Для коллег
Конспекты уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetok_ego_stroenie_i_znachenie.doc | 76.5 КБ |
stebel_ego_stroenie_i_znachenie.docx | 46.6 КБ |
rol_kozhi_v_termoregulyatsii_organizma.docx | 913.81 КБ |
yarmarka_sotsialno-pedagogicheskih_innovatsiy.docx | 144.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии
6 класс
Тема урока: «Цветок, его строение и значение»
Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием презентации.
Цели и задачи урока:
Изучить особенности строения и значение цветка
Образовательные:
- изучить особенности строения цветка
- изучить значение цветка в целом для растения
- изучить функции каждой части цветка
Развивающие:
- формирование приемов умственной деятельности:
анализа, синтеза, сравнения, обобщения
- развивать умения работать образцами и делать выводы
Воспитательные:
- формирование умений работать в группах
- воспитывать точность и организованность в работе, при
выполнении заданий
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты:
– формировать умение объяснять особенности строения цветков и их роль в жизнедеятельности растений;
– формировать умения работать с текстом учебника, выделять главное;
формировать умение понимать смысл биологических терминов;
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Формировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений
Коммуникативные УУД
1. Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Личностные УДД:
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки, экран, презентация; модели цветков; рисунки цветков; рабочие листы обучающихся; раздаточный материал для работы в группах (информационные листы), карточки «Тест-соответствие», инструктивные карточки для лабораторной работы, аудиозапись «Вальс цветов» (П.И.Чайковский).
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: частично-поисковый, проблемный, практический.
Ход урока.
Орг. момент
Учитель: Долгожданный дан звонок, начинается урок. Встали ровно, подтянулись, гостям и друг другу улыбнулись. Доброе утро, присаживайтесь.
Целеполагание
Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всем школьном курсе. Чтобы определить тему урока посмотрите на экран и прочитайте письмо-шифровку.
(Цветок и его строение). Молодцы!
Давайте определим цели нашего урока (ответы учащихся)
Опорное слово я вам даю прочитайте «Познакомиться…»
(Познакомиться со строением цветка, многообразием цветов, их значением в жизни растений)
Эпиграфом нашего урока, как и всех наших уроков, я хочу, чтобы стали слова китайского мудреца: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». Сегодня на уроке мы будем слушать, видеть, а самое главное действовать сами и согласно эпиграфу всему научимся.
Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Сегодня на уроке мы будем изучать его величество цветок. Цветы заставляют человека радоваться и грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем- то своем. Они побуждают нас к добру. Посмотрите, сколько всего человек придумал о цветах.
Учитель: Во многих сказках упоминаются цветы. Назовите эти сказки. (ответы детей: Дюймовочка, Снежная королева, Цветик — семицветик, Аленький цветочек, Двенадцать месяцев, Незнайка и его друзья).
Молодцы!
Постановка учебной задачи, создание проблемной ситуации
Каждая группа, пользуясь учебником § 11 и дополнительным материалом должна создать часть цветка на своих индивидуальных листах раскрасить и подписать части цветка.
1 группа (на компьютере): Что такое цветок? цветоножка и цветоложе? Что такое околоцветник из чего состоит? Найдите под каким номером оно изображено на карточке. (стр 62) А что же является главными частями цветка? Найдите под каким номером изображены на карточке тычинки и пестик , раскрась (стр 61-62) Представь результаты работы группы.
2 группа: Что такое цветок? цветоножка и цветоложе? Что такое околоцветник из чего состоит? Найдите под каким номером оно изображено на карточке. (стр 62) А что же является главными частями цветка? Найдите под каким номером изображены на карточке тычинки и пестик , раскрась (стр 61-62) Представь результаты работы группы.
Совместное исследование проблемы
Моделирование. Конструирование нового способа действий
На доске создают модель цветка.
Учащиеся всех групп в рабочих листах выполняют задания, оценивают свою работу.
Физминутка «на лугу»
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Растилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два — цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).
Учитель: Посмотрите на созданную модель, Оцените свою работу!
Правильно
Первичное закрепление
Самостоятельная работа в рабочем листке Функции частей цветка
Прочитайте текст в рабочем листе и выполните задание на соответствие. К частям цветка из первого столбца подставьте номера функций из второго столбца.
Название частей цветка | Цифра | Строение |
Цветоножка | 5 | 1.Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления. |
Цветоложе | 6 | 2.Из завязи пестика развивается плод. |
Чашечка с чашелистиками | 4 | 3.Образование и созревание пыльцы |
Лепестки | 1 | 4.Защита развивающихся частей цветка |
Тычинки | 3 | 5.Прикрепляет к стеблю. |
Пестик | 2 | 6.Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик. |
Учитель: Оцените себя.
( учащиеся называют все части цветка)
Учитель:У нас на столах еще остались нераскрыты конверты красного цвета. Давайте их раскроем. Почему я эти цветы поместила в красный конверт? Да ребята, эти цветы занесены в красную книгу ЕАО.
Давайте внимательно посмотрим и скажем есть ли среди них наши знакомые?
Бывает очень грустно наблюдать, когда растения рвут охапками, не обращая внимания, что они занесены даже в Красную книгу.
Не рвите эти цветы в огромные букеты. Сорванные цветы моментально вянут и оживить их невозможно. Пусть лучше радуют они нас.
Звучит песня Антонова «Не рвите цветы, не рвите», видеоролик
Рефлексия
Учитель: Ребята, у меня на доске клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите сделать клумбу красивой. У каждого из вас бумажные цветы разных цветов.
Розовый – Узнал много нового! Было над чем подумать!
ОРАНЖЕВЫЙ – Я все хорошо понял, мне было интересно! Цель достигнута!
ЖЕЛТЫЙ — Тему усвоил! Она мне пригодится в жизни! Полезно!
СИНИЙ – Мне не все удалось, я могу лучше! Мне надо больше стараться!
КРАСНЫЙ — Я не удовлетворен занятием! Сложно! Я ничего не понял.
Ребята, вы замечательно работали на уроке.
Домашнее задание
Параграф §11;
- Найди материал и сделай стендовый доклад или сообщение «Цветы в легендах»; «Цветы на гербах разных стран»
- Сделайте модель цветка
- Подготовь сообщение «Цветы из Красной книги»
- Список используемой литературы:
Предварительный просмотр:
Класс: 6
Урок по теме: «Стебель, его строение и значение»
Цели урока:
- актуализировать и углубить знания учащихся о побеге, дать представление о внутреннем
и внешнем строении стебля;
- показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми функциями;
- показать влияние внешней среды на рост и развитие стебля;
- дать представление о тканях стебля.
Оборудование;
- комнатные растения, гербарии, ветки деревьев;
- таблицы «Внешнее строение стебля», «Внутреннее строение стебля»;
- поперечные спилы деревьев.
