Стажировочная площадка. ЛРОС

Ларионова Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мы живём в эпоху социальных перемен: меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может не сказываться на детях. Родители и педагоги хотят, чтобы дети были успешными: активными, гармонично развитыми, устойчивыми к стрессам, умеющими справляться с трудностями и достигать поставленных целей, открытыми для познания и освоения нового.

В мире, где нет универсальных методов преодоления трудностей, где традиционные формы социальной интеграции уже не всегда успешны, всё большее значение приобретает развитие личностного потенциала ребёнка, его способности к пониманию себя, к самоорганизации и саморегуляции, что даёт неоспоримые преимущества во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, усвоении социальных норм и правил, активной самореализации в обществе. Таким образом, особенно актуальной становится задача организации учебного процесса, включающего в себя социально-эмоциональное развитие.

Решать эту задачу можно двумя путями:

перестраивая среду, то есть саму школьную жизнь, создавая такие условия обучения, в которых эмоциональный мир, опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми обладают ценностью и заслуживают внимания независимо от достигнутого результата, где всё это становится предметом рефлексии и органично включается в учебный процесс; организуя с детьми специальные занятия, в ходе которых социально-эмоциональное развитие становится педагогической задачей. В этом случае необходимо создание особой программы, работа по которой будет проводиться в отдельное, специально выделенное для этого время. Стоит отметить, что эффективность подобной программы будет выше, а её результаты устойчивее, если принятые на занятиях ценности и правила взаимодействия между детьми и педагогом, освоенные приёмы и техники будут переноситься в повседневное общение, интегрироваться в образовательный процесс.

Программа, разработанная при участии Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», отвечает запросам времени. Она позволяет целенаправленно обучать детей внимательному и уважительному отношению к эмоциям, саморегуляции, взаимопониманию, использованию эмоций при выстраивании взаимодействия. Результаты обучения переносятся и в школьную среду в целом, изменяя в лучшую сторону не только отношения детей со сверстниками и взрослыми, но и всю атмосферу школьной жизни. Программа, с одной стороны, адаптирована к процессу обучения в школе, а с другой — она чувствительна к образовательной среде и незаметно изменяет её, оказывая положительное влияние на детей, родителей, педагогов.

Программа основывается на теории эмоционального интеллекта (Дж. Мэйер, П. Соловей, Д. Карузо), теории модели психического (The Theory of Mind), а также на теории деятельности. Важным основанием программы является междисциплинарный подход, который позволяет рассматривать развитие личности ребёнка в единстве его эмоционально-личностных, познавательных и поведенческих качеств.

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского даёт основания для понимания особенностей социального окружения, целей и задач на каждом конкретном этапе развития. Согласно теории деятельности, развитие осуществляется в активном взаимодействии ребёнка с окружающими людьми, предметами, социальной и естественной средой, он обучается и воспитывается в процессе деятельности.

Субъектный подход предполагает учёт индивидуальных особенностей ребёнка и его непосредственное участие в процессе обучения и воспитания. Ребёнок является не объектом обучения и воспитания, а его субъектом.

Теория модели психического, или модель психического состояния, — это возможность понимать не только собственное психическое состояние (намерения, желания, чувства и т. п.), но и психический мир других людей. Без развития этой способности невозможны ни социализация, ни усвоение социальных правил и норм, ни адаптация к меняющимся условиям социальных отношений.

Теория эмоционального интеллекта (Дж. Мэйер, П. Соловей, Д. Карузо) исходит из единства эмоций и интеллекта. Под эмоциональным интеллектом обычно понимают способность воспринимать и выражать эмоции, понимать и объяснять намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, видеть причинно-следственные связи, регулировать эмоции (собственные и других людей), учитывать знания об эмоциональных состояниях в поведении, использовать знания об эмоциональном мире в повседневной жизни. Согласно данной теории, выделяются следующие составляющие эмоционального интеллекта.

Восприятие и идентификация эмоций — способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей.

Понимание эмоций — умение определять причины возникновения эмоций, видеть связь между мыслями, поведением и эмоциями, предугадывать, как изменится эмоциональное состояние в ближайшее время, понимать сложные эмоции и чувства (свои и других людей).

Использование эмоций — способность задействовать эмоции для решения повседневных задач, при выстраивании взаимоотношений с окружающими людьми.

Управление эмоциями — умение регулировать своё эмоциональное состояние и интенсивность проявления эмоций; оказывать влияние на эмоциональное состояние других людей.

Программа социально-эмоционального развития рассчитана на работу с детьми, начиная с дошкольного и заканчивая старшим школьным возрастом. Она имеет спиральную структуру — тематические разделы сохраняются на всех ступенях обучения, постепенно расширяясь и углубляясь. В процессе реализации программы дети учатся понимать себя, с уважением относиться к своему эмоциональному миру и эмоциям других людей, понимать и принимать свои ощущения и управлять ими, строить на основе этого понимания отношения с другими людьми и окружающим миром.

СОСТАВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Учебно-методический комплект для начальной школы включает:

В Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы (авторы: Е. А. Сергиенко — руководитель авторского коллектива, Т. Д. Марцинковская, Е. И. Изотова, Е. И. Лебедева, А. Ю. Уланова, Е. И. Дубовская). В книге изложены теоретические основы программы, описаны возрастные особенности детей и подростков и др.

В Методическое пособие «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» (авторы: А. В. Макарчук, Е. В. Горинова, Н. Е. Рычка, О. В. Хухлаева). В пособии содержится программа обучения, описание возрастных особенностей детей, сценарии занятий с учащимися, тематических встреч с родителями и совместных детско-родительских мероприятий, которые проводятся в рамках программы, инструменты для оценки эффективности работы.

Особенности работы с материалами, входящими в комплект, подробно описаны в разделе «Как работать с учебно-методическим комплектом» (с. 16).

Реализация программы социально-эмоционального развития младших школьников рассчитана на два года. Тематическое планирование и сценарии занятий второго года обучения приведены в отдельном издании.

В Рабочая тетрадь «Обо мне и для меня» (авторы: А. В. Макарчук, Н. Е. Рычка, О. В. Хухлаева). Тетрадь предназначена для индивидуальной работы детей на занятиях и выполнения семейных заданий вместе со взрослыми.

В Игровой комплект «Палитра эмоций» (авторы: И. А. Дворецкая, А. В. Макарчук, Н. Е. Рычка, О. Е. Хухлаев) — комплект карточек, предназначенный для организации групповой работы в классе.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

С началом обучения в школе ребёнок попадает в новую для себя социальную среду, переходит на следующий этап развития. Если в дошкольном возрасте он осознавал себя физически отдельным человеком, то к семи годам ребёнок осознаёт свою психологическую автономию, наличие у себя внутреннего мира, чувств и переживаний, начинает осознанно пользоваться формулировками «я сержусь», «я добрый», «мне грустно».

В этом возрасте меняются социальная роль, стиль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, ритм жизни, появляются новые обязанности. Всё это требует от детей умения соблюдать правила и нормы, что становится возможным лишь при развитии саморегуляции. Однако ко времени поступления в школу у некоторых детей произвольное поведение ещё недостаточно сформировано, ребёнку не всегда удаётся себя контролировать. Связанные с этим проблемы актуальны как для детей и их родителей, так и для педагогов.

Во время адаптационного периода в школе происходит привыкание детей к новой жизненной ситуации, им особенно требуется поддержка взрослых. Всё это делает особенно актуальным включение в программу процедур, направленных на осознание собственных эмоций и развитие эмоциональной регуляции. Восприятию и пониманию причин эмоций посвящён первый раздел программы, затем проводится работа по освоению приёмов саморегуляции.

В первые месяцы обучения интерес к школе существует почти у всех первоклассников, он вызван реакцией на новизну, на новые условия жизни и окружающих людей. При снижении эффекта новизны интерес может угасать. Поэтому важно сформировать новую учебную мотивацию, связанную с интересом детей к содержанию знаний и процессу их добывания. В этом процессе важную роль играют и мотивы, не имеющие прямого отношения к учёбе: стремление ребёнка к новой социальной позиции и желание узнать что-то новое о мире и о себе. На занятиях по программе социально-эмоционального развития дети получают новый для себя опыт, что также способствует формированию познавательной мотивации.

В начале первого года обучения по программе в школе важно актуализировать знания детей об эмоциях, создать на занятиях атмосферу, в которой эмоции станут предметом внимания и обсуждения.

Учитель становится для младшего школьника значимым человеком, он во многом определяет то, как ребёнок видит себя, школу, своих сверстников. Психическое развитие младшего школьника и его личности во многом зависит от того, насколько успешно он начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями, как они оценивают его успехи в учёбе. У детей в этот период очень высока потребность в принятии и признании, поэтому важно дать каждому ребёнку почувствовать свою состоятельность, пережить опыт принятия.

Хотя у первоклассников преобладающим типом мышления является наглядно-образное и при решении учебных задач они опираются на реальные предметы и мысленные образы, процесс обучения стимулирует развитие словесно-логического мышления. Это даёт возможность общаться с детьми с использованием понятий, переходить к обобщениям и более активно работать со словарём эмоций.

Основой программы является самопознание и получение опыта идентификации базовых эмоций, которые изучались в дошкольном возрасте (радость, грусть, злость, страх, удивление, интерес), однако расширяется их спектр, в словарь включаются обозначения дифференцированных эмоций — переживания одной эмоциональной модальности разной степени интенсивности. Вопросы для обсуждения, включённые в структуру занятия, помогают осознать полученный опыт.

В младшем школьном возрасте постепенно преодолевается эгоцентризм, происходит децентрация (отделение собственной точки зрения от позиции другого человека). Это позволяет использовать в программе задания, предполагающие анализ возможных мотивов поведения и переживаний других людей. На этом этапе уже можно работать над развитием способности учитывать чувства и намерения других людей, устанавливать связь между чувствами и поведением. Можно не только разговаривать с детьми о том, что и в каких ситуациях они чувствуют, но и обсуждать, почему это происходит, говорить о возможности выбора того или иного поведения. Поэтому в программу включён анализ проблемных и конфликтных ситуаций, мотивов поведения и разных точек зрения.

Неотъемлемой частью занятий является развитие способности младших школьников к эмпатии — сопереживанию и сочувствию эмоциональному состоянию другого человека.

Огромное значение для детей приобретает установление и сохранение хороших отношений со сверстниками. В этом возрасте переплетены добрые отношения и соперничество: с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», с другой — «быть лучше всех». По мере адаптации к новым условиям происходит групповая дифференциация в классе, появляются лидеры и менее популярные ученики. Отдельный раздел программы посвящён взаимодействию младших школьников и развитию их коммуникативных навыков.

В начальной школе ведущей деятельностью ребёнка становится учебная деятельность, которая приходит на смену игре. Важно, чтобы этот переход происходил постепенно. В игре дети чувствуют себя свободнее, могут выражать свои чувства более непосредственно, поэтому в 1 классе игра по-прежнему включена в занятия. Наряду с этим вводятся элементы анализа: обсуждение ситуаций, чувств героев литературных произведений и мультфильмов. В программу также включены разные способы выражения эмоций: рисование, создание аппликаций, проигрывание ситуаций, выражение эмоций через движение и др.

Стойкие позитивные изменения возможны лишь при совместных усилиях всех участников обучения и развития ребёнка, поэтому к работе активно подключаются родители. В программе предусмотрены не только задания, предполагающие совместную работу детей и родителей, но и особые мероприятия для родителей.

В заключение хотелось бы отметить, что младший школьный возраст — это сензитивный период формирования эмоционального интеллекта. Дети эмоционально воспринимают окружающий мир, и одновременно происходит активное интеллектуальное развитие. Возрастает способность к идентификации, рефлексии, контролю эмоциональных состояний и поступков, проявлению эмпатии, использованию эмоциональной информации в общении с окружающими, выбору способов достижения цели. В это время у детей активно развивается понимание психического мира другого человека, более сложных внутренних состояний, таких как мысли, убеждения, представления и знания, что позволяет им делать более глубокие оценки человеческих поступков. Понимание эмоциональных состояний может служить важным проводником в развитии более сложных представлений. Поэтому младший школьный возраст является важным этапом эмоционального и социального развития детей.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: Способствовать социально-эмоциональному развитию детей младшего школьного возраста.

Задачи программы: Познакомить школьников с многообразием эмоций.

Развивать умение выражать и распознавать эмоции (радость, злость, грусть, страх, удивление, интерес) у себя и других людей.

Расширять эмоциональный словарь школьников.

Создавать условия для понимания эмоциональной обусловленности поведения и причин возникновения эмоций.

Формировать у школьников основы саморегуляции и произвольной регуляции поведения.

Способствовать развитию эмпатии, пониманию других людей и оказанию им эмоциональной поддержки.

Развивать способность к децентрации — умению видеть ситуацию с точки зрения другого человека.

Формировать представления о морально-этических нормах и правилах поведения.

Познакомить детей с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях, развивать их коммуникативные навыки.

Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в классе.

Содействовать социальной адаптации младших школьников

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Полнота. Программа для младших школьников является полным курсом, рассчитанным на интеграцию в образовательный и воспитательный процесс в течение двух лет.

Интерактивность. В программе используются психолого-педагогические технологии, обеспечивающие активную позицию ребёнка.

Практико-ориентированность. Программа направлена на овладение знаниями и навыками, полезными в решении актуальных социальных и возрастных задач ребёнка.

Индивидуальный подход. Педагог может адаптировать программу под индивидуальные особенности ребёнка, создавать для него индивидуальную траекторию освоения материала в зависимости от уровня овладения отдельными составляющими социально-эмоционального интеллекта.

Систематическое последовательное усложнение материала. В рамках каждого года обучения программа предполагает изучение одних и тех же разделов, она построена с последовательным усложнением и углублением материала в соответствии с возрастными особенностями детей и уровнем их овладения знаниями.

Создание условий для позитивной коммуникации в детском коллективе. В программе содержатся специальные тематические блоки и групповые совместные задания, направленные на создание благоприятного климата в классе.

Включение родителей как активных участников программы. Такой подход создаёт системную среду, способствующую развитию потенциала ребёнка. Специальные компоненты программы помогают организовывать содержательное общение родителей с ребёнком. Совместная работа родителей и детей в рамках программы помогает успешному социально-эмоциональному развитию младших школьников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа для младших школьников является продолжением курса для дошкольников. Она рассчитана на два года обучения — в 1 и во 2 классах. Если работа в 1 классе не проводилась, можно начать заниматься по программе первого года обучения с учащимися 2 класса. Программа имеет универсальную структуру: в рамках каждого года обучения она включает в себя введение и три тематических блока. Данное методическое пособие предназначено для педагогов, которые будут проводить с детьми занятия первого года обучения. В пособии подробно рассматривается содержание, тематическое планирование и сценарии занятий первого года обучения по программе. Тематическое планирование и сценарии занятий второго года обучения представлены в отдельном пособии.

Занятия проводятся с учащимися 1—2 (или 2—3) классов один раз в неделю. Первый год обучения по программе включает 33 занятия (продолжительность занятий 1—11 составляет 35 минут, занятия 12—33 длятся 45 минут). Второй год обучения включает 34 занятия по 45 минут.

В программу включены мероприятия для родителей и совместные детско-родительские мероприятия. Занятия проводит учитель начальных классов или психолог, прошедшие специальную подготовку по программе.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Введение

Направлено на знакомство и самопрезентацию учеников в классе, создание благоприятных условий для совместной работы, определение правил взаимодействия.

Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций

Включает в себя идентификацию эмоций, их выражение и понимание причин.

В первый год изучаются пять базовых эмоций: радость, злость, грусть, страх и интерес. Занятия направлены на развитие не только представлений о разных эмоциональных выражениях, но и способности их произвольно изобразить.

Ещё одной задачей этого раздела является развитие у детей восприятия и понимания эмоций в ситуативном контексте, без опоры на мимику. Знакомясь с типовыми ситуациями, которые могут вызвать ту или иную эмоцию, дети учатся прогнозировать эмоции других людей и понимать зависимость эмоций от ситуации. Занятия этого раздела также содержат материал, отражающий индивидуальные особенности в переживании и выражении эмоций и их силы.

