Методическая копилка
Методическая копилка – это ценный инструмент для педагогов, который позволяет собирать, систематизировать и осуществлять обмен методическими материалами, опытом и идеями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._konspekt_pomogi_luntiku.docx | 27.64 КБ |
konspekt_semya_barboskinyh.docx | 34.08 КБ |
2.konspekt_zanyatiya_frukty.docx | 24.73 КБ |
3._konspekt_puteshestvie_v_stranu_gramoty.docx | 20.88 КБ |
4.konspekt_ovoshchi.docx | 71.62 КБ |
5.konspekt_veseloe_puteshestvie_na_avtobuse.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Солнышко»)
Конспект логопедического группового занятия
в старшей группе
Подготовила:
Учитель-логопед
Дырул М.О.
Г. Пыть-Ях,2024
Конспект логопедического группового занятия в старшей группе
на тему: «Помоги Лунтику»
Цель: Закрепить правильное произношение звука [Ш], познакомить с буквой Ш.
Задачи:
Коррекционно-развивающие: закрепить правильное произношение звука [Ш]; упражнять в определении наличия/отсутствия звука [Ш] в словах, в определении позиции звука [Ш] в слове(в начале, в середине, в конце); продолжать обучение звукослоговому анализу и синтезу. Развивать слуховое внимание, память, речь, координацию речи с движением.
Воспитательные: воспитывать положительную установку на участие в занятии, усидчивость, самостоятельность.
Технологии: Здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности, Информационно-коммуникационные технологии, ТРИЗ
Материалы и оборудование: интерактивная доска, интерактивная игра, зеркала, корзинка с яблоками, игрушка Лунтик, картинка со звуком [Ш], иллюстрация с изображением Кузи, иллюстрация с изображением пчёлки Милы, иллюстрация с изображением Вупсеня и Пупсеня, иллюстрация с изображением паука Шнюка, иллюстрация с изображением пиявки, иллюстрация с изображением Корнея Корнеевича, иллюстрация с изображением Ам Няма, яблочки красные, яблочки жёлтые.
Ход занятия
Основная часть
Организационный момент
Учитель – логопед: Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? Давайте сейчас проведём разминку для проверки нашего настроения.
(Изображаем эмоции в соответствии с текстом)
Психогимнастика
Я люблю, когда вы улыбаетесь (Показывают улыбку)
Я люблю, когда вы удивляетесь (Показывают удивление)
Я не люблю, когда вы обижаетесь (Показывают обиду)
Я не люблю, когда вы злитесь (Показывают злость)
Я люблю, когда вы улыбаетесь! (Показывают улыбку)
Проблемная ситуация:
Учитель – логопед: Я к вам сегодня на занятие пришла не одна, а с необычным гостем из мультфильма. Чтобы узнать кто придёт, вам необходимо отгадать загадку.
Загадка:
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он прилетел к нам с луны-
Знают, любят его малыши. (Лунтик)
Учитель – логопед: Правильно! (Появляется Лунтик. Учитель – логопед показывает детям игрушку Лунтика)
Учитель – логопед: Но наш Лунтик не совсем весёлый. У Лунтика важное задание, которое надо выполнить. Баба Капа решила испечь яблочный пирог, а яблоки закончились. За яблоками она отправила Лунтика. Ему скорее надо отправиться в волшебный яблочный сад, чтобы привезти яблоки для пирога. Но на пути встречаются задания, которые необходимо выполнить, и Лунтику одному не справится. Поможем ему? (Да)
Учитель – логопед: Но Лунтик к нам пришёл не один, он захватил с собой интересный звук. А что за звук, мы сейчас узнаем из стихотворения, которое вам прочитаю. А вы должны внимательно послушать и сказать, какой звук вы чаще услышали. Готовы? (Да)
Загадка
Для Миши -малыша
Вяжет Глаша теплый шарф,
Шарфик на шею он повяжет
И «спасибо» Глаше скажет.
Учитель – логопед: Какой звук вы услышали чаще всего? ([Ш])
(Учитель –логопед показывает звук Ш)
Учитель – логопед: Давайте все вместе произнесём этот звук [Ш]
Учитель – логопед: Ребята, обратите внимание на то, что при произношении этого звука, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы «окошком». При произношении встречается преграда. Как вы думаете этот звук является гласным или согласным? (Согласный)
Учитель – логопед: Твёрдый или мягкий? (Твёрдый) При произношении этого звука, приложите ладошку к горлу. Скажите он будет звонкий или глухой? (Глухой)
Учитель – логопед: Молодцы! Звук [Ш] является согласным твёрдым и глухим.
Учитель – логопед: Ребята, на нашем пути встречается друг Лунтика –Кузя. (Учитель – логопед показывает иллюстрацию с изображением Кузи).
Кузя предлагает поиграть со звуком [Ш]. Но прежде чем поиграть, выполним с вами дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика:
1.«Дует тёплый ветерок»
Встаём прямо. Делаем глубокий вдох, выдох удлинённый с звуком «ш – ш -ш».
2.«Дует холодный зимний ветерок»
Встаём прямо. Делаем глубокий вдох носом, выдох со звуком «у-у-у-у-у».
3. «В окно влетела пчела»
Встаём прямо. Делаем глубокий вдох, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з-з»
4. «Шуршание листьев»
Встаём прямо. Делаем глубокий вдох, руки поднимаем вверх. На выдохе произносим звук «ш-ш-ш-ш-ш», опускаем руки вниз.
Развитие фонематического слуха
Учитель – логопед: Ребята, я вам сейчас назову звуки, слоги, слова, а вам предстоит внимательно слушать. Если вы услышите звук [Ш], то хлопаете в ладоши. (Учитель – логопед называет звуки, которые уже изучили, слоги и слова, где встречается звук [Ш]. са, ша, шапка, шалаш, шифер, шофёр и т.д.)