Ключевые слова и понятия:
- стебель, различные типы стеблей по положению в пространстве, травянистый и одревесневший стебель, удлиненный и укороченный стебель, поперечное сечение стебля; округлые, трехгранные, четырехгранные, плоские стебли;
- функции стебля: опорная, транспортная, фотосинтезирующая, запасающая, осевая;
- кора, кожица, пробка, чечевички, луб, камбий, древесина, сердцевина, годичное кольцо.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
- сегодня мы с вами продолжаем изучать вегетативные органы растения и предлагаю вам выполнить задание шифровки.
Шифровка «Вегетативные органы растения»
Задание: названия, каких вегетативных органов растения здесь зашифрованы?
О | К | О | Р | А | О | В | Ы | Л | И | С | Т | Р | А |
К | Л | У | Б | Ф | С | Т | Е | Б | Е | Л | Ь | У | Л |
Д | Р | Е | В | Е | С | И | Н | А | П | О | Б | Е | Г |
П | О | Ч | К | А | М | Л | К | А | М | Б | И | Й | В |
(ЛИСТ, СТЕБЕЛЬ, ПОБЕГ, ПОЧКА).
Учитель предлагает составить предложение из этих слов.
Ответ: ПОБЕГ – СТЕБЕЛЬ С ЛИСТЬЯМИ И ПОЧКАМИ.
Учитель предлагает определить тему урока и обосновать свое решение.
Ответ: СТЕБЕЛЬ (НЕ ИЗУЧАЛСЯ РАНЕЕ).
Учитель просит учащихся составить план урока.
Ответ: РАЗНООБРАЗИЕ, ФУНКЦИИ, ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ (ЗУН).
Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока.
Ответ: СТЕБЕЛЬ, ЕГО СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ (запись в тетради)
II. Изучение нового материала
1. Функции стебля.
Учитель просит обосновать чередование слов в определении побега. Почему СТЕБЕЛЬ стоит на первом месте?
Ответ: СВЯЗАНО С ВЫПОЛНЯЕМЫМИ ФУНКЦИЯМИ.
1. Опорная – служит опорой растению, держит на себе тяжесть находящихся на нем листьев, цветков, плодов.
2. Проводящая – проводит воду с растворами минеральных солей от корня к листьям и отводит образующие в них органические вещества.
3. Запасающая – в основной ткани могут откладываться запасные питательные вещества.
4. Осевая – с помощью стебля побег выносит свои листья и почки к свету в ходе роста растения.
5. Фотосинтезирующая – стебли недревесных растений имеют зеленый цвет, так как содержат хлорофилл.
Все эти функции стебель выполняет посредством основных, проводящих, механических и образовательных тканей.
Одним из важнейших функций стебля является запасание воды.
Выступление учащихся с дополнительной информацией о растениях – суккулентах.
2. Первичный контроль знаний: выполнение задания на соотношение функций стебля и их характеристик.
Вариант I
Функции | Характеристики |
А. Проводящая | 1. Вынос листьев к свету в ходе роста растения |
Б. Опорная | 2. Передвижение органических веществ |
В. Запасающая | 3. Содержит хлорофилл |
Г. Осевая | 4. Удержание листьев, цветов, плодов |
Д. Фотосинтезирующая | 5. Накопление органических веществ |
А | Б | В | Г | Д |
2 | 4 | 5 | 1 | 3 |
Вариант II
Функции | Характеристики |
А. Проводящая | 1. Накопление воды. |
Б. Опорная | 2. Образование органических веществ |
В. Запасающая | 3. Вынос почек к свету в ходе роста растения |
Г. Осевая | 4. Функция выполняется посредством механической ткани |
Д. Фотосинтезирующая | 5. Передвижение минеральных веществ |
А | Б | В | Г | Д |
5 | 4 | 1 | 3 | 2 |
Самопроверка по ключу. Выставление баллов. Работа над ошибками
3. Внешнее строение стебля.
Стебель – это осевая часть побега, состоящая из узлов и междоузлий. В зависимости от степени вытянутости междоузлий стебель может быть:
а) удлиненным – у подсолнечника, кукурузы, астр, гладиолуса;
б) укороченным – у подорожника, одуванчика, маргаритки, примулы.
На поперечном разрезе видно, что стебель чаще всего имеет округлую форму, но может быть трехгранным (осока), четырехгранным (крапива)
4. Внутреннее строение стебля.
Снаружи стебель защищен покровными тканями. У молодых стеблей поверх покровной ткани сохраняются остатки тонкой кожицы. У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается многослойной пробкой, состоящей из мертвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице (у молодых побегов)имеются устьица, а позже образуются чечевички – участки пробки с крупными, рыхло расположенными клетками с большими межклетниками.
Под покровной тканью находится кора. Наружная часть коры – слои покровной, механической, основной тканей. Внутренняя часть с клетками проводящей ткани называется лубом. В состав луба входят ситовидные трубки (живые клетки, соединенные в трубку) по которым идет нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев к другим органам растения. Ситовидные трубки остаются живыми 2 – 3 года, редко 10 – 15 лет. На смену им образуются новые.. Собраны в пучки. Кроме этих пучков в лубе имеются клетки механической ткани в виде лубяных волокон и клетки основной ткани.
К центру от луба расположена проводящая ткань – древесина. По ней идет восходящий ток: вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям. Древесина образована:
- сосудами (соединения трубчатых клеток, образующих трубочку; растворы двигаются
достаточно быстро);
- трахеидами (цепочки из длинных мертвых водопроводящих клеток; растворы
двигаются медленнее, чем в сосудах);
- древесными волокнами (похожи на трахеиды, но имеют более толстые стенки клеток).
В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, - это сердцевина. У некоторых растений сердцевина занята воздушной полостью (георгина, тюльпан, огурец, бамбук).
Между древесиной и лубом у двудольных растений находится тонкий слой клеток образовательной ткани – камбий. В результате деления камбия стебель растет в толщину: ¾ клеток отходят к древесине, ¼ - к лубу.
Деление клеток камбия зависит от сезонного ритма: весной и летом происходит активно, в результате чего образуются крупные клетки, а осенью замедляется, и тогда образуются мелкие клетки. Зимой деление камбия прекращается. В итоге образуется годичный прирост древесины, хорошо заметный у многих деревьев, называемый годичным кольцом. По числу годичных колец можно подсчитать возраст побега и дерева в целом.
Ширина годичных колец у древесных растений зависит от условий окружающей среды. Так, в холодном климате, на болотных почвах величина годичных колец древесины очень мала. В благоприятных климатических условиях, на богатых почвах толщина годичных колец увеличивается. Сопоставляя чередование широких и узких годичных колец у ствола, можно определить, в каких условиях жило растения, а также установить колебания погодных условий за многие годы.
5. Групповая работа «Расскажи мне обо мне».
а) задание: по спилу определить возраст, условия существования дерева.
б) у многих деревьев за вегетационный период образуется годичное кольцо, но у известного растения среднеазиатских пустынь- саксаула – в иной год образуется три кольца, а то и больше. Объясните почему? (Образование колец у саксаула связано со сменой влажных и засушливых периодов. Когда выпадают дожди, саксаул усиленно растет).
III. Закрепление знаний и умений.
1. Работа с текстом учебника.
