1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся, работа по профилактике семейного неблагополучия.

Адыг-оол Чинчи Хертековна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Тээли  Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва»

668010, Республика Тыва, Бай-Тайгинский кожуун, с.Тээли, ул.Ленина, д.33

1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся, работа по профилактике семейного неблагополучия

В школе МБОУ СОШ с. Тээли создана система сопровождения развития детей с девиантным поведением и помощи семье.

Проблема отклоняющего поведения детей и подростков всегда была актуальной. Девианты – это дети и подростки с неадекватной социализацией, т. е. те, кто недостаточно усвоил ценности и нормы общества.

Вопросы девиантного поведения связаны главным образом с детьми и подростками «группы риска», «трудновоспитуемыми детьми».

Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

1.Организация работы с подростками девиантного поведения.

1 этап.

выявление подростков девиантного поведения:

- изучение личных дел учащихся;

- изучение подростка и окружающей среды;

- корректировка списков детей по социальному статусу;

- определение подростков группы риска;

- оформление контрольных карт на каждого подростка девиантного поведения;

- постоянное наблюдение и своевременная помощь.

2 этап. Обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию:

- индивидуальные беседы, анкетирование, индивидуальные, групповые, психо-корректировочные формы работы. Данные виды работ предполагают пробуждение у воспитуемых интереса к той или иной деятельности.

3 этап – процесс накопления нравственно-положительных качеств, поступков  

подростками девиантного поведения.

Подросткам девиантного поведения педагог-психолог оказывает всевозможную поддержку: вовлечение в творческие и спортивные объединения. Создание ситуации успеха имеет свои положительные результаты: поощрение на уроке, спортивные или творческие достижения, следствие – уменьшение пропусков.

2.Профилактическая работа с такими детьми в нашей школе строится по следующим направлениям:

1.  Ежедневный учет посещаемости учащимися занятий, а также оперативное выявление причин пропусков и принятие мер по возвращению учащихся в школу.

2.  Организация внеурочной занятости учащихся и их активного отдыха, пропаганда здорового образа жизни.

3.  Формирование законопослушного поведения и пополнение правовых знаний: проведение профилактических бесед с инспектором ПДН .

4.  Работа с родителями: заседания педагогического всеобуча для родителей, индивидуальные и групповые беседы по предотвращению противоправного поведения несовершеннолетних, посещение на дому для оказания социальной и профилактической помощи, проведение профилактических рейдов, принятие мер административного воздействия к родителям, не исполняющим свои должностные обязанности, родительские собрания по проблемам семейного воспитания.

5.  Совершенствование педагогической компетенции в работе по коррекции поведения, профилактике социального неблагополучия детей и семей, в которых они проживают: рассмотрение вопросов профилактической деятельности на заседаниях педагогического совета школы, семинарах, совещаниях при директоре.

3.Внутришкольное взаимодействие.

 В школе профилактическая работа ведется:

1.  через систему дополнительного образования: военно-патриотический клуб «Юнармия», творческие объединения;

2.  через спортивно-оздоровительную работу: спортивные секции футбол, волейбол, легкая атлетика. Руководители - преподаватели физкультуры, тренеры ДЮСШ.

3.  через детское самоуправление (детская общественная  организация, старшая вожатаясовет старшеклассников.

4.Через совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся:

-заседания совета проходят два раза в месяц и по необходимости, в соответствии с планом работы на учебный год;

4.Межведомственное взаимодействие осуществляется:

1.  через взаимодействие со специалистами центральной районной больницы;

2.  через взаимодействие со службами социальной защиты населения;

5. Меры педагогического воздействия

1.  Поощрение учащихся даже за незначительные успехи (учеба, внеурочная деятельность).

2.  Организация строгого контроля над выполнением правил школьного распорядка для учащихся, склонных к их нарушению.

Систематическая, целенаправленная, с учетом психофизических возможностей учащихся, деятельность всего коллектива школы  по профилактике социальной дезадаптации, употребления ПАВ, предупреждению правонарушений, дает положительные результаты.

6.  Результаты вовлечения детей, состоящих на внутришкольном контроле, во внеурочную деятельность.

В школе существует и активно функционирует система дополнительного образования, целью ее является гармоничное развитие личности каждого ребенка соответственно ее интересам и наклонностям. В нашей школе ведется работа по пяти направлениям:

  1. Физкультурно-спортивное
  2. Художественно-эстетическое
  3. Декоравтивно-прикладное
  4. Техническое
  5. Интеллектуально-позновательное

7. Психологические технологии в работе педагога-психолога с девиантными детьми и подростками.

На каждого подростка с девиантным поведением составляется " Психологическая карта наблюдений". Для проведения индивидуальной работы педагог-психолог знакомится с условием в семье и средой общения подростка; составляет программу работы с подростком и его семьей. Организуется психолого - педагогическая поддержка ( помощь в учебе, организации свободного времени, временное трудоустройство, участие в общественной жизни школы и класса индивидуальные воспитательные меры). В первичной индивидуальной работе используется методика контактного взаимодействия . В исследование личности подростка используется тест Айзенка «Самооценка психических состояний», «Несуществующее животное», «Дом.Дерево.Человек», опросник  Басса-Дарки» и т.д , с целью изучения и характера тревожности у детей используется тест школьной тревожности Филипса, опросник Спилберга –Ханина». Для изучения личностных особенностей подростков использовались вопросы анкеты "Кругозор".

В работе с трудными детьми используется не только личностно - ориентированный подход, но и групповые формы занятия, с целью изучения взаимоотношения ученика в классе проводится социометрия. В группах проводится тренинговые занятия по формированию умений интерактивного общения, на которых используются импровизированные разыгрывания заранее заданной проблемной ситуации, с целью отработки новых форм поведения, используется тренинг персептивного общения, цель занятия научить, преодолевая внутреннее беспокойство.

Стоит отметить, что работа по профилактике  девиантного поведения  педагогом-психологом ведется системно. Данный вид деятельности охватывает обучающихся и родителей (законных представителей) и педагогов.

Директор школы:                                    Серен-Чимит А.О.

Зам. дир. по УВР:                                   Опакай Д.Б.