Работа с родителями
Родительские собрания, консультации, памятки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей. | 48.06 КБ |
Консультация для родителей | 26.13 КБ |
Консультация для родителей | 262.81 КБ |
Консультация для родителей | 471.06 КБ |
Памятки для родителей. | 132.38 КБ |
План работы с родителями | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»
Подготовил: воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Югорка»
Кириллова Эльмира Бабашевна
«Гениальность на кончиках пальцев».
Нет людей неталантливых, а есть те, чьи способности не раскрыты. Нам, взрослым, нужно понимать, что мы в
ответе за то, чтобы вовремя увидеть в детях их способности и помочь им раскрыться.
И золотым ключиком, открывающим дверцу в кладовую детских талантов, стало наиболее раннее начало занятий с ребёнком.
Известно, что на интеллект влияют как гены, так и умственные нагрузки. Поэтому, занимаясь с малышом, следует понимать, результат зависит от количества,
потраченного для этого времени, сил, упорства. То, насколько ловко у него
получается, манипулировать мелкими предметами является одним из показателей
интеллектуального развития ребёнка.
Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически мыслить, у него хорошо развиты память и внимание, речь.
Необходимость развития движений пальцев рук имеет научное обоснование. Исследователи, которые занимаются изучением деятельности детского мозга и детской психики заметили огромное стимулирующее значение функции руки, было доказано, что развитие речи и его уровень зависит от того как сформированы мелкие движения пальцев рук.
В раннем возрасте именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок.
Попросите ребёнка показать пальчики поочерёдно, если у него, получается, выполнить вашу просьбу это говорящий ребенок, если мышцы пальцев напряжённые, пальцы работают только вместе и не могут двигаться поочерёдно, значит развитие речи и, соответственно, мышления будет затруднено.
Существует множество различных упражнений, методик, пальчиковых гимнастик, развивающих мелкую моторику рук.
Я хочу предложить несколько упражнений, которые будут интересны детям и полезны для их развития.
«Мы построим с вами дом… »
Мы построим с вами дом (руки перед грудью соединяются углом «крыша»)
В этом доме мы живём ( «выглядываем» окошечко)
Вокруг домика забор (ладони ставятся на ребро на расстоянии друг от друга)
А внутри широкий двор (кладём руки ладошками на колени или на стол)
По двору идут цыплята (пальчики «шагают» вперёд,
За цыплятами котята (пальчики «шагают» вперёд,
За котятами щенята (пальчики «шагают» вперёд,
А за ними лягушата (хлопки ладонями по коленям или по столу) .
«Стала Маша гостей собирать… »
Стала Маша гостей собирать. (Манящие движения пальцами)
Матвей, приди. (Сжимаем подушечку указательного пальца левой руки)
Степан, приди. (Сжимаем подушечку среднего пальца левой руки)
Антон, приди. (Сжимаем подушечку безымянного пальца левой руки)
И Егорушка (Сжимаем подушечку мизинчика левой руки)
Ну, пожалуйста (Потряхиваем мизинчик.)
Стала Маша гостей угощать. (Хлопаем в ладоши.)
Матвею блин. (Сжимаем подушечку большого пальца левой руки и хлопаем по раскрытой ладошке.)
Степану блин. (Сжимаем подушечку указательного пальца левой руки и хлопаем по раскрытой ладошке.)
Антону блин. (Сжимаем подушечку среднего пальца левой руки и хлопаем по раскрытой ладошке.)
А Егорушке мятный пряничек (Потряхиваем мизинчик и гладим раскрытую ладошку.)
Стала Маша гостей провожать. (Хлопаем в ладоши.)
Прощай, Матвей (Загибаем по очереди пальцы на левой руке. Так же играем с пальчиками правой руки.)
Прощай, Степан!
Прощай, Антон!
До свидания, друг Егорушка!
Так же интересны будут занятия с каштанами, сосновыми шишками, крупными пуговицами желудями, камешками и т.д. Можно перекладывать их из одной чашки в другуюи выкладывать узоры на столе, очень полезны игры с мозаикой, различными конструкторами, собирание картинок из пазлов, лепка из пластилина. Уделяйте вашим детям как можно больше внимания и времени и они будут благодарны вам.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»
Подготовил: воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Югорка»
Кириллова Эльмира Бабашевна
Консультация для родителей
"Детские страхи и как с ними бороться".
Как часто мы взрослые смеемся над детскими страхами. А ведь если вовремя не обратить на них внимание, и не успокоить ребенка в дальнейшем они, страхи, могут превратить взрослого человека в неврастеника. Так что если у вашего ребенка появились страхи - повод задуматься!
