Взаимодействие с коллегами

Эльмира Кириллова

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»

Знакомство с мероприятиями, направленными на

развитие взаимодействия с родителями.

                                             

Подготовил: воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Югорка»

Кириллова Эльмира Бабашевна

 

                                                                             Покачи-2022

  При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями  необходимо соблюдать основные принципы: 

• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

  Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

• развитие интересов и потребностей ребенка;

• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

• изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;

• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

  Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

•Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

•Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка. 

•Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

•Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
• Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
  Все формы с родителями подразделяются на 
• коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
•традиционные и нетрадиционные.
  Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
  Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
  Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

  В МАДОУ ДСКВ «Югорка» успешно реализуются и поставленные цели и задачи. Разработан единый план воспитательной работы для воспитанников на учебный год, где указаны мероприятия, направленными на развитие взаимодействия родителями.

  Воспитателями групп разработан свой план с учетом направлений, целей и задач всего детского сада, где учитываются особенности развития детей и пожелания родителей.

Направление работы

1.Заполнение социального паспорта.

Цель: сбор информации о социальном положении семей воспитанников.

2.Оформление информационных стендов в груп​пах.

Цель: активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду, психолого-педагогическое просвещение родителей. Распространение педагогических знаний среди родителей.

3.«Здравствуй, детский сад»

Адаптационные мероприятия с вновь поступившими детьми и детьми, вернувшимися из летних отпусков.

  4.Общее родительское собрание на тему «Знакомство родителей с планом работы МАДОУ ДСКВ «Югорка».Основные направления воспитательно–образовательной и оздоровительной работы с детьми на новый учебный год.  Цель: ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей дошкольного возраста и особенностями, и условиями образовательной и оздоровительной работы в саду; целями и задачами ДОУ на предстоящий учебный год.

  5.Групповые родительские собрания на тему «Здравствуй, детский сад!» (знакомство родителей с планом работы группы на год).

  Цель: ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, особенностями и условиями образовательной и оздоровительной работы в МАДОУ ДСКВ «Югорка»; целями и задачами на предстоящий учебный год

6.Оформление наглядной информационных стендов

«Уголок для родителей»:

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей.

  • Режим дня; сетка занятий; возрастные характеристики детей.
  • Консультации для родителей.
  • Игротека в кругу семьи.

7. «Уголок здоровья»:

  • «Закаливание в детском саду и дома»
  • «Витамины для детей»
  •  «Питание в детском саду»
  • «Как одевать ребенка в детский сад?»
  •  «Нужные прививки».

  Цель: повышения родительской компетентности по профилактике заболеваний

8. Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей, заключение родительских договоров.

  Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей.

9.Обновление материалов на официальном сайте МАДОУ ДСКВ «Югорка».

   Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей.

10.Заседание попечительского совета МАДОУ ДСКВ «Югорка».

11.Заседание родительского комитета МАДОУ ДСКВ «Югорка».

  Согласно разработанному плану в детском саду постоянно проводятся мероприятия, направленные на развитие взаимодействия с родителями.

Так, в сентябре состоялся праздник «Волшебное дерево знаний» с воспитанниками старших и подготовительных групп. Оформление групповых к празднику 1 сентября прошло совместно с родителями.

  В октябре Праздник ко дню пожилого человека «Ладушки, ладушки наши дедушки и бабушки» стал очень запоминающимся. Были привлечены как родители, так и бабушки и дедушки.

  Также в этом же месяце прошло развлечение «Осеница-царица»в старших группах. Это одно из любимых мероприятий. Ему предшествовала длительная подготовка: разучивание стихотворений, песен, подбор костюмов. Воспитатели групп совместно с родителями с удовольствием готовились к празднику. Родители предлагали идеи оформления приёмной группы, принимали участие вконкурсе осенних поделок и рисунков «Дарит осень чудеса».

