Внеурочная деятельность

Содбоева Кима Баторовна

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧАС ПО БИОЛОГИИ» и игра «БИОЭРУДИТ»

(9-11 классы)

Эпиграф: «Человечество без облагораживания его животными и растениями погибнет, оскудеет, впадёт в злобу и отчаяние, как одинокий в одиночестве…» А. Платонов

Цели мероприятия:

- привлечь внимание учащихся к проблеме потери растительного и  животного мира, проблеме загрязнения  мест  обитания растений и животных,

-  пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях с природой.

Задачи:

 - опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие жизни стремительно уменьшается по вине человека;

- подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле;

- развивать экологическое  мышление;

- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимая ее эстетическое значение, осознанию необходимости строить человеческую деятельность с учётом сохранения взаимосвязей в природе.

Художественное  оформление:  эмблема мероприятия, лозунги, плакаты, афоризмы, пословицы экологического содержания.

Земля наша наделена красотой. Может быть, чего другого и не хватает ей, может быть, и многого не хватает, а красоты всегда в избытке, и избыток этот - чудо не знающей усталости природы, ведь она была всегда, она возникла задолго до человека и, несмотря на то, что ей столько веков, не стареет, не умирает. Наверно, это потому, что она непрестанно меняется: в разное время года земля то зелёная, то жёлтая, то бурая, то чёрная. А кое-где - красная: цвета глины, цвета крови. Это зависит от того, что сажают и выращивают на этой земле, или от того, что ещё ничего не сажали и не выращивали, или уже ничего не сажают и не выращивают; цвет свой даёт земле и то, что растёт на ней само по себе, без вмешательства рук человеческих, и умирает, лишь, когда приходит срок. А вот пшеницу серпы срезают ещё живую. А с пробкового дуба кожу сдирают заживо, он, несмотря на всю важность свою, криком кричит от боли.

Да, красками земля богата. Но не только красками: случаются на земле такие дни, когда не знаешь, куда деваться от стужи, а случается такие, когда нечем дышать от зноя; золотой середины нет: случись такое - и мир погиб. Богат он и запахами - вот хоть и та, не обделённая что в зарослях неподалёку умер какой-то зверёк, но ты об этом не узнаешь, если проходишь мимо с подветренной стороны. Потом кости вымоет дождь, прожарит солнце, а может быть, ещё до этого приползут черви, прилетят насекомые, позаботятся о погребении.

Солнечный луч пробился сквозь облака, тёплый ветер принёс свежесть и запах цветов, птички звонкими трелями возвестили начало нового дня. Журчанье ручейка, шелест листвы, стрекот и жужжание насекомых, лёгкие облака на пронзительно голубом небосклоне, сияние звёзд на тёмном бархате ночи, листопад осенью и заснеженные сказочные деревья зимой.

Разве это не прекрасно?! Это чудо подарила нам Наша Земля! Она родила Нас, взрастила, дала пищу для еды, воду для питья, полезные ископаемые для нашей пользы, чтобы мы могли расти и развиваться, познавая мир, совершенствовать его.

Так давайте подумаем не только о себе и своим личном счастье, таком, каким мы его понимаем или каким принято его понимать. Подумаем и вспомним, что не одни мы в этом Мире, что вокруг нас такие же «люди», наши братья и сестры, с таким же, как у нас цветом крови и одной единой Родиной - планета Земля.

Казалось бы, какой  сложный термин – «биоразнообразие», а на самом деле он означает, что все живые существа, населяющие нашу планету, от бактерий до человека, имеют право на жизнь.

29 декабря 1993 г.  вступила в силу Конвенция о сохранении биоразнообразия, принятая на конференции ООН по окружающей среде. С тех пор этот день считается Международным днём биологического разнообразия.

Основная цель конвенции  - сохранение биоразнообразия на генетическом, видовом, экосистемном  уровнях и устойчивое использование его компонентов. Устойчивое – значит достаточное для удовлетворения нужд настоящего, но не лишающее грядущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.

             Сегодняшнее внеклассное мероприятие мы приурочили к Международному дню биологического разнообразия.

Вы  владеете уже достаточной суммой биологических и экологических знаний, и это поможет вам сегодня при выполнении различных заданий и  ситуаций.

Конкурс 1: «Биоэкологическая зарядка»

Вопросы  для 1 команды:

  1. Дерево – символ России. (Берёза)
  2. Листья сосны. (Хвоя)
  3. Самое высокое дерево мира. (Секвойя)
  4. Искусственное насаждение вдоль дорог. (Лесополоса)
  5. Совокупность видов животных, обитающих на определённой территории.(Фауна)
  6. Сосновый лес. (Бор)
  7. Плод дуба. (Жёлудь)
  8. Самое быстрое животное суши. (Гепард)
  9. «Плач» берёзы весной. (Сокодвижение)
  10.  Защитный экран Земли. (Озоновый слой)
  11. Токсичный туман. (Смог)
  12. Комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды или отдельных ее элементов. (Мониторинг)
  13.  Экологически чистое топливо. (Водород)
  14.  Самое распространённое вещество на Земле. (Вода)

Вопросы  для 2 команды:

  1. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами. (Биосфера)
  2. Совокупность условий, в которых живёт организм. (Среда обитания)
  3. Самое толстое дерево в мире. (Баобаб; до 50 м  в окружности)
  4. Совокупность видов растений, обитающих на определённой территории.(Флора)
  5. Симбиотические организмы – индикаторы качества окружающей среды. (Лишайники)
  6. Кора берёзы. (Береста)
  7. Дубовый лес. (Дубрава)
  8. Гриб, разлагающий старую древесину. (Опёнок)
  9. Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец)
  10. Что ест жаба зимой? (Ничего, спит)
  11.  Лежбище медведя. (Берлога)
  12. Разрушение почв, ведущий к разрушению и снижения их плодородия и нарушению их роли в круговороте веществ в биосфере. (Эрозия)
  13. Виды растений и животных, встречающиеся только на  данной местности. (Эндемики)
  14. Причина потепления климата Земли. (Парниковый эффект)
  15. Природная территория, полностью изъятая из хозяйственного пользования территории с целью сохранения и изучения имеющихся там природных объектов и процессов. (Заповедник)

Конкурс 2: «Биоэкологическая АБВГДейка»

За одну  минуту 1 команда должна  вспомнить представителей  флоры, а 2 команда – представителей фауны.