Учитель предлагает вернуться к шифровке и выписать слова, относящиеся к строению стебля
Ответ: КОРА, ЛУБ, ДРЕВЕСИНА, КАМБИЙ.
Учитель просит составить рассказ о части стебля, используя текст учебника и памятку «Особенности внутреннего строения стебля».
Первый ряд – кора: кожица, пробка (стр. 74, 3-4 абзацы).
Второй ряд – луб, камбий (стр. 75, 1-2 абзацы).
Третий ряд – древесина, сердцевина (стр. 75, 3 абзац; стр.76, 2 абзац).
Особенности внутреннего строения стебля.
Название слоя | Название ткани | Описание строения | Функции |
Кора (кожица, пробка) | Покровная | Кожица образована одним слоем клеток с плотными оболочками. Из древесных растений присутствует только у молодых побегов. Пробка состоит из нескольких слоев мертвых, заполненных воздухом клеток. Имеются чечевички, образованные крупными клетками основной ткани с большими межклетниками. | Защита расположенных глубже клеток от повреждений, излишнего испарения, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Через чечевички осуществляется газообмен. |
Луб | Проводящая, запасающая, механическая | Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток – спутниц, запасающих клеток и мертвых клеток механической ткани, придающих лубу прочность. | Проведение органических веществ от листьев к корню, запасание питательных веществ. |
Камбий | Образовательная | Образован одним слоем живых узких длинных клеток с тонкими оболочками. | Деление клеток и рост стебля в толщину. |
Древесина | Основная, проводящая, механическая | Образована клетками различной величины и формы: сосуды проводящей ткани состоят из мертвых клеток с утолщенными стенками. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками. | Проведение воды и минеральных веществ, опорная. |
Сердцевина | Основная, запасающая | Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток. | Запасание питательных веществ. |
2. Первичный контроль знаний.
Задание: выполнить тест, выражая согласие или несогласие словами «да» и «нет»
Вариант I
№ | Тест | Ответ |
1. | В состав луба входят ситовидные трубки. | Да |
2. | По сосудам органические вещества передвигаются от листьев в корень. | Нет |
3. | Для дыхания многолетние побеги имеют чечевички. | Да |
4. | Ситовидные трубки образованы проводящей тканью. | Да |
5. | Сердцевина выполняет в основном защитную функцию. | Нет |
6. | В холодном климате величина годичных колец древесины очень мала. | Да |
Вариант II
№ | Тест | Ответ |
1. | Лубяные волокна – клетки механической ткани. | Да |
2. | По ситовидным трубкам вода с минеральными веществами движется от корня к листьям. | Нет |
3. | Между древесиной и лубом находится камбий. | Да |
4. | Пробка образована покровной тканью. | Да |
5. | Сосуды расположены в сердцевине. | Нет |
6. | В благоприятных условиях толщина годичных колец увеличивается. | Да |
Взаимопроверка по ключу. Выставление баллов. Работа над ошибками.
IV. Итоги урока:
1) словесный (что знаем о стебле?);
2) оценочный (суммировать баллы за два задания и выставить оценки по критериям «5» - 10, 11 баллов; «4» - 8, 9 баллов; «3» - 6, 7 баллов)
V. Домашнее задание:
1) § 20;
2) творческое задание: нарисуйте спилы деревьев одного возраста, растущих в благоприятных и неблагоприятных условиях, растущих в густом лесу и на поле.
Листок контроля
Вариант I
Ф.И. учащегося ____________________________________________________
I
Шифровка «Вегетативные органы растения»
Задание: названия каких вегетативных органов растения здесь зашифрованы?
О | К | О | Р | А | О | В | Ы | Л | И | С | Т | Р | А |
К | Л | У | Б | Ф | С | Т | Е | Б | Е | Л | Ь | У | Л |
Д | Р | Е | В | Е | С | И | Н | А | П | О | Б | Е | Г |
П | О | Ч | К | А | М | Л | К | А | М | Б | И | Й | В |
СЛОВА: _____________, ________________, ________________, _________________
II
Задание: соотнести функции стебля с характеристиками.
Функции | Характеристики |
А. Проводящая | 1. Вынос листьев к свету в ходе роста растения |
Б. Опорная | 2. Передвижение органических веществ |
В. Запасающая | 3. Содержит хлорофилл |
Г. Осевая | 4. Удержание листьев, цветов, плодов |
Д. Фотосинтезирующая | 5. Накопление органических веществ |
А | Б | В | Г | Д |
Количество баллов: _____________
III
Задание: выполнить тест, выражая согласие или несогласие словами «да» и «нет»
№ | Тест | Ответ |
1. | В состав луба входят ситовидные трубки. | |
2. | По сосудам органические вещества передвигаются от листьев в корень. | |
3. | Для дыхания многолетние побеги имеют чечевички. | |
4. | Ситовидные трубки образованы проводящей тканью. | |
5. | Сердцевина выполняет в основном защитную функцию. | |
6. | В холодном климате величина годичных колец древесины очень мала. |
Количество баллов: _____________
ИТОГО: ____________ баллов. ОЦЕНКА: ___________________
Листок контроля.
Вариант II
Ф.И. учащегося ____________________________________________________
I
Шифровка «Вегетативные органы растения»
Задание: названия каких вегетативных органов растения здесь зашифрованы?
О | К | О | Р | А | О | В | Ы | Л | И | С | Т | Р | А |
К | Л | У | Б | Ф | С | Т | Е | Б | Е | Л | Ь | У | Л |
Д | Р | Е | В | Е | С | И | Н | А | П | О | Б | Е | Г |
П | О | Ч | К | А | М | Л | К | А | М | Б | И | Й | В |
СЛОВА:_____________,________________,________________,_________________
II
Задание: соотнести функции стебля с характеристиками.
Функции | Характеристики |
А. Проводящая | 1. Накопление воды. |
Б. Опорная | 2. Образование органических веществ |
В. Запасающая | 3. Вынос почек к свету в ходе роста растения |
Г. Осевая | 4. Функция выполняется посредством механической ткани |
Д. Фотосинтезирующая | 5. Передвижение минеральных веществ |
А | Б | В | Г | Д |
Количество баллов: _____________
III
Задание: выполнить тест, выражая согласие или несогласие словами «да» и «нет»
№ | Тест | Ответ |
1. | Лубяные волокна – клетки механической ткани. | |
2. | По ситовидным трубкам вода с минеральными веществами движется от корня к листьям. | |
3. | Между древесиной и лубом находится камбий. | |
4. | Пробка образована покровной тканью. | |
5. | Сосуды расположены в сердцевине. | |
6. | В благоприятных условиях толщина годичных колец увеличивается. |
Количество баллов: _____________
ИТОГО: ____________ баллов. ОЦЕНКА: ___________________
ПАМЯТКА
Особенности внутреннего строения стебля.
