Программа "Скоро в школу"

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skoro_v_shkolu.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендовано                                                                                             Утверждаю:

Методическим советом                                             Директор МДОАУ «Солнышко»

МДОАУ «Солнышко»                                                _______________Татарская Е.И.

Протокол № 2                                                                                  от «28» января 2023

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Солнышко»)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Скоро в школу»

Направленность: социально-гуманитарная

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                          Составил воспитатель:

                                                                             Закарьяева З.А.

г. Пыть -Ях

2023г.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация        2

1. Пояснительная записка        3

1.1.        Актуальность        4

1.2.        Новизна        5

1.3.        Педагогическая целесообразность        5

1.4.        Отличительная особенность        6

1.5.        Направленность Программы        9

1.6.        Профиль Программы        9

1.7.        Уровень Программы        9

1.8.        Цель и задачи Программы        9

1.9.        Возраст воспитанников        10

1.10.        Срок реализации Программы        10

1.11.        Режим занятий        10

1.12.        Ожидаемые результаты        11

1.13.        Формы подведения итогов        12

2.        Содержание Программы        16

2.1.        Учебный план        16

2.2.        Календарный учебный график        16

2.3.        Учебно-тематический план        17

3. Методическое обеспечение        19

3.1.  Организация образовательного процесса        19

3.2. Материально – техническое обеспечение:        19

4.        Условия реализации программы        20

5.        Список литературы        21

Аннотация

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Скоро в школу» (далее – Программа) направлена на успешную адаптацию детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и созданию условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Программа включает 2 блока «Занимательная математика» и «Обучение грамоте». Общее количество часов 72, от 6 до 7 лет - 2 раза в неделю, 72 занятия.

Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

       1. Пояснительная записка

 Одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в п. 1.4. ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования).

        Одной из задач ФГОС ДО является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6).

        Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества с взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. У будущего первоклассника должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций.

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скоро в школу» (далее – Программа) реализуется в рамках познавательной направленности, так как ориентирована на целенаправленное развитие личности ребенка и овладению элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

        Программа составлена в соответствии с правовыми документами, регламентирующими программы дополнительного образования:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в  

Российской Федерации» (с изменениями);

  •     Приказ Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям    

 воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

  • Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом РФ 27.05.2015г.;
  •  Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации»;
  • Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019г. № 467)
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 06.03.2014 № 229 «Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года».
  1. Актуальность

Программы заключается в том, что интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения в учебную деятельность. Хорошо интеллектуально подготовленные к школе дети, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка. За школьными партами такие дети быстро утомляются, теряют интерес и мотивацию к учебе. Это свидетельствует о психологической незрелости ребенка на момент поступления в школу и является актуальной проблемой, как для воспитателей, так и учителей. Указанные проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста является следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства.

  1. Новизна

Новизна Программы заключается во всесторонние развития ребенка на всех этапах его становления: социальном, эмоциональном, коммуникативном, мотивационном. Важным моментом в реализации программы является плавный переход игровой мотивации старшего дошкольника на учебную мотивацию, что является предпосылкой для нового социального статуса – школьника и основана на игровом методе обучения. Игровые ситуации, создаваемые в процессе совместной деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя в роли школьника и у них формируются предпосылки к учебной деятельности. В процессе взаимодействия с детьми педагог стимулирует коммуникативную активность дошкольника посредством поощрения и инициирования.

  1. Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в развитии у обучающихся устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе. Педагогическая идея заключается в реализации развивающего обучения через учение без принуждения, основанного на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе на основе сотрудничества педагогов и школьников, взаимного уважения и доверия с применением инновационных технологий.

         Образовательная деятельность в рамках программы направлена на формирование всех школьно-значимых функций (внимания, вербальной и зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, различных компонентов речи, а также сложно координационных движений и общего моторного развития) и снижение рисков дезадаптации при переходе на уровень начального общего образования. Занятия проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей. Таким образом, во время занятий у детей происходит всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов).