Можно выделить следующие причины детских страхов:
- взрослые слишком часто напоминают о возникновении неприятных ситуаций;
- травмирующие ситуации ( например, боль от чего либо);
- частые запреты взрослых;
- конфликты в семье и вовлечение ребенка в них;
- осознанное запугивание детей страшными сказочными персонажами
( одюдюка,баба-яга, чеганашка и т.д.).
Все эти возрастные страхи возникают у эмоционально восприимчивых детей. Но иногда причина страха у детей может быть очень банальна: мама спешит на работу, быстро приводит ребенка в д/сад и убегает по делам. А маленькие дети остро чувствуют нехватку материнского тепла и как следствие боязнь остаться в саду, боязнь, что его не заберут.
Более подвержены страхам дети из неполных семей или единственные дети в семье.
Страхи зависят и от возраста:
- страхи первого года жизни связаны с отдалением матери (бояться чужих людей);
- от 1 года до 3-х лет-темнота;
- после 3 лет-х-боязнь остаться в темноте, боязнь замкнутого пространства, боязнь злодеев, боязнь одиночества;
- после 5-ти лет - стихийные бедствия, глубина водоема, сны, понимание смерти, боязнь животных;
- 7 лет-страхи связанные с учебой;
-с 10-11 лет- страх перед изменениями своей внешности, страх быть непривлекательным для противоположного пола и многие другие.
Что же должны сделать взрослые, чтобы избавить ребенка от страхов.
Прежде всего, запомните, чего нельзя делать ни в коем случае:
-смеяться над детскими страхами. Это взрослому все ясно и понятно, а ребенку нет.
-наказывать за страхи;
-не пытаться насильно поместить в этот страх;
- контролировать, всё то, что ваш ребенок смотрит по телевизору.
Теперь о том, что должны делать родители, чтобы помочь справиться со страхами:
- научитесь внимательно выслушивать своего ребенка и понимать его страхи, вдруг какие из его страхов могут реально нанести ему вред;
- заверьте ребенка в том, что его очень любят, и если возникнет необходимость, то обязательно его защитите;
- создайте ребенку своего рода оберег(например, какую-нибудь игрушку);
- постарайтесь доступно дать разъяснения по поводу его страхов, найдя простые объяснения предметам и явлениям;
- постарайтесь внушить ребенку, что если выполнять определенные правила, то все будет хорошо;
-смотрите вместе с детьми мультфильмы и читайте книги о борьбе добра и зла и, чтобы обязательно добро побеждало.
В определенные периоды жизни ребенка страхи являются нормальной естественной реакцией на многое непонятное, непознанное, неизвестное. Для каждого возраста даже существуют свои «типичные» страхи.
"Ребенок любого возраста, как правило, не осознает свой страх, особенно дети доподросткового возраста. – Говорит Елена Кречко, эксперт в области организационного и семейного консультирования центра "Элитора".
Родителям важно "запастись" терпением, так как ребенок может защищаться и в том числе нападать и вести себя агрессивно по отношению к родителю, не принимать его помощь. В такие моменты помогут просто заботливое отношение и сказка " по теме" на ночь, приятная и любимая музыка детства, а также возможность совместного рисования, лепки, приготовления еды и, что способствовало бы креативному преодолению трудной ситуации!"
И самое главное будьте внимательны к своим детям, доверяйте и оберегайте их. Любите своих детей, и ваша любовь к вам вернется сполна.
Помогайте им сейчас и они помогут вам!.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Югорка»
Подготовил: воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Югорка»
Кириллова Эльмира Бабашевна
"Как научить ребёнка слушать с первого раза?"
«В одно ухо влетело, в другое вылетело». Как это актуально сейчас, когда наши дети научились слушать нас избирательно, а, следовательно, и слушаться, старших. Это достаточно серьёзная проблема для многих родителей. Я предлагаю вам несколько простых советов, как научить своего ребенка внимать вашим просьбам, пожеланиям и указаниям.
1. Прежде всего, надо стать примером для своего ребёнка – примером внимательного слушателя.
Покажите ребенку, как вы умеете слушать мужа, друзей и особенно его самого. Больше слушайте, меньше говорите.
2. Говорите с ребёнком уважительно. Дети почти всегда «отключают» своё внимание, если вы говорите с ними на повышенных тонах, критикуя, обвиняя, жалуясь или приказывая.
3. Если ребёнок не реагирует, понизьте голос. Ни в коем случае не кричите – начните говорить более спокойно. Дети очень чутко реагируют на смену тона голоса и начинают слушать.
4. Вначале привлеките внимание ребёнка, а затем говорите. Можно сказать: «Пожалуйста, посмотри на меня и послушай, что я скажу».
