Открытые занятия
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Солнышко»)
Конспект логопедического занятия для детей с ОНР на тему "Весёлое путешествие на автобусе"
Подготовила:
учитель-логопед МДОАУ д/с «Солнышко»
Дырул Марина Олеговна
Г. Пыть-Ях
2024г.
Цель: закрепить умение употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
активизация, обогащение и закрепление словаря по теме «Транспорт»;
совершенствование умения подбирать слова-антонимы;
совершенствование умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
обучение полным ответам на вопросы.
Коррекционно-развивающие:
развитие мышления (обобщения, классификации);
развитие зрительного и речеслухового внимания;
развитие мимической мускулатуры;
развитие ориентировки в пространстве;
развитие мелкой моторики рук;
развитие длительного целенаправленного речевого выдоха.
Коррекционно-воспитательные:
воспитание активности и инициативности;
воспитание умения работать в коллективе;
воспитание навыков сотрудничества.
Оборудование и материалы: кепка, двусторонние предметные картинки с изображением транспортных средств, аудиозапись «Песенка друзей», капелька, облачко, дорога, мольберт, стол, магнитная доска, ламинированные предметные картинки с недостающими деталями, контейнеры с водой, лодочки из бумаги, наклейки, «подзорные» трубочки из картона (по количеству детей), сумка.
Ход занятия
1.Вводная часть
Учитель-логопед заходит в зал.
Учитель-логопед: Ребята, вы хотите вместе со мной отправиться в путешествие?
Дети: Да!
Учитель-логопед: Тогда я приглашаю вас в путешествие, а на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Дети: Автобус
Учитель-логопед: Правильно.
2. Основная часть
«Скажи наоборот»
Учитель-логопед: Чтобы ехать на автобусе, нужно заплатить за проезд - сказать наоборот.
Учитель-логопед: Наш автобус маленький или…
Дети: Большой
Учитель-логопед: Наш автобус медленный или…
Дети: Быстрый
Учитель-логопед: Наш автобус короткий или…
Дети: Длинный
Учитель-логопед: Наш автобус узкий или…
Дети: Широкий
Учитель-логопед: Наш автобус грязный или…
Дети: Чистый
Учитель-логопед: Ну вот, мы можем отправляться. Занимайте места в автобусе. Кто вы теперь?
Дети: Пассажиры.
Встаем в круг для песенки Железновых Автобус
Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим
И из окошечка глядим, все глядим.
Глядим назад, глядим вперед.
Вот так вот! Вот так вот!
Ну что ж автобус не везет?
Не везет?
Колеса закружились.
Вот так вот! Вот так вот!
Вперед мы покатились.
Вот так вот!
А щетки по стеклу шуршат.
Вжик – вжик – вжик. Вжик – вжик – вжик.
Все капельки смести хотят.
Вжик – вжик – вжик.
И мы не просто так сидим.
«Бип- бип- бип! Бип- бип- бип!»
Мы громко, громко все гудим:
«Бип- бип- бип!» «Бип- бип- бип!»
Пускай автобус наш трясет.
Вот так вот! Вот так вот!
Мы едем, едем все вперед
Вот так вот!
Мы громко, громко все гудим:
«Бип- бип- бип!»
Мимические упражнения.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Посмотрите вправо. Солнышко ярко светит. Зажмурьте крепко глазки. Посмотрите влево, там нам улыбаются прохожие — улыбнитесь и вы им.
«Один – много»
Учитель-логопед останавливается с детьми около доски, на которой находятся предметные картинки с изображением транспорта.
Учитель-логопед: Приехали! Выходите из автобуса. Вот и первая остановка: «Музей» учитель-логопед предлагает детям присесть на стульчики.
Учитель-логопед: Посмотрите, сколько здесь разных картинок. Назовите их (дети называют по одной картинке).
Дети: самолет – много самолетов, поезд – много поездов, автобус – много автобусов, велосипед – много велосипедов, лодка – много лодок, грузовик – много грузовиков.
