МО "Естественно-математического цикла"
План МО и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_mo_emts.docx | 51.89 КБ |
plan_tsentra_tochka_rosta_2023-2024.docx | 16.53 КБ |
struktura_sistemy_otsenki.docx | 17.43 КБ |
rabota_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ
ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
на 2023-2024 учебный год
Методическая тема объединения: «Реализация обновлённых ФГОС ООО, ФГОС СОО как приоритетное направление в преподавании предметов естественно-математического цикла».
Цели:
- Расширение профессиональных знаний и совершенствование практических умений педагогов в области инновационных педагогических технологий в условиях реализации обновлённых ФГОС.
- Применение системно-деятельностного подхода c целью повышение эффективности преподавания предметов естественно математического цикла.
- Создание условий для развития успешности одаренных детей.
- Обобщение опыта.
- Создание необходимых условий для обеспечения инновационной педагогической практики учителей, самообразования и обобщения передового педагогического опыта;
- Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся.
Задачи:
- Изучить нормативно-правовую базу ОО в условиях внедрения ФОП ООО и ФОП СОО.
- Совершенствовать предметные и мета предметные компетенции педагогов.
- Повышать профессиональное мастерство педагогов через самообразование, участие в методических семинарах, педсоветах, конференциях, использование современных информационных технологий.
- Формировать единый подход к решению актуальных педагогических проблем, стоящих перед учителями в рамках реализации ФГОС, в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации.
- Совершенствовать технологии и методики работы с одаренными детьми.
- Развивать содержание образования в области предметов естественно-математического цикла в том числе путем интеграции основного и дополнительного образования.
- Использовать возможности цифровой образовательной среды при проведении уроков и внеурочных мероприятий.
- Изучать обновленные требования ФГОС СОО, вступающих в силу с 01.09.2023 г
Основные направления работы ШМО на 2023 – 2024 учебный год
- Повышение методического уровня. Работать над повышением профессионального, методического уровня учителей;
- Изучение материалы по реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО. Повышать профессиональную компетентность педагогов по внедрению ФГОС.
- Изучение инновационные технологии в обучении предметов естественноматематического цикла.
- Проведение открытых уроков с применением различных методик преподавания предметов.
- Участие в профессиональных конкурсах и фестивалях.
- Участие в работе педагогических советов, научно-практических конференций, семинаров различных уровней .
- Использование опыта других учителей.
- Обобщение и распространение опыта работы учителей ШМО.
- Повышение квалификации: обучение на различных очных и дистанционных курсах повышения квалификации учителей
- Реализация концепции математического образования и внедрение ФГОС СОО. Совершенствование системы работы со слабоуспевающими детьми.
- Развитие методических компетенции учителя и применение их в процессе обучения
- Продолжить начатую работу с одарёнными детьми, всесторонне использовать научно-исследовательскую, проектную, творческую работу в разных возрастных группах школьников, с принятием участия в олимпиадах и конкурсах различных уровней
- Использовать на уроках естественно-математического цикла инновационные технологии.
Формы работы ШМО:
- Тематическое заседание, семинары, мастер-классы.
- Индивидуальная работа с одаренными и слабоуспевающими обучающимися.
- Проведение общешкольных мероприятий естественно-математической направленности
- Участие в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях
- Проведение открытых уроков
- Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Работа с одаренными детьми.
- Выявление одаренных детей по результатам творческих заданий по предмету, олимпиадам.
- Организация индивидуальных занятий с одаренными детьми.
- Привлечение способных детей на дополнительные занятия по предмету.
- Обучение учащихся работе с научной литературой, со справочниками по предмету; использованию Интернета для получения дополнительного материала.
- Подготовка и участие в конкурсах, очных и заочных олимпиадах по предмету.
Ожидаемые результаты работы:
- овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с обновлёнными ФГОС ООО и ФГОС СОО ;
- создание условий в процессе обучения для развитие творческой активности обучающихся.
- формирование представлений о дисциплинах естественно - математического цикла как части общечеловеческой культуры, понимания значимости их для общественного процесса.