  1. Отличительной особенностью

Отличительной особенностью Программы является формирование мыслительных операций, понимание и выполнение учебной задачи, овладение навыками речевого общения, развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Программа построена по принципу перехода от простого к сложному, системности и концентричности при изучении материала, который подобран с учетом актуальности темы для детей подготовительного к школе возраста.

Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет

Дети 6–7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им открывается

возможность познания мира, окружающей среды, искусства и творчества. А главное, они постепенно готовятся к следующему важному событию – обучению в школе.

Развитие личности старшего дошкольника.

До 6 лет ребёнок подчиняется чувствам, это и объясняет частую смену настроений. В силу возрастных особенностей к 7 годам происходит ускоренный рост умственного развития. Дети учатся объяснять, что им нужно, не прибегая к лишней эмоциональности. В этом возрасте дошкольники начинают определять себя как личность, у них появляется мнение, которое они могут аргументировать. Ребёнок этого возраста умеет выбрать игру на длительное время и играть в неё от пары дней до нескольких недель. Малыш этими занятиями не только заполняет свободное время, но и получает первые трудовые навыки, развивает воображение и мышление.

Личностное развитие ребёнка 6–7 лет включает в себя два основных фактора: понимание, как устроен окружающий мир вокруг него, и своего места в этом мире. Ребенок уже может ответить на вопросы: какой он, чем отличается от других людей, каким был, каким хотел бы быть. У ребёнка активно формируется концепция самосознания, развивается гендерная идентичность, он учится понимать, к какому полу относится. У девочек формируется мягкий уступчивый стиль поведения, у мальчиков, наоборот, активный, что даёт им возможность познавать внешний мир. Игра у детей в этом возрасте подчиняется гендерному принципу. Девочки выбирают «дочки-матери», «школу», «магазин», мальчики вместо кукол берут машинки, солдатиков.

Развитие эмоциональной и волевой среды.

В возрасте 6–7 лет у детей формируются морально-этические категории. Ребёнок начинает понимать, как нужно себя вести, а как не надо, как хорошо поступать и как плохо. В этом возрасте дошкольники не просто играют, они распределяют роли и следуют им. Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их соблюдения от себя и других людей. Ребёнок учится делать вывод: ты «хороший», если действуешь по правилам, и «плохой», если их нарушаешь. Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их соблюдения от себя и других людей. Ребятам в этом возрасте важно общение со сверстниками. Оно также строится по определённым принципам, которые обеспечивают ребёнку безопасность и благополучие. Когда правила нарушаются, ребёнок не чувствует себя защищённым и реагирует на нарушение негативно. И что важно, в 6–7 лет в эмоциональной сфере происходит утрата непосредственности и наивности в поведении.

Поведение ребёнка начинает строиться цепочкой «захотел – осознал – сделал», это соответствует возрастным изменениям организма. В жизнь ребёнка вносится интеллектуальный компонент, который говорит о том, что появляется волевая регуляция. И после того, как происходит осознание того, «что я хочу» и «как я этого добьюсь», появляется следующий этап – «я это делаю».

Развитие психических процессов.

У старших дошкольников начинает развиваться произвольное внимание, произвольная слуховая и зрительная память. Ребёнок уже сознательно направляет и удерживает внимание, память на разных объектах. Уже не яркий образ привлекает внимание – малыш самостоятельно делает над собой усилие, чтобы запомнить либо выделить фигуру из фона. 8 У дошкольников 7 лет бурно развивается воображение, речь усложняется и становится эффективным средством взаимодействия и регулятором поведения. Ребёнок говорит сложными грамматическими конструкциями, предложения становятся распространёнными. Дети могут вести свою речь о том, что хочется, предполагать о событиях, которых ждут.

Логическое мышление

Логическое мышление в 6–7 лет развивается очень активно. Для малышей к этому возрасту характерно понимать закономерность и уметь дополнять ряд предметов. Ребёнок способен вычислить лишний предмет, продолжить числовой ряд в пределах десяти. Мышление формируется постепенно: ребёнок учится выделять основные свойства и признаки предметов, способен сравнивать, обобщать, классифицировать. Малышам в этот период нравятся интеллектуальные настольные игры, где можно проявить свои умственные способности.