Варианты  ответов:

ФЛОРА                                                           ФАУНА

А – акация                                                           аист

Б – берёза                                                            беркут

В – василёк                                                          варан

Г– горицвет                                                         горилла

Д – дуб                                                                 дикообраз

Е – ель                                                                  енот

Ж – жасмин                                                         жираф

З – земляника                                                      зебра

И – ива                                                                 иволга

К– клён                                                                кит

Л – липа                                                               лось

М – малина                                                          морж

Н – незабудка                                                      носорог

О – ольха                                                             ондатра

П– полынь                                                           павлин

Р – ромашка                                                        рысь

С – сосна                                                             сыч

Т– тополь                                                           тушканчик                                                      

У– улотрикс                                                        удав

Ф – фиалка                                                          фазан

Х – хвощ                                                              хорёк

Ц – цикорий                                                        цапля

Ч – чистотел                                                        чайка

Ш – шиповник                                                    шакал

Щ – щавель                                                         щука

Э – элодея                                                            эму

Ю – юка                                                               юрок

Я– ягель                                                              ягуар

Конкурс 3: «Скороговорочный»

1 команда: Крута гора, в горе – дыра, в дыре – кротовая нора.

2 команда: Три свиристели еле-еле свистели у ели.

Конкурс 4: «Что? Где? Когда?

Что?

О каком дереве идет речь?

Стоит дерево, цветом зелёно,

В этом дереве четыре угодья:

Первое – мир освещать,

Другое – крик утешать,

Третье – больных исцелять,

А четвёртое – чистоту  соблюдать.

??? Объясните, что означают эти угодья.

(Берёза – из неё делают лучины – для освещения, дёготь – смазка колес, лекарства - почки, веники – мытье в бане).

О каком растении наших лесов идет речь в следующем стихотворении

Преданье есть, оно неново,

Что в ночь Иванову, раз в год,

Он может цвесть. Кто знает слово

Лишь тот цветок его найдёт?

??? Может ли цвести папоротник? Почему?

(Папоротник.Он никогда не цветёт, т. к. споровое растение).

Где?

  1. Где живут колибри? (В Южной Америке)
  2. Где у кузнечика ухо? (На ноге)

Когда?

    1. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой?(Одинакова,

т. к. птицы - теплокровные животные)

2. Когда клёст выводит своих птенцов? (Зимой)

Конкурс 5: «Путаница»

Переставьте слова в нужном порядке. Выигрывает тот, кто справится с этой задачей первым.

Пингвины – жители пустыни,

Ужата очень любят дыни,

Шофёры знают толк в малине,

Ребята ползают по трясине,

Верблюды плавают на льдине,

Медведи возят груз в машине,

Неспешно ходит черепаха,

Могучий ёж не знает страха,

Колючий лев в траве таится,

За ним охотится лисица.

Нет ни склада тут, ни лада…

Переставьте все как надо!

Правильное:

Пингвины – плавают на льдине,

Ужата ползают в трясине,

Шофёры знают толк в машине,

Ребята очень любят дыни,

Верблюды- жители пустыни,

Медведи знают толк в малине,

Неспешно ходит черепаха,

Могучий лев не знает страха,

Колючий ёж в траве таится,

За ним охотится лисица.

Конкурс  6: «Биологические шарады»

  1. С «Г» - принадлежность для болтов,

          С «М» - не имеет рукавов,

          С «Л» - гонит лаем лис, волков,

          С «Ч» - быстрокрылый рыболов.

           (Гайка, майка, лайка, чайка)

  1. С «Р» - название цветка,

          С «К» - создатель молока,

          С «Л» - с виноградовых  кустов,

          С «П» - обойдёмся мы без слов.

            (Роза, коза, лоза, поза)

  1. На кухне отыщите вещество

          И зверя сделайте вы из него.

          Местами поменяйте

          Буквы так,

          Чтоб с мест не сдвинуть «О»

          И мягкий знак.

            (Соль – лось)

  1. Соснами первый от  ветра шумит,

          Хвои смолистой в нем запах стоит.

          Вертится быстро от тока второй,

          Сверлит дантист им вам зубик больной.

             (Бор)

  1. Шараду запиши, друг, так:

          Две ноты, «Н» и мягкий знак.

          Все – куст, его ты без труда

          Найдёшь по запаху в садах.

          (Си + Ре + Н + Ь = сирень)

  1. Под  листвою  пышной

         Можно скрыться в летний зной.

         Если «К» сочтёте лишним,

         Смысл получите иной.

         Стану белым и пушистым,

         Волокнистым, шелковистым,

         Полотенце, простыня

         Могут выйти из меня.

              (Клён – лен)

Конкурс 7: «Решаем экологические проблемы»

Задача 1. Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три варианта решения этой проблемы:

1) Использование ядохимикатов.

2) Приобретение белянкового наездника.

3) Механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты.

Какое направление  предложите вы? Своё решение обоснуйте.

Ответ: Наиболее эффективный и экологически безопасный способ – использование белянкового наездника.

Задача 2.Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску). Подтвердите или опровергните данное предположение.

Ответ: Внесение в озеро минеральных удобрений приведёт к быстрому зарастанию водоема, водорослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода. В озере начнется замор рыбы, и фермер разорится.

Конкурс  8: «Литературная гостиная»

Чтобы справиться с данным конкурсом, необходимо окунуться в мир детства и вспомнить сказки.

