Для учащихся
Памятки, тесты, советы...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_po_h._i_b._dlya_razvitii_po_f._g.docx | 20.06 КБ |
d._banzarov_200_let.docx | 63.02 КБ |
izmerenie_arterialnogo_davleniya.docx | 14.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Химия
Задание 1.
В двух ведрах приготовлены материалы для ремонта: суспензия мела для побелки потолков в комнате и суспензия гашеной извести для побелки кухни. Как их можно отличить?
Ответ: При взаимодействии карбонатов с кислотой как в твердом виде, так и в растворах образуется СО2, который выделяется с характерным шипением. Поэтому различить два раствора можно с помощью уксусной кислоты: при ее добавлении к суспензии мела будет выделяться СО2, который обнаруживается по пузырькам и шипению, а при добавлении кислоты к суспензии Са(ОН)2 происходит реакция нейтрализации, которая не сопровождается внешними эффектами (если не брать во внимание выделение теплоты).
Задание 2. Если телята упорно слизывают побелку со стен и перегородок телятника, недостаток какого элемента питания в их рационе можно предположить?
Ответ: Телятам скорее всего не хватает кальция, так как побелку производят либо мелом СаСО3, либо известью Са(ОН)2.
Задание 3.Ваш сосед прочел в книге для садоводов, что при посадке плодовых деревьев и ягодных кустарников надо в яму для саженца, вместе с удобрениями положить несколько расплющенных и обожженных на костре металлических консервных банок. Он попросил вас объяснить смысл этого приема. Как вы это объясните с точки зрения химии? Почему нередко комнатные растения, посаженные в металлическую банку из-под консервов, лучше растут, чем такие же растения в глиняных горшках?
Ответ: Консервные банки изготовлены из специальной жести, устойчивой к коррозии и содержащей, помимо железа, олово и некоторые другие металлы. Все эти элементы являются необходимыми компонентами минерального питания растений (микроэлементами). Постепенно растворяясь под действием воды и почвенных кислот, они обеспечивают дополнительную минеральную подкормку, и растение растет лучше. Обжечь банки необходимо потому, что их поверхность изнутри покрыта специальным пищевым лаком, защищающим от коррозии.
Биология
1. Почему легкие можно сравнить со сказочным «виноградным деревом»?
Ответ: трахея – «ствол этого дерева», а вот и две короткие толстые «ветки» - бронхи, которые отходят влево и вправо. На них растут две большие, во всю грудь «кроны» - легкие, состоящие из 3400 млн. «ягодок» - альвеол.
2. О каком органе говорится в притче и ответьте на вопрос: почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?
Однажды один человек проходил мимо слепого. У ног слепого лежала табличка, на которой было написано: «Я слепой. Помогите мне, пожалуйста». По-видимому, дела слепого шли не очень хорошо - в его шляпе была всего одна монета. Человек взял табличку, что-то на ней написал, поставил табличку на место и пошел своим путем. Через несколько часов он возвращался обратно и, проходя мимо слепого, увидел, что его шляпа полна монет. Табличка с новой надписью стояла на том же месте. На ней было написано: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».
Ответ: орган зрения.
3. О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении Н. Некрасова:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал.
Ответ:
в стихотворении говорится о вырубке леса. Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.
4. О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении «Береги природу!»:
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Ответ: здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»» - «Всё о Доржи Банзарове»
( к 200-летию первого бурятского учёного)
Цель игры: проверить уровень знания, расширение диапазона знаний о личности и деятельности великого бурятского учёного Доржи Банзарова, и патриотическое воспитание учащихся.
Вступление: Каждый народ справедливо гордится своими знаменитыми людьми, крупными учеными, общественными деятелями. 200 лет назад в бурятском улусе Ичётуй, на берегу быстроводной Джиды, впадающей в голубую Селенгу, родился озорной смуглолицый мальчик по имени Доржи. Ни сверстники, с которыми он играл, ни соседи, на глазах которых он рос, ни отец и мать не могли знать, что он станет в будущем первым бурятским учёным, талантливым востоковедом. Мы, джидинцы, отмечая юбилей Доржи Банзарова, по праву гордимся своим земляком, который в условиях царизма смог пробить себе дорогу в научный мир и стать известнейшим ученым.