Раздел 2. Эмоциональная регуляция

Занятия данного раздела способствуют формированию представлений у детей о приятных и неприятных эмоциях, их значении в жизни человека. Установка на подавление неприятных или социально осуждаемых эмоций заменяется формированием умений саморегуляции и пониманием необходимости управления собственными эмоциями.

Дети учатся осознавать эмоциональную обусловленность поведения, делать предположения о том, как разные эмоции могут влиять на поведение, применять элементарные приёмы саморегуляции. Особое внимание уделяется управлению такими эмоциями, как страх и злость.

Раздел 3. Социальное взаимодействие

Данный раздел посвящён формированию принятия многообразия и уважения индивидуальности человека. Занятия направлены на развитие коммуникативной компетентности: умения слушать и понимать других людей, работать в команде, решать конфликты, помогать другим и самому просить о помощи. Особое внимание отводится изучению возможностей влияния на эмоциональное состояние других людей посредством оказания эмоциональной поддержки.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Большинство тем, изучение которых было начато в первый год работы по программе, продолжают изучаться на более сложном уровне.

Введение

Направлено на осознание новых умений, которыми дети овладели летом, укрепление позитивного психологического климата в классе, актуализацию ценностей и норм поведения, правил взаимодействия младших школьников.

Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций

Раздел посвящён обобщению и закреплению знаний об изученных ранее эмоциях и формированию представлений о новых эмоциях — удивлении и отвращении. Таким образом, за два года обучения школьники изучают семь базовых эмоций, учатся их выражать и распознавать, понимать причины возникновения этих эмоций у себя и других людей. Особенное внимание уделяется эмоциям, связанным с обучением в школе. Значительная часть раздела посвящена идентификации собственных эмоций и пониманию их причин.

Раздел 2. Эмоциональная регуляция

Основное направление работы во второй год обучения остаётся прежним — занятия способствуют осознанию важности выражения эмоций, развитию способности к саморегуляции. Дети учатся оценивать, какое влияние (конструктивное или деструктивное) определённые эмоции оказывают на поведение, и делать выводы о необходимости управления ими. Расширяется спектр методов эмоциональной регуляции.

Раздел 3. Социальное взаимодействие

Данный раздел посвящён развитию социальной компетентности — системы социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных общественных ситуациях, а также выработке новых поведенческих сценариев, позволяющих адаптироваться в сложных ситуациях и находить варианты решения, целенаправленно взаимодействовать с окружающими.

Расширяются представления детей о различиях и сходстве интересов и предпочтений разных людей. Они являются основой для формирования установок толерантности.

Занятия данного раздела направлены на укрепление ценности дружбы, развитие умений, помогающих детям поддерживать дружеские отношения, противостоять буллингу (агрессивному преследованию) в классе.

Особое внимание уделяется развитию навыка децентрации, пониманию внутреннего состояния человека, умению учитывать неверные мнения и понимать их источники, а также различать обман и осознавать его влияние на взаимоотношения. Среди важных социальных навыков рассматриваются эмоциональная поддержка, умение адаптироваться в новом коллективе, высказывать и конструктивно отстаивать собственное мнение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ

Учащиеся получат возможность для формирования:

уважительного отношения к мнению другого человека;

начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

МЕТАПРЕДМЕТНЫ

Учащиеся получат возможность научиться:

применять начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого человека иметь своё мнение; излагать свою позицию и аргументировать собственную точку зрения и оценку событий; определять общую цель и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

конструктивно разрешать конфликты с помощью сотрудничества, учитывая интересы всех участников.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Предметные результаты освоения программы социально-эмоционального развития разделяются на три блока компетенций: восприятие и понимание причин эмоций, эмоциональная регуляция, социальное взаимодействие.

Блок компетенций

Компетенция

Критерий

Планируемые результаты

1. Восприятие и понимание причин эмоций

Идентификация эмоций

Идентификация эмоций по мимическим признакам

Ребёнок знает мимические признаки не менее пяти основных эмоций (злость, страх, интерес, грусть, радость), определяет эти эмоции по мимическим признакам на изображениях и в процессе общения, знает названия эмоций

Идентификация эмоций по пантомимическим признакам

Ребёнок верно определяет эмоции (злость, страх, интерес, грусть, радость) по позе человека, его жестам и движениям, может сопоставить действия и эмоции

Идентификация эмоций по вербальным и паравербальным признакам

Ребёнок различает эмоции (радость, грусть, злость, страх, интерес) в речи по названию, интонации, громкости, темпу

Блок компетенций

Компетенция

Критерий

Планируемые результаты

вать вопросы с учётом ситуации и особенностей партнёра по общению, реагировать на ответы,отвечать на вопросы

Понимание и социальное прогнозирование

Ребёнок понимает, что другой человек может иначе воспринимать объект, ситуацию, иметь мнение, желания, мысли и т. п., отличные от его собственных, и учитывает это в поведении; понимает, что люди могут иметь ошибочное мнение о ситуации и строить своё поведение на основании этого мнения

Эмпатия. Эмоциональная поддержка и взаимопомощь

Ребёнок проявляет эмпатию, пытается влиять на эмоциональное состояние другого человека, оказывая эмоциональную поддержку; распознаёт ситуации, в которых человеку нужна помощь, может сделать предположения о том, какая именно помощь требуется, стремится оказать помощь близким; может сам обратиться за помощью к знакомому взрослому или сверстнику, сформулировать свою просьбу

Работа в команде

Ребёнок знает о необходимости договорённостей и соблюдения правил в совместной деятельности; предлагает варианты взаимодействия, умеет договариваться; выполняет совместные задания в группе

Поведение в конфликтной ситуации

Ребёнок идентифицирует свои эмоции и эмоции другого человека, прогнозирует вероятность возникновения конфликта; делает предположения о причинах возникновения конфликта и возможных способах его разрешения; знает простые способы саморегуляции

Социальная компетентность

Следование формальным правилам поведения

Ребёнок знает формальные правила социального поведения и следует им (приветствие, прощание, извинение, благодарность и т. д.); принимает правила, принятые в семье, школе, и следует им

Принятие многообразия

Ребёнок уважительно относится к многообразию людей, понимает, что у разных людей могут быть различные интересы, предпочтения, мнения; выстраивает отношения в классе на основании общих норм и ценностей

Оценка результатов усвоения программы проводится в целях выявления индивидуальных особенностей детей для создания индивидуального образовательного маршрута в ходе обучения и содействия раскрытию потенциала каждого ребёнка.

Оценка с фиксацией результатов проводится в начале и в конце учебного года. В ходе каждого занятия педагогу необходимо наблюдать за детьми, быть внимательным к прогрессу каждого ребёнка, его изменениям и достижениям. В этом педагогу поможет предложенная технология наблюдения.

В начале учебного года по результатам оценки определяется зона образовательных потребностей каждого ребёнка и конструируется индивидуальная траектория его развития в рамках программы. В конце года на основе результатов диагностики делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и динамике в развитии их умений.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ п/п

Дата

Тема раздела, занятия

Кол-во часов

План

Факт

1.

Знакомство детей в классе, самопрезентация.

1

2.

Психологический климат в классе.

1

3

Нормы и правила в группе.

1

4

Многообразие эмоций.

1

5

Причины и способы выражения радости.

1

6

Причины и способы выражения грусти.

1

7

Причины и способы выражения злости.

1

8

Причины и способы выражения страха.

1

9

Причины и способы выражения интереса.

1

10

Уникальность и многообразие эмоциональных реакций людей.

1

11

Индивидуальные особенности в эмоциональной сфере человека.

1

12

Влияние эмоций на поведение.

1

13

Выражение эмоций, основы саморегуляции.

1

14

Влияние злости на поведение. Основы управления злостью.

1

15

Значение эмоции "страх".

1

16

Управление страхом. Основы саморегуляции.

1

17

Умение обратить внимание других на свои потребности, попросить о помощи. Мотивация к саморазвитию.

1



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» (10+) опирается на синтез отечественных и зарубежных теорий и концепций, а также некоторых подходов в образовательной практике.

  • Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского даёт основания для понимания важности социального окружения в развитии ребёнка и постановки адекватных целей и задач обучения на каждом конкретном этапе его развития.
  • Согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева, развитие ребёнка осуществляется в активном взаимодействии с окружающими людьми, предметами, социальной и естественной средой; он обучается и воспитывается в процессе деятельности.
  • Теория модели психического, или модель психического состояния, как возможность понимать не только собственное психическое состояние (намерения, желания, чувства и т. п.), но и психический мир других людей. Без развития этой способности невозможны ни социализация, ни усвоение социальных правил и норм, ни адаптация к меняющимся условиям социальных отношений.
  • В основе теории эмоционального интеллекта (Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо) лежит идея о единстве эмоций и интеллекта. Под эмоциональным интеллектом подразумевается способность воспринимать и выражать эмоции, понимать и объяснять намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, видеть причинно-следственные связи, регулировать эмоции (собственные и других людей), учитывать знания об эмоциональных состояниях в поведении, использовать знания об эмоциональном мире в повседневной жизни.
  • Согласно концепции личностного потенциала Д. А. Леонтьева человек может быть успешным и счастливым одновременно при развитой способности управлять своими способностями, которая проявляется в решении трёх типов задач: выбирать в ситуации неопределённости, достигать цели, когда она обозначена, сохранять себя в ситуации угрозы.
  • Субъектный подход предполагает поддержание активной позиции ребёнка в образовательной среде, учёт его индивидуальных особенностей.
  • Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, показателем которого рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. В. Хуторской, Н. А. Гришанова и др.).

В методическом пособии предложено 17 тем, ориентированных на решение актуальных возрастных задач в сфере взаимодействия с окружающими людьми и развитие навыка управления эмоциями в трёх типах ситуаций: выбора, достижения и угрозы. Чтобы максимально использовать ресурсы программы, рекомендуем педагогу познакомиться со всем содержанием методического пособия до начала учебного года. Это даст возможность связывать содержание курса с другими учебными предметами и создавать целостную картину мира в сознании ребёнка. Кроме того, некоторые инструменты и приёмы, описанные в сценариях, можно включить в предметное преподавание независимо от выделенного курса СЭР.

СОСТАВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Представленные материалы являются частью учебно-методического комплекса «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» и логическим продолжением курсов «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста (7+), (8+), (9+)». Учебно-методический комплект включает следующие компоненты: В Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы (авторы: Е. А. Сергиенко, Т. Д. Марцинковская и др.) В пособии изложены теоретические основы программы, описаны возрастные особенности детей и подростков, подробно рассматриваются проблемы социальноэмоционального развития, представлена краткая сравнительная характеристика отечественных и зарубежных программ социально-эмоционального развития.

Концепция учебно-методического комплекта «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» (авторы: М. И. Катеева, Н. Е. Рычка).

Как развивать социально-эмоциональные навыки в начальной школе (авторы: И. А. Дворецкая, М. И. Катеева, Н. Е. Рычка). Пособие включает в себя ционального развития в образовательный процесс.

Методическое пособие «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста (10+)» (авторы: И. А. Дворецкая, М. И. Катеева, Н. Е. Рычка). В пособии содержатся сценарии развивающих занятий с методическими рекомендациями по их реализации. Игровой комплект «Палитра эмоций» (авторы И. А. Дворецкая, А. В. Макарчук, Н. Е. Рычка, О. Е. Хухлаев) — комплект карточек, предназначенных для организации групповой работы в классе. Набор плакатов: «Квадрат настроения» и «Базовые эмоции». Плакаты послужат хорошей визуальной опорой для развития навыков идентификации эмоций.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: Способствовать социально-эмоциональному развитию детей.

Задачи: Развивать умение выражать эмоции и распознавать их у себя и других людей.

Расширять эмоциональный словарь школьников.

Создавать условия для понимания эмоциональной обусловленности поведения и причин возникновения эмоций.

Развивать у школьников навыки саморегуляции.

Способствовать развитию эмпатии и умения оказывать эмоциональную поддержку.

Развивать способность к децентрации — умению видеть ситуацию с точки зрения другого человека.

Формировать представления о морально-этических нормах и правилах поведения.

Познакомить детей с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях, развивать коммуникативные навыки.

Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в классе.

Содействовать социальной адаптации младших школьников.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УМК

Достижение планируемых результатов обеспечивается соблюдением принципов построения и реализации УМК.

Интерактивность. В программе используются психолого-педагогические технологии, поддерживающие активную позицию ребёнка.

Практикоориентированность. Программа направлена на овладение знаниями и навыками, полезными в решении актуальных социальных и возрастных задач ребёнка.

Индивидуальный подход. Педагог может адаптировать программу под индивидуальные особенности ребёнка, создавать для него траекторию освоения материала в зависимости от уровня овладения отдельными составляющими социально-эмоционального интеллекта.

Систематическое последовательное усложнение материала. В рамках каждого года обучения программа предполагает последовательное усложнение и углубление материала в соответствии с возрастными особенностями детей и их уровнем овладения предметными знаниями.

Создание условий для позитивной коммуникации в детском коллективе. В программе содержатся специальные практики, инструменты, приёмы, направленные на создание и поддержание благоприятного психологического климата в классе.

Включение родителей как активных участников программы. Такой подход создаёт системную среду, способствующую развитию потенциала ребёнка. Специальные компоненты программы помогают организовывать содержательное общение родителей с ребёнком. Совместная работа родителей и детей в рамках программы помогает успешному социально-эмоциональному развитию младших школьников.

Интеграция. В сценариях занятий описаны не только инструменты и способы развития социально-эмоциональных навыков (СЭН), но и возможности их интеграции в образовательную деятельность за рамками выделенного курса. Таким образом реализация УМК способствует созданию и поддержанию благоприятного климата в классе, а также повышению уровня успеваемости.

Гибкость и вариативность. Содержание УМК позволяет гибко подходить к планированию занятий в зависимости от потребностей группы и возможностей педагога. Характерной особенностью сценариев является избыточность их содержания, что позволяет педагогу выбрать активности, наиболее подходящие для решения конкретной педагогической задачи.

Регулярность и систематичность. Получение устойчивого результата возможно только при регулярном проведении занятий и систематичном использовании практик развития СЭН в повседневном общении и предметном преподавании. Занятия рекомендуется проводить не реже одного раза в две недели при условии ежедневного обращения к инструментам социально-эмоционального развития.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

УМК СЭР в первую очередь ориентирован на достижение личностных и метапредметных результатов согласно ФГОС. В целом их можно разделить на четыре блока компетенций: восприятие и понимание причин эмоций, понимание и регуляция эмоционально-поведенческих состояний, просоциальное поведение в коммуникациях и социально-коммуникативный компонент.

Ребёнок получил возможность научиться:

  • прогнозировать эмоции, собственные и других людей, опираясь на понимание их типичных причин (волнение перед контрольной работой, радость достижения и т. д.);
  • понимать причины эмоций другого человека и прогнозировать его чувства в зависимости от развития ситуации (при чтении литературных произведений, в игровых ситуациях и общении).

Ребёнок расширил свои представления:

  • о жизненных ситуациях, связанных с эмоцией или способных вызывать определённую эмоцию;
  • о том, как именно эмоции могут помогать или мешать в общении, деятельности

Регуляция эмоционального состояния

Ребёнок умеет управлять собственным поведением, исходя из вероятностного прогнозирования своей эмоциональной реакции на возможные события: готовиться к контрольной, чтобы не испытывать неприятных эмоций после получения неудовлетворительной оценки; пойти в кино в предвкушении каких-то конкретных эмоций (страх, радость, удивление) и пр.

Ребёнок расширил свои представления:

  • о возможности регулирования своих эмоций, например, как можно справляться с тревогой, страхом, агрессией и др.;
  • о том, что необходимо распознавать собственные потребности и учитывать их при регулировании эмоций и поведения;
  • о необходимости учитывать эмоции партнёра по общению при регулировании своих эмоций и поведения;
  • о приёмах эмоционального самоконтроля в ситуациях игрового, коммуникативного и учебного сотрудничества;
  • о том, как в предложенных ситуациях подчинять свои желания и действовать в соответствии с нравственным мотивом «надо» (внеситуативное соподчинение мотивов);
  • о приёмах регулирования своего эмоционального состояния и контроля чрезмерно сильного выражения эмоций в зависимости от ситуации

Понимание

контекста взаимодействия

Понимание неверных мнений

Ребёнок расширил свои представления о том, что:

  • существуют неверные мнения, как собственные, так и окружающих людей;
  • в основе поведения могут лежать убеждения, которые не соответствуют реальности;
  • интерпретация поведения другого может быть ошибочной.