  1. Каких животных Киплинг в «Книге Джунглей» называл бандерлогами? (Обезьян)
  2. В какой посуде выставил угощение журавль лисе? (В кувшине)
  3. Спаситель Мухи - Цикотухи. (Комар)
  4. Как называется русская народная сказка, главный герой которой жестоко поплатился за нарушение санитарно-гигиенических правил? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
  5. «В темнице там царевна тужит, а … ей верно служит». (Серый волк)
  6. В какую птицу оборачивается Финист из русской народной сказки. (В сокола)
  7. Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку?(30 лет и 3 года)
  8. Кто съел Таракана Корнея Чуковского? (Воробей)
  9. Что потерял ослик  Иа в сказке про Винни-Пуха? (Хвост)
  10. Как называлась харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик»? (Три пескаря)
  11.  Коротышку – врача из сказки н. Носова звали Пилюлькин, а как звали коротышку-докторшу? (Медуницу)
  12.  Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями? (Жар-птица)
  13.  На чем совершал путешествие за мёдом Винни-пух? (На воздушном шаре)
  14.  В кого превращался князь Гвидон в  «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина?(В комара, муху, шмеля)

Конкурс  9: «Биологическое сложение»

 Отгадайте слова-слагаемые и получите сумму.

1. Плакучее дерево + язык программирования = рыба семейства Сельдевых.

(Ива + си = иваси)

2.  Кукольный муж  Барби + индийский духовный наставник =

австралийское сумчатое. (Кен + гуру = кенгуру)

  1. Блюдо из крупы + прибор для измерения глубины воды с судна =    

зубатый кит. (Каша + лот = кашалот)

  1. Мгновение + переносная рация = путешествия животных.

(Миг + рация = миграция)

  1. Крупный приток Волги + 3,14 = родственник жирафа.

(Ока + Пи = окапи)

  1. Прибор для сушки волос + неизвестное в уравнении = мифологическая птица. (Фен + икс = феникс)

Конкурс  10: «Чёрный ящик»

В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». Кого или что можно увидеть внутри клетки?

(Зеркало)

Напойте  популярные когда-то песни, предварительно вставив  пропущенные  в песенных  текстах природные объекты.

На этой оптимистической ноте мы завершаем наш «Биоэрудит» и ждём результаты  дружеской встречи. Слово жюри…

Подведение  итогов

И в заключении хотелось бы  прочесть следующие строки:

Пора бы человечеству понять,

Богатства у природы отбирая,

Что Землю  нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

Коль суждено дышать нам  воздухом  одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся.

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.



Предварительный просмотр:

Биологический брейн – ринг

Задачи:

Образовательные: формирование познавательных интересов.

Развивающие: повышение общеобразовательного уровня, формирование умения применить полученные знания на практике

Воспитательные: развитие творческой активности учащихся, самостоятельности, коммуникативных отношений.

Оборудование: столы для игры; карточки – задания; секундомер.

Ход игры:

Знакомство с командами (может участвовать до 4 команд) и жюри. Объяснение правил игры (версия телевизионной игры). Время на обдумывание – 30 секунд. Не ответили - ход передаётся другой команде.

1. Конкурс: « Разминка»

А) Как называется собачье общежитие? (Конура)

Б) Разносчик младенцев? (Аист)

Г) Чукотская транспортная единица? (Олень)

Д) Дедушка розы? (Шиповник)

Е) Подводная электростанция? (Электрический скат)

Ж) Какую корову доят муравьи? (Тля)

З) Пчелиная стая? (Рой)

И) Какой кот постоянно носит очки? (Базилио)

К) Самый ядовитый обитатель знаков Зодиака? (Скорпион)

2. конкурс: « Зоологический»

А) Этот грызун живёт в Венесуэле и Колумбии. На местном наречии его название означает “господин травы”. Питаясь травой на болотах, этот “господин” набирает 50 – 60 кг веса и 1,5 м длины. Самый крупный грызун (Капибара - водосвинка).

Б) Если не могут что – либо доказать собеседнику, то в отчаянии говорят: “Это и ежу понятно!” Почему? (Животное, не подающееся дрессировке).

В) Яд, каких животных используется человеком в медицинской практике? (Змеиный, пчелиный и лягушачий яд – антибиотический, против грибковых заболеваний ног).

Г) Какую птицу и за что французы называют глупышом, испанцы – клоуном и идиотом, а англичане – болваном и придурком? (Олуши - от этого поговорка “Олух царя небесного”. Сходны с пеликаном: огромный клюв, короткие лапы. Очень доверчивые, безропотные существа, не улетают даже тогда, когда люди, проходя мимо, выдёргивают у них перья. Плохо сопротивляются другим птицам, когда те отбирают у них пойманную рыбу и разоряют гнёзда).

Д) Кого из моллюсков зовут “Ловушкой смерти”? Почему? (Тридакна. В ней была найдена жемчужина весом 7 кг, длиной 23см, шириной 14 см, высотой 15 см. Назвали “Голова мусульманина”).

Е) У инфузории – бродяжка, у губок – амфибластула, у медуз – планула, у ракообразных – науплиус, у рыб – малёк, у тюленей – белёк, а человека - ? (Ребёнок).

Ж) Чем знаменита муха цеце? (Переносит возбудителя сонной болезни-трипаносому. Размножается не яйцами, а родит живых личинок).

З) Почему колорадского жука так назвали? (Уничтожил плантации картофеля на территории штата Колорадо в 1859 г).

И) Как отличить малярийного комара от комара - пискуна? (Малярийный – брюшко поднято вверх, у пискуна– опущено вниз; по хоботку: у малярийного – вытянут, а у пискуна - загнут).

К) Почему кошка умывается? (Врождённый рефлекс: хищник не должен пахнуть, а его собственное обоняние должно быть всегда острым).

Л) Страницы летописей доносят до нас рассказы о её чёрных делах. В 125 г до н.э. голодная её армада обрекла на голодную смерть 800000 человек. В 1478 в Венецианской республике от голода погибло более 30000 человек. Причина та же – голод от её нашествия. В 1866 по той же причине лишилось жизни 20000 марокканцев. В 70 г XX столетия в Африке бушевал голод не только от засухи, но и от её набегов. Кто это? (Саранча).

М) В истории человечества они оставили глубокий след. Они не щадили не только простых людей, но и “сильных мира сего”. Эти паразиты явились причиной смерти сирийского царя Антиоха Епифана, иудейского царя Ирода, римского императора Максимилиана, испанского короля Филиппа II, диктатора Суллы, отравили жизнь датского принца – жениха Ксении Годуновой, сподвижника Петра I. Кто это? Какую болезнь они переносили? (Вши; чума).