Учитель – логопед: Звук [Ш] на письме мы записываем буквой Ш (Учитель – логопед показывает данную букву)
Учитель – логопед: Ребята, посмотрите на букву Ш. Скажите на что она похожа? (Ответы детей)
Учитель – логопед: Из каких она элементов состоит? (Ответы детей)
Учитель – логопед: Сколько элементов в букве Ш? (Выкладывают букву с помощью палочек: 4 элемента)
Учитель – логопед: Давайте напишем букву Ш в воздухе пальчиком. (Пишут)
Давайте напишем букву Ш пальчиком на парте.
Учитель – логопед: На нашем пути к волшебному яблочному саду встречается пчёлка Мила. Она предлагает нам выполнить пальчиковую гимнастику. (Учитель – логопед показывает иллюстрацию с изображением пчёлки Милы)
Пальчиковая гимнастика
Пальцы – дружная семья, (Показывают пальчики на руках)
Друг без друга им нельзя (Сжимают пальцы каждой руки в кулачки)
Вот большой! (Разжимают большой пальчик)
А это средний. (Разжимают средний)
Безымянный и последний-(Разжимают безымянный пальчик)
Наш мизинец, малышок! (Разжимают мизинчик)
У-у-у! Указательный забыли. (Разжимают указательный пальчик)
Чтобы пальцы дружно жили, (Поднимают пальцы рук кверху)
Будем их соединять
И движенья выполнять… (Каждый палец руки присоединяют поочередно к большому пальцу).
Учитель – логопед: Молодцы! Двигаемся дальше.
Учитель - логопед: Ой, ребята, на нашем пути появились слова - неприятели, которых послали к нам Вупсень и Пупсень. Мы дальше продолжим свой путь, если подберём слова «наоборот». (Учитель - логопед показывает иллюстрацию с изображением Вупсеня и Пупсеня).
Маленький -……(большой)
Гладкий-………(шершавый)
Узкий - …………(широкий)
Плохой- …………(хороший)
Учитель-логопед: Здорово! С заданием справились, отправляемся дальше.
Учитель – логопед: На нашем пути преграда паутина, которую сплёл паук Шнюк. Нам необходимо выполнить его задание, чтобы отправиться дальше. Он предлагает нам поиграть. (Учитель –логопед показывает иллюстрацию с изображением паука Шнюка)
Игра «Повтори чистоговорку».
- Присаживается тот, кто правильно произносит чистоговорку:
Ша – ша - ша – шарф, шампунь, шахматы.
Ши – ши -ши – шифер, шишка, шипы.
Шу- шу - шу – шуба, шутка, шум.
Ши – ши - ши – шифер, шило, шина
Шо-шо-шо – шов, шок, шоссе
Аш-аш-аш – шапка, шар, шалаш
Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь ( Качаются и кружатся)
Потянитесь, распрямитесь.(Потягиваются, распрямляются)
Приседайте, приседайте,(Приседают 2 раза)
Пошагайте, пошагайте,(Шагают 2 раза)
Встаньте на носок , на пятку,(Встают на носок, встают на пятку)
Покачайтесь-ка в присядку.(Качаются приседая)
Глубоко теперь вздохните,( Делают глубокий вдох)
И выдохните! (Выдыхают)
Учитель – логопед: Ребята, мы с вами столько много сегодня разговариваем, что болтушка пиявка предлагает выполнить упражнения, которые помогут нашему язычку отдохнуть. Для выполнения упражнений достаём зеркала и смотрим в них. (Учитель – логопед показывает иллюстрацию с изображением пиявки).
Артикуляционная гимнастика
- «Наказываем непослушный язычок» - Улыбаемся, приоткрываем рот, кладём широкий передний край языка на нижнюю губу и «шлёпаем» его губами, произнося «пя-пя-пя».
- «Лопатка» - Улыбаемся, приоткрываем рот, кладём широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживаем его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10.
- «Маляр»-Улыбаемся, открываем рот и «красим» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения язычком вперёд – назад.
- «Чашечка»- Улыбаемся, широко открываем рот, высовываем широкий язык и придаём форму «чашечки» (т.е. слегка приподнимаем кончик языка)
- «Вкусное варенье»-Улыбаемся, приоткрываем рот, широким языком в форме «чашечки» облизываем верхнюю губу сверху вниз.
- «Грибок»- Улыбаемся, приоткрываем рот, необходимо присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка грибочка»). Удерживаем в таком положении 5-10 секунд.
- «Гармошка» - Улыбаемся, приоткрываем рот, необходимо присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута. Открываем и закрываем рот, как будто растягиваем меха гармошки.
Учитель – логопед: Отправляемся дальше. На нашем пути повстречался Корней Корнеевич. Он подготовил для вас очень интересное и не простое задание. Готовы? (Да)
(Учитель – логопед показывает иллюстрацию с изображением Корнея Корнеевича)
«Разложи картинки». Определение места звука в слове
Учитель – логопед: Ребята, на столе у вас лежат картинки. На доске у меня три звуковых домика - схемы. Вам необходимо разложить свои картинки в звуковые домики в зависимости от места звука в слове.
Учитель – логопед: Молодцы! Присаживаемся за столы, приступаем к выполнению следующего задания. Это задание нам поможет выполнить Ам Ням. Перед выполнением задания, давайте повторим с вами правила поведения на игре. (Учитель – логопед показывает иллюстрацию с изображением Ам Няма)
Правила:
1.Не шумим
2.Друг друга слушаем внимательно.
Приступаем.
Интерактивная игра с яблоками.
Учитель – логопед: Отлично у нас получилось! Мы добрались до волшебного яблочного сада, Лунтик насобирал яблоки для того, чтобы Баба Капа испекла вкусный пирог. Лунтик благодарит вас за проделанную работу и угощает яблочками. (Учитель – логопед вносит корзинку с яблоками)
Заключительная часть
Учитель – логопед: Ребята, кому мы сегодня помогали? (Лунтику)
Учитель - логопед: Какой звук нас сопровождал всё занятие? (Звук [Ш])
Учитель – логопед: Что вы узнали об этом звуке? (Он согласный, глухой, твёрдый)
Учитель – логопед: Молодцы! А сейчас хочу посмотреть с каким вы настроением уходите с занятия. Если у вас отличное настроение возьмите красное яблочко, если плохое, то жёлтое.
