Консультация для педагогов
Педагогические условия эффективности процесса формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_usloviya_effektivnosti_protsessa_formirovaniya.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические условия эффективности процесса формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды
Проблема создания безопасной для обучения детей среды, а также обеспечении психологической безопасности в процессе взаимодействия участников отношений, сформировавшихся в образовательной среде очень важна в образовании. Ребенок, который находится в образовательной организации, будет обучаться и развиваться успешно в том случае, если отсутствует психологический дискомфорт, а образовательная среда безопасна.
Образовательная среда — это система образовательных условий, которые необходимы для практической реализации определенной образовательной технологии и миссии образовательного учреждения, включая пространственно-предметные условия, систему межличностных (социально-психологических) взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса и пространство разнообразных видов деятельности, необходимых для социализации обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями развития и индивидуальными интересами.
Психологически безопасная образовательная среда представляет собой результат осуществляемого в комплексе, системного, длительного психолого-педагогического процесса, организация которого проводится целенаправленно. Процесс модернизации отечественной образовательной системы ориентирован на то, чтобы создавать благоприятную атмосферу, способствующую формированию личности обучающегося в условиях защищенности и психологического комфорта. Главная цель данной деятельности - создать необходимые, благоприятные условия, которые позволят участникам процесса образования успешно преодолеть эмоциональные нагрузки и психологический дискомфорт в различных жизненных ситуациях, негативно влияющих на развитие личности, а также минимизировать их. При этом итог этих мероприятий заключается в создании в образовательном учреждении следующего:
- гуманистической системы образования;
- единого пространства для образования и воспитания в среде, которая окружает данное учреждение;
- включенности личности ребенка в процесс образования в субъектной позиции;
- значимых для ребенка сообществ, которые позволяют удовлетворить его потребности в межличностном общении. Для них характерны общинная организация деятельности, а также отношения, основой которых является уважение друг к другу, требовательность.
Элементами, входящими в состав психологической безопасности, являются как психологический комфорт, созданный в образовательной среде, так и возможность обеспечить защиту участникам отношений, возникших в учреждении образования.
Эффективные мероприятия процесса формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды:
1. Психологическое просвещение - предполагает повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса, предоставление им необходимой информации по разрешению разнообразных психологических проблем, которые могут возникнуть в процессе обучения.
2. Психологическая профилактика - целенаправленная и систематическая работа, проводимая психологом со всеми участниками образовательного процесса.
З. Психологическая диагностика - направлена на изучение индивидуальных психологических особенностей личности учащихся.
4. Психологическая коррекция - разработка и внедрение в образовательный процесс коррекционных программ, направленных на работу с учащимися, входящими в группы риска.
5. Психологическое консультирование - оказание конкретной помощи обратившимися за ней, в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем.
Под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Проектирование безопасной образовательной среды, прежде всего, должно исходить из принципа защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса, через развитие и реализацию его индивидуальных потенций, устранение психологического насилия между участниками. Второй принцип — опора на развивающее образование, главная цель которого необучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия. Третий принцип — помощь в социально-психологической умелости. Под этим термином понимается набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие.
Условия организации безопасной образовательной среды следующие:
- отсутствие проявлений психического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса
- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития;
- эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации
- удовлетворение основных потребностей в личностно – доверительном общении
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, педагогов-психологов, управленцев, родителей;
- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса
- активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития учащегося в течение учебного дня в школе
- создание гуманистической образовательной системы образовательного учреждения; единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей образовательное учреждение среде
- включенность личности учащегося в образовательный процесс в субъектной позиции
- наличие значимых для ученика сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, характеризующихся общинным характером организации деятельности, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.
К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация доброжелательности, знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время, элементы природы, речевые, пластические и мимические средства, применение аудиовизуального художественного ряда, создаваемого использованием музыкальных фрагментов и демонстрацией слайдов, привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств, использование традиций.
Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью следующих операций:
1. Установление личных контактов: эти контакты должны выстраиваться не только между преподавателем и детьми, но и между самими детьми. Преподаватель называет по имени каждого ученика (в случае, когда невозможно запомнить имена всех учащихся, используются визитки), проявляет интерес, произносит комплименты и выражает надежду на успешность работы, демонстрирует симпатию и расположенность.
2. Подбадривающее, одобрительное отношение во время работы оценочной доминантой педагога, во время совместной работы с детьми становится поощрение в их адрес. Оно относится и к деятельности, и к внешним, и к внутренним достоинствам учеников.
3. Использование разных форм обращения педагога с обучающимися: деловой формы обращения, личностно-доверительного обращение, эмоционально-личностного обращение.
Психологическая безопасность процесса образования представляет собой состояние защищенности обучающихся от возможных угроз его достоинству, душевному состоянию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе. В связи с этим обеспечение такой безопасности - наиболее важное условие, которое позволит личности полноценно развиваться, а также сохранить и укрепить его психологическое здоровье. Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса.