий для развития речи у детей.

Развитие навыков общения с ребенком и поддержка его в процессе использования игровых технологий.

Материалы о оборудование: персонаж из мультика «Лунтик», доска, буквы, карточки с изображение овощей и фруктов, яблоко, карточки со слоговыми рядами (пы-бы-пы, га-ка-га, та-тя-та, ми-мы-ми, са-ша-са, жи-зы-жи, ра-ла-ра.), конверты со словами, сладкие призы(чупа-чупс), медали.  

Ход занятия

1.Вводная часть

Учитель логопед: Здравствуйте! Сегодня мы отправимся в необычное путешествие, в страну «Правильной речи».

Игра «Давайте познакомимся»

Взрослые становятся в круг в центре зала, а напротив каждого родителя встаёт его ребёнок. Учитель-логопед просит детей назвать свои имена и имена своих родителей.

2.Основная часть

Учитель-логопед: Ребята сегодня к нам в гости пришел Лунтик, и он принес нам задания, на которые он будет ждать хороших ответов.

А сейчас мы с вами отправимся в сказочное путешествие. (лежат конверты на столе с заданиями).

За чистым – чистым полем,

За дремучим – дремучим лесом,

За шумным морем

Находится страна правильной речи.

Чтобы попасть в эту страну, нужно преодолеть препятствия и показать, чему мы с вами научились на логопедических занятиях.

Учитель-логопед: 

Родители и дети становятся «паровозиком» за учителем-логопедом.

Учитель-логопед читает стихотворение, сопровождая его движениями по тексту.

Ду-ду-ду! Я по рельсам иду.

Чу-чу-чу! всех сегодня прокачу.

1-я станция Город «Город букв»

Выкладывание слов на доске. Звуковой анализ. (мак, кот, маша, шуба).

Дети выполняют задание.

Например:

Мак- в этом слове 3 звука, первый звук» М», второй «А», третий «К».

Итак, с каждым словом.

2-я станция «Город, в котором живут звуки»

Придумывание слов на звук «Ш»

(в начале, середине, конце слова).

Родители помогают детям.

3-я станция «Волшебный сон»

Учитель-логопед: Напряжение спало, и тело наполнилось расслабленностью. Наши дети отдыхают, их окутывает волшебный сон. Дыхание становится лёгким, ровным и глубоким.

Учитель-логопед гладит каждого ребёнка по голове и произносит слова. В это время ребёнок открывает глаза и называет слово.

4-я станция «Поиграем».

Учитель-логопед: Но прежде чем мы начнем играть нам нужно немного отдохнуть

Физминутка

Мы знаем гласные звуки:

[А] – руки вытягивают вперёд;

[О] – руки вытягивают в стороны;

[У] – руки вытягивают вверх;

[И] – руки вытягивают по швам;

[Ы] – руки прячем за спину;

[Э] – руки вытягивают вперёд и приседают.

Игра «Четвертый - лишний»

Участникам раздаются карточки, на них четыре изображения. Нужно найти одну из них, которая по смыслу не подходит к остальным картинкам, и объяснить почему.

Например: банан, арбуз, помидор, апельсин. Лишний – помидор, потому что это овощ, а все остальные – фрукты. Если ребенок затрудняется в выборе родители помогают детям.

Игра «Назови признак». 

Дети встают в круг, а родители встают за ними. Учитель-логопед передаёт по кругу яблоко, и дети начинают подбирать к нему определения. Яблоко может быть вкусным, полезным, сочным, красным, румяным, большим, круглым, ароматным, чистым и сладким.

Если ребенок затрудняется, родитель может дать ему подсказку: Какое яблоко по форме? Какое яблоко на вкус?

При выполнении задания родители контролируют правильное произнесение детьми окончаний прилагательных.

5-я станция Город «звуковых дорожек»

 (развитие фонематического слуха)

Родителям раздаются карточки со слоговыми рядами (пы-бы-пы, га-ка-га, та-тя-та, ми-мы-ми, са-ша-са, жи-зы-жи, ра-ла-ра.). Участники встают полукругом. Дети вслед за родителями по порядку воспроизводят по одной слоговой дорожке, которая написана на их карточке.

6-я станция: «Город, в котором живут слова».

Участникам раздаются конверты, в которых находятся слова. Детям предлагается составить предложение из трех слов. Родители помогают детям.

3.Заключительная часть

Учитель-логопед: Наше путешествие подошло к концу. Молодцы ребятки, хорошо справились с заданиями и научили своих родителей новым интересным играм, в которые дома сможете снова поиграть. А за это Лунтик нам что-то приготовил! Посмотрим? Да здесь сладкие гостинцы, и медали.

(Учитель-логопед наклеивает «медали» и вручает чупа-чупсы)

Учитель-логопед: Уважаемые родители сегодня мы показали, как можно развивать фонематическое восприятие; грамматический строй речи; общеречевые навыки; творческие способности и воображение посредством интересных игр.

Рекомендация использовать игры с символикой и предметами из реального мира, таких как пазлы, кубики, карты с изображениями животных, чтобы закрепить знания ребенка о предметах и учить новые слова.

Используйте игры с загадками и заданиями, чтобы расширить активный словарный запас ребенка и развить его способность мыслить аналогиями.

При игре в ролевые игры, позволяйте ребенку представлять различные ситуации и выражать свои мысли и чувства на различные темы, чтобы развить речевую экспрессию.

Используйте игры с карточками и картинками для развития логического и абстрактного мышления. Например, предлагайте ребенку сравнивать, классифицировать и описывать различные объекты и их характеристики.

Рекомендация использовать компьютерные и мобильные игры, специально разработанные для развития речи. При выборе таких игр, обратите внимание на их образовательную ценность и соответствие возрасту ребенка.

Постепенно увеличивайте сложность игр, чтобы вызывать интерес и мотивацию ребенка, а также поощрять его речевое развитие.

Не забывайте, что самым эффективным инструментом для развития речи является непосредственное общение с ребенком. Играйте вместе, задавайте вопросы, активно слушайте его ответы и поддерживайте его речевые усилия.

До новых встреч!