До свидания!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Солнышко»)
Конспект логопедического группового занятия в средней группе
на тему: «Семья Барбоскиных»
Подготовила:
учитель-логопед МДОАУ д/с «Солнышко»
Дырул Марина Олеговна
Г. Пыть-Ях
2024г.
Конспект логопедического занятия в средней группе по теме «Семья Барбоскиных»
Цель: Развитие связной речи и расширение словарного запаса у детей.
Задачи:
Образовательные:
- формирует у детей умение образовывать притяжательные прилагательные; подбирать слова – антонимы в сравнении (старше – младше; выше – ниже);
Развивающие:
- Развивать зрительную память, мелкую моторику, координацию движений, артикуляционную моторику;
- Развивать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям), педагогам и окружающим людям;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своей семье, повышать ценность и значимость семейных отношений в глазах детей;
- Воспитывать умение работать в парах, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Материал:
- Иллюстрация, на которой изображён Гена Барбоскин
- Иллюстрация, на которой изображена семья Барбоскиных
- Мяч
- Карточки с картинками для игры «Наоборот»
- Картинки к игре «Чей, чья, чьё, чьи»
- Разноцветные геометрические фигуры
- Геометрические фигуры – круг и квадрат
- Спокойная музыка
Ход занятия:
1.Приветствие
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. На нашем занятии будут присутствовать гости. Давайте подарим им свою улыбку. Мы пригласили сегодня гостей для того, чтобы показать им, какие вы умные, внимательные и сообразительные. Прошу вас посмотреть на меня и подарить мне свою улыбку. (Улыбаются)
Логопед: Встанем все мы дружно в круг! (встают в круг)
Я твой друг, и ты мой друг! (пожимают руку справа – слева)
Крепко за руки возьмемся. (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся! (улыбаются друг другу)
Дети присаживаются на стульчики.
Сюрпризный момент:
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие приехал ещё один гость, да не один. (Показать иллюстрацию, на которой изображен Гена из Барбоскиных) Логопед: Ребята, вы узнаёте, кто это? (Ответы детей)
Логопед: Правильно. Это Гена Барбоскин. Но он приехал не один, а с мамой, папой, Малышом, Лизой, Дружком, Розой. Как мы их назовём одним словом? (Ответы детей)
Логопед: Правильно. Это Семья. Давайте поздороваемся с ними! (Здравствуйте)
2.Основная часть
Логопед: Ребята, предлагаю вам вместе с Барбоскиными выполнить массаж лица «Наша девочка проснулась». С помощью него мы с вами взбодримся и будем активно работать.
Массаж лица «Наша девочка проснулась»:
Наша девочка проснулась (трут кулачками глазки)
Ручкой вправо потянулась (поглаживают лоб от середины к ушам)
Ручкой влево потянулась (поглаживают брови)
Солнцу мило улыбнулась (гладят пальчиками по губкам)
А потом ладошкой пошлёпала немножко (хлопают себя по щекам)
Ай да, девочка, красавица! До чего же хороша и умна! (хлопают в ладоши)
Логопед: Отлично! Взбодрились! Ребята, Гена исследовал слово семья и сделал вывод, что это его можно поделить на два слова: «семь» и «я». Как вы думаете, что это означает? (Ответы детей)
Логопед: Правильно. Это семь похожих на меня. И действительно, в семье все чем – то похожи друг на друга. Семья с рождения рядом с каждым из вас. Семья –это единое целое. В семье Барбоскиных существует девиз, которому они придерживаются всегда: «Один за всех и все за одного».
Логопед: Ребята, посмотрите на семью Барбоскиных и сосчитайте, сколько человек в их семье? (Семь)
(Воспитатель показывает иллюстрацию, на которой изображена семья Барбоскиных)
Логопед: Сколько детей? Сколько взрослых? (Пять детей, два взрослых)
Логопед: Барбоскины предлагают поиграть с ними в игру «Кто кем приходится?».
Игра «Кто кем приходится?»:
Логопед: Сейчас я вам буду задавать вопросы, кидать мяч, вы мне возвращаете мяч и называете ответ.
Вопросы:
1.Кто Лиза и Роза для мамы? (дочки)
2.Кто Гена, Дружок и Малыш для мамы? (сыновья)
3.Кто мальчики для девочек? (братья)
4.Кто мама для папы? (жена)
5.Кто Лиза и Роза для бабушки? (внучки)
6.Кто Гена, Дружок и Малыш для бабушки? (внуки)
7.Кто мама для бабушки? (дочь)
8.Кто папа для бабушки? (сын)
Логопед: Лиза задумалась, кто из них является старшим, а кто младшим в семье. Давайте поможем ей разобраться. Предлагаю вам поиграть в игру «Кто старше (младше)?»
Игра «Кто старше (младше)?»:
Логопед: Сейчас буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать.
Вопросы:
1.Кто старше Лиза и Роза или мама?
2.Кто младше Малыш или мама?
3.Кто старше Роза или дедушка?
4.Кто младше Дружок или бабушка?
5.Кто старше мама или бабушка?
Логопед: Малыш с Дружком решили поиграть в игру «Наоборот». Но между ними возник спор. Давайте им поможем. Поиграем с вами в игру «Наоборот». Но перед тем как поиграть давайте выполним артикуляционные упражнения вместе с Лизой.
Артикуляционные упражнения:
Логопед: По выходным Дети Барбоскиных ездят к бабушке и дедушке.
Пухлые внуки приехали к ним погостить. (надувают щёчки)
С ними худые – лишь кожа да кости (втягивают щёчки)
Бабушка и дедушка всем улыбнулись. (губы в широкой улыбке, видные верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех потянулись (тянут губы вперёд)
Бабушка решила угостить их вкусным вареньем и чаем.
Упражнение «Вкусное варенье»:
Улыбаемся, открываем рот; широким языком облизываем верхнюю губу движением сверху вниз (5 раз)
Упражнение «Чашечка»:
Улыбаемся, широко открываем рот, высовываем широкий язык и загибаем кверху кончик и боковые края (придаём ему форму «чашечки») (5 раз по 10 сек.)
Логопед: Отлично получилось. Потренировали наши язычки, а сейчас поиграем.