- рост качества знаний учащихся;
- повышение познавательного интереса обучающихся к предметам;
Основные функции ШМО:
- оказание практической помощи педагогам;
- поддержка педагогической инициативы, инновационных процессов;
- изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
- ознакомление с анализом состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного контроля;
- разработка рекомендаций по здоровьесберегающим технологиям в процессе обучения;
- взаимопосещение уроков по определенной тематике с последующим анализом;
- организация открытых уроков;
- ознакомление с методическими разработками по предметам, анализ методики преподавания;
- изучение актуального педагогического опыта;
- отчеты о профессиональном образовании, работа педагогов по повышению квалификации в институтах;
- организация и проведение месячника «Парад наук»;
- укрепление материальной базы и приведение средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предмету, к соответствию современным требованиям к образованию.
Раздел 1. Организационно-педагогическая деятельность
П/п | Мероприятие | Сроки | Ответственный | Выход |
1 | Утверждение плана работы ШМО на 2023- 2024 учебный год. | Август | Руководитель ШМО | План работы ШМО |
2 | Создание банка данных учителей предметников ШМО | Сентябрь-октябрь | Руководитель ШМО | См. характеристика кадрового потенциала ШМО |
3 | Проведение заседаний ШМО | В течение года | Руководитель ШМО | План заседаний ШМО |
4 | Участие в педагогических советах школы, методических семинарах, заседаний муниципальных предметных секций, районных предметных олимпиадах, дистанционных олимпиадах. | В течение года | Члены ШМО | План работы школы, план работы ШМО и РМО по предметам |
5 | Утверждение тем самообразования | сентябрь | Члены ШМО | См. раздел «Тема самообразование учителей» |
6 | Анализ работы ШМО за 2023-2024 уч. год | май 2024г | Руководитель ШМО | Анализ работы ШМО |
7 | Составление плана работы ШМО на 2024-2025 учебный год | Май- август 2024г | Руководитель ШМО, зам. директора по УВР | План работы ШМО |
8 | Организация взаимопосещения уроков | В течении года | Члены ШМО | График взаимопосещений |
Раздел 2. Учебно-методическая деятельность
П/п | Мероприятие | Сроки | Ответственный | Выход |
1 | Изучение инструктивно-методических писем МОиН РФ | В течение года | Зам. директора по УВР | Информация ШМО |
2 | Разработка и обсуждение рабочих программ по предметам | Август | Руководитель ШМО Члены ШМО | Рабочие программы членов ШМО |
3 | Разработка и обсуждение рабочих программ по внеурочной деятельности | Август | Руководитель ШМО Члены ШМО | Рабочие программы членов ШМО |
4 | Подборка дидактического обеспечения учебных программ | В течение года | Члены ШМО | Методическая копилка членов |
5 | Подготовка и участие в диагностических работах по математике. | Сентябрь - октябрь | Руководитель ШМО | Анализы контрольных работ |
6 | Организация подготовки и участие в ВПР, в годовых работах по предметам | декабрь, апрель, май работ | Замдиректора по УВР Члены ШМО | График проведения контрольных |
7 | Участие в работе ШМО и педагогических советов | В течение года выступления | Члены ШМО | Конспект |
8 | Проведение открытых уроков и мастер – классов, взаимопосещений | В течение года | Члены ШМО | Конспект урока, обсуждение членами ШМО |
9 | Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов | В течение года | Члены ШМО | Протокол |
Раздел 3. Мероприятия по усвоению обязательного минимума образования по предметам
П/п | Мероприятие | Сроки | Ответственный | Выход |
1 | Организация и проведение контроля выполнения учебных программ, обязательного минимума содержания образования, корректирование прохождения программ по предметам | Ноябрь Февраль Апрель Май | Руководитель ШМО, члены ШМО | Справка |
2 | Участие в работе малых педсоветов по предварительной итоговой успеваемости учащихся за триместры, год | По окончании триместра, года. | Руководитель ШМО | Протокол педсовета |
3 | Осуществление контроля выполнения практической части учебной программы | Ноябрь, февраль, апрель, май | Руководитель ШМО | Справка |
4 | Оказание консультативной помощи при подготовке к экзаменам по предметам естественно- математического цикла | Апрель – июнь | Члены ШМО | График консультаций |
Раздел 4. Организация внеклассной работы по предметам
П/п | Мероприятие | Сроки | Ответственный | Выход |
1 | Участие в организации и проведении научно практических конференций | По графику школы | Члены ШМО | План работы школы |
2 | Участие обучающихся в дистанционных олимпиадах, школьных предметных конкурсах | В течение года | Члены ШМО | Информация |
3 | Организация и анализ проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам | Сентябрь, Октябрь | Члены ШМО | Итоги результатов |
4 | Организация участия обучающихся в олимпиаде школьников. | В течение года | Члены ШМО | Приказ администрации школы |
Раздел 5. Характеристика кадрового потенциала.
