Конспекты

конспекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya.docx18.43 КБ
Файл otkrytoe_zanyatie.docx19.97 КБ
Файл "Моя семья - моё богатство"26.33 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «История России - царь Петр 1»

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с отдельными событиями в истории России времен Петра 1:

- создание русского флота;

- основание города Санкт – Петербург.

Развивающие:

      Развивать мышление, воображение, память.

Воспитывающие:

  Воспитывать у детей интерес к истории своей Родины, гордость за нее.

Наглядный материал:

Портрет Петра 1;  иллюстрации судов времен Петра 1; иллюстрации с изображениями видов Санкт - Петербурга; иллюстрация с изображением герба Санкт - Петербурга; иллюстрация Московского Кремля; иллюстрация Покровского собора, иллюстрация «потешных войск», герб России, а также других стран и городов.

Ход НОД:

- Ребята, я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Послушайте пословицу и скажите мне, как вы понимаете ее значение, ее смысл: «Делу время – потехе час»

- Как вы понимаете слово «потеха»? (забава, развлечение)

- Нужно отдавать делам больше времени и внимания, чем забавам и развлечениям. Как вы думаете, почему я начала занятие с этой пословицы? (нужно быть внимательными, хорош себя вести и слушаться)

- Сегодня я получила очень необычное письмо. Давайте посмотрим, для кого оно написано. (Воспитатель читает запись на конверте:  г. Киров,  детский сад №11 «Березка»,  ребятам подготовительной группы «Пчелки» от учёных города Москвы).

- Давайте прочитаем, что в нём написано. (Воспитатель читает письмо) «Здравствуйте, ребята! Нам с вами очень повезло.  Мы живём в замечательной стране- России. Мы – россияне! Наша родина Россия - самое большое государство мира! Много людей живет в нашей стране, много народов, но все они живут единой дружной семьей, помогают друг другу. У нас для вас очень большая просьба: берегите нашу страну любите ее. Но и не забывайте про ее историю!»

 - Ребята, нам с вами дали наказ: не забывать про историю родной страны. Поэтому я приглашаю вас в путешествие, в котором вы узнаете, как же начинала развиваться наша страна. Вы готовы? Тогда в путь!

 

 

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о делах великих людей нашей с вами Родины. Но вначале я предлагаю вам вспомнить, что мы уже знаем об истории нашей страны. Давайте сыграем в игру «Вспомни и назови». Я задаю вопросы и кидаю мячик кому-то из вас, а вы должны ответить на мой вопрос.

Д/и «Вспомни и назови»

Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

Чем она богата? (В ней много морей, рек, гор, различных полезных ископаемых, в России много красивых городов)

- Какой город является столицей нашей Родины? (Москва)

Что является сердцем Москвы? (Красная площадь)

- Кто является главой государства? (президент)

- Кто в далекие времена управлял Россией? (князья, цари)

Ребята, когда-то давным-давно Россией управляли цари. При царе Иване 3 в Москве был построен наш прекрасный Кремль (показ иллюстрации), при жестоком Иване Грозном на Красной площади был построен красивейший Покровский собор.(показ иллюстрации)

А хотите, я вам расскажу еще об одном русском царе, который очень многое сделал для России? (ответы детей)

Я расскажу вам о царе Петре 1 (Выставляется портрет). При нем впервые появилось то, что сейчас для нас кажется привычным. Царем в России можно было стать, только если ты родился  в царской семье. Уже с самого детства Петр отличался многими способностями. Его интересовало буквально все. Как и все дети, он очень любил играть, его любимой игрой была игра в войну. А так как Петр был не простым ребенком, а царевичем, ему на потеху собирали подходящих по возрасту детей и обучали их как настоящих солдат. Это детское войско называлось «потешное», т.е. ненастоящее. (иллюстрация) Когда Петр 1 вырос и стал царем, это «потешное войско» превратилось в самые лучшие воинские полки.

ФИЗМИНУТКА

Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место надо сесть.

Воспитатель: Когда Петр 1 стал царем, Россия была страной, где народ жил бедно. А в других европейских странах люди жили лучше, там было много фабрик, заводов, школ и других учебных заведений, где дети могли учитьсяВ России всего этого не было. Наша страна была слабой и беззащитной. И тогда Петр 1 захотел превратить Россию в сильное и образованное государство.  И со своей целью он стравился.