Судить нашу сегодняшнюю игру будут всеми уважаемое жюри в составе:
- ---------------------------------------------------
- ---------------------------------------------------
- --------------------------------------------------
Итак, блиц-турнир - «Всё о Доржи Банзарове»
Условия: вы должны ответить на вопросы, чем больше правильных ответов, тем лучше. Кто даст правильный ответ, тот получает медали. У кого больше правильных ответов, тот участвует в интеллектуальной игре «Умники и умницы»
Вопросы:
- Назовите юбилейную дату Доржи Банзарова (200)
- Имя матери Доржи Банзарова (Цоли, Цолиндой)
- Где родился Доржи Банзаров (В Ичётуе)
- Как зовут отца Д.Б. (Банзар)
- Кем был отец Д.Б. (казаком пятидесятником)
- Что любил слушать в детстве Доржи (улигеры)
- На берегу какой реки родился Доржи (Джиды)
- Как звали дедушку Доржи (Боргон)
- В семье Банзара сколько было детей (пятеро)
- В каком году родился Доржи (1922 году)
- Родители решили обучить Доржи какой грамоте (русской)
- В сентябре 1933 года отдали его в какую школу (Троицко-Савскую войсковую школу)
- В 1835 году скольких мальчиков отправили в Казань (четырёх)
- За сколько времени добрались до Казани (месяц)
- Во время летних каникул Д.Б. отправляли куда (калмыкам)
- В каком году окончил Казанскую гимназию (1842 году)
- С какой медалью окончил (золотой)
- Университет открыл ему новый мир, какой (мир науки)
- В каком году окончил университет (1846)
- На какую тему защитил диссертацию («Чёрная вера или шаманство у монголов»)
- По окончании университета, кем был назначен (чиновником особых поручении при губернаторе Восточной Сибири)
- Сколько лет не был на родине (15)
- Когда он приехал на родину, жив ли был отец (нет)
- Когда умер Д.Б. (1855)
- Сколько ему было лет (33 года)
- Ежегодно проводится турнир имени Д.Б., по какому виду спорта (волейбол)
- Лучшим выпускникам Ичётуйской школы присуждается что (премии)
- Кто автор памятника Д.Б. в Нижнем Ичётуе ( Геннадий Васильев)
- Назовите роман Ч. Цыдендамбаева о детских годах Д.Б. («Доржи сын Банзара»)
- Какой великий русский писатель учился вместе с Д Б. (Лев Толстой)
Ведущий: Было задано 30 вопросов, у кого больше всех медалей?!?
1 медаль?
2 медали?
3 медали? И т д.
-- Поприветствуем наших игроков. Итак, представьтесь.! ( Каждый игрок кратко сообщает сведения о себе.).
Первый гейм. Пролог
- Русский язык. Поправить ошибки : Банзар Боргодов, Казанкий уневерситет, залотая мидаль, учоный.
- До начала игры наши учащиеся получили задание, готовить красноречие на тему “Наш учёный”. Дадим слово нашим участникам - финалистам.
(В течение 30 секунд каждый участник произносит свою речь. Жюри оценивает )
Право выбрать дорожку первым мы предоставляем ________________
Второй(ым) будет выбирать дорожку__________________________
И третье место у _________________________
_______________ вам предстоит выбрать “дорожку” первой(ым). Напоминаю, что на “зеленой дорожке” – необходимо ответить на 4 моих вопроса, при этом вы можете два раза ошибиться; на “жёлтой дорожке” – всего три вопроса, один раз можно ошибиться; “красная дорожка” – самый краткий путь к победе – 2 вопроса, но ошибаться нельзя.