Название слоя | Название ткани | Описание строения | Функции |
Кора (кожица, пробка) | Покровная | Кожица образована одним слоем клеток с плотными оболочками. Из древесных растений присутствует только у молодых побегов. Пробка состоит из нескольких слоев мертвых, заполненных воздухом клеток. Имеются чечевички, образованные крупными клетками основной ткани с большими межклетниками. | Защита расположенных глубже клеток от повреждений, излишнего испарения, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Через чечевички осуществляется газообмен. |
Луб | Проводящая, запасающая, механическая | Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток – спутниц, запасающих клеток и мертвых клеток механической ткани, придающих лубу прочность. | Проведение органических веществ от листьев к корню, запасание питательных веществ. |
Камбий | Образовательная | Образован одним слоем живых узких длинных клеток с тонкими оболочками. | Деление клеток и рост стебля в толщину. |
Древесина | Основная, проводящая, механическая | Образована клетками различной величины и формы: сосуды проводящей ткани состоят из мертвых клеток с утолщенными стенками. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками. | Проведение воды и минеральных веществ, опорная. |
Сердцевина | Основная, запасающая | Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток. | Запасание питательных веществ. |
Суккуле́нты (от лат. succulentus, «сочный») — растения, имеющие специальные ткани для запаса воды. Как правило, они произрастают в местах с засушливым климатом.
Растения, которые входят в группу, объединяемую термином «суккуленты», не связаны между собой общим происхождением, их схожие черты вызваны схожими условиями обитания. Суккуленты есть даже среди таких семейств, как ароидные (замиокулькас), бромелиевые (диккия), виноградовые (циссус четырёхугольный).
Стеблевые суккуленты
Сохраняют влагу в утолщённом, часто ребристом, стебле. Листья, как правило, мелкие или редуцировались в колючки. К стеблевым суккулентам относится большинство кактусовых, многие виды молочая.
Отличаются сильным развитием водозапасающей ткани в коре и сердцевине стебля. Стеблевыми суккулентами является большинство представителей семейства Кактусовые (Opuntia, Cereus и др.), характерного для американских пустынь, и семейства Молочайные из засушливых областей Африки. Кактусовые имеют разнообразные по форме и размерам сочные зеленые безлистные стебли, покрытые колючками и (или) волосками, которые защищают растения от поедания животными и способствуют конденсации влаги. Стенки эпидермиса стеблей утолщены, покрыты толстым слоем кутикулы. Ребристая поверхность способствует равномерному распределению света и тени. Устьица погружены в гиподерму. Днем они закрыты, и транспирация исчезающе мала. Расход воды очень медленный, так как клеточный сок наряду с органическими кислотами и сахарами содержит гель, который может набухать и тем самым удерживать воду.
Листовые суккуленты
Сохраняют влагу в толстых листьях. К листовым суккулентам относятся представители родов алоэ, литопс, хавортия, эчеверия. В России на сухих песчаных прогреваемых местообитаниях встречаются листовые суккуленты семейства Толстянковые: несколько видов рода очиток (Sedum) и молодило (Sempervivum).
Предварительный просмотр:
Урок: биологии
Класс: 8
Тема: «Роль кожи в терморегуляции организма»
Цель урока: сформировать у учащихся знания о функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма, используя для этого знания биологии и физики, потребность беречь своё здоровье, привлечь внимание ребёнка к себе, к собственному строению через опыт, прийти к научным знаниям, привести к пониманию себя как личности.
Задачи:
Образовательные: конкретизировать знания о строении кожи; сформировать знания о коже как органе теплоотдачи; раскрыть условия сохранения постоянной температуры тела при повышении и понижении температуры.
Развивающие: развивать умение делать выводы из результатов практической работы; устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно- следственные связи.
Воспитательные: продолжить гигиеническое воспитание учащихся, формирование бережного отношения к своему здоровью; развивать коммуникативные способности.
Оборудование:
1. портативный компьютер или планшет с программным обеспечением
2. цифровой датчик температуры
3. цифровой датчик влажности
4. толстая нить
5. пластиковый пакет
6. резиновое кольцо
7. слайды в презентации.
ХОД УРОКА
- Организационный (2 мин)
- Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке биологии. Меня зовут К. Б., и я сегодня у вас буду вести урок.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
Я надеюсь, что сегодня на уроке вы пришли с хорошим настроением. И с хорошим, а может быть лучшим настроением сегодня с урока уйдете. Я на это искренне надеюсь. Присаживайтесь.
- Актуализация и обобщение знаний. (10 мин)
Ребята, какая же тема нас ждет сегодня? Я предлагаю вам узнать о каком органе идет речь? Анатомия физиология подразумевает изучение органов нашего организма.
Если вы уже догадались то, тогда поднимайте руку.
Слайд 1. Этот орган:
- Площадь поверхности, которого у взрослого человека может достигать двух квадратных метров. (Достаточно большая площадь поверхности).
- Этот орган, которого называют зеркалом здоровья и болезни.
- Он постоянно отмирает и постоянно рождается.
- Это самый тяжелый орган человеческого тела. (Он может достигать массой до 2-х и 7-ми десятых кг. Это больше чем печень).
- Это самый тяжёлый орган человеческого тела. - Этот орган не толь от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха – бледнеет.
- О каком же органе идет речь сегодня на уроке?
(учащиеся дают название органу - кожа)
- Сообщение темы и цели урока: Кожа наружный покровный орган». Скажите ребята, что же вы об этом органе хотели бы узнать?
- зачем он нужен, т.е. другими словами «какую функцию выполняет»;
- строение кожи;
- как ухаживать за кожей
- Ребята, а зачем нам нужны все эти знания? (Ответы детей)
И, наверное, для того, чтобы сохранить здоровье этого органа. Ведь здоровье самое главное богатство у любого человека.
5. Изучение нового материала.
- Ребята, вы совершенно правы, но я хотела бы сейчас обратиться к одному историческому факту. Послушайте пожалуйста внимательно:
Слайд 2.
В середине 17 века в богатых итальянских городах любили устраивать пышные празднества. Вельможи стремились превзойти друг друга в изысканности и пышности. В 1646 году в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» - олицетворение «золотого века». Тело ребенка было покрыто золотой краской. Праздник удался. Мальчик же вскоре после шествия стал никому не нужен и был забыт. Всю ночь он провел в холодном замке. Мальчик заболел и вскоре умер.
Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребенка.
- Ребята как вы думаете почему могла произойти эта трагедия? (ответы детей)
- Есть у вас еще гипотезы?
- Ребята, достаточно много предложено гипотез я предлагаю вам сегодня на уроке заняться расследованием этого не простого дела. Я думаю, что нам необходимо создать федеральную экспертную службу (ФЭС) Слайд 3. И в рамках этого узнать, что же стало причиной гибели ребенка.
- Сегодня вы будете в роли эксперта. И первое с чем должны познакомиться эксперты, они естественно должны познакомиться с материалами дела, с теоретической базой.
3. Объяснение нового материала. Применение знаний в новой ситуации.
1 работа:
- Конечно же в начале изучим строение. Для того, чтобы дети — это сделать у вас на столах в рамках вашего отдела имеются материалы, материалы расследования. Это и материалы, которые у вас на компьютере, это материалы учебника и дополнительные материалы на столах. Всеми этими материалами можете располагать.