- Петр хотел иметь в России сильную армию, поэтому не жалел времени на обучение солдат. Россия всегда была богатой страной: выращивала много льна, зерна, добывала уголь, ценные металлы. А чтобы Россия могла торговать этими товары другим странам, и защищаться от врагов, ей необходимо было создать флот, а его в то время в стране не было. И тогда царь Перт 1 сам едет за границу, чтобы научиться строить корабли у иностранцев и научить этому русских мастеров.

Петр, освоил 15 ремесленных специальностей: был и кораблестроителем, и ремесленником, и плотником, и кузнецом.

- Вернувшись в Россию, Петр 1 сразу же принялся за строительство русского флота, который в дальнейшем стал одним из сильнейших в Европе. Вот так выглядели корабли времен царствования Петра 1.  (Показ иллюстрации)

- Раз в России появился флот, нужно было защищать страну с моря. А для этого необходимо было построить крупные города, города-крепости. И решил тогда Петр построить город Петербург. Город, который решил построить Петр 1, возводился спешно. Много людей умерло во время строительства Петербурга, ведь тогда не было никакой техники, все люди делали руками. Город получился очень красивым.

- Давайте посмотрим, как выглядит Петербург сейчас.  (иллюстрации)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что является символом города или страны. (Герб)

- Правильно, это герб, давайте, внимательно рассмотрим его. Какая форма шита у герба Санкт-Петербурга? (Ответы детей – квадратная).

Что вы видите на гербе? (Ответы детей – два якоря).

- На гербе Санкт-Петербурга изображены два якоря. Один якорь обозначает порт морской, второй якорь – порт речной. Они обозначают, что Петербург и морской и речной порт.

- А что, вы видите в центре герба? (Ответы детей)

- Это скипетр. Где еще мы с вами видели скипетр, на каком гербе? (Ответы детей – на гербе Российской федерации).

- Скипетр на гербе Санкт-Петербурга обозначает, что город стал столицей России во времена Петра 1, а сейчас Санкт-Петербург называют северной столицей нашей России.

Д/и «Найди и вспомни»

- Ребята, а все помнят, как выглядит герб российской федерации?

Тогда я сейчас это и проверю. Я разложила на одном из столов гербы разных городов и стран. Ваша задача - найти флаг и герб РФ  и при этом не ошибиться

Воспитатель: Петру 1 удалось решить много задач, которые в то время стояли перед Россией:

·        При Петре 1 были учреждены ордена за боевые заслуги.

·        Стали выпускать газеты.

·        Год стал начинаться с 1 января, и на Новый год впервые стали наряжать елку.

И еще много нового и интересного ввел в России этот великий царь, но с этими фактами истории вы познакомитесь уже в школе на уроках истории.

Что же нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Что было интересным, что больше всего запомнилось?

- Спасибо вам за хорошую работу!



Предварительный просмотр:

 Тема: пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант».

 Цель: совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

Задачи:

- развивать умение детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя.

- развивать речь, интерес к художественному слову.

- воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе.

 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.                                                                                                                                                           Методические приемы: беседа, вопросы, словесные.

Предварительная работа:

- чтение рассказов В. Бианки,

- беседы.

Словарная работа:

медвежатник, завалинка, опушка.

Оборудование: портрет,книга Виталия Бианки, презентация.

Ход деятельности:

Ребята нам на прошлой неделе написал письмо Незнайка. Кто помнит о чем он нас просил в своём письме. (ответы детей. Он просил рассказать о детских писателях).

После того как мы рассказали ему о писателях, Незнайка отправился в книжную галерею. Но когда он увидел этот стеллаж с книгами то забыл кто их написал. И он вновь обратился к нам за помощью рассказать кто написал эти рассказы.