5. Заранее предупредите о каком-либо разговоре. Скажите ребёнку: «Минут через 10 я поговорю с тобой по вопросу…. Будь готов».
6. Говорите коротко, ласково и конкретно. Вместо «немедленно садись делать уроки» выразите свою просьбу так: «Пожалуйста, сделай уроки до того, как пойдешь в гости». Дети обычно более внимательны, если знают, что им не придется выслушивать целую лекцию.
7. Почаще беседуйте с ребёнком «по душам». Пусть он расскажет вам, как у него прошёл сегодняшний день, что его обрадовало, что огорчило. Расскажите о своих чувствах.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»
Подготовил: воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Югорка»
Кириллова Эльмира Бабашевна
"Развиваем речь во время прогулки".
Любая мама понимает, что ее малышу очень полезно гулять. Крохе нужно бывать на свежем воздухе, чтобы расти здоровым. Гуляя на улице, малыш расширяет свое представление об окружающем его мире, набирается впечатлений. Впитывая образы, предлагаемые улицей: разглядывая дома, людей, машины, деревья, птиц, животных, узнавая новые звуки и запахи - ребенок получает естественный импульс к тому, чтобы обозначить все это богатство словами.
Сопоставляя, сравнивая увиденное и услышанное, он совершает первые наблюдения и открытия, учится мыслить и делать выводы. Осваивает первые слова-звукоподражания: "ава" - это собачка, потому что она так лает, "ж-ж-ж" - шумит мотор машины и т.д. Этот милый сердцу любого родителя лепет и есть начало речи - первые попытки обозначить предмет звуком. Причем звуки, услышанные на улице, оставляют в памяти малыша куда более сильное впечатление, чем домашние. Желание поделиться им и заставляет его попробовать воспроизвести услышанное.
Новые и новые наблюдения, а значит и новые впечатления кроха накапливает, если активно двигается: бегает по дорожкам парка, лазает по лесенке на детской площадке, гоняет голубей, рассматривает снежок или букашек, песочек или водичку в луже. Иными словами, двигательная активность юного исследователя становится обязательным условием его речевого и мыслительного развития. Крепкий и подвижный малыш увидит и узнает больше, получит больше положительных эмоций от знакомства с окружающим миром, а значит, будет обеспечено и его эмоциональное развитие (без которого, кстати сказать, невозможно ни личностное развитие, ни восприятие искусства, ни творчество).
Чем еще привлекательны прогулки для развития речи - так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.
Как это делается? Как бы вы ни проводили время с крохой на улице, куда бы ни завела вас прогулка - старайтесь обо всем рассказывать малышу. Подкрепляйте зрительные образы словами, расширяйте круг впечатлений ребенка, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия. Старайтесь, чтобы речь, обращенная к малышу, была ему понятна, спокойна по своему тону, но эмоциональна и богата интонациями. Не бойтесь "рассказать лишнего" - говорить о том, чего малыш еще не понимает - пусть он учится слушать, впитывает интонации родной речи, обогащает речевую память.
О каком возрасте идет речь? От 5-6 месяцев (т.е. от времени, когда малыш из лежаче-спящего положения в коляске перейдет к сидяче-смотрящему) до школьного возраста, потому что развивающие возможности беседы на улице безграничны. Усложняются темы и структура высказываний, из вашего монолога беседа плавно переходит в диалог, а вот уж вы лишь слушатель… и ваше любимое чадо удивляет вас все более и более меткими замечаниями, потрясающей наблюдательностью, а главное - богатством своего словарного запаса, красотой и правильностью связной речи.
Итак, как же развивать речь ребенка во время прогулки?
На детской площадке. Песочек в песочнице желтенький, светленький, беленький или, увы, грязный. Старайтесь разнообразить свою речь, употребляя синонимы: мокрый песок можно назвать влажным, сырым; приучайте ребенка сравнивать и анализировать: утром песок был влажным от росы (после дождя), а днем высох под ярким солнышком. Разглядывая песочек вместе с малышом, обращайте внимание на то, что сухой песочек сыплется, а из влажного лучше куличики получаются, потому что он "склеивается" водичкой. Играя в песочнице, насыпая песок совочком в ведерко или в формочку, нагружая игрушечный самосвал, прокладывая дорогу в песочном бездорожье, малыш время от времени должен слышать то, как мама называет эти предметы, объясняет ему, что она сама делает, когда помогает в создании куличиков. Слыша в маминой речи слова: песок - песочек - песочница - песочный, - ребенок постепенно знакомится со словообразовательными секретами языка, учится различать "добрые" и "злые", "большие" и "маленькие" слова (песоЧЕК и песок, ведро и ведЕРКо, например).
