Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Наш край" | 32.07 КБ |
Программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Наш край» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Наш край» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.
Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему селу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
Задачи:
- Изучение истории родного края.
- Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
- Приобретение знаний основ культуры и искусства России и ХМАО-Югры.
- Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Кружок «Наш край» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
В основе методики преподавания курса «Наш край» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в кабинете, но и на улице, музее.
В качестве дидактического материала использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы, ИКТ и ресурсы Интернета.
- Содержание курса
«Я – гражданин»
Тема: Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.
Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.
Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.
Тема: Родной край – частица России. Символика края.
Символика края. Город Сургут, Ханты-Мансийск. Достопримечательности края. Люди и их занятия.
Цель: вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.
Понятия: гражданин, права и обязанности граждан, патриот.
Тема: Мой родной поселок.
Основание Сургутского района и села Угут. Село в наши дни. Символика района, села (флаг, герб). Достопримечательности района. Мемориал Славы. Мы об Угуте стихами говорим.
Цель: познакомить с историей основания родного края, его символикой (флаг, герб), достопримечательностями; познакомить со стихами местных поэтов.
Понятия: односельчанин, достопримечательность.
Тема: Экскурсия «Наша улица».
Знакомство с улицами родного села. История названий улиц. Правила поведения на улице.
Цель: познакомить с историей образования улиц села, развивать логическое мышление.
Понятия: улица, дом.
Тема: Я - ученик.
Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
Цель: познакомить с традициями школы, её символикой (герб, флаг, гимн), правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.
Понятия: ученик, традиция.
Тема: Родной дом и семья.
Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Цель: формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.
Понятие: семья, родословная, труд, отдых.
Тема: Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.
Народные праздники России (Рождество, Масленница, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье.
Цель: познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения.
Практическая работа: разучивание народных игр и песен.
Понятия: семейная традиция, праздник.
Живые страницы прошлого
Тема: Как жили наши предки славяне.
Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.
Цель: познакомить с происхождением восточных славян; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность.
Понятия: предки, друг, заповедь.
Тема: Богатыри.
Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».
Цель: познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения.
Понятия: былины и сказания, богатырь, защитник, честь, долг, бескорыстие.
Тема: Русские героические сказки.
Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.
Цель: развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.
Понятия: герой, патриот.
Тема: Русский солдат.
Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).
Цель: рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.
Понятия: оплот Родины, солдат, дисциплина, сила воли.
Тема: Полководцы земли русской. Дмитрий Донской и Александр Невский.
Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом. История названия села Александровского.
Цель: создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом; познакомить с историей названия родного села Александровского.
Понятия: полководец, святой.
Тема: Полководцы земли русской. А.В. Суворов.
Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища.
Цель: создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова, познакомить с его ролью в образовании села Александровского; воспитывать потребность в укреплении духовного и физического здоровья.
Понятия: сила духа, здоровье.
Тема: Военные забавы юного Петра.
Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.
Цель: познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление.
Понятия: армия, флот.
Прошлое рядом
Тема: Путешествие по городам – героям. (Севастополь, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск).
Город – герой Севастополь. Блокада Ленинграда, Дорога жизни. Сталинградская битва, Дом Павлова. Курская дуга.
Цель: пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.
Понятия: город – герой, защитник.
Тема: Район в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в краеведческий музей.
Поселок и район в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои. Посещение краеведческого музея.
Цель: расширить знания учащихся об истории родного села в годы Великой Отечественной войны, земляках - героях.
Понятия: война, подвиг, награда.
Тема: День защитника Отечества.
Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.
Цель: познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.
Понятия: военный, Отечество.
Цель: формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан.
Тема: Экскурсия в сельскую библиотеку.
Библиотека – хранилище прошлого. Источник информации. Тематическая выставка книг. Правила поведения в библиотеке.
Цель: знакомство с сельской библиотекой; привитие интереса к познанию окружающего мира через чтение книг.
Понятия: библиотека, выставка, каталог.
Тема: Проект «Военная летопись нашей семьи».
Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.
Цель: воспитание патриотических чувств на примере героического прошлого отцов, дедов и прадедов; формирование исследовательских умений.
Тема: Дети войны.
Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.
Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.
Понятие: дети войны.