Игра «Наоборот»:
Логопед: Сейчас я вам раздам каждому карточки с картинками. Вам надо найти пару, которая противоположна вам.
Девочка полная (девочка худая);
Сильный мужчина (слабый мужчина);
Дедушка больной (дедушка здоровый);
Мужчина пожилой (мужчина молодой);
Весёлый мальчик (грустный мальчик);
Старший брат (младший брат);
Высокий папа (низкий папа);
Взрослая дочь (маленькая дочь);
Добрая бабушка (злая бабушка).
Логопед: Гена предлагает вам немного отдохнуть.
Физкультминутка
Мы устали, засиделись, (поднимают одну руку вверх, другую опускают вниз)
Отдохнуть нам захотелось. (меняют рывками руки)
То на стену посмотрели, (смотрят на стену)
То в окошко поглядели.(смотрят на окошко)
Вправо, влево повернулись , (поворачиваются вправо –влево)
А потом наоборот.(поворачиваются влево-вправо)
Приседанья начинаем, (выполнили приседания)
Ноги до конца сгибаем. (сгибают поочерёдно ноги)
Вверх и вниз, вверх и вниз,( выполняют приседания)
Приседать не торопись!
Логопед: А теперь Дружок хочет посмотреть какие вы внимательные и быстрые. Поиграем в игру - ускорялку «Руки, плечи, уши, нос».
Игра –ускорялка «Руки, плечи, уши, нос».
Логопед: Отлично. В большой семье Барбоскиных вечные споры о том, где чьи вещи и предметы. Давайте поиграем в игру «Чей, чья, чьё, чьи», а Барбоскины внимательно будут слушать.
Игра «Чей, чья, чьё, чьи»:
Логопед: Сейчас я вам буду задавать вопросы и показывать картинки, а вы будете называть ответ.
Вопросы:
1.Мама носит платье. Платье чьё? (мамино)
2.Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
3.Дедушка носит очки. Очки чьи? (дедушкины)
4.Лиза носит шляпку. Шляпка чья? (Лизина)
5.Дружок играет в мяч. Мяч чей? (Дружка)
6.Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
7.Гена читает книги. Книги чьи? (Генины)
8.Дедушка ходит на улицу в ботинках. Ботинки чьи? (дедушкины)
9.Малыш играет в машинку. Машинка чья? (Малыша)
Логопед: Малыш очень любит играть в различные игры. Мама ему недавно показала пальчиковую игру. Она ему очень понравилась, и он хочет ею с вами поделиться.
Пальчиковая игра «Дружная семья»:
(С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого, в конце ритмично разгибают все пальчики)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
Логопед: Гена любит много читать, собирать пазлы, исследовать что -то. Сегодня он хочет предложить и вам немного поиграть с геометрическими фигурами.
Игра «Выложи портрет семьи»:
Логопед: У вас на столах лежат разноцветные геометрические фигуры. Вам необходимо превратить геометрические фигуры в замечательные картинки, на которых будет изображена ваша семья. Затем мы с вами посмотрим ваши портреты и назовём, кто на них изображён будет. (Звучит спокойная музыка, дети выкладывают из геометрических фигур свою семью.)
3.Заключительная часть
Логопед: Отличные работы у вас получились. Ребята, вы очень сегодня хорошо работали. Вы самые умные, внимательные и сообразительные. Семья Барбоскиных благодарит вас за активное участие в выполнении увлекательных заданий и прощается с вами. Давайте попрощаемся и мы с ними. (До свидания!)
Логопед: Кто к нам сегодня приходил на занятие в гости? (Семья Барбоскиных)
Логопед: На каких два слова можно поделить слово «Семья»? Что они обозначают?
Логопед: Какое задание вам понравилось выполнять? (Ответы детей)
Логопед: В каком задании испытывали трудности? (Ответы детей)
Логопед: Ребята, вы все большие молодцы, и я вам хочу пожелать ценить свою семью, любить родителей, бабушек и дедушек и всегда им помогать.
Логопед: Сейчас предлагаю вам выбрать геометрическую фигуру, которая будет обозначать ваше настроение после занятия. Если у вас хорошее настроение, выбираете круг, если настроение грустное, выбираете квадрат. Покажите нашим гостям, какую фигуру вы выбрали.
Скажем до свидания нашим гостям. До свидания!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Солнышко»)
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Фрукты»
Подготовила:
учитель-логопед МДОАУ д/с «Солнышко»
Дырул Марина Олеговна
Г.Пыть-Ях
2024г.
Цель: Развитие и активизация словарного запаса, уточнение и расширение знаний у детей о разнообразных фруктах и деревьях, на которых они растут.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Обучение формированию множественного числа существительных;
Обучение образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-развивающие:
Развитие способности к фонематическому восприятию;
Развитие мышления, координации речи и движений;
Развитие мелкой моторики;
Развитие зрительно-предметного восприятия;
Развитие связной речи, обучение составлению предложений по картинкам.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения в группе;
Совершенствовать навыки коммуникативного общения; -воспитывать звуковую культуру речи;
Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
Оборудование и материалы:
- иллюстрации с изображением фруктов и овощей
- миска, тарелка
- мяч
- кукла
- красный кружок
- синий кружок
- наборное полотно
Ход занятия
1.Вводная часть
Учитель-логопед встречает детей с корзиной в руках и по его просьбе дети выбирают из корзинки по одной предметной картинке, а затем садятся на стульчики.
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет интересное занятие. Давайте поздороваемся и подарим свою улыбку.
Учитель-логопед:
Доброе утро! Собрались все вместе в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за ручки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение!
2.Основная часть
Учитель-логопед: Я к вам сегодня на занятие пришла не одна, а с необычным гостем из мультфильма. Чтобы узнать кто придет, вам необходимо отгадать загадку.
Загадка:
Есть мультфильм-наоборот,
Где мышей боится кот!
Предлагает им дружить.
Хочет с ними дружно жить!
Кот — сплошная доброта,
От усов и до хвоста!