Поможем Незнайке? (ответы детей)

Воспитатель:

-  Мы с вами  познакомились с детским писателем – Виталием Валентиновичем Бианки. Кто хочет рассказать биографию. (ответы детей)

По профессии В. В. Бианки – потомственный биолог, т. е. его отец тоже был биологом. Биолог – это человек, который занимается изучением природы. В. В. Бианки родился в 1894 году. С детства мальчик постоянно был в окружении природы. Его отец часто брал его с собой в походы. Автор с самого детства не только, наблюдал, но и записывал все, что наблюдал. Из этих записей он потом брал материал для своих произведений. В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Эту любовь мы видим уже в самих названиях произведений. Например, «Снегирушка – милушка», «Пёрышко». Его творчество сложилось из многих произведений. Ребята, а какие вы читали рассказы и сказки В. Бианки?

Дети:

-«Хитрый Лис и умная Уточка», «Приключение Муравьишки».

Воспитатель:

- Молодцы. Многие названия его произведений содержат любопытный вопрос. Например, «Чей нос лучше?»«Кто чем поёт?»«Где раки зимуют?»«Чьи это ноги?». Еще В. В. Бианки написал такое большое произведение, как «Лесная газета».

Воспитатель:

- Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением автора, оно тоже повествует  о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Воспитатель:

- Правильно. Это произведение называется «Музыкант»

Гимнастика для глаз «Медведь».

Вправо глазки отведи

И на птичек посмотри!

Если влево поглядеть-

Машет нам рукой медведь!

Глазки вниз ты отпускай

И цветочки посчитай!

Сверху солнышко слепит

Глазки нам закрыть велит!

Сосчитай до десяти

И глаза ты распохни.

Слушание  произведения В. Бианки «Музыкант»

(рассказ)

 Физминутка.

Воспитатель: - Я вам предлагаю отдохнуть и подвигаться (дети повторяют движения по тексту).

Развивается талант: Наш Алеша – музыкант.

Он на скрипочке играет – изображают игру на скрипке,

Меха гармошки раздвигает – руки перед грудью, разводят руки в стороны, к груди,

В барабан он постучит – ударяют пальчиком о пальчик,

На балалайке побренчит – изображают игру на балалайке,

В трубу начнет он громко дуть – вдыхают воздух через нос, выдыхают через рот,

И на дудочке чуть-чуть – изображают игру на дудочке.

Воспитатель:

- О ком я вас прочитала?

- Кто главные герои произведения?

- Хотите поиграть в игру «Отгадай»?

Ответы детей.

  Игра «Отгадай»

1) Что делал старик, когда встретил колхозника?

     а) ловил рыбу;

     б) играл на скрипке;

     в) играл на баяне;

2) Что сообщил колхозник старику?

     а) что он видел в лесу медведя;

     б) что он собрал много грибов;

     в) что в лесу много ягод;

3) Как поступил старик?

     а) остался сидеть на завалинке;

     б) пошёл поговорить с соседом;

     в) пошёл в лес;

4) Какой звук услышал старик?

     а) красивый тонкий звук;

     б) как рубят деревья;

     в) пронзительный комариный писк;

5) Кого он увидел в лесу?

     а) зайца;

     б) лису;

     в) медведя;

6) Как поступил старик?

- В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретились слова которые вам не понятны или слышали в первый раз. (ответы детей)

Медвежатник – охотник на медведей.

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.

Опушка – край леса.

- Предлагаю сейчас пересказать рассказ «Музыкант» по мнемотаблице. Кто желает?

Дети пересказывают рассказ.

Воспитатель:

- Скажите, о творчестве какого автора мы говорили сегодня?

- С каким его произведением познакомились?

- На доске изображены смайлики трех медведей: улыбающийся, равнодушный, грустный. Выберите изображение того медведя, какое настроение у вас появилось после сегодняшней деятельности. А вечером нарисуйте медведя, который играл на щепе.

(Дети выбирают изображение и объясняют свой выбор)

Николай Рубцов

Привет, Россия

Привет, Россия — родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое…

Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле — по селам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия — родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем.
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

Познавательное развитие «Семья моя – мое богатство!»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. 

Форма организации: групповая, подгрупповая.

Цель: обратить внимание детей на семейные ценности, помочь им в осознании собственного участия в создании тёплых семейных отношений. Формировать представления о взаимоотношениях в семье; становлении нравственных представлений, о внутрисемейных отношениях, продолжать развивать и поддерживать интерес и внимание к членам своей семьи.

Планируемые результаты:

Дети уважительно относятся к сверстникам, желают слушать ответы друг друга.