Тема: День космонавтики.
Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.
Цель: дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства.
Понятия: космос, космонавт, ученый.
Тема: День Победы.
День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.
Цель: познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.
Понятия: ветеран, поклонение.
Тема: Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».
Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты -односельчане о войне.
Цель: знакомство с творчеством поэтов, отразивших в произведениях героическое прошлое родной страны, и творчеством поэтов - односельчан; развивать речевые умения.
Тема: Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к Мемориалу славы.
Участники боевых действий. Вечный огонь.
Заключение
Тема: Зарничка.
Проведение военно–спортивной игры «Зарничка».
Цель: развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения.
Тема: Конкурс рисунков «Мы за Мир!»
Дети за мир на планете.
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости детей и умения передавать свои чувства в рисунке; развитие творческих умений детей и умения работать в группе.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год.
Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.
Цель: подвести итоги работы за весь курс.
- Место курса в программе внеурочной деятельности
Программа рассчитана на один год, всего 34 часа, (1 час в неделю, 34 учебные недели).
- Тематический план
№ | Название разделов | Всего часов |
1 | Я – гражданин | 9 |
2 | Живые страницы прошлого | 11 |
3 | Прошлое рядом | 11 |
4 | Заключение | 3 |
Итого | 34 |
- Ожидаемые результаты
Воспитательные результаты внеурочной деятельности детей «Наш край» распределяются по трем уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний через изучение ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к прошлому и настоящему своей школы, Родины, к своим родителям, окружающим людям.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, сбора и обработки необходимой информации
Изучив курс «Наш край» учащиеся
должны знать:
- название страны, региона, где живет учащийся, родного села;
- символику страны, края, села, школы;
- государственные праздники;
- имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
должны уметь:
- описывать изученные события истории Отечества;
- оценивать поступки других с позиции добра и зла;
- уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
- поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы Личностные универсальные учебные действия, т.е.:
- Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
- Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
- Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
- Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Оценивать правильность выполнения действия;
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы, интернет ресурсов;
- Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- Задавать вопросы;
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- Формы контроля
Формы учета знаний, умений:
- педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- тематический опрос;
- рисуночные тесты («Мой класс», «В школе»);
- методика «Ступеньки», «Волшебный день»;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
- портфолио учащихся
- Ресурсное обеспечение реализации Программы
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Печатные пособия | ||
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения. | Д | |
Технические средства обучения | ||
DVD – проигрыватели. | Д | |
Компьютер с программным обеспечением. | П | |
Телевизор. | Д | С диагональю не менее 72 см. |
Мультимедийный проектор. | Д | |
Магнитная доска. | Д | |
Экспозиционный экран. | Д | Размер не менее 150 с 150 см |
Фотокамера цифровая. | Д | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. | К | В соответствии с санитарно – гигиеническими нормами |
Стол учительский с тумбой. | Д | |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | Д |
Интернет - источники:
Перечень наглядных средств обучения:
- Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
- Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн области, города».
- Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
- Буклет «Региональные символы ХМАО».
- Портрет президента РФ.
- Географические карты РФ, области, города.
- Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.
- Рекомендуемая литература
Литература для педагога:
1. Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека. – М.: ИПК МО, 1995.
2. Барихновская Е.Г. и др. Система правового образования в школе: Концепция. Учебники. Программы. – С.-П., 1995.
3. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
4. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы.
5. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 года №422.
6. Декларация прав человека.
7. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы. - М.: Вако, 2006.
8. Закон «Об образовании».
9. Капустина Н.И., Третьякова П.И., Шамова Т.И. «Определение уровня воспитанности».
10. Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. Составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
11. О гражданско – правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации от 13 марта 1996 года №391\11. Письмо Министерства образования. «Вестник образования» апрель 1996.
12. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
13. Подборка журналов «Воспитание школьников».
14. Подборка журналов «Начальная школа».
15. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
16. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
17. Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
18. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
19. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.
Литература для учащихся:
1. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1995.
2. Усачёв А. Приключения маленького человечка. - М.: Самовар, 1994.
3. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: Вита-Пресс, 1995.
4. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. – М.: Вита-Пресс, 1995.
5. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
6. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
- Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата фактич | Примечание |
1 | Россия – Родина моя. | |||
2 | Символы государства – герб и флаг. | |||
3 | Гимн России. | |||
4 | Родной край – частица России. Символика края. | |||
5 | Село моё родное. | |||
6 | Экскурсия «Наша улица». | |||
7 | Я - ученик. | |||
8 | Родной дом и семья. | |||
9 | Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут. | |||
10 | Как жили наши предки славяне. | |||
11 | Богатыри. | |||
12 | Русские героические сказки. | |||
13 | Русский солдат. | |||
14 | Полководцы земли русской. Дмитрий Донской и Александр Невский. | |||
15 | Полководцы земли русской. А.В. Суворов. | |||
16 | Военные забавы юного Петра. | |||
17 | Севастополь – город-герой. | |||
18 | Ленинград – город-герой. | |||
19 | Сталинград – город-герой. | |||
20 | Курск – город-герой. | |||
21 | Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей села Угут. | |||
22 | Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей села Угут. | |||
23 | День защитника Отечества. | |||
24 | История школьного музея. Ученики – герои. | |||
25 | Экскурсия в сельскую библиотеку. | |||
26 | Проект «Военная летопись нашей семьи». | |||
27 | Дети войны. | |||
28 | День космонавтики. | |||
29 | День Победы. | |||
30 | Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». | |||
31 | Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к мемориалу Воинской славы. | |||
32 | Военно-спортивная игра «Зарничка». | |||
33 | Конкурс рисунков «Мы за Мир!» | |||
34 | Что мы узнали и чему научились за год. |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Угутская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Утверждаю:
Руководитель методсовета директор
МБОУ «Угутская СОШ» МБОУ «Угутская СОШ»
_____/М.Г. Алтаева/ _______/Титоренко Е.В./
протокол №31 от приказ № 555 от
«31»августа 2021г. «31»августа 2021г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
общекультурное направление
объединение «Волшебная кисточка»
1-4 классы
Составила: Ларионова С.В.
учитель начальных классов,
с.п. Угут
2021 - 2022 учебный год
- Пояснительная записка
Программа для младших школьников «Волшебная кисточка» реализует духовно-нравственное (общекультурное) направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Реализация данной программы предусмотрена на основе Примерных программ по изобразительному искусству Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы В.С. Кузина и др. «Изобразительное искусство»
Количество часов: 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» разработана на основе авторской программы В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство. 1-4 класс» (М.: Дрофа 2015) общекультурное направленности рассчитана на 1 год обучения, ориентирована на обучающихся 1–4 классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного #1075;.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
- Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа отражает один из видов художественного творчества человека, эстетического осмысления им действительности – изобразительное искусство. Построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода.
Для решения данной проблемы была создана программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. По сути, это программа новой конструкции, в основе которой лежат программы указанных выше авторов, из них взяты части: теория – И.Э.Кубышкиной, практика – В.С Кузина, планируемые результаты, оценка контроля знаний и др. разработаны самостоятельно.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно -эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
- Место курса в программе внеурочной деятельности
Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение материала в течение 135 ч.: в 1 классе – в течение 33 часов, во 2–4 классах – в течение 34 часов ежегодно.