Как звать доброго кота? (Кот Леопольд)
Учитель-логопед: Правильно! (появляется кот Леопольд)
Но наш гость пришел к нам немного грустный. У него есть одно важное задание, которое нужно выполнить. Он решил сварить компот, но не знает, что ему нужно для этого. Давайте поможем нашему гостю.
Каждый из вас выбрал себе по одной картинке и сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен поставить ее на наборное полотно.
Когда наступит осень. (Яблоко)
Кисти ягод над дорожкой
Прячут листики-ладошки.
На лозе повисли кисти,
И от них укрылись листья. (Виноград)
Ты на лампочку похожа
И на Ваньку-встаньку тоже.
У тебя румяный бок,
А откусишь – брызнет сок. (Груша)
Учитель-логопед: Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках? Как можно это назвать одним словом? (ответы детей)
Учитель-логопед: Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии? Какие еще фрукты вы знаете? Где растут фрукты? Теперь нашему гостю понятно, из чего можно готовить компот. Сейчас мы с вами будем играть и говорить о фруктах. Но для начала проведем пальчиковую гимнастику
«Фруктовая ладошка»
Этот пальчик – апельсин, (Поочередно разгибают пальцы из кулачка, он, конечно, не один, начиная с большого.)
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладонями на окружающих и на себя.)
Игра «Чего не стало?»
Учитель-логопед: Я положила на стол несколько картинок с изображением фруктов. Посмотрите на них и запомните. Закрывайте глаза, я уберу одну картинку, а вы скажете, чего не стало. (ответы детей)
Игра «Какой сок» (с мячом)
Учитель-логопед: Я буду называть фрукт и бросать вам мяч. А вы будете отвечать какой сок из него можно приготовить.
Сок из яблока — яблочный
Сок из апельсина — апельсиновый
Сок из сливы — сливовый
Сок из груши – грушевый
Сок из граната — гранатовый
Салат из ананаса – ананасовый
Учитель-логопед: Пришло время отдохнуть
Физминутка
Покачайтесь, покружитесь (Качаются и кружатся)
Потянитесь, распрямитесь. (Потягиваются, распрямляются)
Приседайте, приседайте, (Приседают 2 раза)
Пошагайте, пошагайте, (Шагают 2 раза)
Встаньте на носок , на пятку, (Встают на носок, встают на пятку)
Покачайтесь-ка в присядку. (Качаются приседая)
Глубоко теперь вздохните,( Делают глубокий вдох)
И выдохните! (Выдыхают)
Составление предложений по картине «Сбор фруктов»
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите на картину. Какое время года изобразил художник? (ответы детей, осень) Как вы догадались, что это осень? Что делают дети? (ответы детей, собирают фрукты с деревьев)
Учитель-логопед: Молодцы, хорошо рассказали о картине. Следующая игра.
Игра «Назови ласково»
Учитель-логопед: Я буду называть фрукт, а вы будете называть этот фрукт ласково.
Апельсин – апельсинчик; абрикос – абрикосик;
Банан –бананчик; арбуз – арбузик;
Яблоко –яблочко; дыня – дынька;
Лимон –лимончик; груша – грушка.
Учитель-логопед: Молодцы, играем дальше.
Игра «Составь предложение»
Учитель-логопед: Нужно составить предложения из цепочек слов
Слова:
Яблоко, дерево, растет, на.
Дети, вишни, собрали.
Мама, компот, сливы, из, сварила………
"Фруктовая загадка":
Детям предлагается загадывать описание фруктов, а остальным участникам игры нужно отгадать, о каком фрукте идет речь. Например, "Этот фрукт имеет сочную кисло-сладкую мякоть, его можно найти в красном, желтом и зеленом цвете. Какой фрукт я описываю?"
3.Заключительная часть
Учитель-логопед: Ребята, наше занятие подошло к концу. На нашем занятие мы показали и рассказали про фрукты нашему гостю коту Леопольду. Теперь он сможет приготовить компот. Расскажите мне, что мы делали с вами сегодня? Какое задание было легким, сложным? (ответы детей)
Учитель-логопед: Сейчас вам предлагаю выбрать кружочки нужного цвета. Эти кружочки обозначают ваше настроение после занятия. Красный кружочек- отличное, синий кружочек- грустное.
Давайте попрощаемся с нашим гостем. До свидания!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Солнышко»)
Конспект логопедического занятия на тему
«Путешествие в страну Грамоты»
Подготовила:
учитель-логопед МДОАУ д/с «Солнышко»
Дырул Марина Олеговна
Г.Пыть-Ях
2024г.
Цель: формирование фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза у детей на материале звуков [м] [мь].
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Учить закреплять навык выделения звуков [м] [мь] в начале, середине, конце слова;
Познакомить с буквой М;
Учить различать на слух твердых и мягких согласных звуков;
Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза открытых слогов;
Закрепить понятия звонкий - глухой согласный звук, мягкий - твердый согласный звук;
Закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами.
Коррекционно – развивающие:
Совершенствовать навык составления букв с помощью разноцветных камешков;
Активизировать движения речевого аппарата, развивать мимическую мускулатуру лица, общую моторику, совершенствовать навыки ориентировки на плоскости;
Развивать у детей самоконтроль за собственной речью и речью сверстников;
Развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно – воспитательные:
Формировать позитивное отношение к логопедическим занятиям, умение внимательно слушать педагога и товарищей;
Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность на занятии.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, презентация, интерактивная доска, разноцветные камешки, карточки буквы М, с картинками для Маши и Медведя, слоговые карточки, простые карандаши.
Ход занятия
1. Вводная часть
Учитель-логопед вместе с детьми входит в группу. Дети становятся в круг.
Учитель-логопед:
Есть необычная страна
Ее на карте не найти
Зовется Грамотой она
И каждый рад туда прийти
В волшебную страну для вас
Я открываю дверь сейчас.
Учитель-логопед:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Грамоты, но, чтобы отправиться в эту страну нам нужно произнести волшебные слова.
Мы в страну «живого слова»
Держим путь сегодня снова,
В мир волшебной, доброй сказки –
Лишь на миг зажмурим глазки.
2.Основная часть
Встреча с Машей и Медведем
Учитель-логопед: Ребята посмотрите, вот мы и прибыли в страну Грамоты.