  Очень интересно прошел экологический праздник в подготовительных группах «Спасем осенний лес». Были проведены беседы с презентациями, онлайн-экскурсии по заповедникам России, при участии родителей была организована фотовыставка «С любовью к природе».

  Ноябрь. Воспитателями групп совместно с музыкальными руководителями с воспитанниками подготовительных групп было подготовлено и проведено познавательно-развлекательное мероприятие ко Дню народного единства «Мы вместе, а значит, мы едины!» Совместно с родителями была подготовлена выставка рисунков, посвященному Дню народного единства «День единства и согласия». Всё это помогло выполнить главную цель мероприятия- воспитание любви к Родине.

  Также этот месяц запомнился мероприятием, посвященным Дню Матери для детей старших и подготовительных групп. В подготовке к празднику «Хорошо рядом с мамой» принимали участие музыкальные руководители и воспитатели. Родители также помогали в оформлении групп и приёмных, заучивании стихов и песен вместе с детьми к празднику, участвовали в конкурсе рисунков и поделок «Как много умеет мама».  

  В МАДОУ ДСКВ «Югорка» подготовка к новогодним праздникам традиционно начинается задолго до их проведения, с начала декабря. Здесь проводится большая работа музыкальных руководителей и воспитателей. А родители всегда приходят на помощь и с идеями в оформлении, и с практической помощью. И такие мероприятия направленны на развитие взаимодействия с родителями.

  Театральное представление «Дед Мороз и лето» проводилось в средних группах. 

 Утренник «В гостях у новогодней игрушки» состоялся в младших группах. Музыкально- развлекательное развлечение «Волшебные чудеса в

Новогоднюю ночь» состоялось в старших и подготовительных группах.

 В подготовке к празднику, репетициях, подборе ролей и костюмов активно помогали родители. Тесный контакт и взаимопонимание между родителями и воспитателями дали успешный результат. Все мероприятия в детском саду стали незабываемыми.

   В течение месяца был проведен конкурс чтецов «Зимушка – зима», конкурс Новогодней газеты. Были эстетично оформлены групповые и приемные к празднику во всё детском саду при взаимодействии педагогов и родителей.

   В январе прошло «Прощание с новогодней елочкой» во все группах. Дети с удовольствием пели песни, «водили» хоровод и загадывали желания. А затем эмоционально делились впечатлениями с родителями.

  Неделя музыки -традиционное мероприятия согласно плану, которое проводится в январе в нашем детском саду совместно с родителями во всех группах. Оно было проведено в виде гостиной. И родители и получили огромное удовольствие, узнали много   нового, делились своими знаниями.

  Февраль в нашем саду традиционно богат мероприятиями.  При тесном взаимодействии все они проходят на высоком уровне.

  Так, развлечение «Школа молодого бойца» для воспитанников старших групп сформировала у детей интерес и ценностное отношение к физической подготовке, уважение службе в армии родителей.

  Утренник к 23 февраля «Мы скоро подрастем и в армию пойдем», который прошел в средних, старших и подготовительных группах, расширил представления о русском солдате, познакомил детей с героическим прошлым народа. Приглашенные папы стали примером силы, выносливости и решительности.

  В таком же настроении прошло в МАДОУ ДСКВ «Югорка» спортивно- музыкальная программа «Будем как солдаты» в старших и подготовительных группах.

  В течение всего месяца шла подготовка к выставке детских рисунков «Я рисую папу!». Родители увлеченно принимали участие. Результатом выставки стал фотоотчет и оформление семейного альбома, которые вызвали большой интерес у детей, сформировали чувство патриотизма и любви к Родине.

  Наш детский сад принимал участие в городском спортивном празднике «Папа, мама, я - спортивная семья!», целью которого было приобщение родителей и детей к здоровому образу жизни через мероприятие, содействие возникновению у и детей чувства радости от участия.

  Первый месяц Весны всегда МАДОУ ДСКВ «Югорка» очень яркий и запоминающийся. В плотном взаимодействии воспитателей, воспитанников и родителей достигаются все поставленные цели.