№ | Ф.И.О. УЧИТЕЛЕЙ | ПРЕПОДАВАЕМЫЙ ПРЕДМЕТ | КАТЕГОРИЯ | ГОД АТТЕСТАЦИИ | СТАЖ РАБОТЫ | ОБРАЗОВАНИЕ |
1 | Содбоева Кима Баторовна | Биология, химия | Нет | - | 10 лет | Высшее |
2 | Аюшеева Наталья Жамсарановна | Математика, физика | Первая | 2019 | 33 года | Высшее |
3 | Занаева Татьяна Дамбаевна | География | Первая | 2020 | 34 | Высшее |
4 | Шарапова Арюна Санжиевна | Математика | Первая | 2020 | 12 | Средне-специальное |
5 | Гармаева Баярма Гомбосуруновна | Математика, физика | Нет | - | 1 год | Высшее |
6 | Базаржапова Саяна Солбоновна | Информатика, технология | Нет | - | 1 год | Средне-специальное |
Раздел 6. Работа по самообразованию
№ | ФИО | Тема |
1 | Содбоева Кима Баторовна | «Освоение современных педагогических технологий как средства повышения качества обучения по предмету» |
2 | Аюшеева Наталья Жамсарановна | Формировать и развивать у учащихся навыки обобщения теоретического материала через опорные конспекты |
3 | Занаева Татьяна Дамбаевна | Тестовый контроль знаний как метод подготовки учащихся к итоговой аттестации в условиях ФГОС ООО |
4 | Шарапова Арюна Санжиевна | Применение современных технологий на уроках математики" |
5 | Гармаева Баярма Гомбосуруновна | Активные формы и методы работы на уроках математики в условиях введения ФГОС |
6 | Базаржапова Саяна Солбоновна | Совершенствование преподавания информатики, используя различные методы |
План заседаний ШМО учителей естественно-математического цикла на 2023-2024 учебный год
Заседание | Тематика заседания | Срок проведения | Ответственный |
I | Тема: Содержание и основные направления деятельности МО на 2023 - 2024 уч. г. 1. Анализ работы ШМО за 2022-2023 учебный год. 2. Обсуждение и утверждение плана работы МО на предстоящий учебный год. 3 .Обсуждение рабочих программ по предметам естественно математического цикла и по внеурочной деятельности. 4. Изучение обновленного ФГОС. 5. Порядок проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2023-2024 учебном году. 6. Обсуждение результатов государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ за прошедший учебный год. Пути повышения качества подготовки к ГИА. 7. Готовность учителей к работе на платформе «Моя школа». Прохождение курсов по работе с этим сервисом. | Август | Руководитель ШМО Учителя - предметники |
Работа между заседаниями | Сентябрь- ноябрь | Учителя - предметники | |
1. Адаптация пятиклассников 2. Участие в школьном этапе ВсОШ по предметам цикла. 3. Подведение итогов школьного этапа олимпиады. 4. Работа по единой методической теме: ««Реализация обновлённых ФГОС ООО, ФГОС СОО как приоритетное направление в преподавании предметов естественно математического цикла». 5. Взаимопосещение уроков, с целью повышения эффективности преподавания и обмена опытом. 6. Новый формат аттестации учителей. | |||
II | Тема: «Творческие задания на уроках и во внеурочное время»
| Ноябрь | Руководитель ШМО, Учителя - предметники |
Работа между заседаниями | Ноябрь-февраль | Учителя - предметники | |
| |||
III | Тема: «Использование межпредметных связей на уроках естественно-математического цикла». 1 Межпредметные связи – инструмент межпредметной интеграции. Доклады учителей - предметников 2 Привлечение одаренных детей к творческой деятельности через исследовательские работы, проектную деятельность. 3. Методическое выступление: «Применение проектного обучения на уроках технологии». (Захарова Е.А.) 4. Компетентностный подход в процессе преподавания предметов естественно-математического цикла. 5. Методическое выступление: «Использование нестандартных форм проведения уроков ОБЖ в контексте компетентностного подхода в образовании». (Панова М.М.) 6. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по итоговой аттестации учащихся 9 классов. Методическое сопровождение. Дидактическое сопровождение ОГЭ - работа с сайтом fipi.ru . Анализ промежуточного тестирования в форме ОГЭ 7. Итоги 2 триместра. Анализ деятельности учителей по повышению качества знаний обучающихся. 8. Об особенностях преподавания предметов ЕМЦ в условиях внедрения обновлённых ФГОС СОО. февраль Руководитель ШМО Учителя - предметники | ||