- У вас, у каждого есть послужной список сотрудников ФЭС. И именно здесь вы будете отмечать результаты своего расследования.
- И так ребята, приступайте к делу
- На работу отводится не более 3-х минут, после чего нам необходимо будет поделиться с информацией и проверить его.
- И так приступайте.
(ребята работают в группе)
На доске висит рисунок кожи
Эпидермис | - | |
Дерма | - кровеносные сосуды - рецепторы - потовые жиры - сальные жиры - фолликулы волос - эластичные волокна - мышечные волокна - сосуды | |
Гиподерма | - жировая ткань |
- Эксперты, пожалуйста проверяем и оцениваем свои работы в ваш послужной список.
- Ребята, проверили?
- Идем дальше.
2 работа
- Естественно рассмотрев «Строение» нам нужно и изучить «Функции».
- Для этого у вас есть у каждого отдела свое задание.
- Пожалуйста возьмите материалы и приступайте к рассмотрению каждой своей функции.
- Парная работа не более 4-х минут. После чего вы поделитесь с результатами своих расследований с другими. И самое главное вам необходимо будет в конце работы каждому сделать вывод о том, могло ли нарушение данной функции стать причиной трагедии. (Работа учащихся)
1 группа: рассмотрев 2 опыта какую же функцию вы изучили?
2 группа: рассмотрев 2 опыта какую же функцию вы изучили?.
- Ребята, скажите пожалуйста, богата этот орган функциями? (ответы детей)
Слайд 4:
Функции:
1. Защитная
2. Обменная
3. Дыхательная
4. Выделительная
5. Рецепторная
6. Терморегуляторная
- И нарушение каждой из них какие – то приносят неудобства и даже проблемы для человека. Но, а сейчас для того, чтобы нам обобщить опыт, который получен экспертами групп я предлагаю вам создать кластер. Пожалуйста найдите для этого у себя на столах раздаточные материалы, они цветные, вы сразу узнаете. Вот на таком листе формата А4, создайте. (работа учащихся)
Кластер:
Кожа:
1
2
3
4
- Эксперты пожалуйста представьте отчеты своей работы, ваши отчеты кластеры.
- Возьмите свои послужные списки и оцените свою работу на уроке.
- ребята, поднимите руки, кто сегодня на уроке в рамках работы нашего федерально экспертной службы получил 5?
Ребята, вы знаете, я очень рада была сегодня свами работать. Настолько вы открыты, настолько приятны и настолько отзывчивые люди. Не первый раз убеждаюсь в этом. (Вы сегодня показали настоящие радушные хозяева.) Мне свами было легко, все уроки с вами проходит легко, весело, спокойно, тепло. Я на секунду не сомневалась в том, что вы справитесь с моими заданиями. Вы очень интеллигентные, умные дети и я надеюсь, что вы сегодня что-то для себя нового узнали, взяли. И естественно, что наш урок оставил свой след в моей душе, но и я бы хотела, чтобы вы оставили свой символический след в моем сердце. Теперь изучая тему, выяснили, что у каждого человека свой индивидуальный узор на пальцах, свой уникальный узор. И поэтому ребята, если вам сегодня все было понятно, то тогда оставьте красненький след в моем сердце. А если что – то не понятно, то зеленый.
- ДЗ я вам не озвучиваю, у вас есть послужном список
Опыт 1
1. Дохните себе на руки. Что вы чувствуете?
2. Теперь дуйте себе на руки. Что вы чувствуете?
3. Дотроньтесь до волос ручкой. Что чувствуете?
4. Возьмите зубочистку, дотроньтесь до тыльной стороны кисти, что ощущаете?
Опыт 2
«Нарушение кровообращения при наложении жгута»
Подготовка эксперимента:
- Захватите датчик двумя пальцами так, чтобы примерно в длине в 2 см он соприкасался с кожей.
- Подсоедините датчики к ПК. Включите и запустите программу Releon Lite.
- В программе установите параметры измерений, открыв окно настроек при помощи кнопки «Настройка»
Проведение эксперимента
- Приступайте к выполнению опыта, пока ваши пальцы свободны.
- Начитайте регистрацию данных. Для этого нажмите кнопку «Старт» на панели инструментов ПК. Показания датчиков будут отображаться на экране в виде графика.
- Записывайте данные не менее 30 с.
- Не прекращая записи данных, быстро и туго обмотайте два пальца (каждый отдельно!) ниткой.
- Продолжайте запись, отмечая внешние признаки нарушения кровообращения (покраснения, а затем и посинение покровов, снижение чувствительности), не более 7 – 10 мин.
- Не прекращая записи данных, быстро снимите нитку.
- Дождитесь стабилизации показаний датчика и остановите регистрацию, нажав кнопку «Стоп» на панели инструментов.
- Сохраните полученные результаты, нажав кнопку «Сохранить»
Анализ результатов эксперимента
- Рассмотрите график и сравните температуру в начале опыта с минимальной температурой, полученной в ходе измерений, и с температурой в конце опыта.
- Отметьте на графике моменты наложения и снятия перетяжки.
- Почему понижается температура изолированных перетяжкой пальцев?
- Почему после восстановления нормального кровоснабжения температура пальцев несколько возрастает по сравнению с начальной?
- Кожа человека обильно снабжена кровеносными сосудами. Многие капилляры образуют петли и анастамозы, позволяющие менять количество крови, протекающие через кожные капилляры. При сужении этих сосудов уменьшается теплоотдача. При их расширении выделение тепла увеличивается. Кроме того кровь в большем количестве протекает через потовые железы.
Опыт 1
1. Дохните себе на руки. Что вы чувствуете?
2. Теперь дуйте себе на руки. Что вы чувствуете?
3. Дотроньтесь до волос ручкой. Что чувствуете?
4. Возьмите зубочистку, дотроньтесь до тыльной стороны кисти, что ощущаете?
Опыт 2
Выделительная и терморегуляторная функция кожи
Проведение эксперимента:
- Начинайте регистрацию данных. Для этого нажмите кнопку «Старт» на панели инструментов. Показания датчиков будут отображаться на экране в виде графика.
- Наденьте пакет с датчиками на кисть руки и закрепите его в области запястья с помощью резинового кольца.
- Записывайте данные в течение 5-6 минут.
- Остановите регистрацию, нажав кнопку «Стоп» на панели инструментов и сохраните данные опыта.
- Снимите пакет с ладони, извлеките датчики.
- Возьмите другой пакет и снова соберите установку.
- Выполните новый опыт (с теми же параметрами).
- Начинайте регистрацию данных. Для этого нажмите кнопку «Старт» на панели инструментов. Показания датчиков будут отображаться на экране его в области запястья на экране в виде графика.
- Наденьте пакет с датчиками на кисть руки и закрепите его в области запястья с помощью резинового кольца или шнурка. Включите лампу и подвиньте её к пакету. Ведите запись данных в течение 5-6 мин.
- Остановите регистрацию, нажав кнопку «Стоп» на панели инструменов.
- Сохраните полученные результаты, нажав кнопку «Сохранить».