- Тематический план
1 класс
№п\п | Темы | Всего часов |
Раздел 1. Волшебный мир изобразительного искусства (9 ч) | ||
1. | «Знакомство с королевой кисточкой». Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего места. | 1 |
2 | «Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Рассказывание сказки о красках с практическим показом. | 1 |
3 | «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. Рассказ о природном явлении радуге, показ рисования радуги. | 1 |
4 | «Разноцветные шарики». Акварель. Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно». | 1 |
5 | «Тепло – холодно». Знакомство с теплыми и холодными цветами. Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах. | 1 |
6 | «Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками. Свойства белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет. | 1 |
7 | «Живопись». Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования. | 1 |
8 | «Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее. | 1 |
9 | «Пейзаж». Знакомство с жанром пейзажа. Умение рисовать пейзаж и отличать его от других жанров изобразительного искусства. | 1 |
Наблюдаем и изображаем (7 ч) | ||
10 | Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстрированного материала.. Восприятие художественных произведений. | 1 |
11 | «Осень. Листопад». Работа с акварелью. Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком. | 1 |
12 | «Грустный дождик». Образ дождя. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Смешение цветов, передача настроения. | 1 |
113 | «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Отработка приема: смешение цвета с белилами. | 1 |
14 | «Ёлочка-красавица». Рисование елей. Творческая работа. Свободный выбор материала. | 1 |
15 | «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Работа с ограниченной палитрой. | 1 |
16 | «В гостях у Деда Мороза». Рисование впечатлений от новогодних праздников. Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов. | 1 |
Живопись (10ч)1 | ||
17 | «Экскурсия в зимний парк». Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную природу. | 1 |
18 | «Зимний лес». Характер деревьев. Практическое занятие. Беседа по иллюстрациям. Изобразительные свойства гуаши | 1 |
19 | «Снежная птица зимы». Творческая работа. Рисование, используя холодную гамму цветов. Орнаментальная композиция. | 1 |
20 | «Дом снежной птицы». Творческая работа. Отработка приема в декоре дома — линия зигзаг. Ритм геометрических пятен. | 1 |
21 | «Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта. Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства. | 1 |
22 | «Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе. | 1 |
23 | «Портрет». Знакомство с жанром портрета. Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства. | 1 |
24 | «Как рисовать портрет». Рисование лица человека. | 1 |
25 | «Мамин портрет». Рисование пропорций человеческого лица. | 1 |
26 | «Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства. Умение отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства. | 1 |
Рисование на темы (7ч) | ||
27 | «Рисуем животных». Рисование домашних животных. Умение рисовать пропорции тела животных. | 1 |
28 | «Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства. Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства. | 1 |
29 | «Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев. | 1 |
30 | Экскурсия в весенний парк».Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную природу. | 1 |
31 | «Весенние цветы». Рисование весенних цветов. | 1 |
32 | «Весенний пейзаж». Рисование весеннего пейзажа. | 1 |
33 | «Экзамен художника Тюбика». Обобщение и систематизация изученного материала. | 1 |
2 класс
№п\п | Темы | Всего часов |
Волшебный мир изобразительного искусства (9 ч) | ||
1. | Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». | 1 |
2 | Наброски листьев простых форм с передачей общего цвета натуры. Красота осенних листьев. | 1 |
3 | Приёмы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов. Осенние подарки природы. | 1 |
4 | Рисование с натуры овощей и фруктов (морковь, огурец, яблоко, груша). | 1 |
5 | Тёплые и холодные цвета спектра. В сентябре у рябины именины. | 1 |
6 | Народно – прикладное искусство: городецкая роспись. Узор в круге из растительных форм | 1 |
7 | Композиция в изобразительном искусстве. Сюжеты «Осень в городе», «Осень в деревне». | 1 |
8 | Контрастные цвета. Узор в круге, полосе «Цветы и ягоды» | 1 |
9 | История создания русской матрёшки. Наряд русской красавицы | 1 |
Наблюдаем и изображаем (7 ч) | ||
10 | «Художники -анималисты». | 1 |
11 | Силуэт в изобразительном искусстве. Сказочная птица или сказочная рыбка. | 1 |
12 | Иллюстрации к русским народным сказкам. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди» | 1 |
13 | Орнаментальная полоса. Простой узор из элементов хохломской азбуки | 1 |
14 | Понятие о графике. Сказка в лесу. | 1 |
15 | Русское народное творчество. Городецкая роспись. | 1 |