  Выставка рисунков и поделок «Красавица мама» получилась насыщенной, полной идей и новаторства.

  Утренник «Мама, солнышко мое» во всех группах детского сада прошел на высоком уровне. Это мероприятие показало взаимодействие родителей, воспитателей и музыкальных руководителей.  Целью утренника было создание положительного эмоционального настроя в преддверии праздника, а главной задачей- формирование любви и уважения к маме.

  В течение месяца с помощью родителей в нашем детском саду шла подготовка к конкурсу на лучшее оформление тематического уголка в групповых. Результатом были эстетично и тематически правильно оформленные уголки.

  Традиционной стала МАДОУ ДСКВ «Югорка» Неделя театра, которая проводится каждый год в марте месяце. Мероприятия согласно плану Недели прошли в каждой группе совместно с родителями. Цель вызвать интерес у воспитанников и родителей приобщить к искусству была достигнута.

  Апрель запомнился и родителям, и воспитанникам Неделей здоровья. Мероприятия, проведенные в этот период, формировали навыки здорового образа жизни в семье.

  «Тропинка здоровья»- спортивное мероприятие с участием воспитанников и родителей актуализировало и дополнило знания родителей о важности занятий физкультурой, о развивающих возможностях различных упражнений со спортивным инвентарем, познакомило с приемами активизации двигательной активности детей

  Спортивное- музыкальное развлечение «Путешествие на планету» в старших группах было направлено на развитие взаимодействия с родителями. Знания, приобретенные воспитанниками, развивали творческое воображение, расширили кругозор. При участии воспитателей и родителей была подготовлена тематическая выставка рисунков и поделок ко Дню Космонавтики «Космическое пространство»

  Накануне Дня победы в нашем саду всегда царит волнующая обстановка. С родителями проводятся беседы об участниках и очевидцах Великой Отечественной войны. Родители и воспитатели очень тщательно собирают материал.

  Спортивный праздник «Мы внуки твои, Победа» в мае во всех группах проводился воспитателями и инструктором по плаванию в бассейне. Целью мероприятия было воспитание чувства гордости за российский народ. 

  Легкоатлетический пробег «Кросс ко дню Победы» во всех группах, где ответственный.-инструктор по физвоспитанию, в МАДОУ ДСКВ «Югорка» давно стал традицией. Воспитанники ответственно готовятся   к пробегу и выявляется победитель.

  Утренник «Трудный путь к Победе» в старших и подготовительных группах является кульминацией в подготовке к празднику. При участии воспитателей, воспитанников, музыкальных руководителей и родителей это мероприятие получается очень емким.   Детьми получены    знания, как потомки помнят об участниках войны.

  Выставка детских рисунков и поделок «9 мая -День Победы!», подготовленная воспитателями при взаимодействии родителей, расширила представления детей об армии, формировала творческую активность, закрепила знания об истории России, воспитывала чувство гордости за тех, кто отдал жизнь во имя мира на Земле.

  Наш детский сад чтит свои традиции. Каждый год в мае у нас проводится совместно с родителями Неделя Семьи. Мероприятия направлены на формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка. Это и выставка детских рисунков «Узнай меня», интервью о том, как дети проводят выходные в семье, рассматривание семейных фотоальбомов.

  Перед МАДОУ ДСКВ «Югорка» стоит задача: признать в родителях полноценных участников образовательных отношений, привлечь их, оказать им профессиональную педагогическую помощь, вовлечь на сторону

детского сада в плане согласованного подхода к воспитанию ребенка и развитию его способностей и возможностей. Родители и воспитатели– партнеры в воспитании и обучении детей. Наша работа построена так, чтобы было максимально комфортно и воспитанникам, и их родителям.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»

                                                                                                            Подготовил: воспитатель

                                                                                                                МАДОУ ДСКВ «Югорка»

                                                                                                                                   Кириллова Э.Б.