Речевое и социальное развитие.

Дети умеют составлять рассказ по картинке или заданной теме. Речь практически сформирована, близка ко взрослой, словарный запас более 3000 слов. Ребёнок общается на разные темы, способен вести монолог и диалог. К первому классу дошкольник в норме должен знать своё окружение, близких друзей и родственников, понимать, кем они ему доводятся, знать имена, запоминать истории, связанные с ними. Взаимодействие со сверстниками занимает значительную часть дня.

Физиологическое развитие.

Для детей старшего дошкольного возраста характерны физиологические изменения, которые обусловлены взрослением. Рост увеличивается, в среднем он достигает 120–125 см, вес, согласно данным ВОЗ, 21–25 кг. Малыш становится старше, но нервные процессы ещё не до конца созрели, из-за этого пока нередки капризы и излишняя обидчивость.

Сенсорное развитие:

  • различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.);
  • обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
  • классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям.

        Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:

  • способен соотносить конструкцию предмета с его назначением;
  • самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств;
  • способен создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы.

        Формирование элементарных математических представлений:

  • владеет (количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносит цифру и количество предметов;
  • решает простые арифметические задачи на числах первого десятка;
  • использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объёму, массе;
  • ориентируется в пространстве и на плоскости;
  • определяет временные отношения.

        Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:

  • имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
  • выбирает и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей;
  • устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира;
  • знает правила поведения в природе и соблюдает их.
  1. Направленность программы – социально-гуманитарная
  2. Профиль – учебно-познавательный
  3. Уровень программы- стартовый

Программа состоит из двух блоков: первый блок включает в себя развитие речи и обучение грамоте, второй блок – развитие математических представлений и логики.

  1. Цель и задачи Программы

Цель программы: формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих успешную адаптацию к школе и достижение уровня развития, необходимого для успешного освоения основных образовательных программ начального общего образования с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка.

Задачи:

по первому блоку:

  • развивать вид речевой деятельности: умения слушать, говорить, составлять рассказы, описывать предметы, явления;
  • развивать фонематический слух (умение выделять звук из ряда других);
  • развивать фонематический анализ (умение делать звукобуквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
  • подготовить руку к письму («печатание» букв, слов, предложений)
  • развивать умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв, и слогов.

По второму блоку:

  • развивать математические представления о числах и цифрах;
  • знакомство с математическими знаками;
  • уметь решать примеры на сложение и вычитание до 10;
  • уметь решать и составлять арифметические задачи;
  • знакомить с элементарной геометрией;
  • развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.
  1. Возраст воспитанников

Адресат программы - возраст обучающихся 6-7 лет.

  1. Срок реализации Программы

Программа рассчитана на 1 год обучения (сентябрь – май) с детьми старшего

дошкольного возраста (6-7 лет).

Объем программы – 72 часа / 72 занятия.

  1. Режим занятий

Периодичность: 2 раза в неделю

Продолжительность: 30 мин

Форма обучения: очная

Форма организации занятий: групповая.

Количество обучающихся на занятии - 10-12 детей.

  1. Ожидаемые результаты

Раздел «Обучение грамоте»

Знать:

  • знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
  • знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание,

благодарность, просьба.

Уметь:

  • правильно произносить все звуки;
  • отчётливо и ясно произносить все слова;
  • выделять из слов звуки;
  • находить слова с определённым звуком;
  • определять место звука в слове;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • составлять предложения, по опорным словам, по заданной теме;
  • составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;
  • пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям.

Раздел «Занимательная математика»

Знать:

  • части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
  • для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
  • состав чисел первого десятка;
  • знаки>, <, = для записи сравнения;
  • знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;
  • общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.

Уметь:

  • выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
  • объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
  • находить части целого и целое по известным частям;
  • считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
  • сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала; соотносить цифру с количеством предметов;
  • выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
  • продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;
  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;
  • непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади;
  • по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых фигур.
  1. Формы подведения итогов

Формы аттестации обосновываются для определения результативности освоения программы.