Ребёнок получил возможность научиться:

  • отличать факты от оценочных суждений;
  • опираться в своих суждениях на факты, а не на интерпретации.

Ребёнок получил возможность научиться определять возникновение недоразумения и бестактности в общении между людьми и в поведении

Понимание обмана

Ребёнок умеет выделять две позиции в общении и поведении другого человека — реальную и демонстрируемую.

Ребёнок понимает, с чем связано негативное отношение к обману.

Ребёнок понимает моральную сторону обмана

3. Просоци- альное поведение в коммуникациях

Моральнонравственный выбор

Ребёнок умеет следовать нормам и правилам, принятым в обществе, ориентируясь как на моральное содержание ситуаций, регулирующее человеческие отношения, так и на правила поведения, регламентирующие жизненные ситуации в быту и общественной жизни.

Ребёнок умеет идентифицировать поступок как хороший или плохой на основе соотнесения действия с моральным эталоном, носителем которого может быть взрослый, ребёнок, литературный персонаж.

Ребёнок может объяснять нравственное содержание поступка.

Ребёнок идентифицирует ситуации морально-нравственного выбора, обозначает свои эмоции в них, объясняет их причины.

Ребёнок способен понять и назвать эмоции, мотивы людей в ситуациях морально-нравственного выбора

Толерантность

Ребёнок проявляет уважение к иному поведению, внешности, мнению окружающих людей.

Ребёнок расширил свои представления:

  • о важности принятия себя и других людей;
  • об уважительном отношении к личному достоинству и правам других людей (понимать, что необходимо считаться с точкой зрения, желаниями другого человека, не ущемлять его интересы и т. п.);
  • о социально-культурных нормах эмоционального выражения (обсуждение, как проявляют эмоции люди разных культур);
  • о том, что у другого человека может быть иная, чем у него, эмоциональная реакция в одной и той же ситуации.

Ребёнок получил возможность научиться:

  • проявлять уважение к иным обычаям и культуре;
  • взаимодействовать с людьми с иными бытовыми привычками, внешностью, верованием, мыслями и поступками;
  • взаимодействовать с ровесниками с особыми потребностями на основе принятия

Сопротивление буллингу

Ребёнок учится замечать нетерпимое отношение к индивидуальности других людей.

Ребёнок знает о том, что неприемлемо говорить обидные, злые и неприятные слова; заставлять другого делать что-то, чего он не хочет или от чего могут быть неприятности; исключать из общения, из компании, из игры; «травить», унижать человеческое достоинство сверстника.

Ребёнок знает о разных ролях и стратегиях поведения в ситуации буллинга.

Ребёнок расширил свои представления:

  • о том, какие эмоции и чувства вызывает буллинг;
  • о способах реагирования в ситуациях буллинга с целью его прекращения

4. Социальнокоммуникативный компонент

Коммуникативная компетентность

Установление и поддержание взаимодействия

Ребёнок может установить взаимодействие с детьми разного пола и возраста и взрослыми — родителями, педагогами.

Ребёнок получил возможность научиться строить эффективный диалог: начинать, вести, поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета; при необходимости переспрашивать и уточнять; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу; отвечать на предложение согласием или отказом, понимать шутку

Эмпатия. Эмоциональная поддержка и взаимопомощь

Ребёнок проявляет эмпатию, пытается влиять на эмоциональное состояние другого человека, оказывая эмоциональную поддержку.

Ребёнок распознаёт ситуации, в которых человеку нужна помощь, может сделать предположения о том, какая именно помощь требуется, стремится оказать помощь близким.

Ребёнок может сам обратиться за помощью к знакомому взрослому или сверстнику, сформулировать свою просьбу.

Ребёнок расширил представления о способах взаимодействия, облегчающих неприятные эмоции и состояния другого человека (слова, жесты, активные действия, демонстрирующее сочувствие и т. д.)

Работа в команде

Ребёнок знает о необходимости договорённостей и соблюдения правил в совместной деятельности.

Ребёнок предлагает варианты взаимодействия, умеет договариваться.

Ребёнок участвует в совместной деятельности.

Ребёнок получил возможность научиться:

  • регулировать своё поведение в соответствии с главными целями совместной деятельности;
  • определять собственную роль в коллективе, брать на себя различные социальные роли и обязанности

Поведение в конфликтной ситуации

Ребёнок идентифицирует свои эмоции и эмоции другого человека, прогнозирует вероятность возникновения конфликта.

Ребёнок делает предположения о причинах возникновения конфликта и возможных способах его разрешения; знает простые способы саморегуляции в конфликтной ситуации.

Ребёнок получил возможность научиться:

  • конструктивно решать возникающие конфликтные ситуации в общении с окружающими;
  • использовать способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допуская их крайнего проявления

Социальная компетентность

Социальная адаптация

Ребёнок получил возможность научиться:

  • приёмам ориентировки в новом коллективе, умению наблюдать за существующими в нём правилами, традициями, взаимоотношениями членов коллектива;
  • понимать основные ценности новой социальной среды;
  • анализировать текущие социальные ситуации;
  • осознавать свои возможности в сложившейся социальной обстановке;
  • вырабатывать новые поведенческие сценарии, позволяющие адаптироваться, находить решения в сложных ситуациях, целенаправленно взаимодействовать с окружающими

Социальное взаимодействие

Ребёнок может передавать сообщения, реагировать на реплики собеседника с учётом его состояния (внимания, понимания, эмоциональной реакции, ситуации общения).

Ребёнок получил первоначальные представления о поведенческих сценариях, позволяющих находить решения в сложных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Ребёнок получил возможность научиться:

  • проявлять гибкость в выборе оптимальных средств взаимодействия и решения затруднительных ситуаций;
  • выбирать стратегию реализации своих желаний — умения вовремя задать вопрос, сделать предложение, устраниться и пр.

Социальное прогнозирование

Ребёнок расширил свои представления:

  • о том, что можно прогнозировать собственное поведение и поведение других людей, опираясь на понимание причин эмоций;
  • о том, как понимать и описывать действия и поступки героев произведений/ситуаций и предсказывать, что будет делать герой после завершения истории/ситуации.

Ребёнок получил возможность научиться:

  • описывать «как бы я поступил на его месте?», «что бы я сделал по-другому?» от лица главного героя при прослушивании литературного произведения;
  • ставить себя на место другого человека и прогнозировать его действия и поступки («Как ты думаешь, как поступит Саша, если...?»);
  • прогнозировать результаты взаимодействия с другими людьми, опираясь на знания мотивов, ценностей, национальных особенностей, типичных эмоциональных реакций и пр. его участников

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Программа четвёртого года обучения продолжает логику предыдущего и ориентирована на решение актуальных возрастных задач в сфере взаимодействия с окружающими и развитие навыка управления эмоциями в трёх типах ситуаций: выбора, достижения и угрозы.

Все темы можно условно поделить на три блока.

Эмоциональный интеллект в ситуации выбора и самоопределения («мастерская выбора»). Темы этого блока направлены на осознание учащимися своей роли в разных ситуациях, понимание своих эмоций и импульсов, связанных с ними, развитие осмысленного выбора модели поведения в зависимости от желаемого результата и принятие ответственности за любой результат своих действий.

Эмоциональная регуляция в ситуации достижения цели («мастерская достижения»). На занятиях этого блока учащиеся расширяют представления о своих сильных сторонах, учатся опираться на них при решении практических задач, развивают навыки саморегуляции при достижении цели.

Управление собой в стрессовых ситуациях («мастерская жизнестойкости»). Задача занятий этого блока состоит в том, чтобы способствовать формированию у учащихся жизнестойких установок, развитию способности находить опору в себе и поддержку других в сложных ситуациях.

Некоторые темы могут одновременно относиться к нескольким тематическим блокам, так как они включают в себя ситуации различного характера и затрагивают ресурсы разных подструктур личностного потенциала.