Мастер – класс «Детское экспериментирование. Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты»

                                                                                                         

                                                                                                     

  Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на нашей лекции-практикуме, тема которой: «Детское экспериментирование. Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты»

  Исследовательская поисковая активность — это естественное состояние ребенка, он настроен изучать, открывать мир.         Рвать бумагу и смотреть, что получилось; наблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; разбирать игрушки, изучая их устройство — это нормальное, естественное состояние ребенка.  

   Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные вопросы - «зачем?», «как?», «почему?».

  Именно в ходе поисково-исследовательской деятельности удовлетворяется потребность ребенка в познании. Самой доступной и интересной формой поисково-исследовательской деятельности является экспериментирование. В повседневной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами. Многие увлекательные игры-эксперименты начинаются с таких действий как, измерение глубины луж и наблюдение бензиновых пятен на луже, переливание воды, пересыпание песка, шуршание листьями. Все это в значительной мере и есть проявление любознательности, стремление к исследовательскому поиску. Но когда ребенок проделывает это один, он не может найти ответы на свои вопросы и стремление узнать что-то новое порой бывает небезопасно.

   Игры-эксперименты, организуемые взрослым и безопасны для ребенка, и более познавательны. Главная обязанность взрослого-поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка.

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. 

  Педагог работает в этом направлении и  во время проведения образовательной деятельности,  и на прогулках, тематических досугах, , а значит- мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория.

Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:

Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги.

Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников. 

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах.

    Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. 

  Например:

  • предложить слепить фигурку из мокрого и сухого песка, и порассуждать, какой песок лепится, почему.
  • Рассмотреть песок через лупу, обнаружить, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

  По теме: “Волшебница Вода” провести опыты:

  • “Наливаем – выливаем”,
  • “Снежинка на ладошке”,
  •  “Превращение воды в лёд” и др.

Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы.

Так, посадив лук в специальные стаканчики,  наблюдать за их развитием: какая луковица быстрее проросла, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост растений от погодных условий.

 Развивать у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки — снег дождь, град; свойства песка, воды; утро — вечер, день — ночь и т д.), а также знакомить с объектами живой природы — комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретут определенный багаж знаний о мире природы, возникнет познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.

  1. Виды детского экспериментирования

         По характеру объектов, используемых в эксперименте, это могут быть:

  • экспериментальные наблюдения и взаимодействия с растениями и животными;
  • опыты с объектами неживой природы;
  • и эксперименты, объектом которых является человек. (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства)

По месту проведения опытов:

  • в групповой комнате;
  • на участке и в лесу т. п.

По количеству детей:

  • индивидуальные (1—4 ребенка);
  • групповые (5—10 детей);
  • коллективные (вся группа).

В каждой группе созданы центр экспериментирования или поисково-исследовательской деятельности, центры природы. В них имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый и природный материал (камешки, песок, семена), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д.), инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), огород.

Собраны картотеки игр, опытов и экспериментов по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

   В нашей группе мы проводим данный вид деятельности в форме игры-путешествия в «Научную лабораторию», где дети вместе с педагогом играют в ученных. По нашим наблюдениям, знания, полученные в ходе игр-экспериментов, опираются на живой интерес, любознательность, на высокий эмоциональный подъем.

  Игры-эксперименты чем-то напоминают ребенку фокусы, они необычны, интересны и вызывают много эмоций, и что очень важно- дети все проделывают сами. Проводя опыты и эксперименты, можно задействовать все органы чувств, дать детям возможность рассмотреть, как выглядит предмет или объект, послушать, какие звуки он издает, попробовать на вкус (если не опасно), понюхать, как пахнет, потрогать на ощупь.

(показать наш уголок экспериментирования)

Эксперименты влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. Они дают детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования идет обогащение опыта ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

 Блиц-игра «Вопрос-ответ»

1. Что первично: причина или следствие?

Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.

2. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

3. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Ответ: плавает-не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.