Анализ результатов эксперимента.
- Откройте файл первого эксперимента. Сравните температуру и влажность в начале и в конце опыта.
- Откройте файл второго эксперимента. Сравните температуру и влажность в начале и в конце опыта.
- Сравните влажность в конце первого и второго опыта.
Предварительный просмотр:
МКУ Управление образования Джидинского района
МБОУ «Цагатуйская СОШ им.Н.С.Сосорова»
Направление:
«Современная школа»: реализация ФГОС, внедрение инновационных образовательных технологий, формирование функциональной грамотности
на уровне общего образования
Пути развития исследовательских
умений и навыков младших школьников
Выполнила: Содбоева Кима Баторовна,
учитель начальных классов
2021г.
Введение
«Образован не тот, кто много знает, а тот,
кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания»
В.П.Вахтеров
Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не только выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. Воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. Стремление ребенка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, не пресекать всевозможными “нельзя”, “не тронь”, то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов детских исследований существенно расширяется. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Исследовательская деятельность младших школьников обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует универсальные учебные умения, способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебно – воспитательной деятельности. В её основе исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Истоки психолого-педагогических подходов к решению проблемы организации учебно-исследовательской деятельности школьников можно увидеть в трудах отечественных (Н.И.Новиков, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.) и зарубежных (А.Дистервег, Дж.Дьюи, Я.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.) педагогов – классиков. Методические и дидактические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении обоснованы Д.Б.Богоявленским, И.А.Ильницкой, И.Я.Лернером, М.И.Махмутовым, М.Н.Скаткиным; значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности описаны В.В. Давыдовым, А.И.Савенковым. В отечественной психологии существует богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности детей (П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Н.Ф.Талызина). По мнению В.В. Зеньковского, Н.С.Лейтес, А.Н. Поддьякова в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру. Опираясь на указанные научные труды, я организовала кружок «Маленькие банзаровцы» в честь знаменитого нашего земляка, первого бурятского ученого – Доржи Банзарова, который оставил глубокий след в памяти народа.
Актуальность данного опыта определяется:
– социальным заказом на творческую, самостоятельную личность;
– потребностью современной школы в применении педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников;
– необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности в учебно – воспитательном процессе начальной школы.
Новизна представленного опыта заключается в реализации детской исследовательской деятельности в традиционной школе, создании организационно-педагогических условий для этой деятельности, проведении подготовительного этапа создания школьного научного общества младших школьников.
Ведущая педагогическая идея состоит в том, что процесс формирования исследовательских умений младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) будет осуществлен учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при организации исследовательской деятельности и развитие их мотивации к исследовательской деятельности;
2) реализована через уроки, специальные занятия, педагогические технологии организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов.
Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.
Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.
Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:
- Развивать у учащихся навыки и умения логического и творческого мышления.
- Ознакомить обучающихся с методами научного поиска, их применением в собственном исследовании.
- Обучать грамотно оформлять научную работу, использовать ИКТ.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Ведущие методы:
игровой,
проблемный,
эвристический,
исследовательский.
Ожидаемые результаты:
Очень важно учитывать, что процесс обучения младших школьников умениям и навыкам учебного исследования рассчитан на обеспечение:
усвоения учениками исследовательских умений и использование их при последующем изучении школьных дисциплин:
видеть проблемы,
выдвигать гипотезы,
давать определение понятиям,
классифицировать,
наблюдать,
проводить эксперименты,
делать выводы и умозаключения,
добывать информацию,
проводить самостоятельное исследование,
делать сравнения,
давать оценку,
доказывать правильность точки зрения,
составлять внутренний план умственных действий;
применения полученных умений в реализации собственных интересов;
развития интересов младших школьников к процессу познания в целом;
личностное развитие обучающихся.
направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем
Основные этапы выполнения проектно-исследовательских работ учащихся:
- Мотивация;
- Выбор направлений исследований;
- Постановка задачи;
- Фиксация и предварительная обработка данных;
- Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
- Оформление результатов работы;
- Грамотное представление исследовательской работы;
Вся исследовательская деятельность учащихся, проводимая в нашем классе, и проекты детей выполнялись по этой схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов доминировал, какой-то сворачивался.
Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:
-Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;
-Эмпирические – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
-Теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований:
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
- Тема должна быть оригинальна;
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Следует запомнить, что выбор проекта – это только начало. Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, при сборе и обобщении материала, при доведении всего дела до логического завершения.
Известный специалист Д.Треффингер рекомендует нам, занимающимся с детьми исследовательской деятельностью, соблюдать следующие правила:
- Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
- На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
- Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
- Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
- Подходите ко всему творчески.
Разработка проекта является важной стадией работы ребенка, которая поможет ему больше узнать об исследуемом объекте. На каждой стадии работы по проекту детьми ведутся записи в индивидуальном рабочем журнале. В него заносятся все шаги, проходимые ребенком во время исследования.
На всех этапах работы исследовательской деятельности ребенка мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. В данном случае имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя:
- первым можно считать тот, что создает ребенок своей головой и руками – макет, отчет и тому подобное.
- второй – самый важный – педагогический – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новых психологических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных проектов. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый важный этап работы.
Защита – венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо всячески стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Научно-исследовательская работа в 1-4 классах.
При работе над исследованием необходимо поставить цели:
Образовательные:
- Сформировать у учащихся целостную картину мира;
- Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
- Познакомить детей с этапами деятельности;
- Сформировать речевые умения.
Воспитательные:
-Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
-Через содержание учебного проекта подвести учащихся к каким-то выводам.
Развивающие:
-Развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем;
-Развивать умения работать с дополнительной литературой, расширить кругозор;
-Развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.
Учебно-педагогические задачи:
-Создать условия для развития умения учиться на собственным опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта;
-Оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов;
- Научить рецензировать творческую работу одноклассника;
- Составить программу по выбранной теме.
Проекты в 1 классе имеют форму: выступления по сочинению. Выслушиваем каждого выступающего и делимся своими мыслями, взглядами на ту или иную точку зрения.
Во 2 классе – выполнение работы в виде рефератов. Проводится защита рефератов.
В 3 классе – знакомлю с методикой проведения учебных исследований. Здесь проводятся 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. Для проведения тренировочных занятий изготовила карточки с символическим изображением методов исследования: “подумать”; “задать вопросы”; “посмотреть в книгах”; “понаблюдать”; “посмотреть в других источниках”
На 1 этапе в исследовательский поиск вовлекается весь класс.
- 2 этап – по полученным картам, каждая группа приступает к своим обязанностям.
- 3 этап – прослушивание каждой группы.
- 4 этап – сбор собранных сведений, анализ и обобщение.
- 5 этап – рефлексия - что мы должны делать дальше?
- 6 этап – издание своего проекта – в виде газеты, брошюры, книжки-малютки и т.д.
В 4 классе – начинается индивидуальное научное исследование каждого учащегося.