Тематический блок

Номер темы

Эмоциональный интеллект в ситуации выбора и самоопределения («мастерская выбора»)

1, 2, 4, 5, 6, 9, 12, 13, 16, 17

Эмоциональная регуляция в ситуации достижения цели («мастерская достижения»)

3, 4, 5, 9, 10, 11, 17

Управление собой в стрессовых ситуациях («мастерская жизнестойкости»)

2, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15

Тема

Содержание темы

1

Обновление классного Соглашения

Внесение поправок и дополнений в классное Соглашение. Отражение прав человека в Соглашении

2

Украденные имена

Буллинг. Роли и стратегии реагирования

3

Что такое эмоциональный интеллект?

Развитие навыков эмоционального интеллекта через разрешение ситуаций

4

Моя реакция — мой выбор

Приёмы управления своим поведением с ориентацией на результат

5

Не факт! (Навыки ННО)

Навыки ненасильственного общения, умение отделять факт от убеждений. Осознание ограничивающих убеждений

6

Ты мне друг, но ты не прав

Поведение в конфликте

7

Разговор с самим собой

Как быть добрым к себе. Самопринятие и самоподдержка

8

Прогулка благодарности

Практика благодарности

9

Впереди 5 класс

Постановка задач по саморазвитию перед переходом в 5 класс

10

Да, мы такие

Определение своих сильных сторон

11.

Дорогу осилит идущий

Роль усердия в достижении цели

12

Стыд, вина, обида

Стратегии управления стыдом и виной. Способы выражения обиды

13

Быть или не быть добрым?

Проявление доброты в действиях и поступках

14

Ничего себе шуточки!

Разговор о том, что смех бывает разным. О юморе и злых шутках

15

Сила природы

Практика саморегуляции с опорой на явления природы

16

Галерея цитат

Разговор о ценностях и личном выборе

17

Готовимся к переходу

Вспоминаем учебный год и планируем лето

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

№ п/п

Дата

Тема раздела, занятия

Кол-во часов

План

Факт

1.

Обновление классного соглашения

1

2.

Украденные имена

1

3

Что такое эмоциональный интеллект

1

4

Моя реакция - мой выбор

1

5

Не факт! (навыки ННО)

1

6

Ты мне друг, но ты не прав.

1

7

Разговор с самим собой

1

8

Прогулка благодарности

1

9

Впереди пятый класс

1

10

Да, мы такие

1

11

Дорогу осилит идущий

1

12

Стыд, вина, обида

1

13

Быть или не быть добрым

1

14

Ничего себе шуточки!

1

15

Сила природы

1

16

Галерея цитат

1

17

Готовимся к переходу

1



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УГУТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Проект

«Развитие личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира»

Разработчик проекта:

С.В. Ларионова,

учитель МБОУ «Угутская СОШ»

Угут, 2020

Паспорт педагогического проекта

Автор проекта и название ОО

Ларионова Светлана Владимировна, учитель МБОУ «Угутская СОШ».

Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО

«Трансформация образовательной среды школы

в личностно-развивающую образовательную среду открытого характера «Точка роста»

Направление педагогического проекта

Организация учебного процесса с учётом социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста и формирования компетенций: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации.

Название (тема) педагогического проекта

Развитие личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира

Решаемая ключевая проблема

Низкая учебная мотивация как следствие неразвитого личностного потенциала младших школьников.

Цель (-и) педагогического проекта

Создать условия для развития личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира посредством формирования компетенций «4К»

Задачи

  1. Изучить теоретические основы «Социально-эмоциональное развитие детей» и практические рекомендации «Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке»; методики и инструменты диагностики и мониторинга развития личностного потенциала обучающихся.
  2. Апробировать комплект учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей школьного возраста «Обо мне и для меня» серия «Школа возможностей».
  3. Определить зону образовательных потребностей каждого ребёнка и разработать индивидуальную траекторию его развития в рамках проекта.
  4. Определить разделы и темы уроков окружающего мира, направленные на формирование компетенций «4К».
  5. Разработать систему уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников.

Целевая группа

Учащиеся 1-4 классов

Основная идея педагогического проекта

Использование любого педагогического пространства для развития личностного потенциала младших школьников.

2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта

Программа по развитию личностного потенциала направлена на расширение возможностей ребёнка совершать осознанный самостоятельный выбор целей в своей жизни и путей их достижения. Это подразумевает работу с каждым ребёнком в трёх ключевых направлениях: помощь в определении мотивов и установок, развитие универсальных компетенций, освоение технологий и инструментов под конкретные типы деятельности и задачи.

Апробация комплекта учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей школьного возраста «Обо мне и для меня» серия «Школа возможностей».

Используемые технологии/методики/приёмы/техники

Анализ; наблюдение;

проектные и игровые технологии;

сотрудничество;

методики для формирования компетенций «4К»

Значимые продукты педагогического проекта

Разработка цикла уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников.

Личный вклад педагога в изменения в ОО

Развитие личностного потенциала учащихся младших классов через формирование компетенции «4К» на уроках окружающего мира.

Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и)

Публикация.

ВВЕДЕНИЕ

Современная эпоха стремительно меняет человека. Меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. В новых условиях социально-экономического развития России возрастает роль способности человека к планированию и реализации своей жизненной стратегии на основе адекватной самооценки своих возможностей и условий самореализации в социуме. Необходима позитивная и устойчивая мотивация активной жизнедеятельности растущего человека, его стремления к достижениям в созидательной, трудовой, творческой деятельности, стремления к жизненному успеху на нравственно-правовой основе.

В этой связи, предлагаемое Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и командой поддержки проекта решение по развитию личностного потенциала школьников, внедрению технологий 4К в учебный процесс, программы развития эмоционального интеллекта, представляется логичным и своевременным.

Назначение проекта – формирование согласованной, адекватной вызовам времени образовательной среды, в которой системно и целенаправленно связаны содержание образования, организация учебного процесса, психологическое сопровождение, предметно-пространственная среда и т. д. Одним из важнейших аспектов проекта является его основополагающий, системный характер. Проект создания ЛРОС – основа жизнедеятельности школы в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Личностно развивающая школьная среда – институционально ограниченная совокупность возможностей для развития личности школьников, возникающих под влиянием педагогически спроектированных организационно-технологических и пространственно-предметных условий, а также случайных факторов в контексте событийного взаимодействия членов школьного сообщества. Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, что является неотъемлемой частью востребованных в современном мире компетенций.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Сегодня в Угутской школе обучается 432 ученика, это представители тринадцати национальностей (русские, ханты, манси, ненцы, лезгины, осетины, татары, башкиры, узбеки, азербайджанцы, казахи, таджики, украинцы). 227 учеников – представители коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси, ненцы), при этом 123 ребёнка из юрт, во время учёбы они проживают в пришкольном интернате, семьи ещё 104 представителей КМНС проживают непосредственно в посёлке и не ведут традиционный образ жизни.

Как показывают результаты диагностики, к особенностям психического развития таких детей относится:

- Повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребёнка. По данным наблюдений уровень общей тревожности и уровень тревожности переживания социального стресса у детей коренной национальности достаточно высокий. Это связано с отрывом детей от семей и проблемой адаптации к новым условиям жизни и новой деятельностью.

- Учащиеся первых классов отличаются высоким уровнем познавательной мотивации, но к старшим классам учебная мотивация резко снижается.

- У детей на высоком уровне развита зрительная память, мелкая моторика руки, зрительное восприятие, внимание, усидчивость. К особенностям речевого развития детей ханты относятся:

- Особенное формирование фонематического слуха. Оглушение звонких согласных звуков, что связано с преобладанием глухих фонем в хантыйском языке; смягчение согласных фонем.

- Особенное формирование словарного запаса. Преобладание в словаре предикативно – номинативной лексики (существительных и глаголов) и отсутствие эпитетов, прилагательных, что связано с хозяйственно-трудовой деятельностью ханты: охотоведением и рыболовством. Лексическое значение

многих слов (снег, хлеб, собака, лес, дом) детьми ханты, растущими в условиях традиционного образа жизни, воспринимается несколько в ином смысле.

- Особенное формирование связного высказывания. Немногословность ребёнка ханты вызвана особенностями развития. Эти дети по своей природе

замкнуты, плохо идут на контакт. Фразовое высказывание детей не имеет развёрнутый характер, ответы односложны, что связано с традиционными методами воспитания в хантыйских семьях. В основном дети учатся у взрослых методом подражания.

