1.2. Проведение индивидуальных консультаций обучающего (рекомендательного) характера педагогам и детям, обратившимся к психологу за психологической помощью
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Тээли Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва»
668010, Республика Тыва, Бай- Тайгинский кожуун, с.Тээли, ул.Ленина, д.33
Справка
о проведении индивидуальных консультаций обучающего (рекомендательного) характера педагогам и детям, обратившимся к психологу за психологической помощью
(за 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022)
За время работы педагогом-психологом МБОУ СОШ с. Тээли систематично проводится консультативная работа с учащимися, их родителями (законными представителями) и педагогами. Консультативная помощь оказывается обучающимся, родителям (законным представителям) и педагогам в индивидуальной и групповой формах.
Данная форма работы помогает взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, подросткам помогает в раскрытии самого себя.
Психологическое консультирование
Период | Количество консультирований | ||
Обучающиеся | Родители | Педагоги | |
2019-2020 уч.г. | 85 | 10 | 24 |
2020-2021 уч. г. | 112 | 18 | 24 |
2021-2022 уч. г. | 109 | 27 | 26 |
Можно отметить, что количество родителей, обращающихся за консультацией в целом невелико. Это объясняется низким уровнем образованности родителей, а также слабой заинтересованностью в вопросах воспитания детей.
Информация об основной тематике консультаций
Перечень наиболее востребованных консультационных тем | |
Консультации педагогов | -консультации по снижению уровня тревожности несовершеннолетних; -консультации по вопросам межличностных отношений с учащимися: -консультации по вопросам взаимодействия с гиперактивными детьми; -консультации по способам и методам изучения личности ребёнка. |
Консультации родителей | - консультации по вопросам межличностных отношений в семье; - консультации по вопросам возрастных особенностей развития детей; - консультации по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семье; - консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения подростков; |
Консультации обучающихся | -консультации по вопросам межличностных отношений в семье и школе; -консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения; -консультации подростков стоящих на учёте по профилактике и предупреждению проявления девиантного поведения |
Также педагогом-психологом проводятся групповые консультации с целью психологического просвещения. Групповые консультации для обучающихся проводятся в разной форме: классные часы, внеурочные занятия по психологии, на школьных линейках, профориентационные занятия, тренинги, беседы. Основной смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Для педагогов групповые консультации проводятся на педагогических советах, психолого-педагогических семинарах, совещаниях, методических объединениях классных руководителей.
Просветительская работа психолога среди педагогов в настоящее время актуальна и имеет свою специфику. Необходимо не просто в понятной и доступной для педагога форме объяснить особенности развития ребенка, включая описание его сильных и слабых сторон, способов компенсации трудностей, но и выработать наиболее адекватные способы взаимодействия с ребенком, как в ситуации фронтального обучения, так и в индивидуальных для ребенка ситуациях. Более того, при разработке стратегии взаимодействия учитываются и личностные характеристики ребенка. Достаточно часто возникает ситуация, когда психолог должен стать посредником между педагогом и родителями ребенка, поскольку родители таких детей могут находиться в стрессовой ситуации и нуждаться в большей поддержке не только психолога, но и педагога. Именно по поводу таких детей возникают конфликтные ситуации между родителями и педагогами. Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. Проводятся беседы в «Родительском лектории» где затрагиваются вопросы адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей, формирования положительной мотивации учения, развития способностей ребенка, а также совместное предупреждение асоциального поведения детей.
В ходе работы, педагог-психолог участвует в проектировании и конструировании педагогической деятельности, моделируют ситуации, благоприятные для профессионального и личностного роста, самопознания и саморазвития педагогов. Педагогом-психологом были разработаны семинары для педагогов, выступления на педагогическом совете, родительском собрании. Также она является руководителем методического объединения педагогов-психологов Бай-Тайгинского кожууна в 2019-2021 учебном году .
Табл.2. Количество групповых консультаций для педагогов
Период | Количество консультаций | ||
Педсоветы | Психпедсеминары, тренинги | Совещания и МО кл.рук. | |
2019-2020 уч.г. | 4 | 2 | 3 |
2020-2021 уч. г. | 4 | 3 | 5 |
2021-2022 уч. г. | 4 | 3 | 4 |
Для родителей – на классных родительских и общешкольных родительских собраниях согласно плану работы, также в ходе родительских встреч. Стоит отметить, что педагог-психолог активно пользуется материалом программы «Заботливый родитель».
Табл. 3. Просветительская деятельность родителей и педагогов
Учебный год | Тема выступлений | Форма работы | Слушатели |
2019-2020 | «Трудности адаптации первоклассников к школе» | Родит. собрание | Родители 1классов |
«Факторы риска школьников»- родит, собрание 1-4 кл . | Общешкольное родит. собрание | Родители 1-11кл | |
« Компьютерная зависимость младших школьников» | Родительское собрание | Родители 1-4 класса | |
«Адаптация первоклассников» | Родительское собрание | Родители 1 класса | |
«Психологические проблемы перехода в 5-ый класс» | Родительское собрание | Родители 4 класса | |
«Социально-психологический климат в классе» | Методический семинар | Педагоги | |
«Психолого-педагогические требования к квалификации учителя» | Методический семинар | Педагоги | |
«Профилактика суицида детей и подростков» | Методический семинар | Педагоги | |
2020-2021 | «Психологическая готовность к обучению» | Родительские собрания | Родители 1 классов |
«Семейные межличностные отношения между опекунами и детьми» | Родительское собрание совместно с соц.педагогом | Родители опекуны | |
«Адаптация первоклассников» | Родительское собрание | Родители 1 класса | |
«Адаптация и дезадаптация учащихся в начальной школе на 2020-2021уч.г.» | Метод семинар | педагоги | |
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ» | ПМПк | Педагоги | |
«Психологическое здоровье детей» | Общешкольное родит собрание | Родители 1-11 классов | |
«Что такое дружба?» | Родительское собрание | Родители 8класса | |
«Насилие и жестокое обращение с детьми: причины и последствия» | Общешкольное родит собрание | Родители 1-11 классов | |
«Как помочь ребенку сдать экзамены?» | Родит.собрание | Родители 9-х и 11 класса | |
2021-2022 | «Ваш ребенок первоклассник» | родит собрание | Родители 1 класса |
«Гармония взаимоотношений в семье залог психического здоровья ребенка» | Общешкольное родительское собрание | Родители | |
«В вашей семье растет пятиклассник» | Общешкольное родит собрание | Родители 4 класса | |
«Детская дружба» | Родительское собрание | Родители 8 классов | |
«Профилактика компьютерной зависимости младших школьников» | Родительские собрания | Родители 5-11классов | |
«Мониторинг готовности к школьному обучению» | Методичсекий семинар | Педагоги | |
«Профилактика экзаменационной тревожности» | Родит.собрание | Родители 9-х и 11 класса |
Таким образом, психологическое консультирование с обучающимися, их родителями или законными представителями и педагогами, как индивидуальное, так и групповое, в МБОУ СОШ с. Тээли проводится системно.
Заместитель директора по УВР /Опакай Д.Б./