Аттестация проводится 2 раза в год:

входная - в сентябре

итоговая - в мае.

Формы проведения аттестации:

  • тестирование;
  • викторины;
  • педагогическое наблюдение за деятельностью детей;
  • индивидуальные беседы с обучающимися.

        Планируемые результаты освоения детьми Программы условно подразделяются на промежуточные и итоговые. Промежуточные результаты необходимы для оценки эффективности совместной образовательной деятельности с детьми и внесения изменений в их поведение по мере необходимости. Положительным промежуточным результатом освоения Программы являются индивидуальные достижения каждого ребёнка.

Оценочные материалы.

Раздел. «Обучение грамоте»

Тестовые задания для входного контроля.

Инструкция: составь слова с этими слогами:

1. ма- 2. лу- 3. ры- 4. тюль- 5. зи-

               

Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь

одинаковые слова. День-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка-

миска, миска-миска.

Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь

разные слоги:

ПА - БА, ПА - ПА, БА – ПА. БА - БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ

СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.

Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:

ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА - ТА - КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-

ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.

А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь (порядок слов

несколько раз изменяется):

ДОМ-ТОМ-КОМ. БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.

Практическое задание для итоговой аттестации.

Контрольные игровые задания и упражнения: упражнение «Веселые прищепки» (обучающимся предлагается выполнить фонематический разбор слова); задание «Собери домик» (обучающимся предлагается соотнести звук с буквой и прочитать слово).

Задание: рассмотри картинку, составь по ней предложение из 3-4 слов и построй схему своего предложения; посмотри на картинки с предметами и раздели их на две группы: в первой те, которые начинаются с согласного звука, во второй те, которые начинаются с гласного звука.

Карта контроля выполнения практического задания

Группа «_________________»

Итоговая аттестация за 202_ - 202_ учебный год.

Цель: «Определение уровня полученных знаний, представлений, навыков обучающихся».

 п/п

ФИО

обучающегося

Критерии

Итоговый показатель по каждому обучающемуся (среднее значение)

Хорошо владеет понятиями «слово», «звук», «буква»,

«предложение»; знает порядок букв и их названия (алфавит);

Различает гласные и согласные звуки

Умеет составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!?).

Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность        

 Употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения

Правильно ставит ударение в знакомых словах;

1.

2.

Итого:

Оценивается по 5-ти бальной системе. Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями:

2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает

этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения дополнительной образовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания обще групповых тенденций, а также для ведения учета обще групповых промежуточных результатов освоения дополнительной образовательной программы.

Раздел. «Занимательная математика»

Тестовые задания для входного контроля.

Задание: раскрась два шарика в красный цвет, три шарика в синий цвет, а остальные шарики в зеленый цвет; посчитай до 10; 20 и обратно; обведи все четные цифры синим карандашом, а нечетные цифры красным, «Найди, что к чему подходит по форме»; «Какие числа пропущены»

Практическое задание для итоговой аттестации.

 «Геометрическая мозаика» (обучающимся предлагается нарисовать узор из геометрических фигур, продолжите его, выполнить штриховку по образцу); задание «Графический диктант» (обучающимся предлагается, используя устные указания воспитателя, выполнить задание на ориентировку по клеточкам и в линейке).

Карта контроля

выполнения практического задания

Группа «___________________»

Итоговая аттестация за 202_ - 202_ учебный год.

Цель: «Определение уровня полученных знаний, представлений, навыков обучающихся»

№ п/п

ФИО обучающегося

Критерии

Итоговый показатель по каждому обучающемуся (среднее значение)

Определяет числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа; соотносит цифру с количеством предметов

Знает количественный и порядковый счет в пределах 20, состав числа до 10 из единиц и из двух меньших

Знает знаки>, <, = для записи сравнения; знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;

Знает части суток, последовательность дней в неделе, месяцев в году

Ориентируется на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

Объединяет группы предметов, выделяет часть, устанавливает взаимосвязь между частью и целым  

1.