Дети проявляют чувство гордости за свою семью.

Дети проявляют творческие способности.

У детей сформировано представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи:

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.

Развивающие задачи:

Развивать у воспитанников инициативу, творчество, сотрудничество, коммуникативные навыки; формировать навыки работы в команде 

Обучающие задачи:

способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.

Дать представление о родословном дереве

Материалы и оборудование: оформленный стенд с изображением семьи и родственников, цветные карандаши и листы. Древо семьи, корзина, песня, письмо, ребус, ромашка, шапочки для пальчиков, чайный или кофейный сервиз, конструктор, чемодан, семейные вещи.

Предварительная работа: Разучивание пословиц и поговорок о семье. Рассматривание фотографий. Беседы о семье. Рисование на тему «Моя семья». Чтение литературных произведений: В. Осеева «Волшебное слово», В. Катаев «Цветик-семицветик», русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди». Рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья». Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка».

Ход деятельности.

Дети заняты самостоятельной деятельностью.

Звучит «Песенка про семью».

К тебе я обращаюсь, друг!

Вставай скорее с нами в круг.

Почувствуй радость и тепло,

Нам всем с друзьями хорошо!

- Ребята, встаньте в круг, прислоните ладошки друг к другу. Что вы чувствуете? (тепло, нежность, уверенность, поддержку друзей). Подарите улыбку друг другу!

1 этап: способствует формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.

- Посмотрите к нам пришло сегодня письмо, а в нем загадка – ребус. Разгадав ребус, мы узнаем, чем же мы сегодня займемся. Как вы думаете, ребята, что здесь зашифровано?

- Как вы думаете, что такое семья?

- Семья – это главное и дорогое в жизни любого человека. Это его близкое окружение: родные и родственники Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Любовь, забота, взаимопонимание – самое главное в семье. Именно в семье мы учимся любви, заботе, уважению и ответственности. Слово семья имеет много смыслов. Например, это слово можно разделить на семь я, т.е. семеро таких же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, поведением, привычками, вкусами. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: «Вся семья в месте, так и душа на месте».

- Сегодня у нас открыта фотовыставка, многие принесли семейные фото и нам будет интересно послушать рассказы о ваших семьях. Ребята, я не зря поместила фотовыставку на домике. Дом, семья – это то место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи живут дружно и счастливо.

- В нашей стране отмечаются праздники - 15 мая в России отмечается Международный день семьи. День семьи, любви и верности ежегодно отмечается 8 июля. Президент Владимир Путин объявил 2024 год в России годом семьи. Год семьи проводится в целях сохранения традиционных семейных ценностей.

- Символом семьи считается цветок ромашка. Посмотрите в нашем природном уголке расцвела необычная ромашка. Хотите с нею поиграть?

2 этап: способствует планированию детьми их деятельности

- На каждом лепестке есть какие-то символы, как вы думаете, чтобы это значило? Попробуем их разгадать? Мы будем отрывать по одному лепестку и выполнять задания.

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Первый лепесток с символом. Посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Игра «Кто кому, кто?

– Вика, ты кто для мамы? (Дочь)

– Саша, кто называет тебя сыном? (Папа)

– Марк, а кто ты для бабушки? (Внук)

– Карина, у твоего папы есть мама. Кто она тебе? (Бабушка)

– Маша, у мамы есть сестра? Кто она тебе? (Тетя)

– Вика, у папиных сестёр есть дети: сыновья и дочери. Кто они тебе? (Двоюродные братья и сестры)

- Катя, у твоей мамы есть брат. Кто он тебе? (дядя)

- Коля, у твоего папы есть папа, кто он тебе? (дедушка)

- Денис, кто ты для своих родителей? (сын)

- Молодцы! У нас очень много родственников.

Второй лепесток с символом. Любое слово, будь оно доброе или, наоборот, злое, влияет на наше настроение и отношение к окружающим. В каждой семье есть особые, ласковые слова, которыми называют нас родители. Какие добрые, ласковые слова говорят вам мама, папа, бабушка, дедушка?

Дидактическая игра «Ласковые слова». (Цель: обогащать словарь детей, умение образовывать слова при помощи суффиксов, побуждать детей называть членов своей семьи по именам и ласковыми словами.)