4. Формы работы с детьми старшего возраста по познавательному развитию.

Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

5. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.

Из всего сказанного можно выделить главное: чем старше ребенок, тем интерес к экспериментированию становиться больше, и видов экспериментов и способов становится больше.

Игра «ОБЪЯСНЯЛКИ» (от детей) напомнить игру «Устами младенца»

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ)

.2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно становится большим. Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они игрушечные, а в школе настоящие. (МИКРОСКОП)

4. Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что-то наливают, добавляют какой-то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (ПРОБИРКА)

Практическая часть.

Сегодня мы вместе с Вами проведем несколько игр-экспериментов, которые дадут возможность Вам самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт, который позволит Вам успешно использовать в своей работе данные игры.

Китайская пословица гласит:

 «Расскажи –и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать -и я пойму».

Это отражает всю сущность окружающего мира.

     И сейчас мы предлагаем Вам пройти в нашу «Научную лабораторию».  

Уважаемые, сотрудники лаборатории, прошу Вас надеть специальную одежду. Теперь для того, чтобы нам приступить к нашему экспериментированию, давайте скажем, что такое эксперимент?

    Эксперимент-это попытка сделать, предпринять что-н. (новое, ранее не испытанное)(Толковый словарь С. И. Ожегова)
      Молодцы! Мы познакомились с понятием эксперимент и приступаем к экспериментированию.

   I. Чтобы понять, с чем связаны наши первые игры-эксперименты, давайте отгадаем ребус («Вода») вывести на экран

       Игры-эксперименты с водой-самые легкодоступные и безопасные эксперименты, завораживающие своими интересными свойствами.

Назовите свойства воды (прозрачная, бесцветная, без запаха, принимает форму сосуда, текучая, при нагревании испаряется, при замерзании, расширяется, растворяет многое вещества).

Опыт №1 «Спасательный жилет»

Материалы: мандарин с кожурой, мандарин без кожуры, таз с водой.

Ход опыта: отгадайте, какой из мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее? Вопрос поставлен неверно — утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот же принцип можно увидеть, используя газированную воду и кусочек пластилина величиной с горошинку. Если бросить пластилин в стакан с газированной водой, он сначала утонет, а потом всплывет на поверхность, облепленный пузырьками воздуха. Эффект закончится, когда газ выдохнется, — пластилин утонет.

Опыт №2

Как пьют растения.

Опыт №3

Что тяжелее нефть или вода.

Опыт №4    нефть.

Опыт №5

А теперь, уважаемые педагоги давайте поиграем в игру «Жидкое и твердое»

И таким образом мы узнаем в каком состоянии может находиться вода.

Педагоги встают, берутся за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. (Педагоги начинают бегать). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете? (становимся, ближе друг к другу, конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша группа — это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по- разному.

Вывод: о 3 состояниях воды.

Опыт №6

Загадки с отгадками.

Опыт №7

С шариками арбизами (читаем по слогам) обучение, познания через экспериментальную деятельность

Опыт №8

Цветные ведерки

На этом наша встреча подошла к концу.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»

                                                                                                            Подготовил: воспитатель

                                                                                                                МАДОУ ДСКВ «Югорка»

                                                                                                                                   Кириллова Э.Б.

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста
в различных видах детской деятельности.

…Чтобы научиться говорить, надо говорить.

                            М.П.Львов

    Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит  в какую-либо деятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.  

   Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение.

Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия - культура речи.

Речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, трудовой, коммуникативной и других видов деятельности.

Все достижения ребенка в ознакомлении с окружающем миром не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Образовательная область «Речевое развитие» включает;

-владение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой, ---понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 Развитие речи и коммуникативная деятельность.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения

« Кто  к нам пришел?», « Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик  дружбы», «Прокати мяч  и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», « Поздоровайся !»,  «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу»

Можно посмотреть картотеку «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игр.

Трудовая деятельность

Через трудовую деятельность развиваются  навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.