2.

Итого:

  1. Содержание Программы

Первый блок. Обучение грамоте

  • развитие видов речевой деятельности: умения слушать, говорить, составлять рассказы, описывать предметы, явления и др.
  • развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
  • развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ
  • слов, правильно определять и давать характеристику звука);
  • подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)
  • развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв
  • и слогов, читать.

Второй блок. Математика

  • развитие математических представлений о числах и цифрах;
  • знакомство с математическими знаками;
  • умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20;
  • умение решать и составлять арифметические задачи;
  • знакомство с элементарной геометрией.
  1. Учебный план

Год обучения

Дата

Количество

Режим занятий

начала занятий

окончания занятий

учебных недель

учебных дней

учебных часов

 1 год

1 сентября

31 мая

36

72

72

2 раза в неделю

 по 30 минут

  1. Календарный учебный график

Темы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

«По дороге к азбуке»

1

3

3

3

3

3

2

3

3

«Раз ступенька, два ступенька»

1

3

3

3

3

2

3

3

3

«Волшебные строчки»

2

3

3

3

2

3

3

3

2

Итоговое занятие

1

Итого в месяц

8

8

8

8

8

8

8

8

8

Итого в год

  1. занятия
  1.  Учебно-тематический план

Раздел

№ занятия

Тема

Количество занятий

По дороге к азбуке

1

Давайте познакомимся!

1

2

 Умение выражать свои эмоции.

1

3

 Умение выражать свои мысли.

1

4

Для чего мы говорим? Слово и предложение?

1

5

Деление слов на слоги. Чистоговорки.

2

6

 Произношение звуков. Выделение звуков на слух.

2

7

 Различие на слух и произношение гласных и согласных звуков.

4

8

 Звуковой анализ слов.

4

9

 Звуки и буквы.

2

10

Составление рассказов по опорным картинкам.

1

11

Путешествие в сказку.

1

12

Составление рассказов об эпизодах из жизни на заданную тему.

2

13

13 Диагностические исследования

2

Итого

24

Раз ступенька, два ступенька

1

Представления об элементарных геометрических фигурах.

Конструирование фигур из палочек.

1

2

Цифра и число: 1. Счет предметов. Количественный счет, порядковый счет.

2

3

Цифра и число: 2. Счет на слух, счет по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами.

2

4

Цифра и число: 3. Логические задания на развитие внимания,

воображения

2

5

Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, над, под).

2

6

Цифра и число: 4. Составление фигур из частей и деление фигур на части.

2

7

Цифра и число: 5. Взаимосвязь между целым и частью.

2

8

Цифра и число: 6. Представление: один – много.

2

9

Цифра и число: 7. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.

2

10

Цифра и число: 8. Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки.

2

11

Цифра и число: 9. Конструирование фигур из палочек.

2

12

Цифра и число: 10. Прямой и обратный счет в пределах 10.

2

13

Обобщение и систематизация знаний детей. Диагностические 1

исследования.

1

Итого

24

Волшебные

строчки

1

Школьные принадлежности. Знакомство с тетрадью в клетку.

1

2

Зрительно-пространственная ориентация на листе в клетку.

Упражнения для развития мелкой моторики.

2

3

Пальчиковые игры (проведение непрерывных, параллельных

линий).

2

4

Обведение сложного рисунка, не отрывая карандаш от бумаги.

2

5

Штриховка. Упражнения для развития мелкой моторики.

2

6

Виды штриховок (прямые, линии, точки, спирали).

2

7

Копирование линий (прямых, волнистых и т.д.)

2

8

 Копирование изображений по клеткам и точкам

2

9

 Графические диктанты

4

10

 Работа с пластилином (лепка цифр и букв)

2

11

Ориентировка на линованной бумаге

2

Итоговое занятие

1

Итого

24

Итого за год

72

3. Методическое обеспечение

3.1.  Организация образовательного процесса

        Виды занятия: теоретические и практические занятия, самостоятельные работы, тематические занятия.