План работы
Класс | Этапы | Сроки | Форма | Направление |
1 класс | 1 | 1 четверть | Каждый готовит выступление - сочинение | Тема: Тайна моего имени |
2 | 2 четверть | Тема: Вот моя деревня - вот мой дом родной | ||
3 | 3 четверть | Тема: Моя родословная | ||
4 | 4 четверть | Тема: Традиции моей семьи | ||
Летние каникулы | Мои летние каникулы | |||
2 класс | 1 | 1 четверть | Каждый готовит Реферат | Тема: Золотая осень. |
2 | 2 четверть | Тема: Самая любимая, самая красивая. | ||
3 | 3 четверть | Тема: Наши любимые четвероногие | ||
4 | 4 четверть | Тема: Фольклор. | ||
Летние каникулы | Тема: Мое географическое лето | |||
3 класс | 1 | 1 четверть | Подготовка проектов группой | Тема: Будущее нашей республики |
2 | 2 четверть | Тема: Я и мое здоровье. | ||
3 | 3 четверть | Тема: Охрана природы. | ||
4 | 4 четверть | Тема: Богатство нашего края. | ||
Летние каникулы | Выбор темы исследования и работа с литературой. | |||
4 класс | 1 | 1 четверть | Каждый готовит проект индивидуально | Проверка работ и индивидуальные консультации |
2 | 2 четверть | 1 предзащита. Индивидуальные консультации | ||
3 | 3 четверть | Защита проектов | ||
4 | 4 четверть | Выступления по разным инстанциям. |
Приступая к исследованию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.
Если ребенок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.
Развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал бы в будущем, способствует обогащению внутреннего опыта школьников.
В результате работы
учащиеся знают:
-структуру учебно – исследовательской деятельности учащихся;
- основное отличие цели и задач исследовательской работы; объекта и предмета исследования;
-структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
-основные информационные источники поиска необходимой информации;
-способы обработки и презентации результатов.
Учащиеся умеют:
Исследовательские умения
- генерировать идеи;
- выбирать лучшее решение;
Коммуникативные умения
- Сотрудничать в процессе деятельности,
- оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций.
Оценочные умения
- Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Информационные умения
- Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
- Структурировать информацию;
- Сохранять информацию.
Презентационные умения
- Выступать перед аудиторией;
- Отвечать на незапланированные вопросы;
- Использовать различные средства наглядности;
- Демонстрировать артистические возможности.
Рефлексивные умения
- Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»;
Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Менеджерские умения
- Проектировать процесс;
- Планировать деятельность- время, ресурсы;
-Принимать решения;
-Распределять обязанности при выполнении коллективного дела.
Возможные результаты («выходы» ) проектной деятельности младших школьников
- Реферат;
- Альбом, газета, гербарий;
- Журнал, книжка-раскладушка;
- Костюм, макет, модель, сувенир;
- Сценарий праздника;
- Учебное пособие.
Критерии успеха работы над проектом
Достигнут конечный результат.
Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
Результат проекта может быть использован другим коллективом.
Получено удовольствие от самой деятельности.
Начиная с первого класса, я стараюсь пробудить в ребятах стремление к самостоятельному познанию мира. Ведь сколько удивительного вокруг! Мимо скольких интересных событий мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий мир. Этому и учу детей.
Сама природа исследования требует от педагога принципиального изменения ролевой позиции: перехода с «капитанского мостика» руководителя образовательного процесса «на место» его равноправного участника. С первых дней работы с детьми забочусь о создании ситуации психологического комфорта, в которой дети чувствуют себя успешными, признанными. Это и уроки, и занятия кружка «Юный исследователь», экскурсии - путешествия по родному краю, познавательные игры «Что? Где? Когда?», интеллектуальные конкурсы.
Вывод:Участие детей в конкурсах способствовало развитию исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества. Многие дети увлеклись исследованием, им нравится наблюдать, экспериментировать. На уроках окружающего мира дети в реальном экспериментировании получили основные навыки планирования и проведения простейших экспериментов а также научились решать систему учебных задач, где решение первой учебной задачи приводило их к постановке следующей и так далее.
Внешними условиями, способствующими успешности исследовательской деятельности отмечены:
- проявление интереса, потребность в новых впечатлениях и знаниях;
- творческая атмосфера поиска в коллективе;
- решение познавательных, конкретных практических задач;
- самостоятельность учащихся при осуществлении исследования.
Результатом работы над исследованиями являются успешные выступления на школьной конференции «Это интересно», позже - участие на районной конференции «Первые шаги». Этот успех - общий! Это ведь здорово, когда ребенок чувствует себя способным, самостоятельным и в мыслях, и в действиях.
А теперь предлагаю вашему вниманию готовую исследовательскую работу моей ученицы Юндуновой Сансары, ученицы 2 класса МБОУ «Цагатуйская СОШ им.Н.С.Сосорова»
Введение
Моя мама, Юндунова Дарима Булатовна. Её удивительное и красивое имя Дарима – это имя ангела-хранителя, который всю жизнь будет оберегать человека..
Моя мама родилась в селе Верхний-Ичетуй Джидинского района. У мамы высшее образование. Она в данное время дома нянчится с моей сестренкой. Нас детей в семье четверо.
29 ноября вся страна отмечает День Матери. В этот день все дети поздравляют своих мам. Я решила поздравить свою маму. Какая она, моя мама? Я хотела написать красивые слова – поздравления. Я искала эти слова, комплименты моей маме, которые помогли ей понять, что она самая лучшая. Но красивые слова не шли мне в голову. Поэтому
Тема моей исследовательской работы называется «Комплименты для мамы»
Цель исследования: составить подборку красивых слов, помогающих понять, что моя мама самая лучшая
Задачи исследования: изучить влияние комплиментов на настроение людей и на их взаимоотношения
Объект исследования: слова-комплименты
Предметом исследования является поиск и систематизация слов-комплиментов
Гипотеза исследования: Я предполагаю, что с помощью подборки красивых слов можно легко сделать комплимент, составить поздравление, познакомиться с незнакомыми людьми, правильно подбодрить или утешить других.
Актуальность исследования заключается в том, что нам нужно развивать свою речь, чтобы научиться ясно выражать свои мысли и начинать это необходимо прямо сейчас, для того, чтобы на уроках литературы, истории, географии, обществознания, где нужно говорить, уметь давать распространенный ответ на вопрос, уметь рассуждать. Развивая свою речь, человек развивает свое мышление, учится находить свое место в социуме, становится увереннее в жизни, а, значит, и счастливее.
Методы исследования: поиск слов-комплиментов в стихотворениях, песнях, сказках, словарях; опрос одноклассников; практическое использование комплиментов по отношению к взрослым и детям и наблюдение за их реакцией; обобщение полученных результатов
Основная часть доклада.
1.Своё исследование я начала через поиск нужных слов из сказок.
В сказке «Крошечка – Хаврошечка» нашла такие слова: хорошие, ласковые. Вот отрывок из этой сказки: «На другой день снова пошла девушка к своей коровушке, обняла её, ласковые слова прошептала».
Отрывок из другой сказки: Пустился Иван-царевич дальше, наезжал на шатры белые, выходила к нему навстречу Марья Моревна, прекрасная королевна.
