Условия формирования инклюзивного пространства в образовательной организации

Жерихова Ольга Викторовна

Условия формирования инклюзивного пространства в образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zherihova_olga_viktorovna_samostoyatelnaya_rabota.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

городского округа Королёв Московской области

«Учебно-методический образовательный центр»

Самостоятельная работа

Выполнила слушатель курса 

«Организация и содержание

инклюзивного образования

в дошкольной образовательной  организации»

Жерихова Ольга Викторовна

МАДОУ № 39

Преподаватель: Любезнова Л.В.

Королев, 2022

Условия формирования инклюзивного пространства в образовательной организации

В России инклюзивное образование делает только первые шаги, в то время как во многих странах большинство современных учебных заведений являются инклюзивными. Так же оно обязывает создать гибкую адаптивную образовательную среду, которая может соответствовать образовательным требованиям каждого учащегося.

Инклюзивное образовательное пространство - это интегративная единица социального пространства, представленная системой структурных компонентов и блоков, определяющих специфику ее содержания, в которой в доступном для каждого участника формате реализуются образовательные и межличностные отношения, обеспечиваются возможности личностного и социального развития, социализации, саморазвития и самоизменения. Следовательно, в инклюзивном образовательном пространстве должно проходить целостное восстановление образовательного процесса на основе установленных связей между искусственно разделенными компонентами.

Ключевым условием инклюзивного образовательного пространства является его доступность не только в рамках безбарьерной среды архитектуры здания, но и открытость к изменению содержания образовательных компонентов (программ, методов, технологий), а также равноправное включение в общий образовательный процесс всех субъектов пространства (учителей, специальных педагогов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, учащихся с особыми образовательными потребностями, их нормативно развивающихся сверстников, родителей, общественные организации).

Организацию инклюзивного образовательного пространства можно представить следующим образом:

- органы управления, которые обеспечивают нормативно-правовую базу (организационное обеспечение),

- образовательные учреждения, в которых создается безбарьерная среда (материально-техническое обеспечение),

- педагогический коллектив (кадровое обеспечение: комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа),

- реализация адаптированных образовательных программ (программно-методическое обеспечение образовательного процесса: программа коррекционной работы и адаптированная образовательная программа),

- учащиеся с ограниченными возможностями здоровья и/или особыми образовательными потребностями,

- учащиеся без особых образовательных потребностей (не имеющие нарушений в развитии),

- родители, принимающие активное участие в процессе образования детей путем сотрудничества с образовательными учреждениями, а также создавая сообщества и объединения (обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей и родителей),

- общественные организации, которые могут оказывать методическую поддержку, правовое информирование, а также содействовать в поисках спонсора.

Таким образом, для внедрения инклюзии в образовательные организации необходимо создать условия организации инклюзивного пространства так, что бы учащиеся с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями становились непосредственными участниками данного пространства, принимая участие в его становлении и организации.  Инклюзивное пространство должно быть направленно на социализация детей с ОВЗ и адаптация их в самостоятельной жизни.

Список использованной литературы

1. Адеева Т.Н. Психологическая готовность к инклюзивному образованию педагогов и родителей различных категорий детей - Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. - 82 с.

2. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании, Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. -С. 83-92.

3. Близнюк О.А. Сенченков Н.П. Понятия «инклюзивная образовательная среда», «инклюзивное образовательное пространство»: сходства и различия, Человек и образование, 2020

4. Горбунова С. Г. Инклюзивное образование: риски и задачи // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 540-542

5. Комплексное сопровождение субъектов инклюзивного образовательного пространства: монография с международным участием / И.В. Гурьянова, С.Н. Испулова, Е.А. Клещева, Н.И. Кузьменко, Г.В. Слепухина, Д.А. Халикова. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017. - 132 с.

  1. Кукушкина Ю. А. Условия эффективной реализации психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики / Ю. А. Кукушкина // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Москва, 25–26 марта 2021 года. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2021. – С. 86-90.

6. Назарова Н.М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции Психологическая наука и образование. 2011. №3. - С. 5-11

  1. Насибуллина А. Д. Влияние родительского отношения на процесс адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям инклюзивной среды дошкольной образовательной организации // Научный журнал на тему: Психологические науки, Науки об образовании «Проблемы современного педагогического образования». 2021. №73-2.

7.  Симаева И.Н. Хитрюк В.В. Проблемы готовности к инклюзивному образованию родителей обучающихся, Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2015. - Вып. 11. - С. 54-62.

        8. Скрябина Д. Ю., Корлякова Я. Е. Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6

9. Тихомирова Л. Ф. Трудности реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их преодоления, Ярославский педагогический вестник,2013. – № 2. – С. 78-82

10.  Хитрюк В.В., Симаева И.Н. Инклюзивное образовательное пространство: SWOT-анализ // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2014. - № 5. - С. 3139

11. Хитрюк В.В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева -2013. - № 3(79). - С. 189-194.

12. Юрченко Ю.В. Инклюзивная компетентность субъектов образовательного процесса: к вопросу о понятии и структуре, «Науки об образовании», 2020