Еще песочек может быть с камушками, которые тоже имеют цвет, размер: они бывают большие - булыжники и каменюги; поменьше - щебенка, галька. Вообще камушки - любимые детские игрушки (после палочек, конечно) - просто, настоящие сокровища. Они такие прекрасные, потому что и разноцветные: от беленьких и сереньких до красненьких и черненьких. Еще попадаются прозрачные, с вкраплениями (точечками, пятнышками, поясками) и отверстиями (дырочками, ямками, щелками). И милые мамы, это совершенно не страшно, если ваше чадо сочтет осколок кирпича чем-то вроде самородка - извлекайте из этого пользу: разглядывайте и обсуждайте!
Использование разнообразных по звучанию слов симулирует развитие фонематического слуха - способности различать звуки речи. Употребление мамой слов с различными оценочными суффиксами (например, камУШКи и каменЮГи) расширяет возможности эмоционального развития крохи, знакомит его с разнообразием предметов и их названий, а для самой мамы может стать забавной игрой.
У малыша постарше, конечно, забавы в песочнице несколько иные: построить дорогу для машинки, оформить садик, "посадив" в него цветочки, росшие на соседнем газоне…Старайтесь говорить с малышом о том, что он делает, обсуждайте сюжет его игры, спрашивайте или подсказывайте о материалах, используемых им работе. Однако важно и не переборщить - предоставляйте ребенку возможность играть самостоятельно.
Наблюдая на улице за машинами, также самое время расширять словарь своего крохи. Машины можно считать, можно изучать их цвет, обсуждать их скорость, сравнивать размеры, придумывать истории, героями которых будут сами машины или те, кто в них едет. Самыми любимыми машинами маленьких детей, как правило, становятся трамваи, тракторы и прочая землекопательная и снегоуборочная техника: шумит, тарахтит, едет медленно и есть что разглядывать (ковши, стрелы и т.д.) Именно эти машины (шумные) становятся одним из первых названных малышом предметов: "ДЖ-Ж-Ж". Так, для одного малыша (1 год и 4 месяца) даже прогулка стала называться: "Такал", - что означало на его языке "трактор". И не отнекивайтесь, милые мамы, от обсуждения со своими сыновьями тех или иных просто потрясающих марок машин: поинтересуйтесь, что именно делает "эту тачку" такой "классной", или попросите описать ту или иную машину, спросите своего юного автолюбителя о том, чем эта марка отличается от той.
Разглядывая вместе с малышом деревья, травку и цветочки, мы не только учим его внимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь.
Предлагая ребенку рассматривать разные листочки (клена, березы, осины), мама неторопливо рассказывает ему о том, чем они отличаются: "Смотри, какой большой листИК у клена, какой красивый: вот этот бочок у него красный, а этот желтый. А вот другой листоЧЕК, поменьше - он совсем желтЕНЬКий, а вырос он на этом дереве - березе".
Мамин рассказ должен быть спокойным: малышу нужно услышать все интонации связной речи, все особенности построения фразы. А потому мама должна стараться строить несложные, но правильные предложения. Произносить слова так, чтобы малышу было легче (понятнее, "слышнее") постигать звуки родной речи, особенности ее звучания. Ученые, занимающиеся вопросами лингвистики детской речи, а также речи взрослых, обращенной к детям, заметили, что именно мамы чаще повторяют те или иные слова, общаясь с крохой. Тем самым они как бы подсознательно стараются привлечь внимание ребенка к тому, как звучит слово, формируют его звуковой образ в памяти ребенка.
Довольно широкие возможности для обогащения малышкового словаря дает знакомство с птичками. Берем с собой на прогулку корм для птиц (пшено, булочку или печенье - его ребенок тоже может "поклевать") и предлагаем крохе новую игру - кормить птичек. Такая игра может стать постоянным занятием на прогулке, особенно зимой, когда птицам дополнительная подкормка явно не помешает.
Сначала ваш кроха познакомится с различными видами птиц, прилетающих на ваше угощенье, - это голуби, воробьи, синицы и т.д. И первые наблюдения будут за тем, чем отличаются птички. Итак, птицы попадаются веселые - воробьи, например, и задумчивые - вороны, конечно. В голубиной стае вы всегда найдете самого хитрого и самого ленивого. А наблюдая за воробьями, заметите, что они очень сообразительные и шустрые (в отличие от неповоротливых голубей), но в то же время пугливые: вспархивают при малейшем движении, но далеко не улетают и сразу возвращаются, если понимают, что опасности нет. Так, день за днем вы будете развивать внимание ребенка, приучая его видеть и удивляться тому, что происходит вокруг, радоваться встрече с новыми и новыми впечатлениями. Каждая прогулка сможет стать новой сказкой о знакомом голубе, воробьишке или вороне. Весной очень интересно наблюдать за тем, как вороны строят гнезда, а летом занятные сценки можно подсмотреть во время первого вылета птенцов. И пусть многое малышу пока непонятно: рассказывайте ему обо всем, что видите, удивляйтесь сами, наблюдайте сами и готовьтесь (может, и книжки специальные стоит почитать) - скоро ваш юннат станет задавать вопросы.