3 Конкурс: « Ботанический»

А) Вечнозелёное дерево или кустарник с жесткими ароматными листьями, растёт в Средиземном море. С ним связан античный миф о прекрасной нимфе Дафне, которую отец её, речной бог Пеней, превратил в это дерево, спасая от преследований полюбившего её Аполлона. Его высаживали у храмов, ему посвященных, венком из листьев этого дерева награждали победителей в творческих состязаниях – поэтов, музыкантов, художников. Ветвь этого дерева изображена на гербах многих государств как символ победы народа, его величия и славы. ( Лавр благородный).

Б) Стилизованное изображение соцветия этого растения стало эмблемой Японии. Его можно видеть на гербе, орденах и монетах этой страны. Им украшают дома, улицы, одежду и даже устраивают карнавалы с пейзажами, фигурами людей и животных, сделанных из соцветий этого растения. (Хризантема).

В) Согласно поэтическому сказанию в этот цветок превратился прекрасный юноша, которому при рождении было предсказано жить до тех пор, пока он не увидит самого себя. Юноша вырос нелюдимым и застенчивым, любил охоту и много времени проводил в лесу. Однажды он увидел своё отражение в лесном озере и влюбился в него. Тщетно юноша молил отражение выйти из воды, не дождавшись, от отчаяния умер. На этом месте, на берегу озера вырос прекрасный белый цветок. (Нарцисс).

Г) Часто это дерево называют проклятым – по преданию: на нём удавился Иуда. Поостренные из него строения рушатся, придавливая хозяев. Колом из этого дерева можно убить вампира. Но дурная слава им не заслужена. Из древесины этого дерева в старину клали срубы колодцев, делали дранку для покрытия куполов храмов и крыш домов. Листья и, кора и сок используются в народной медицине. В наше время делают спички, фанеру. (Осина).

Д) Обезьянье дерево – именно так переводится название этого широко распространённого в Африке растения. Мякоть его плодов используется для приготовления лимонада. Отсюда ещё одно название растения – лимонадное дерево. Так какое же растение скрывается за этими названиями? (Баобаб).

Е) Ткани из этого растения носили ещё египетские фараоны, жрецы и знатные люди. Мумии их, найденные в саркофагах, были обёрнуты в эти ткани. Финикийцы, а затем греки и римляне делали паруса из этого полотна. Что это за ткань? Какое растение шло на её изготовление? (Лён).

Ж) Яд этого растения европейцы, впервые попавшие в Америку, называли “беззвучной смертью”. Одна отравленная стрела убивала мгновенно самое крупное животное. Что это за растение? (Курарея, абута).

З) Форма корней этого растения напоминают фигурку человека, отсюда и пошло его название “человек - корень” Что это такое? (Женьшень).

И) Это дерево европейцы узнали, только когда попали в Южную Америку. Оно спасало их от малярии. Назовите это растение. (Хинное).

К) “Какие великолепные грибы!” – восхищённо сказал древнеримский император Клавдий своей супруге Агриппине, угощавшей его домашним обедом. “Почему их не подавали ранее? Отныне пусть подают мне только такие грибы!” Распоряжение императора осталось невыполненным: на следующий день он скончался. Какой гриб подала Агриппина своему мужу? (Бледные поганки).

4 Конкурс: « Игра в слова»

Даются несколько слов. Из букв, входящих в каждое слово, необходимо составить как можно больше названий зверей, птиц. Насекомых, рыб. Время 5 минут

Слова: астрономия, атеист, банк, багаж, волна, желание, зонтик, кино, колосья, каркас, камета, кожух, мускулы, осада, оттенок, пион, садовод, салон, щавель.

5 Конкурс: « Игра болельщиков»

А) Угадай - ка

Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это… (лось)

Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, жёлуди искал.

Я пугать его не стал. (кабан)

Он, как ёлка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живёт, но вхож

И в сады, отважный … (ёж)

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит.

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. (жаворонок)

Пусть я птичка -- невеличка,

У меня, друзья привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (снегирь)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет. (скворец)

Б) Отвечай – ка

1. ЗАЧЕМ КУЗНЕЧИКУ САБЛЯ?

а) для сражений,

б) для откладки яиц,

в) для красоты.

Сабля принадлежит самке и служит орудием… для откладки яиц.

2. ПОЧЕМУ СУСЛИКУ ЗИМОЙ НЕ СПИТСЯ?

а) боится замёрзнуть,

б) вспоминает о лете,

в) стережёт свои запасы.

Суслик просыпается зимой через каждые 10-15 дней. За несколько часов бодрствования его надпочечники успевают выделить порцию гормонов, нужных для обогревания суслика. Хомяк просыпается через 2-3 дня.

3. КОГДА ЩУКА НА БЕРЕГ ВЫХОДИТ?

а) никогда не выходит,

б) в жаркий летний день,

в) весной, по холодку.

Весной, как только прогреется вода в заливчиках, вдоль берегов речек и озёр, вылезают на отмель огромные щуки метать икру.

4. ЗАЧЕМ ЗАЙЦУ БОЛЬШИЕ УШИ?

а) чтобы лучше слышать,

б) чтобы не перегреться,

в) для торможения на поворотах.

В жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.

Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов.

5. ВКУСНЫ ЛИ ПТИЧЬИ ГНЁЗДА?

а) они же не съедобны,

б) не хуже куриных яиц,

в) совершенно не вкусные.

Живут в Юго—Восточной Азии (Китай, Вьетнам, Бирма, Индонезия) стрижи салангалы, и «вьют» они свои гнёзда на скалах… из слюны.

Местные жители собирают их и отваривают в курином бульоне или кипятке. Говорят, что это вкусно и питательно, напоминает белок куриного яйца.

6. УМЫВАЮТСЯ ЛИ НАСЕКОМЫЕ?

а) никогда,

б) не всегда и не все,

в) многие, и довольно тщательно.

Вы когда-нибудь видели грязное насекомое? Муха, побывав на всякой гадости, так крутит голову передними лапками, что того и гляди оторвёт её. Так же умываются и другие насекомые.

7. НА КОГО ПОХОЖА МЕДВЕДКА?

а) на медведя,

б) на саму себя,

в) на крота.