(Появляются на экране Маша и Медведь)
Звучит голос Маши: «Всем здравствуйте! Мы так рады встретить вас. Миша привел меня сюда, чтобы я могла подготовиться к школе и узнать что-то новое. Но мы не знаем, с чего начать. Может быть, вы сможете подсказать мне и показать, что я должна уметь делать, чтобы быть готовой к школе?».
Учитель-логопед: А начнем мы с вами с зарядки для языка. (Проводится артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение)
Раз – мы раскрываем ротик, как кошечки зеваем.
Два подуем в дудочки, губки, словно трубочки.
Три – на губки посмотри, улыбаемся на «три».
На четыре - ротик шире. Барабаним на «четыре».
Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать.
Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.
Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.
Восемь – к приходит осень, вырос гриб на счете восемь.
Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.
Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.
Знакомство со звуками [м], [мь].
Учитель-логопед: Назовите первый звук в слове Маша.
Дети: В слове Маша первый звук [м]
Учитель-логопед: Скажите, звук [м] какой?
Дети: Звук [м] согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом
Учитель-логопед: Назовите первый звук в слове Миша
Дети: В слове Миша первый звук [мь]
Учитель-логопед: Звук [мь] какой?
Дети: Звук [мь] согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.
Знакомство с буквой М
Учитель-логопед: Звуки [м], [мь] обозначаются буквой М.
Пропишите букву М в воздухе. Из скольких палочек состоит буква М?
Дети: Буква М состоит из четырех палочек
Учитель-логопед: Возьмите карточки, которые у вас лежат на столах.
Выложите в левом верхнем углу букву М синим цветом.
Выложите в правом нижнем углу букву М зеленым цветом.
Учитель-логопед: (Имя ребенка) каким цветом, ты выложил букву М в левом верхнем углу?
Дети: Я выложил букву М синим цветом.
Учитель-логопед: (Имя ребенка), где находится букву М зеленого цвета?
Дети: Буква М зеленого цвета находится в правом нижнем углу.
На экране появляется Маша и говорит : «Как много вы все знаете».
Учитель-логопед: Да. А еще для того, чтобы подготовиться к школе нужно уметь отдыхать. Ребята, выходите на ковер.
Физминутка
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели.
(Выполняют движения по тексту)
Картинки Маше и Медведю
Учитель-логопед: У вас на столах картинки. Возьмите их и назовите картинки со звуком [м].
Дети: Мышь, альбом, машина, лимон, морковь.
Учитель-логопед: Назовите картинки со звуком [мь].
Дети: Мёд, мяч, мешок, помидор, меч.
Учитель-логопед: Соедините линией картинки с Машей и Мишей. С Машей мы соединим те картинки, в названиях которых есть звук [м]. С Мишей те картинки, в названиях которых есть звук [мь].
Учитель-логопед: (имя ребенка), назови картинки, которые ты соединила с Машей.
Дети: Мышь, альбом, машина, лимон, морковь.
Учитель-логопед: (имя ребенка), назови картинки, которые ты соединил с Мишей.
Дети: Мёд, мяч, мешок, помидор, меч.
На экране появляется слайд с нужными линиями.
Учитель-логопед: А теперь поменяйтесь карточками со своим соседом. Посмотрите на экран и проверьте, все ли правильно у него(неё) сделано. Если вы нашли ошибки, исправьте их.
Составление звуковых схем слогов
Учитель-логопед: Ребята, давайте покажем Маше, как мы умеем читать и не только.
На экране слайд со слоговыми рядами МА МУ МИ.
Учитель-логопед: Прочитаем вместе эти слоги. Возьмите карточки со слогами. Найдите у себя на карточках слог МУ. Выложите звуковую схему слога МУ с помощью цветных камешков.
Учитель-логопед: (имя ребенка), почему ты подобрала синий камешек для звука [м]?
Дети: Потому что звук [м] согласный, твердый, обозначается синим цветом.
Учитель-логопед: Проверьте, такая схема у вас получилась? Далее найдите у себя слог МИ. Выложите звуковую схему этого слога с помощью камешков.
Учитель-логопед: (имя ребенка), почему ты подобрала зеленый камешек для звука [мь]
Дети: Потому что звук [мь] согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.
Учитель-логопед: Теперь найдите у себя слог МА. Выложите звуковую схему этого слога с помощью камешков. Потом посмотрите на экран и скажите, все у вас правильно.
На экране появляется слайд с выложенными звуковыми схемами слогов.
Учитель-логопед: Сколько всего слогов у вас?
Дети: Три слога
Учитель-логопед: Сколько слогов со звуком [мь]?
Дети: Один
Учитель-логопед: Назовите этот слог
Дети: МИ
Учитель-логопед: Сколько слогов со звуком [м]?
Дети: Два
Учитель-логопед: Назовите эти слоги
Дети: МА, МУ
Учитель-логопед: А теперь назовите слова, которые начинаются со слога МА
Дети: Машина, мама, мандарин, матрос, мак, майка, маляр.
Учитель-логопед: Назовите слова, которые начинаются со слога МИ
Дети: Миша, Митя, миска, мимоза, микроволновка, микрофон.
Заключительная часть
Учитель-логопед: Нам пора возвращаться домой. Скажем до свидания Маше и Медведю.
Дети: До свидания.
Учитель-логопед: Чтобы вернуться домой надо снова встать в круг и произнести волшебные слова.
Снова все зажмурим глазки,
И вернёмся мы из сказки,
Держим путь домой мы снова
Из страны, «живого слова».
Учитель-логопед: Наше занятие закончилось. До свидания.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Солнышко»)
Конспект логопедического занятия
в подготовительной группе. Тема: «Овощи»
Подготовила:
учитель-логопед МДОАУ д/с «Солнышко»
Дырул Марина Олеговна
Г.Пыть-Ях
2024г.
Цель: Развивать лексико-грамматический строй речи. Закрепить знания детей об овощах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Актуализация и обогащение словаря по теме «Овощи».
Закреплять образование существительных мн. ч. именительного и родительного падежа, образование сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Учить образовывать относительные прилагательные, изменять глаголы по лицам, употреблять существительные в различных падежных формах.