Теперь пришло время вспомнить о тех мохнатых и пушистых четвероногих наших друзьях, которые, несомненно, повстречаются вам во дворе. Нет ничего приятнее, чем встретить забавного лохматого пса в то время, когда ваше чадо наотрез отказывается спокойно сидеть в коляске и ехать домой обедать. А если этому истинному другу и его хозяину с вами по пути! Скольких мам спасала от нервного срыва дворовая киска, которая позволяла отвлечь малыша от скандала по поводу… а неважно, по какому поводу. Наши ласковые и строптивые, милые и обаятельные, серьезные и свирепые, независимые и преданные песики, собачки, зверюги, коты, котяры, киски и котятки. Ими можно просто любоваться, разглядывая их окраску (полоски и пятнышки, белоснежность или черномордность), стать (смешную походку и обворожительную грацию прыжка), выраженье морды (умное или ироничное, презрительное или доверчивое), можно удивляться и умиляться их повадками, можно вести с ними разговор - ведь они все понимают. Ребенок постарше может с удовольствием обсуждать с вами различия собачьих пород, вместе вы можете придумывать историю песика или киски, разыгрывать шуточные "диалоги" с полюбившимся четвероногим.
Какие еще впечатления на прогулке смогут послужить вам опорой для импровизированных занятий по развитию речи, подскажет ваша наблюдательность и фантазия.
Важно только помнить, что:
- яркое впечатление, положительная эмоция - одно из самых действенных средств побуждения малыша к речи. Иными словами, под их воздействием у ребенка возникает сильное желание поделиться увиденным, и он пытается сообщить об этом маме;
- впечатления на прогулке - естественная ситуация для общения, которое так необходимо малышу для полноценного развития. В процессе общения с мамой формируется представление о мироздании, воспитывается характер, развивается способность к эмоциональному восприятию мира;
- речь дает возможность не только понимать ближних, что, кстати, немаловажно для крохи, но и узнавать новое, сочинять новое - выполнять сложнейшие мыслительные действия, связанные с познанием окружающего мира. Развивать речь можно, читая книжки и разглядывая в них картинки, играя с ним, называя малышу все то, что его окружает, и, пожалуй, самым действенным средством развития речи ребенка является прогулка! Поэтому все - в сад! Гулять.
Предварительный просмотр:
Советы воспитателя
ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.
Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.
По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.
Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.
Общие правила для всех методик развития речи:
говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами;
каждый день читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит вас в N-ый раз прочитать его любимую сказку.
не переходите на "детский язык" (не "сюсюкайте") сами и просите не делать этого других взрослых. Помните, что ваша речь - образец для подражания.
игра - основная деятельность ребенка. Поэтому все занятия с детьми раннего возраста, возможно проводить только в игровой форме.
Что должен уметь ребенок:
В 3 года малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на кашу во рту, - все в порядке. Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым неясны самые простые ваши требования.
В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий "правильности" развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и
мама, конечно, сможет "перевести" детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду или сосед по несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом.
В 5 лет ребенок еще может не выговаривать букву "р". А в 6 лет, перед школой, считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить.
Советы логопеда
Дети старшего дошкольного возраста уже активно готовятся к предстоящему обучению в школе. Задача родителей — научить своего ребенка связно разговаривать, правильно выговаривать звуки и слова, строить законченные предложения.
Не все дети к моменту поступления в школу умеют связно передавать свои мысли. Научиться этому самостоятельно достаточно трудно, в этом нелегком деле — развитии речи детей дошкольного возраста — им должны помочь взрослые.
Не все дети в одинаковой степени быстро овладевают речевой наукой. У многих случаются сбои в запоминании, правильном произношении, а позднее — написании каких-либо звуков, букв.
Не стоит паниковать, если вы обнаружили у своего ребенка подобное отклонение. В этом нет ничего трагического, и все же ваше внимание потребуется здесь однозначно. Педагоги настаивают на своевременном устранении обнаруженных отклонений, в противном случае они могут повлечь за собой задержку умственного развития ребенка.
Не следует совершать распространенную родительскую ошибку, когда взрослые, умиленные лепетом малыша, подстраиваются под его произношение, коверкают звуки и слова.