Итак, какую дорожку вы выбираете?
УЧАСТНИКИ ПООЧЕРЕДНО ВЫБИРАЮТ “ДОРОЖКУ”
Условие игры
Если участник не смог ответить на вопрос, то право на ответ передаётся двум другим участникам, если ответа нет, то право ответа переходит к зрителям, отвечает тот, кто первым поднимет руку.
Игру начинает участник на “зеленой дорожке”.
- “Зелёная дорожка” (1)
Вопрос: К какому роду принадлежал Доржи Банзаров? ( табангутов)
- “Желтая дорожка”(1)
Вопрос: Чьих детей принимали в Троицко-Савскую русско-монгольскую войсковую школу? (Принимали туда преимущесвенно детей казачьих старшин (десятников, пятидесятников, сотников)
- “Красная дорожка”(1)
Вопрос: Как проходили занятия в русско-монгольской школе?
(Занятия проходили шесть дней в неделю по четыре урока в день (урок длился полтора часа), по средам и субботам занимались по 1 часу воинскими упражнениями)
4 . “Зеленая дорожка” (2)
Вопрос: Кем назовёт Банзарова известный сибирский революционный демократ А. Щапов в биографическом очерке?
(бурятским Ломоносовым, по схожести судьбы)
- “Желтая дорожка” (2).
Вопрос: Почему Доржи вернулся на родину только через 15 лет?
(Ехать на побывку в родное Забайкалье было невозможно: проездка туда и обратно на лошадях занимала два месяца и обходилась дорого.)
- “Красная дорожка (2)
Вопрос: Для поступления в университет ему надлежало сдавать вступительные экзамены по истории, географии, статистике, русской словесности, математике, французскому, английскому, латинскому, турецкому и монгольскому языкам. Только два предмета сдал на «4», а остальные -на «5». Какие сдал на «4»?
(латынь и математика)
- “Зеленая дорожка”( 3)
Вопрос: Во время своих поездок по служебным делам в Селенгинскую степную думу Доржи Банзаров не раз навещал жившего на поселении в Селенгинске декабриста. Назовите имя и фамилию декабриста?
(Николай Бестужев)
“Желтая дорожка” (3)
Вопрос: Почему Доржи Банзаров не мог остаться в Петербурге и заниматься научной работой?
(Доржи Банзарову, как сыну казака, нужно было прослужить 25 лет на службе, но решением государственного Совета он был освобождён от этой повинности и назначен чиновником особых поручений при генерал – губернаторе Восточной Сибири.)
«Зелёная дорожка» (4)
Вопрос: Как думаете, почему жизнь великого учёного оказалась такой недолгой?
(1. Он был оторван от учёного мира, от друзей
- Было подорвано его здоровье за годы учёбы на казенном содержании, четыре года после окончания университета он жил на скудном пособии в 142 рубля 85 копеек в год, ожидая решения дела об его исключении из казачьего сословия, рассматриваемого в инстанциях)
Вопросы, которые не имели ответа, задаются зрителям, победителям вручаются ордена.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа “Измерение артериального давления”
Цель урока: научиться самостоятельно измерять артериальное давление.
Приборы и материалы: тонометр, фонендоскоп.
Ход работы:
Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150-170 мм ртутного столба Затем медленно выпускает воздух из манжетки и прослушивает тоны. В момент первого звукового сигнала на шкале появляется величина систолического давления. Экспериментатор записывает величину давления. Постепенно сигнал будет затихать и наступит затишье Экспериментатор фиксирует эту величину. Для получения более точных результатов следует повторить измерения несколько раз.
Артериальное давление (норма)
Возраст Мальчики (юноши) Девочки (девушки)
7-8 88/52 87/52
9-10 91/54 89/53
11-12 103/60 94/60
13-14 108/61 106/62
15 112/66 111/67
16 113/70 111/68
17 114/71 112/69
18 116/72 113/71