Познавательно-исследовательская

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

- способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

- обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

- формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

- поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается  связная речь.

Продуктивная (художественная) деятельность

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции,. После занятия, например по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Музыкальная  деятельность

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

 Совместно решаются и речевые задачи:

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

- развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.

Таким образом у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и  интонационная её сторона , выразительность.

Игровая

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) . Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

    В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

     Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры.

        

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»

                                                                                                             Подготовил: воспитатель

                                                                                                                МАДОУ ДСКВ «Югорка»

                                                                                                                                   Кириллова Э.Б.

Мастер класс.  Экспериментирование с детьми.

Ход мастер-класса

Уважаемые гости, члены жюри, дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече! Народная мудрость гласит: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!»

Коллеги, предлагаю вам окунуться в увлекательный мир детского экспериментирования, как ведущего звена в познавательном развитии дошкольников.

Именно в экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир.

Предлагаю вам первый эксперимент.

Эксперимент 1 «Секрет сосновой шишки» 

Порой самым простым материалом для исследовательской деятельности может быть то, что лежит под ногами. Наш регион богат сосновой шишкой. Хотите узнать, в чем секрет сосновой шишки?

На слайде поделки из шишки

Ход исследования: Мы взяли несколько открытых сосновых шишек и опустили их в ведерко с водой. Через 2 часа шишка в воде закрылась. Когда мы достали шишку из воды, то заметили, что она стала высыхать и понемногу открываться.

сл.1 Вывод: Чешуйки шишки закрываются от воздействия влажности. 

Вывод: Солнечный свет влияет на раскрытие шишек.

Сл.2 Вывод: Шишки являются прекрасным материалом для изготовления разнообразных игрушек.

Вывод: Участвуя в данном эксперименте, ребенок знакомится со структурой природного материала и способах его применения.

Сам природный материал способствует здоровьесбережению детей: ароматерапия, самомассаж, развитие мелкой моторики.

Эксперимент 2 «ПОЧЕМУ КАМНИ БЫВАЮТ РАЗНОЦВЕТНЫМИ»

Следующий природный материал, который лежит под ногами – это камни.

Как вы думаете, какая наука изучает камни?

Этим занимается геология. Вот и мы сегодня, как настоящие геологи, будем изучать камни, чтобы ответить на вопрос, почему они разные.

Материал: несколько кусочков цветного пластилина.

Ход исследования: Берем комочки  пластилина. Поставьте три комочка пластилиновых шариков друг на друга в виде снеговика. Затем надавливаем ладошкой на верхний шарик.

Движения сопровождаются комментарием: “ Проходило время... Миллионы лет...  Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один...” Далее стекой разрезаем пластилин и любуемся полосатыми срезами.

Вывод: Хочу обратить ваше внимание из-за различий темпераментов, узоры всегда получаются разными. Также у детей с недостаточно развитой моторикой пластилин смешивается плохо, полосы получаются широкие. Некоторые ребята делают узкие полосы, от них рябит в глазах. И очень важно донести до детей, что нет правильного и не правильного варианта выполнения задания. Именно так всё происходит и в природе.

Заключение:

В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт.

Со всем этим разнообразием природного материала можно знакомить детей, расширяя их кругозор и реализуя художественно-эстетическое, познавательное и речевое направление развития, обозначенные во ФГОС ДО.

Желаю вам творческих успехов и творческого настроения!

Пробуйте, фантазируйте, воплощайте!

Экперимент 3  «Твердые и мягкие»

Материал: 1-2 кусочка пластилина и рисовые зёрна.

Что же такое камни? Думаю, если вы спросите своего малыша, он ответит вам, что камни – это кусочки гор. И будет прав. Так и есть, камни – это куски горных пород. В природе они бывают твёрдые и мягкие.

