Работа с родителями
Работа с родителями
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Солнышко»)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР I И II УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
Подготовила:
учитель-логопед МДОАУ д/с «Солнышко»
Дырул Марина Олеговна
Г.Пыть-Ях
2024г
Цели консультации:
1)Ознакомить с понятием общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
2)Представить методики коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР I и II уровня.
3) Организация работы семьи с ребенком с речевыми нарушениями.
Введение.
Приветствие и краткое вступление в тему занятия.
Объяснение важности ранней коррекции речевых нарушений.
Уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о том, как организовать коррекционную работу с детьми дошкольного возраста с ОНР. Важно вовремя начать работу по коррекции речевых нарушений. Важна именно ранняя коррекция нарушений.
Понятие общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста (15 мин). Определение понятия ОНР I и II уровня.
Термин «ОНР» означает нарушение формирования компонентов речевой системы, которые относятся к смысловой и звуковой стороне, при этом интеллект и слух ребёнка остаются в норме. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике. При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.
Выделяют четыре уровня ОНР:
I уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
II уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако, достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;
III уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
IV уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют невнятную дикцию, часто путают местами слога и звуки.
Перечень основных причин возникновения речевых нарушений у дошкольников.
Причины возникновения ОНР:
1. Инфекции и интоксикации во время беременности.
2. Родовые травмы: быстрые роды, стимуляция родов, асфиксия.
3. Заболевания центральной нервной системы впервые годы жизни ребенка.
4. Травмы головы и черепа.
5. Неблагоприятная наследственность.
6. Неблагоприятные социально-бытовые условия: недостаточное внимание к речи ребенка, двуязычие.
Методики коррекционной работы.
-Методика "Развивающее обучение":
-Обзор основных принципов методики.
-Практические примеры применения развивающих игр и упражнений.
-Использование логопедических игр и упражнений:
-Представление игр и упражнений, способствующих развитию речи у детей с ОНР.
-Рекомендации по эффективному применению в практике.
-Значение вовлечения родителей в коррекционный процесс.
Дискуссия и обмен опытом.
Обсуждение опыта участников занятия в работе с детьми с ОНР.
Обмен полезными советами.
Заключение.
Подведение итогов занятия.
Выявление основных выводов и рекомендаций для родителей.
Подведение итогов консультации.
Сбор обратной связи от участников занятия.
Анализ результатов и предложения по улучшению проведения подобных мероприятий.
Закрытие занятия.
Поблагодарить участников за активное участие.
Напомнить о возможности обращения за дополнительной консультацией и поддержкой.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Солнышко»)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»
Подготовила:
учитель-логопед МДОАУ д/с «Солнышко»
Дырул Марина Олеговна
Г.Пыть-Ях
2024г.
Уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о том, как с помощью пальчиковых игр можно эффективно развивать речь вашего ребенка. Мелкая моторика рук тесно связана с речевым развитием, и пальчиковые игры являются отличным способом стимулировать как физическое, так и умственное развитие детей.
Почему пальчиковые игры важны?
Развитие мелкой моторики: когда ребенок выполняет различные движения пальцами, он тренирует мелкие мышцы кисти, что важно для последующего письма и других тонких движений.
Стимуляция речевых зон мозга: Пальчиковые упражнения активизируют те же участки мозга, которые отвечают за речь. Это способствует улучшению речевых навыков.
Улучшение координации и концентрации: Такие игры помогают детям лучше контролировать свои движения и сосредоточиться на выполняемом задании.
Развитие воображения и творчества: Пальчиковые игры часто сопровождаются сказками, стишками и песенками, что способствует развитию воображения и креативности.
Примеры пальчиковых игр "Сорока-ворона"
Пальчиками водите по ладошке ребенка, приговаривая: Сорока-ворона кашу варила,
На порог скакала, гостей созывала: этому дала, этому дала,
А этому не дала — он дров не рубил, Воды не носил, каши не варил.
"Пальчиковый театр"
Нарисуйте или наденьте на пальчики маленькие фигурки. Разыграйте короткую сценку с участием "персонажей" — это могут быть животные, люди или сказочные существа.
"Пальчики здороваются"
Пусть ребенок каждый пальчик поприветствует: большой палец "здоровается" с указательным, затем с средним и так далее. Это помогает ребенку учиться координации движений и пониманию последовательности.
