Рекомендации родителям

 Галиулина Ольга Сайфитиновна

Раздел содержит памятки, рекомендации для родителей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Как побороть лень к учебе

Как известно, есть люди трудолюбивые и ленивые. Откуда берётся лень? Конечно, из детства. Особенно она проявляется тогда, когда ребёнок идёт в школу. Учебная лень – самое распространённое явление. Прежде, чем определить, как побороть лень к учёбе, нужно немного знать о ней.

                 http://marinastudenowa.ucoz.ru/_nw/0/s61159863.jpg

Как проявляется лень к учебе?

  1. Ребёнок не хочет идти в школу, потому что надо сидеть на уроках и выполнять задания учителя.
  2. Ребёнок не желает выполнять домашнее задание или делает его «лишь бы отстали».
  3. Студенты прогуливают: считают слушание лекций нудным занятием и скучным времяпровождением.

Как ни странно, но есть лень «хорошая» и лень «плохая».

Как побороть лень к учебе. «Хорошая» лень

«Хорошая» лень движет прогрессом, так как человек старается выполнить работу быстро, чтобы скорее освободиться и отдохнуть, и для этого выдвигает идеи, придумывает новые решения, старается исключить лишние движения. «Прогрессивная» лень упрощает нашу жизнь.

Как побороть лень к учебе. «Плохая» лень

«Плохая» лень порождает множество недостатков: необязательность, неисполнительность, ненадёжность, апатию и др.

Поскольку признаки лени есть у каждого человека, иногда полезно заняться анализом и определить, какая именно лень у него преобладает.

Если учащийся носитель «хорошей» лени, то надо подумать, стоит ли от неё избавляться.
Уничтожать следует «плохую» лень. Что делать?

Как побороть лень?

  1. Самое главное – цель. Ребёнку надо внушать, что он учится не просто так, а чтобы стать успешным в жизни. Чтобы в дальнейшем получить профессию и работу с достойной оплатой. Каждый должен найти пути самореализации.
  2. Жить по режиму. За детским распорядком строго следят родители, а далее необходимо самому осуществляют самоконтроль. Это трудно, требует огромной силы воли, но возможно.
  3. Устанавливать таймер. Наиболее важные дела в течение дня расписывать по времени. Так воспитывается пунктуальность и способность укладываться во время.
  4. Планировать. Хорошо вечером составлять план на завтра и отмечать плюсом сделанное за день и минусом невыполненное. Если заданий много и среди них есть срочные и несрочные, то нужно распределить их по степени сложности и срокам выполнения. Хорошо записывать на бумаге план действий. У учащихся есть расписание, поэтому какую-то часть работы они могут выполнить в выходные, разгрузив рабочие дни.
  5. Уничтожать «потомы». Пословица учит, не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Поэтому надо стараться всё запланированное делать в обозначенное время.
  6. Устраивать полезные перерывы. Рутинная работа способствует развитию ещё большей лени, поэтому следует чередовать виды деятельности или задания по разным учебным предметам.
  7. Те, кто запомнит, как побороть лень к учёбе, станут успешными людьми, потому что их лень из «плохой» перерастёт в «хорошую».



Предварительный просмотр:

"Не хочу делать уроки"

Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты.

 - Что такое домашнее задание известно всем и каждому (мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь). Несколько поколений школьников на подростковом сленге называют его «домашкой». «Домашка» - это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей с занудным упорством настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школяров с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»?

- Для чего же нужно домашнее задание?

-Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы.

-Почему школьники не любят домашнее задание?

-А не любят школьники «домашку» оттого, что, выходя за пределы классной комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные вещи, которые учитель старательно вкладывал во время уроков.

- Что же необходимо, чтобы школьник выполнял домашнее задание

- У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Понятно, что при этом он может учиться с различной степенью успешности по различным предметам; понятно, что он может испытывать трудности, однако про него точно не скажут с тяжким вздохом: «Не хочет учиться»

- Говоря о привычке, я имею в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет, и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

- Возможно, вам покажется излишним придавать этому такое уж большое значение, поскольку на первых порах ребёнок скорее жаждет, чтобы ему задали что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания, и жизнь войдёт в привычную колею, трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда уроки так уж хочется делать. Первое, что здесь может прийти на помощь ребёнку, - это понимание того, что уроки приготовить надо, вот и всё.

- Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо начинать.

- Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора есть - приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, и этим поведением мы воспитываем у школьника отношение к учёбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу.

- В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в булочную или попросить сходить ребенка в магазин после выполнения уроков, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.

- Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошёл он гулять во двор - его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть - ему могут велеть отложить игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама, ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, - значит, уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

Как создать в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому? Как такое уважение воспитывать?

- Честно говоря, ответить на эти вопросы сложно. Если в семье кто-то из старшего или среднего поколения занят умственным трудом, и все домочадцы с почтением относятся к этому человеку и его занятиям, то, скорее всего, всё произойдёт, само собой. Ребёнок и родители будут уважать умственный труд.

 - Если такого человека нет, то родителям надо бы, прежде всего, пересмотреть свою позицию. И, быть может, начать следует с осознания того, какой огромный труд проделывают их дети, учась.

- Давайте посмотрим приблизительно, что выполняет ребенок за год обучения?

- За год обучения ваш ребенок заполнит 20 тетрадей, прочтёт от корки до корки 5-7 учебных книг, выполнит все задания из этих учебников. Он каждый день пишет, читает (не только учебники), отвечает на вопросы, заучивает наизусть стихотворения и правила, рисует, при этом занимается музыкой и спортом, ходит на экскурсии, выполняет домашние поручения…ГИГАНТСКИЙ ТРУД!!!

- Иногда родители проявляют чрезмерную инициативу, делая с детьми уроки.

- Сообразительным чадам это только вредит. Дети быстро понимают, что выполнение домашнего задания можно «повесить» на уставших, после работы, маму или папу. Вряд ли родители будут сопротивляться, ведь проще всё сделать самим, чем сто раз объяснять непонятливому ученику, почему 5+6=11, а «пальто»- это словарное слово и всегда пишется через «а». Увы, так бывает часто. Вместо необходимой самостоятельной тренировки в усвоении материала ребенок хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ученика!

- Если до школы нормы и знания прививались ребенку в основном в семье, то сейчас именно учитель становится ответственным за усвоение новых социальных норм и знаний.

- Но у родителей есть возможность дать ребенку дополнительный и очень результативный шанс хорошо учиться. Главное, чтобы, находясь в роли учителя (при выполнении домашних заданий), родители сумели создать отличную от школьной обстановку. И тогда, используя преимущества домашних занятий и помощь родителей, ребенок может значительно улучшить результаты обучения.

- Какой же должна быть атмосфера домашних уроков, и чем она должна отличаться от школьной?

- Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется.

- Дома родители не ставят оценок. Безоценочность рождает атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса.

- Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах всего 10- 20 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе перерыв для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха - и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе, а также гиперактивным или слишком тревожным.

- Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам.

- Представьте, что вы вместе отправляетесь в непростое путешествие из пункта «Не могу, не знаю, не умею» в пункт «Могу, знаю и умею!» Причем главная роль принадлежит не вам - вы только сопровождаете отважного путешественника. Однако наблюдать, направлять, помогать намного сложнее и ответственнее, чем делать самому. Поэтому вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку.

 - Чтобы облегчить вашу миссию ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

1. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.

2. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

3. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

4. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

5. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может «заучить» ошибку. Но избегайте слов «ты делаешь не так», «это неправильно».

6. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

- В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы, и вы оцениваете его старание.

- Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого его ребенок тоже не заметит. «Я уверен, что у тебя все получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь», «Правильно», «Хорошо», «Молодец, ты меня радуешь» - эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию.

- Жестокое обращение (негативное подстёгивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причем тревога и боязнь рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации.

- Уступчивость и послушание зачастую достигается за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Любая угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата. Но чувства обиды, особенно если она не сознается как незаслуженная обида, может дать обратный эффект.

- Поэтому я рекомендую Вам чаще хвалить, чем осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно.

- Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые.

- Желаю вам успеха и терпения!