16 | Композиция из простых геометрических форм разных материалов. Поздравительная открытка. | 1 |
Живопись (10ч) | ||
17 | Беседа «Дети в изобразительном искусстве». Художники -портретисты: И.Репин, В.Серов. | 1 |
18 | Зимние забавы. | 1 |
19 | Лепка животных. Друг детства. | 1 |
20 | Создание образа природы: небо с облаками, снегопада. | 1 |
21 | Рисование лица человека. Изображение женского сказочного образа. | 1 |
22 | Лепка фигуры человека в движении. | 1 |
23 | Истории войн, сражений, побед. Изображение богатырей, их щитов. | 1 |
24 | Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике гжели. | 1 |
25 | Открытка к празднику. | 1 |
26 | Тематическая композиция. Весна наступает. | 1 |
Рисование на темы (8ч) | ||
27 | Беседа «Выдающиеся русские художники второй половины XIX в. | 1 |
28 | Изображение природы в различных состояниях. | 1 |
29 | Полёт на другую планету. | 1 |
30 | Иллюстрирование произведения С.Есенина «Берёза». | 1 |
31 | Цветы нашей Родины. | 1 |
32 | Мы рисуем праздник. Праздничный салют. | 1 |
33 | Изображение цветов, птиц для украшения | 1 |
34 | Здравствуй лето. Подведение итогов, выставка работ. Обобщение и систематизация изученного материала. | 1 |
3 класс
№п\п | Темы | Всего часов |
Волшебный мир изобразительного искусства (9 ч) | ||
1. | Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Рисование на тему: «Прощаемся с теплым летом. | 1 |
2 | Беседа «Виды изобразительного искусства. Графика» Изображение геометрических тел. | 1 |
3 | Объем предметов. Рисование с натуры яблок | 1 |
4 | Композиция. Натюрморт «Дары осени» | 1 |
5 | «Улицы любимого города». Беседа «Архитектура» | 1 |
6 | «Осенняя веточка клена». Беседа «Родная природа.» | 1 |
7 | Рисование веточки комнатного растения. Беседа «Родная природа в живописи» | 1 |
8 | Аппликация. Мозаичное панно «Осеннее кружево листьев» | 1 |
9 | Рисование с натуры и рисование по памяти. Рисование насекомых | 1 |
Наблюдаем и изображаем (7 ч) | ||
10 | Беседа «Сказка в произведениях русских художников». | 1 |
11 | Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина | 1 |
12 | Иллюстрирование сказки «Снегурочка». | 1 |
13 | Иллюстрирование сказки по выбору учащихся. | 1 |
14 | Рисование с натуры игрушки (сказочного персонажа). | 1 |
15 | Рисование на тему: «В сказочном подводном царстве». | 1 |
16 | Декоративная работа: «Готовим наряд для сказочной елки». | 1 |
Живопись (10ч) | ||
17 | Рисование на тему «Труд людей зимой и весной» (карандаш, акварель). | 1 |
18 | Рисование по памяти и представлению зимующих птиц (снегирь, воробей, синица, голубь). | 1 |
19 | Лепка с натуры домашних и диких животных (заяц, собака). | 1 |
20 | Рисование с натуры орудий труда человека. Метод сравнения пропорций. Автомобиль. | 1 |
21 | Аппликация из цветной бумаги на сюжет басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» | 1 |
22 | Лепка филимоновской игрушки. Беседа «Декоративно-прикладное искусство» | 1 |
23 | Оформление декоративной тарелки с узором из ягод в круге на тему «Дивный сад после дождя» | 1 |
24 | Оформление декоративной тарелки с узором из ягод в круге на тему «Лесная сказка» | 1 |
25 | Декоративное рисование «Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке. | 1 |
26 | Декоративная работа. Роспись разделочной доски | 1 |
Рисование на темы (8ч) | ||
27 | Рисование весенней веточки березы. Беседа «Весна в творчестве художников» | 1 |
28 | Декоративная работа. Узоры Полхово-Майдана. | 1 |
29 | Рисование с натуры «Ветка вербы». | 1 |
30 | Рисование с натуры распускающейся ветки. | 1 |
31 | Рисование весеннего цветка мать-и-мачехи. Беседа «Весенние цветы глазами художников» | 1 |
32 | Декоративная работа. Орнамент в круге. | 1 |
33 | Декоративная работа. Узор из яблок, веток, листьев в квадрате. | 1 |
34 | Путешествие в страну «Волшебный мир красок»Обобщение и систематизация изученного материала | 1 |
4 класс
№п\п | Темы | Всего часов |
Волшебный мир изобразительного искусства (9 ч) | ||
1. | Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Рисование на тему: Летний день | 1 |
2 | Беседа «Виды изобразительного искусства. Скульптура.» Лепка по памяти, с образцов. | 1 |
3 | Объем предметов. Рисование с натуры натюрморта | 1 |
4 | Композиция. Натюрморт «Дары осени» | 1 |
5 | Беседа «Архитектура». «Улицы любимого села». | 1 |
6 | Беседа «Родная природа.»Рисование по образцу «Осенняя веточка рябины». | 1 |
7 | Рисование веточки кедра. Беседа «Родная природа в живописи» | 1 |
8 | Аппликация. Мозаичное панно «Осеннее дерево» | 1 |
9 | Рисование с натуры и рисование по памяти. Рисование животных | 1 |
Наблюдаем и изображаем (7 ч) | ||
10 | Рисование с натуры фигуры человека. | 1 |
11 | Люди в изобразительном искусстве «Все работы хороши – вбирай на вкус» | 1 |
12 | Профессия человека. Лепка фигуры человека в движении. Лепка по памяти и с натуры. | 1 |
13 | Иллюстрация к сказке с фигурой человека. | 1 |