"Кошка и мышка"
Нарисуйте на ладошке ребенка "домик" для мышки и "кошку". Пусть пальчик-мышка прячется от пальчика-кошки, прячась за другие пальчики или бегая вокруг ладони.
Рекомендации для родителей
Регулярность занятий: Включайте пальчиковые игры в ежедневный распорядок. Это может быть короткая игра утром или перед сном.
Создание позитивной атмосферы: Пальчиковые игры должны быть веселыми и увлекательными. Если ребенок не заинтересован, попробуйте изменить игру или добавить новые элементы.
Постепенность и последовательность: Начинайте с простых игр и постепенно усложняйте задания, когда ребенок освоит базовые движения.
Поощрение и поддержка: хвалите ребенка за усилия и успехи, поддерживайте его интерес к играм.
Пальчиковые игры — это не только полезное, но и увлекательное занятие, которое способствует всестороннему развитию вашего ребенка. Они помогают укрепить связь между вами и вашим малышом, создавая теплую и доверительную атмосферу.
Удачи вам и вашим детям в этом интересном и полезном занятии!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Солнышко»)
Конспект мастер-класса для детей и их родителей:
«Путешествие в страну Правильной речи.»
Использование игровых технологий по развитию речи в работе
учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ.
Подготовил:
Учитель-логопед
Дырул М.О.
г.Пыть-Ях,2024 г.
Цель: Организация путешествия в "Страну правильной речи" - создание атмосферы игры и приключения, которая мотивирует детей активно участвовать и развиваться. Содействие развитию речи у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий.
Задачи:
Для детей:
Коррекционно-образовательные:
Уточнить закрепить представление детей о пройденных понятиях: слово, звук, буква, гласные, твёрдые согласные, мягкие согласные, слог.
Закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Активизировать воображение, мимику, передавая различное настроение и характеры.
Учить согласовывать движения с речью.
Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать учителя-логопеда и выполнять его инструкции).
Совершенствовать умение употреблять сохранные звуки в словах и фразах.
Совершенствовать умение употреблять поставленные звуки в словах и фразах.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда, труда своих сверстников и труда взрослых.
Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции учителя-логопеда, реагировать на задания занятия.
Коррекционно-развивающие:
Развивать: фонематическое восприятие; грамматический строй речи; общеречевые навыки; умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью; творческие способности; воображение; навыки общения детей со сверстниками; логическое мышление.
Для родителей:
Вовлечение родителей в процесс развития речи ребенка с использованием игровых технологий и домашних заданий.
Повышение осведомленности родителей о возможностях использования игровых технологий для развития речи у детей.
Развитие навыков общения с ребенком и поддержка его в процессе использования игровых технологий.
Материалы о оборудование: персонаж из мультика «Лунтик», доска, буквы, карточки с изображение овощей и фруктов, яблоко, карточки со слоговыми рядами (пы-бы-пы, га-ка-га, та-тя-та, ми-мы-ми, са-ша-са, жи-зы-жи, ра-ла-ра.), конверты со словами, сладкие призы(чупа-чупс), медали.
Ход занятия
1.Вводная часть
Учитель логопед: Здравствуйте! Сегодня мы отправимся в необычное путешествие, в страну «Правильной речи».
Игра «Давайте познакомимся»
Взрослые становятся в круг в центре зала, а напротив каждого родителя встаёт его ребёнок. Учитель-логопед просит детей назвать свои имена и имена своих родителей.
2.Основная часть
Учитель-логопед: Ребята сегодня к нам в гости пришел Лунтик, и он принес нам задания, на которые он будет ждать хороших ответов.
А сейчас мы с вами отправимся в сказочное путешествие. (лежат конверты на столе с заданиями).
За чистым – чистым полем,
За дремучим – дремучим лесом,
За шумным морем
Находится страна правильной речи.
Чтобы попасть в эту страну, нужно преодолеть препятствия и показать, чему мы с вами научились на логопедических занятиях.
Учитель-логопед:
Родители и дети становятся «паровозиком» за учителем-логопедом.
Учитель-логопед читает стихотворение, сопровождая его движениями по тексту.
Ду-ду-ду! Я по рельсам иду.
Чу-чу-чу! всех сегодня прокачу.
1-я станция Город «Город букв»
Выкладывание слов на доске. Звуковой анализ. (мак, кот, маша, шуба).