Коррекционно-развивающие:
Развитие зрительного и слухового внимания, развитие мелкой и общей моторики, развитие мышления и воображения.
Коррекционно-воспитательные:
Формировать познавательный интерес; развивать активность и самостоятельность.
Оборудование и материалы: муляжи овощей, картинки с изображением овощей, рассказ об овощах, картинки для составления предложений со словом «овощи», красный кружок, синий кружок.
Ход занятия
1.Вводная часть
Учитель-логопед: Здравствуйте дети, давайте с вами отгадаем несколько загадок, чтобы понять, о чем мы сегодня будем разговаривать.
Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке — но не мышка. (Картошка)
Сто одежек и все без застежек. (Капуста)
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них красные детки. (Помидор)
Учитель-логопед: Молодцы, все правильно. Теперь расскажите мне, как назвать одним словом все, что мы сейчас отгадали?
Дети: овощи
Учитель-логопед: молодцы! Тема нашего занятия сегодня, Овощи. Расскажите мне, пожалуйста, что вы знаете об овощах?
(ответы детей)
2.Основная часть
Игра «Назови ласково»
На доске изображения разных овощей. Дети называют ласково каждый овощ по очереди.
Помидор – помидорчик
Огурец – огурчик
Баклажан – баклажанчик
Лук – лучок
Свекла – свеколка и т.д.
Игра «Какой суп получится?»
Из овощей – овощной
Из молока - ….
Из курицы - …
Из рыбы - …
Из мяса - …
Из гороха -
Игра «Назови салат»
Из моркови - …
Из капусты - …
Из овощей - …
Игра «О каком овоще идет речь?»
На доске висят картинки: морковь, репка, огурец, помидор, картофель.
Учитель-логопед перечисляет описание овощей, а дети угадываю о каком овоще идет речь.
Вкусный, твердый, зеленый.
Желтая, круглая, твердая.
Оранжевая, твердая, сладкая.
Красный, сочный, круглый.
Коричневый, овальный, твердый.
Игра «Найди лишнюю»
На доске изображены картинки овощей и других продуктов, дети должны понять и объяснить, почему тот или иной продукт лишний.
Помидор, баклажан, морковь, колбаса.
Редиска, репка, капуста, яблоко.
Лук, баклажан, малина, свекла.
Упражнение «Составить предложения по картинкам»
На доске несколько картинок с овощами. Дети по очереди составляют предложения с употребление слова «овощи».
Например, «дедушка поливает овощи».
Физкультминутка "Овощи"
Как-то вечером на грядке
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами.)
Рассчитались четко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Останавливаются, крутят водящего.)
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать.
(Разбегаются, приседают, водящий ищет)
Игра «Вершки и корешки»
На доске картинки разных овощей, дети должны будут рассказать какие овощи растут НАД землей, а какие ПОД землей.
Упражнение «Описание овоща»
Учитель-логопед раздает каждому ребенку карточку с изображением овоща, ребенок должен составить описание овоща по плану.
- Цвет
- Форма
- Растет НАД или ПОД землей
- Что можно приготовить с данным овощем.
Например, у меня на картинке огурец, он зеленого цвета и овальной продолговатой формы. Огурец растет НАД землей, из него можно приготовить вкусный салат.
Рассказ «Дима на огороде»
Учитель-логопед читает рассказ ("Дима на огороде"), дети слушают, смотрят на картинку по теме рассказа.
Учитель-логопед задает вопросы по содержанию.
как звали мальчика?
где гулял мальчик?
что удивило мальчика?
как мы с вами назовет этот рассказ? и т.д.
Задание «Раскраска»
Учитель-логопед дает листы с изображением овощей, фруктов и ягод.
Задание: раскрасить ТОЛЬКО овощи.
3.Заключительная часть
Учитель-логопед: О чем мы сегодня с вами разговаривали? Что вам больше всего запомнилось? Вы большие молодцы, очень здорово сегодня отвечали.
Учитель-логопед: Сейчас вам предлагаю выбрать кружочки нужного цвета. Эти кружочки обозначают ваше настроение после занятия. Красный кружочек- отличное, синий кружочек- грустное.
Всем спасибо, до свидания!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Солнышко»)
Конспект логопедического занятия для детей с ОНР на тему "Весёлое путешествие на автобусе"
Подготовила:
учитель-логопед МДОАУ д/с «Солнышко»
Дырул Марина Олеговна
Г. Пыть-Ях
2024г.
Цель: закрепить умение употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
активизация, обогащение и закрепление словаря по теме «Транспорт»;
совершенствование умения подбирать слова-антонимы;
совершенствование умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
обучение полным ответам на вопросы.
Коррекционно-развивающие:
развитие мышления (обобщения, классификации);
развитие зрительного и речеслухового внимания;
развитие мимической мускулатуры;
развитие ориентировки в пространстве;
развитие мелкой моторики рук;
развитие длительного целенаправленного речевого выдоха.
Коррекционно-воспитательные:
воспитание активности и инициативности;
воспитание умения работать в коллективе;
воспитание навыков сотрудничества.
Оборудование и материалы: кепка, двусторонние предметные картинки с изображением транспортных средств, аудиозапись «Песенка друзей», капелька, облачко, дорога, мольберт, стол, магнитная доска, ламинированные предметные картинки с недостающими деталями, контейнеры с водой, лодочки из бумаги, наклейки, «подзорные» трубочки из картона (по количеству детей), сумка.
Ход занятия
1.Вводная часть
Учитель-логопед заходит в группу, на его голове кепка, на плече сумка.
Учитель-логопед: Ребята, вы хотите вместе со мной отправиться в путешествие?
Дети: Да!
Учитель-логопед: Тогда я приглашаю вас в путешествие, а на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Дети: Автобус
Учитель-логопед: Правильно.
2. Основная часть
«Скажи наоборот»
Учитель-логопед: Чтобы ехать на автобусе, нужно заплатить за проезд - сказать наоборот.