Я поняла, что эти красивые слова можно использовать для комплиментов маме.
2.Затем я начала искать красивые слова из стихотворений о маме.
«Всё она» А. Барто.
-Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
«Мама дорогая»
Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говорит
И игрушки вам дарит?
«Мама золотая».
Если, дети, вы ленивы
Непослушны, шаловливы,
Что бывает иногда,
-Кто же слёзы льёт тогда?
«Всё она, родная».
3.Третий этап моей работы заключался в поиске красивых слов в колыбельных песнях: Баю-баю-баю-бай
Спи, сыночек, засыпай!
Баю-баю-баиньки
Спи, сыночек, сладенький!
4.В детских песнях о маме отыскала слова: милая, солнечная, любимая.
Мамочка милая
Мама моя!
Пусть эта песенка
будет твоя.
Солнечная песенка
(сл. и муз. Матвиенко)
Солнечная песенка
Весело поётся,
Пусть мамочка любимая
Скорее улыбнётся!
5.С помощью Интернета нашёл «Словарь комплиментов для девушки» и «Комплименты женщине» выбрала из них самые красивые, затем расположила их в алфавитном порядке.
безупречная
бесценная
бодрая
божественная
волшебная
восхитительная
весёлая
великолепная
добрая
дорогая
жизнерадостная замечательная
идеальная
изумительная
изящная
исключительная искренняя
красивая
ласковая
любимая
милая
мягкая
нежная
неотразимая
неповторимая
не похожая на других обворожительная
обоятельная
понимающая
прекрасная
прелестная
рассудительная сказочная
удивительная
улыбчивая
утонченная
чудесная
шикарная
элегантная,
яркая
6.С помощью словаря комплиментов для мамы составила поздравление в виде акротекста «Мамочка»
Маленькая моя, мамочка!
Ангельский голос утешает меня,
Милосердная душа беспокоится обо мне.
Очаровательная улыбка подбадривает.
Чудесные глаза наполнены материнской любовью.
Красивая ты моя,
Аккуратная всегда во всём.
7.Своим одноклассникам я предложила анкету «Мы и комплименты»
Ι. Употребление слов-комплиментов детьми по отношению к маме
1.Как часто ты употребляешь слова-комплименты?
Часто
Иногда/в праздники
Никогда
2. В каком виде комплименты чаще используешь?
Письменно
Устно
3. Как ты себя чувствуешь, когда тебе говорят слова-комплименты?
Мне приятно
Мне неприятно
Мне безразлично
4. Как ты себя чувствуешь, когда ты говоришь слова-комплименты?
Мне приятно
Мне неприятно
Мне безразлично
5. Легко ли находишь слова для комплиментов?
Да
Нет
8. Своим одноклассникам я дала такое задание:
-Нарисовать две ромашки.
-В первой ромашке записать в лепестках прилагательные-комплименты маме, используя любую помощь в поиске нужного слова.
- Во второй ромашке выполнить это же задание с помощью моего словаря комплиментов.
9. Определила роль словаря в подборе комплиментов
Анализ результатов показал, что все мои одноклассники любят получать комплименты и любят говорить красивые слова другим, но порой им не хватает нужных слов, смелости и чуткости.
Заключение
В конце проделанной работы я сделала такой вывод:
Есть прекрасные слова в русском языке, которые поддерживают человека в самые трудные и самые радостные моменты его жизни. Эти слова всегда должны быть рядом. Я всем советую завести себе словарь красивых слов и почаще им пользоваться, чтобы научиться находить в окружающих нас людях хорошее и об этом правильно говорить. И всё таки я с помощью своего словаря я составила поздравление маме в виде ромашки:
Придумала такой синквейн:
Мама
Милая добрая
Любит воспитывает помогает
Самый драгоценный человек в жизни
родитель
Использованная литература исследовательской работы
- Ресурсы Интернета
http://www.solnet.ee/,дет. Портал. «Солнышко»/Стихи о маме, Колыбельные песни.
http://s-g.blog.ru/89614275/html «словарь для комплиментов для девушки»
http://beantiful_all.narod.ru/skazki/ skazki.ht ml, сайт «Мир моей души»/Русские народные сказки
Использованная литература:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский дом Ш. Амонашвили,1996. – С.495.
2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.– С.214.
3. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. - Томск, Пеленг, 1995.
4. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование.– №10.– 1999.– С. 152-158.
5.. Поддъяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис-я д-ра психолог. наук. – Москва, 2001. – С. 350
6. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.
7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2004. – С. 80.
8. Савенков А. И. Учебные исследования в начальной школе. // Нач. шк. – №12. – 2000. – С. 101-108.
9. Семёнова Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников. Дис-я на соискание учен. степ. кандит. педаг. наук. ГОУ ВПО «Томский гос. пед. университет». Томск. – 2007. – С. 203.
Аннотация
Исследовательская работа рассчитана для учащихся начальных классов. Данная работа нацеливает на самостоятельную исследовательскую работу, формирует навыки анализа. Развивает потребность совершенствовать и обогащать речь. Расширяет знания учащихся о произведениях разного жанра и формирует умение работать с книгой. Способствует развитию речи учащихся, развивает творческие навыки младших школьников.
Директор школы:____________/Доржиев Б.Ц./
.
Содбоева Кима Баторовна, учитель начальных классов
МБОУ «Цагатуйская СОШ им.Н.С.Сосорова»
Пути развития исследовательских
умений и навыков младших школьников
- Исследовательская деятельность младших школьников обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует универсальные учебные умения, способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.
- Актуальность данного опыта определяется:
– социальным заказом на творческую, самостоятельную личность;
– потребностью современной школы в применении педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников;
– необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности в учебно – воспитательном процессе начальной школы.
- Новизна представленного опыта заключается в реализации детской исследовательской деятельности в традиционной школе, создании организационно-педагогических условий для этой деятельности, проведении подготовительного этапа создания школьного научного общества младших школьников.
- Ведущая педагогическая идея состоит в том, что процесс формирования исследовательских умений младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) будет осуществлен учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при организации исследовательской деятельности и развитие их мотивации к исследовательской деятельности;
2) реализована через уроки, специальные занятия, педагогические технологии организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов.
5. Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.
Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:
- Развивать у учащихся навыки и умения логического и творческого мышления.
- Ознакомить обучающихся с методами научного поиска, их применением в собственном исследовании.
- Обучать грамотно оформлять научную работу, использовать ИКТ.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
6.Основные этапы выполнения проектно-исследовательских работ учащихся.
7. Разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы.
8. Ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков.
9. Защита – венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
10. В результате работы учащиеся знают, умеют…
11. Вывод:Участие детей в конкурсах способствовало развитию исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества. Многие дети увлеклись исследованием, им нравится наблюдать, экспериментировать. На уроках окружающего мира дети в реальном экспериментировании получили основные навыки планирования и проведения простейших экспериментов а также научились решать систему учебных задач, где решение первой учебной задачи приводило их к постановке следующей и так далее.