Дети выполняют задание.
Например:
Мак- в этом слове 3 звука, первый звук» М», второй «А», третий «К».
Итак, с каждым словом.
2-я станция «Город, в котором живут звуки»
Придумывание слов на звук «Ш»
(в начале, середине, конце слова).
Родители помогают детям.
3-я станция «Волшебный сон»
Учитель-логопед: Напряжение спало, и тело наполнилось расслабленностью. Наши дети отдыхают, их окутывает волшебный сон. Дыхание становится лёгким, ровным и глубоким.
Учитель-логопед гладит каждого ребёнка по голове и произносит слова. В это время ребёнок открывает глаза и называет слово.
4-я станция «Поиграем».
Учитель-логопед: Но прежде чем мы начнем играть нам нужно немного отдохнуть
Физминутка
Мы знаем гласные звуки:
[А] – руки вытягивают вперёд;
[О] – руки вытягивают в стороны;
[У] – руки вытягивают вверх;
[И] – руки вытягивают по швам;
[Ы] – руки прячем за спину;
[Э] – руки вытягивают вперёд и приседают.
Игра «Четвертый - лишний»
Участникам раздаются карточки, на них четыре изображения. Нужно найти одну из них, которая по смыслу не подходит к остальным картинкам, и объяснить почему.
Например: банан, арбуз, помидор, апельсин. Лишний – помидор, потому что это овощ, а все остальные – фрукты. Если ребенок затрудняется в выборе родители помогают детям.
Игра «Назови признак».
Дети встают в круг, а родители встают за ними. Учитель-логопед передаёт по кругу яблоко, и дети начинают подбирать к нему определения. Яблоко может быть вкусным, полезным, сочным, красным, румяным, большим, круглым, ароматным, чистым и сладким.
Если ребенок затрудняется, родитель может дать ему подсказку: Какое яблоко по форме? Какое яблоко на вкус?
При выполнении задания родители контролируют правильное произнесение детьми окончаний прилагательных.
5-я станция Город «звуковых дорожек»
(развитие фонематического слуха)
Родителям раздаются карточки со слоговыми рядами (пы-бы-пы, га-ка-га, та-тя-та, ми-мы-ми, са-ша-са, жи-зы-жи, ра-ла-ра.). Участники встают полукругом. Дети вслед за родителями по порядку воспроизводят по одной слоговой дорожке, которая написана на их карточке.
6-я станция: «Город, в котором живут слова».
Участникам раздаются конверты, в которых находятся слова. Детям предлагается составить предложение из трех слов. Родители помогают детям.
3.Заключительная часть
Учитель-логопед: Наше путешествие подошло к концу. Молодцы ребятки, хорошо справились с заданиями и научили своих родителей новым интересным играм, в которые дома сможете снова поиграть. А за это Лунтик нам что-то приготовил! Посмотрим? Да здесь сладкие гостинцы, и медали.
(Учитель-логопед наклеивает «медали» и вручает чупа-чупсы)
Учитель-логопед: Уважаемые родители сегодня мы показали, как можно развивать фонематическое восприятие; грамматический строй речи; общеречевые навыки; творческие способности и воображение посредством интересных игр.
Рекомендация использовать игры с символикой и предметами из реального мира, таких как пазлы, кубики, карты с изображениями животных, чтобы закрепить знания ребенка о предметах и учить новые слова.
Используйте игры с загадками и заданиями, чтобы расширить активный словарный запас ребенка и развить его способность мыслить аналогиями.
При игре в ролевые игры, позволяйте ребенку представлять различные ситуации и выражать свои мысли и чувства на различные темы, чтобы развить речевую экспрессию.
Используйте игры с карточками и картинками для развития логического и абстрактного мышления. Например, предлагайте ребенку сравнивать, классифицировать и описывать различные объекты и их характеристики.
Рекомендация использовать компьютерные и мобильные игры, специально разработанные для развития речи. При выборе таких игр, обратите внимание на их образовательную ценность и соответствие возрасту ребенка.
Постепенно увеличивайте сложность игр, чтобы вызывать интерес и мотивацию ребенка, а также поощрять его речевое развитие.
Не забывайте, что самым эффективным инструментом для развития речи является непосредственное общение с ребенком. Играйте вместе, задавайте вопросы, активно слушайте его ответы и поддерживайте его речевые усилия.
До новых встреч!