Дочь - доченька, дочурка, доча.

Сын – сынок, сыночек, сынуля.

Папа – папочка, папуля.

Мама – мамочка, мамуля.

Дедушка – дедуля, дедулечка.

Бабушка – бабулечка, бабуля.

Сестра – сестрёнка, сестричка.

Брат – братишка, братик.

Внук – внучок.

Внучка – внученька.

- А если мы будем называть по имени, то ласково как назовем?

Третий лепесток с символом.

Проводится физминутка: (движения выполняются по тексту)

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

И зубами постучим,

И немножко помолчим.

Плечиками мы покрутим,

И про ручки не забудем,

Пальчиками потрясем,

И немножко отдохнем.

Мы ногами поболтаем,

И чуть-чуть поприседаем.

Ножку ножкой подобьем

И сначала все начнем.

Четвертый лепесток с символом.

- Посмотрите, какие маленькие шапочки, как вы думаете для чего они?

- Правильно, для пальчиков, хотите научится еще одной игре? Сожмите, левую руку в кулак, а правой будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец (движения сопровождаются текстом).

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну, а этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

- Кто в вашей семье маленький? Поищем на подносе шапочку, обозначающего ребенка. Надевайте шапочки на пальчики, посмотрим какие у вас получились дружные семьи.

- Каждый член семьи имеет свои обязанности. И для того, чтобы были все счастливыми, надо всем помогать и поддерживать друг друга.

Пятый лепесток с символом.

- Вот у меня есть корзина, сейчас соберем в нее все добрые дела, которые мы выполняем дома. (Дети становятся в круг, вокруг корзины. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ребенок, у которого корзина остается в руках, называет доброе дело: убирает игрушки, поливает цветы, ухаживают за животными моет посуду, подметает, заправляет свою кровать, складывает свои вещи, убирает со стола, играет с братьями и сестрами).

Можно разнообразить игру. Пусть дети перечисляют обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

Шестой лепесток с символом.

- В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Каждая семья интересна по-своему, у каждой свои традиции. А какие традиции существуют в ваших семьях?

- В каждой семье существует такая традиция, как встречать гостей. Хорошей хозяйкой считается та, которая умеет вкусно приготовить еду, красиво накрыть на стол. Девочкам нужно приготовиться к приходу гостей, накрыть на стол.

- Издавна в народе говорили, что одна из задач мужчин построить дом. Посмотрим, как справятся с этой задачей мальчики. (Проводится игра одновременно. Девочки накрывают на стол, мальчики строят дом из строительного материала)

- Молодцы, все справились! Издавна русский народ называл семью крепостью, ценил среди родных взаимовыручку, поддержку в делах. 

Седьмой лепесток с символом.

- Мне нужна ваша помощь, ребята, надо разобрать семейные вещи в чемодане. (Дети подходят по одному к воспитателю и вынимают из чемодана по очереди вещи, и говорят, кому из членов семьи они принадлежат (губная помада, планшет, галстук, очки, молоток, газета, духи, пустышка, туфли, юбка, рубашка, шляпа, мяч, вязальные спицы, клубок ниток, игрушки, удочка, расчёска и т.д.)).

- Вот и закончились лепестки у ромашки.

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности.

- Ребята, а какое задание на лепестке ромашки вам больше всего понравилось?

- Какой ребус мы сегодня разгадали?

- Что вам понравилось?

- Что было интересно?

- Что вызвало трудности?

- Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за помощь? 

- Что у тебя получилось лучше всего?

- Что у тебя не получилось и почему?

Продолжение детской деятельности по теме.

- Человек должен знать свою родословную в семи поколениях. Каждая семья напоминает дерево, а члены семьи – листочки этого дерева.  Сейчас я предлагаю вам нарисовать членов вашей семьи на каждом листочке дерева, не забудьте про себя! Если листочков на дереве у вас не хватит, нарисуйте ещё сами. (Дети получают раздаточный материал).

- А дома, ребята, расспросите своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайтесь продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты рождения своих родственников. В давние времена и сейчас, в некоторых семьях, на самом видном месте, висит красиво оформленное генологическое древо семьи.