Ход исследования: Предлагаю побывать в роли самой матушки природы, создающей удивительный мир камней. Берём по 2 - 3 кусочка пластилина разного цвета и смешиваем их с рисом (можно скатывать в колбаску, а затем снова в шарик, сворачиваем по спирали, а затем снова комочком) и разрезаем стекой.

Вывод: Представьте, что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и ..."заварилась" вот такая "каша": Что получилось? Смешались мягкие породы и твердые.

Эксперимент рождается не просто:

Порой – с наивного вопроса.

Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?

Порой – со странного ответа.

И с интересного момента!

А вот и интересный момент (Картинка морского дна).

  • Как вы думаете, что есть, на морском дне? Что еще кроме камней? (Ракушки)

А сейчас, я предлагаю вам узнать и попробовать, как использовать природный материал при изготовлении поделок.

Изготовление поделки «МОЖНО ЛИ ИЗ РАКУШЕК СДЕЛАТЬ МОЗАИКУ?»

  • Материал: плоский камень, тонкие ракушки, основа с пластилином.

Ход исследования: Камнем надавливаете на ракушку, и она трескается на несколько кусочков.

На основе вдавливаете кусочки ракушек и составляете орнамент, рисунок, фантазируем

Ну что начнем, перед вами лежит заготовка, которую мы подготовили заранее. Это основа для нашей картины. На тарелочках лежат ракушки разных размеров и форм. Предлагаю вам изготовить свою собственную картину из природного материала.

Фоном музыка. Пока делают поделку педагог комментирует.

Раковины – это уникальный, дидактический, достаточно прочный раздаточный материал для наблюдения, экспериментирования, сравнения, классификации, игры, конструирования и ручного художественного труда. Также это удобный счетный материал.

Вывод: Данная поделка – творческий продукт, который требует от ребенка фантазии, ловких действий,  в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, развивается сенсомоторика - согласованность в работе глаз и рук.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Формирование финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста»

        Подготовил: воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Югорка»

Кириллова Эльмира Бабашевна

Покачи 2023г

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Слайд №1 

Тема мастер-класса: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Слайд № 2

Своё выступление мне хочется начать с высказывания:

«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».  

 Бертольд Авербах

Слайд № 3        

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов.

Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

 «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Цель мастер класса: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в использовании современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОУ.

Задачи:

- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ;

- побудить участников мастер-класса к широкому использованию современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОУ.

Оборудование: презентация, ноутбук, доска, карточки с буквы «У» и «Т», денежные купюры, фломастеры, лист А4, мяч, черный ящик, кошелек, памятки.

Сегодня я Вам расскажу про игровую финансовую технологию, это организация педагогического процесса, форме различных педагогических игр. Любую сложную тему, можно объяснить и усвоить с помощью игр.

Ход мастер – класса:

Слайд 4

Что значит экономить? Как Вы думаете, знают ли дети — это понятие?

Понимают ли они значение этого слова? Давайте послушаем стихотворение…

Маму в магазин

Провожает сын.

Три рубля он ей дает:

- Вот!

Купи мне самолет!

А еще –

Ружье,

Лопатку,

Танк,

Лошадку,

Шоколадку,

Самосвал,

Тетрадки,

Краски,

Маски,

Сказки и салазки!..

Постарайся

Не забыть!

А на сдачу

Можно даже

И свистульку

Мне купить!

Как вы думаете, понимает ли ребенок значение слова экономить? Понимает ли он, что сколько денег нужно для того, чтобы купить весь список, который он озвучил маме?

А если малыш будет четко понимать, что деньги зарабатываются трудом, и что каждая вещь или продукт имеет свою стоимость, он быстрее будет осознавать устройство взрослого мира и будет понимать, что не всегда можно купить, то, что захочется.

Уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики. Работа предстоит сложная, но интересная.

Практическая часть:

Слайд № 5-11

Дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки.

1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

5. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

6.Люди ходят на базар: там дешевле весь…. (товар)

7.Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)

Слайд №12-18

Уважаемые коллеги! Практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.

  1. В какой сказке жадность оставила медвежат без обеда?