14 | Декоративная роспись. Лепка. Лепка фигурок по мотивам народных игрушек (дымковских). | 1 |
15 | Традиционный русский фигурный пряник. | 1 |
16 | Декоративное рисование. Роспись «Гжель» | 1 |
Живопись (10ч) | ||
17 | Сказка «По щучьему велению» | 1 |
18 | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
19 | Рисование с натуры и по памяти. Современные машины в изобразительном искусстве. | 1 |
20 | Рисование с натуры и по памяти. Рисунок птицы. | 1 |
21 | Рисование с натуры и по памяти. Рисунок животного | 1 |
22 | Твоя мастерская игрушки | 1 |
23 | Рисование с натуры и по памяти. Натюрморт из атрибутов, предметов армии. | 1 |
24 | Орнамент городецкой росписи | 1 |
25 | Декоративное конструирование. Эскиз открытки к 8 Марта. | 1 |
26 | Орнамент городецкой росписи | 1 |
Рисование на темы (8ч) | ||
27 | Тематическое рисование. Иллюстрирование басен И. А. Крылова. | 1 |
28 | Декоративное рисование. Эскиз росписи шкатулки. | 1 |
29 | Тематическое рисование «Закат солнца» (карандаш) | 1 |
30 | Аппликация «Орнаменты народов мира». | 1 |
31 | Составление мозаичного панно «Парусные лодки на воде». | 1 |
32 | Весна красна цветами | 1 |
33 | Весна красна цветами | 1 |
34 | Рисование на свободную тему «Краски лета» Подведение итогов, выставка работ. | 1 |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно – методическая литература.
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 -4 класс: учебники– М.: Дрофа, 2010;
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1-4 класс: рабочие тетради – М.: Дрофа, 2011;
- Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 -4 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2010
- Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. Изобразительное искусство. 1 -4класс. Поурочные планы по учебнику Е.А.Коростина «Изобразительное искусство в начальной школе» Волгоград:Учитель – АСТ, 2006
- Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 2007.
- Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 -4 кл. – 2-е изд. – М., 2009.
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Технические средства обучения | ||
DVD – проигрыватели. | Д | |
Компьютер с программным обеспечением. | П | |
Телевизор. | Д | С диагональю не менее 72 см. |
Мультимедийный проектор. | Д | |
Магнитная доска. | Д | |
Экспозиционный экран. | Д | Размер не менее 150 с 150 см |
Оборудование класса | ||
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. | К | В соответствии с санитарно – гигиеническими нормами |
Стол учительский с тумбой. | Д | |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | Д |
- Планируемые результаты изучения учебного курса
1 класс
- Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой).
- Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.).
- Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться примом загораживания.
- Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
- Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.
- Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
- Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов.
- Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности.
- Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками).
- Применять примы кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома).
- Устно описать изображённые на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.).
- Пользоваться простейшими примами лепки (пластилин, глина).
- Выполнять простые по композиции аппликации.
Планируемые результаты по предмету изобразительное искусство во 2 классе.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- Называть основные жанры и виды художественных произведений изобразительного искусства;
- Называть некоторые известные центры народных художественных ремесел России;
- Называть ведущие художественные музеи России;
- Различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; называть их авторов;
- Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
- Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- Применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Виды учебной деятельности учащихся
- Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
- Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
- Решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- Простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;
Планируемые результаты по предмету изобразительное искусство в 3 классе.
Предметные результаты
- получат простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира ;
Учащиеся научатся
- Различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
- Применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
- Добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
- Добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
- Различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- Узнавать известные центры народных художественных ремесел России;
- Узнавать ведущие художественные музеи России.