Похожа на крота. Такое же тело с зауженной вперёд головой, лапы, вывернутые наружу, приспособленные для копания ходов под землёй.

8. ЧЕМ ПОЛЕЗЕН КОМАР?

а) опыляет растения,

б) служит пищей рыбам и птицам,

в) только вреден.

Совсем недавно учёные выяснили, что за Полярным кругом по ночам самцы и самки комаров перелетают от цветка к цветку, питаются нектаром и попутно опыляют растения. Ведь в тундре и тайге очень мало пчёл и шмелей.

9.МОЖНО ЛИ ХВОСТОМ НАПИТЬСЯ?

а) можно и довольно легко,

б) можно, но затруднительно,

в) невозможно.

Африканские обезьяны бабуины так и поступают, когда до воды ни руками, ни ртом не достать. Обмакнёт обезьяна хвост в воду, а затем его обсасывает, и так— несколько раз (стакана 3-4 воды наберётся).

А больше им и не надо, ведь бабуины пьют мало.

10.ЗАЧЕМ СТРАУС ГОЛОВУ В ПЕСОК ПРЯЧЕТ?

а) от страха,

б) освобождается от паразитов,

в) разыскивает пищу.

Закрыв свои большие глаза, опустив голову в песок, страус ждёт (сколько вытерпит) пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. Поле этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает песочные ванны.

11.ЗАЧЕМ ЗВЕРИ РАНЫ ЗАЛИЗЫВАЮТ?

а) чтобы быстрее заживали,

б) просто от боли,

в) с гигиенической целью.

Кроме ферментов, убивающих микробов, в слюне обнаружен особый белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.

6 Конкурс: «Наши знакомые незнакомцы»

1. Это, пожалуй, единственная культура, чья история столь богата разнообразными событиями. Ей поклонялись и ее ненавидели. Ее цветы служили украшением знатных королевских дворцов и ее же использовали в корм животным. О ней писали трактаты и ее воспевали в стихах, запечатлевали на художественных полотнах. Она же была и обычным повседневным блюдом. Именно в ее адрес более 100 лет назад было сказано:

« Достоинства ее настолько велики, что она останется навсегда любимой пищей народа».

(Картофель)

2. Это продукт, изготовленный из растений, с которым связан обычай, отвратительный для глаз, ненавистный для носа, вредный для груди, опасный для легких. На одном конце его огонь, а на другом человек, который сам себя губит. (Сигарета)

3. Это большеглазое и очень зоркое животное, способное при удобном случае пускать «дым» в глаза своим врагам. Это хищник, живущий в морях, и использующий реактивный способ передвижения. На вооружении у него присоски, роговой клюв и чернильная бомба. Имеет 8 щупалец, которые иногда называют руками. (Осьминог)

4. Увидеть это животное невозможно, но, ни днем, ни ночью от него нет покоя. Это очень маленькие животные. Имеют 4 пары коротких конечностей. Это паразиты, но не растений. « Путешествуют» с одного места жительства на другое с помощью человека. Вызывают сильный зуд у тех, на ком паразитируют. (Чесоточный клещ)

Подведение итогов членами жюри, которых выбирают перед игрой. Награждение команды победителей.

ОБОЩАЮЩИЙ УРОК В 8 КЛАССЕ ПО СИСТЕМАМ КРОВООБРАЩЕНИЯ, ПИЩЕВАРЕНИЯ, ДЫХАНИЯ, ОПОРЫ И ДВИЖЕНИЯ, НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ, ОБМЕНУ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ, ВИТАМИНЫ, КОЖА.

Цель урока: контроль и подведение итогов знаний по разделам кровообращения, пищеварения, дыхания, опоры и движения, ЦНС, обмена веществ, витамины, кожа; выявление аналитической способности у учащихся на основе полученных знаний.

Оборудование и материалы: скелет человека, макеты внутренних органов, муляжи, плакаты.

Ход урока:

1. Организационные вопросы.

2. Проведение конкурсов.

I – конкурс «Знаем ли мы свой организм».

II – конкурс «Реши кроссворд».

III – конкурс «Угадай орган».

IV – конкурс «Конкурс на развитие памяти».

V – конкурс «Домашнее задание».

VI – конкурс «А знаешь ли ты…».

VII – конкурс «Найди связь …».

VIII – конкурс «Вопрос – ответ».

3. Подведение итогов конкурсов. Награждение, выставление оценок.

4. Домашнее задание.

5. Слово жюри.

I – конкурс «Знаем ли мы свой организм».

В начале урока класс делится на две команды.

С каждой команды выходят ученики и выбирают жетончики с номерами. На столе лежат пронумерованные муляжи органов. В зависимости от того, какой орган достался, он описывается по следующему плану:

1. К какой системе относится.

2. Место расположения в организме человека.

3. Строение.

4. Функции.

Оценка выставляется по 5-бальной шкале, плюс по одному баллу за каждый дополнительный ответ команды.

II – конкурс «Реши кроссворд»

а) Вызывается ученик, заранее называется тема кроссворда «Дыхательная система». И пока идет следующий конкурс несколько человек пытаются выполнить данное задание, которое затем рассматривается вместе со всеми и оценивается.

По вертикали: 1. Соединение кислорода с гемоглобином.

  1. По горизонтали: 2. Участок верхних дыхательных путей. 3. Вещество, входящее в состав табачного дыма. 4. Заболевание, связанное с нарушением проведения воздуха по дыхательным путям. 5. Процесс вентиляции легких, сопровождающийся поглощением кислорода, выделением углекислого газа. 6. Парный орган, в котором происходит газообмен. 7. Орган дыхательного аппарата, представленная трубкой, выстланная слизистой оболочкой. 8. Измерение жизненной емкости легких. 9. Обмен между газами при дыхании. 10. Главная дыхательная мышца. 11. Оболочка, покрывающая легкие и выстилающая изнутри стенки грудной полости. 12. Газ, входящий в состав воздуха. 13. Заболевание легких. 14. Газ, необходимый при дыхании. 15. Участок воздухоносного пути, образующее «бронхиальное дерево».