Учитель-логопед: Наш автобус маленький или…
Дети: Большой
Учитель-логопед: Наш автобус медленный или…
Дети: Быстрый
Учитель-логопед: Наш автобус короткий или…
Дети: Длинный
Учитель-логопед: Наш автобус узкий или…
Дети: Широкий
Учитель-логопед: Наш автобус грязный или…
Дети: Чистый
Учитель-логопед: Ну вот, мы можем отправляться. Занимайте места в автобусе. Кто вы теперь?
Дети: Пассажиры.
Учитель-логопед встает вперед «держит руль», дети встают за ним по одному. Учитель-логопед включает «Песенку друзей»
Мимические упражнения.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Посмотрите вправо. Солнышко ярко светит. Зажмурьте крепко глазки. Посмотрите влево, там нам улыбаются прохожие — улыбнитесь и вы им.
«Один – много»
Учитель-логопед останавливается с детьми около доски, на которой находятся предметные картинки с изображением транспорта.
Учитель-логопед: Приехали! Выходите из автобуса. Вот и первая остановка: «Музей» учитель-логопед предлагает детям присесть на стульчики.
Учитель-логопед: Посмотрите, сколько здесь разных картинок. Назовите их (дети называют по одной картинке).
Дети: самолет – много самолетов, поезд – много поездов, автобус – много автобусов, велосипед – много велосипедов, лодка – много лодок, грузовик – много грузовиков.
Учитель-логопед: Назовите все эти предметы, одним словом.
Дети: Транспорт.
«Чего не стало?»
Учитель-логопед: Давайте узнаем, кто из вас самый внимательный. Внимательно посмотрите на эти картинки. Я спрячу одну из них, а вы скажите - чего не стало?
Учитель-логопед просит детей закрыть глаза (прячет картинку, затем дети открывают глаза и отвечают на вопрос).
Дети: Не стало самолета, не стало лодки, не стало поезда.
«Какой это транспорт?»
Учитель-логопед помещает на доску капельку, облачко и дорогу.
Учитель-логопед: Вспомните, какой бывает транспорт?
Дети: воздушный, наземный, водный.
Учитель-логопед: Возьмите по одной картинке со стола и найдите ей место: если это воздушный транспорт, то поместите картинку к облаку, если водный – к капельке, если наземный – к дороге.
Учитель-логопед складывает картинки с транспортом в свою сумку.
Учитель-логопед: Прежде чем ехать дальше давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Едем-едем мы домой (делают «крышу» из пальчиков)
На автобусе с тобой, (сжимают-разжимают кулачки)
Въехали на горку: хлоп. (сжимают-разжимают кулачки, хлопают в ладоши)
Колесо спустилось: стоп. (сжимают-разжимают кулачки, хлопают в ладоши)
Учитель-логопед: Молодцы, едем дальше.
Едут под песню.
«Чего не хватает?»
Учитель-логопед с детьми останавливаются у мольберта с ламинированными картинками.
Учитель-логопед:Кажется, у нашего автобуса лопнуло колесо. А вот и мастерская перед нами, в ней ремонтируют транспорт. Чего здесь много? (достает из сумки по одной картинке и показывает детям).
Дети отвечают по одному: здесь много автобусов, лодок, велосипедов, грузовиков, самолетов, поездов.
Учитель-логопед: Пока у нашего автобуса меняют колесо, предлагаю помочь мастеру - найти, чего не хватает у транспорта.
Каждый ребенок дает по одному ответу и дорисовывает маркером недостающую деталь.
Учитель-логопед: Автобус без чего?
Ребенок: Автобус без колеса
Учитель-логопед: Самолет без чего?
Ребенок: Самолет без крыла
Учитель-логопед: Грузовик без чего?
Ребенок: Грузовик без кузова
Учитель-логопед: Лодка без чего?
Ребенок: Лодка без носа
Учитель-логопед: Велосипед без чего?
Ребенок: Велосипед без руля
Учитель-логопед: Поезд без чего?
Ребенок: Поезд без вагона
Учитель-логопед: Пока вы помогали мастеру, нам поменяли колесо. Едем дальше. Занимайте свои места.
Едут под песенку.
Дыхательная гимнастика.
Учитель-логопед с детьми останавливаются около столов, на которых стоят контейнеры с водой, а в них плавают лодки. Рядом с контейнерами лежат «подзорные» трубочки.
Учитель-логопед: Остановка «Берег». Выходите из автобуса. Много чего вы видите?
Дети: Много лодок
Учитель-логопед: Лодки стоят у берега и никак не могут отплыть – ветра нет. Давайте поможем лодкам и сделаем ветерок. Вдохните через носики, вытяните губы вперед, дуйте плавно, щеки не надувайте.
Учитель-логопед: Какие вы молодцы, помогли лодкам
«Большой - маленький»
Учитель-логопед: А теперь представьте, что вы плывете в этих лодках, берег далеко и предметы, которые находятся далеко, кажутся маленькими. Что поможет нам увидеть предметы, которые находятся на берегу?
Дети: Подзорная труба
Учитель-логопед: Правильно. Возьмите по одной подзорной трубе (синие – для мальчиков, красные – для девочек) и посмотрите в нее. Я буду называть большой транспорт, который ездит по берегу, летает по воздуху, ходит по воде, а вы называйте такой же, но маленький.
Учитель-логопед: в небе летит самолет
Ребенок: Самолетик
Учитель-логопед: По дороге едет автобус
Ребенок: Автобусик
Учитель-логопед: По берегу едет велосипед
Ребенок: Велосипедик
Учитель-логопед: По рельсам едет поезд
Ребенок: Поездик
Учитель-логопед: По воде плывет лодка
Ребенок: Лодочка
Учитель-логопед: По дороге едет грузовик
Ребенок: Грузовичок.
Учитель-логопед: Весело с вами путешествовать, но пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места.
Едут под песенку.
3.Заключительная часть
Учитель-логопед: Вот мы и приехали. Что мы сегодня делали? На чем мы ездили? (ответы детей)
Учитель-логопед: Что вы видели? Вам понравилось путешествие? (ответы детей).
Учитель-логопед: Спасибо вам за интересное путешествие, возьмите эти билеты на следующее путешествие (учитель-логопед дарит детям наклейки).