Учащиеся получат возможность научится:
- Выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
- Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- Чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
- Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- Творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
- Использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- Расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- Применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;
- Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
Планируемые результаты по предмету изобразительное искусство в 4 классе.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- Получат знания узнают о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения в рисунке , живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
- Получат знания о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фафару (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова;
- Об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя);
- Научатся работать акварельными и гуашевыми красками;
- Научатся применять правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. Д.)
Обучающиеся получат возможность научится:
- Выражать отношение к произведению;
- Чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;
- Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
- Изображать форму, строение, цвет предметов;
- Соблюдать последовательное выполнение рисунка;
- Определять холодные и тёплые цвета;
- Выполнять эскизы декоративных узоров;
- Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- Применять приёмы народной росписи;
- Расписывать готовые изделия по эскизу;
- Применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.
- Рекомендуемая литература
Для учителя:
1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству / Творческий центр Сфера, Москва, #1089;.
#1040;ранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического – СПб.: КАРО, 2004. – 176с.: ил.
3. Ельченко Н.Ю., Бобкова Л.Г. разработка рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» методические рекомендации для учителей изобразительного искусства 4. Ельченко Н.Ю. Оценочная деятельность на уроках изобразительного искусства / 5. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство «Ты и искусство» учебник для второго класса (2010 год).
6. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / Москва , «Просвещение», #1089;.
7. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2010г.
8 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусства и методика его преподавания в начальной школе. /Москва, Издательский центр «Академия», #1089;.
Для обучающихся:
1. Конышев Н.М. Искусство Энциклопедия. Москва «РОМСЕН» 2011.
2. Платонова Н. Искусство энциклопедия:. Москва «Ромсэн» 2012.
;page=30 – репродукции
- Календарно - тематическое планирование 2 класс
№ занятия | Наименование темы | Содержание деятельности | Дата занятия | ||
Теоретическая часть, форма | Практическая часть, форма | Прог-рамма | Факти-чески | ||
Волшебный мир изобразительного искусства (9 ч) | |||||
1 | Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». | ||||
2 | Красота осенних листьев. | ||||
3 | Осенние подарки природы. | ||||
4 | Рисование с натуры овощей и фруктов (морковь, огурец, яблоко, груша). | ||||
5 | В сентябре у рябины именины. | ||||
6 | Народно – прикладное искусство: городецкая роспись. | ||||
7 | Композиция в изобразительном искусстве. | ||||
8 | Контрастные цвета. | ||||
9 | История создания русской матрёшки. | ||||
Наблюдаем и изображаем (7 ч) | |||||
10 | Беседа. «Художники -анималисты». | ||||
11 | Силуэт в изобразительном искусстве. | ||||
12 | Иллюстрации к русским народным сказкам. | ||||
13 | Орнаментальная полоса. | ||||
14 | Понятие о графике. | ||||
15 | Русское народное творчество. | ||||
16 | Композиция из простых геометрических форм разных материалов. | ||||
Живопись (10ч) | |||||
17 | Беседа «Дети в изобразительном искусстве». Художники -портретисты: И.Репин, В.Серов. | ||||
18 | Зимние забавы. | ||||
19 | Лепка животных. Друг детства. | ||||
20 | Создание образа природы: небо с облаками, снегопада. | ||||
21 | Рисование лица человека. Изображение женского сказочного образа. | ||||
22 | Лепка фигуры человека в движении. | ||||
23 | Истории войн, сражений, побед. Изображение богатырей, их щитов. | ||||
24 | Художественная роспись. | ||||
25 | Открытка к празднику. | ||||
26 | Тематическая композиция. Весна наступает. | ||||
Рисование на темы (8ч) | |||||
27 | Беседа «Выдающиеся русские художники второй половины XIX в. | ||||
28 | Изображение природы в различных состояниях. | ||||
29 | Полёт на другую планету. | ||||
30 | Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». | ||||
31 | Цветы нашей Родины. | ||||
32 | Мы рисуем праздник. Праздничный салют. | ||||
33 | Изображение цветов, птиц. | ||||
34 | Здравствуй лето. Подведение итогов, выставка работ. Обобщение и систематизация изученного материала. |