2 Г

1 О

Р

Т

А

Н

Ь

3 Н

И

К

О

Т

И

Н

4 А

С

Т

М

А

5 Д

Ы

Х

А

Н

И

Е

6 Л

Е

Г

К

И

Е

7 Т

Р

А

Х

Е

Я

8 С

П

И

Р

О

М

Е

Т

Р

9 Г

А

З

О

О

Б

М

Е

Н

10 Д

И

А

Ф

Р

А

Г

М

А

11 П

Л

Е

В

Р

А

12 А

З

О

Т

13 Т

У

Б

Е

Р

К

У

Л

Е

З

14 К

И

С

Л

О

Р

О

Д

15 Б

Р

О

Н

Х

И

III – конкурс «Угадай орган ».

1. а) Этот орган является связующим звеном между органами, в которых в одном слабощелочная, в другом щелочная среда. Внутренняя поверхность этого органа составляет … см3. Туда открываются железы внешней секреции.

б) Объем этого органа составляет 1 л. Он имеет малую и большую кривизну, а также кардиальную и пилорическую части и дно.

в) Стенки этого органа содержат клетки, выделяющие пищеварительные ферменты и вырабатывающие соляную кислоту (HCl), составляющую 0,5%. ( Желудок)

2. а) Этот орган состоит из 16-20 хрящевых полуколец.

б) Задняя система этого органа мягкая из соединительной ткани, содержащие гладкие мышцы, для наилучшего прохождения пищи.

в) Этот орган на уровне 5 грудного позвонка делится на два бронха, уходящие в легкие. ( Трахея)

3. а) Этот маленький орган находится в главной железе пищеварительной системы и имеет щелочную реакцию. Он не содержит пищеварительных ферментов, но выполняет разнообразные функции, связанные с пищеварением.

б) Основные функции этого органа:

1. активация действия всех пищеварительных ферментов;

2. усиление сокоотделения поджелудочной железы;

3. выполняет барьерную функцию.

в) Содержимое этого органа желтовато-зеленого цвета из-за содержания пигмента билирубина.(Желчный пузырь)

4. а) Это часть органа, состоящего из 5 отделов. Снаружи он покрыт белым веществом, а внутри серым и выполняет рефлекторную и проводительную функции.

б) Его называют «большой дорогой » или «коммутатором телефонных связей».

в) Он является центром дыхания, сердечной деятельности, безусловных пищевых рефлексов, а также защитных рефлексов (кашля, чихания, слезоотделения, рвоты). (Продолговатый мозг)

5. а) Тело этого элемента состоит только из одной клетки. В «молодости» он имеет ядро, а в «старости» безъядерен. Его можно назвать «путешественником» человеческого организма.

б) Образуется он в красном костном мозге, но может образовываться и в аппендиксе и имеет лепешковидную форму.

в) Основная его функция – перенос кислорода. (Эритроцит)

6. а) Это биологически активные вещества, которые поступают в организм вместе с пищей, но некоторые могут синтезироваться и организмом человека.

б) Основная их функция – регуляция обмена веществ.

в) Они бывают жирорастворимые (A, D, E, K) и водорастворимые (B, PP, C). (Витамины)

IV – конкурс «Конкурс на развитие памяти».

На столе должны лежать заранее приготовленные листы, цветные фломастеры и карточка с заданием «где находится центр зрительной памяти в коре головного мозга».

С класса вызываются два ученика с каждой команды и раздаются таблицы, состоящие из цветных геометрических фигур. Ученикам разрешается смотреть 20с., с перерывом в 5с. Затем необходимо изобразить увиденное на бумаге и ответить на заданный вопрос.

( Пока они работают, идет следующий конкурс)

V – конкурс «Домашнее задание».

Два ученика выходят и разыгрывают жетоны с номерами. Кому выпадает желтый (головной мозг), кому – красный (сердце).

Ученики с закрытыми глазами должны описать на ощупь сердце и головной мозг по следующей системе:

  1. где находится;
  2. строение;
  3. функции;
  4. для мозга отметить центры.

Конкурс оценивается по 5-бальной шкале.

VI – конкурс «А знаешь ли ты…»

Конкурс оценивается по 5-бальной шкале.

1.Учитель. А знаете ли ты, что в Древней Греции при встрече друзья спрашивали друг у друга. «Как потеете?», т.к. зарядка была делом привычным.

Вопрос. Что лучше, больше двигаться, чтобы больше потеть или меньше двигаться, чтобы меньше потеть?

Ответа) через кожу удаляются продукты распада;

б) чем больше двигается человек, тем лучше развит и здоровее организм.

2. Учитель. А знаете ли вы, что некоторые специалисты считают, что чем больше человек ходит в головном уборе, тем быстрее человек лысеет, т.к. кожа головы не дышит.

Вопрос. Тогда дайте объяснение такому утверждению, что в холодную погоду без головного убора ходить нельзя.

Ответ. В холодную погоду поверхностные сосуды кожи головы сужаются, и нарушается питание корней волос, и за счет этого рост волос ухудшается, что приводит к раннему облысению.

3. Учитель. А знаете ли вы, что человек в темноте может разглядеть пламя света на расстоянии более 1 км. Острота зрения человека такая же, как у совы, но в 4 раза хуже ночью, чем у кошки, но зато в 4 раза днем лучше, чем у того же животного.

Вопрос. Чем обусловлено хорошее зрение человека днем и относительно ноч

Ответ. Содержанием в сетчатке глаза рецепторов палочек, регулирующих видение человека в темноте, т.к. они наиболее чувствительны, и колбочек, т.к. они регулируют видение человека днем и чувство цветовой гаммы.

4 Учитель. А знаете ли вы, что полная адаптация глаза в темноте занимает 60-80 секунд.

Вопрос. Почему, когда человек попадает в темноту, ничего не видит?

Ответ. В рецепторах глаза содержится красный пигмент родопсин и йодопсин. Под действием фотохимических реакций на свету он расщепляется, во мраке с участием витамина А он восстанавливается. пока идет эта реакция человек ничего не видит.

5. Учитель. А знаете ли вы, что до 6-7 месячного возраста ребенок не различает цвета и видит все в серых тонах.

Вопрос. Почему?

Ответ. Отделы головного мозга регулирующие цветное зрение еще плохо развиты.