Работа между заседаниями | Февраль-апрель | Учителя - предметники | |
| |||
IV | Тема: «Результаты деятельности педагогического коллектива по совершенствованию образовательного процесса». 1. Итоги 3 триместра. Анализ деятельности учителей по повышению качества знаний обучающихся. 2. Результативность платных групповых занятий по подготовке к ОГЭ в 2023. Обмен опытом работы. 3. Разработка методических рекомендаций по отдельным предметам по обновленным ФГОС СОО. 4. Методическое выступление: «Оптимизация учебновоспитательного процесса при изучении физики в условиях новых ФГОС ООО и ФГОС СОО». (Гарбарук И.А.) 5. Подготовка к ВПР, ее результативность. 6. Организация системы работы по предупреждению пробелов в знаниях учащихся. | май | Руководитель ШМО Учителя - предметники |
Работа между заседаниями | Май-июнь | Учителя - предметники | |
| |||
V | Тема: ««Анализ результатов деятельности». 1. Портфолио учителей и обучающихся. (Результаты участия педагогов, обучающихся в конкурсах за 2023-2024 учебный год) 2. Краткий самоанализ работы учителей ШМО за прошедший учебный год по теме самообразования. Июнь Руководитель ШМО Учителя - предметники 3. Предварительный анализ работы ШМО в 2023-2024 учебном году. 4. Перспективный план работы и задачи ШМО на 2024 – 2025 учебный год |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Цагатуйская СОШ
им. Н. С. Сосорова»
приказ от __________ № ______
____________ Б. Ц. Доржиев
План работы Центра «Точка роста» на 2023-2024 учебный год
№ | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | ||
Ӏ. Проведение совместных мероприятий для обучающихся и педагогических работников | |||||
1 | Обновление содержания преподавания основных общеобразовательных программ по предметным областям, «Биология», «Химия», «Физика» | Август 2023 | Руководитель | ||
2 | Реализация программ внеурочной деятельности | В течение года | Педагоги центра | ||
3 | Реализация программ дополнительного образования. | В течение года | Педагоги центра | ||
4 | Открытая презентация зон Центра «Точка роста», кружков, объединений центра для учащихся 5 –х классов | Сентябрь 2023 | Руководитель центра | ||
5 | Знакомство с оборудованием «Точка роста». | Сентябрь | Педагоги центра | ||
6 | Турниры по шахматам | В течение года | Педагоги центра | ||
7 | Проведение предметно - методических недель по биологии, химии и физики | В течение года | Педагоги центра | ||
8 | Подготовка к участию обучающихся Центра «Точка роста» к мероприятиям муниципального, областного и всероссийского уровня | В течение года | Педагоги центра | ||
9 | Круглый стол «Анализ работы за 2023- 2024 учебный год» | Май 2024 | Руководитель, педагоги Центра | ||
10 | Разговоры о важном | В течение года | Педагоги | ||
11 | Профориентационная программа «Билет в будущее» | В течение года | Педагоги | ||
12 | Планирование работы на 2024-2025 учебный год | Июнь 2024 | Руководитель центра | ||
ӀӀ. Участие в семинарах, вебинарах | |||||
13 | Участие педагогов Центра в семинарах и вебинарах | В течение года | Руководитель Центра | ||
ӀӀӀ. Популяризация национального проекта «Образование» | |||||
14 | Своевременное создание и обновление информации одеятельности Центра «Точка роста» на официальном сайте школы | В течение года | Руководитель Центра | ||
15 | Освещение мероприятий Центра «Точка роста» через интернет каналы и социальные сети | В течение года | Педагоги | ||
ӀV. Вовлечение обучающихся в различные формы сопровождения и наставничества | |||||
16 | Проведение дней самоуправления в Центре «Точка роста» | В течение года | Учителя предметники | ||