- Особенное формирование представлений об окружающем мире. Ограничение представлений об окружающем мире связано с проживанием в условиях ограниченного социума. Дети до школы проживают тайге, в небольших по численности населения (часто одно- двух-семейных) юртах и их представления об окружающем мире ограничены семьёй и домом.

- Традиционно высокой у детей-ханты является способность к художественному творчеству в силу преобладания предметно-образного мышления и навыков традиционной культуры.

Особенность социальной среды Угутской школы, характеризуется такими показателями, как уровень образования и социальный статус родителей (законных представителей) учеников.

Рисунок 1 Рисунок 2

Анализ показывает, что лишь 16% родителей угутских школьников имеют высшее образование, 52 % закончили только среднюю школу, при чем 14% из общего количества родителей имеют только основное общее образование, а 12% только начальное (рис. 1).

Руководящие должности занимают 3% родителей, большинство родителей – рабочие (57%) и служащие (20%). Значительный процент безработных (20%) обусловлен традиционным образом жизни родителей из числа КМНС проживающих в родовых угодьях (рис. 2).

Уровень образования родителей не может не сказываться на мотивации детей к обучению. Низкий уровень подготовленности к обучению, фиксируемый у учащихся первых классов, несформированность учебных умений и навыков, затрудняет обучение, не позволяет добиваться высоких результатов и нужного качества знаний. Основная часть обучающихся нуждается в социальной и педагогической поддержке.

Угутская школа является единственной на обширной территории, что определяет большой процент детей «группы риска», у которых возможны проблемы с обучением. К таким группам относятся дети, проживающие в интернате, воспитание которых во время учебных периодов происходит без значительного влияния родителей, силами педагогов интерната; учащиеся заочной формы обучения, приезжающие на две месячные сессии в учебном году; учащиеся с ОВЗ (умственная отсталость и ЗПР), дети из асоциальных и

малообеспеченных семей.

Рисунок 3

В условиях интерната круглосуточно проживают 123 ученика, что составляет 32% учащихся школы. 17 учащихся (4%) обучается в заочной форме. 11% школьников имеют ОВЗ, с диагнозами ЗПР и умственная отсталость. При этом процент таких детей в сельском поселении Угут растёт – количество детей с интеллектуальными нарушениями в развитии увеличилось с 9,8% в 2016-2017 учебном году до 11% в 2019-2020 учебном году. Всего к «группам риска» можно отнести 44% учащихся Угутской школы

(рис. 3).

Большое количество детей ОВЗ, детей КМНС, родители который предпочитают заочную форму обучения, значительный процент учащихся проживающих в интернате и не имеющих постоянного влияния и контроля со стороны родителей препятствует положительной динамике качества образования в школе.

Исследование школьной мотивации проводилось по методике Н. Г. Лускановой (рис. 4).

По результатам исследований было установлено пять основных уровня школьной мотивации среди учащиеся 1-11 классов.

Высокий уровень школьной адаптации – 13% обучающихся. Такие ученики положительно относится к школе, адекватно воспринимает требования; легко усваивают учебный материал, глубоко и полно решают усложнённые задачи; прилежны, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняют поручения без лишнего контроля; проявляют большой интерес к самостоятельной работе; готовятся ко всем урокам; занимают в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень школьной адаптации (норма) –17% обучающихся.

Внешняя школьная мотивация – 26%, выражается в потребности учащихся получать одобрения со стороны педагогов и избегать порицания со стороны окружающих. Дети достаточно благоприятно чувствуют себя в школе, однако чаще всего ходят в школу, чтобы пообщаться с друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Низкий уровень школьной мотивации показали 23% ребят.

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация, выявлена у значительного количества школьников (21%). Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими, как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (1 класс) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Рисунок 4

Анализируя особенности самооценки учеников, было выявлено, что большинство детей имеют неадекватно-завышенную самооценку. Чаще всего высокая самооценка формируется в момент первичной социализации. Угутские школьники, проживая в отдалённом посёлке, имеют мало возможности сравнивать себя со сверстниками, особенно в плане учебной успешности. Сформированный круг общения и отсутствие возможности его расширения приводят к тому, что дети не осознают своих неудач, склонны к демонстративному поведению и доминированию, всеми силами стараются обратить на себя внимание.

Недостаточно развиты такие показатели ЛРОС, как эмоциональность, широта, активность.

Результаты анализа самооценки показывают необходимость создания на базе школы пространственно-предметной среды, в котором учащиеся смогут достичь более высокого уровня учебной мотивации.

Ключевая проблема Проекта, актуальная для всего социума, проблема низкой мотивации школьников. Реализация проекта направленна на повышение познавательной активности школьников формирование интереса к процессу обучения.

Основная цель управленческого проекта – трансформация образовательной среды школы в личностно-развивающую образовательную среду открытого характера с преобладанием «творческого» и частично «карьерного» типов, способствующей развитию необходимых для успеха в современном обществе качеств.

Для достижения поставленной цели были сформулированы стратегические задачи:

  1. Создать условия для усиления доли «творческого» типа образовательной среды за счёт снижения долей среды «карьерного» и «догматического» типа.
  2. Обеспечить условия для повышения показателей таких приоритетных параметров как интенсивность, когерентность, эмоциональность, осознаваемость школьной среды.
  3. Создать условия для развития корпоративной культуры школы с преобладанием «семейного» и «инновационного» типов на основе открытого детско-взрослого сообщества (администрация, педагоги, учащиеся, родители, социум).

Основные изменения, которых необходимо добиться в рамках реализации управленческого проекта:

- осознанного взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного на развитие всех форм сотрудничества в интересах личностного развития детей;

- сделать среду более творческой, предоставить каждому ребёнку, несмотря на различия в физических, когнитивных и других способностях возможность проявить себя в период обучения в школе, создать обстановку успеха, обеспечить каждому ребёнку максимальный личностный рост.

- сделать среду более интенсивной и технологичной. Используя системную интеграцию урочной и внеурочной деятельности, эффективные информационные и педагогические технологии, интерактивные формы и методы обучения, соответствующие современному уровню оснащения образовательного процесса и требованиям времени, обеспечить гарантированный результат в получении качественного образования;

- среду более когерентной и открытой, использовать педагогический потенциал окружающей среды, родителей, социальных партнёров школы и обеспечить наиболее успешное развитие школьника;

- сделать среду эмоционально насыщенной, обеспечивать адекватную реакцию школы на изменяющиеся условия внешней среды в соответствии с возможностями школы, личностным особенностям учеников, их потребностям и отношениям, сложившимся между участниками образовательного процесса;

- сделать среду осознаваемой с приоритетом гуманистических духовных

ценностей, с сохранением традиций и истории школы, обладающей такими характеристиками, как целостность и автономность, создающей условия для развития субъектного характера образовательного процесса, когда каждый участник становится его автором.

- сделать среду саморазвивающейся, инновационной, динамичной и обновляющейся, чтобы обеспечить качественное образование в постоянно изменяющейся социокультурной ситуации не только за счёт адаптации, но и за счёт опережающего развития, обеспечив условия для планомерного повышения показателей всех параметров среды до желаемых величин.

По итогам реализации управленческого проекта должна быть сформирована среда с преобладанием «творческого» типа в парадигме самоопределения, саморазвития и самореализации личности, в результате чего произойдут изменения во всех средообразующих переменных образовательной организации.

Развитие образовательной подсистемы предполагает следующие результаты:

- внесены изменения в основную образовательную программу с учётом реализации проекта;

- внесены изменения в адаптированную образовательную программу с учётом

реализации проекта;

- внесены изменения в программу внеурочной деятельности;

- внесены изменения в программу воспитательной и профилактической работы;

- принята новая Программа развития школы;

- охват обучающихся дополнительным образованием не менее 75%;

- обеспечена возможность для всех обучающихся участвовать в предметных и

творческих конкурсах и олимпиадах;

- создано Профессиональное обучающееся сообщество;

- обеспечено внедрение в учебный процесс технологии 4К.

Развитие организационной подсистемы предполагает следующие результаты:

- разработана и принята на общешкольном родительском собрании, утверждена на Педагогическом Совете, согласована на ученической конференции и Управляющим советом школы школьная конституция (в рамках направления – «соглашение») на русском и хантыйских языках;

- разработана новая организационная модель образовательной организации.