6. Учитель. А знаете ли вы, что до 6-7 месячного возраста ребенок не различает цвета и видит все в серых тонах.

Вопрос. А с чем связано видение цветовой гаммы человеком?

ОтветС присутствием в клетчатке 3 типов колбочек, которые воспринимают красный, зеленый и сине – фиолетовые цвета. Распознавание всех остальных цветов зависит от комбинации этих трех цветов. Одинаковое раздражение всех типов рецепторов дает белый цвет.

7. Учитель. А знаете ли вы, что какая – то часть периферической нервной системы у древних греков называлась брюшным мозгом.

Вопрос. О чем идет речь?

Ответ. Речь идет о «солнечном» сплетении, находящемся в брюшной области, который представляет собой центр, от которого лучами отходят нервы, почти ко всем органам брюшной полости.

8.Учитель. А знаете ли вы, что у морских червей в крови содержится закисное железо (хлорокруорин) и поэтому у них кровь зеленая. У речных раков, скорпионов, пауков кровь синяя из- за содержания в крови меди (хлюацианин).

Вопрос. Наличием какого химического элемента в крови обусловлен красный цвет. Где он содержится?

Ответ. Окисное железо оксигемоглобин -непрочное соединение содержится в гемоглобине эритроцитов.

9.Учитель. А знаете ли вы, что,у людей, любящих мягкую подушку быстрее портится кожа лица , она становится морщинистой.

Вопрос. Почему?

Ответ. При мягкой подушке большая часть поверхности лица соприкасается с ней и при этом сдавливаются кровяные сосуды кожи, это мешает поступлению к клеткам лица кислорода и питательных веществ.

10. Учитель. А знаете ли вы, что в легких насчитывают до 450 млн. альвеол.

Вопрос. А зачем такое количество альвеол в легких и какова их роль?

Ответ. Там происходит газообмен, а также идет процесс фагоцитоза по обеззараживанию воздуха.

VII – конкурс «Найди связь».

Каждой команде выдаются карточки с цепью, состоящую из звеньев. Необходимо составить логическую цепочку в некоторых случаях дописать. Конкурс оценивается по 3-бальной шкале.

  1. Витамины – кожа – рахит. (Витамин Д образуется в коже, при гиповитаминозе развивается рахит).
  2. Морковь – глаз - куриная слепота. (Витамин А участвует в фотохимических реакциях в сетчатке глаза. Гиповитаминоз ведет к куриной слепоте).
  3. Инсулин- гликоген – сахарный диабет. (Под воздействием гормона инсулина сахар крови откладывается в печени и в мышцах в виде гликогена. При гипофункции поджелудочной железы развивается сахарный диабет).
  4. Филохинол- аппендикс- свертываемость крови. (Витамин К может синтезироваться под воздействием кишечной палочки в аппендиксе. При гиповитаминозе у человека наблюдается плохая свертываемость крови).
  5. Зубы- губы- язык……(звук).
  6. Голос- звук…..(голосовые связки).
  7. (Лейкоциты) ……лимфатические узлы- фагоцитоз.
  8. Сосуды- синяк …..(витамин С).

VIII – конкурс «Вопрос- ответ».

  1. Органы- место расположения ЦНС (череп, позвоночник).
  2. Красный косный мозг- место образования….(эритроцитов)
  3. Позвоночник имеет……изгибов (4).
  4. Центр пищеварения в головном мозге (продолговатый мозг)
  5. Рефлекторная дуга состоит из…частей (5).
  6. Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс)
  7. Переносчик кислорода в крови. (эритроцит)
  8. Основной орган дыхания (легкие).
  9. Следующий отдел трахеи (бронхи)
  10. Легкое, состоящее из 2 долей (левое).
  11. Головка трубчатой кости (эпифиз).

  1. Аппендикс- отросток (слепой кишки)
  2. Самый молодой зуб у человека (мудрости).
  3. Название витамина С (аскорбиновая кислота).
  4. Верхний слой кожи (эпидермис).
  5. Гормон, регулирующий содержание сахара в крови (инсулин).
  6. Склера переходит в передней части глаза в (роговицу).
  7. Центр координации движения (мозжечок).
  8. Основная функция альвеол (газообмен).
  9. Центр зрения в коре головного мозга (Затылочная доля больших полушарий).
  10. Рецепторы цветного изображения (колбочки).
  11. Гиповитаминоз витамина В ведет к болезни (бери-бери).
  12. Функция тромбоцитов (свертываемость крови).
  13. Место гибели эритроцитов (печень, селезенка)

Примечание. После подведения итогов конкурса выставляются оценки. Проводится награждение.

Задается домашнее задание повторить все системы органов.

«Что? Где? Когда?»

(6-8 классы)

Вариант игры с учащимися 6-8 классов. Игра готовится заранее. Создаются две команды по 6-7 человек. Ребята выбирают капитана для более четких ответов во время игры. Можно выбрать жюри - старшеклассников. На обдумывание вопросов дается 1 минута. В ходе игры можно привлекать к участию и болельщиков; в музыкальные паузы, например, болельщикам каждой команды за 1-2 минуты предлагается спеть песни о растениях, которые они знают, концовки песен. Можно предложить такую игру: один называет растение - тыква, другой называет растение на окончание «а» - арбуз, «з» - земляника и т. д.

Вопрос 1. {Ребята из команд берут конверты, в них - вопросы, можно задавать вопросы устно.)

В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов, ученых в знак признания их творчества. Именно отсюда происходит название слова «лауреат». Что это за растение? Где оно используется в настоящее время?

Ответ. Это - лавр благородный. В настоящее время листья его используют как приправу благодаря их пряному аромату.

Вопрос 2. На открытках изображены культурные растения: картофель, виноград, земляника, арбуз. Все они относятся к классу двудольных. Что еще объединяет эти растения?

О т в е т. У них многосемянной сочный плод - ягода.

Вопрос 3. Вкусные, сочные, душистые... Кто не любит эти растения, их ягоды, только что снятые с грядки! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда - любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая же это ягода?

Ответ. Огурец, его плод - ягода.

Вопрос 4. Попробуйте напиток и ответьте на вопросы: что это за напиток? Из чего он приготовлен?