Учитель-логопед: Назовите все эти предметы, одним словом.
Дети: Транспорт.
«Какой это транспорт?»
Учитель-логопед помещает на доску капельку, облачко и дорогу.
Учитель-логопед: Вспомните, какой бывает транспорт?
Дети: воздушный, наземный, водный.
Учитель-логопед: Возьмите по одной картинке со стола и найдите ей место: если это воздушный транспорт, то поместите картинку к облаку, если водный – к капельке, если наземный – к дороге.
Учитель-логопед: Прежде чем ехать дальше давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Едем-едем мы домой (делают «крышу» из пальчиков)
На автобусе с тобой, (сжимают-разжимают кулачки)
Въехали на горку: хлоп. (сжимают-разжимают кулачки, хлопают в ладоши)
Колесо спустилось: стоп. (сжимают-разжимают кулачки, хлопают в ладоши)
Учитель-логопед: Молодцы, едем дальше.
Едут под песню.
«Чего не хватает?»
Учитель-логопед с детьми останавливаются у мольберта с ламинированными картинками.
Учитель-логопед: кажется, у нашего автобуса лопнуло колесо. А вот и мастерская перед нами, в ней ремонтируют транспорт. Чего здесь много? (достает из сумки по одной картинке и показывает детям).
Дети отвечают по одному: здесь много автобусов, лодок, велосипедов, грузовиков, самолетов, поездов.
Учитель-логопед: Пока у нашего автобуса меняют колесо, предлагаю помочь мастеру - найти, чего не хватает у транспорта.
Каждый ребенок дает по одному ответу и дорисовывает маркером недостающую деталь.
Учитель-логопед: Автобус без чего?
Ребенок: Автобус без колеса
Учитель-логопед: Велосипед без чего?
Ребенок: Велосипед без руля
Учитель-логопед: Поезд без чего?
Ребенок: Поезд без вагона
Учитель-логопед: Пока вы помогали мастеру, нам поменяли колесо. Едем дальше. Занимайте свои места.
Едут под песенку.
Дыхательная гимнастика.
Учитель-логопед с детьми останавливаются около столов, на которых стоят контейнеры с водой, а в них плавают лодки.
Учитель-логопед: Остановка «Берег». Выходите из автобуса. Много чего вы видите?
Дети: Много лодок
Учитель-логопед: Лодки стоят у берега и никак не могут отплыть – ветра нет. Давайте поможем лодкам и сделаем ветерок. Вдохните через носики, вытяните губы вперед, дуйте плавно, щеки не надувайте.
Учитель-логопед: Какие вы молодцы, помогли лодкам
«Большой - маленький»
Учитель-логопед: А теперь представьте, что вы плывете в этих лодках, берег далеко и предметы, которые находятся далеко, кажутся маленькими. Давайте поиграем в мяч
Я буду называть большой транспорт, который ездит по берегу, летает по воздуху, ходит по воде, а вы называйте такой же, но маленький.
Учитель-логопед: в небе летит самолет
Ребенок: Самолетик
Учитель-логопед: По дороге едет автобус
Ребенок: Автобусик
Учитель-логопед: По берегу едет велосипед
Ребенок: Велосипедик
Учитель-логопед: По рельсам едет поезд
Ребенок: Поездик
Учитель-логопед: По воде плывет лодка
Ребенок: Лодочка
Учитель-логопед: По дороге едет грузовик
Ребенок: Грузовичок.
Учитель-логопед: Весело с вами путешествовать, но пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места.
Едут под песенку.
3.Заключительная часть
Учитель-логопед: Вот мы и приехали. Что мы сегодня делали? На чем мы ездили? (ответы детей)
Учитель-логопед: Что вы видели? Вам понравилось путешествие? (ответы детей).
Учитель-логопед: Спасибо вам за интересное путешествие, возьмите эти билеты на следующее путешествие (учитель-логопед дарит детям наклейки).