V. Развитие проектной деятельности обучающихся за счет ресурсов Центра «Точка роста» | |||||
17 | Защита индивидуальных проектов обучающихся Центра «Точка роста» | Апрель-май 2024 | Педагоги Центра |
Предварительный просмотр:
Современный молодой человек объективно вынужден быть личностью более мобильной, информированной, критически и творчески мыслящим, а значит и более мотивирован к самообучению и саморазвитию.
Соответственно контроль результатов обучения является одной из важнейших компонентов процесса обучения. Я использую критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений, учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Структура системы оценки:
– предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
– метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
– личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.)
В педагогических измерениях выделяю три уровня результатов образования
Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях.
Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится учитель, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.
Третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.
Особенности системы оценивания образовательных достижений:
- Комплексный подход к оценке результатов образования;
- Использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- Оценка успешности учащихся в освоении содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- Оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- Использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, сочетание накопленной и итоговой оценки;
- Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Методы и формы оценивания предметных результатов
1. Стартовая диагностика Стартовые («входные») проверочные работы по учебным предметам провожу в начале учебного года, полугодия, на первых уроках нового раздела учебной дисциплины. Цели данного контроля:
· проверка ранее полученных знаний и освоенных умений обучающихся;
· изучение уровня готовности обучающихся к восприятию нового материала.
По итогам стартового контроля составляется индивидуальный маршрутный лист, позволяющий следить за усвоением материала, в котором допущены ошибки; проектируется изучение нового материала, либо предусматривается повторение, организуются межпредметные связи, актуализируются знания, невостребованные до того времени
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
на уроках биологии, химии и во внеурочное время
Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает в жизни; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть востребованным.
Одной из задач духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основной школы является:
вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, самоопределения, в проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию.
Исходя из этого, считаю, что необходимо создать такие условия для воспитания и развития, когда учащиеся будут активно познавать мир, применять знания на практике, реально ощущая результат своей деятельности.
В этом придерживаюсь мнения писателя А. Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать!»
Курс биологии и химии, внеурочной деятельности играет большую развивающую и воспитательную роль.
Исходя из указанной цели, ставлю следующие задачи:
1. Создать условия для развития познавательного интереса и мыслительной активности школьников.
2. Сформировать навыки и умения в работе с учебной и дополнительной литературой, обучить анализу материала и оформлению сообщения, доклада, реферата.
3. Развить умение у обучающихся выявлять проблемы, находить пути их решения, обосновывать свои выводы.
4. Обосновать эмоционально-ценностное отношение школьников к процессу изучения биологии, потребности в творческой самореализации, самообразовании, саморазвитии.