Ответ. Это отвар шиповника: он приготовлен из сухих плодов шиповника.

Вопрос 5. В коробочке лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном, моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое (опылители - насекомые), морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30 °С. Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь?

Ответ. Яблоки.

Вопрос 6. В коробках (их четыре) лежат продукты. Из каких растений их получают? К какому семейству они относятся?

Ответ. Манная крупа - ее получают из пшеницы, перловая - из ячменя, геркулес - из овса, пшено - из проса. Эти растения относятся к семейству злаков.

Вопрос 7. Картофель, лук, морковь. Что объединяет их и почему морковь в этой «компании» можно считать лишней?

Ответ. Это подземные органы растений, в которых накапливаются запасы питательных веществ. Морковь - это корнеплод, а картофель и лук - видоизмененные подземные побеги.

Вопрос 8. Послушайте отрывок из произведения: «Пит подпрыгнул на два аршина, издал воинствующий клич и заметался по комнате, натыкаясь на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшную возню. Затем он принялся плясать на задних лапах в бешеном восторге, закинув голову назад и вопя на весь дом о своем невыразимом счастье, потом он опять заметался по всему дому, неся на своем пути хаос и разрушения. Тетя Полли как раз вошла в ту минуту, как он, проделав несколько феноменальных сальто, выскочил с криком в открытое окно, увлекая за собой еще уцелевшие цветочные горшки». Назовите произведение, из которого взят данный отрывок. Кто его автор? О каком домашнем животном идет речь в данном отрывке? В коробочке лежит болеутолитель, которым угостили животное. Что же это?

Ответ. Марк Твен «Том Сойер». Речь идет о коте. В коробочке находилась настойка валерианы.

Вопрос 9. На рисунке изображен поперечный разрез органа растения в определенной его части. Что изображено на рисунке и какую функцию выполняет данная часть растения?

Ответ. На рисунке изображен поперечный разрез органа - корня в зоне всасывания. Через корневые волоски в корень поступают из почвы растворы минеральных солей.

Вопрос 10. В коробочке находится нечто, что приготовлено из растения семейства сложноцветных. Цветы в корзинке двух типов: в центре - трубчатые, коричневые или желтые, краевые - язычковые, оранжевые или желтые. Плоды можно добавлять в салаты. Семянки причудливой формы, без каких-либо приспособлений для распространения ветром. То, что находится в коробочке, применяется для очистки кожи, дезинфекции ран, является чудесным противовоспалительным средством.

Ответ. Настойка календулы. Распространенное название растения - ноготки лекарственные.

Вопрос 11. Назовите растения, семена которых находятся в этих трех коробочках. Как называются плоды этих растений? Почему все эти растения имеют огромную хозяйственную ценность?

Ответ. Семена гороха, фасоли, бобов; плод - боб, относится к семейству бобовых (мотыльковых), обогащают почву азотом.

Вопрос 12. В коробочке лежат семена. Родина этого растения - Мексика. В 1874 г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из них масло, пережженные семена имеют запах кофея». Что за лакомство лежит в коробочке?

Ответ. Семена подсолнечника.

Вопрос 13. Рассмотрите ветки этих трех растений. Что это за растения? Почему их можно объединить в одну группу? Назовите не менее четырех признаков общих для них.

Ответ. Береза, клен, тополь. Все эти растения - деревья, многолетние, относятся к классу двудольных, их семена приспособлены для распространения ветром.

Вопрос 14. Рассмотрите эти три объекта. Что это? Почему растения, которым они принадлежат, можно объединить в одну группу? Назовите общую для всех этих растений биологическую особенность.

Ответ. Плоды подсолнечника, ветка тополя, палка бамбука. Все эти растения обладают удивительно большой скоростью роста.

Вопрос 15. Ландыш, белая акация, черемуха. Что общего у всех этих растений? Перечислите четыре общих признака (лучше пять).

Ответ. Эти растения многолетние, имеют белые цветки, соцветие - кисть, сильный запах, опыляется насекомыми.

Вопрос 16. Рассмотрите плоды и побеги этих растений. Что это за растение? Что общего в биологии этих растений? К какой из четырех форм жизни они относятся (деревья, кустарники, травы, кустарнички)?

Ответ. Плоды брусники и клюквы, побеги ели и сосны - все эти растения вечнозеленые, ель и сосна - деревья, клюква и брусника - кустарнички.

Вопрос 17. В коробочке лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т. е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Что же это?

Ответ. Луковица.

Вопрос 18. Красива во время цветения. Особенно эффектна осенью своей красноватой листвой и ярко-красными гроздями сочных плодов. Плоды горькие, но полезные. Что это за кустарник?

Ответ. Калина.

Вопрос 19. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Что это за растение?

Ответ. Ландыш.

Вопрос 20. Подумайте, что это за растение? Травянистое, теневыносливое, встречается в еловых лесах. Цветет весной, цветы белые, имеют пять лепестков, листочки нежные, тройчатые, кислые на вкус.

Ответ. Кислица.

Эту игру можно провести и на уроке при закреплении или повторении темы.

Материалы взяты из «Занимательной ботаники», «Календарей школьников», журналов «Биология в школе», «Занимательных занятий с юннатами» (Ижевск: Удмуртия, 1968).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа “Измерение артериального давления”

Цель урока: научиться самостоятельно измерять артериальное давление.

Приборы и материалы: тонометр, фонендоскоп.

Ход работы:

Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150-170 мм ртутного столба Затем медленно выпускает воздух из манжетки и прослушивает тоны. В момент первого звукового сигнала на шкале появляется величина систолического давления. Экспериментатор записывает величину давления. Постепенно сигнал будет затихать и наступит затишье Экспериментатор фиксирует эту величину. Для получения более точных результатов следует повторить измерения несколько раз.

Артериальное давление (норма)

       Возраст            Мальчики (юноши)      Девочки (девушки)

         7-8                    88/52                                  87/52

        9-10                   91/54                                 89/53

        11-12                103/60                                94/60

        13-14                108/61                               106/62

         15                    112/66                               111/67

         16                    113/70                               111/68

         17                    114/71                               112/69

         18                    116/72                               113/71