Методы обучения: Ведущий метод работы с детьми – это игра.

  • показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением,
  • выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
  • инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
  • пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
  •  вопросы к детям;
  • ролевые, дидактические, имитационные игры;
  • беседы.

           Формы обучения:

  • фронтальный метод: одновременная работа со всеми детьми;
  • индивидуально – фронтальный метод: чередование индивидуальных и

фронтальных форм работы,

  • групповой метод: организация работы в группах, в парах;
  • индивидуальный метод: индивидуальное выполнение заданий, решение

проблемных задач, ситуаций.

3.2. Материально – техническое обеспечение: 

  • Кабинет для проведения занятий
  • Столы 6 шт., стулья 12 шт.
  • Шкаф (стеллажи) для хранения наглядных пособий;
  • Интерактивная доска с набором электронных таблиц, и картинок.
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер
  • Принтер
  • Тетрадь в клетку;
  • Магнитная доска;
  • Шариковые ручки;
  • Игрушки для сюрпризных моментов;
  • Предметные картинки по лексическим темам;
  • Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).
  • Наборы сюжетных (предметных) картинок.
  • Цифры;
  • Дидактические игры;
  • Линейки;
  • Счетные палочки;
  • Простые и цветные карандаши;
  • Условные мерки;
  • Объемные геометрические фигуры;
  •  Говорящая азбука.

 Учебно-методические материалы.

 Учебно-методический материал скомплектован по следующим разделам:

  • Вводное занятие;
  • «По дороге к азбуке»;
  • «Раз ступенька, два ступенька»
  • «Волшебные строчки»
  • Итоговое занятие.

  Для обучения используется:

  • литература для педагога и обучающихся;
  • наглядный материал;
  • демонстрационный материал;
  • раздаточный материал;
  • индивидуальные тетради.
  1. Условия реализации программы

Координатор программы «Скоро в школу»:

  • разрабатывает в пределах своих полномочий нормативно правовые акты необходимые для реализации Программы;
  • осуществляет отбор кадрового состава по оказанию платной образовательной услуги;
  • осуществляет взаимодействие с родителями (законными представителями

воспитанников) - оформление договоров

Кадровое обеспечение

  • Заместитель директора по общим вопросам – оформление договоров и заявлений на оказание платных услуг, формирование групп дополнительного образования, контроль и учет поступления денежных средств, ведение отчетности по платным услугам.
  • Старший воспитатель – составляет расписание кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала, осуществляет контроль методики преподавания и программного обеспечения.
  • Педагог дополнительного образования - осуществляет организацию и обучение программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся.
  1. Список литературы
  1. Е.Ф. Бортникова. Развиваем математические способности. 1,2 части, 2015;
  2. Е.М. Косинова. Логопедический букварь, 2015;
  3. Занимательная геометрия, 2017;
  4. Е. И. Щербакова «Знакомимся с математикой». Развивающее пособие.
  5. Е. В. Колесникова «Математика для детей 6-7лет Творческий Центр «Сфера» 2015 Соответствует ФГОС ДО;
  6. И. А. Быкова «Обучение детей грамоте в игровой форме» С-П «Детство-пресс» 2006;
  7. Н. Павлова «Классический Букварь» Москва «Махаон»
  8. Н. В. Новоторцева «Учимся читать Обучение грамоте дома и в детском саду» Ярославль Академия развития «Академия, К» 1998;
  9. Шумаева Д. Г.  Как хорошо уметь читать!.. Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект. — СПб: «Детство-Пресс», 1999. — 188 с. / (Из опыта педагога).
  10. Е. В. Колесникова «Я считаю до 20» Рабочая тетрадь Творческий Центр «Сфера»;
  11. Е.Ф. Бортникова «Учусь писать цифры», 2014. «Учусь рисовать фигуры», 2014 10.
  12. Е.В. Колесникова. Я решаю арифметические задачи, 2017;
  13. Е.Ф. Бортникова. Мои печатные прописи, 2015.