Наоборот, следует тщательно проговаривать все слова, беседуя даже с маленьким ребенком: ведь он учится своим первым словам именно у вас, и если он начнет картавить или шепелявить —
виноватыми в этом окажутся родители, «сюсюкающие» с 2–3-летним малышом.
Советы логопеда
Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие ребенка: мышления, логики, а так же чтение книг и просто повседневные разговоры так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей.
Или наоборот, многие игры, предназначенные для развития речи детей, так или иначе, помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и многим другим.
Разговариваем по телефону
Возраст: 2-3 года.
Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами.
Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый.
Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает.
Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами "да" и "нет", постепенно вводя более сложные вопросы.
Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.
Отвечаем на вопросы
Возраст: 2-4 года.
Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления.
Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет.
Советы логопеда
Что бывает…. Какое бывает…
Возраст: от 3 лет.
Начните игру словами:
"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)
Или наоборот:
"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах.
"А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"
Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит.
Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.
Что будет, если… Возраст: от 3-4 лет.
Еще одна устная игра.
Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.
"Что будет, если я встану ногами в лужу?"
"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее.
Советы логопеда
Что сначала, что потом
Возраст: от 3-4 лет.
Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:
сначала чай наливают, потом пьют
сначала человек ложится спать, потом встает
сначала самолет взлетает, потом…
сначала птичка откладывает яичко, потом…
Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или
нарушен смысл: сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,
сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастает большой кот…
Поменяйтесь ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.
Что можно делать с …
С чем можно делать…
Возраст: от 3-4 лет.
Вы начинаете:
"Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще..." - ребенок продолжает.
Или:
"Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…", "Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".
Или:
Чай пьют, а печенье едят.
На кровати лежат, а на стуле сидят.
Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…
Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.
Советы логопеда
Что где? Кто где?
Возраст: от 3-4 лет.
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей? И так далее.
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).
Потом "отправиться" в путешествие.
Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?
Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…
Что внутри?
Возраст: от 3-4 лет.
Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
дом - стол,
шкаф - свитер,
холодильник - кефир,
тумбочка - книжка,
пузырек - лекарство,
кастрюля - суп,
дупло - белка,
улей - пчелы,
нора - лиса,
автобус - пассажиры,
корабль - матросы,
больница - врачи,
магазин - покупатели.
Угадай, кто это?
Возраст: от 3-4 лет.
Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь).
Воспитатель
Кириллова Эльмира Бабашевна
«Клуб заботливых и ответственных родителей»
г Покачи
шпаргалка для родителей
Если ребенок кусается
Чаще всего дети кусаются в возрасте от 12 до 24 месяцев. Причиной «кусачести» может быть прорезывание зубов, возбуждение, гнев. Иногда ребенку не хватает слов, и, пытаясь завладеть игрушкой, он кусается, считая это хорошим способом добиться своего. Чаще всего это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие, ребенок слишком мал, чтобы продумать какие-то другие, более приемлемые действия.
Как предотвратить проблему
Помогайте детям выражать свои чувства и потребности словами: «Катя говорит: "Дай, дай". Это значит, она хочет поиграть с этой игрушкой». «Катя скажет: "Нет, нет". Это значит, Катя не хочет кушать».
Если вы видите, что ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться — подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки. Позаботьтесь, чтобы у ребенка было достаточно безопасных предметов для режущихся зубов.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
Дети ясельного возраста, как правило, еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили, и то, что взрослый сердится. Поэтому в такого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешьте того, кого укусили, и достаточно резко скажите «кусаке»: «Это же больно!». Ваше лицо должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете. Будьте лаконичнее, чтобы «кусака» не получил от вас слишком много внимания.
Внимательно понаблюдайте и попробуйте выяснить, в чем причина «кусачести». Если удастся, попробуйте поймать тот момент, когда малыш еще только вознамерится укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно!». Если ребенок готов кусаться от отчаянья — у него отняли игрушку, остановите его и помогите «озвучить» нужду: «Скажи ему: "Дай"». Если ребенок кусается в какое-то определенное время (перед сном или обедом) — подумайте, что можно изменить в режиме. Например, перед обедом дайте ему кусок морковки, кочерыжки.
Играем на кухне
Вот уж самое НЕ место для игры, так это кухня, можете сказать вы. А мы с вами, конечно, не согласимся.
Где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне — приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди (к сожалению, в современной семье редко все собираются за столом в будние дни), перемыть и прибрать, а потом совершенно усталой добраться до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?
Общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне?
Что может получиться в результате?
• Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.
• Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.
• Поможем научиться терпению.
• Самым коротким и действенным путем научим важным домашним работам.
• Дадим понять, как заботимся о своей семье.
• Освоим современный способ обучения и развития ребенка — обучение естественным образом.
• Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным (практико-ориентированным).
• Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то от этого они не теряют.
Правда, полезные результаты? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни.
«Вкусные слова»
Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на ладошку. Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные», «растительные» слова.
Играем на кухне
«Охота на слова»
Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т. д.) На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и «охотиться» на кухне вообще. В этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.
«Помощники» Как можно одним словом назвать прибор, который ... варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)? «Готовим сок» Образуем слово: «Из яблок получается сок... (яблочный), из груш — (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из...». Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный сок
получается из... (моркови), редечный — из...»
«Покупки» Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:
*В каких из этих предметов «живет» звук «Р«? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: «В каР- РРРтошке или в капусте? В яблоках или в пеРРРРси- ках? В аРРРРбузе или в дыне? В луке или в огуРРРР- цах?»
*В каких словах есть звук «Л»? (ТареЛка, Ложка, поЛ- ка, виЛка, кастрюЛя).
*Назови все, что НЕ надо будет готовить — варить или жарить.
*Что для тебя здесь самое вкусное? *Что самое тяжелое (легкое)?
«Раскладываем и пересчитываем»
Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество приборов (столько сколько).
«Охотимся на цифры и буквы»
Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают?
А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?»
Играем на кухне
«Придумывалки»
Мама говорит: «Давай придумаем сказку или историю про... старую кастрюлю (бананы, картофелину, кухонные часы)».
Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например: «Вот картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она там могла видеть, с кем могла встретиться? Почему она выросла такая большая (коричневая, кривая)? Во что она хотела бы превратиться?»
«Охота на слова»
Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т. д.) На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и
«охотиться» на кухне вообще. В этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.
«Помощники» Как можно одним словом назвать прибор, который ... варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)? «Готовим сок» Образуем слово: «Из яблок получается сок... (яблочный), из груш — (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из...». Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из... (моркови), редечный — из...»
«Раскладываем и пересчитываем»
Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное
количество приборов (столько сколько).
«Охотимся на цифры и буквы»
Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают?
А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?»
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»
Утверждаю:
заведующий МАДОУ ДСКВ «Югорка»
____________С.И. Орлова
План работы с родителями на 2024-2025 учебный год
Группы компенсирующей направленности «Лесовичок»
Подготовил: воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Югорка»
Кириллова Э.Б.
Цель: Вовлечение родителей в процесс образования и воспитания детей среднего дошкольного возраста и установление сотрудничества детского сада и семьи.
Задачи:
- повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и воспитателями, а также детским садом;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
Месяц | Форма работы | Тема работы | Задачи |
сентябрь | Оформление информационного стенда, папки передвижки | 1.«Здравствуй, осень» 2.«Роль семьи в воспитании ребенка» 3. «Режим дня» 4. «Сетка занятий» | Подготовить родительский уголок к осеннему сезону с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации; Информировать родителей о значимости семьи в воспитании ребенка |
Родительское собрание. | «Возрастные особенности детей 4-6 лет. Задачи обучения и воспитания детей» | Познакомить с задачами воспитательно — образовательного процесса и, творческими проектами и планами на предстоящий учебный год. Выборы родительского комитета. | |
Буклеты | «Правила дорожного движения» | Привить детям устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации. | |
Консультация | «Правила поведения детей на улице» | Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность. | |
Индивидуальные беседы с родителями | О необходимости проводить вакцинацию против гриппа. | Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях д\с. | |
Мероприятие | 1.Конкурс – выставка «Дары золотой осени» 2.Выставка детских рисунков «Краски осени» | Активизация родителей в работу группы, и развитие позитивных взаимоотношений между д\с и родителями. | |
ноябрь | Беседа | «Правила хорошего тона» | Соблюдать правила поведения в группе, поощрять тёплые взаимоотношения друг с другом. |
Советы родителям | «Дети наше повторение» Работа над своими ошибками. | ||
Выставка детских рисунков ко Дню Матери. | «Для любимой мамы, прекрасные цветы» | Воспитание любви к своей маме, радость и умение проявления своих чувств через творчество своими руками. | |
Фотовыставка | «Моя мама» | Способствовать становлению рефлексии в оценке образа собственной мамы. | |
Праздник | «Наши мамы – лучшие всех» | Изготовление сюрпризов для мам (медаль и портрет мамы). | |