Творческие способности не есть знания, умения и навыки, но они обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и использование их на практике. В результате анализа психолого-педагогической литературы выявлены следующие показатели сформированности творческих способностей учащихся:
- уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей: внимания, памяти, воображения;
- запас знаний и умений, их качество;
- уровень развития мышления ученика, сложность умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
- владение приемами поисковой, исследовательской и творческой деятельности.
На основании теоретических и эмпирических обобщений можно определить качественные характеристики показателей и критериев творческой активности на низком, среднем и высоком, уровнях. Низкий уровень развития творческой активности характеризуется отсутствием познавательного интереса.
Ученик активен при условии сотрудничества с учителем, зависимости от его помощи и поддержки, нуждается во внешней мотивации. Подростков с высоким уровнем развития творческой способности отличает устойчивый познавательный интерес, возникающий вне зависимости от внешних требований. Как правило, у них есть идея и желание воплотить ее. Подростки этого уровня склонны к экспериментированию, моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов. Они являются хорошими генераторами идей, их деятельность отличает высокая степень новаторства.
Основной постулат науки и практики развития теоретического мышления должен быть простым: всё подвергай сомнению. Только в этом случае есть шансы на успех в научной деятельности, как, впрочем, и в любой другой. Задача педагога как раз и заключается в том, чтобы научить детей приемам и методам анализа теории в сравнении с фактами и гипотезами.
На уроках и во внеурочной деятельности особое внимание уделяю созданию условий для развития творческих способностей обучающихся. Осуществляя дифференцированный подход, руководствуюсь следующими требованиями:
- создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
- активное общение с учащимися, учебный процесс должен быть мотивирован, каждый ученик учится в силу своих возможностей и способностей, знает, что от него требуют и ждут;
- уровень усвоения программы должен соответствовать возможностям ученика.
На уроках использую разноуровневые дидактические материалы.
Первый уровень соответствует базовому уровню согласно требованиям учебной программы. Это обязательная часть задания.
Второй уровень соответствует повышенному уровню и выполняется только после успешного усвоения предыдущего блока. Эта часть задания не является обязательной для всех и выполняется избирательно учащимися. Второй уровень предполагает не только выполнение заданий по отработке учебного материала, но и развитие речи, логического мышления.
Третий уровень – творческий. Он предполагает задания повышенной трудности, проверяет умение логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы. Обучающиеся могут выполнить все задания трёх уровней, либо часть заданий.
Переход с одного уровня сложности на другой развивает познавательную активность учащихся: дети стремятся самостоятельно выполнять все предложенные задания. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи каждому ученику. Такая самостоятельная работа имеет важное воспитательное значение: она приучает детей к обязательному выполнению всех заданий, поддерживает на должном уровне их активность, формирует самостоятельность в принятии решений и ответственность.
Сегодня, в условиях реализации ФГОС проектная деятельность является ведущей для развития творческих навыков учащихся на уроке и во внеурочное время.
Под творческим проектом понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
При защите проектов использую разнообразные приемы усвоения материала учащимися: прошу заполнить кроссворд, выполнить тест, вставить пропущенные слова в предложенный текст, подписать немой рисунок, дорисовать схему, составить сравнительную таблицу, решить задачу, составить синквейн и тд.
Учебного времени, отведенного учебным планом на изучение той или иной темы, бывает не всегда достаточно, поэтому говорить о возможности формирования информационной культуры учащегося на аудиторных занятиях не приходится. Для этого необходимо вовлекать учащегося во внеурочную деятельность, направлять эту деятельность на самообучение, саморазвитие, самовоспитание, на формирование своей информационной культуры.
Конечно, не все мои ученики станут биологами или химиками, но каждому придется принимать участие в решении проблем нашей планеты. Ведь, наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. И главная функция науки – исследование. Мои учащиеся активно включаются в исследовательскую деятельность.
Мои ученики работают над исследовательским проектом, где каждый ребенок имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. В ходе работы над исследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.