«Три медведя»

  1. Герой какой сказки закопал 5 золотых монет на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы вырастить золотое дерево. Как его зовут? «Буратино»
  2. Назовите сказку о волшебном олене, у которого было особенное копытце, с помощью которого можно добывать драгоценные камни.
  3. В какой сказке на трех сундуках с медными, серебряными и золотыми
    монетами сидели собаки. 
    «Огниво»
  4. Что нашла Муха, когда пошла по полю в сказке «Муха-Цокотуха»?
  5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.
  6. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

«Репка»

Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность. 

Слайд №19

Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы. Предлагаю Вам по картинке отгадать пословицу.

1. Деньги куры не клюют.

2. Деньги на ветер.

3. Деньги лопатой гребут.

4. Копейка рублю бережет.

5. Не имей 100 рублей, а имей сто друзей.

6. Деньги любят счет.

Пословицы и поговорки — это как маленький рассказ, формулирующие многовековую народную мудрость. Предлагаю вам продолжить пословицу…

  1. Уговор…дороже денег.
  2. Скупой платит …дважды
  3.  Хороший товар сам себя …хвалит
  4. Считай деньги, не отходя от …кассы
  5. Будешь крутиться – будут и денежки …водиться

Вывод: через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, о их ценности, о их экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательной деятельности.

Эти игры развивают в логическом мышлении знания экономических пословиц трудолюбие, уважительное отношение к труду взрослых. Дети думают, что на деньги можно купить все что хочешь. Так ли это как вы думаете?

Слайд № 27

Я предлагаю вам проверить, перед вами лежит лист бумаги, нарисуйте пожалуйста мне яблоко… переверните листочек, на обратной стороне нарисуйте грушу. А сейчас возьмите ножницы и вырежьте и яблоко, и грушу. Что же вы растерялись, можно вырезать сразу два фрукта?

Конечно же это невозможно, потому что лист бумаги один, и, если бы изначально вы хотели бы вырезать два рисунка, значит нужно было бы заранее спланировать. Так и с деньгами любую покупку, нужно планировать.

Слайд 28

Уважаемые коллеги! Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем. 

Предлагаю поиграть в игру «Услуги и товары».

Перед Вами лежат карточки «У» и «Т». У – услуга, Т- товар.

Вы знаете, что такое услуга и товар?

Услуга – это деятельность, товар – предмет, который можно купить или продать.

Швея-услуга и товар, доярка – товар, парикмахер – услуга, гончар –товар, каменщик – товар и услуга., врач – услуга, а мы с вами – услуга.

Слайд 33

Деньги, любимая тема в экономике.

Предлагаю поиграть в антонимы.

Доход – расход, дешево – дорого, продавец – покупатель, прибыль – убыль, скупой – щедрый, богатство – бедность, экономить – тратить.

Эта игра не требует подготовки, но поможет развить логическое мышление, обогатить словарный запас ребенка в сфере экономических понятий.

Слайд №34

Уважаемые коллеги! А сейчас черный ящик. Нужно угадать, что в черном ящике. Этот предмет есть у людей, в нём лежат деньги, женщины его носят в сумочке, а мужчины в кармане.

КОШЕЛЕК

Сегодня я познакомила вас с играми, которые вы можете использовать в работе по формирования финансовой грамотности дошкольников.

Слайд №35

В начале мастер класса я вам раздала банкноты экономического мастерства. Я хочу, чтобы эти деньги вы вложили с пользой,

-если мастер класс был полезный и интересный, то вложите свою денежку ко мне в банкомат, и тогда вам набегут методические проценты;

-если кому-то мастер класс был не очень полезен, то положите под подушку, может пригодится когда-нибудь достать;

-если по вашему мнению, вы время провели зря, то закопайте в огороде, и пусть ждет своего часа.

И в заключении хочу вам вручить памятки, где я записала все дидактические игры, которые вы можете использовать в своей работе.