Папка - передвижка. | «Нашим дорогим мамам посвящается!» | ||
Консультации | 1 «Необходимость вакцинации против гриппа» 2. «Соблюдение правил режима дня в детском саду» 3.«Формирование ЗОЖ у детей» | Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях д\с. | |
декабрь | Оформление родительского уголка на зимнюю тему. | «Здравствуй, Зимушка-Зима!» | Привлечь внимание родителей к информации родительского уголка при помощи наглядного метода. |
Конкурс оформление группы «Новый год к нам мчится» | «Новый год в гостях у «Ручеек»» | Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. | |
Папка-передвижка | «Игры для развития детей 4-6 лет» | Показать родителям значимость развивающих игр для развития интеллектуальных способностей у детей. | |
Новогодний утренник | «Новый год у ворот» | Демонстрация развития творческих способностей, навыков родителей и детей и объединение семьи в процессе творения. | |
Консультация | «Зимние забавы и развлечения» | Познакомить родителей с интересными играми и занятиями, которые можно организовать и провести в новогодние каникулы. | |
январь | Папка-передвижка | «С Рождеством Христовым!» | Прививать семьям православные традиции. |
Беседа по технике безопасности | «Крещенские морозы» | Напомнить родителям о важности соблюдения правил поведения на улице в морозные дни. | |
Консультация | «Развлечения в семье, рождественские каникулы» | Познакомить родителей с интересными играми и занятиями, которые можно организовать и провести в новогодние каникулы. | |
Семейная гостиная | «Поговорим о хороших манерах» | Обмен опытом семейного воспитания. Привлечение внимания родителей к вопросам воспитания хороших манер. | |
Консультация | «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ» | Напомнить традиционные и народные методы профилактики и лечения ОРВИ и ОРЗ. | |
февраль | Консультация | «Роль отца в воспитании ребенка» | Уточнять представления о функциях мужчины в семье. Изменений позиции отцов по отношению к вопросам воспитания. Актуализировать стремление отцов быть рядом с детьми. Внедрение положительного опыта семейного воспитания. |
Акция (Изготовление кормушек) | «Поможем птицам» | Привлечение внимания родителей к вопросам экологического воспитания. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, в частности к птицам, желание помочь им в зимний период. | |
Тематическая выставка детских рисунков. | «Профессия моего папы» | Вовлечь родителей в совместное с детьми творчество, побудить пап более подробно познакомить детей со своими профессиями. | |
Папка – передвижка | «С Днём Защитника Отечества!» | При помощи папки - передвижки и газеты показать папам своё уважение к ним, к военной профессии. | |
Фотостенд | «Мой папа самый, самый…» | Пропагандировать активный образ жизни. | |
Музыкально-спортивное развлечение | «Школа Юного бойца» | Способствовать формированию общей двигательной активности, и развитию духа соревнования в группе.
| |
Папка – передвижка | «Широкая Масленица» | Продолжать прививать православные традиции, познакомить с приметами, развлечениями праздника Масленицы. | |
март | Оформление родительского уголка на весеннюю тему. | «Весна – Красна снова в гости к нам пришла» | Привлечь внимание родителей к изменённой в родительском уголке информации, заинтересовывать событиями, происходящими в группе. |
Тематическая выставка детских работ. | «Цветы для мамы» | Вовлекать в совместное творчество с детьми при изготовлении работ на выставку и при подготовке к праздничному утреннику. Показать своё уважительное отношение к женщинам. | |
Фотовыставка | «Моя мама– лучшая на свете!» | Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду | |
Мастер – класс (прически девочкам) | «Золотые руки наших мам» | Воспитывать дружеские взаимоотношения между родителями, | |
Консультация | «Речевые игры по дороге в детский сад» | Советы логопеда по развитию связной речи | |
апрель | Папка – передвижка | «День космонавтики» | Привлечение родителей к работе детского сада. |
Конкурс творческих семейных работ | «Мир космоса» | Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. | |
Консультация | «Книжки в нашем доме» | Привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду. Советы по оформлению детской домашней библиотеки | |
Выставка художественной литературы | «Писатели – детям» | Повысить качество работы родителей с детьми по использованию детской книги в их познавательно-речевом и художественно-эстетическом развитии. | |
Консультация | «Научите ребёнка любить книги» | Привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду. | |
Анкетирование | «Чему научился ребенок за год?» | Определение эмоциональной и интеллектуальной готовности ребёнка. | |
май
| Итоговое родительское собрание | «На год стали мы взрослее!» | Показать родителям кадры жизни детей в саду в течение года. |
Педагогическая гостиная | «Мы весь год трудились – вот чему мы научились!» | Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год. Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, полученных в течение учебного года. | |
Папка – передвижка | «День Победы!» | Развивать патриотические чувства. | |
Выставка рисунков и совместных работ | «Великая отечественная война». | Воспитание уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы ВОВ. | |
| Концерт «9 мая» | ||
Консультация | «Ребенок и телефон. Хорошо или плохо?» | Информировать родителей о приучении детей к играм вне телефона. |