Учащиеся, посещающие элективные курсы, мотивированы на предмет, активно участвуют в проведении и организации внеклассных мероприятий по географии.
Применение в моей педагогической практике активных методов обучения позволило:
-разнообразить используемые формы обучения, способствующие развитию у учащихся интереса к биологическим знаниям.
-дифференцировать обучение, избавиться от ориентировки на «среднего» ученика.
-увеличить время на самостоятельную работу, что способствует сознательному обучению, прочности усвоения знаний, развитию стремления учащихся к самообразованию и творческой реализации.
Конечная цель моей работы - получение прочных знаний, применение их на практике, успешная сдача государственных экзаменов, продолжение обучения учащихся в других учебных заведениях. Самым главным, на мой взгляд, является тот факт, что дети с увлечением изучают биологию и химию, применяют полученные знания в повседневной жизни, способны видеть красоту окружающего мира, понимать взаимосвязи и закономерности природы, а значит жить в ладу с собой и окружающим миром.
Результативность участия детей в олимпиадах, конкурсах, НПК
Год | Наименование | Уровень | Место |
2021 | Дистанционная научно-практическая конференция «Серебряная альфа» в номинации «Биология - животный мир» | Республиканская | Участие |
2021 | Дистанционная научно-практическая конференция «Серебряная альфа» в номинации «Биология - растительный мир» | Республиканская | Участие |
2021 | Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии | МБОУ «Цагатуйская СОШ им. Н. С. Сосорова» | Победитель |
2021 | Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии | МБОУ «Цагатуйская СОШ им. Н. С. Сосорова» | Победитель |
2021 | Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников | МБОУ «Цагатуйская СОШ им. Н. С. Сосорова» | Победитель |
2021 | Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии | МБОУ «Цагатуйская СОШ им. Н. С. Сосорова» | Победитель |
2022 | Всероссийская олимпиада школьников по предмету экология | Муниципальный | 3 место |
2022 | Всероссийская олимпиада школьников по предмету биология | Муниципальный | 3 место |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | Диплом Ⅰ степени |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | Диплом Ⅰ степени |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | Диплом Ⅰ степени |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | Диплом ⅠⅠ степени |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | Диплом ⅠⅠⅠ степени |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | Диплом ⅠⅠⅠ степени |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2022 | Всероссийский конкурс Эко диктант | АНО «Равноправие» | |
2023 | Всероссийская олимпиада школьников по предмету экология | Муниципальный | Диплом ӀӀӀ степени |
2023 | Всероссийская олимпиада школьников по предмету химии | Муниципальный | Диплом ӀӀ степени |
2023 | Всероссийская олимпиада школьников по предмету экология | Муниципальный | Участие |
2023 | Всероссийская олимпиада школьников по предмету экология | Муниципальный | Участие |
2023 | Всероссийская олимпиада школьников по предмету экология | Муниципальный | Участие |
2023 | Всероссийская олимпиада школьников по предмету химии | Муниципальный | Участие |
2023 | Всероссийская олимпиада школьников по предмету химии | Муниципальный | Участие |
2024 | Межрегиональный конкурс по химии, биологии и физике «Квест - игра» | Межрегиональный | Участие |
2024 | Межрегиональный конкурс по химии, биологии и физике «Квест - игра» | Межрегиональный | Участие |
2024 | Межрегиональный конкурс по химии, биологии и физике «Квест - игра» | Межрегиональный | Участие |
2024 | Межрегиональный конкурс по химии, биологии и физике «Квест - игра» | Межрегиональный | Участие |
2024 | Межрегиональный конкурс по химии, биологии и физике «Квест - игра» | Межрегиональный | Участие |
2024 | Межрегиональный конкурс по химии, биологии и физике «Квест - игра» | Межрегиональный | Участие |
2024 | Межрегиональный конкурс по химии, биологии и физике «Квест - игра» | Межрегиональный | Участие |
2024 | Межрегиональный конкурс по химии, биологии и физике «Квест - игра» | Межрегиональный | Участие |