Развитие предметно-пространственной подсистемы предполагает следующие результаты:

- предметно-пространственная среда формируется участниками образовательного процесса, от предложения к проектированию, дизайн- проекту до непосредственного воплощения в реальность;

- результаты мониторинга отношения к школьной среде стабильно высокие;

- в школе организованы зоны общения «Чат», решение «Свободная стена», реализован проект трансформации пришкольного участка «Сказочный лес Земли Югорской»;

- по результатам анкетирования выявлены проблемные зоны, разработан дизайн проблемных зон и проведены работы по их трансформации;

- материально-техническая база соответствует современным требованиям.

В плане ресурсного обеспечения:

- востребованы платные образовательные услуги;

- школа - участник грантовых конкурсов;

- разработан и пополняется методический пакет эффективных образовательных практик;

- школа активно привлекает спонсоров;

- заключены соглашения о сетевом взаимодействии с Технопарком «Кванториум», с Центром Дополнительного образования Сургутского района, с Центром помощи семье и детям «Апрель», с Угутским краеведческим музеем им. П.С. Бахлыкова, с Угутским Центром досуга и творчества, с МБОУ «Полноватская СОШ», с Федеральным Государственным заповедником «Юганский».

В плане управления:

- сформирована система управления;

- принятие решений осуществляется на основе соглашения (Конституции) между учащимися, родителями, учителями;

- основными организационными единицами становятся детско-взрослые сообщества;

- основными принципами взаимодействия являются равноправие и сотрудничество;

- в управлении в рамках своих компетенций задействованы все участники образовательного процесса;

- создан орган управления и координации развития проекта.

Исходя из цели и задач управленческого проекта «Трансформация образовательной среды школы в личностно-развивающую образовательную среду открытого характера «Точка роста», мной был разработан педагогический проект: «Развитие личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира»

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОЕКТА

Актуальность проблемы проекта заключается в низкой учебной мотивации, которая является следствием неразвитого личностного потенциала младших школьников. В настоящее время в развитии образования наблюдается тенденция, направленная на раскрытие личностного потенциала ребёнка, его самореализацию. Главная цель современной школы: формирование личности, способной к конкуренции. Выпускник школы должен иметь внутреннюю мотивацию и стремление к знаниям. Это необходимые условия для успешного продолжения обучения на

дальнейших ступенях образования.

Программа по развитию личностного потенциала как раз и направлена на расширение возможностей ребёнка совершать осознанный самостоятельный выбор целей в своей жизни и путей их достижения. Это подразумевает работу с каждым ребёнком в трёх ключевых направлениях: помощь в определении мотивов и установок, развитие универсальных компетенций, освоение технологий и инструментов под конкретные типы деятельности и задачи.

Организация учебного процесса с учётом социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста и формирования компетенций: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации.

Цель проекта: создать условия для развития личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира посредством формирования компетенций «4К»

Для достижения данной цели мною поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы «Социально-эмоциональное развитие детей» и практические рекомендации «Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке»; методики и инструменты диагностики и мониторинга развития личностного потенциала обучающихся.
  2. Апробировать комплект учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей школьного возраста «Обо мне и для меня» серия «Школа возможностей».
  3. Определить зону образовательных потребностей каждого ребёнка и разработать индивидуальную траекторию его развития в рамках проекта.
  4. Определить разделы и темы уроков окружающего мира, направленные на формирование компетенций «4К».
  5. Разработать систему уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников.

Для решения поставленных задач планирую использовать:

групповые, парные, индивидуальные формы работы;

проектные и игровые технологии;

сотрудничество;

методики для формирования компетенций «4К»

приёмы обратной связи

Критерии оценивания.

Оценка результатов усвоения программы проводится в целях выявления индивидуальных особенностей детей для создания индивидуального образовательного маршрута в ходе обучения и содействие раскрытию потенциала каждого ребёнка с помощью оценочных листов наблюдения.

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап

Сроки

План деятельности

Планируемый результат

Организационный

Ноябрь-декабрь 2020г.

Изучение теоретических основ «Социально-эмоциональное развитие детей» и практических рекомендаций «Компетенций «4К»: формирование и оценка на уроке».

Сформулирована проблема.

- определены цели и задачи проекта;

Практический

Январь-май 2021г

-Изучение теоретической базы УМК серия «Школа возможностей».

Созданы условия для реализации проекта.

Декабрь

2020г – май 2021г.

Апробация комплекта учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей школьного возраста «Обо мне и для меня» серия «Школа возможностей».

Январь-май 2021г.

2021-2022

2022-2023

2023-2024 учебный год

Определение разделов и тем уроков окружающего мира, направленных на формирование «4К» компетенций.

Определены разделы и темы уроков окружающего мира, направленных на формирование «4К» компетенций.

Разработка фрагментов уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников.

Разработаны задания, учебные задачи, фрагменты уроков для формирования компетентностей «4К».

Аналитический

На начало и конец

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024 учебного года

Педагогическое наблюдение

Мониторинг уровня учебной мотивации и сформированности развиваемых компетенций.

Определение зоны образовательных потребностей каждого ребёнка и разработка индивидуальной траектории его развития.

Индивидуальная траектория развития обучающихся.

Заключительный

2024-2025 учебный год

Обобщение результатов:

- выявление эффективности разработанных мероприятий;

- корректировка заданий;

- разработка цикла уроков окружающего мира, формирующих компетенции «4К».

Цикл уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников.

Итоговый

Декабрь 2025г.

Представление готового продукта

Публикация уроков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект Развитие личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира 11 декабря 2020г. с. Угут Разработчик проекта: С.В. Ларионова, учитель МБОУ «Угутская СОШ»

Слайд 2

Организация учебного процесса с учётом социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста и формирования компетенций: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации. НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Слайд 3

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Создать условия для развития личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира посредством формирования компетенций «4К»

Слайд 4

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Изучить теоретические основы «Социально-эмоциональное развитие детей» и практические рекомендации «Компетенций «4К»: формирование и оценка на уроке»; методики и инструменты диагностики и мониторинга развития личностного потенциала обучающихся. Апробировать комплект учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей школьного возраста «Обо мне и для меня» серия «Школа возможностей». Определить зону образовательных потребностей каждого ребёнка и разработать индивидуальную траекторию его развития в рамках проекта. Определить разделы и темы уроков окружающего мира, направленные на формирование компетенций «4К». Разработать систему уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников.

Слайд 5

Использование любого педагогического пространства для развития личностного потенциала младших школьников. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ЗНАЧИМЫЕ ПРОДУКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА Разработка цикла уроков окружающего мира, направленных на формирование у учащихся младших классов компетенций «4К».

Слайд 6

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Этап Сроки План деятельности Планируемый результат Организацион ный Ноябрь-декабрь 2020г. Изучение теоретических основ «Социально-эмоциональное развитие детей» и практических рекомендаций «Компетенций «4К»: формирование и оценка на уроке». Сформулирована проблема. - определены цели и задачи проекта; Практический Декабрь 2020г – май 2021г Изучение теоретической базы УМК серия «Школа возможностей». Апробация комплекта учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей школьного возраста «Обо мне и для меня» серия «Школа возможностей». Созданы условия для реализации проекта. 2020-2021 2021-2022 2022-2023 2023-2024 учебный год Определение разделов и тем уроков окружающего мира, направленных на формирование «4К» компетенций Определены разделы и темы уроков окружающего мира. Разработка фрагментов уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников. Разработаны задания, учебные задачи, фрагменты уроков для формирования «4К» компетенций.

Слайд 7

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Этап Сроки План деятельности Планируемый результат Аналитический На начало и конец каждого учебного года Мониторинг уровня учебной мотивации и сформированности развиваемых компетенций. Определение зоны образовательных потребностей каждого ребёнка и разработка индивидуальной траектории его развития. Индивидуальная траектория развития обучающихся Заключитель ный 2024-2025 учебный год Обобщение результатов: - выявление эффективности разработанных мероприятий; - корректировка заданий; - разработка цикла уроков окружающего мира, формирующих компетенции «4К». Цикл уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников. Итоговый Декабрь 2025г. Представление готового продукта Публикация уроков.

Слайд 8

Спасибо за внимание!